Полезное

Правомерно обнародованные произведения

Правомерно обнародованные произведенияВ данной заметке речь пойдет о правомерном и безвозмездном использовании объекта авторского права, именуемого произведение, с учетом норм Гражданского кодекса РФ с примерами такого использования в сети Интернет.

Произведение — это результат интеллектуальной деятельности в области науки, литературы или искусства, созданный творческим трудом его автора.

Гражданский кодекс РФ (часть 4) предусматривает следующие случаи использования произведения без согласия автора (правообладателя):

  • Свободное воспроизведение произведения в личных целях (ст.1273 ГК РФ)
  • Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях
  • Свободное использование произведения библиотеками, архивами и образовательными организациями
  • Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения
  • Свободное воспроизведение произведения для целей правоприменения

Свободное воспроизведение произведения в личных целях

В личных целях закон допускает воспроизведение обнародованного произведения, за исключением следующего:

  • произведений архитектуры (зданий и сооружений)
  • баз данный и их существенных частей
  • программ для ЭВМ
  • репродуцирования книг и нотных текстов
  • видеозаписи аудиовизуального произведения в месте, открытом для свободного посещения (например фильма в кинотеатре, концерта)
  • воспроизведение аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования

Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях

Без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования, допускается:

  • цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати (блоги, научные публикации, образовательные и аналитические порталы)
  • цитирование произведений (текстов, изображений, скриншотов и другого контента) в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора
  • использование произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью (вебинары, видеолекции и иной подобный контент)
  • сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения правомерно опубликованных в периодических печатных изданиях статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир или по кабелю, доведенных до всеобщего сведения произведений такого же характера в случаях, если такие воспроизведение, сообщение, доведение не были специально запрещены автором или иным правообладателем (перепосты новостей, новостные порталы и агрегаторы)
  • сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью (видеохостинги, новостные порталы и агрегаторы)
  • воспроизведение, распространение, сообщение в эфир и по кабелю, доведение до всеобщего сведения в обзорах текущих событий (в частности, средствами фотографии, кинематографии, телевидения и радио) произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью (сервисы предоставляющие возможность создания трансляций в прямом эфире)
  • публичное исполнение правомерно обнародованных произведений путем их представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы работниками (сотрудниками) данных организаций и учреждений и лицами, соответственно обслуживаемыми данными организациями или содержащимися в данных учреждениях (студенческая самодеятельность, караоке и т.п)
  • запись на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, и доведение до всеобщего сведения авторефератов диссертаций.
  • Создание экземпляров правомерно обнародованных произведений в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими, а также воспроизведение и распространение таких экземпляров без цели извлечения прибыли допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.
  • Библиотеки могут предоставлять слепым и слабовидящим экземпляры произведений, созданные в специальных форматах, во временное безвозмездное пользование с выдачей на дом, а также путем предоставления доступа к ним через информационно-телекоммуникационные сети.
  • Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.

Свободное использование произведения библиотеками, архивами и образовательными организациями

Общедоступные библиотеки, а также архивы, доступ к архивным документам которых не ограничен, при условии отсутствия цели извлечения прибыли вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения предоставлять во временное безвозмездное пользование (в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов) оригиналы или экземпляры произведений, правомерно введенные в гражданский оборот (например, электронные библиотеки, электронные энциклопедии, Википедия, Архив интернета)

Такие библиотеки и архивы вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования создавать единичные копии, в том числе в электронной форме, экземпляров произведений, принадлежащих им и правомерно введенных в гражданский оборот:

  • в целях обеспечения сохранности и доступности для пользователей ветхих и редких экземпляров произведений, ветхих, изношенных, испорченных, дефектных экземпляров произведений;
  • в целях восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров произведений, а также для предоставления экземпляров произведений другим утратившим их по каким-либо причинам общедоступным библиотекам или архивам, доступ к архивным документам которых не ограничен.
  • Указанные библиотеки и архивы при условии отсутствия цели извлечения прибыли вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования создавать в единственном экземпляре и предоставлять копии, в том числе в электронной форме, отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических печатных изданиях, коротких отрывков из иных правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) по запросам граждан для научных и образовательных целей.
  • Образовательные организации при условии отсутствия цели извлечения прибыли вправе без согласия автора и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования создавать копии, в том числе в электронной форме, отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических печатных изданиях, коротких отрывков из иных правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) и предоставлять эти копии обучающимся и педагогическим работникам для проведения экзаменов, аудиторных занятий и самостоятельной подготовки в необходимых для этого количествах (сервисы дистанционного и онлайн-обучения)
  • Государственные архивы в пределах своей компетенции вправе создавать единичные копии произведений, размещенных в сети «Интернет», для хранения в архиве с исключением последующего воспроизведения и доведения до всеобщего сведения.

Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения

  • Допускаются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение и распространение изготовленных экземпляров, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, если изображение произведения является основным объектом использования или изображение произведения используется в целях извлечения прибыли
  • Допускается свободное использование путем воспроизведения и распространения изготовленных экземпляров, сообщения в эфир или по кабелю, доведения до всеобщего сведения в форме изображений произведений архитектуры, градостроительства и произведений садово-паркового искусства, расположенных в месте, открытом для свободного посещения, или видных из этого места.

Важно знать, что Интернет не является местом, открытым для свободного посещения (пункт 13 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 23 сентября 2015 г.), следовательно безвозмездное использование объектов авторских прав, размещенных в сети, не предполагается.

Свободное воспроизведение произведения для целей правоприменения

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение произведения для осуществления производства по делу об административном правонарушении, для производства дознания, предварительного следствия или осуществления судопроизводства в объеме, оправданном этой целью. (к случаям такого использования произведений в сети Интернет можно отнести судебные акты или иные документы, включающие такие произведения и опубликованные на сайтах судов в общем доступе или доступные для участников дела)

Право на обнародование произведения и на его отзыв

Право автора на обнародование произведения принадлежит к чис­лу важнейших его прав, поскольку оно обеспечивает ему возможность решать вопрос о готовности произведения для вынесения на суд пуб­лики, а также прямо затрагивает его имущественные интересы.

Кроме того, реализация права на обнародование приводит к существенному изменению правового режима произведения. В частности, с момента обнародования произведения вступают в силу установленные законом ограничения прав автора, связанные с возможностью свободного ис­пользования произведения (ст.

18—19 Закона РФ “Об авторском пра­ве и смежных правах”); срок охраны анонимных произведений исчис­ляется с даты их правомерного обнародования (ст. 27 того же Закона) и т. д.

Поскольку понятие обнародования уже подробно рассмотрено выше, акцентируем внимание на тех аспектах проблемы, которые не­посредственно связаны с возможностью автора довести произведение до всеобщего сведения.

Сущность права на обнародование можно определить как юридиче­ски обеспеченную автору возможность публичной огласки созданного им произведения. При этом автор одновременно решает два вопроса. Во-первых, он определяет, готово ли его произведение для доведения до неопределенного круга лиц.

Автор может хранить созданное им произведение в тайне от публики до тех пор, пока сам не решит, что оно является достаточно зрелым, завершенным и готовым для обнаро­дования. Конечно, по желанию автора может быть обнародовано и еще не законченное произведение.

Так, художник может выставить для публичного обозрения не вполне завершенные им живописные полот­на или скульптурные изображения, которые, с точки зрения авторско­го права, являются охраняемыми произведениями.

Но сделать это вправе лишь сам автор, который только и может судить о степени готовности своего произведения для обнародования. Во-вторых, рас­сматриваемое право включает решение вопроса о времени, месте и способе обнародования. Автор может обнародовать произведение сам или разрешить это сделать другим лицам.

Выбор способа обнародова­ния зависит как от вида созданного произведения, так и от усмотрения автора. Например, автор литературного произведения может обнаро­довать его путем опубликования, публичного исполнения, передачи в эфир и т. п.

Читайте также:  Рассмотрение дела начато с начала

Право на обнародование как выражающее особый охраняемый за­коном интерес автора является самостоятельным правом создателя произведения. Это обстоятельство необходимо специально подчерк­нуть в связи с тем, что рассматриваемое право всегда реализуется одновременно с каким-либо другим правом автора.

В самом деле, об­народовать произведение, т. е. сделать его доступным для всеобщего сведения, нельзя, не реализовав какое-либо иное право автора, напри­мер, право на опубликование, право на публичный показ, право на публичное исполнение и т. д.

А если, например, опубликование осуще­ствляется путем издания произведения, одновременно осуществляют­ся права на воспроизведение и на распространение произведения. Од­нако очевидно, что названные правомочия представляют собой, хотя и тесно взаимосвязанные, но совершенно самостоятельные права.

Каж­дое из них выражает самостоятельный интерес автора, и каждое может быть нарушено безотносительно к нарушению других правомочий.

При жизни автора лишь он сам может решать вопрос об обнародо­вании произведения. Никто не может заставить автора обнародовать произведение помимо его воли.

Это в полной мере касается и тех произведений, которые созданы автором в связи с выполнением слу­жебных обязанностей, хотя, как уже отмечалось, отказ автора от обна­родования такого произведения в ряде случаев может рассматривать­ся как нарушение им обязанностей по трудовому контракту.

Как нарушение обязанностей по авторскому договору должен быть расце­нен и запрет автора на обнародование произведения, созданного им по заказу.

И в том, и в другом случае это может служить основанием для привлечения автора к ответственности, однако принудить автора к обнародованию произведения невозможно. Если произведение созда­но творческим трудом двух и более лиц, согласие на обнародование должны дать все соавторы.

Существенным нововведением Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах” является закрепление в нем права на отзыв произве­дения, которое отсутствовало в ранее действовавшем законодательст­ве. Согласно п. 2 ст.

15 Закона автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения либо, если произ­ведение уже было обнародовано, может дезавуировать действия по его доведению до всеобщего сведения, публично оповестив о его отзыве.

В качестве единственного условия реализации данного права закон устанавливает возмещение пользователю причиненных таким решени­ем убытков, включая упущенную выгоду. Ранее изготовленные экзем­пляры произведения также изымаются из обращения за счет автора.

Причины, по которым автор аннулирует свое согласие на обнаро­дование произведения или отзывает уже обнародованное произведе­ние, могут быть самыми разными.

Основанием могут явиться транс­формация творческих взглядов или мировоззрения автора, изменение внешних обстоятельств, желание использовать иной способ обнародо­вания произведения и т. п.

Однако юридического значения эти обсто­ятельства не имеют, так как автор не обязан как-либо обосновывать свое решение, в частности доказывать уважительность причин отзыва произведения.

На практике рассматриваемое право может вступить в коллизию с правами лиц, которые приобрели право собственности на материаль­ные носители произведений, подлежащих отзыву.

Как представляет­ся, действующее законодательство не предоставляет автору права на изъятие таких материальных носителей, которые стали объектами права собственности других лиц, хотя бы при этом им и выплачива­лась соответствующая компенсация.

Статья 15 Закона РФ “Об автор­ском праве и смежных правах” говорит лишь о возмещении убытков пользователям произведений, подразумевая под последними лиц, приобретающих права на основании авторских договоров. Поэтому, например, автор не может истребовать созданные им картины или скульптуры у их владельцев, ссылаясь на свое право отзыва.

Последствием реализации права на отзыв является сохранение (для еще не обнародованного произведения) или восстановление (для уже обнародованного произведения) правового режима необна­родованного произведения. Данный результат творческой деятельно­сти может быть вновь доведен до сведения публики только самим авто­ром или с его согласия, на него не распространяются никакие изъятия из авторского права и т. д.

По прямому указанию закона правом отзыва не пользуются авторы служебных произведений. Как уже отмечалось, их согласие на обнаро­дование произведений необходимо, но если оно дано, его нельзя ото­звать в одностороннем порядке.

В отличие от других личных неимущественных прав, право на об­народование способно переходить к другим лицам, что еще раз подчер­кивает условность деления авторских прав на личные неимуществен­ные и имущественные. В частности, оно переходит к наследникам автора, что никем не ставится под сомнение.

Однако объем правомо­чий наследников трактуется при этом по-разному.

Например, обсуж­дая вопрос о праве наследников давать согласие на обнародование тех произведений автора, в отношении которых имеется специальный за­прет автора, некоторые ученые пришли к выводу, что осуществление наследниками данного права должно быть поставлено под контроль определенных государственных учреждений или авторско-правовых организаций. Как представляется, действующее законодательство не дает оснований для каких-либо ограничений прав наследников в отно­шении обнародования произведений умерших авторов. Данный вопрос решается исключительно по их усмотрению, хотя бы действия .наследников расходились с волей самого автора. Следует лишь учиты­вать, что иногда для обнародования произведений, как самим автором, .так и его наследниками, требуется согласие других лиц, интересы ко­торых затрагиваются опубликованием. Речь идет об уже рассматри­вавшихся выше случаях обнародования писем и иных аналогичных документов, а также произведений изобразительного искусства, на которых изображены другие лица.

Как репостить материалы и не нарушать требования закона — Право на vc.ru

Несколько слов об основаниях и требованиях закона, применимых в случае репоста контента, опубликованного в сети «Интернет».

{«id»:55381,»gtm»:null}

Говоря простым языком, репост — это повторное размещение материала, первоначально опубликованного на другом Интернет-ресурсе или другим пользователем Интернет-ресурса. Материалы часто репостят ведении персональных страниц в социальных сетях, при наполнении новостных колонок.

При этом такие материалы являются охраняемым законом результатом интеллектуальной деятельности — произведением. Права на произведения защищаются авторским правом и их использование может повлечь претензии со стороны правообладателей.

Давайте разберемся, каким образом можно законно репостить статьи, фотографии и иные материалы в сети «Интернет» и не нарушать при этом ничьих прав.

Вообще использование произведения допускается только с разрешения правообладателя. При этом закон допускает использование произведения без согласия правообладателя в ряде случаев, предусмотренных законом (это называется «свободное использование»).

Рассмотрим основания, применимые к контенту, размещаемому в сети «Интернет»: статьям, фотографиям, музыке и видео.

Закон допускает использование без согласия автора и правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение произведений, если такое воспроизведение отвечает следующим критериям:

  • произведение используется гражданином, а не компанией;
  • произведение до этого было правомерно обнародовано;
  • произведение воспроизводится в личных целях.

При этом закон допускает именно воспроизведение произведения, под которым понимается «изготовление одного и более экземпляра произведения в материальной форме», «запись произведения на электронном носителе, в том числе, в память ЭВМ».

В то время как размещение произведения у себя на странице, доступной другим пользователям, относится к иным способам использования произведения, предусмотренным законом: доведение произведения до всеобщего сведения, распространение произведения.

Соответственно, скорее всего суды не будут считать это основание надлежащим в случае репоста материалов в сети «Интернет». Кроме того, свободное использование чужих произведений в личных целях не применимо к предпринимателям.

Цитирование допускается без согласия автора и правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования. Условия правомерного цитирования следующие:

  • материалы цитируются в научных, полемических, критических, информационных и учебных целях;
  • при цитировании указан автор и источник заимствования;
  • объем цитирования отвечает поставленной цели. При этом сам объем цитирования в рамках этой цели не ограничен.

Вопреки общему мнению, цитирование допускается не только в отношении текстов, но и в отношении иных произведений — например, фотографий. Это подтвердил Верховный суд в деле Ильи Варламова против архитектурного веб-сайта «Архи.Ру».

Суд указал , что «любые произведения науки, литературы и искусства, охраняемые авторскими правами, в том числе фотографические произведения, могут быть свободно использованы без согласия автора и выплаты вознаграждения при наличии четырех условий: использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях; с обязательным указанием автора; источника заимствования и в объеме, оправданном целью цитирования».

Следует отметить, что цитировать разрешается только правомерно опубликованные произведения. В случае если произведение само по себе распространяется с нарушением закона, его последующее цитирование неправомерно, даже если выполнены предусмотренные законом требования.

Этот вывод подтверждают и суды.

Например, в деле Липецкой газеты против общества «Курс» Суд по интеллектуальным правам признал использование фотографии истца в новости незаконным поскольку фотография изначально разместили неправомерно, хотя ответчик соблюдал условия цитирования при размещении фотографии.

Соответственно, крайне рекомендуется проверять правомерность опубликования произведения при его последующем цитировании.

Также следует отметить, что в требовании закона указать источник заимствования, не имеется в виду гиперссылка на используемый материал. Источник материала можно указать, например, так: «материал размещен на интернет-портале vc.ru».

Законом разрешается также без согласия автора и правообладателя и без выплаты вознаграждения распространять размещенные в печатном или электронном издании статьи «по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам».

Как и в случае с цитированием, допускается копировать только правомерно опубликованный контент и при копировании контента необходимо указать имя автора и источник заимствования, причем это не обязательно должна быть гиперссылка. Кроме того, на два дополнительных требования закона нужно обратить особое внимание.

Во-первых, по рассматриваемому основанию допускается использование только условно «новостных» материалов на указанную в законе тематику: экономическую, политическую, социальную, религиозную. Аналитические статьи, которые касаются не только текущих вопросов, по этому основанию использоваться не могут.

Читайте также:  Порядок отнесения земель

Пример из судебной практики — дело компании «Экон-Профи» против профсоюза «Законность и правопорядок», в котором суд при рассмотрении вопроса о нарушении прав на статью о налоговом праве указал , что спорная статья не посвящена только текущим вопросам и носит аналитический характер.

Следовательно, такую статью нельзя распространять как новостной материал.

Во-вторых, правообладатель вправе запретить распространение статей как новостных материалов. При этом такой запрет может быть сформулирован не очевидным способом. Например, суд в другом деле компании «Экон-Профи» посчитал специальным запретом фразу «Материалы могут использоваться только с разрешения правообладателя».

То есть нельзя распространять материалы, например, Интерфакса , на главной странице которого указано, что «Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса».

Кроме того, часто интернет-издания, предусматривают запрет на использование материалов на общих основаниях, и одновременно устанавливают специальные правила использования. Такие правила могут, в том числе, предусматривать обязательное размещение гиперссылки. Например, такие правила предусмотрены у издания «Фонтанка.Ру», «Деловой Петербург».

Произведение также может использоваться непосредственно с разрешения правообладателя. При этом такое разрешение может быть дано способами, не очевидными для пользователя.

Например, интернет-СМИ часто разрешают использование опубликованных материалов при соблюдении ряда условий.

Так, информационное агентство ТАСС разрешает размещение материалов в полном объеме без получения письменного согласия и без выплаты вознаграждения на персональных страницах физических лиц в сети «Интернет», на веб-сайтах благотворительных организаций и в общественных справочных, просветительских, страноведческих электронных ресурсах. При этом требуется разместить гиперссылку на ТАСС.

Социальные сети также берут согласие у пользователей на предоставление другим пользователям социальной сети права репоста материалов. Соответственно, такие материалы можно спокойно репостить, поскольку согласие правообладателя получено заранее. Однако, как правило, такое согласие дает право использования материалов только внутри социальной сети.

Например, Правила социальной сети В Контакте предусматривают, что пользователь социальной сети, размещая контент «предоставляет другим пользователям неисключительное право на его использование исключительно в рамках предоставляемого Сайтом функционала, путем просмотра, воспроизведения (в том числе копирования) и иные права исключительно с целью личного некоммерческого использования, кроме случаев, когда такое использование причиняет или может причинить вред охраняемым законом интересам правообладателя».

Что такое правомерно обнародованное произведение: определение и примеры

В современном обществе культура играет огромную роль, и это вполне понятно. Ведь это именно культура делает жизнь людей ярче и насыщеннее. Однако, речь не только о тех предметах культуры, которые создаются в настоящем, но и о тех, которые созданы в прошлом. Именно для этого существует понятие правомерно обнародованного произведения.

https://www.youtube.com/watch?v=ulqcnX9JnOM\u0026pp=ygVK0J_RgNCw0LLQvtC80LXRgNC90L4g0L7QsdC90LDRgNC-0LTQvtCy0LDQvdC90YvQtSDQv9GA0L7QuNC30LLQtdC00LXQvdC40Y8%3D

Правомерно обнародованные произведения – это такие произведения, которые созданы в прошлом и которые не являются приватной собственностью. Они могут быть использованы в общественных интересах в любой форме без необходимости получения разрешения автора.

Например, старый фильм, который уже является достоянием культурной сферы, может быть показан на телевидении без необходимости получения разрешения от автора. Или же картина, которая находится в музее, может быть воспроизведена на открытке и распространена в тираже.

Важно отметить, что правомерно обнародованные произведения не заменяют авторские права, но лишь позволяют их использовать в определенных сферах культуры, причем, только в случае, если произведение было опубликовано легально.

Правомерно обнародованное произведение: определение и примеры

Правомерно обнародованное произведение — это произведение, которое было опубликовано автором или соответствующим правообладателем без нарушения авторских прав. Такое произведение может быть использовано другими людьми для целей образования, научных исследований, критики, отзыва, и т.д. без необходимости получения разрешения от правообладателя.

Одним из примеров правомерно обнародованных произведений являются труды Льва Толстого, которые были опубликованы еще в 19 веке. Также в эту категорию можно отнести книги, статьи, видео и музыку, которые были опубликованы, например, в журналах, газетах, на платформах видеохостинга.

Важно отметить, что не все произведения, доступные в открытом доступе, являются правомерно обнародованными. Это может быть связано с тем, что автор не согласен на публикацию своего произведения, или что права на произведение принадлежат другому лицу, а не тому, кто опубликовал его в открытом доступе.

Для того, чтобы быть уверенным в том, что произведение является правомерно обнародованным, необходимо уточнить информацию об авторе, дату публикации, источник и прочие детали о публикации.

    Примеры правомерно обнародованных произведений:

  • Роман «Война и мир» Льва Толстого, опубликованный в 1869 году
  • Статья «Теория относительности» Альберта Эйнштейна, опубликованная в 1905 году
  • Фильм «Девятая рота» Федора Бондарчука, опубликованный в 2005 году

Итак, правомерно обнародованное произведение — это произведение, доступное в открытом доступе, которое было опубликовано автором или соответствующим правообладателем без нарушения авторских прав.

Определение понятия

Пра́верменно обнаро́дованное произведе́ние (ПОП) – это произведение, которое автор публично (через СМИ, на сайте, на концерте и т.д.) распространяет самостоятельно или с использованием третьих лиц. ПОП считается законным, на него распространяются авторские права, а также законы о защите интеллектуальной собственности.

Для понимания, что такое ПОП, необходимо разобраться в понятии авторского права. Это право, которое принадлежит автору на исключительное использование своего произведения, допуск использования третьими лицами только при наличии согласия автора (лицензии) или по иным основаниям, предусмотренным законом.

Важно отметить, что общественная доступность произведения не всегда означает, что оно является правомерно обнародованным. Например, если автор не имеет прав на использование объектов авторских прав, которые встречаются в его произведении, то обнародование произведения будет незаконным, и права на него не будут защищены.

Примером правомерно обнародованного произведения может служить любая песня, фильм, книга, которые были изданы, опубликованы или исполнены публично с согласия автора или по другим основаниям, предусмотренным законом. Также под ПОП могут попадать любые современные формы искусства, например, скульптуры, инсталляции, новостные статьи и т.д.

Авторские права

Авторские права – это правовая концепция, которая защищает права автора на создание и использование его произведения. Автор может иметь исключительные права на использование своего произведения, включая право на публичное исполнение, демонстрацию, распространение и создание производных работ.

https://www.youtube.com/watch?v=ulqcnX9JnOM\u0026pp=YAHIAQE%3D

Авторские права обычно принадлежат только одному автору или группе авторов, и защищаются на протяжении всей жизни автора, а также после его смерти в течение определенного периода времени.

В случае нарушения авторских прав, автор может подать в суд на защиту своих прав и получить компенсацию за ущерб, нанесенный нарушителем. В тоже время, нарушение авторских прав может привести к гражданской и уголовной ответственности.

Важно понимать, что авторские права распространяются только на конкретное произведение, а не на идеи, концепции или методы, содержащиеся в произведении. Также, существуют определенные ограничения на использование произведения в определенных случаях, например, при использовании в академических или научных целях.

Несоблюдение авторских прав

Авторское право является одним из основных видов интеллектуальной собственности, которое предоставляет авторам произведений право на использование, распространение и защиту своих творческих результатов.

Несоблюдение авторских прав включает в себя различные нарушения законов об авторском праве, такие как:

  • Незаконное копирование, распространение и продажа произведений без разрешения автора;
  • Использование произведений без указания авторства и неуплаты авторских вознаграждений;
  • Изменение или искажение произведений, без согласия автора;
  • Плагиат — использование чужих произведений без указания источника.

Несоблюдение прав на интеллектуальную собственность может повлечь за собой юридические последствия, включая штрафы, административные и уголовные наказания.

Для защиты авторских прав и прав на интеллектуальную собственность рекомендуется уточнить юридические нормы и законы в вашей стране, а также использовать различные методы защиты, такие как маркировка и шифрование данных.

Примеры правомерно обнародованных произведений

Исходя из определения правомерного обнародования произведения, можно привести несколько примеров:

  • Книги, которые были выпущены издательством с разрешения автора. Автор предоставил издательству право на издание и распространение своей книги. В таком случае издательство может свободно продавать и рекламировать книгу, не нарушая авторских прав.
  • Музыкальное произведение, которое было опубликовано на музыкальном сервисе, на котором автор самостоятельно разместил свою композицию. При этом автор может указать условия использования своей музыки, например, использование только в некоммерческих целях или указание авторства в случае коммерческого использования.
  • Статья в газете или журнале, которая была написана журналистом по заданию редакции и опубликована с согласия автора. Автор может указать условия использования своей статьи, например, запрет на изменение текста без его согласия.

Все перечисленные примеры относятся к правомерно обнародованным произведениям, так как авторы разрешили использовать свои произведения. При этом используется важное условие – согласие автора на использование его творения, что делает использование произведения легальным и не нарушающим авторских прав.

Ограничения использования правомерно обнародованных произведений

Хоть правомерные обнародованные произведения могут использоваться без согласия автора, некоторые ограничения все же существуют. Вот некоторые из них:

  • Авторские указания. Если автор указал на ограничения использования своего произведения, их следует учитывать. К примеру, автор мог запретить использование своего произведения для коммерческих целей.
  • Цитирование. Если вы используете часть произведения для цитирования, ваше использование должно быть доказано цитируемой литературой, такой как учебники, энциклопедии и т.д.
  • Объем. Использование слишком многих или слишком длинных частей произведения может восприниматься как нарушение авторских прав.
  • Публичное исполнение. Если вы хотите использовать произведение в публичном исполнении, вам может понадобиться специальное разрешение или лицензия.
  • Права на перевод или адаптацию. Если вы планируете перевести произведение на другой язык или адаптировать его, вам может потребоваться дополнительное разрешение от автора или его представителя.

Разумеется, это не полный список ограничений и требований, которые могут быть применены к использованию правомерно обнародованных произведений. В случае сомнений наилучшим выбором будет связаться с автором или его представителями, чтобы убедиться, что вы не нарушите авторские права.

Читайте также:  Российская книжная палата

Разрешение на использование произведений

Правомерно использовать произведение только при наличии соответствующего разрешения автора или правообладателя. Для получения разрешения на использование произведения следует заключить договор с автором или правообладателем, в котором будет указано, каким образом можно использовать произведение, в том числе и сроки использования.

Также существует понятие свободной лицензии, которая предоставляет право использования произведения без необходимости заключения договора с автором или правообладателем, но такие случаи являются исключением из общей правовой практики.

Разрешение на использование произведения может выдаваться не только для коммерческих целей, но и для некоммерческих, например, при использовании произведения в научной или образовательной деятельности. В любом случае разрешение должно быть оформлено в письменной форме и содержать все необходимые условия использования произведения.

  • Примеры использования произведения с разрешением:
  • — Использование фотографии для размещения в книге, которую выпускает издательство с разрешением автора;
  • — Воспроизведение музыкальной композиции в рамках телепередачи с разрешением правообладателя;
  • — Использование картинки на сайте с разрешением автора произведения.

Вопрос-ответ

Что такое правомерно обнародованное произведение?

Правомерно обнародованное произведение — это произведение, которое было опубликовано с согласия автора или иного правообладателя либо в соответствии с законом. Также называется «общественным достоянием» или «доменом».

Какие примеры можно привести правомерно обнародованных произведений?

Примерами правомерно обнародованных произведений могут служить: книги, статьи, музыкальные композиции, фотографии, картинки, видео и т.д. Примером также может служить фольклор или произведения, автор которых умер более 70 лет тому назад.

Что такое авторское право?

Авторское право — это право, которое предоставляет автору произведения законодательно установленные преимущества в отношении использования своего произведения. Авторское право закреплено за автором с момента создания произведения.

Можно ли использовать правомерно обнародованные произведения без согласия автора?

Да, можно. Если произведение находится в общественном достоянии, то его можно свободно использовать без согласия автора. Однако, если произведение находится под защитой авторского права, то для его использования необходимо получить согласие автора или иного правообладателя.

Как определить, находится ли произведение в общественном достоянии?

Если произведение было создано более 70 лет назад и автор умер, то оно находится в общественном достоянии. Также произведение может быть опубликовано с согласия автора или правообладателя, либо если законодательство страны, где произведение было создано, не предусматривает авторскую защиту.

Глава 2. Особенности права на обнародование

Право на обнародование – обеспечение первичного доступа к произведению неограниченного числа лиц. Смысл этого правомочия в том, что только автор должен иметь право определять степень готовности своего произведения к выходу на широкую публику.

Юридическая форма реализации этого правомочия – договор о первом использовании необнародованного произведения или акт передачи работодателю служебного произведения. Возможно частичное обнародование произведения, т.е. его отдельных частей или элементов содержания (аннотация, автореферат диссертации и т.д.).

Если автор после обнародования своего произведения по каким-либо причинам отказывается от его дальнейшего использования, он может применить свое право на отзыв произведения.

Право на обнародование произведения является личным неимущественным авторским правом. Оно защищает личные интересы автора и не связано непосредственно с экономическими интересами.

Личные интересы автора, защищаемые правом на обнародование произведения, находятся вне правовой сферы, а потому юристы не должны их определять: это любые интересы (соображения) автора.

Равным образом не подлежит установлению, какой псевдоним выбрать автору и как он должен осуществлять свое право на неприкосновенность произведения.

Право на обнародование произведения не может быть принудительно отчуждено от автора. Данное обстоятельство также подтверждает, что это – личное неимущественное право.

Право на обнародование произведения автор при жизни вправе уступить другому лицу, что обнаруживает неточность, содержащуюся в п. 2 ст. 1228 ГК РФ, где указано, что «личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы»[8].

Статья 1281 ГК РФ гласит: на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования.

Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Согласно ст. 1268 ГК РФ автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, которое обладает исключительным правом на произведение. Такое обнародование не должно противоречить воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном) [9].

Право на обнародование может быть осуществлено автором самостоятельно или путем предоставления разрешения на данное действие другим лицам, но лишь однократно.

После смерти автора право на обнародование произведения принадлежит владельцам исключительного права на произведение, а также лицам, имеющим по договору право на использование произведения. По истечении срока действия авторского права на произведение оно подлежит свободному использованию любым лицом. В процессе такого использования оно может быть свободно обнародовано.

Однако обнародование произведения после смерти автора нельзя осуществить, если оно будет противоречить «воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном)».

Это ограничение относится как к тому периоду, когда исключительное право на произведение еще существует (п. 3 ст. 1268 ГК РФ), так и к тому, когда исключительное право уже не действует, например, когда оно прекратилось (п. 3 ст. 1282 ГК РФ). В п. 2 ст.

1338 ГК РФ содержится правило о том, что публикатор не вправе обнародовать произведение, если это запрещено автором.

Таким образом, указанное ограничение в период действия исключительного права является ограничением авторского права, а в тех случаях, когда исключительное право не действует, выступает как запрет на обнародование произведения.

Такое ограничение может сопровождаться различными условиями («обнародовать через 50 лет после моей смерти», «не издавать на иностранных языках» и т.п.). Если ограничение выражено в завещании, то оно, несомненно, имеет правовое значение.

Однако если об этом сказано не в завещании, то, по моему мнению, с точки зрения права оно недействительно, если не будет подтверждено решением суда.

В любом случае представляется, что ограничение права на обнародование произведения, даже содержащееся в самом завещании, может быть – после смерти автора – отменено по решению суда, который должен взвесить публичные интересы общества и частные интересы лиц, настаивающих на том, что произведение не должно быть обнародовано[10].

Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора[11].

Право на обнародование состоит в возможности автора самому обнародовать или разрешить обнародовать произведение в любой форме.

Никто, кроме автора, не вправе осуществлять или разрешать осуществление действий, которые впервые делают произведение доступным для всеобщего сведения.

Обнародование произведения в зависимости от его объективной формы и желания автора может осуществляться путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом.

Право на обнародование не абсолютно. Оно предполагает возможность отказа автора от ранее принятого решения об обнародовании произведения. Подобный отказ именуется правом на отзыв.

Реализация автором своего права на отзыв может нанести ущерб интересам пользователя произведения.

Поэтому осуществление права на отзыв допускается лишь при условии возмещения пользователю всех причиненных решением автора убытков, включая упущенную выгоду.

Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения. Право на отзыв не применяется лишь в отношении служебных произведений[12].

Заключение

Авторское право составляет важный элемент в процессе развития. Опыт показывает, что богатство национального культурного достояния непосредственно зависит от уровня охраны, предоставляемой литературным и художественным произведениям.

Чем выше этот уровень, тем больше стимул для авторов; чем больше число интеллектуальных творений в стране, тем выше её авторитет; чем больше произведений литературы и искусства, тем больше возможностей для развития книжной, звукозаписывающей и развлекательной промышленности.

В конечном счете, неоспоримо, что поощрение интеллектуального творчества, является одной из основных предпосылок социального, экономического и культурного развития[13].

Как только идеи воплощаются в произведения, возникает авторско-правовая охрана их формы – в смысле расположения слов, нот и знаков. Авторское право охраняет права авторов художественных произведений от тех, кто их копирует, т.е. от тех, кто использует формы, являющиеся оригинальным созданием автора.

Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, если они существуют в какой-либо объективной форме. Иными словами, авторское право в равной мере охраняет как рукопись романа, лежащую в ящике стола писателя, так и опубликованный, т.е. выпущенный в свет, роман.

Сказанное относится к любой форме обнародования, т.е. осуществленного с согласия автора действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения.

Формами обнародования произведения служат его опубликование, публичный показ, публичное исполнение, передача в эфир и т.п.

Произведение считается обнародованным с момента, когда оно стало потенциально доступным для сведения неопределенного круга лиц, независимо от числа лиц, реально воспринимавших это произведение.

Опубликование – это выпуск в обращение с согласия автора экземпляров произведения в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения. В форме опубликования обнародуется большинство литературных (в том числе научных) произведений, издающихся тиражами, оправданными читательским спросом[14].