Право на передвижение
Конституция РФ наделяет всех россиян многочисленными правами и свободами. К ним относится возможность свободного передвигаться по территории России, выезжать за пределы государства, а также возвращаться домой при необходимости.
Если какие-либо третьи лица создают препятствия для передвижения, то это является уголовно наказуемым преступлением. За него назначается тюремное заключение на срок от 2 до 8 лет. Отдельным пунктом в УК указываются иные преступления, связанные с нарушением данного права. Они представлены захватом заложников или похищением.
Понятие на основании Конституции
Основные сведения о данном конституционном праве каждого россиянина приводятся в ст. 27 Конституции. Свобода передвижения и выбор места жительства считается фундаментальным, а также относится к личным свободам граждан.
Поэтому его запрещено ограничивать какими-либо способами независимо от обстоятельств. Право передвижения имеется не только у российского гражданина, но и у лиц без гражданства или иностранцев, находящихся на территории РФ.
Внимание! Даже представителями государственных органов такое право может ограничиваться только при серьезных основаниях.
Право на свободу передвижения учитывает следующие факторы:
- гражданин самостоятельно принимает решение о том, где он будет проживать или оформлять постоянную прописку;
- допускается беспрепятственно покидать территорию России для посещения других государств в разных целях;
- возможность вернуться в РФ из другой страны.
На территории России граждане регистрируются по месту жительства, причем данная процедура является уведомительной. Люди самостоятельно выбирают объект недвижимости для проживания, о чем уведомляют уполномоченные органы власти.
Но право на свободу передвижения не является абсолютным. Поэтому допускается накладывать определенные ограничения, например, если необходимо защитить государственную безопасность или общественный порядок.
Запрещено пользоваться этим правом, если оно наносит вред здоровью или нравственности россиян. Обычно такие ограничения встречаются на территории пограничных полос, а также мест, где введено военное положение.
Право на беспрепятственное передвижение имеется только у лиц, которые находятся законно на территории России. Если же человек проник в страну с нарушением визового режима, то он лишается данного права.
По ФЗ N 5242-1 ограничивается свобода передвижений в некоторых районах страны.
Хотя человек может легко менять место жительства, но в течение 7 дней он должен уведомить о своих передвижениях представителей МВД.
- Если гражданин сталкивается с отказом в регистрации, то такое решение можно обжаловать в суде.
- Для пересечения границы у человека должны иметься при себе определенные документы, к которым в первую очередь относится паспорт.
- Представители государственных инстанций могут временно ограничивать право на выезд при следующих условиях:
- призыв на военную службу;
- гражданин задерживается по подозрению в каком-либо преступном деянии;
- человек осужден за преступление, но еще не отбыл назначенное наказание;
- он отказывается исполнять финансовые обязательства, возникшие на основании судебного решения;
- человек имеет доступ к государственной тайне;
- выявляется, что гражданин предоставил недостоверные данные при оформлении документации.
При отказе человек получает уведомление, в котором перечисляются причины принятия такого решения. При наличии веских оснований, представленных официальным ограничением, приводятся точные сроки, в течение которых гражданин не сможет покинуть территорию РФ.
Ограничения могут быть законными или незаконными. В первом случае они накладываются представителями государственных органов при наличии веских оснований. Во втором случае частные лица или органы власти без уважительных причин лишают человека его права свободно передвигаться.
Незаконное удержание обычно сопровождается изолированием в каком-либо помещении. Преступники иногда связывают своих жертв, угрожают им физическим насилием или опасным оружием, а также оказывают психологическое давление. Все эти действия представлены уголовным преступлением.
Нарушением права человека является даже отказ работодателя отдавать документы работнику, который трудится на основании вахтового метода, поскольку без этой документации человек не сможет доехать до дома или повторно устроиться на работу. Хотя руководитель компании не пользуется угрозами или физической расправой, но он незаконно лишает человека возможности вернуться домой.
Допускается лишать свободы человека при следующих условиях:
- изоляция осуществляется добровольно самим гражданином;
- возникает крайняя необходимость;
- представители власти пользуются этими действиями в качестве карательной меры;
- требуется задержать человека, который числится подозреваемым в каком-либо тяжком преступлении.
Справка! Если кроме ограничения передвижения человек перемещается в другое место, то такие действия квалифицируются по ст. 126 УК как похищение.
При определении меры наказания для преступника, который лишил другого человека права на свободу передвижения, учитывается мотив таких действий, место и время удерживания человека, а также средства, которые применялись для этих целей. Определяются условия, в которых находилась жертва, а также оцениваются другие факторы, которые могут быть отягчающими или смягчающими обстоятельствами.
К отягчающим обстоятельствам относится:
- совершение преступления несколькими лицами по предварительному сговору;
- осуществление насильственных действий;
- жертвой выступает несовершеннолетний или беременная женщина;
- во время ограничения свободы применялось оружие или другие предметы, которыми преступник мог нанести вред здоровью человека;
- жертвами выступало несколько лиц;
- причинение тяжкого вреда здоровью или убийство человека по неосторожности.
Если преступник, удерживающий человека, требовал выкуп, то при назначении наказания учитывается не только незаконное удержание, но и вымогательство денег.
https://www.youtube.com/watch?v=AqJrBiDNz70\u0026pp=ygUo0J_RgNCw0LLQviDQvdCwINC_0LXRgNC10LTQstC40LbQtdC90LjQtQ%3D%3D
Во время совершении преступления используются различные методы, к которым относится физическое воздействие (человек запирается или связывается), психологическое влияние (угрозы или шантаж), сочетание методик или обман (введение в заблуждение). Обычно такое удержание используется для совершения более тяжких преступлений, к которым относится вымогательство, убийство или разбой.
Меры ответственности
Наказания за нарушение права свободы человека на передвижение предусматриваются положениями ст. 127 УК.
К основным мерам ответственности относится:
- при отсутствии квалифицирующих признаков назначается арест на срок от 3 до 6 месяцев, который может заменяться тюремным сроком или ограничением свободы на 2 года;
- если во время удержания человека использовались меры физического насилия или оружие, а также жертвами выступали дети или беременные женщины, то назначается тюремное заключение на срок от 3 до 5 лет, которое может заменяться судьей на принудительные работы в течение 5 лет;
- если преступление совершается организованной группой, а также связано с убийством или нанесением тяжкого вреда здоровью человека, то это грозит тюремным заключением на период от 4 до 8 лет.
К квалифицирующим признакам относятся не только отягчающие, но и смягчающие обстоятельства, которые изучаются во время судебного заседания. Учитываются последствия совершенного деяния, а также наличие взаимосвязи с другими преступлениями. Нередко судья кроме принудительного удержания наказывает преступника по ст. 286, 301 или 305 УК.
При выборе наказания судья изучает материалы дела, чтобы получить ответ на следующие вопросы:
- как долго удерживался человек;
- в каких условиях находилась жертва;
- к каким негативным последствиям привели незаконные действия;
- иные факторы, влияющие на тяжесть деяния.
Если изначально человек согласился посетить конкретное место, после чего ответчик по уважительным причинам и без злого умысла не смог выпустить жертву, то это является смягчающим обстоятельством.
Случай из судебной практики
Существует множество примеров, когда нарушалось право человека на свободу передвижения. Например, мужчины после работы приняли решение отпраздновать праздничное событие, поэтому остались в мастерской для распития алкоголя.
Мастерская располагалась в подвале производственного здания. Между мужчинами возник конфликт на почве ревности. Ответчик воспользовался сначала словесными угрозами, после чего замер собутыльника в производственном помещении, пообещав убить его из своего охотничьего оружия.
Ответчик после совершенных действий отправился в бар, после чего вернулся домой и заснул. Только через день он вспомнил, что оставил коллегу запертым в мастерской, забрав не только ключи, но и мобильный телефон жертвы.
Пострадавший после освобождения написал заявление в полицию, уверяя, что его не только похитили, но и серьезно избили.
Судья, рассмотрев все материалы дела, принял решение назначить наказание в виде ограничения свободы на 2 года.
Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства (ст. 27 Конституции России)
- Конституционное право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства означает беспрепятственное перемещение лиц, законно находящихся на территории российского государства, по территории Российской Федерации, свободный выбор ими места пребывания или постоянного жительства.
- В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином России его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом в Российской Федерации введен регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства.
- Под местом пребывания понимается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно.
- Под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных условиях, предусмотренных законом.
- Органом регистрационного учета является Федеральная миграционная служба.
Гражданин Российской Федерации обязан регистрироваться по новому месту жительства не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства. Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока зарегистрироваться по месту пребывания.
Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан Российской Федерации.
Конституция России также гарантирует каждому свободу выезда за пределы Российской Федерации, а для граждан Российской Федерации — право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Выезд граждан Российской Федерации за рубеж осуществляется по заграничным паспортам.
Несовершеннолетние граждане Российской Федерации, как правило, выезжают из Российской Федерации совместно хотя бы с одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей либо при наличии нотариально оформленного согласия указанных лиц.
Основные законодательные акты:
- Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»;
- Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Кс признал законным ограничение на передвижение в пандемию — новости право.ру
Конституционный суд признал соответствующим Основному закону страны решение подмосковных властей ограничить передвижение граждан во время пандемии коронавируса. Соответствующее решение опубликовано на официальном сайте КС.
https://www.youtube.com/watch?v=AqJrBiDNz70\u0026pp=YAHIAQE%3D
Речь идет о пп. 3 п. 5 апрельского постановления губернатора Подмосковья «О введении в Московской области режима повышенной готовности». Он запрещает гражданам покидать место жительства.
Исключение составляли обращение за медпомощью, переливание крови, походы в магазин, выгул домашних животных на расстоянии 100 метров от дома и т.д.
Кроме того, выходить можно было, предварительно оформив специальный пропуск.
24 апреля один из жителей подмосковного Протвино (имя не указано) вышел из дома и пошел в одно из городских общественных мест, нарушив тем самым указ губернатора. Местные органы МВД составили на него протокол об административном нарушении из-за невыполнения правил поведения при ЧС или угрозе ее возникновения.
Протокол направили судье.
Протвинский городской суд Московской области, в свою очередь, направил дело в КС проверить на конституционность нормы губернаторского постановления: заявитель считает, что они не соответствуют сразу семи статьям Конституции. Речь идет о статьях, гарантирующих соблюдение прав и свобод человека, а также о том, какие сферы находятся в ведении Российской Федерации, а какие – субъектов РФ.
Ограничения – на благо граждан
В своем решении Конституционный суд сослался на ст. 2, 7 и 41 Основного закона, которые утверждают, что жизнь человека – «высшее благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности». Именно в связи с этими положениями власти берут на себя ответственность обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, говорит КС.
В этом сюжете
По мнению суда, необходимость защиты жизни и здоровья граждан при ЧС «предполагает принятие таких правовых актов, которые не исключают возможности ограничения прав и свобод человека, в том числе и свободы передвижения». КС уточняет: ограничение допустимо постольку, поскольку оно соответствует поставленным целям. Оно должно быть соразмерно и пропорционально угрозе.
Конституционный суд признает право граждан на передвижение, гарантированное Основным законом страны. Но он уточняет: при реальной общественной угрозе жители должны проявлять «разумную сдержанность», реализуя это право.
Временные ограничительные меры, которые принимает государство, «направлены на самоорганизацию общества перед возникновением общей угрозы», указывает КС.
По мнению суда, это одно из проявлений форм социальной солидарности, которая основана на взаимном доверии государства и общества.
Кроме того, КС отмечает: ограничение свободы передвижения – не то же самое, что ограничение личной свободы.
Суд указал, что введение административной ответственности за нарушение самоизоляции в период эпидемии – «приемлемый баланс между защитой жизни и здоровья граждан и правами и свободами конкретного гражданина».
Такой баланс нужен, чтобы поддерживать жизнедеятельность общества в условиях распространения опасного заболевания.
Более того, введение ограничений в этой ситуации – задача, «уклониться от решения которой государство не вправе», говорит суд.
Суд также сослался на рекомендации ВОЗ, в которых Всемирная организация здравоохранения советовала ограничивать контакты между гражданами, в том числе вводя карантин и ограничивая передвижение людей.
Регионы против центра: кому вводить ограничения?
Конституционный суд указал, что защита прав человека в условиях пандемии входит в совместное ведение регионов и федерального центра. А это значит, что региональные власти могут регулировать вопросы, которые касаются защиты прав человека, а также защищать население и территории от чрезвычайных ситуаций и природных катаклизмов.
Суд сослался на 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который предусматривает три режима работы органов, занимающихся предупреждением и ликвидацией ЧС:
- повседневной деятельности – когда нет такой угрозы;
- повышенной готовности – когда угроза появляется;
- чрезвычайной ситуации – когда ЧС возникла и надо ее ликвидировать.
Когда власти вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или аналогичное должностное лицо может назначить руководителя для устранения последствий ЧС. Он, в свою очередь, может принимать дополнительные меры по защите населения, в том числе ограничивать доступ людей и машин на территорию, где есть угрозы возникновения стихийных бедствий, указал Конституционный суд. Это должностное лицо – глава региона.
В этом сюжете
Суд сослался и на положения закона Московской области «О защите населения и территории Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Этот акт позволяет губернатору принимать решения в условиях ЧС.
Кроме того, КС указал на то, что постановление о самоизоляции руководитель региона принял уже после аналогичного постановления президента, которым глава государства обязал руководство субъектов РФ бороться с пандемией.
Конституционный суд указал также на то, что ситуация с коронавирусом была экстраординарной.
И хотя конкретные федеральные законы о разграничении полномочий центра и регионов в борьбу с пандемией были приняты уже после указа руководителя Подмосковья, власти области предприняли экстренные меры по минимизации ущерба здоровью и жизни граждан.
А значит, опережающие меры нельзя считать антиконституционными. Кроме того, временной промежуток между введением ограничений в Подмосковье и появлением полномасштабного федерального регулирования был незначительным, указали судьи.
Кроме того, с 1 апреля этого года начала действовать норма федерального законодательства, позволившая привлекать к административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил. Это и стало основанием для введения регионального регулирования, указали в КС.
Суд оценил и соразмерность принятых ограничений нависшей угрозе. Он указал, что разумность мер, принятых подмосковными властями, отражается в установленных исключениях: возможности выйти в магазин, выгулять собаку, сходить к врачу и т.д.
При этом ограничения менялись постольку, поскольку менялась санитарно-эпидемиологическая обстановка.
КС также указал, что суды при рассмотрении дел об оспаривании штрафов за нарушение режима самоизоляции могут учитывать и другие уважительные причины, чтобы смягчить решение правоохранителя или вовсе его отменить.
В итоге суд признал соответствующим Конституции ограничения, введенные подмосковными властями.
Свобода передвижения — Просветительский журнал STRIKUN.RU
Свобода передвижения — право человека беспрепятственно передвигаться по территории страны, выбирать своё место жительства и пребывания, покидать страну и возвращаться в неё.
Право на свободу передвижения устанавливается как в международных актах, так и российским законодательством.
Теоретиками школы естественного права относятся к естественным правам, так как естественный характер происхождения обусловлен «природой» человека. Входят в группу личных прав и свобод.
Право на свободу передвижения обычно включает в себя:
- гражданин самостоятельно принимает решение о том, где он будет проживать или делать постоянную регистрацию;
- гражданин вправе беспрепятственно покидать территорию своей страны для посещения других государств в разных целях и вернуться на территорию своего государства из другой страны.
Свобода передвижения в международном праве
Свобода передвижения устанавливается ст.2 римской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г. (парижский ПРОТОКОЛ N 4 от 16 сентября 1963 года):
-
Каждый, кто на законных основаниях находится на территории какого-либо государства, имеет в пределах этой территории право на свободу передвижения и свободу выбора местожительства.
-
Каждый свободен покидать любую страну, включая свою собственную.
-
Пользование этими правами не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности или общественного спокойствия, для поддержания общественного порядка, предотвращения преступлений, охраны здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.
-
Права, признанные в пункте 1, могут также, в определенных районах, подлежать ограничениям, вводимым в соответствии с законом и обоснованным общественными интересами в демократическом обществе.
Статья 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г.:
-
Каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства.
-
Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную.
-
Упомянутые выше права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами.
-
Никто не может быть произвольно лишен права на въезд в свою собственную страну.
В законодательстве россии
В национальном законодательстве свобода передвижения устанавливается в ст. 27 Конституции РФ:
-
Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
-
Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
А также в ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»:
- В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
- Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
- Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Считается, что свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства является существенным элементом свободы личности, условием профессионального и духовного развития человека (установлено Постановлением КС РФ от 04.04.1996 N 9-П).
Ограничения свободы передвижения (на примере России)
Свобода передвижения не является абсолютным правом, а соответственно может быть ограничена в соответствии с законом.
Реализации права на выбор места жительства претворяет определенный порядок. Закон устанавливает обязанность гражданина, прибывающего на новое место жительства, в определенный срок зарегистрироваться в органах внутренних дел.
Вопросы передвижения регулирует Закон «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Он ограничивает свободу передвижения в пограничной полосе, закрытых военных городках и т.п. В остальных случаях никакие ограничения не допускаются.
Кроме того, гражданину может быть ограничен выезд с территории государства:
- При призыве на военную службу или направлении на альтернативную гражданскую службу, до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы;
- При задержании по подозрению в совершении преступления либо привлечении в качестве обвиняемого, до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;
- При осуждении за совершение преступления, до отбытия наказания или до освобождения от наказания;
- При уклонении от исполнения обязательств, наложенных на него судом, до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;
- При сообщении о себе заведомо ложных сведений при оформлении документов для выезда из Российской Федерации, до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы.
Литература по теме
Больше о правах человека
Метки права человекаправотерминыэнциклопедия
Конституционное и законодательное регулирование права граждан РФ на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах РФ
Проблемы реализации свободы передвижения всегда были актуальны для нашей страны. Действовавшие еще в царской России паспортный режим и полицейская регистрация устанавливали необходимость получения разрешения как на выезд из страны, так и на передвижение внутри.
Похожая система была и в СССР, где были введены паспорта и режим прописки, которые закрепляли каждого гражданина за определенным местом жительства, а также закреплялось положение о получении у властей разрешения на проживание.
Прописка была «способом тотального контроля за каждым, инструментом давления, манипулирования, ограничения прав».
Это усугублялось и тем, что от наличия или отсутствия соответствующего штампа в паспорте зависела возможность реализации имущественных, трудовых, избирательных, социальных, семейных и других прав граждан. Еще в конце 80-х гг. двадцатого века инициативы об отмене прописки воспринимались как фантастические и невозможные» [1, c 260].
Для России двадцать первого века вопросы нормативного регулирования свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства не утратили своей актуальности. Реальное воплощение данного права в жизнь требует не только полной переработки всего законодательства и практики, но и в целом гражданского правосознания.
Нормативное регулирование свободы передвижения имеет очень сложную структуру, в которой особая роль принадлежит Конституции Российской Федерации принятой в 1993 г.
Конституция РФ закрепляет право каждого человека, законно находящегося на территории России, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Это естественное, неотчуждаемое право каждого человека, которое также представляет собой некий комплекс правомочий, которые включают возможность без каких-либо препятствий передвигаться по территории РФ в нужном направлении, а также свободно выезжать за пределы РФ и свободно возвращаться назад.
Кроме ведущего и фундаментального конституционного закрепления этого права, который является одним из наиболее важных показателей уровня свободы человека и прогресса демократии в обществе, следует сказать еще о нескольких уровней его нормативного установления.
Очень важное значение имеет международно-правовой уровень регламентации этого права. Свобода выбора места жительства нашла свое закрепление в пункте 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, статьи 2 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющихся согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ составной частью правовой системы России.
Также нужно отметить важность регламентации реализации данного права и на уровне текущего законодательства РФ (гражданского, административного, трудового, жилищного и др.). Этому праву посвящен самостоятельный закон, именуемый как Закон РФ от 25 июня 1993 г.
№ 5242–1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», которые был принят еще до принятия Конституции 1993 года и который заложил всю основу для реализации в нашей стране свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства.
Также стоит отметить, что некоторым моментам реализации права уделяется внимание в Гражданском кодексе РФ, где под местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает» [2].
, в Жилищном кодексе РФ, установившем, что граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободно выбирать жилые помещения для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных предусмотренных законодательством основаниях». [3].
Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства регламентируется и на уровне законодательства субъектов РФ, которое редко основывается на идеях и принципах, заложенных нормативными актами федерального и международного уровня.
Основополагающие конституционные, международно-правовые и другие нормы о свободе передвижения находятся также в актах подзаконного характера. Например, Указ Президента РФ от 4 мая 1998 г.
№ 488 «О мерах по обеспечению права граждан Российской Федерации на свободный выезд из Российской Федерации» ввел в правовое регулирование реализации данного права понятие «место фактического проживания», указав на то, что именно по месту фактического проживания на территории РФ территориальным органом ФМС гражданину РФ, не имеющему подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания либо имеющему место жительства за пределами РФ, по его заявлению производится оформление и выдача паспорта, удостоверяющего его личность за пределами РФ». [4]. Следует отметить, что данный уровень нормативного регулирования также зачастую содержит нормы, не в полной мере соответствующие конституционному содержанию этого права. Статья 27 Конституции РФ не содержит каких-либо оговорок относительно возможности ограничения права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Возможность определенных ограничений предусмотрена ч. 3 ст. 55 Основного Закона, согласно которой «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» и ст. 56, предусматривающей, что «в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия».
Таким образом, право человека на свободу передвижения не является абсолютным, оно неизбежно ограничивается с учетом интересов других людей, общества, государства. Допустимые ограничения прав и свобод человека и гражданина приведены в международно-правовых актах, есть они и в национальном законодательстве России.
В ст. 8 Основного Закона РФ 1993 г. закреплены основания, при которых возможно ограничение права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ.
Причем речь идет скорее не об основаниях ограничения права на свободу передвижения, а о тех территориях, на которых может быть установлен особый режим въезда, выезда и пребывания.
К примеру, законодательство устанавливает особые правила въезда граждан для постоянного или временного пребывания на территорию ЗАТО, который заключается в необходимости заранее договариваться о въезде с ФСБ.
Это предварительное согласование предусматривает оформление допуска к государственной тайне. При этом особенно проблематично согласование въезда на территорию ЗАТО граждан, которые ранее проживали в нем, но отбывших наказание в виде лишения свободы и получивших судимость.
Помимо ЗАТО, к территориям, в которых могут действовать ограничения свободы передвижения, закон относит: пограничную полосу; закрытые военные городки; зоны экологического бедствия; отдельные территории и населенные пункты, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; территории, где введено чрезвычайное или военное положение.
Между тем, провозглашение Конституцией РФ права на свободу передвижения вовсе не означает его соответствующего обеспечения в рамках существующих правоотношений. К сожалению, следует признать, что ч. 1 ст.
27 Конституции РФ в настоящее время в основном носит декларативный характер, а многие конкретизирующие ее положения текущего законодательства (как федерального, так и регионального уровня) зачастую противоречат заложенному в ней смыслу.
Государственные органы как федерального, так и регионального уровня, осуществляя предоставленные им законодательством полномочия, далеко не всегда руководствуются положениями Конституции РФ и Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
Так, органы регистрационного учета зачастую воспринимают регистрацию граждан по месту жительства как свое право, несмотря на то, что ни закон 1993 г., ни Правила регистрации и снятия граждан с регистрационного учета 1995 г. не предусматривают оснований для отказа в регистрации по месту жительства граждан.
Речь идет не о праве, а об обязанности соответствующих органов не позднее трех дней со дня предъявления необходимых документов зарегистрировать гражданина по месту жительства, т. е. удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства, зафиксировать нахождение человека в определенном населенном пункте, прежде всего, в правоохранительных целях и в целях контроля за миграцией.
Справедливости ради следует отметить, что Российская Федерация не единственное государство, сталкивающееся с проблемами реализации права на свободу передвижения. Под влиянием глобализационных процессов, даже [5, с.
22] европейские государства, подписавшие Шенгенское соглашение, в целях защиты национальных интересов периодически вынуждены вопреки международным договоренностям вводить определенные ограничения данной свободы.
Примером может служить возобновление пограничного контроля в Дании, приостановление железнодорожного сообщения на границе Франции и Италии.
Эти примеры показывают, что в случае возникновения внезапных угроз публичным интересам, носящих критичный характер, страны Европейского союза на ходу корректируют свою миграционную политику, отступая от достигнутых договоренностей в области реализации права на свободу передвижения. [6, c.13]
Однако проблемы реализации права на свободу передвижения в странах ЕС в большей мере связаны с внешними миграционными процессами. Что же касается нашей страны, то проблемы реализации данного права связаны с вопросами скорее не внешней, а внутренней миграции граждан.
Это объясняется спецификой России, имеющей очень сложный многонациональный, многоконфессиональный состав населения.
Если в европейских государствах власти стараются ограничить миграционные потоки извне, так как прибывающие к ним выходцы из Ирана, Ирака и иных регионов не только не ассимилируются, но и не адаптируются, не уважают местные традиции, не стремятся овладеть местным языком и т. д.
, то в России подобные проблемы возникают с внутренними мигрантами, которые часто демонстрируют неадекватное, злое, провоцирующие и неуважительное поведение. Эти проблемы приводят к попыткам ужесточения миграционного законодательства, в частности к инициативам по ужесточению правил регистрации и санкций за их нарушение (введению уголовной ответственности за нарушение миграционных правил и норм регистрации), без ущемления конституционных прав граждан на выбор места жительства.
- Большое значение для реализации на практике конституционных и международных норм о свободе передвижения имеют решения Конституционного суда РФ, которые являются окончательными, не могут быть обжалованы, действуют непосредственно и подлежат исполнению всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами.
- Конституционный суд РФ неоднократно признавал не соответствующими Конституции РФ многие правовые нормы, ограничивающие право на свободу передвижения, которое невероятно важно для развития демократии и гражданского общества в России.
- В своих решениях данный суд отстаивает позицию, согласно которой возможность свободно передвигаться не должна отражаться на обладании иными естественными правами человека.
Как представляется, решения Конституционного суда РФ касающиеся реализации права человека на свободу передвижения, составляют самостоятельный уровень нормативной регламентации свободы передвижения в РФ, а сам Конституционный суд является сегодня органом, который обеспечивает защиту данного права в РФ. Почти все другие органы деятельность которых определяют права и свободы человека и гражданина, так или иначе сориентированы на ограничение права на свободу передвижения под самыми различными предлогами.
Литература:
- Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В. Д. Зорькина. М., 2011., С. 260