Правила заполнения смгс
Чтобы упростить вопрос контроля, для перевозчиков предусмотрен пакет сопроводительных документов. В нём отображается вся необходимая информация. В этот список при международных перевозках груза обязательно входит CMR. Это товарно-транспортная накладная международного образца.
Ошибочно считать, что CMR оформляется лишь при грузоперевозках между странами, которые подписали и ратифицировали международную конвенцию. На самом деле достаточно, чтобы одна из сторон подписывала эту конвенцию. Нужно более детально изучить все нюансы международной товарно-транспортной накладной или просто CMR.
Что это такое
CMR расшифровывается как Convention Merchandies Rouriers. То есть Конвенция о грузоперевозках автотранспортом. Этот документ составили и подписали страны, входящие в состав ЕС. Помимо Евросоюза, документ действует и во многих других странах, включая Россию.
Внутри каждого государства действует свой стандарт товарно-транспортной накладной, которая входит в обязательный пакет сопроводительных документов при перевозке грузов.
Что же касается CMR, то это та же ТТН, но только международного образца. При этом значимость ЦМР намного выше, чем внутренняя ТТН. CMR считается одним из основных сопроводительных документов при международных коммерческих грузовых перевозках.
Для чего нужна CMR и когда применяется
Есть 3 исключения, когда составлять CMR не требуется:
- перевозка умерших;
- доставка в рамках почтовой конвенции;
- квартирный, офисный переезд, доставка личной мебели и прочее.
В случае грузоперевозок между странами Европейского Союза международная ТТН является обязательным документом. Он содержит в себе:
- данные об отправителях груза;
- наименования компаний, куда доставляется товар;
- названия и характеристики груза;
- весовые параметры и так далее.
Важно добавить, что международная товарно-транспортная накладная включает в себя обязательную страховку. Это даёт возможность минимизировать все риски при доставке продукции. Ответственность ложится на перевозчика. Поэтому для него важно застраховать свою ответственность.
Выделяют несколько ситуаций, когда CMR должна обязательно использоваться:
- доставка груза осуществляется с помощью автомобильного транспорта;
- хотя бы одна сторона сделки является резидентом страны-участницы международной конвенции;
- перевозка предусматривает коммерческие цели, то есть предусмотрена одна из форм вознаграждения;
- пункт отгрузки товара и место прибытия транспорта находятся в разных странах.
- Даже если отправляется одинаковый груз колонной транспортных средств, всё равно на каждую единицу автомобиля требуется собственный бланк ТТН международного образца.
- Если доставляемый груз является опасным, тогда и в ЦМР нужно сделать соответствующую отметку, описав характеристики, а также меры по обеспечению безопасности по время перевозки и погрузочно-разгрузочных работ.
В действительности CMR является важным и крайне полезным сопроводительным документом. Он отображает ключевую информацию. Через эту бумагу можно узнать следующие данные и получить ответы на вопросы:
- тип груза;
- количество товара;
- кто осуществляет грузоперевозку;
- откуда и куда следует грузовой транспорт;
- на основании каких документов осуществляется доставка;
- кто получатель;
- кто отправитель;
- сколько времени требуется на перевозку;
- когда машина прибудет на таможенный контрольный пункт;
- состояние груза на момент прибытия на границу.
Фактически это официальное подтверждение того, что 3 стороны заключили между собой договор на международную перевозку груза. Это отправитель товара, сам перевозчик, то есть транспортная компания, и получатель.
CMR станет полезным документом и в тех ситуациях, когда между сторонами возникнет конфликт и вопросы будут решаться через суд. В этом случае товарно-транспортная накладная выступит как доказательство соблюдения или несоблюдения условий подписанного договора.
При этом важно, чтобы изначально документ был заполнен правильно, не содержал в себе никаких ошибок и неточностей. Иначе такой бланк будет считаться недействительным. А это серьёзные проблемы при прохождении таможенного контроля, при проверке дорожной полицией и при судебных разбирательствах.
Все данные в международной ТТН делятся на 2 категории. В первой прописаны основные сведения. Для этого в бланке предусмотрены соответствующие графы. А вторая категория применяется для записи комментариев, рекомендаций по перевозке. Здесь же ставят печати и подписи.
Кто отвечает за заполнение
В основном за заполнение международной товарно-транспортной накладной отвечает именно грузоотправитель, которому требуется доставить товар в другую страну.
Но всё же правильным решением будет сначала проконсультироваться с самим перевозчиком, который возьмёт на себя обязательства по транспортировке.
Это позволит получить все необходимые сведения, вписать нужные данные, а также согласовать основные моменты доставки.
Другой вариант — обратиться в транспортную компанию, которая имеет международную лицензию. Такие перевозчики обязаны знать все нюансы работы с CMR. Они могут взять на себя функции заполнения документа. От отправителя потребуется лишь предоставить некоторые документы и сведения.
Важно понимать уровень ответственности грузоотправителя за правильно составленный документ. Если будут допущены какие-либо ошибки и перевозчик понесёт потери, столкнётся с дополнительными расходами, тогда компенсировать их будет именно отправитель товара.
Правила заполнения
Правила заполнения можно представить в виде следующих пунктов:
- необходимо составить минимум 3 оригинала ЦМР;
- в документе должен расписаться грузоотправитель и представитель транспортной компании;
- грузоотправитель и грузоперевозчик получают по одному оригиналу документа;
- ещё один экземпляр входит в состав пакета сопроводительных документов, то есть находится у водителя;
- если бланк заполняется вручную, тогда можно использовать только шариковую ручку;
- применение гелевых ручек запрещено;
- альтернативой ручному заполнению станет электронный вариант.
Обычно СМР представляет собой документ из не более чем 10 страниц. Стандартным количеством экземпляров считается 4 штуки. Они необходимы для таких целей:
- оплата услуг грузоперевозчика;
- для компании-перевозчика;
- для отправителя груза;
- для принимающей стороны.
Количество документов увеличится, если нужно доставить один заказ с помощью нескольких машин, либо сделать несколько рейсов для небольших объёмов груза. Также число CMR увеличивается, когда груз доставляется несколькими фирмами. Тогда на каждое транспортное средство предусматривается собственный экземпляр накладной.
https://www.youtube.com/watch?v=fZaJ_uW1edE\u0026pp=ygUs0J_RgNCw0LLQuNC70LAg0LfQsNC_0L7Qu9C90LXQvdC40Y8g0YHQvNCz0YE%3D
В настоящее время в странах, которые подписали и ратифицировали конвенцию о грузовых автомобильных перевозках, действует единая форма товарно-транспортной накладной. В ней все графы продублированы сразу на нескольких языках.
Регламент оформления документа
Для начала потребуется бланк СМР утверждённой формы, с помощью которого будет осуществляться международная транспортная грузоперевозка.
Эта накладная не самая сложная в плане заполнения для тех, у кого есть опыт работы с документом.
Но если вы впервые доставляете на автомобильном транспорте товар в другую страну и отвечаете при этом за оформление CMR, тогда рекомендуется предварительно изучить все нюансы заполнения.
Нужно несколько слов сказать про образец для заполнения сопроводительной международной товарно-транспортной накладной, то есть CMR. Конкретный пример привести сложно.
Дело всё в том, что типовой документ, утверждённый странами-участницами конвенции, имеет одинаковую для всех общую структуру. Своего рода скелет. Но при перевозках в бланк может вноситься разная информация, в зависимости от ТС, страны или груза.
Поэтому необходимо отталкиваться от общих правил, а также учитывать конкретные особенности, характеристики и параметры доставляемого груза.
В России регламент по заполнению этого документа прописан в ФТС РФ No04-30/22006 от 02.05.2012 года.
Какие данные нужно вносить
Транспортная накладная утверждённого международного образца должна создать следующую обязательную информацию:
- место и дата, когда заполнялась форма;
- информация о места погрузки товара;
- сроки доставки;
- данные отправителя груза (полное юридическое название, реквизиты, адрес главного офиса, контактные данные);
- аналогичные данные о получателе товара;
- информация о посреднике, если он участвует в процессе;
- характеристики груза (вес, габариты, количество, наименование, тип и так далее);
- дополнительные расходы в виде пошлин, оплаты платных дорог;
- отметка о том, что процесс доставки выполняется в рамках действующих правил международной конвенции.
Если есть какие-либо дополнительные данные и сведения, их также обязательно вносят в документ. Вся информация прописывается на условии взаимного согласия сторон договора.
Нюансы заполнения формы
В письме ФТС РФ прописан чёткий порядок и правила заполнения транспортной накладной международного образца. При этом для каждого из участников договора предусмотрены свои пункты, которые они должны заполнять.
- Грузоотправитель. Он должен внести информацию в пункты с 1 по 15, а также в 21 и 22.
- Грузоперевозчик. Со стороны перевозчика товара заполняются 16-19 пункты, 23, а также с 25 по 29 пункт.
- Грузополучатель. Его задача заключается лишь в том, чтобы поставить отметку на 24 пункте.
Также будет полезно и интересно узнать, какие пункты содержатся в документе и что туда необходимо вносить.
- 1. В первом пункте описаны юридические данные отправителя груза. Сокращения использовать нельзя.
- 2. Тоже юридические сведения, но уже о том, кто принимает груз в пункте назначения. То есть грузополучатель.
- 3. Здесь следует внести точный адрес пункта, куда доставляется товар.
- 4. Этот пункт служит для указания адреса погрузки товара. Здесь же нужно написать время и дату отгрузки.
- 5. Отводится под акт погрузочных работ, сертификаты качества, сертификаты происхождения товара, счёт-фактуру и так далее.
- 6-12. Тут необходимо указать название товара, его весовые и габаритные характеристики. Также это коды согласно классификации ТН ВЭД. Если это опасный груз, то нужно указать конкретный класс.
- 13. Информация для таможенных служб. Здесь нужно указать объявленную стоимость доставляемой продукции.
- 14. Данные о таре для транспортировки, а также нюансы её возврата после передачи товара получателю.
- 15. Прописывают код Инкотермс, а также требования по расчёту.
- 16. Здесь прописывают реквизитные данные грузоперевозчика. Обязательно нужна печать транспортной компании.
- 17. Этот пункт заполняют лишь в том случае, если на пути следования груза меняется перевозчик.
- 18. Указывают особые требования и особенности доставки продукции.
- 19. Заполняется отделом расчёта после того, как груз был доставлен.
- 20. Дополнительные условия для рейса. Тут обычно указывают стоимость, страховку и так далее.
- 21. Нужно написать, где, в какое время и кого числа оформляли документ.
- 22. В этом пункте необходимо указать точную дату и время, когда транспорт прибыл для погрузки, а также когда машина выехала после погрузочных работ. Отправитель обязан завершить эти данные.
- 23. Графа для полного имени водителя, данных из маршрутного листа, а также под подпись адресанта.
- 24. Указывается время и дата, когда транспорт прибыл для выгрузки в пункт назначения. Заверяется подписью и печатью.
- 25-26. Данные о транспортном средстве и дополнительной технике, с помощью которых осуществлялась выгрузка продукции.
- 27-29. Эти пункты будет заполнять сотрудник отдела расчётов, когда по завершению рейса сдадут транспортную накладную.
Особое внимание рекомендуется уделить 18 пункту. Если здесь не прописать никакие рекомендации, пометки и оговорки, это не позволит доказать вину перевозчика в том, что груз был доставлен в ненадлежащем состоянии.
https://www.youtube.com/watch?v=fZaJ_uW1edE\u0026pp=YAHIAQE%3D
Международную товарно-транспортную накладную, то есть CMR, справедливо часто называют одним из главных документов при перевозке грузов между странами. Если правильно заполнить бланк, тогда никаких проблем с пересечением государственных границ не возникнет. А вот внесение ложной и неточной информации повлечёт за собой серьёзные штрафы, задержание и арест транспорта вместе с грузом.
Насколько важным вы считаете такой документ, как CMR? Кто сталкивался с его заполнением? Оформляли сами или обращались за помощью к специалистам? Как прошла международная доставка груза при этом?
Когда нужна накладная СМГС и как она оформляется
Для международных перевозок железнодорожным транспортом предусмотрен особый документ, который называется СМГС. Он является основным перевозочным регламентом, декларирует отношения между грузоотправителем и руководством железной дороги.
О документе
Накладная СМГС – это международный документ, который регулирует все операции с грузом при транспортировке его железной дорогой. Регламент действует с 01.11.1951 года, постоянно уточняется и дополняется. Принцип его работы похож на карнет ATA.
Соглашение актуально только между его участниками, по такому документу работают следующие государства: Азербайджан, Беларусь, Болгария, Грузия, Вьетнам, Китай, КНДР, Латвия, Молдова, Литва, Украина, Польша, Россия, Эстония, Узбекистан и другие.
Договор был создан как единый регламент в вопросах регулирования взаимоотношений между железными дорогами государств, которые подписали соглашение. В нем указаны взаимные обязанности и права сторон, пути урегулирования претензий, меры при невыполнении норм.
Важно знать! В европейских странах, в которых не действует регламент СМГС, используется другое международное соглашение, которое получило сокращенное название КОТИФ. Поэтому при транспортировке в Европу происходит переоформление международных железнодорожных накладных на пограничных пунктах. |
Цели и задачи СМГС
Соглашение призвано облегчить документооборот при пересечении границы железнодорожным транспортом. В СМГС были оговорены следующие основополагающие моменты.
- Грузы, транспортируемые по железным дорогам через две или более стран, проводятся по одному перевозочному документу. Он имеет статус международной перевозки.
- Разделяют прямые и смешанные процедуры. Первые осуществляются только железной дорогой, во вторых могут участвовать другие виды транспорта.
- Тип сообщений дифференцируют на перегрузочные и бесперегрузочные. В первом случае товар перегружается из вагона одной колеи в вагоны другой. Во втором случае транспортировке подлежат сами кузова вагонов без перекладывания товара.
- Бесперегрузочные сообщения используют при совпадении формата железнодорожного полотна.
Всем участникам договора следует знать, что условия транспортировки императивны: они не подлежат трансформации ни со стороны железных дорог, ни со стороны других участников договора.
Какие сведения содержит накладная
Железнодорожная накладная оформляется на стандартных бланках. Как правило, заполнение происходит на двух языках. Ее выписывает грузоотправитель или экспедитор, получает грузополучатель. Документ заверяется перевозчиком, который обязательно ставит штемпель на дубликате и оригинале. Один экземпляр остается у отправителя, второй перемещается вместе с грузом.
Содержание включает следующую информацию:
- наименование пункта назначения;
- наименование пограничных станций;
- название груза;
- информация об оплате за перевозку;
- объявленная ценность транспортируемого товара.
Заполнение документа выполняется строго по инструкции, ее предоставляет компания, ведущая перевозки.
Что входит в СМГС
Международная накладная СМГС – это комплексный документ, он состоит из пяти листов, каждый из которых имеет свое название и регламент пользования.
- Оригинал накладной. Здесь указывается вся базовая информация о грузе, документ сопровождает товар по пути следования и выдается получателю вместе с грузом.
- Дорожная ведомость. Количество документов определяется числом дорог, которые участвуют в транспортировке.
- Дубликат накладной. Документ, повторяющий информацию оригинала, остается на руках у отправителя, является подтверждением оформления груза. Обязательно заверен грузоперевозчиком.
- Лист передачи груза. Бумага сопровождает товар до конечной точки, изымается на дороге назначения.
- Уведомление о прибытии груза, документ, которым грузополучатель извещается о прибытии товара. Вместе с этим листом грузополучатель получает оригинал накладной.
Важно знать! По регламенту в комплекте с накладной СМГС обязательно должны идти сопровождающие документы, а именно спецификации, упаковочные листы, сертификаты и другие. |
Отказное письмо по сертификации: когда оформляется документ.
Какие графы входят в документ
Если смотреть образец накладной СМГС, то видно, что каждый из листов пронумерован и указано его название. Оформлять документы можно вручную или на принтере. На каждом листе присутствует 119 граф, которые заполняются в зависимости от ситуации. Наиболее значимыми являются:
- информация об отправителе;
- информация о получателе;
- заявление отправителя;
- перечень сопровождающих документов;
- место приема груза;
- транзитное фактурирование;
- место доставки;
- коммерческие условия транспортировки;
- технические характеристики груза (масса, ценность, наименование, информация об упаковке).
Также в документе присутствуют графы, которые заполняют представители таможенных структур и перевозчики, участвующие в транспортировке. Бумаги заверяются подписью отправителя и получателя, отдельная графа предусмотрена для отметок о платежах. Каждый лист заверяется штемпелем железнодорожной станции.
Что будет за недостоверные сведения в документе
Данные, представленные в договорной накладной СМГС с перевозчиком, должны соответствовать действительным. На их основании проводятся расчет стоимости перевозки, таможенное оформление. При указании недостоверной информации виновник может получить штраф или неустойку. Норма регламентируется следующими законодательными актами:
- Ст. 784 ГК РФ;
- Ст. 785 ГК РФ;
- Ст. 793 ГК РФ;
- Ст. 16 СМГС.
В зависимости от выявленного нарушения устанавливается размер неустойки, как правило, он кратен размеру провозной платы.
Накладная необходима для беспрепятственного пересечения границ между странами, которые участвуют в СМГС. Очевидно, что заполнение бумаги является частью успешного таможенного оформления при пересечении границы.
Выводы
Оформление таких международных документов как СМГС требует опыта и знания законодательных тонкостей. Таможенный брокер компании «Калипсо» поможет в подготовке информации и грамотном заполнении бланков.
Железнодорожная накладная (СМГС)
Железнодорожные перевозки особо привлекательны для поставок грузов большими партиями, хотя так же они используются для контейнерных перевозок.
С целью оптимизации доставки данным видом транспорта было создано Соглашение о международном грузовом сообщении, которое регулирует транспортировку товаров в страны СНГ, Прибалтики, а так же в государства Восточной Европы, Северную Корею, КНР, Иран, Вьетнам, Монголию. Договор вступил в действие с ноября 1951-го года и постоянно дополняется и совершенствуется.
Поэтому крайне желательно, чтобы железнодорожная накладная, выписываемая на базе СМГС, оформлялась профессионалами, поскольку ее неправильно заполнение может повлечь за собой штрафные санкции и срыв поставок.
Скачать бланк СМГС накладной и образец заполнения
Бланк СМГС можно скачать на нашем сайте. Но если вы решите попробовать заполнить его самостоятельно, то вам необходимо знать, что данный документ должен оформляться на имя получателя, но заполняется отправителем продукции.
Так же для этого может быть привлечен экспедитор, который должен использовать инструкцию, предоставляемую перевозчиком. Документ заверяется транспортно-логистической компанией, причем на бланке должен быть проставлен штемпель станции, с которой был отправлен товар.
Документ сопровождает перевозку вплоть до станции прибытия.
Доступный для скачивания документ с возможностью заполнения скачать тут.
Основные предназначения накладной СМГС:
- Главный документ для транспортировки.
- Документ, который подтверждает заключение контракта на транспортировку между отправителем груза и администрацией ЖД.
- Расписка, согласно которой товары были приняты для транспортировки администрацией ЖД.
Помимо самой накладной пакет сопроводительных документов должен дополняться спецификациями, упаковочными листами, сертификатами и проч.
Формы железнодорожной накладной
В стандартном варианте железнодорожная накладная включает пять листов. В том числе:
- Оригинал накладной. Это первый лист, он должен выдаваться получателю товаров одновременно с грузом на станции прибытия.
- Дорожная ведомость. Этот документ может иметь много вариантов в зависимости от того, через железные дороги скольких владельцев проследует продукция. Его оставляют в администрации ЖД назначения в конечном пункте перевозки.
- Дубликат накладной. Эта часть документа остается отправителю.
- Лист передачи груза. Как и лист №2 он должен сопровождать товары во время всего пути следования и выдаваться администрации ЖД назначения.
- Уведомление о прибытии. Данная часть документа выдается получателю груза вместе с самим грузом.
Каждый из вышеперечисленных листов является неотъемлемой частью международной железнодорожной накладной, поэтому при неправильном их заполнении могут возникнуть проблемы.
Чтобы этого не случилось, проконсультируйтесь с нашими высококвалифицированными и опытными специалистами, обратиться к ним можно несколькими способами – по телефону, электронной почте или через чат на сайте в режиме реального времени.
Правила заполнения смгс
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила заполнения смгс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
«Международное частное право: Учебник»(4-е издание, переработанное и дополненное)(В.Н. Борисов, Н.В. Власова, Н.Г. Доронина и др.)(отв. ред. Н.И. Марышева)
(«ИЗиСП», «КОНТРАКТ», 2018)
В соответствии с установленными МТТ правилами груз следует до пограничной станции железных дорог по накладной СМГС (и в обратном порядке), где происходит ее переоформление на накладную ЦИМ для отправки груза в конечный пункт назначения.
Таким образом, пограничная транзитная железнодорожная станция действует в качестве экспедитора, выполняя переотправку груза.
В накладной СМГС в качестве пункта назначения указывается соответствующая станция транзитной железной дороги в лице начальника станции, а в графе «Особые заявления отправителя» — окончательный получатель груза в конечном пункте назначения.
При составлении новой накладной ЦИМ в нее в точности переносятся все данные из накладной СМГС, а в качестве отправителя груза указывается не транзитная железнодорожная станция, занимавшаяся переотправкой, а изначальный отправитель и железнодорожная станция по накладной СМГС. При этом накладная СМГС прилагается к новой накладной ЦИМ.
Альтернативный порядок перевозки грузов между зонами действия КОТИФ и СМГС — перевозка груза с использованием единой накладной ЦИМ/СМГС — предусмотрен в приложении 6 к СМГС (Руководство по накладной ЦИМ/СМГС). В нем содержится образец такой накладной, а также правила по ее заполнению и применению.
Накладная ЦИМ/СМГС в сфере действия ЦИМ-КОТИФ применяется как накладная ЦИМ, а в сфере действия СМГС — как накладная СМГС. Это касается также и применения накладной ЦИМ/СМГС в качестве таможенного документа. Таким образом, накладная ЦИМ/СМГС является лишь подтверждением заключения двух договоров перевозки по правилам ЦИМ-КОТИФ и СМГС в сообщении между государствами, применяющими положения этих международных соглашений, и не влияет на их содержание и действительность.
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 05.10.2015 N ММВ-7-6/438@»О проведении пилотного проекта по приему от налогоплательщиков в электронной форме реестров сведений из документов, предоставляемых в обоснование применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1, 3, 9 и 9.
1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, и их обработке в информационной системе налоговых органов»
(вместе с «Планом мероприятий проведения пилотного проекта по приему от налогоплательщиков в электронной форме реестров сведений из документов, предоставляемых в обоснование применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1, 3, 9 и 9.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, и их обработке в информационной системе налоговых органов», «Порядком заполнения реестров, предусмотренных пунктом 15 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации», «Порядком представления реестров, предусмотренных пунктом 15 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации в электронной форме»)
3.2. Заключение договора перевозки. Накладная
3.2.1. Накладная смгс
-
Договор перевозки оформляется накладной
единого образца. Накладная состоит из
листов: -
1 — оригинал накладной (сопровождает
груз до станции назначения и выдается
получателю с листом 5 и грузом); -
2 — дорожная ведомость (сопровождает
груз до станции назначения и остается
на дороге назначения); -
3 — дубликат накладной (выдается отправителю
после заключения договора перевозки); -
4 — лист выдачи груза (сопровождает груз
до станции назначения и остается на
дороге назначения); -
5 — лист уведомления о прибытии груза
(сопровождает груз до станции назначения
и выдается получателю вместе с листом
1 и грузом),а также необходимого количества
дополнительных экземпляров дорожной
ведомости, а именно: -
— двух экземпляров для дороги отправления
и -
— одного экземпляра для каждой участвующей
в перевозке транзитной железной дороги.
Одновременно с предъявлением груза к
перевозке отправитель для каждой
отправки должен представить станции
отправления правильно заполненную и
подписанную накладную. Накладная должна
быть заполнена в строгом соответствии
с Пояснениями по заполнению накладной
СМГС (Приложение 12.5). Во внутренних
правилах, действующих на дороге
отправления, может предусматриваться
составление необходимого количества
дополнительных экземпляров дорожной
ведомости станцией отправления, а также
иное количество дополнительных
экземпляров дорожной ведомости для
дороги отправления.
Листы 1, 2, 4 и 5 накладной сопровождают
груз до станции назначения. Лист 3
накладной (дубликат накладной) возвращается
отправителю после заключения договора
перевозки. Этот лист не имеет силы
оригинала накладной (листа 1 накладной).
-
Бланки накладной печатаются на языке
страны отправления, а также на одном
или двух из рабочих языков ОСЖД (китайском,
русском). Заполнение накладной производится
на языке страны отправления с переводом
на один из рабочих языков ОСЖД (китайский,
русский), а именно: -
— при перевозке в Азербайджанскую
Республику, Республику Беларусь,
Республику Болгария, Грузию, Исламскую
Республику Иран, Республику Казахстан,
Кыргызскую Республику, Латвийскую
Республику, Литовскую Республику,
Республику Молдова, Республику Польша,
Российскую Федерацию, Республику
Таджикистан, Туркменистан, Республику
Узбекистан, Украину, Эстонскую Республику
— на русский язык; -
— при перевозке в Социалистическую
Республику Вьетнам, Китайскую Народную
Республику и Корейскую Народно-Демократическую
Республику — на китайский или русский
язык;
— при перевозке в или транзитом через
Монголию — на русский язык. При этом
железные дороги, участвующие в перевозке,
могут договориться между собой о другом
порядке перевода сведений, внесенных
в накладную.
- Бланки накладной печатаются:
-
1) для перевозки грузов малой скоростью
— шрифтом черного цвета на белой бумаге; -
2) для перевозки грузов большой скоростью
— шрифтом черного цвета на белой бумаге
с нанесением красных полос шириной 1 см
на лицевой и оборотной сторонах у
верхнего и нижнего краев. -
В соответствии с внутренними правилами,
действующими на дороге отправления,
дубликат накладной (лист 3 накладной)
может печататься и на бумаге другого
цвета. -
Выбор отправителем бланка накладной
белого цвета или бланка накладной с
красными полосами указывает, малой или
большой скоростью должен быть перевезен
груз на всем пути следования.
По согласованию с заинтересованными
железными дорогами может быть допущен
прием груза к перевозке с пассажирскими
поездами повагонной отправкой, а в
бесперегрузочном сообщении — отправкой
крупнотоннажного контейнера по одной
или нескольким железным дорогам —
участницам СМГС. О такой перевозке
отправитель должен сообщить железной
дороге отправления не позднее чем за 8
дней до предъявления груза к перевозке.
После получения согласия на перевозку
груза с пассажирскими поездами отправитель
обязан в накладной в графе «Особые
заявления отправителя» вписать: «По
… железным дорогам (сокращенные
наименования железных дорог) груз
перевозится с пассажирскими поездами».
Такие перевозки оформляются накладными
большой скорости.
Данные, вносимые в накладную, должны
быть написаны разборчиво чернилами,
шариковой ручкой (если это не противоречит
внутренним правилам, действующим на
дороге отправления), на пишущей машинке,
компьютере, выполнены типографским
способом или нанесены штемпелем. Красным
цветом данные вносятся только в тех
случаях, когда это специально предписано
Соглашением.
Все сведения в накладную должны быть
внесены отправителем или железной
дорогой в соответствующие графы.
Если СМГС не предусмотрено иное,
сокращения при заполнении накладной
не допускаются. Налагаемые на накладную
штемпели должны иметь ясные и четкие
оттиски. Сведения, внесенные отправителем,
не должны иметь исправлений (зачеркиваний,
заклеиваний текста и т.п.), а также
подчисток или помарок.
В исключительных
случаях отправитель может сделать
исправление в накладной не более чем в
одной графе или в двух, если они взаимно
связаны. При этом сделанное исправление
должно быть им оговорено в графе «Особые
заявления отправителя» и заверено
подписью или штемпелем.
Изменения и
дополнения сведений, внесенных в
накладную железной дорогой, делаются
за подписью соответствующего работника
железной дороги и заверяются станционным
штемпелем.
В накладной отправитель должен указать
выходные пограничные станции страны
отправления и транзитных стран, через
которые должен проследовать груз.
Если
существует возможность перевозки грузов
от выходной пограничной станции через
несколько входных пограничных станций
соседней страны, то в накладной должна
быть указана также входная пограничная
станция, через которую будет осуществляться
перевозка.
Также отправитель должен по возможности
указать те пограничные станции, расстояние
перевозки через которые от станции
отправления до станции назначения
является кратчайшим. Для транзитных
дорог отправителем должны быть указаны
только те пограничные станции, которые
приведены в применяемом для данной
международной перевозки транзитном
тарифе.
При перевозках в КНДР отправитель должен
в накладной в графе «Дорога и станция
назначения» и при перевозках из КНДР
в графе «Станция отправления»,
кроме наименования станции, указать
условный номер этой станции и дороги.
Получателем или отправителем груза
может быть только одно физическое или
юридическое лицо.
Не допускается внесение
в накладную в графу «Получатель,
почтовый адрес» данных, в которых нет
наименования получателя и его почтового
адреса, если согласно положениям
транзитного тарифа, применяемого
заинтересованными железными дорогами
для данного международного сообщения,
не установлено другого урегулирования.
-
При перевозках в Социалистическую
Республику Вьетнам, Китайскую Народную
Республику и Корейскую Народно-Демократическую
Республику и в обратном направлении в
накладной в графе «Отправитель,
почтовый адрес» или в графе «Получатель,
почтовый адрес» допускается указывать
установленное в этих странах условное
обозначение отправителя или получателя
и его почтового адреса (например, 6
ДМ-12). - Грузы должны быть поименованы в накладной
следующим порядком: -
1) грузы, допускаемые к перевозке на
особых условиях, должны быть обозначены
согласно установленным для них
требованиям; -
2) грузы, перевозимые транзитом по
железным дорогам, участвующим в
Соглашении, именуются по номенклатуре
применяемого для данной международной
перевозки транзитного тарифа. Кроме
этого наименования, отправитель может
в скобках указать наименование груза
по номенклатуре внутренних тарифов,
действующих на железных дорогах
отправления или назначения, или два
наименования по номенклатурам внутренних
тарифов, действующих на железных дорогах
отправления и назначения; -
3) грузы, перевозимые между двумя соседними
странами, если между железными дорогами
этих стран установлен прямой тариф,
должны именоваться в соответствии с
номенклатурой этого прямого тарифа; -
4) во всех остальных случаях наименование
груза обозначается по номенклатурам
внутренних тарифов, действующих на
дорогах отправления или на дорогах
отправления и назначения; кроме того,
в накладной следует указать состояние
и характеристику груза для его тарификации. -
Грузы, не указанные в вышеприведенных
пунктах 1-4,
обозначаются теми наименованиями, под
которыми они обращаются в торговле.
При предъявлении к перевозке лесоматериалов
отправитель может указать в накладной
в графе «Наименование груза»
количество штабелей и их высоту в
сантиметрах или объем в кубометрах и
т.п.
В случаях если под погрузку повагонной
отправки используется вагон, на который
нанесен трафарет «ABC», в накладной
в графе «Подъемная сила (т)»
записывается буква «C» и указанная
под ней максимальная масса.
Масса груза, а также способ ее определения
указываются в накладной в соответствующих
графах по внутренним правилам, действующим
на дороге отправления.
При недостатке в накладной места для
записи в графах 9-13 данных о грузе, а в
графах 18 и 19 для записи данных о контейнерах
и перевозочных приспособлениях к листам
1-5 накладной и к каждому дополнительному
экземпляру дорожной ведомости
прикрепляется дополнительный лист
размером в накладную.
В дополнительные
листы вносятся соответствующие сведения
отдельно по каждой графе, для которой
это необходимо. В графах 9-11 или 18 и 19
накладной делается отметка: «Данные
смотри в дополнительном листе». В
графах 12 и 13 накладной указываются общее
количество мест и общая масса груза.
При недостатке в накладной места для
записи в графах 27-30 данных о вагонах
последующие сведения вносятся в
дополнительный лист. К листам 1-5 накладной
и к каждому дополнительному экземпляру
дорожной ведомости прикрепляется по
одному экземпляру такого дополнительного
листа.
На последней строке граф 27-30
делается отметка: «Продолжение смотри
в дополнительном листе».
Отправитель может прикрепить к накладной
дополнительные листы также к графам
«Особые заявления отправителя» и
«Документы, приложенные отправителем».
Отправитель должен подписать все
дополнительные листы и в накладной в
графе «Документы, приложенные
отправителем» указать количество
прикрепленных дополнительно листов.
Если в соответствии с внутренними
правилами, действующими на дороге
отправления, дополнительные экземпляры
дорожной ведомости заполняются станцией
отправления, то отправитель обязан
передать станции отправления по ее
требованию необходимое количество
дополнительных листов для прикрепления
их к дополнительным экземплярам дорожной
ведомости.
В графе накладной «Отметки, не
обязательные для железной дороги»
отправитель груза может сделать
относящиеся к данной отправке отметки,
которые предназначаются только для
сведения получателя груза и не возлагают
никаких обязательств и никакой
ответственности на железные дороги,
как, например: «В счет договора от…»,
«По наряду N (по трансу N или по заказу
N)…», «Для дальнейшего направления…».
Договор перевозки является реальным,
в силу чего заключенным он признается
с момента приема станцией отправления
груза и накладной к перевозке. Прием к
перевозке удостоверяется наложением
на накладную календарного штемпеля
станции отправления.
Кроме того, станция
отправления должна проставить календарный
штемпель на дополнительных листах,
прикрепленных к накладной.
Календарный
штемпель должен быть наложен немедленно
после сдачи отправителем всех грузов,
перечисленных в накладной, и после
оплаты им принятых на себя платежей в
соответствии с внутренними правилами,
действующими на железной дороге
отправления. По наложении штемпеля
накладная служит доказательством
заключения договора перевозки.
Оформление накладной смгс
Оформление накладной СМГСИзменения с 01.07.2015Рассмотрим правила заполнения новой накладной:
- Новая накладная вводится в действие с 0 ч 00 мин 01 июля 2015 года
Бланки формата А4, печатаются шрифтом черного цвета на белой бумагеНовая накладная содержит 65 граф
Отправителем заполняются 23 графы – с 1 по 12 и с 15 по 25
— наименование отправителя, фамилия и имя (для физического лица), почтовый адрес;- код отправителя, присвоенный ему договорным перевозчиком (проставляется в поле для кода).Может указываться номер телефона и факса с кодами, адрес электронной почты.
Проставляется подпись отправителя в соответствии с национальным законодательством страны отправления.
— Заполняется аналогично графе 1
- Графа 2 «Станция отправления»
— наименование станции отправления и сокращенное наименование железной дороги; — код станции отправления
- Графа 5 «Станция назначения»
Наименование станции назначения и сокращенное наименование железной дороги; — код станции назначения
- Графа 3 «Заявления отправителя»
Информация, указанная отправителем в этой графе, является основной для перевозчика, поэтому обращаем особое внимание на требования по ее заполнению, поскольку Правилами перевозок теперь определен четкий перечень сведений, которые отправитель может внести в графу 3.
- Графа 25 «Информация, не предназначенная для перевозчика, № договора на поставку»
Сведения в этой графе предназначены для получателя, контролирующих органов, таможни, брокеров и т.п.
- Графа 6 «Пограничные станции переходов»
Что нового?
Расширилась информация, вносимая в данную графу:
— наименования выходных пограничных станций и их коды, сокращенное наименование железной дороги страны отправления и железных дорог транзитных стран по согласованному с договорным перевозчиком маршруту следования груза;- наименование портов и станций передачи на/с паром;- если перевозка груза от выходной пограничной станции возможна через несколько входных пограничных станций соседней страны, то указывается также наименование входной пограничной станции, через которую будет осуществляться перевозка. Что важно отметить?
Указывается номер вагона, наименование владельца вагона и сокращенное наименование железной дороги приписки вагона.
Кто является владельцем вагона?
Статья 2 СМГС определяет понятие: «Владелец вагона – лицо, владеющее вагоном на праве собственности или ином правовом основании и внесенное в качестве такового в реестр транспортных средств в соответствии с национальным законодательством»Кроме того при необходимости проставляются отметки:- «РС — ______ (указывается номер рефрижераторной секции) ( _____ ) (указывается количество грузовых вагонов в секции)»;- «Смотри прилагаемую ведомость»;- «Сцеп»- номер машины (каждой секции), номер вагона или механизма на рельсовом ходу.
- Графа 8 «Вагон предоставил»
Отметки «О» (отправитель) или «П» (перевозчик)
- Графа 9 «Грузоподъемность», Графа 10 «Оси», Графа 11 «Масса тары», Графа 12 «Тип цистерны»
Порядок заполнения данных граф не изменился. Отметим только, что в накладной образца 2014 года тип цистерны обозначался в графе 27 «Вагон».
- Графа 15 «Наименование груза»
Проставляются наименование и 8-значный код каждого груза в соответствии с гармонизи-рованной номенклатурой грузов. Указываются нанесенные на груз знаки, марки и номера, а также указывается информа-ция об опасных, скоропортящихся, смерзаю-щихся, легкогорючих грузах, животных, грузах в сопровождении проводников, применении перевозочных приспособлений, при перевозке ИТЕ и АТС, длинномерных, необычных грузах, погруженных в пределах льготного или зонального габаритов погрузки и т.п. Указывается род упаковки груза, погруженного в вагон, ИТЕ или АТС.При перевозке груза в пакетах проставляется: в числителе – «пакет», в знаменателе – род упаковки единицы груза в пакете, а если единица груза не упакована – отметка «н/у».
При перевозке груза без тары и упаковки проставляется отметка «не упакован».
- Графа 17 «Количество мест»
Цифрами указывается количество мест груза в одной строке с наименованием груза.
Проставляется отметка «Навалом», «Насыпью» или «Наливом» соответственно.
Для груза на открытом подвижном составе или в контейнерах открытого типа с количеством мест более 100 проставляется отметка «Навалом».Груз в пакетах – дробью указывается: количество пакетов (в числителе), общее количество единиц груза, помещенных в эти пакеты (в знаменателе). Указывается цифрами:— масса груза брутто (включая упаковку) для каждого груза в одной строке с наименованием груза (в том числе масса груза на своих осях); — масса тары ИТЕ или АТС; — масса перевозочных приспособлений, не включенных в массу тары вагона;- общая масса груза брутто. Указывается количество и знаки пломб, наложенных на вагоны, ИТЕ или АТС,перевозимые без сопровождения проводника, а при использовании ЗПУ – название и контрольный знак ЗПУ, сокращенное наименование железной дороги отправления груза. Отметка «перевозчик» или «отправитель»
- Графа 21 «Способ определения массы»
Предусмотрено 6 отметок:- «на весах» (указывается тип весов);- «по трафарету»;- «по стандарту»;- «по обмеру»;- «по замеру»;- «по счетчику». Указываются сокращенные наименования и коды договорного (указывается первым) и последующих перевозчиков (перевозчик, выдающий груз, указывается последним) и соответствующие участки пути, по которым каждый из перевозчиков осуществляет перевозку (границы участка – станции и их коды).
- Графа 23 «Уплата провозных платежей»
Указываются сокращенные наименования перевозчиков в порядке, соответствующем очерёдности осуществления ими перевозки в соответствии с данными графы «Перевозчики», наименования плательщиков каждому из них и основания для оплаты (код плательщика, дата и номер договора и т.п.).– станции и их коды).
- Графа 24 «Документы, приложенные отправителем»
— Перечисляются сопроводительные документы, прилагаемые отправителем к накладной. — Если документ прикладывается в нескольких экземплярах, то указывается количество экземпляров.Сделаем выводы:
- Порядок заполнения накладной значительно упростился
- Расположение граф стало логически последовательным
- Из накладной убрали «ненужные» графы
- Четко определены графы для внесения отправителем конкретной информации
www.interrail.ag www.railservice.ru www.tses.ru