Полезное

Правила по художественной гимнастике

Художественная гимнастика – один из самых зрелищных и изящных видов спорта, суть которого заключается в выполнении гимнастических и танцевальных упражнений. Упражнения могут выполняться как с использованием предметов (обруч, мяч, скакалка, лента, булавы), так и без него. Художественная гимнастика является олимпийским видом спорта.

Правила по художественной гимнастике

Гимнастки должны обладать хорошей гибкостью, растяжкой, высоким толчком, стройной фигурой, хорошей координацией движений. Но даже если гимнастка не обладает всеми этими качествами, почти всего можно добиться путём регулярных тренировок и под контролем хорошего тренера.

Международная федерация гимнастики (фр. Federation Internationale de Gymnastique, FIG или англ.

International Federation of Gymnastics, IFG) — федерация гимнастических видов спорта, в том числе и художественной гимнастики.

Данная организация занимается разработкой регламентов и правил выступлений по художественной гимнастике, а также объединяет национальные федерации (официальный сайт Всероссийской Федерации Художественной Гимнастики).

Правила по художественной гимнастике

История возникновения и развития художественной гимнастики

Художественная гимнастика считается молодым видом спорта, появилась она благодаря мэтрам Мариинского театра. В 1913 году при Санкт-Петербургском институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта была открыта Высшая школа художественного движения.

Все педагоги данной школы до прихода в неё имели свой уникальный опыт преподавания эстетической гимнастики, ритмической гимнастики, танцевальной гимнастики или свободного танца.

Объединение всех этих стилей в один дало мощный толчок для появления художественной гимнастики.

В 1941 году был проведен первый чемпионат Ленинграда по художественной гимнастике. Позже весь советский спорт и художественную гимнастику ждал застой в развитии из-за Великой Отечественной Войны.

Но уже в 1945 году была создана первая секция художественной гимнастики, позже преобразованная в федерацию СССР.

Дальнейшее развитие художественной гимнастики происходило с неимоверной скоростью, охватывая всё больше и больше участниц.

В 1948 году прошел первый чемпионат СССР по художественной гимнастике. С 1949 года эти чемпионаты начинают проходить ежегодно. Позже появились Кубок СССР (1965) и всесоюзные детские соревнования (1966).

После того, как гимнастки стали выезжать с выступлениями за пределы СССР, художественная гимнастика получила признание Международной федерации гимнастики и официально стала считаться видом спорта.

В 1960 году в Софии прошла первая официальная встреча: Болгария — СССР — Чехословакия, а спустя 3 года в Будапеште прошли первые официальные международные соревнования, названные Кубком Европы.

В 1967 в мировой художественной гимнастике появляется принципиально новый командный вид — соревнование по групповым упражнениям. В этом же году в Копенгагене состоялся первый чемпионат мира по групповым упражнениям.

1980 год стал для художественной гимнастики поворотным, после завершения Олимпийских игр в Москве, на конгрессе МОК было принято решение о включении этого вида спорта в программу Олимпийских игр. С 1984 года начинается Олимпийская история художественной гимнастики.

Правила художественной гимнастики

Как говорилось выше, выступления могут проходить с предметами или без, но в последнее время на соревнованиях мирового класса выступления без предмета не проводятся. В групповых упражнениях одновременно должны использоваться один или два вида предметов.

Все упражнения идут под фонограмму. Выбор музыки целиком зависит от пожеланий гимнастки и тренера. Но каждое упражнение должно быть длительностью от 75 до 90 секунд. Соревнования по художественной гимнастике проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров.

Правила по художественной гимнастике

Выступления по художественной гимнастике оцениваются по двадцатибалльной системе. Оценивают выступления три бригады судей:

  • Трудность (D) оценивают две подгруппы судей — D1 (2 судьи, оценивают технику исполнения) и D2 (2 судьи, оценивают технику работы с предметом). При подсчёте оценки учитывается среднее арифметическое бригад D1 и D2.
  • Артистизм и хореографию (А) оценивают 4 судьи.
  • Исполнение (Е) оценивают 4 судьи. Они снимают очки за ошибки.

На любых соревнованиях обязательно присутствует судья-координатор, который следит за формальной стороной выступления.

Итоговая оценка подсчитывается по формуле: Оценка = (D1+D2)/2+A+E

Предметы для художественной гимнастики

Скакалка для художественной гимнастики. Бывают пеньковые или синтетические скакалки. Скакалка должна быть пропорциональна росту гимнастки и не должна иметь никаких ручек, вместо них на концах завязывают один или два узла.

Правила по художественной гимнастике

Обруч для художественной гимнастики.Бывают деревянные или синтетические обручи. Внутренний диаметр должен быть от 80 до 90 см, а минимальный вес – 300 гр.

Правила по художественной гимнастике

Мяч для художественной гимнастики.Бывают резиновые или синтетические мячи. Диаметр мяча примерно равен 18-20 см. Вес должен быть не менее 400 гр.

Правила по художественной гимнастике

Булавы для художественной гимнастики (булавы чакот).Изготавливаются из пластика или каучука (ранее гимнастки пользовались деревянными булавами). В булавах разрешено использовать бархатные ручки. Длина булав должна быть в пределах 40-50 см.

Правила по художественной гимнастике

Выступление с лентой в художественной гимнастике. Сама лента может быть атласной или из другого похожего материала. Длина не менее 6 м (сделана из одного куска). Вес не менее 35 гр. Палочка может быть изготовлена из дерева или пластика. Ее длина должна быть от 50 до 60 см, а диаметр – 1 см в самом широком месте.

Правила по художественной гимнастике

Соревнования по художественной гимнастике

  • Олимпийские игры – самое престижное международное соревнование, проводится один раз в четыре года.
  • Чемпионат Мира по художественной гимнастике – международное соревнование, которое проводится с 1963 года (один раз в два года).
  • Чемпионат Европы по художественной гимнастике – международное соревнование, проводимое Европейским гимнастическим союзом (UEG). Первый чемпионат состоялся в 1978 году.

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему «Художественная гимнастика».

В россии теперь свои правила художественной гимнастики. что же поменяла ирина винер?

На изоляцию российского спорта, пожалуй, наиболее радикально ответили в нашей художественной гимнастике. Глава федерации Ирина Винер-Усманова не просто не упрашивает FIG о возвращении, но и идёт вразрез с миром.

В середине апреля Ирина Александровна написала открытое письмо, в котором выразила недовольство политикой FIG, назвав гимнастику в мире однообразной, и призвала к разработке своих правил для России. Их основа уже разработана и даже опробована на турнире. Что же изменилось?

Согласно правилам FIG, с нынешнего сезона вводились ограничения на оценку трудности предмета, а стоимость трудности тела значительно возрастала. Это совсем не радовало Ирину Винер-Усманову. Возможно, потому что её звёздным воспитанницам Дине и Арине Авериным не совсем подходили новые правила, что и показал чемпионат России, который прошёл в марте.

В апреле глава ВФХГ написала открытое письмо, в котором изложила свою позицию касательно правил FIG, настояв на их изменении. По мнению Винер-Усмановой, правила постоянно меняются, чтобы на пьедестале были не только российские гимнастки, но и более слабые представительницы других стран.

Правила по художественной гимнастике

Ирина Винер-Усманова

Дмитрий Голубович, «Чемпионат»

«Если гимнастка может выполнять сложные элементы совершенно разнообразно, то они должны иметь ценность. Тогда как сейчас все программы в современной художественной гимнастике одинаковые.

К сожалению, олимпийский девиз «Быстрее, выше, сильнее!» в художественной гимнастике давно неактуален. Наши гимнастки вынуждены делать неинтересные элементы, потому что они необоснованно имеют высокую стоимость.

Эти элементы могут делать многие», – подчёркивала Винер-Усманова.

Как итог – были разработаны новые, российские правила художественной гимнастики. Согласно им, трудность как тела, так и предмета не имеет ограничений, то есть нет строго установленного максимума.

Если в трудности предмета, кроме отмены максимума, изменены лишь критерии оценки элементов, то в трудности тела нововведений больше.

Так, спортсменки, помимо обязательных прыжков, вращений и равновесий, должны включить в свою программу минимум четыре волны, две из которых будут полными.

Также каждая гимнастка должна выполнить минимум один динамический элемент с вращением. Все правильно выполненные элементы будут засчитаны.

Важный момент – комбинированные элементы также могут выполняться без ограничений. Кроме того, теперь дополнительно поощряются оригинальные, то есть новые элементы. А вот за повторение могут быть сбавки.

Изменения коснулись не только самих программ и их наполнения, но и регламентов турниров. Так, например, теперь юниоры и сеньоры на всех соревнованиях будут выполнять упражнение без предмета. Там спортсменки будут выступать в платье или костюме для показательных выступлений.

Кроме того, появляются нововведения, касающиеся возраста гимнасток. Если, например, в мировом фигурном катании собираются вводить возрастной ценз, то в российской художественной гимнастике его отменяют. В соревнованиях сеньорок гимнастки могут участвовать с 14 лет, но по желанию (и по силам) спортсменки могут выступать там даже с 13 лет.

Правила по художественной гимнастике

Сёстры Аверины

Дмитрий Голубович, «Чемпионат»

Читайте также:  П. 3 п. 3 ст. 170

«Любая гимнастка может выступать по программе, которая существует. Спортсменка в 13 лет может показывать прекрасные результаты, выполняя уникальные программы, соревноваться со взрослыми гимнастками, а в 16-17 лет уже не показать подобного результата.

В истории спорта известны случаи, когда молодые спортсмены выполняли нормы мастеров спорта в юном возрасте.

Также известны примеры, когда спортсмены поздно пришли заниматься тем или иным видом спорта и впоследствии тоже выполняли нормативы мастеров спорта», – объяснила Винер-Усманова.

Также из-за того, что спортсменкам вследствие санкций, вероятно, придётся весь предстоящий сезон провести на национальных турнирах, в групповых соревнованиях наравне с командами субъектов будет выступать и сборная России. А регионы, чьи представительницы входят в состав главной команды страны, получат за это дополнительные очки.

Утром – юниорка, вечером – сеньорка

Новые правила были опробованы на международном турнире в Москве, который прошёл с 1 по 3 мая. Что интересно, соревнования были разделены на два блока: для иностранных участниц, которые соревновались по правилам FIG, и для российских спортсменок, которые опробовали наши новые правила.

Правила по художественной гимнастике

Лала Крамаренко

Дмитрий Голубович, «Чемпионат»

В глаза сразу бросились изменения в программах, которые теперь выглядят совсем иначе, ведь спортсменки постоянно стремятся добавить новые элементы.

Это имеет и сугубо математические последствия: теперь вместо привычных 20-29 баллов на табло горят будто космические 30-40 баллов. А отрывы в многоборье вместо нескольких баллов теперь могут составлять десятки и больше.

Так, Лала Крамаренко, которая в отсутствие сестёр Авериных стала победительницей в многоборье, набрала 155,75 балла, оторвавшись от серебряного призёра Марии Победушкиной на 16,9 балла.

Бронзу в многоборье завоевала 15-летняя Диана Чугунихина, которая в первый день многоборья выступила в юниорках, а во второй – в сеньорках. Благодаря новой опции Чугунихина взяла ещё три бронзы в соревнованиях сеньорок с булавами, лентой и обручем. А ведь по неактуальным для России правилам юная гимнастка смогла бы соревноваться на этом уровне лишь с 16 лет.

На турнире в Москве также был опробован опыт соревнования сборной России с командами других регионов в групповых упражнениях. Соперницами национальной команды стали сборные Волгограда и Москвы. Правда, на турнире произошёл интересный момент.

После совершенно неудачного выступления с тремя лентами и двумя мячами сборная, допустившая несколько потерь и замену предмета, получила второй шанс. «Будем переделывать», – сказала гимнасткам Винер-Усманова, и через несколько минут спортсменки пошли выступать во второй раз.

У других команд такой возможности не было.

Правила по художественной гимнастике

Диана Чугунихина

РИА Новости

Как скажутся новые российские правила в долгосрочной перспективе – сложно сказать. Пока россиянки продолжат из-за санкций выступать на территории страны и привыкать к новой реальности художественной гимнастики.

Благодаря санкциям русские гимнастки соревнуются по своим правилам. Их постоянно переписывают — 1 мая 2022

Алена Волкова

Разбираемся.

Художественная гимнастика — это вид спорта, который постоянно развивается и меняется. Международная федерация после каждых Олимпийских игр вносит правки в правила, которые существуют для развития спортсменок в разных направлениях.

Каждое упражнение длится всего полторы минуты, что делает выступление очень насыщенным. В одном цикле правила могут больше внимания уделять работе с предметом, в другом — работе тела. В идеальном мире так должны развиваться гимнастки, во всех направлениях.

Но в итоге получается иначе — кому подходят существующие правила, тот и выигрывает.

https://www.youtube.com/watch?v=oiYEaC8EqNg\u0026pp=ygVF0J_RgNCw0LLQuNC70LAg0L_QviDRhdGD0LTQvtC20LXRgdGC0LLQtdC90L3QvtC5INCz0LjQvNC90LDRgdGC0LjQutC1

Существенно меняться художественная гимнастика начала с 2001 года, когда последующие два цикла FIG обновляла технический регламент, чтобы максимально снизить субъективность оценок. Так шкала менялась с 10-балльной до 30-балльной. С 2013 года оценка выставляется по 20-балльной шкале.

Еще одно существенное изменение пришло в 2017 году — раньше у судей были специальные карточки от гимнасток и тренеров, где был «план выступления». То есть баллы выставлялись по уже известному контенту.

Теперь же судьи оценивают элементы, которые они видят на ковре — без понимания, что было запланировано.

Изначально в художественной гимнастике было и до сих пор остаются пять предметов: скакалка, обруч, мяч, булавы и лента. Сейчас упражнения со скакалкой можно наблюдать только у совсем юных спортсменок.

У девушек, выступающих в сениорах или по мастерам спорта, этого предмета больше нет.

В 2010 году Ирина Винер-Усманова говорила, что такое изменение объясняется тем, что на телевизионной трансляции предмета не видно.

Правила по художественной гимнастикеGetty Images

В момент, когда доминирование одной страны, в частности России, стало очевидным, федерация приняла еще одну важную поправку. В большинстве индивидуальных видов спорта на одну страну дается максимальные три квоты, в гимнастике их сократили до двух. Таким образом, на пьедестале могут оказаться девушки, которые не дотягивают до уровня российской сборной.

В современной художественной гимнастике так глобально правила не меняются. Они выстраиваются так, чтобы все компоненты и элементы упражнения были уравнены. Прошлый олимпийский цикл был заточен на элементы трудности предмета, в программе не было лимита на их количество.

Поэтому для сестер Авериных эти пять лет были такими успешными — в работе с предметом они являлись сильнейшими. В этом цикле увеличили количество возможных элементов, которые попадают под компонент трудность тела.

И тут будет намного сложнее взрослым гимнасткам, которые из-за многочисленных травм не могут делать те или иные элементы. В том числе количество элементов трудности предмета урезали до 20.

Правила по художественной гимнастикеЕвгений Семенов, Sport24

Такой строгий регламент может вызывать двоякое ощущение. Много лет гимнастика идет к тому, чтобы стать более доступным видом спорта. Ограничение в количестве и сложности элементов дают возможность девушкам с не самой сильной школой попадать на пьедесталы крупных турниров. Также это снижает риск получить травму, изучая 30, а то и больше комбинаций.

В России, где, безусловно, сильнейшая школа художественной гимнастики, такие нововведения вызывают негативную реакцию. Кажется, что спорту не дают развиваться, его искусственно останавливают. Именно поэтому сейчас, пока нет международных стартов, Всероссийская федерация гимнастики предлагает свои правила, где нет сильных ограничений.

Нельзя однозначно ответить на вопрос, мешают ли развитию правила, которые устанавливает FIG. Из-за тотального доминирования одной страны на протяжении долгих лет художественная гимнастика не славится большим зрительским интересом. А для международной федерации важно, чтобы их вид спорта мог оставаться олимпийским, а значит, конкуренция не заканчивалась на национальном первенстве в России.

Подписывайтесь на канал Sport24 в Яндекс.Дзене

Разряды по художественной гимнастике 2023: как получить по новым правилам

Правила по художественной гимнастике

В возрасте 10 лет ученики получают спортивный разряд I, в возрасте 9 лет — спортивный разряд II и в возрасте 8 лет — спортивный разряд III.

Девушки должны набрать 50,0 очков за 1 упражнение без предмета и 3 упражнения с предметом по своему выбору. В групповых упражнениях — 2 упражнения с предметами, набрать 26,0 очков.

Дважды в течение текущего года на спортивных соревнованиях не ниже статуса муниципального образования с судейством соревнований спортивными судьями не ниже I категории, двумя спортивными судьями всероссийской категории и одним спортивным судьей международной категории.

С одиннадцати лет юные гимнастки имеют возможность претендовать на первый разряд. Гимнастка получит первый разряд, если наберет 50 баллов в четырех упражнениях: одном Б/П и трех упражнениях с предметами. В то же время должен быть соблюден стандарт первой категории:

  1. 1 раз на чемпионате России;
  2. 2 раза в следующем году на соревнованиях выше муниципального уровня.
  • После успешных соревнований собирается пакет документов для принятия решения о присвоении спортсмену соответствующей категории или звания.
  • За выполнение норматива по спортивной дисциплине «групповые упражнения — комплексные» — с обязательным участием не менее 10 групп и не менее 20 спортсменов из КМС.
  • Для участия в спортивной дисциплине спортсмен должен достичь установленного возраста в календарном году, в котором проводятся соревнования.
  • За выполнение норматива по спортивной дисциплине «групповые упражнения — комплексные» — с обязательным участием не менее 10 групп и не менее 15 спортсменов из КМС.
  • За выполнение норматива в спортивной дисциплине «многоборье» — с обязательным участием не менее 20 спортсменов, имеющих звание мастера спорта и/или мастера спорта международного класса.
  • В спортивных дисциплинах «многоборье», «групповое упражнение — многоборье» с участием представителей не менее 22 субъектов Российской Федерации, только для других всероссийских спортивных мероприятий, включенных в ЕКП.

Это нынешний ЕВСК. Очки вполне нормальные, особенно если посмотреть как получают Кубок мира в квалификации на соревнованиях где их можно получить))). А тренеры двигают их вперед. Они получают защищенную категорию по возрасту, и программа определяется следующей, чтобы они могли работать в этом направлении.

  1. Дважды в текущем году: первый раз — на других всероссийских спортивных мероприятиях, входящих в CUP, среди женщин (с местом не ниже 10) и второй раз — на чемпионатах федерального округа, двух и более федеральных округов, чемпионатах Москвы, Санкт-Петербурга (с местом не ниже 15).
  2. За выполнение норматива по спортивной дисциплине «групповые упражнения — комплексные» — с обязательным участием не менее 10 групп и не менее 15 спортсменов МС и (или) МСМК.
  3. За выполнение норматива в спортивной дисциплине «многоборье» — с участием не менее 20 спортсменов, имеющих звание мастера спорта международного класса и (или) мастера спорта международного класса в одной из спортивных дисциплин.
Читайте также:  Проект закона о контроле

Ответственность за исполнение настоящего приказа возложена на заместителя Министра спорта Российской Федерации П.А.Колобкова.

Норматив МС должен быть выполнен: дважды в многоборье или дважды в групповых упражнениях — многоборье, или один раз в многоборье и один раз в групповых упражнениях — многоборье.

Обязательная программа — это обязанность гимнастки выполнить обязательные элементы во время выступления. Определение обязательных элементов изложено в Правилах гимнастики. Кроме того, там же определяется наибольшее и наименьшее количество обязательных элементов для каждой классификации. Количество и сложность обязательных элементов увеличивается с каждой квалификацией.

  • В спортивной дисциплине «многоборье» с обязательным участием не менее 5 спортсменов МС и (или) МСМК за исключением чемпионатов федеральных округов, двух и более федеральных округов, чемпионатов Москвы, Санкт-Петербурга.
  • Кандидатура спортсмена выполняется с 12 лет.
  1. Норматив КМС выполняется в случае получения более низкой степени КМС в дисциплине «многоборье» — с обязательным участием не менее 20 спортсменов, имеющих разряд КМС (исключая Москву и Санкт-Петербург) и чемпионаты Российской Федерации (исключая Москву и Санкт-Петербург).
  2. Норматив КМС выполнен, если программа не ниже КМС по спортивной дисциплине «групповые упражнения — комплексные» — с обязательным участием не менее 10 групп и не менее 20 КМС спортсменов (кроме чемпионатов субъекта Российской Федерации (исключая Москву и Санкт-Петербург)).

Гимнастка может повысить свой результат, правильно сочетая определенные элементы. Например, за упражнение с последовательностью из 1 очка и 0,1 очка можно получить в общей сложности 1,2 очка, так как дополнительное десятое очко будет начислено только за комбинацию.

Титулы и звания в художественной гимнастике присваиваются спортсменам за выполнение установленных норм и требований на официальных спортивных соревнованиях в соответствии с Положением о Единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСК).

Художественная гимнастика. Правила и соревнования. Особенности

Художественная гимнастика – спортивная дисциплина, имеющая статус Олимпийской. Она подразумевает демонстрацию танцевальных и полу акробатических элементов с предметами (обруч, лента, скакалка) или без них. Это очень изящный и грациозный спорт, имеющий множество поклонников по всему миру.

Зарождение и развитие

Своим рождением художественная гимнастика обязана французскому ученому Жоржу Демени. Именно он предложил использовать в спорте упражнения с предметами, танцевальные шаги и пр., составившие впоследствии основу этой дисциплины

Важное значение для становления этого спортивного направления имело создание «свободного танца» Айседорой Дункан, положившего начало вольной импровизации.

https://www.youtube.com/watch?v=oiYEaC8EqNg\u0026pp=YAHIAQE%3D

Но спортивный статус гимнастика обрела именно в нашем Отечестве. В 1913 г в Питере начала свою работу Высшая школа художественного движения, объединившая преподавателей с уникальным опытом обучения танцу и гимнастике различных стилей. А в 1941 г. в Ленинграде был организован первый чемпионат.

Гимнастика продолжила развиваться только после войны. Ее распространение происходило стремительно. В 1945 г. открылась первая секция, из которой потом сформировалась целая федерация. В 1948 г состоялся первый чемпионат СССР, и с тех пор подобные первенства приобрели ежегодный характер. С 1966 г. начали проводиться всесоюзные состязания среди детей.

Когда отечественные атлетки начали выступать за рубежом, художественная гимнастика привлекла внимание Международной федерации и получила официальный спортивный статус. С тех пор стали проводиться международные встречи советских гимнасток со спортсменками других государств. В 1963 г. в Будапеште состоялся первый гимнастический турнир на Кубок Европы.

В 1967 г. возник новый вид состязаний — групповые упражнения, и в этом же году в Копенгагене был организован чемпионат мира по этой программе. После Олимпиады 1980 г. конгресс МОК включил художественную гимнастику в состав Игр.

Правила

Художественная гимнастика подразумевает выполнение упражнений с предметами спортивного инвентаря и без них. Однако сегодня на международных турнирах допускаются выступления спортсменок только с инвентарем. А при групповых показах гимнастки управляются с одним или сразу несколькими предметами.

Выступление сопровождается музыкой. Раньше аккомпанировали на фортепиано, но сейчас для этих целей применяется фонограмма оркестра. Выбор музыки не регламентирован, определяется желаниями спортсменки и ее тренера. Главное — рассчитать продолжительность, ведь на каждое упражнение отводится не более 1,5 мин. Для групповых выступлений время увеличено до 2,5 мин.

Выступают гимнастки на специальном квадратном ковре 13 х 13 м. На Олимпиаде разыгрывается первенство в классическом многоборье, включающем 4 упражнения. Кроме этого, ведется борьба за медали в отдельных видах упражнений. Проходят и командные состязания, где засчитываются и групповые, и личные результаты, независимо от возраста спортсменок.

Спортивный инвентарь

Художественная гимнастика устанавливает основное требование к профессиональному инвентарю — безопасность и неспособность причинить вред гимнастке, даже в случае допущения ошибки в работе с ним.

Скакалка

Это один из основных аксессуаров, используемый для тренировок и выступлений. Упражнения со скакалкой — обязательная составляющая Олимпийской программы для юниоров. С этим предметом выполняются в основном прыжки, причем засчитываются они только в связке.

К выполнению упражнений со скакалкой предъявляются определенные требования:

  • Потеря скакалки влечет снятие с гимнастки от 0,1 до 0,5 баллов.
  • Скакалка при движении ею должна прорисовать четкие петли и не касаться тела спортсменки.

Сам аксессуар тоже должен соответствовать некоторым критериям:

  • Ее цвет на соревнованиях должен соответствовать расцветке гимнастического костюма.
  • Длина подбирается по росту гимнастки.
  • Материалом изготовления выступают пенька или синтетическое волокно.
  • Ручки на скакалке присутствовать не должны, вместо них на концах завязываются узлы.

Обруч

Существует две разновидности этого снаряда:

  • Профессиональные.
  • Простые.

Их основное отличие — в материале изготовления. Профессиональные обручи производятся из качественных и прочных материалов, выдерживающих большие нагрузки (пластик, полиэтилен, ПВХ). Такие обручи не ломаются и не гнутся, но даже случае повреждения подлежат ремонту и дальнейшему использованию. Простые обручи могут применяться на тренировках, но они быстро выходят из строя.

Обруч подбирается в соответствии с ростом гимнастки:

  • До 135 см — диаметр обруча 70 см.
  • От 135 до 150 см — 80 см.
  • От 160 до 170 см – 85 см.
  • Выше 170 см – 90 см.

Минимальный вес профессионального обруча составляет 300 г.

Мяч

Данный предмет изготавливается из высококачественной резины или каучукового сплава. Художественная гимнастика допускает применения на тренировках (особенно новичками) пластиковые мячи, но на соревнования спортсменки выходят только с профессиональным инвентарем.

Цвет мяча не регламентирован правилами, его главная функция — сделать выступление более ярким.

Диаметр мяча варьирует от 15 до 20 см, а его вес — не менее 400 г. Подбирают мяч с учетом физических данных гимнастки, таких ка рост, вес, размер ладони. Имеет значение также возраст и класс, в котором она выступает.

Булава

Этот предмет производится из каучука, резины или пластика. Стандартный вес — 150 г, но для детей выпускаются снаряды весом 100 г. Размер подбирается с учетом роста и возраста:

  • 36 см – для гимнасток 5-7 лет.
  • 40-41 см – рассчитаны на возраст 8-11 лет.
  • 44-45 см – для девочек 11-15 лет.
  • 50-60 см — для девушек старше 15 лет.

Оптимальная длина – при которой кончик булавы упирается в середину плеча спортсменки.

Лента

Этот аксессуар выполнен из атласа или иной похожей ткани. Ее длина составляет 6 метров, причем изделие является цельнокроеным и не сшивается из кусочков. Палочка, на которой закреплена лента, делается из дерева или пластика. Ее длина — 50-60 см, а диаметр — 1 см.

Художественная гимнастика на соревнованиях

Выступления гимнасток оцениваются по 20-балльной шкале тремя судейскими группами:

  1. Сложность (D) оценивается следующим образом: 2 судьи оценивают технику исполнения, еще 2 судьи — качество работы с предметом, а затем высчитывается средний балл.

  2. Артистизм и хореография (А) оцениваются четырьмя судьями.
  3. Исполнение (Е) оценивают 4 судьи и снимают баллы за допущенные недочеты.

Читайте также:  Сообщение считается доставленным

Итоговая оценка определяется по формуле: (D1+D2)/2+A+E

За формальной стороной выступления наблюдает судья-координатор. Его присутствие обязательно на любых соревнованиях.

Мифы о художественной гимнастике

  • «Художественная гимнастика — это просто». Наблюдая со стороны за изяществом спортсменок, создается впечатление, что поймать летящую булаву или начертить узор лентой очень просто. Но на самом деле, за всем этим стоит тяжелый труд, пот и слезы. Гимнастки тренируются шесть дней в неделю. Продолжительность и интенсивность занятий зависят от возраста. Помимо отработки гимнастической техники спортсменки получают уроки хореографии, общей и специальной физподготовки и, конечно, растяжки. Растяжка — сложный и болезненный процесс. Необходимо очень долго и напряженно работать, чтобы тело обрело необходимую гибкость.
  • «Любая девочка может стать гимнасткой». К сожалению, это не так. Художественная гимнастика подразумевает сочетание несочетаемого: легкости и силы. К этому следует добавить природную гибкость и хорошие внешние данные. В итоге получается эталон, который не так уж просто отыскать. Начиная заниматься гимнастикой, девочки не могут предположить, как сложится их карьера на этом поприще. Ведь они будут взрослеть и меняться каждая по-своему.
  • «Гимнастки ничего не едят». Глупости — в этом случае у них не было бы сил на такие интенсивные тренировки. Вопрос в том, что они едят. Безусловно, это не бургеры и не пицца. Занятия гимнастикой подразумевают полный пересмотр своего рациона, отказ от сладкого, жирного, мучного и некоторых других категорий продуктов.
  • «У гимнасток нет детства». Это неправда, просто оно немного отличается от детства их сверстников. Но это не только тяжелые тренировки, а еще и большие радости: первые достижения, победы на состязаниях, новый круг общения и, разумеется, интересные поездки по всему миру.
  • «Гимнастки всегда в костюме и при макияже». На самом деле, форма для соревнований и тренировок регламентирована. Занимаются спортсменки в черном — это позволяет тренеру лучше следить за техникой. А макияж при высоких нагрузках и вовсе ни к чему. Красоту и блеск девушки демонстрируют только на соревнованиях.

Похожие темы:

«Тяжелые, травмоопасные, хорошо, что их нет на международных турнирах». Иностранные гимнастки — о новых «русских» правилах

Мнения разошлись, но не сильно.

  • 9 апреля Всероссийская федерация художественной гимнастики (ВФХГ) распространила документ «Изменения и дополнения в правила судейства по художественной гимнастике 2022-2024 в Российской Федерации».
  • Речь идет о том, что на соревнованиях, проводимых в РФ, предлагается использовать правила, отличные от тех, что действуют во всех остальных странах и на международных турнирах, то есть от правил Международной федерации гимнастики (FIG).
  • Отличия российских правил от международных, если ориентироваться на то, что указано на бумаге, заключаются в основном в следующем:
  • 1. Количество трудностей тела и предмета не ограничено
  • 2. Сняты ограничения на использование комбинированных элементов
  • 3. Гимнастки с 13 лет могут выступать по сеньорам (на выбор)

Есть и другие отличия, но они не столь важны, так как не столь глобальны с точки зрения влияния на упражнение и, соответственно, тренировочный процесс. Позже была сделана ремарка, что новые «русские» правила касаются только личниц, а групповые упражнения продолжат по международным.

Можно сколько угодно долго рассуждать о том, что эти новые правила привнесут в вид и как скажутся на подготовке гимнасток, но оценку им могут дать исключительно те, кто находится на ковре в данный момент, потому что именно действующие спортсменки способны, пусть умозрительно, но достаточно четко, переложить эти правила на свои тела, свой организм и реалии художественной гимнастики. Для того, чтобы получить ответы, автор отправился в Баку, на этап Кубка мира по художественной гимнастике, где опросил ряд участниц самого разного уровня и возраста о том, слышали ли они о новых «русских» правилах и если да, то что о них думают.

Елизавета Полстяная, 19 лет, Латвия, серебро в булавах

— Общаюсь со многими девочками из России, они, конечно же, поделились со мной этой новостью. Я была очень удивлена, если честно.

На мой взгляд, эти правила очень тяжелые и травмоопасные, потому что неограниченное количество элементов может привести к серьезным проблемам со здоровьем, если нет хорошей физической подготовки.

Поэтому, повторюсь, была очень удивлена. Но не хочу оценивать, высказывать, если Ирина Винер-Усманова решила так, значит, так.

Екатерина Веденеева, 27 лет, Словения, бронза в упражнении с лентой

— Слава богу, что мне не придется по ним выступать. Пока что все это изложено только на бумаге, общей картины нет, как и представления. Крайне важно то, о каком тренерском подходе идет речь, если он грамотный, то и правилам есть место.

Посмотрим, как это все будет на деле, какие программы по этим правилам поставят сборной России, на которую все, конечно же, равняются.

Думаю, будучи правильно составленными, в исполнении подготовленных гимнасток, упражнения по новым правилам внесут какое-то разнообразие, будет больше зрелищности, интереснее для зрителей, так как появится большое разнообразие элементов.

Эльжана Таниева, 16 лет, Казахстан, 4-е место в упражнении с мячом, 5-е в булавах

— Даже не знаю… Я рада, что их нет на международных турнирах.

Тахмина Икромова, 17 лет, Узбекистан, 5-е место в обруче

— Хорошо, что этого нет на международных соревнованиях, поэтому что эти правила будут очень сложны для взрослых гимнасток.

Эвита Грискенас, 21 год, США, 8-е место в многоборье

— Я бы сделала [упражнение по этим правилам], потому что мне спорт нравится и, если надо — я сделаю. Но, конечно, это может очень тяжело отразиться на теле и нужно быть очень аккуратным при составлении и выполнении.

У русских очень хорошая техника, они очень крепкие, много сидят в зале и, думаю, что они смогут это все сделать. Но в других странах, где дети не могут так много тренироваться или тренируются неправильно, это уже сложно.

Александра Кирой-Богатырёва, 20 лет, Австралия, 24-е место в многоборье

— Мне кажется, что это будут очень тяжелые правила, особенно для гимнасток, которые старше 18 лет, например, для меня и Лизы Полстяной, уверена, тоже.

Чем старше мы становимся, тем тяжелее ложится нагрузка на наши тела, сложнее становится работать в зале, и, мне кажется, русские правила почти невозможны для «старых» гимнасток.

Эти правила сделаны с расчётом на маленьких «звездочек» в России, которые будут процветать. Но это в России, это их проблема, что они там делают. Надеюсь, у них получится все, что они хотят.

Анна Соколова, 17 лет, Кипр, 36-е место в многоборье

— Насколько я поняла, можно делать все, что ты можешь и выигрывает та, кто больше сделает. Еще девочки могут выступать без предмета, в платьях, что тоже интересно. Но, мне кажется, русским гимнасткам будет тяжело, когда придет время вернуться обратно на международную арену, на международные правила, в том плане, что нужно будет все снова менять.

Для любой гимнастки изменение правил проходит морально тяжело, надеюсь, что у них все получится.

Как видите, отзывы самые разнообразные, но тут нужно учитывать традиции публичных высказываний в художественной гимнастике, где не принято заявлять что-то жестко, так что, в принципе, имеет смысл ввести коэффициент корректировки на «сглаживание углов».

Но даже если читать ровно то, что сказали девушки, то видно — большинство беспокоит именно трудность правил, причем не некая абстрактная трудность, а скорее риск получения травм при подготовке программ по ним.

И это обоснованные сомнения, причем не стоит забывать — все эти девушки так или иначе связаны с постсоветской школой художественной гимнастики, они не доморощенные иностранки — кто-то выступал за Россию, как Веденеева, кто-то тренируется в России, как Таниева, кто-то бывает в Новогорске, как Грискенас, все они имеют русскоязычные, постсоветские корни, во всяком случае говорят по-русски свободно.

Никто из них не попадает под новые правила, но оценивая их каждая, конечно, думала о тех, кто попадает — о российских коллегах, о тех, с кем еще недавно встречалась на международных соревнованиях. И представляла, через что придется пройти нашим девушкам при подготовке программ, соответствующих требованиям «российских» правил.

Как видите, восторгов не наблюдается. Ни одна не заявила, что ждет, надеется, что эти правила когда-нибудь будут внедрены на международных стартах. Конечно, можно предположить, что высказавшиеся гимнастки просто слишком слабы или непрофессиональны, чтобы давать оценку тому, как с данным вызовом справятся представительницы российской школы, мол — не им судить. Возможно, и так.

Но все-таки, спортсменки, выступающие на ковре сейчас, проносящие нагрузки тренировок и соревнований через себя сейчас, как минимум заслужили право быть хотя бы услышанными, ведь они, хотя бы, в силу другого гражданства, не боятся, пусть и мягко, но критиковать российские нововведения.

Не потому, что критиковать Россию сейчас — общий тренд, нет. Скорее просто потому, что даже выступающие по международным правилам спортсменки регулярно сталкиваются с травмами из-за непредсказуемости выполнения некоторых элементов, слишком динамичных, скоростных и не поддающихся полному контролю.

А в России предлагают убрать лимит на подобные элементы, то есть риски вырастают кратно.

И тут возникает простой вопрос — а не получится ли так, что через пару лет действия подобных правил у нас просто закончатся те гимнастки-личницы, которых есть смысл отправлять в Париж, пусть даже и под нейтральным флагом?