Полезное

Права на персонажи

  • »
  • »

Права на персонажи При слове “персонаж” многие думают, что это что-то основательное, похожее на Чебурашку, Винни Пуха, Микки Мауса или как минимум Машу и Медведя, за которыми стоят сильные бренды (такие, как Disney) или зарегистрированный товарный знак. Но на самом деле, каждый автор может создать персонажа и заработать миллионы долларов, как это получилось у Маргрит ван Бреворт (автора Ждуна).Ждун — это персонаж. Причем то, что он выполнен в виде скульптуры, не важно, поскольку авторское право охраняет любую форму воплощения. Поэтому нельзя делать фотографии скульптуры или срисовывать с нее картинки и распространять в сети интернет. Собственно, поэтому с автором и договариваются. Ведь у нее не было возможности зарегистрировать в каждой стране свой товарный знак.А если вы делаете персонажей серийно, то есть вероятность того, что с вами захочет работать Сбербанк. К примеру, летом 2020 года он приобрёл 8,06% акций в российской компании-разработчике виртуальных персонажей Malivar в обмен на 10 млн рублей инвестиций.

А теперь о том, за счет чего это получается у других и может получиться у вас независимо от страны происхождения (многие думают, что авторское право охраняет только американских и европейских граждан).

Права на персонажи Разберемся, может ли охраняться авторским правом персонаж произведения.Итак, предположим, что вы нарисовали гусеницу.

Получили ли вы персонажа?

Нет. Даже высокохудожественная и тщательно проработанная гусеница осталась обыкновенной картинкой (тоже охраняемой авторским правом, но вот гусениц можно рисовать любых, а ждунов нет).

Что должно произойти, чтобы получился “персонаж”?

Во-первых, вы ее нарисовали, описали словами, сделали скульптуру (или каким-то еще образом сделали в “объективной форме”). Это значит, что другой человек может ее увидеть так же, как это сделали вы. Уже с этого момента можно регистрироваться в IREG, чтобы защитить права на персонажа.

Во-вторых, персонаж должен быть творческим.Вопросы, на которые вы при этом отвечаете: “Достаточно ли персонаж узнаваем, чтобы охраняться авторским правом отдельно от произведения? Присущ ли герою творческий характер?”Характер — это определенная модель поведения, которую статичная картинка дать не может.

Предположим, что вы берете ту же гусеницу, и теперь она курит кальян и спрашивает: “Кто ты?” Независимо от того, читали или смотрели вы “Алису в стране чудес” и знаете ли этого героя, вы вспомните этого персонажа, потому что он “харизматичный”.Творческий характер персонажа предполагается. Доказывать его не нужно.

Он может быть оспорен, но это в любом случае судебная процедура. Поэтому достаточно ответить на вопрос: “Что делает картинку/описание харизматичным персонажем?” Ответ: “Это его поведение”. Причем необязательно описывать все возможные ситуации.

Например, как описан кот Матроскин:“Кот Матроскин — хозяйственный и практичный герой, рационалист, склонен экономить, из всего стремится извлечь пользу. Собственную кличку называет фамилией. Сначала жил в Москве, у некоего профессора, который изучал язык животных.

Там Матроскин, в свою очередь, выучил человеческий русский язык и начал разговаривать с людьми”. Поэтому часто вместе с картинкой персонажа в IREG прикладывают и описание.

Зарегистрировать авторские права на персонажа

Чтобы это понять нужно разобраться в том, как работает авторское право на морковках. Есть слово “морковка”, и каждый представляет свою (обычно оранжевую, но также бывают белые, фиолетовые, розовые и желтые, разной величины, с ботвой и без). Если потом предложить нарисовать морковку, то получится рисунок разной степени детализации и связи с реальностью, а креативные ребята нарисуют руки, ноги и солнцезащитные очки и получат персонажа.Авторское право не охраняет морковку как класс и не запрещает людям ее рисовать. Авторское право основано на том, что люди всегда должны будут рисовать разные морковки. Поэтому не все полосатые коты — это кот Матроскин.В отношении авторского права не работает “сходство до степени смешения”, как для товарных знаков. Поэтому нет теста “различительной способности”, которая указывает “процент заимствований”, чтобы разрешить или запретить этот “процент”. И нет фокус-группы, которая сравнивает полосатых котов и определяет, кто из них Матроскин. Поэтому защитить персонажа товарным знаком — правильная и разумная идея (как раз чтобы работало сходство до степени смешения).

Нельзя взять, немного изменить цвет и размер и получить другого персонажа. Автороведческая экспертиза способна увидеть разницу и сказать, что персонаж производный, а следовательно, авторские права нарушены.

Авторское право международно. Это означает, что оно работает одинаково независимо от того, в какой стране автор, нарушение и нарушитель. Другое дело, что доказательства тоже должны соответствовать международным стандартам, быть доступны на английском языке (в целом коммуникация скорее всего будет на английском).

В соответствии с параграфом 1 Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений произведения охраняются во всех странах, независимо от страны, в которой они были созданы.

В соответствии с пунктом 2 Бернской конвенции правовая охрана предоставляется объектам, представленным в объективной форме. Объективная форма подтверждается свидетельством о депонировании, выданным в соответствии со статьей 4.5 Бернской конвенции и ст.

12 Типового закона ЮНСИТРАЛ об электронных подписях, а именно: фиксация формы, электронная подпись, установка справочного времени.

Права на персонажи Как правило, основная проблема в охране персонажа заключается в том, что у автора нет доказательств того, что он — создатель героя, потому что он игнорирует депонирование и не собирает доказательства авторского права. Поэтому ему нечего показать площадке.Поставим себя на место площадки или оператора, к которому обращается некто, кто называет себя автором и говорит что его права нарушили. Какие бы вопросы у вас возникли:

  1. Во-первых, как можно понять что он автор героя?
  2. Во-вторых, как можно понять, что права нарушили, особенно в тех случаях, когда это не так очевидно (например, когда это похожая, но не идентичная фотография или изображение).

Права на персонажа: правовые основания, судебная практика

Права на персонажи

  • Содержание
  • Персонаж в гражданском праве
  • Сложности в защите авторских прав на персонажа
  • Персонажи как товарные знаки
  • Использование облика персонажа из мультфильма

Картинка с любимым героем на свитере, изображение персонажа на кружке можно встретить на улице, в школе, во дворе. Украшение товаров героями является излюбленным методом маркетологов. Права на персонажа принадлежат его автору. В каких случаях нарушается исключительные права автора, рассмотрим подробнее.

Персонаж в гражданском праве

Персонаж творческого произведения (картины, книги, песни, мультфильма или кинофильма) может являться самостоятельным объектом исключительного права. Ст. 1259 ГК РФ устанавливает условия необходимые, для выделения персонажа в качестве объекта права. Среди них:

  •  описание объекта должно выражаться в объективной форме (письменная, устная, изображение, видео и звукозапись);
  •  информация о персонаже может быть публично обнародованной или необнародованной.
Читайте также:  Сведения рекламного характера

Персонажем может являться объект, который наделен индивидуальным внешним видом, характером, ему могут принадлежать умозаключения или высказывания.

Определение персонажа дано Постановлением Пленума ВАС от № 29, Постановлением Пленума ВС № 5. Суд его характеризует как часть произведения, которая содержит изображение или описание действующего лица, в формах присущих произведению.

Основные критерии к персонажу:

  •  выраженность (одежда, характер, внешний вид, привычки);
  •  уникальность.

Чтобы считаться персонажем, объекту недостаточно наличия родовых признаков. Суд откажет в признании объектом авторского права молчащего мужчину в комбинезоне, если он не наделен дополнительными качествами. При этом Карлсон, который живет на крыше, является полноценным персонажем произведения.

Сложности в защите авторских прав на персонажа

Сложно определить, является ли действующее лицо произведения уникальным персонажем. Для этого необходимо понять, наделен ли он особенным характером и наличие объективных отличий от подобных персонажей.

При рассмотрении вопроса в суде, предполагается наличие творческого характера у персонажа. Но заинтересованное лицо может оспорить индивидуальность действующего лица.

Если при рассмотрении вопроса отсутствует противопоставленное мнение, то объект будет признан персонажем.

https://www.youtube.com/watch?v=kr4wixXjrg8\u0026pp=ygUi0J_RgNCw0LLQsCDQvdCwINC_0LXRgNGB0L7QvdCw0LbQuA%3D%3D

Многие персонажи выражены в нескольких видах (письменный, мультфильм). Возникает вопрос, кого из авторов считать владельцем авторских прав (писателя, художника)? Писатель придумал действующее лицо, его характер, общее описание. Художник нарисовал его точный внешний вид, который ассоциируется у зрителей с данным персонажем. Однозначного ответа здесь нет.

Вопрос необходимо урегулировать в судебном порядке. Художник должен доказать, что объект является его личным произведением, а не коллективным творчеством группы художников. Писатель может оспорить использование истории, а не динамичного визуального образа.

Зарегистрируйтесь сейчас и получите бесплатную консультацию Специалистов

Персонажи как товарные знаки

Популярным приемом маркетинга является использование художественных персонажей в торговых знаках. Для этого персонаж регистрируется в качестве средства индивидуализации работы, услуги или товар. Такие средства подлежат особому виду охраны (ст. 1225 ГК РФ).

Торговый знак с изображением персонажей охраняется сразу двумя нормами закона (авторское право на объект и исключительное право на торговый знак).

В такой ситуации, компания обращается к автору-правообладателю для заключения договора на использование персонажа в качестве товарного знака. Объект изображается в конкретном виде и позе, которые в дальнейшем ассоциируются у потребителей с торговой маркой. Использование аналогичной картинки считается нарушением исключительного права на товарный знак.

Если изменить образ и позу героя, картинка больше не будет считаться объектом исключительного права. Однако использование его без предварительной договоренности с автором подлежит наказанию в размере от 10 тыс. за каждый объект.

Использование облика персонажа из мультфильма

Использование костюмов в виде персонажей мультфильма также имеет отношение к авторскому праву. В 2017 году Верховный суд дал разъяснения по правам на советскую мультипликацию. Исключительные права на использование персонажей передано киностудиям, которые изготавливали мультфильм.

Чтобы понять, является ли использование персонажа нарушением прав автора необходимо оценить цель его применения. Нарушением является применение изображения или костюма для коммерческих целей.

Если результатом выступления является получение прибыли, то не имеет значения другие причины. Если отец выступает в костюме Мауги на школьном утреннике бесплатно, то нарушения прав автора нет. Если родительский комитет выплатит ему гонорар, то придется отчислить средства в пользу автора.

Важно! Аниматоры-профессионалы должны выплачивать отчисления для владельцев исключительных прав.

 При отсутствии своевременного отчисления, на пользователя может быть наложено взыскание. Минимальный штраф за нарушение исключительных прав составляет в 2018 году 10 000 р. Доказать безвозмездность целей исполнителя поможет квалифицированный юрист.

Закон устанавливает тонкую грань между нарушением авторского права и отсутствием правонарушения. Единственным условием является отсутствие коммерческого интереса у пользователя.

Безнаказанно можно использовать изображения героев исключительно в личных целях.

Изготовление авторских поделок, предметов одежды и других произведений с использованием персонажей можно без извлечения выгоды (пожертвование в детский дом, подарок близкому человеку).

Как рисовать постеры с киногероями и не нарушить закон?

Мы со знакомой-иллюстратором решили организовать дело для души — продавать эксклюзивные постеры и сувенирную продукцию, которые цитируют героев кинематографа, литературы, живописи и не только. Есть вопросы о правомочности этой затеи, регистрации и нарушении авторских прав. Вот они.

Во-первых, нарушает ли законодательство об авторском праве коммерческая иллюстрация, которая цитирует Терминатора в авторской манере? Если да, то какие практики сегодня применяют для легализации подобных затей с переосмыслением персонажей, сюжетов, постеров и других объектов интеллектуальной деятельности? Иначе говоря, куда пойти, кому написать, чтобы было можно, пусть даже за деньги, но законно?

Во-вторых, чем отличается переосмысленный визуальный объект от оригинального, если переосмысленный изображен в авторской манере? Например, взял Человека-паука и изобразил его в другом контексте и костюме, поместил на плакат и продал за n Р. Нарушил ли я закон об авторском праве? И нужно ли мне переводить Сэму Рейми, Стэну Ли и другим причастным лицам 10% от своего дохода?

Хотелось бы легально продавать творческие воплощения, основанные на цитировании и переосмыслении предметов и субъектов искусства.

Продавать изображения известных героев кино, литературы, живописи без согласия их правообладателей нельзя: это нарушение закона.

Даже если персонаж выполнен в авторском стиле, пока он узнаваем, чтобы его использовать, придется получить согласие правообладателя. Причем по российским законам такое согласие должно быть оформлено письменно — лицензионным договором.

Что нового в российских законахИ как это повлияет на ваши деньги. Короткое письмо с разборами новых законов — раз в месяц в вашей почте. Бесплатно

Терминатор, Человек-паук и другие популярные персонажи соответствуют указанным признакам. Поэтому авторскими правами защищены не только фильмы про них, но и сами персонажи.

И даже если вы будете переводить правообладателю часть дохода от использования его произведения, но не подпишете договор, это не сработает. Потому что такого механизма просто нет в законе.

Таким образом, единственная легальная возможность использовать чужого персонажа — найти правообладателя и подписать с ним лицензионный договор.

По закону права на произведение и персонажей из него могут принадлежать его автору или правообладателю.

Самый очевидный способ узнать, кому принадлежат права на персонажа, — обратиться к автору произведения. Если он сам владеет всеми правами, можно сразу предложить ему заключить лицензионный договор. Если нет, он укажет правообладателя, с которым нужно будет заключить договор.

Правда, тут тоже есть нюансы: автор может заблуждаться относительно того, что он обладает правами на персонажа.

Например, в 2011 году Эдуард Успенский предъявил в суде общей юрисдикции иск к организации, продающей USB-накопители в форме Чебурашки.

Ответчик заключил лицензионный договор с Объединенной государственной киноколлекцией, однако истец полагал, что обладает правами на Чебурашку как на персонажа и книги, и мультфильма.

Суд пришел к выводу, что персонаж в литературной форме и в форме изображения — это два разных объекта авторского права. Исключительное право на первый из них принадлежит писателю, на второй — Объединенной государственной киноколлекции.

Поэтому в случаях, когда речь идет о персонажах фильма, имеет смысл сначала обратиться в компанию, занимавшуюся его производством. Юристы компании могут сориентировать вас, кому принадлежат права на конкретного персонажа.

Лицензионный договор обязательно заключают письменно. Он должен содержать указание на то, каких персонажей, какими способами и в каком объеме вы будете использовать.

Конкретный размер возмещения, которое будет присуждено автору, предсказать невозможно. В одних случаях суды ограничиваются взысканием минимальной компенсации — 10 000 Р за каждый случай нарушения, а в других — взыскивают от нескольких сот тысяч или даже миллионов рублей.

Читайте также:  Отказ от тура по болезни

После этого вы можете действовать в установленных договором рамках, в том числе продавать постеры с персонажами, если это разрешено.

Персонажи и герои как объекты авторского права

Все мы читаем книги, смотрим фильмы и мультфильмы, ходим в театры. Там мы следим за судьбой тех, кто разыгрывает перед нами иногда интересные, иногда не очень, сюжеты. Эти образы называются персонажами, и они являются объектами авторского права. В этой статье пойдет речь о том, какие существенные моменты необходимо о них знать. 

Понятие персонажа

В действующем законодательстве понятие «персонаж» никак не отражено, впрочем, как и понятие «произведение». За него это делает судебная практика. А именно Верховный Суд РФ в своем Постановлении Пленума № 5 от 26.03.

2009 года дал следующее определение: это часть произведения, содержащая описание или изображение того или иного действующего лица в форме (формах), присущей (присущих) произведению: в письменной, устной форме, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме и др.

Классифицировать их можно следующим образом:

  • вымышленные персонажи, в том числе создаваемые артистами театров и кино (одушевленные);
  • анимационные персонажи, в том числе из мультфильмов, кинофильмов и комиксов (неодушевленные);
  • реальные лица, чей образ был использован для создания произведения.

Персонажи как объекты авторских прав

Согласно п. 7 ст. 1259 ГК РФ к объектам авторских прав, наряду с прочими, можно отнести героев произведений.

Но только при соблюдении некоторых условий, а именно они должны являться самостоятельным результатом творческого труда автора и быть выражены в какой-либо объективной форме, а именно в письменной, устной, форме изображения, форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме. Приведенный в законе перечень исчерпывающий, то есть не подлежит расширительному толкованию. 

Персонаж как самостоятельный объект

На практике речь должна идти о герое, прописанном автором так точно и подробно, что его можно было идентифицировать как персонажа конкретного произведения и без непосредственной связи с этим произведением. Например, все знают Винни-Пуха, даже если не читали Алена Милна — следовательно, он является самостоятельным героем. 

Таким образом, авторские права на персонажей произведений (книг, фильмов, мюзиклов, компьютерных игр и т.д.) относятся к самостоятельным объектам авторского права, охраняемым законом при выполнении названных выше условий.

Интернет-мемы и персонажи

Под интернет-мемами следует понимать информацию, существующую в той или иной форме, чаще всего носящую юмористический характер, которая спонтанно приобретает популярность, распространяясь в Интернете различными способами. 

Одной из форм интернет-мемов является изображение какого-либо героя произведения. Это могут быть киногерои, герои мультфильмов, герои компьютерных игр и т.д. 

Впрямую в российском законодательстве вопрос можно ли использовать изображения (иная форма) героя в интернет-мемах не урегулирован, так как отсутствует само понятие интернет-мем. 

Тем не менее есть судебная практика, где эти вопросы частично разъяснены. В частности, имеется ввиду известное дело с использованием изображения скульптуры «Ждун» Маргрет А. Ван Бревурт как интернет-стикера. Судом был сделан следующий вывод: да, использовать изображение можно, но только если созданный интернет-мем носит юмористический характер. 

То есть, опираясь на п. 4 ст. 1274 ГК РФ, можно сказать, что, если при создании интернет-мема с изображением какого-либо героя используется не конкретный, имеющий автора (правообладателя), объект авторского права, а пародия на него, то делать это можно без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения. 

Нарушение исключительных прав на персонажей

Так как персонажи являются объектами авторских прав, то их авторы обладают имущественными и неимущественными правами. Под имущественными правами следует понимать право на использование персонажа. Следовательно, нарушение будет выражаться в использовании героя в каком-либо виде и форме без разрешения автора или правообладателя. 

Срок действия исключительных прав на персонажа аналогичен тому, что установлен для других произведений. То есть в течение всей жизни автор персонажа плюс семьдесят лет, начиная отсчет с 01 января года, следующего за годом смерти автора персонажа. Неисключительные права действуют бессрочно. 

Следует предположить, что нарушить имущественные права обладателей персонажей можно разными способами. Это и незаконное копирование, и незаконное воспроизведение, и искажение без согласования с автором и т.д. 

В данном вопросе важно установить является ли сам персонаж объектом правовой защиты. Этого требует судебная практика. 

Надо сказать, что в силу очень слабого регулирования законом вопросов, связанных с персонажами произведений, в целом, судебная практика весьма обширна.

Например, российские суды в своих решениях регулярно рассматривают вопросы с воспроизведением изображений мультипликационных героев на одежде, предметах обихода, кондитерских изделиях.

Не секрет, что такая продукция может стоить значительно дороже, чем та, где не используются изображения героев.

Тем не менее, надо сказать, что способы не нарушать имущественные права авторов персонажей, эксклюзивными не являются, то есть аналогичны тем, что предусмотрены в законе в отношении любых других произведений.

То есть тот, кто хочет использовать изображение персонажа может просто этот персонаж купить, так как автор имеет право своего персонажа продать как товар (соглашение об отчуждении неисключительных прав).

Также можно взять героя произведения «напрокат», то есть подписать с автором лицензионный договор. 

Защита авторских прав на персонажей

Персонаж может создаваться при различных обстоятельствах. Это может быть творческая деятельность конкретного автора, например, написавшего книгу.

Может быть также творческая деятельность, но по служебному заданию или гражданско-правовому договору, тогда сотрудник и организация поделят между собой личные неимущественные и имущественные права на персонажа.

Это может произойти, например, при создании образов героев компьютерных игр.

Персонаж может быть создан в «два приема»: сначала литературный, а потом, например, мультипликационный, как это случилось с Чебурашкой, у которого было два «папы» — Эдуард Успенский и Леонид Шварцман. Уже существующий в «бумажном» варианте герой может быть воплощён артистом на сцене или в кинофильме, тогда дополнительно возникнут смежные права на персонажа. 

Все эти варианты предполагают схожие способы защиты авторских прав на персонаж. 

Они могут быть разнообразными, но на практике можно выделить два наиболее популярных подхода:

1. Все официальные документы, а именно договоры, служебные задания, акты приема-передачи и другие необходимо не просто подписывать, но и тщательно хранить, так, чтобы в случае возникновения спора их можно было быстро предъявить. Также, можно заверить их нотариально.

Кроме того, к документам в обязательном порядке должен быть приложен еще один документ. Можно назвать его техническим заданием, где создаваемый персонаж будет описан максимально точно.

Читайте также:  Постоянный сварочный пост

То есть речь идет о подробном описании внешности, манеры говорить, ходить, одеваться, образ мыслей, характер, возможно, биография, название и т.д. Это необходимо для того, чтобы в случае спора суд смог установить, что этот конкретно персонаж является самостоятельным объектом авторского права.

В случае, если персонаж создан не по заданию или в процессе работы по договору, то автор может самостоятельно создать документ, аналогичный техническому заданию, далее хранить его самостоятельно, нотариально заверить или депонировать.

2. В процессе создания персонажа необходимо сохранять все исходные материалы, как то: описание на бумаге, исходные компьютерные файлы, схемы, чертежи и аналогичные документы в бумажном или электронном виде.

Все они должны подтверждать, что автором этого персонажа является конкретный человек. Это, опять же, на тот случай, если возникнет судебный спор, чтобы облегчить установление автора героя.

Эти материалы также могут быть нотариально заверены или депонированы.

Регистрация персонажа

Персонаж может быть зарегистрирован в Роспатенте в качестве товарного знака. Это достаточно дорогостоящий и долгий процесс, но, тем не менее, он является более надежным и менее трудоемким, чем защита при помощи авторского права.

Имеется в виду «обычная» защита: досудебные и судебные споры. Защитить при помощи товарного знака можно имя персонажа, его изображение или совокупность этих элементов (словесный, изобразительный или комбинированный товарный знак).

В подтверждение регистрации собственности на персонажа (товарный знак) выдается отдельное свидетельство.

Но зарегистрировать можно не абсолютно любое изображение. Оно должно соответствовать следующим правилам: не вводить в заблуждение потребителя, соответствовать нормам морали и этики, быть уникальным. 

В рамках защиты персонажа по нормам авторского права обязательной государственной регистрации не предусмотрено. Поэтому создатели героев могут воспользоваться добровольной регистрацией через депонирование объекта в специализированных реестрах. Документы из реестра подтвердят приоритет создания героя и помогут защитить права в случае споров.

Охрана прав на персонажей в России и за рубежом

В Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 09 сентября 1886 г. установлено общее для всех стран, подписавших ее, правило: авторское право возникает независимо от обнародования произведения — главное, чтобы оно было выражено в объективной форме. Так как персонаж признается объектом авторского права, то на него названное правило также распространяется. 

Но это общее. А в законодательствах разных иностранных государств понятие персонажа рассматривается далеко не одинаково. Например, во Франции его вообще нет. В Германии встречается только в судебной практике. 

Наиболее широко это понятие раскрыто в законах США. Например, к персонажам там отнесли заведомо неживые вещи. Например, Бэтмобиль. 

Заключение

Подводя итог, необходимо сказать, что российское законодательство, впрочем, как и иностранное, на сегодняшний день очень далеко от совершенства в рассмотренном в статье вопросе. Четкого понятия и критериев для таких объектов авторского права, как персонажи, нет.

Не оговорено многих существенных моментов правового регулирования этого вопроса. Кроме того, мы живем в цифровую эпоху и новые ситуации, которые уже стали частью нашей жизни, касающиеся сферы авторского права, в законах и даже в судебной практике не оговорены вообще.

Остается выразить надежду, что со временем это будет исправлено, а при решении споров будут значить не только судебные решения, но и нормы права. 

Исключительные права на персонаж

Подборка наиболее важных документов по запросу Исключительные права на персонаж (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 1477 «Товарный знак и знак обслуживания» ГК РФ»Суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 1225, 1229, 1233, 1250, 1252, 1259, 1301, 1477, 1479, 1484, 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), установил принадлежность истцу исключительных прав на два товарных знака и два произведения изобразительного искусства — рисунки персонажей под названиями «George Pig», «Peppa Pig», факт нарушения ответчиком указанных прав истца путем реализации без согласия истца товара с нанесенными на него изображениями соответствующих объектов интеллектуальной собственности, и пришел к выводу о том, что истцом, как правообладателем, правомерно заявлено требование о взыскании компенсации.»

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

«Персонаж как объект авторско-правовой охраны в законодательстве России»(Близнец И.А., Витко В.С.)

(«ЮРИСТ», 2022)

Суд апелляционной инстанции поддержал вывод суда первой инстанции о нарушении ответчиком исключительных прав ООО «Маша и Медведь» на семь самостоятельных объектов исключительных прав — персонажей сериала «Маша и Медведь»: «Маша», «Медведь», «Медведица», «Заяц», «Белка», «Ежик», «Волк» .

Как можно видеть, при новом рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций заняли ту же позицию, что при первоначальном рассмотрении спора: каждый из персонажей является самостоятельным объектом авторского права, на каждый из которых признается «свое» исключительное право.

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Статья: Коммерческое использование персонажей произведений: особенности и защита(Абросимова Е.А., Заика Д.А.)

(«Право и экономика», 2022, N 9)

Лицензионный договор. Одним из законных способов получения разрешения на использование персонажа является получение лицензии у автора. Посредством лицензии автор может передать любой объем прав на использование произведения или его части на свое усмотрение.

Так, по лицензионному соглашению правообладатель (лицензиар) передает иному лицу (лицензиату) право использовать произведение способами, установленными в договоре, но за автором сохраняется исключительное право на персонаж. Лицензия может быть как простой (неисключительной), так и исключительной.

В случае заключения с третьим лицом лицензионного договора на условиях неисключительной лицензии автор имеет право выдавать лицензии и другим лицам. Когда речь идет об исключительной лицензии, автор предоставляет права на использование персонажа исключительно одному приобретателю без права передать аналогичные права иным лицам. Лицензионный договор обязательно заключается в письменной форме (п.

2 ст. 1235 ГК РФ), несоблюдение письменной формы влечет за собой недействительность договора. В отношении лицензионного договора, предметом которого являются объекты права интеллектуальной собственности, подлежащие государственной регистрации (т.е. если персонаж зарегистрирован как промышленный образец или товарный знак), предъявляется требование к его обязательной государственной регистрации.

Порядок государственной регистрации установлен Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 N 1416 . С согласия лицензиара может быть заключен сублицензионный договор в рамках тех полномочий, которые установлены лицензионным договором.

Нормативные акты