Права на музыкальное произведение
Институт музыкальных инициативИнститут музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65ИМИ (Институт Музыкальных Инициатив)@imi_liveИнститут музыкальных инициативОсновные договоры в музыкальной индустрии31 марта 2022
Обращаем ваше внимание, что шаблоны договоров носят информационный характер и не могут заменить полноценную работу с юристом при заключении контрактов. Каждый случай — особенный, поэтому подготовка документов требует внимательного отношения к деталям со стороны профессионала.
Прежде чем перейти к готовым шаблонам, рекомендуем вам прочитать статью, чтобы лучше понять суть и структуру договора. Если же вы уверены в своих знаниях и хотите сразу перейти к образцу документа, скачать готовый шаблон можно внизу страницы.
Исключительное право — одно из основных из спектра авторских прав. Оно позволяет автору извлекать выгоду из своего произведения — разрешать или запрещать остальным лицам его использовать.
Договор отчуждения исключительных прав — самый распространенный и базовый. Его предметом является передача исключительного права в полном объеме и на весь срок охраны исключительного права (для авторского права оно действует в течение жизни автора и 70 лет, считая со следующего года после его смерти) без каких-либо ограничений.
Если же договор отчуждения содержит ограничения по срокам, территории или способам использования, он может быть квалифицирован судом как лицензионный договор (подробнее о нем читайте в разделе 3.2) или вовсе признан недействительным — полностью или частично.
На самом деле договор отчуждения куда более коварен, чем кажется на первый взгляд. После момента перехода исключительного права его нельзя расторгнуть даже по взаимному согласию, то есть процесс необратим.
По общему правилу исключительное право переходит к его приобретателю в момент заключения договора. По сути, правообладатель исполнил обязанность по передаче права и у объекта новый правообладатель. Представьте, что вы бросили камень в океан.
После этого вы не можете передумать и вернуть его в свою руку. Возможно, океан соблаговолит его вам вернуть, но все зависит только от его воли.
К примеру, если вы передадите исключительные права на одну из своих песен, то потеряете возможность исполнять ее на концертах, выкладывать на стриминги, перезаписывать, делать каверы, ремиксы и совершать какие-либо иные манипуляции.
Поэтому, заключая договор об отчуждении исключительного права, помните: вернуть права на объекты, указанные в этом договоре, можно будет только при помощи обратной зеркальной сделки. То есть абсолютно такого же договора отчуждения исключительного права, заключенного в обратную сторону.
Что должно быть в договоре
- Формулировка, что права передаются на условиях отчуждения.Это слово должно обязательно фигурировать не только в названии договора, но и в его предмете.
- Цена договора (то есть размер вознаграждения) или условие о безвозмездности. При отсутствии условий о цене (или безвозмездности) договор может быть признан незаключенным.
- Тип объекта, на который передаются права, а именно: музыкальное произведение (с текстом или без), исполнение произведения, зафиксированное в фонограмме, и/или фонограмма.
- Детализированное описание объекта передачи прав. Обычно это таблица, где указаны название произведения, авторы и другие сведения. Индивидуализация объекта передачи права — одна из самых важных деталей в договоре. Если в договоре отсутствует указание на конкретные объекты, то права на них по такому договору не передаются.
- Момент перехода прав. Даже если приобретатель забудет вам заплатить, договор не потеряет свою силу и права к вам не вернутся. К сожалению, вам останется требовать выплат или перевода прав обратно на себя только через суд. Будет не лишним указать дедлайн выплаты вознаграждения, например, до 10 января, а момент перехода прав — 11 января.
Чего не должно быть в договоре
- Обязательств по созданию новых песен и передаче прав на них в будущем.
- Условий о возврате вознаграждения полностью или частично по любым причинам. Приобретатель прав может потребовать вернуть деньги, только если выяснится, что вы не являетесь правообладателем и вообще не вправе заключать такой договор. В остальных случаях возврат вознаграждений — крайне нежелательное условие.
- Ограничений по срокам, способам использования, территории и так далее. В том числе условий о том, что какой-либо из способов использования сохраняется за правообладателем. Способы использования можно посмотреть в статьях 1270, 1317 и 1324 ГК РФ. Они почти идентичны для всех объектов. Так что если в договоре отчуждения указано, например, что правообладатель хоть и отчуждает права, но сохраняет за собой право на публичное исполнение музыкального произведения, то договор отчуждения взмахом волшебной палочки превращается в лицензию. А это катастрофа.
- Указаний того, что приобретатель прав теперь вправе перерабатывать, доводить до всеобщего сведения, воспроизводить и так далее. По договору отчуждения исключительное право передается только в полном объеме и никак иначе, поэтому расписывать все способы использования абсолютно бессмысленно.
Что можно смело удалять или добавлять
- Дополнительные обязанности для правообладателя. Например, сделать какую-нибудь публикацию во «ВКонтакте». Допустим, что вы написали бит или куплет, закономерно продали написанное, и приобретатель прав требует в договоре, чтобы вы запостили у себя на страничке его релиз под ваш бит.
- Согласие на внесение изменений в объекты правообладателем, согласие на анонимное использование и на обнародование. Все это входит в перечень личных неимущественных прав. Эти пункты присутствуют в договорах отчуждения почти всегда. Совсем без этого нельзя, но важно не допустить дисбаланса.
- Дополнительное вознаграждение. В договоре отчуждения вполне можно предусмотреть роялти (периодические выплаты). Или и фикс, и роялти. Этот вопрос остается на усмотрение сторон.
Если вам нужно купить биты, то следует заключать либо лицензионный договор, либо договор отчуждения.
Помните, что брать биты в лизинг (западный механизм «аренды» битов с правом выкупа эксклюзива) нельзя. Лизинга битов в чистом виде в нашем законодательстве нет. Заключая договор на лизинг битов, вы рискуете обнаружить, что права никогда к вам не переходили и использовать бит нельзя.
Подробный гид по покупке битов читайте здесь.
https://www.youtube.com/watch?v=ldzivPT4KPs\u0026pp=ygU_0J_RgNCw0LLQsCDQvdCwINC80YPQt9GL0LrQsNC70YzQvdC-0LUg0L_RgNC-0LjQt9Cy0LXQtNC10L3QuNC1
Данная инструкция и договоры составлены в соответствии с положениями закона об интеллектуальной собственности, актуальными на дату публикации.
Шаблоны договоров носят исключительно информационный характер. ИМИ не рекомендует использовать шаблоны без консультации с юристом и не несет ответственности за неправильное использование документов со стороны артистов.
Авторское и смежное право музыкальных произведений. Что это такое и как их отличать? — Бахтияр Алиев. Закулисье. на vc.ru
Заканчивая РУДН, я защищал диплом на тему «Способы защиты авторских и смежных прав музыкальных произведений».
Моя защита длилась недолго, потому что комиссия вообще не ориентировалась в теме, и проще было согласиться со всем, что я вещал.
Тогда я подумал: «Если даже педагоги толком не знают тему, то откуда ее могут знать простые артисты?». На самом деле, все очень просто, но почему-то нам любят преподносить все заковыристо.
{«id»:484474,»gtm»:null}
Не буду приводить книжные определения авторского и смежного права, потому что вы можете легко найти их в интернете. А может даже уже находили, но ничего не поняли. Я попробую в этой статье своими словами, доступным языком, объяснить, что же скрывается за этими страшными словами, которые мы постоянно встречаем, и вроде знаем, что это такое, но сомневаемся, что знаем верно.
Еще раз подчеркну, я постараюсь объяснить все разговорным языком, своими словами, для простых смертных, а не для юристов и профи.
В музыкальной дистрибуции часто проскальзывает понятие «200% прав». Что это значит? Чтобы продавать какой-то трек, продавец должен иметь лицензию на 100% авторских прав и 100% смежных прав — из них и складывается понятие «200% прав».
Из чего состоят авторские права?
???? Название (существует только в теории, на практике не рассматривается)
Не существует формулы распределения 100% авторских прав между словами, гармонией и мелодией. В авторском праве это происходит индивидуально к каждой песне, по договоренности авторов. Есть песни в которых вообще нет слов, а есть песни, где наоборот — рэп, бит и бас.
При этом, если со словами и гармонией песни все понятно, то с мелодией все не так однозначно.
Теоретически, должны идти в счет и мелодии вокального исполнения и мелодии инструментов, но все зависит от того, насколько значимы эти мелодии в рамках песни.
Например, если песня состоит из бита, простых аккордов и монотонного речетатива, то авторская доля мелодий близка к нулю. Если вся песня состоит из двух слов, а решает все крутой дроп (проигрыш), то ситуация будет обратной.
На практике, в попсовых песнях, я стараюсь использовать распределение 40/30/30: 40% за слова, 30% за мелодию и 30% за гармонию. Но это мой субъективизм, другие делают 50/50.
Из чего состоят смежные права?
Тут все гораздо проще. Распределение 100% смежных прав между исполнением и фонограммой всегда происходит 50/50. Под исполнением имеется ввиду вокальное исполнение. Исполнительские права принадлежат тому, кто поёт в песне. Например, в песнях Димы Билана ему всегда принадлежат 50% смежных прав. Если песня дуэтная, то исполнительские делятся пополам.
Право на фонограмму принадлежит тому, кто выполнял студийную работу (запись, сведение, аранжировка, мастер) и тому, на чьем оборудовании эта работа выполнялась, либо тому, кто оплатил все эти работы.
Причем, в приоритете всегда стоит тот, кто оплатил. Грубо говоря, если аранжировщик взял за свою работу какие-то деньги, а студия была оплачена, то права на фонограмму принадлежат тому, кто оплатил все это.
Когда возникает авторское право?
Давайте представим, что некий инженер изобрел новую модель автомобиля. Каким образом он это делает? На бумаге. То есть, инженер чертит схемы, чертежи. Он еще не построил машину, он просто придумал ее на бумаге. Так вот, он стал автором данной модели автомобиля. И не важно, построит он прототип, запустят его в производство или нет — он уже автор.
Примерим к музыке: человек придумал мелодию, гармонию, стихи. Он написал их на бумаге. Он автор.
Авторское право возникает в момент создания чего-либо.
Когда возникает смежное право?
Теперь наш инженер собирает опытный прототип своего автомобиля. Этот самый прототип — это объект смежного права. Допустим, его прототип прошел испытания и был запущен в серийное производство. Каждый экземпляр данного автомобиля — это объект смежного права.
То есть объектов смежного права может быть много. По одному чертежу можно создать много копий машин.
Автором каждой из машины будет всегда инженер, придумавший ее на чертежах, а вот смежные права каждой машины будут принадлежать тем, кто собрал конкретный экземляр.
Примерим к музыке: автор продает свою песню Артисту. Артист идет в студию и записывает. Вот конкретная запись — это объект смежного права. Так же, как с чертежом авто, одну песню могут записать сто раз. Авторы всегда будут одни и те же, а смежные права будут принадлежать разным людям.
Песня «Миллион алых роз» была написана Рэймондом Паулзом (музыка) и Андреем Вознесенским (стихи). Они — авторы данного произведения.
В начале 80-ых песню спела Алла Пугачева, а в 2018-ом — Егор Крид. При этом, Егор Крид использовал слова только припева песни, а остальную часть (куплеты) написал сам.
Давайте попробуем распределить права обеих версий песни. Я не знаю всех подробностей записи песни и буду фантазировать. Представим, что Алла Пугачева записала песню бесплатно в студии фирмы «Мелодия», а Егору Криду запись оплатил Тимати. Так же представим, что Рэймонд Паулз и Андрей Вознесенский договорились о распределение прав 50/50.
Алла Пугачева — Миллион алых роз
Авторские: Рэймонд Паулз (50% за музыку) и Андрей Вознесенский (50% за текст).
Смежные: Алла Пугачева (50% за исполнение) и фирма «Мелодия» (50% за фонограмму).
Егор Крид — Миллион алых роз
Авторские: Рэймонд Паулз (50% за музыку), Андрей Вознесенский (25% за текст припева), Егор Крид (25% за текст куплетов)
Смежные: Егор Крид (50% за исполнение) и Тимати (50% за фонограмму).
Вывод: договаривайтесь на берегу. Если вы все и пишете сами (и слова, и музыку), и записываете сами, и поете сами — вам повезло. Если вас больше одного человека, то договаривайтесь заранее обо всем. Это поможет вам сохранить дружбу.
Авторские и смежные права на музыку – комментарии юристов — Российская газета
Кроме того, помимо авторского права здесь работают смежные права — артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций, а с точки зрения бизнеса добавляются еще и названия брендов, товарные знаки, организационные решения и иногда секреты производства.
https://www.youtube.com/watch?v=ldzivPT4KPs\u0026pp=YAHIAQE%3D
Какие результаты творческой деятельности охраняются законом и где пролегают границы их использования, как защитить свои права и эффективно управлять ими, каким должно быть адекватное вознаграждение и как используется музыка для бизнеса — эти и другие вопросы обсудили на «Российской креативной неделе. Москва Фест» ведущие специалисты в области интеллектуальной собственности в рамках сессии «Монетизация и защита: авторское право для музыканта».
Игра в правовую рулетку
— В музыке в сфере авторского права можно наблюдать очень странную и неоднозначную судебную практику. Например, в 2002 году музыкант Майк Батт выпустил альбом кавер-версий классических произведений, в который включил трек с говорящим названием «A One Minute Silence» — «Минута тишины».
Музыкант был обвинен в плагиате издательством Edition Peters, владеющим правами на знаменитое сочинение Джона Кейджа «4'33''», и проиграл суд.
По итогам еще одного громкого дела Робину Тику и Фарреллу Уильямсу пришлось заплатить внушительную сумму за использование шестиминутной басовой партии из композиции Марвина Гея, а позже, когда она прозвучала в песне Эда Ширана, решение суда стало диаметрально противоположным и иск по обвинению в плагиате был отклонен, — рассказала модератор встречи, директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и правовой экономики Digital IP Екатерина Чуковская.
С противоречивыми ситуациями, связанными с использованием авторских прав, сталкивается в своей практике юрист, партнер юридической фирмы Semenov&Pevzner Екатерина Калиничева:
— В своей практике я уже неоднократно сталкивалась со случаями, когда на одну и ту же фонограмму или произведение претендует сразу несколько лиц, считая себя обладателями исключительных прав.
«Страдать» в таких ситуациях могут артисты, которые выпускают новые версии таких произведений, даже если они чистят права.
Именно им может поступить претензия от лиц, которые также считают себя обладателями прав, а у них согласия на переработку не спросили. И мы, юристы, разбираем цепочки и решаем эти споры.
Плата за биты
Часто в ситуациях, связанных с обвинениями в плагиате, проблема заключается в том, что в законодательстве не существует четко прописанных норм — например, минимального по длительности отрезка произведения или количества нот, которые можно использовать без согласия автора. Юрисконсульт VK Records, преподаватель НИУ ВШЭ Илья Чамуха уверен, что музыкантам лучше не рисковать, обращаясь к творчеству коллег:
— Есть очень много мифов, что можно без разрешения автора взять три секунды, два такта или четыре ноты из его трека, но это не так.
Например, пионеры электроники — участники немецкой группы Kraftwerk — выиграли судебную тяжбу у хип-хоп-исполнительницы Сабрины Сетлюр, связанную с нелегальным использованием всего двух секунд барабанной партии из их композиции «Metall auf Metall».
Дело, правда, длилось 20 лет, но стало показательным. Суд пояснил, что длительность заимствованного отрывка не имеет значения — если он узнаваем, то речь уже идет о нарушении прав.
— Мы сталкивались с ситуациями, когда артисты покупали биты на стоке на условиях royalty-free, а потом треки артистов были заблокированы на цифровых платформах из-за претензий битмейкеров, которые требовали выплаты компенсации за незаконное использование.
Royalty-free означает, что можно использовать музыку и не платить роялти за использование, но это не равнозначно понятию «бесплатная музыка». Всегда обращаю внимание музыкантов на условия лицензий.
Там бывает много подводных камней, — поддержала коллегу Екатерина Калиничева.
Пространство для маневра
По словам Екатерины Чуковской, закон предусматривает определенное количество зон свободного использования музыкальных произведений, когда разрешение автора не требуется или не нужно очищать права у всех создателей:
— Без согласия правообладателей музыка может использоваться при проведении религиозных, траурных мероприятий, в живом исполнении в социально ориентированных организациях, причем не только в детских садах, школах, вузах, больницах и хосписах, но и в исправительных учреждениях.
В других случаях при публичном исполнении достаточно заключить договор с обществом по коллективному управлению правами и один раз заплатить вознаграждение по ставкам, установленным Правительством РФ еще в 1994 году.
Также с 2014 года официально разрешено цитирование музыкальных произведений для раскрытия собственного творческого замысла, но важно указывать источник и авторство.
Музыка для бизнеса
В музыкальном контенте нуждаются и представители бизнеса в сфере услуг — владельцы кафе, ресторанов, салонов красоты и фитнес-клубов. Однако они не всегда знают, что послушать трек с колонки на кухне и включить его в шоуруме — это не одно и то же. Музыкальное оформление общественных пространств должно быть легальным.
— Здесь есть простое решение. Если вы хотите открыть ресторан или другую торговую точку и вам нужно аудиооформление, то можете обратиться в сервис FONMIX, который занимается аудиобрендингом, и подобрать уже готовый плейлист лицензионных композиций в зависимости от ваших потребностей, — рассказывает Екатерина Чуковская.
Те, кто занимаются непосредственно креативным бизнесом — владельцы студий видеопродакшна, режиссеры театра и кино, продюсеры, создатели шоу, рекламы, промо-роликов, подкастов, видеоигр и других многосоставных творческих проектов, могут приобрести готовые музыкальные треки, сэмплы и биты на первой российской платформе цифрового контента IPEX. Это биржа интеллектуальных прав, которая объединяет создателей, владельцев контента и тех, кто использует объекты интеллектуальной собственности. О том, чем удобна платформа, рассказал ее директор по маркетингу Евгений Хильченко:
— Правообладатель может разместить свою продукцию на онлайн-витрине и сам решает, по какой цене и на каких условиях он готов предоставить права на ее использование. Об этом он договаривается во внутреннем чате с заказчиком, после чего автоматически формируется пакет документов и на площадке заключается сделка.
Таким образом, создателю креативного проекта, которому нужен музыкальный контент, не нужно думать об очистке прав — он сразу приобретает лицензию на использование.
Кроме того, цифровые сервисы создаются для того, чтобы упростить для правообладателя процесс управления правами и дать ему возможность монетизировать результаты своей творческой деятельности: она, как и любой другой труд, должна быть оплачена.
Все участники сессии сошлись во мнении, что важно относиться к своему творчеству как к бизнес-продукту, но однозначного ответа на вопрос, какое авторское вознаграждение является адекватным, не существует. Все зависит от уровня популярности, целей, которые преследует автор, и, конечно, его собственной самооценки.
— Особенно осознанно стоит подходить к заключению договоров с партнерами.
Недавно я слушал интервью с одним грузинским артистом, трек которого собрал за четыре года больше миллиарда прослушиваний и до сих пор собирает миллион «шазамов» в разных странах ежемесячно. Казалось бы, это успех.
Но, к сожалению, музыкант не может измерить его в денежном эквиваленте: он передал все права на трек лейблу по договору отчуждения, получив только фиксированную сумму в момент выхода композиции, — отметил Илья Чамуха.
— Все эти истории подтверждают, что в музыкальном бизнесе мы имеем дело с очень сложной структурой, «матрешкой» интеллектуальных прав. Чтобы защитить себя и уверенно чувствовать себя на рынке, важно знать, как они работают, какие подводные камни существуют.
Об этом мы рассказываем в бесплатной образовательной программе для владельцев бизнеса, топ-менеджеров и индивидуальных предпринимателей в творческой сфере «ПРО.Креатус».
В ней принимают участие представители самых разных креативных индустрий, в том числе музыкальной, — резюмировала Екатерина Чуковская.
Авторские права на музыку | как получить авторские права на музыку или песню
Полезный гайд для композиторов, музыкантов, поэтов и всех, кто любит слушать музыку и хочет зарабатывать на ней деньги, а не штрафы. Особенно если нет времени читать Гражданский кодекс РФ.
Кто такой автор и какие у него права
Авторское право — насколько простое по своей сути, настолько же и сложное в части связанной с ним юридической практики. Казалось бы, всё понятно: человек придумал музыку или написал песню, значит он и есть автор.
Но если взять любую житейскую ситуацию, то возникает куча вопросов.
Законно ли исполнять чужие песни под гитару на улице? Можно ли петь караоке в баре, записывать на телефон и выкладывать сторис в свой инстаграм? Если начинающий музыкант выпустил микс на саундклауде под псевдонимом, является ли автором он сам или его вымышленное альтер-эго?
Чтобы не запутаться в этих дебрях, лучше всего обратиться к законодательству РФ, чтобы не перепутать, где авторское право, а где — лево. В 70 главе Гражданского кодекса есть четкое определение автора музыкального произведения как человека, чьим творческим трудом оно было создано.
Также автором считается тот, чье имя указано на оригинале или экземпляре произведения, пока не будет доказано, что это не так. Как это работает в случае с музыкой и песнями не очень понятно, но выкладывать в интернет Моцарта под вывеской “6 симфония Василия Петрова” лучше не стоит.
Если вы пишете музыку или слова к ней, то ваша интеллектуальная собственность по определению ГК РФ считается произведением искусства и является объектом авторского права. Вы при этом автоматически получаете следующие права:
Исключительное право
Базовое имущественное право, означающее, что только автор может распоряжаться плодами своего творчества как пожелает. Имеет срок действия, может отчуждаться и передаваться. Как — расскажем ниже.
Авторство
Гарантирует, что автор являетесь именно вы. Наряду с правом имени и неприкосновенности, является неимущественным, то есть не подлежащим передаче никому и ни при каких обстоятельствах. Передать нельзя, зафиксировать — обязательно. Об этом далее.
Имя
Музыку и песни можно выпускать и публиковать под собственными именем, псевдонимом или анонимно. Анонимность произведения не означает, что использовать его может кто угодно. Автор есть даже там, где его имя не указано.
Неприкосновенность
Наше “священное” право — не допускать изменений и искажений в наши творения. Даже если кому-то кажется, что “так будет еще лучше”.
Обнародование
Можно годами писать в стол, а можно каждый день постить в интернет-библиотеки свои мелодии и сэмплы, выкладывать песни собственного сочинения на ютуб и зарабатывать на этом. Право автора — быть богатым и знаменитым или гениальными и безвестным. Продавать свое искусство или нет — решает автор.
Свойства права: когда возникает, сколько действует, кому может принадлежать
Если вы написали мелодию, музыкальную пьесу, даже гитарный рифф, то вы смело можете считаться их автором. И прямо в момент написания вы получаете права, защищенные законом. Ряд из них считаются бессрочными.
Например, право авторства и неприкосновенности. Иными словами, и через 50, и через 300, и через 2000 лет автором “Капитанской дочки” останется А.С.
Пушкин, равно как и состав героев повести, сюжет, детали, вплоть до союзов и предлогов из рукописи солнца русской поэзии.
Иное дело — исключительно право. Оно действует в течение жизни автора и спустя 70 лет после его смерти. Если у автора нет наследников, то по истечении срока его музыка или песни становятся достоянием общественности.
То есть любой человек может использовать их по своему усмотрению и бесплатно.
При этом авторство произведения и его неприкосновенность по-прежнему охраняются законом, и публиковать “забытую” мелодию под чужим именем нельзя.
Как зарабатывать на авторском праве
Итак, вы знаете, что вы автор произведения и у вас есть права. Что теперь с ними делать? Если ваша музыка востребована, а песни пользуются спросом, вы можете зарабатывать на авторском праве. Существует несколько основных форм взаимодействия автора, или правообладателя, с внешним миром, которые позволяют получать за свое творчество заслуженное вознаграждение.
Отчуждение исключительного права
Автор может передать свое исключительное право на музыку или песню физическому лицу или организации на основании исключительного лицензионного договора.
Вы получаете деньги, но теряете возможность пользоваться результатами своего творчества. При этом, как уже говорили, остаетесь автором произведения (с указанием своего имени или без — как договоритесь с покупателем).
И из самой “песни слов не выкинешь”, поскольку право неприкосновенности также является неотчуждаемым.
Простой договор
Автор заключает договор на неисключительную лицензию. То есть четко устанавливает рамки использования музыки или песни в тех или иных целях участников договора.
По закону, регистрация лицензионного договора в Роспатенте обязательна, процедура занимает порядка двух месяцев и 15 тысяч рублей госпошлины.
По факту, в случае с музыкантами это делается далеко не всегда — стороны просто подписывают договор без регистрации.
Роялти
Слово из мира бизнеса и корпораций. В авторском праве на музыку и песни роялти — это те же отчисления автору за использование его произведений, но получаемые на регулярной основе.
Договор заказа
Тут всё просто. Автор пишет музыку или песню для конкретного клиента. В договоре прописываются условия использования произведения, а также характер и объем передачи прав на него.
Стоит добавить о таком виде произведений как служебные. Это когда творчество является вашей официальной работой. Например, если поэт или композитор заключает трудовой договор с продюсерским агентством, то права на его песни переходят к работодателю (за исключением неотчуждаемых прав).
Автор получает фиксированный гонорар, читай — зарплату, а продюсерский центр — возможность использовать песни по-своему, например, давать петь их другим исполнителям.
В то же время, если произведение автора не начали использовать в течение трех лет, а права на него больше никому не передавались, то исключительное право возвращается автору.
Правозащита: как защитить свое авторство
Защита авторских прав — это как безопасность на дороге. Ты можешь быть опытным и дисциплинированным водителем, ездить по правилам, но от нарушений со стороны других участников движения не застрахован никто. Зато риски для подготовленного водителя существенно ниже, чем у неопытного новичка. Так что получить ликбез в сфере защиты авторских прав просто необходимо.
Как мы уже говорили, некоторые права возникают у автора произведения в самый момент создания. Вы знаете, что вы автор и что это это ваша музыка, песня, аранжировка, но как сделать, чтобы об этом знали другие? Очень просто — оформить авторское свидетельство. И тут многих “кто в теме” ждет большой сюрприз.
Бытует мнение, что обращение в организацию РАО (Российское авторское общество) и есть регистрация авторского права. Это не так. РАО, как и ВОИС (Всероссийская организация интеллектуальной собственности), и РСП (Российский союз правообладателей), является депозитарием, то есть хранилищем. Эти организации созданы для того, чтобы управлять правами авторов с их согласия.
Фактически вы “нанимаете” организацию, чтобы она собирала деньги за использование вашей музыки и песен.
В суде с красивым авторским свидетельством из РАО доказать свои права и призвать к ответу нарушителя проще, но регистрацией собственно авторского права такой документ не является. Дело в том, что право на произведение в нашей стране попросту не регистрируют. Да, есть Роспатент, который занимается регистрацией прав, но это касается изобретений, промышленных образцов и компьютерных программ.
В случае с авторством музыки или песни мы говорим о подтверждении автора своего приоритета в создании произведения. Для этого и существуют официальные организации типа РАО и ВОИС.
Есть еще два известных способа зафиксировать свое авторство на конкретный продукт творческого труда. Первый — обратиться в нотариальную контору. Автору надо принести оригинал произведения — текст песни и нотную запись музыки — со своей подписью и датой.
За скромную плату нотариус поставит свою “закорючку”, а вы получите еще один аргумент для суда в случае нарушения вашего права. Аналогичным и надежным будет процесс депонирования авторских прав в специальных сервисах. Копия вашего произведения передается в специальный архив с фиксированной датой загрузки.
А дальше будет работать принцип: «кто первый, того и тапки ноты
Можно воспользоваться “дедовским” методом — почтой. Автор распечатывает оригинал произведения (ноты, текст) и отправляет самому себе заказным письмом с обязательными отметками о дате отправки и получения. Этому приему уже лет сто, но тем не менее в судебной практике это считается приемлемым доказательством авторства произведения.
Но, как это принято в цивилизованных странах, свое право мало защитить — за его соблюдением надо следить. Чтобы это делать, следует понимать, что конкретно является нарушением вашего права как автора музыки или песни.
Главное, что должен помнить автор: если он не заключал никаких договоров, то никто не может бесплатно пользоваться результатами его труда. Опять-таки есть расхожее мнение, что если человек использует чужую музыку, не извлекая при этом коммерческой выгоды, то это можно. Нет, нельзя.
Закон суров в этом отношении. В статьях 1273-1279 ГК РФ четко прописаны случаи, когда произведение и его часть может быть использована без выплаты вознаграждения автору.
При этом во многих случаях всё равно требуется его разрешение, а уж указывать автора и вовсе — обязательно в любом случае.
Так что если вы услышали свою песню в кафе или свою музыку в рекламном ролике, при этом у вас никто не спрашивал разрешения и не заплатил вам ни копейки, можете смело идти в суд.
Не имеете права!
В заключении хотелось бы дать несколько советов, но уже не авторам музыки и песен, а тем, кто имеет дело с результатом чужого творчества.
Важно помнить то, о чем мы говорили в начале статьи: чужое творчество не ваше.
Выбирая фонограмму для своего видеоролика, мелодию для ремикса, песню для исполнения на корпоративном празднике или кусочек трека для сэмплирования, не забудьте проверить авторские права на все эти произведения и решить возможные задачи по “очистке прав”. Так называют согласование с автором или правообладателем на использование того или иного произведения, целого или его фрагмента.
Это не значит, что вы не можете пользоваться тем, что сделали другие. Это значит, что у каждого использования есть определенные границы и условия. Например, на музыкальные произведения существует несколько типов лицензий.
Самые ходовые — это разработанные некоммерческой организацией Creative Commons шаблоны свободных и несвободных лицензий. Каждый типовой договор четко регламентирует использование той или иной музыкальной композиции.
Разобравшись в деталях, вы сможете сходу самостоятельно определять, за какую музыку платить не надо, а какая — требует авторских отчислений.
В интернете хватает ресурсов, которые позволяют определить авторство практически любой песни и музыки, а также разрешенные типы их использования.
Для тех, кому не хочется тратить свое время, существуют легальные библиотеки с музыкой для свободного использования, а также огромные банки с лицензионной музыкой для коммерческого использования, чьи создатели уже позаботились о соблюдении авторских и смежных прав и избавили вас от юридических формальностей.
Главный совет, как для начинающих авторов, так и для опытных бизнесменов — работа с квалифицированными и опытными специалистами в сфере авторского права на музыку и песни. Здесь столько нюансов, что разобраться в них самому практически невозможно.
Шутка ли, нарезка трехсекундного сэмпла — это уже работа не только с авторским, но и со смежными правами. Сделать кавер и выступать с ним по клубам просто так тоже нельзя — засудят.
А где пролегает тонкая грань между ремейком и плагиатом, в свое время не смог (или не захотел) разобраться даже Король отечественной поп-музыки.
Так что доверяйте лучшим!