Полезное

Повышение эффективности управления муниципальными финансами

Эффективность управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации — это результат реализации государственных и муниципальных решений в отношении оптимизации использования средств бюджетной системы для решения задач социально-экономического развития на всех уровнях публичной власти.

От того насколько эффективно используются и распределяются финансовые ресурсы государства на всех уровнях публичной власти напрямую зависит благосостояние и качество жизни населения, уровень развития национальной экономики.

Для Российской Федерации особо актуальным в системе управления государственными и муниципальными финансами является обеспечение оперативного, краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного управления государственными и муниципальными финансами таким образом, чтобы достичь сбалансированности бюджетной системы за счет адекватного соответствия расходов получаемым доходам.

Российская действительность такова, что на пути повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами находится множество препятствий, которые включают в себя разнообразные явления, начиная от недостаточной эффективности структурообразующих предприятий и заканчивая низким профессионализмом лиц, ответственных за процесс управления в данной сфере.

Управление государственными и муниципальными финансами сталкивается со следующими проблемами:

  • во-первых, низкая эффективность планирования государственных и муниципальных расходов, обуславливающая высокий уровень расхождения фактических и плановых показателей;
  • во-вторых, низкая эффективность использования средств резервного фонда;
  • в-третьих, высокий уровень закрытости, непрозрачности функционирования органов управления государственными и муниципальными финансами;
  • в-четвертых, несбалансированность информационных данных относительно результативности и эффективности реализации бюджетных программ.

Основное назначение финансовой системы Российской Федерации состоит в обеспечении решения социально-экономических вопросов, контроле рационального использования финансов на всех уровнях власти.

«Направления повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами в РФ» ???? Готовые курсовые работы и рефераты Купить от 250 ₽ Решение учебных вопросов в 2 клика Найти эксперта Помощь в написании учебной работы Узнать стоимость

Низкая эффективность использования государственных и муниципальных финансов оказывает негативное воздействие на экономическое развитие государства.

Пути повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами

Рост эффективности управления государственными и муниципальными финансами во многом определяется нацеленностью органов государственной и муниципальной власти на решение конкретных проблем, сложившихся в данной сфере.

Как уже отмечалось, значимой проблемой эффективности управления государственными и муниципальными финансами является низкий уровень профессионализма при планировании бюджетных доходов и расходов.

На любом уровне власти видны проблемы оптимистичного оценивания бюджетных доходов и пессимистического подхода к оценке бюджетных расходов.

Это обеспечивает существенный разрыв между фактическими и плановыми показателями расходования государственных и муниципальных финансов.

Решение этой проблемы за счет максимально адекватной оценки поступления и использования финансов способно существенно повысить эффективность использование бюджетных средств.

Указанная проблема становится причиной другой проблемы, состоящей в неэффективном использовании средств резервного фонда на покрытие бюджетного дефицита.

Фонд обеспечивает сбалансированность несбалансированного бюджета, покрывая его дефицит.

В результате средства фонда не используется для решения каких-либо конкретных проблем, обеспечивая компенсацию недостатков планирования расходования финансовых ресурсов государства.

В сложившихся на сегодня условиях средства резервного фонда уменьшаются не только за счет эффективного планирования, но и за счет того, что вследствие непредвиденных ситуаций расходы государства на финансирование здравоохранения существенно возросли. Это обесценивает средства резервного фонда и не позволяет ему компенсировать инфляцию за счет эффективного вложения средств.

Повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами в этом контексте требует переориентации государственного инвестирования на азиатские страны, такие перспективные рынки как Китай и Индия, приобретение высокодоходных облигаций корпоративного значения, акций компаний, имеющих высокую котировку на фондовом рынке, валютную трансформацию резервного фонда посредством перехода на японскую йену, как валюту, пользующуюся устойчивым спросом.

Современное общество характеризуется усилением процессов открытости и гласности на всех уровнях публичной власти, не является исключением и финансовая сфера. Повышение открытости формирования бюджетных доходов и расходов призвано обеспечить максимальную полноту использования бюджетных средств на благо общества.

Современные власти, безусловно, информируют население о динамике показателей бюджетной системы посредством размещения данных в средствах массовой информации, а также посредством формирования публичной отчетности главными распорядителями бюджетных средств.

Тем не менее, проблема информационной открытости финансовой системы государства и муниципальных образований не утратила свою актуальность на сегодняшний день. Пересмотра требует система государственного и муниципального заказа, позволяющая бесконечное количество раз привлекать подрядчиков для выполнения определенных работ с уменьшением их стоимости на каждом этапе торгов.

Также для повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами необходимо ужесточить систему отбора государственных и муниципальных программ, финансируемых за счет бюджетных средств. Реализации должны подлежать только те программы, которые способны обеспечить достижение реального результата.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Проблемы управления муниципальными финансами

Номер журнала:

Краткая информация об авторах: 

магистрант кафедры муниципального права юридического института Российского университета дружбы народов

Аннотация: 

В рамках данной статьи рассмотрены основные проблемы в сфере управления муниципальными финансами. Обозначены направления деятельности органов государственной власти по повышению эффективности управления муниципальными финансами в период с конца 1990-х и по сегодняшний день.

Читайте также:  Срок принудительного исполнения

Повышение эффективности управления финансовыми активами в местном самоуправлении в первую очередь необходимо для обеспечения  стабильного социально-экономического развития муниципалитетов, удовлетворения социальных потребностей населения.

Однако, несмотря на постоянное принятие правительством различных программ и решений по повышению эффективности управления финансами, данная сфера на сегодняшний день остро нуждается в дальнейшем совершенствовании. Существующие проблемы в области управления муниципальными финансами требуют системного подхода к их решению.

Необходимы инновационные и современные способы повышения качества управления финансами муниципалитетов. Автором данной статьи приведены конкретные предложения и рекомендации по решению указанных проблем.

Ключевые слова: 

финансы, экономика, муниципальные, местные, организация, обеспечение, управление, правовое регулирование.

Литература: 

[1] Васильева М.В. Совершенствование управления экономикой регионов на основе формирования эффективной системы государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля. Автореферат … дисс. доктора экономических наук. Кисловодск, 2012,

[2] Муниципальное право России: учебник (8-е издание). М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.

[3] Муниципальное право России: учебное пособие. М.: РУДН, 2015.

[4] Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 01 декабря 2016 г. // 2017, Сайт Президента России. URL: https://kremlin.ru/events/president/news/53379

[5] Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 г. // 2017, Сайт Президента России. URL: https://kremlin.ru/events/president/news/19825 

[6] Пригода Л.В. Механизм функционирования муниципальных образований: структура, функции, финансово-экономический инструментарий. Автореферат дисс. … доктора экономических наук. Ростов-на-Дону, 2009.

[7] Проект Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года // 2017, Министерство финансов Российской Федерации. URL: https://old.minfin.ru/common/upload/library/2014/01/main/Programma_301220…

Заголовок En: 

Municipal Finance Management Problems

Ключевые слова En: 

finance, economics, municipal, local, organization, provision, management, legal regulation.

Пути повышения качества управления государственными и муниципальными финансами

  • За прошедшие несколько лет произошли принципиальные изменения финансовых взаимоотношений бюджетов различных уровней на основе укрепления бюджетного федерализма, повышения бюджетной дисциплины, прозрачности и стабильности распределения финансовых ресурсов.
  • Приведем задачи повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами:
  • — укрепление финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации;
  • — создание стимулов для увеличения поступлений доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты;
  • -создание стимулов для улучшения качества управления государственными и муниципальными финансами;
  • — повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов;
  • — оказание методологической и консультационной помощи субъектам РФ в целях повышения эффективности и качества управления государственными и муниципальными финансами, а также в целях реализации реформы местного самоуправления.
  • В рамках решения задачи укрепления финансовой самостоятельности субъектов РФ необходимо обеспечить стабильность налогового законодательства и межбюджетных отношений в Российской Федерации в целях осуществления достоверного и объективного среднесрочного бюджетного планирования.

В настоящее время Бюджетным кодексом РФ предусмотрен ряд норм, обеспечивающих стабильность региональных и муниципальных финансов. К ним, в частности, относятся разграничение поступлений в бюджеты разных уровней от федеральных налогов и сборов и необходимость внесения изменений в законодательство, в том числе в закон о бюджете, в случае изменения расходных обязательств в течение года. Кроме того, установлено, что прогнозируемость объема Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на очередной финансовый год достигается путем индексации объема Фонда в текущем финансовом году на прогнозируемый в очередном финансовом году уровень инфляции (индекс потребительских цен).

Тем не менее, указанные меры представляются недостаточными, особенно в условиях перехода к среднесрочному финансовому планированию бюджетов всех уровней, требующему определенности не только на очередной финансовый год, но и на более длительный период.

В этой связи следует исключить возможность внесения изменений на федеральном уровне в бюджетное и налоговое законодательство в части налогов и сборов, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, приводящих к снижению налогооблагаемой базы, а также изменений расходных обязательств бюджетов регионов без соответствующей компенсации из федерального бюджета [2, c. 102].

Особое внимание следует уделить совершенствованию механизмов распределения инвестиционной финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляемой из федерального бюджета.

В настоящее время инвестиционная финансовая помощь осуществляется как в рамках непрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы и ряда федеральных целевых программ, так и в рамках Федерального фонда регионального развития.

При этом используются не связанные между собой механизмы распределения инвестиционной финансовой помощи и условия ее предоставления.

С учетом вступления в силу федеральных законов о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления необходимо разграничить финансирование инвестиционных мероприятий, приводящих к увеличению федеральной и региональной собственности.

Так, предстоит обеспечить финансирование инвестиций в объекты федеральной формы собственности в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы.

Инвестиционная поддержка регионов и муниципальных образований должна осуществляться с учетом уровня их бюджетной обеспеченности и использованием механизма софинансирования расходных обязательств субъектов РФ.

Читайте также:  Расчетный метод 54.1

При этом для завершения строительства объектов, находящихся в собственности субъектов РФ и муниципальной собственности и включенных в состав Федеральной адресной инвестиционной программы, следует в течение нескольких лет предусматривать средства в федеральном бюджете в размере, соответствующем доле федерального бюджета в общем объеме ассигнований, необходимых для завершения строительства указанных объектов.

Следует сконцентрировать средства финансовой помощи, направляемые на реализацию полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, включая инвестиционную, в специально создаваемом Федеральном фонде софинансирования расходов. Единые принципы распределения средств Фонда позволят повысить прозрачность межбюджетных трансфертов и их обоснованность.

Необходимо разработать и внедрить механизмы мониторинга и оценки федеральными органами исполнительной власти эффективности реализации полномочий, передаваемых органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления, а также повысить ответственность за исполнение делегируемых полномочий [7, c. 183].

На основе отчетных данных об использовании субвенций Федерального фонда компенсаций необходимо внести изменение в порядок предоставления отчетности субъектов РФ о реализации переданных полномочий, ввести в практику федеральных органов исполнительной власти подготовку ежегодных докладов по оценке эффективности исполнения субъектами РФ делегируемых полномочий. Развитие системы мониторинга переданных полномочий будет способствовать своевременному выявлению недостатков и улучшению качества предоставления населению услуг государства.

В целях создания стимулов для увеличения поступлений доходов в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты необходимо законодательно установить условия осуществления бюджетного процесса для субъектов РФ в зависимости от уровня их дотационности. Это необходимо для того, чтобы субъекты РФ стремились к увеличению собственных доходов и переходу из категории субъектов РФ с низким уровнем бюджетной обеспеченности в категорию с более высоким уровнем бюджетной обеспеченности.

  1. В зависимости от долей межбюджетных трансфертов в течение 2 из 3 последних отчетных лет, предоставляемых из федерального бюджета (за исключением средств, передаваемых на реализацию делегируемых полномочий), в объеме собственных доходов бюджетов субъектов Российской Федерации субъекты РФ делятся на 3 группы, в отношении которых предполагается применять различные требования.
  2. В отношении субъектов РФ, в бюджетах которых доля финансовой помощи из федерального бюджета не превышает 20% объема собственных доходов, предполагается применять общие требования, установленные бюджетным законодательством РФ, в части соблюдения ограничений на предельный размер государственного долга и дефицита бюджета субъекта РФ.
  3. Для субъектов РФ, в бюджетах которых доля финансовой помощи из федерального бюджета составляет более 60% объема собственных доходов, необходимо установить следующие требования по контролю за эффективностью использования бюджетных средств:
  4. — введение дополнительных ограничений на объем государственного долга и величину дефицита бюджетов соответствующих субъектов РФ;
  5. — обязательное заключение соглашений с Министерством финансов РФ о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта РФ;
  6. — введение запрета на финансирование из бюджетов субъектов РФ мероприятий, не отнесенных Конституцией РФ и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;
  7. — проведение ежегодной проверки исполнения бюджета субъекта РФ Счетной палатой РФ или Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.
  8. Аналогичные требования ведения бюджетного процесса необходимо ввести и во взаимоотношениях субъектов РФ и муниципальных образований.
  9. Помимо институциональных норм воздействия на субъекты РФ следует усовершенствовать методики распределения финансовой помощи из федерального бюджета с целью создания стимулов к увеличению поступлений доходов в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

Предусматривается внести изменения в методику распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, которые обеспечат создание механизма стимулирования органов государственной власти субъектов РФ к развитию собственной налоговой базы.

Стимулирующий эффект будет достигаться путем уточнения порядка расчета указанных дотаций, не предусматривающего сокращения их размеров в результате достижения субъектом РФ более высоких относительно среднероссийского уровня показателей социально-экономического развития [1, c. 208].

  • Результаты работы органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по увеличению поступлений налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты целесообразно учитывать при распределении дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ.
  • Необходимо совершенствовать процедуру заключения и исполнения соглашений об оздоровлении государственных финансов с высокодотационными субъектами РФ, предусматривая в них права, обязанности и порядок действия сторон в случае нарушения условий соглашений, а также регламентировать методы финансового и административного воздействия в отношении указанных субъектов РФ.
  • Реформа разграничения полномочий законодательно закрепила значительную часть полномочий по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ за органами государственной власти субъектов РФ, и от того, насколько эффективно будут использоваться региональные финансы, во многом будет определяться и устойчивость государственных финансов в целом.
  • В целях активизации деятельности органов государственной власти субъектов РФ по финансовому оздоровлению и улучшению качества управления государственными и муниципальными финансами, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических реформ в субъектах РФ и муниципальных образованиях в составе федерального бюджета образован Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов.
Читайте также:  Подпункте 24 пункта 1 статьи 333.33

Функционирование Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов особенно актуально в период реализации в РФ бюджетной реформы, реформы местного самоуправления, а также разграничения предметов ведения и полномочий.

В этой связи целесообразно увеличить количество субъектов РФ и муниципальных образований, отбираемых для предоставления субсидий по результатам оценки программ реформирования региональных и муниципальных финансов.

Предстоит усовершенствовать механизмы отбора, установленные в настоящее время, путем усиления роли показателей, определяющих качество управления региональными и муниципальными финансами.

В целях создания стимулов для улучшения качества управления региональными финансами необходимо внедрить систему ежегодной рейтинговой оценки результатов работы органов государственной власти субъектов РФ по управлению финансами, в первую очередь по использованию новых принципов бюджетирования, ориентированного на результат, среднесрочного бюджетного планирования. Следует создать систему финансового поощрения субъектов РФ, получивших более высокую оценку [8, c. 155].

В условиях разграничения полномочий предстоит пересмотреть принципы оказания финансовой помощи, предоставляемой на условиях софинансирования в целях обеспечения выполнения приоритетных для РФ полномочий органов государственной власти субъектов РФ. Средства для предоставления указанной помощи предусматривается сконцентрировать в специально создаваемом Федеральном фонде софинансирования расходов.

Для этого необходимо доработать механизм финансирования из Федерального фонда софинансирования социальных расходов.

Успешный опыт применения этого Фонда для ускорения темпов реформы жилищно-коммунального хозяйства позволяет сделать вывод о необходимости расширения сфер его применения, основанного на выполнении субъектами РФ ряда условий, от которых будут зависеть размеры предоставляемых им средств Фонда. Необходимо определить круг приоритетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов, которые могут быть использованы для софинансирования из федерального бюджета, установить условия получения этой финансовой помощи с учетом показателей качества выполнения определенных задач, порядок ее формирования и распределения.

  1. Применение механизма софинансирования из федерального бюджета должно осуществляться в первую очередь для выполнения полномочий органов государственной власти субъектов РФ, имеющих социальную направленность, таких, например, как предоставление гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, социальная поддержка отдельных категорий граждан.
  2. При определении уровня софинансирования из федерального бюджета по отдельным полномочиям, финансируемым из бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов, необходимо использовать механизм дифференцированного определения объемов предоставления субсидий с учетом показателей качества управления финансами.
  3. Одним из направлений работы по повышению качества управления государственными и муниципальными финансами должно стать повышение бюджетной дисциплины субъектов РФ и муниципальных образований.

Бюджетным законодательством РФ установлен целый ряд параметров, используемых при формировании и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, соблюдение которых должно обеспечиваться в безусловном порядке. Среди таких параметров — ограничение предельных размеров долга и дефицита бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также расходов на обслуживание долга.

Однако, несмотря на экономическую целесообразность и безусловность указанных ограничений, их нарушение допускается целым рядом субъектов РФ. При этом предоставленное Министерству финансов РФ право приостанавливать перечисление межбюджетных трансфертов получателям, нарушающим федеральное законодательство, на практике не получило системного воплощения.

Несоблюдение ограничений, утвержденных Бюджетным кодексом РФ, связано с отсутствием необходимой регламентации процедуры и последовательности действий по применению санкций к субъектам РФ, нарушающим бюджетное законодательство [9, c. 81].

Заключение

Государственные и муниципальные финансы имеют единую ценностную ориентацию, но в каждом конкретном случае отражают особенности, выражающиеся в специфике их функционирования и развития в рамках федерации, субъектов федерации и муниципальных образований.

Государственные и муниципальные финансы позволяют эффективно и комплексно воздействовать на реальный сектор экономики. Развитие государственных и муниципальных финансов определяется необходимостью создания единой системы финансового воздействия на сбалансированное движение ресурсов и капитала в рамках федерации, субъектов федерации и муниципальных образований.

Применение адекватных современным условиям форм и методов государственного финансового регулирования требует их тщательного изучения. Копирование зарубежного опыта без учета российской специфики не приближает, а отдаляет экономику от стабилизации и экономического прогресса.

Государственные и муниципальные финансы создают условия стабилизации и экономического роста, позволяют управлять бюджетными потоками, способствуют реализации финансовой политики.

Важно проводить согласованную финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую политику, направленные на интересы широких слоев населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом.

Преодоление финансового кризиса находится в плоскости макроэкономической стабилизации на базе оживления, развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления основ федеративного устройства государства.