Полезное

Постановление 438 проверки

  • (с изменениями на 14 сентября 2020 года)
  • В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», частью 1_1 статьи 26_2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Правительство Российской Федерации
  • постановляет:
  • 1. Установить, что в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся только:
  • а) внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры;
  • б) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;
  • в) внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • г) внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены пунктом 1_1 части 2 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и пунктом 4 части 10 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • д) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер;
  • е) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания при поступлении в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля ходатайства от юридического лица или индивидуального предпринимателя о проведении проверки в целях признания предписания исполненным;
  • (Подпункт дополнительно включен с 17 июня 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2020 года N 862)
  • ж) внеплановые проверки некоммерческих организаций, основания для проведения которых установлены подпунктами 2, 3 и 5 пункта 4_2 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», и религиозных организаций, основание для проведения которых установлено абзацем третьим пункта 5 статьи 25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», проведение которых согласовано органами прокуратуры;
  • (Подпункт дополнительно включен с 17 июня 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2020 года N 862)
  • з) внеплановые проверки, основание для проведения которых установлено абзацем третьим части четвертой статьи 30_1 Закона Российской Федерации «О государственной тайне»;
  • (Подпункт дополнительно включен с 17 июня 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2020 года N 862)
  • и) плановые проверки юридических лиц — участников бюджетного процесса, а также государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений в рамках осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.
  • (Подпункт дополнительно включен с 8 августа 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 года N 1129)
  • 2. Установить, что в 2020 году при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не указанных в пункте 1 настоящего постановления, проводятся только:
  • а) внеплановые проверки, указанные в пункте 1 настоящего постановления;
  • б) плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2_1 настоящего постановления;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 17 июня 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2020 года N 862. — См. предыдущую редакцию)

в) плановые и внеплановые проверки юридических лиц участников бюджетного процесса, а также государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений в рамках осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

(Подпункт дополнительно включен с 8 августа 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 года N 1129)

2_1. Установить, что в 2020 году плановые проверки при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности не проводятся.

(Пункт дополнительно включен с 17 июня 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2020 года N 862)

3. Установить, что решения об исключении из ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей плановых проверок, не указанных в пункте 2 настоящего постановления, принимаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в течение 7 рабочих дней после вступления в силу настоящего постановления.

4. Органам государственного контроля (надзора) в течение 10 рабочих дней после вступления в силу настоящего постановления представить в Министерство экономического развития Российской Федерации перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 апреля 2020 г.

, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо отнесены к 1 классу (категории) опасности, I классу опасности опасных производственных объектов, I классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).

5.

Положения пунктов 1 и 2 настоящего постановления распространяются на виды государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в отношении которых применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», включая виды государственного контроля (надзора), муниципального контроля, указанные в частях 3_1 и 4 статьи 1 указанного Федерального закона, за исключением налогового и валютного контроля.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 июня 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2020 года N 862. — См. предыдущую редакцию)

6. Установить, что проверки, указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления, проводятся только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи, за исключением случаев, указанных в пункте 7 настоящего постановления.

  1. 7. Выезд должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при проведении проверки допускается в следующих случаях:
  2. а) выезд должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля согласован органами прокуратуры в ходе согласования проведения проверок, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 настоящего постановления;
  3. б) возможность выезда должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля предусмотрена поручением Президента Российской Федерации, поручением Правительства Российской Федерации, требованием прокурора о проведении проверок, указанных в подпункте «в» пункта 1 настоящего постановления;
  4. в) выезд должностных лиц органов государственного контроля (надзора) осуществляется при проведении проверок, указанных в подпункте «з» пункта 1 настоящего постановления.
  5. (Подпункт дополнительно включен с 17 июня 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2020 года N 862)
Читайте также:  ПОСТАНОВЛЕНИЕ о получении образцов для сравнительного исследования

7_1.

Если основанием для проведения проверок на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса в случаях, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 и подпункте «а» пункта 2 настоящего постановления, являются факты причинения вреда жизни и здоровью граждан, орган государственного контроля (надзора) вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением в установленном порядке органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю.

(Пункт дополнительно включен с 23 апреля 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2020 года N 557)

8. Установить, что проверки, которые не были назначены в период с 18 марта по 5 апреля 2020 г. в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации, назначению не подлежат, за исключением проверок, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящего постановления.

9. Установить, что проверки, проведение которых было приостановлено в период с 18 марта по 5 апреля 2020 г. в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации, подлежат завершению в связи с невозможностью их проведения не позднее 3 рабочих дней после вступления в силу настоящего постановления, за исключением проверок, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящего постановления.

10. Органам государственного контроля (надзора), органам муниципального контроля при поступлении ходатайств об отсрочке сроков исполнения ранее выданных предписаний в течение 10 рабочих дней после поступления таких ходатайств принимать решения о продлении сроков, за исключением предписаний, указанных в подпункте «д» пункта 1 настоящего постановления.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 июня 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2020 года N 862. — См. предыдущую редакцию)

11. Положения пунктов 1-10 настоящего постановления не применяются к таможенным проверкам, проводимым таможенными органами, а также к проверкам, проводимым в соответствии с Федеральным законом «Об использовании атомной энергии».

(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 апреля 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2020 года N 557. — См. предыдущую редакцию)

12. Установить, что в 2020 году не назначаются плановые выездные таможенные проверки, а до 30 сентября 2020 г.

включительно внеплановые выездные таможенные проверки, за исключением внеплановых выездных таможенных проверок, назначаемых по основаниям, предусмотренным подпунктами 3 и 8 пункта 16 статьи 333 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, а также внеплановых выездных таможенных проверок, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 сентября 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2020 года N 1422.  — См. предыдущую редакцию)

13. Ранее назначенные плановые выездные таможенные проверки подлежат приостановлению до 31 декабря 2020 г. включительно, а внеплановые выездные таможенные проверки — до 30 сентября 2020 г.

включительно в соответствии с положениями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», за исключением выездных таможенных проверок, назначенных по основаниям, предусмотренным подпунктами 3 и 8 пункта 16 статьи 333 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, а также выездных таможенных проверок, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 сентября 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2020 года N 1422.  — См. предыдущую редакцию)

13_1. Особенности проведения отдельных видов проверок в рамках разрешительной деятельности устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году».

(Пункт дополнительно включен с 17 июня 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2020 года N 862)

14. Внести в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г.

N 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 28, ст.3706; 2012, N 2, ст.301; N 53, ст.7958; 2015, N 49, ст.6964; 2016, N 1, ст.234; N 35, ст.5326; N 38, ст.

5542; 2019, N 5, ст.393), изменение, дополнив подпункт «а» абзацами следующего содержания:

  • «в связи с запретом на проведение плановых проверок, предусмотренным частью 1_1 статьи 26_2 Федерального закона;
  • в связи с принятием органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в период с 18 марта до 5 апреля 2020 г. на основании поручения Правительства Российской Федерации, поручения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), поручения высшего должностного лица муниципального образования решения об отмене назначенной плановой проверки;
  • в связи с принятием органом государственного контроля (надзора) решения об исключении плановой проверки на основании актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора) в 2020 году;».
  • Председатель ПравительстваРоссийской Федерации
  • М.Мишустин
  • Редакция документа с учетомизменений и дополнений подготовленаАО «Кодекс»

Мораторий на проверки

Правительством РФ на период 2020 года принято решение о приостановлении проведения плановых административных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства:

Нормативно-правовая база:

— ст. 26.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

— Постановление Правительства РФ от 03.04.

2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – ПП РФ № 438) и некоторых иных подзаконных нормативных правовых актах.

  • Запрет на проведение плановых проверок субъектов МСП (в рамках 294-ФЗ):
  • — Контроль качества и безопасности медицинской деятельности;- Контроль в сфере обращения лекарственных средств;- Контроль за обращением медицинских изделий;- Лицензионный контроль;- Санитарно-эпидемиологический надзор;- Надзор по закону о защите прав потребителей;- Пожарный надзор;- Страховой надзор (в частности, контроль качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями);
  • — Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • Запрет на проведение проверок не распространяется на:
  • — Налоговый и финансовый контроль;- Проведение административных расследований;- Проведение проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.
Читайте также:  Профессии запрещенные для женщин

— Некоторых других видов контроля (см. ч. 3.1 и 4 ст. 1 ФЗ № 294).

— Проведение некоторых других мероприятий, указанных в ч. 3 ст. 1 ФЗ № 294.

  1. Не были приостановлены:
  2. • Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований;• Мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами и ИП.

Если в процессе их проведения будут выявлены нарушения, это также может послужить основанием для проведения внеплановых проверок, в частности, медицинских организаций (ч. 5 ст. 8.3 ФЗ № 294).

Исключение из реестра плановых проверок

Решения об исключении из ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, должны быть приняты органами контроля в течение 7 рабочих дней после вступления в силу ПП РФ № 438 (п. 3).

Данное Постановление вступило в силу 14 апреля, а значит уже до 23 апреля организации, которые числились в реестре плановых проверок на 2020 год, должны быть оттуда исключены.

Внеплановые проверки по прежнему могут проводится:

• Выявлены факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью.Согласование прокуратуры — требуется.

• Возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.Согласование прокуратуры — требуется.

• Проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.Согласование прокуратуры — требуется.

• Поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя.Согласование прокуратуры — не требуется.

• Требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (например, в случае поступления в прокуратуру обоснованной жалобы от пациента на нарушение его прав).Согласование прокуратуры — не требуется.

• Поступление в Росздравнадзор заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о выдаче лицензии на медицинскую деятельность.Согласование прокуратуры — не требуется.

• Ходатайство медицинской организации о проведении Росздравнадзором внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания об устранении нарушений.Согласование прокуратуры — не требуется.

• Проверка исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.Согласование прокуратуры — не требуется.

Как быть с теми проверками, которые были приостановлены в период с 18 марта по 5 апреля 2020?

Как указано в п. 9 ПП РФ № 438, проверки, которые были приостановлены в период с 18 марта по 5 апреля 2020 г. в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 18.03.

2020, подлежат завершению в связи с невозможностью их проведения не позднее 3 рабочих дней после вступления в силу данного постановления.

Исключение – внеплановые проверки, указанные в таблице выше, а также плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска.

Налоговый контроль в условиях коронавируса:

Нормативно-правовая база:

Разъяснения Ростехнадзора по вопросам реализации Постановления Правительства Российской Федерации № 438 от 03.04.2020

Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее — Закон № 98-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г.

№ 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Постановление № 438) в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2020 г. № 557«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части установления особенностей осуществления контрольно-надзорной и разрешительной деятельности в 2020 году» определены особенности осуществления контрольно-надзорной деятельности на период до 31 декабря 2020 г.

Разъяснения Ростехнадзора

1. Закон № 98-ФЗ и Постановление № 438 не устанавливают запретов или ограничений на проведение контрольных мероприятий, не регулируемых Законом № 294-ФЗ, в следующих случаях:

1) расследования причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве (согласно пункту 5 части 3 статьи 1 Закона № 294-ФЗ);

2) проверок устранения обстоятельств, послуживших основанием назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности (согласно пункту 61 части 3 статьи 1 Закона № 294-ФЗ);

3) плановых и внеплановых проверок органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в том числе при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений), проводимых в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

4) обследований гидротехнических сооружений, предшествующих разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, консервируемых или ликвидируемых (преддекларационные обследования) в соответствии с Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 г. № 1303;

5) мероприятий по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок, предусмотренных Порядком организации работ, утвержденным приказом Ростехнадзора от 7 апреля 2008 г. № 212 (включая осмотр энергоустановок);

6) мероприятий по проведению контрольного осмотра лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, в соответствии с положениями Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по вводу в эксплуатацию лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, после осуществления их монтажа в связи с заменой или модернизации, утвержденного приказом Ростехнадзора от 27 ноября 2019 г. № 454 (зарегистрирован в Минюсте России 9 января 2020 г., рег. № 57081);

7) мероприятий по вводу в эксплуатацию (участие в комиссиях с целью принятия решения о возможности ввода в эксплуатацию), включая осуществление административных процедур в рамках указанной деятельности в отношении объектов, в том числе:

а) подъемных сооружений, в соответствии с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденными приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533;

б) канатных дорог и фуникулеров, в соответствии с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров», утвержденными приказом Ростехнадзора от 6 февраля 2014 г. № 42, и Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности грузовых подвесных канатных дорог», утвержденными приказом Ростехнадзора от 22 ноября 2013 г. № 563;

Читайте также:  Раздел 3 строка 010

в) оборудования, работающего под избыточным давлением (паровых и водогрейных котлов, трубопроводов и сосудов, работающих под давлением), в соответствии с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденными приказом Ростехнадзора от 25 марта 2014 г. № 116;

г) эскалаторов в метрополитенах, в соответствии с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности эскалаторов в метрополитенах», утвержденными приказом Ростехнадзора от 13 января 2014 г. № 9.

Закон № 98-ФЗ и Постановление № 438 не устанавливают каких-либо запретов или ограничений для мероприятий, проводимых в соответствии с утвержденными графиками на объектах повышенной опасности, в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).

Установленные Постановлением № 438 запреты и ограничения не применяются к проверкам, проводимым в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».

В отношении иных видов федерального государственного контроля (надзора) Постановлением № 438 установлен исчерпывающий перечень оснований для проведения проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также предусмотрен особый порядок их проведения.

2. Подпунктом «б» пункта 2 Постановления № 438 допускается проведение плановых проверок исключительно в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории высокого риска.

Сводный план проверок Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2020 год таких проверок не содержит.

3.

Все проверки, в том числе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I, II, III классов опасности, гидротехнические сооружения I, II, III классов, подлежат исключению из плана проверок на 2020 год в порядке, установленном пунктом 3 Постановления № 438 и Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489 (далее — Правила).

Исключение проверок должно осуществляться на основании абзацев 11-13 подпункта «а» пункта 7 Правил.

4. Пункты 1, 2, 6, 7 и 71Постановления № 438 устанавливают перечень оснований и формы проведения внеплановых проверок в 2020 г.

При наличии фактов причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера внеплановые проверки проводятся по согласованию с органами прокуратуры. При этом необходимо согласовывать с органами прокуратуры выездной характер таких проверок.

Аналогичные требования установлены для проверок, проводимых в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

При этом, если основанием для проведения проверок на опасных производственных объектах I и II классов опасности, на гидротехнических сооружениях I и II классов являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан, должностные лица территориального управления Ростехнадзора вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры в порядке, установленном частями 6, 7, 12 статьи 10 Закона № 294-ФЗ.

Внеплановые проверки также проводятся на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Проверки по данным основаниям могут быть выездными в случае, если такая возможность предусмотрена самими основаниями.

5. Подпунктами «г» и «д» пункта 1 Постановления № 438, пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» (далее – Постановление № 440) определены особенности проведения проверок при осуществлении лицензионного контроля.

В отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, в соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», внеплановые проверки проводятся в сроки, установленные соответствующими административными регламентами (с учетом режима нерабочих дней).

Руководствуясь пунктом 4 Постановления № 440, такие проверки целесообразно проводить в выездной форме при осуществлении лицензирования:

1) эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I и II классов опасности;

2) деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения (на опасные производственные объекты I и II классов опасности).

6. Особенности проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора в 2020 г. установлены пунктом 3 приложения № 3 к Постановлению № 440.

Должностные лица территориальных органов Ростехнадзора должны проводить выездные проверки в соответствии с программой проверок, а также в случае получения извещений, указанных в части 6 статьи 52 и части 3 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункт 11 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 54).

Организация проведения внеплановых проверок осуществляется в общем порядке, установленном Постановлением № 438.

7. Результаты контрольно-надзорных мероприятий подлежат оформлению в установленном Законом № 294-ФЗ порядке и по форме, установленной приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Результаты проверочных мероприятий подлежат внесению в Федеральную государственную информационную систему «Единый реестр проверок» в порядке, установленном Правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. № 415.

При проведении контрольных мероприятий необходимо обеспечить исполнение условий, запретов, ограничений и других обязательных требований по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8.

Несоблюдение установленных запретов на проведение проверок является нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ).