Полезное

Постановление 354 пункт 148 (36)

24 мая 2019

Проведение перерасчета за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при временном отсутствии потребителя в жилом помещении

Постановление 354 пункт 148 (36)

С 1 января 2019 года на территории Свердловской области услуга вывоза твердых бытовых отходов из числа жилищных перешла в коммунальные (услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, далее — ТКО).

Порядок начисления платы за услугу по обращению с ТКО регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации (далее — ЖК РФ) и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

  • Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
  • Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
  • При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
  • В связи с поступлением обращений граждан по отказу управляющих организаций в проведении перерасчетов по ТКО за период временного отсутствия потребителя в жилом помещении, Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее – Департамент) доводит информацию по данному вопросу.

В силу ч. 1 ст.

157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Следует отметить, что обязанность потребителя по установке индивидуальных приборов учета услуги по обращению с ТКО законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

Пункт 148 (36) Правил № 354 содержит порядок начисления платы за коммунальные услуги, и не содержит запрета на проведение перерасчета, в том числе в связи с временным отсутствием постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан. Потребитель услуги по обращению с ТКО, имеющий в собственности жилое помещение, но не потребивший услугу (в том числе в связи с временным отсутствием) не обязан ее оплачивать.

  1. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение (пункт 90 раздела VIII Правил № 354).
  2. В силу пункта 91 раздела VIII Правил № 354 перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее — заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
  3. Пунктом 92 Правил № 354 установлено, что в заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении.
  4. К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя.

При подаче заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребитель вправе указать в заявлении о перерасчете, что документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, не могут быть предоставлены вместе с заявлением о перерасчете по описанным в нем причинам и будут предоставлены после возвращения потребителя. В этом случае потребитель в течение 30 дней после возвращения обязан представить исполнителю документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия.

Перечень документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, прилагаемых к заявлению о перерасчете, установленный пунктом 93 раздела VIII Правил № 354, не является закрытым и допускает предоставление иных документов, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт

и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

Документы, указанные в пункте 93 Правил № 354, за исключением проездных билетов, должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем), заверены печатью такой организации (при наличии), иметь регистрационный номер и дату выдачи. Документы должны быть составлены на русском языке. Если документы составлены на иностранном языке, они должны быть легализованы в установленном порядке и переведены на русский язык.

Предоставляемые потребителем копии документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя, должны быть заверены лицами, выдавшими такие документы, или лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на совершение действий по заверению копий таких документов.

В случае, если исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, он вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении для расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО. Указанный акт составляется в порядке, определенном пунктом 56 (1) Правил № 354.

В силу пункта 97 Правил № 354 результаты перерасчета размера платы за коммунальные услуги отражаются:

  • в случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия — в платежных документах, формируемых исполнителем в течение периода временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;
  • в случае подачи заявления о перерасчете после окончания периода временного отсутствия — в очередном платежном документе.

С учетом изложенного, необоснованный отказ в проведении перерасчета платы за услугу по обращению с ТКО за период временного отсутствия потребителя в жилом помещении в силу пункта 148 (36) Правил № 354 свидетельствует о неправильном применении управляющей организацией норм права.

Департаментом проанализированы обращения граждан, а также причины, послужившие отказом в проведении перерасчетов:

  • отсутствие заявления о перерасчете в связи с временным отсутствием в принадлежащем жилом помещении;
  • в заявлении не указаны день начала и окончания периода временного отсутствия в жилом помещении (указаны только месяцы);
  • в заявлении не указаны фамилии, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя в жилом помещении;
  • не представлены документы, подтверждающие факт временного отсутствия (непроживания) в принадлежащем жилом помещении.

Также Департамент рекомендует подтверждать статус потребителя услуги, период временного отсутствия потребителя в жилом помещении и начисление/оплату услуги по месту фактического проживания. Так как сама по себе отметка в паспорте о регистрации по иному адресу не может служить бесспорным доказательством проживания по месту регистрации, указанной в паспорте.

Таким образом, для проведения перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, потребителю необходимо обращаться к исполнителю услуги по обращению с ТКО с соблюдением положений раздела VIII Правил № 354. 

Читайте также:  Район падения отделяющихся частей ракет

Назад к списку

Блог

Постановление 354 пункт 148 (36) Источник фото: https://www.pexels.com/

  • Мы уже рассматривали вопрос о прерасчётах за ТКО, но само время накидывает на вентилятор, а потому — развиваем тему.
  • Однажды гражданка Ковригина, проживающая в Алтайском крае, проиграла в Верховном Суде РФ, а мы изучили судебный акт и выражаем ей благодарность за инициативу, благодаря которой каждый житель-потребитель (а мы все таковые в нерабочее время) вправе в установленных случаях потребовать от регионального «мусорного» оператора» перерасчёт за ТКО.
  • Итак, гражданка Ковригина обратилась в Верховный Суд РФ с административным иском о признании недействующим пункта 148(36) Правил № 354, который, к слову, имеет следующее содержание:

«148.36. При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.»

В обоснование заявленного требования была положена ссылка на то, что оспариваемый пункт не соответствует ч. 11 ст. 155 ЖК РФ, ст. 1, п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г.

№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 782 ГК РФ, п. 1 ст. 27, п. 4 ст. 28 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г.

№ 2300-1 «О защите прав потребителей» и нарушают права истца на оплату тех услуг, которые были фактически оказаны.

Разумеется, иск подан не из спортивного интереса; гражданка представила регоператору «документы об отсутствии проживающих в указанной квартире в течение всего календарного года», но ей было отказано в перерасчете платежей. Начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО производилось по количеству собственников (то есть на одну гражданку).

Верховный Суд РФ не нашёл оснований для удовлетворения заявленных требований, указав следующее.

В соответствии с ч. 1 ст.

157 ЖК РФ Правительство РФ утвердило Правила № 354, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, а также регламентируют иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг (п. 1).

Предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил № 354.

Оспариваемый п.148 (36) Правил № 354 определяет порядок расчета объема коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, что соответствует нормам жилищного законодательства и законодательства в области обращения с отходами.

Собственник жилого дома или части жилого дома согласно ч. 5 ст. 30 ЖК РФ обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (п. 1 ст. 24.7).

Определяя порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ч. 11 ст. 155 ЖК РФ предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством РФ.

ТКО согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» — это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст. 1).

Ввиду отсутствия возможности определения объёма индивидуального потребления данного вида коммунальной услуги размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии информации о таковых — с учетом количества собственников жилого помещения.

ТКО относятся к тем видам коммунальных услуг, размер платы за которые рассчитывается исходя из нормативов потребления, и Правительство РФ, определяя порядок расчета и внесения платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в п.

148(36) Правил установило, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил.

Не заметили подвох? Буквально в п. 148(36) не так написано, а суть вот в чём: поскольку ТКО рассчитываются по нормативу, то из ч. 11 ст. 155 ЖК РФ следует, что перерасчёт возможен.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта ст. 782 ГК РФ, п. 1 ст. 27, п. 4 ст. 28 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» сочтены несостоятельными, поскольку названные нормы не регулируют порядок расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.

Читайте также:  Привести в первоначальное состояние

А дальше следите за руками… Согласно разъяснению, данному в п. 35 постановления Пленума ВС РФ от 25 декабря 2018 г.

№ 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Оспариваемые положения п. 148(36) Правил по своему содержанию являются ясными и определенными.

Доводы административного истца о том, что региональный оператор отказал в перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, ВС РФ отклонил, указав, что гражданка Ковригина оа основании ст. 3 ГПК РФ вправе обратиться в суд за защитой нарушенных прав.

В итоге мы получили полезную мысль: отсутствие проживающих в квартире — это частный случай временного отсутствия потребителя, соответственно можно заявить о перерасчете платы за обращение с ТКО, поскольку это предусмотрено Разделом VIII Правил № 354.

С уважением, Алексей Тищенко

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги управляющим компаниям и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе по ссылке.  

Прокуратура Верхнеландеховского района разъясняет порядок оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилых помещениях, в которых отсутствуют жильцы

30 марта 2018г. 11:11

В связи с поступающими обращениями прокуратура района разъясняет следующее.

В силу п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ обязанность по внесению платы за коммунальные услуги, к которым относится и услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.

Согласно ч. 11 ст. 155 Жилищного кодекса РФ неиспользование собственниками помещений не является основанием невнесения платы за коммунальные услуги.

В соответствии с п. 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.

2011 № 354, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Таким образом, выставление Исполнителем коммунальной услуги счетов за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, исходя из количества собственников жилого помещения, является правомерным, даже если в жилом помещении фактически никто не проживает.

Вместе с тем, на основании ч. 11 ст. 155 Жилищного кодекса РФ при временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Порядок перерасчета установлен постановлением Правительства РФ  от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее — Правила).

Пунктами 86, 90, 91 Правил предусмотрена возможность перерасчета размера платы за коммунальную услугу при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 календарных дней подряд, но не более 6 месяцев.

Право потребителя на перерасчет и соответствующая обязанность исполнителя услуги закреплена в п.п. 148(22) и 148(24) Правил.

Согласно п.п. 91, 92 Правил, в заявлении на перерасчет платы в связи с отсутствием потребителя указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении. К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя.

По истечении 6 месяцев потребитель имеет право вновь обратиться с таким заявлением на новый период.

Отказ исполнителя произвести перерасчет может быть обжалован в судебном порядке либо в органы прокуратуры, а также жилищную инспекцию.

Как устроена новая схема перерасчета за вывоз мусора

Профиль автора

Изменения в правилах предоставления коммунальных услуг, а также формулы для перерасчетов вступили в силу 1 марта 2023 года.

Новшества касаются отмены платы за мусор, которую делают при длительном отсутствии — когда жильцы уезжают, например, в отпуск.

Возможность перерасчета платы за мусор, если надо уехать на срок больше пяти дней, существовала и раньше. Но только в регионах, где ее берут по количеству жильцов.

Например, в Тюменской области для расчета платы берется именно количество жильцов, тариф — 165 Р в месяц с человека для многоквартирных домов и 141 Р — для частных.

Но во многих регионах считали не по людям, а по квадратным метрам. Так, в Москве вывоз мусора в 2023 году стоит 7,9 Р за 1 м² площади в месяц, в Сызрани — 4,72 Р за 1 м².

С 1 марта 2023 года всех жильцов уравняли в правах, и теперь они смогут получать перерасчет по единым правилам. Формула учитывает площадь жилья, количество жильцов, норматив накопления мусора и число временно отсутствующих жильцов.

Все, что нужно знать о недвижимостиЛучшие статьи о том, как покупать, продавать, снимать и обустраивать жилье — в вашей почте по вторникам. Бесплатно

Вот какие документы потребуются:

  1. Заявление на перерасчет платы в свободной форме. Подать его можно напрямую региональному оператору по обращению с ТКО или ему же через УК, ТСЖ или расчетный центр. Заявление надо отправить в срок не позднее 30 дней с момента, как жилец вернулся домой. Допускается отправить заявление до отъезда, но надо представить также документ, который подтвердит дату возвращения. Например, билеты или приказ о направлении работника в командировку.
  2. Любой документ о временном отсутствии. В правительственных правилах есть длинный список документов, которые подойдут, но он не исчерпывающий, то есть в целом можно представить любые документы, начиная со справки от председателя СНТ о том, что садовод летом проживал на своей даче, и заканчивая видом на жительство в другой стране.
  • Регоператор обязан пересчитать плату за ТКО пропорционально количеству полных календарных дней отсутствия, не включая дни отъезда и возвращения.
  • Срок для рассмотрения заявления — пять рабочих дней.
  • С 1 марта 2023 года этот порядок будет работать также для варианта оплаты по квадратным метрам, то есть в любом регионе России.
Читайте также:  Отработка за обучение

Одна из частых причин — путаница между понятиями временного и постоянного отсутствия. Если у собственника есть две квартиры, в одной из которых он не живет, — это постоянное отсутствие. А если квартира одна, и жильцы уехали на лето, — это отсутствие временное.

На отказ в перерасчете жалуются в региональное отделение Государственной жилищной инспекции — ГЖИ.

Что мы писали еще по этой теме:

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.

Минстрой про двойные начисления за вывоз отходов при непроживании в одном из помещений

Минстрой РФ подготовил ответы к правительственному часу в Госдуме РФ. Правительственный час отменили, а ответы остались. Их прислал наш читатель (ответы имеются в распоряжении редакции), мы публикуем самое интересное.

Жители сталкиваются с двойными платежами за вывоз мусора при наличии двух и более объектов недвижимости. Часто речь идёт о ситуации владения гражданином квартирой и дачей/деревенским домом.

Позиция Минстроя РФ, сформулированная в ответах на ранее направленные запросы, состоит в том, что ситуация урегулирована и не требует корректировки законов или подзаконных актов. Действительно, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 потребитель имеет право на перерасчёт в случае отсутствия по месту жительства.

Однако, в соответствии с п.56.2 Правил при отсутствии постоянно или временно проживающих в жилом помещении граждан объём коммунальных услуг рассчитывается с учетом собственников такого помещения. Норма, абсолютно понятная для расчетов, например, по теплу, крайне болезненно воспринимается в отношении платы за вывоз твердых коммунальных отходов.

Ведь человек производит мусор по месту фактического нахождения, а собственников может быть несколько. Такой подход депутатам представляется крайне несправедливым. Ведь мусора нет, а плата есть.

Между тем, региональные операторы массово отказывают в перерасчёте услуг по вывозу ТКО даже в случае предоставления убедительных доказательств отсутствия проживающих на объекте людей.

В этой связи Минстрою РФ задали вопросы:

Считает ли Министерство необходимым урегулировать эту ситуацию с целью восстановления справедливости и если да, то каким образом?

Ответ Минстроя РФ:

Субъекты РФ самостоятельно определяют порядок оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО: исходя из общей площади жилого помещения, либо исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении. В зависимости от выбранного способа оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО орган власти субъекта РФ устанавливает нормативы накопления ТКО.

В соответствии с пунктом 148(30) Правил № 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения № 2 к Правилам № 354, исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления ТКО.

Пунктом 148(44) Правил № 354 предусмотрен перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил № 354. Обязанность по подтверждению факта временного отсутствия лежит на потребителе.

В случае принятия органом государственной власти субъекта РФ решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения перерасчет за временное отсутствие граждан в жилом помещении не производится.

В целях нивелирования социальной напряженности Минстроем России совместно с Минприроды России разработан проект постановления по внесению изменений в Правила № 354 в части перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при временном отсутствии потребителя в жилом помещении в случае принятия органом государственной власти субъекта РФ решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения, который внесен в Правительство РФ.

На практике, зачастую, региональные операторы из-за отсутствия четкого правового регулирования отказывают в перерасчете соответствующей платы, полагая, что эта плата должна вноситься в любом случае независимо от факта проживания в жилом помещении собственника. Планируется ли Министерством внести ясность в нормативное регулирование в целях исключения конфликтных ситуаций, связанных с оплатой непредоставленной коммунальной услуги при временном отсутствии потребителя в жилом помещении? [на практике проблемы обычно возникают у постоянно непроживающих. – Прим. ред.]

Ответ Минстроя РФ:

Согласно пункту 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение. В соответствии с частью 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Учитывая, что в отношении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами отсутствует механизм установления факта индивидуального потребления коммунальной услуги по обращению с отходами, в соответствии с пунктом 148(36) Правил № 354, установлено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

При этом предусмотрена возможность перерасчета платы за обращение с твердыми коммунальными отходами в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан (пункт 148(44) Правил № 354) [однако в этом пункте Правил указано только про перерасчет при временном отсутствии. – Прим. ред].

Обязанность по подтверждению факта отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан лежит на собственнике жилого помещения, который вправе предоставить те документы, которые, по его мнению, подтверждают факт и продолжительность отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан (перечень таких документов открытый). Исполнитель коммунальной услуги, в свою очередь, вправе снимать копии с предъявляемых собственником жилого помещения документов, проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации. При наличии сомнений в достоверности или достаточности предъявляемых документов, исполнитель коммунальной услуги вправе установить соответствующий факт в судебном порядке.

Таким образом, начисление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан не исключает возможности произвести перерасчет платы по твердым коммунальным отходам при обращении потребителя с соответствующим заявлением и документами, подтверждающими факт отсутствия в данном жилом помещении постоянно и временно проживающих граждан, в адрес регионального оператора.