Полезное

Порядок применения 126н

Приказ Минфина РФ № 126н регулирует условия допуска иностранного товара в системе закупок с национальным режимом. Приложения в приказе теперь разделены на два вида. Если раньше был только общий перечень, определенный Приказом Минфина, то теперь два приложения.

Более подробно об особенностях применения Приказа Минфина № 126н — в вебинаре эксперта Контур.Школы.

Условия допуска товара согласно Приказу Минфина № 126н

Первое приложение — это та же система требований, что и была раньше в Приказе № 126. Перечень, к которому нужно применять условия допуска, общий размер преференций составляет 15%. Ну а Приложение 2 — это перечень товаров, закупки которых осуществляются в рамках национальных проектов и программ. Размер преференций здесь установлен уже в 20%.

Обращаем внимание на требования формирования лотов с учетом названных приложений: не могут быть предметом контракта одновременно товары, указанные в приложениях и не указанные в них.

 Следовательно, если заказчику требуется совокупная закупка товаров, товарные позиции которых указаны в Приложении 1 и в Приложении 2 к Приказу № 126н и вообще не включенных в эти перечни, то речь идет о разных закупках (с учетом того, что законодательно установлены соответствующие условия допуска для приобретения названных товаров).

Условия допуска применяются исключительно в конкурентных способах закупок!

Перечни Приказа № 126н несколько изменились: из условий допуска исчезли отдельные позиции, такие как моющие средства, ферменты, стеклянные изделия и проч., при этом часть из них была добавлена в обновленный перечень.

Ограничения для приобретения товаров промышленного производства в полной мере отражены в Постановлении Правительства № 617, и это тоже одно из направлений Нацрежима.

Соответственно, размер преференций будет зависеть от применяемого требования в рамках закупок соответствующего товара, который попал либо в Приложение 1, либо в Приложение 2.

Помимо того, что Приложение 2 — это перечень, здесь также прописаны условия реализации того или иного национального проекта.

Преференции предоставляются исключительно странам ЕАЭС: Казахстану, Беларуси, Киргизии, Армении и России. Именно они, как правило, рассматриваются как страны — производители товаров, имеющие соответствующие преимущества.

Если ранее при рассмотрении так называемых смешанных заявок предшествующий приказ предполагал определение соотношения доли российского и нероссийского товара, то обновленный Приказ № 126н изначально занимает следующую позицию: если хоть одна позиция предполагает поставку товара иностранного происхождения, то она делает эту заявку заявкой с товаром иностранного происхождения.

Таким образом, Приказ Минфина № 126н четко говорит заказчику о том, что при наличии хотя бы одного наименования с иностранным происхождением заявка становится иностранной.

Подтверждение страны происхождения, как и прежде, осуществляется декларированием. Как таковой формы разработанной декларации нет, в Письме Минфина РФ от 18.01.2019 г. № 24-01-07/2281 написано, что участник должен указать в составе заявки соответствующую страну происхождения, задекларировать ее.

Заказчики и поставщики здесь должны понимать, что указание страны происхождения — это не информация для соблюдения общих требований, это условия потенциального контракта.

И если поставщики или заказчики сталкиваются с невозможностью исполнения соответствующих требований, то чисто теоретически выход есть — закон предусматривает возможность поставки товара с улучшенными характеристиками: ч. 7 ст.

95 указывает на то, что можно поменять страну происхождения, но товар при этом должен поставляться с улучшенными характеристиками и только из стран ЕАЭС. В самом Приказе № 126н это прямо указано.

Случаи, когда условия допуска не применяются

  1. Конкурентная закупка объявлена, но не состоялась. Несостоявшиеся конкурентные закупки — это либо ноль, либо единица на выходе. Никто не пришел или заявился только один участник, соответствующий требованиям заказчика.

    В случае когда участник один, совершенно неважно, иностранец он или нет: если в рамках закупок применяются условия допуска, а участник один, то какие бы то ни было коэффициенты не применяются, используются нормы Приказа № 126н.

  2. При равной состязательности условия допуска тоже не применяются.

    К примеру, все поступившие на участие в закупке заявки из стран ЕАЭС: в этом случае нет смысла применять вычитания и преференции, так как все они имеют преимущества.

  3. Противоположный случай.

    Когда все заявки, поступившие на участие в закупке иностранные, не содержат товар российского происхождения, то все они не имеют преимуществ, следовательно, условия допуска не применяются.

  4. Действующие запреты. Действующий запрет является приоритетным — первичным для соблюдения заказчиком.

    Обычно когда участник закупки сталкивается с сочетанием условий, то первоначально смотрит на запреты и только потом уже определяется. Если запрета нет, используются ограничения условия допуска по перечню соответствующих товаров, утвержденных постановлениями Правительства РФ.

Об этих четырех условиях необходимо помнить при оценке заявок и определении победителей. Они помогут разобраться, где и в каких ситуациях применить преференции в 15%, а где в 20%, а в каких случаях и вовсе они будут отсутствовать. Все это установленная Приказом № 126н ситуация неприменения условий допуска.

Механизм применения Приказа № 126н

  • Механизм применения Приказа № 126н во многом определяется осуществляемой процедурой закупки.
  • В конце статьи вы найдете подборку наиболее распространенных вопросов, связанных с особенностями применения Приказа Минфина №12н, и ответы на них.

В конце статьи есть шпаргалка

Электронный аукцион

Принято выделять два метода закупки: оценочный и аукционный. При применении допуска в процессе электронного аукциона его участники, предлагающие товары иностранного происхождения, должны в цену своего предложения закладывать 15% или 20% люфта в зависимости от того, из какого перечня закупается товар.

Это делается с учетом того, что цена предложения победителя, предлагающего товар иностранного происхождения, будет снижена на процент преференции для российского товаропроизводителя, производителя из ЕАЭС.

Преференция установлена специально для того, чтобы участник, предлагающий товар иностранного производства, понимал, что это для него установлены дополнительные проценты снижения цены в случае, если он предложит цену победителя.

Ключевые условия, на которые необходимо обратить внимание. Во-первых, в электронном аукционе должны участвовать непосредственно те, кто предлагают товар российского производства и производства ЕАЭС. При наличии всех заявок-«иностранок» условия допуска не сработают.

Именно поэтому необходимо, чтобы участвовали поставщики российских товаров и из стран ЕАЭС.

Если заявку подали участники с товаром иностранного происхождения и может сложиться ситуация со смешанной заявкой, то в цену предложения следует закладывать 15-процентный или 20-процентный люфт, понимая, что такой победитель со своим предложением за вычетом ставки преференций будет определять цену контракта.

Помимо этого, необходимо обратить внимание на следующий нюанс: если победитель аукциона будет признан уклонившимся и заказчик будет предлагать заключить договор с участником № 2, а участник № 2 предлагает иностранный товар (при условии, что в аукционе участвовали поставщики российского товара), то ему будет предложено заключение контракта с ценой за вычетом соответствующей ставки преференции.

При исполнении контракта не допускаются действия заказчика, поставщика, направленные на замену страны происхождения: то есть страна происхождения, которая была определена, является необходимой для надлежащего исполнения обязательств по контракту. Замена в случае необходимости может произойти согласно положению ч. 7 ст. 95 и только товаром из ЕАЭС. Других вариантов Приказ № 126н не предусматривает.

Конкурс, ЗК, ЗП

При проведении конкурса, запроса котировок или запроса предложений применяется оценочный метод. Если речь идет о предложении заявки с товаром из России и ЕАЭС, то заказчик будет применять при оценке вычет, равный ставке преференции. Для иностранной заявки такой вычет не работает.

В отличие от аукциона, в конкурсе, запросе котировок и запросе предложений цена включается в заявку.

Заказчик, оценивая заявку в этом случае, должен вычесть соответствующую ставку преференции, чтобы сопоставить заявки участников. Конечно, если условия допуска работают.

В этом случае заказчик именно с целью оценки вычтет 15% или 20% соответственно, затем сопоставит ценовые предложения, в конечном итоге определит победителя.

Что делать, если…

  1. Товар попадает и под запреты, и под ограничения, и под условия допуска. Есть такие ситуации, когда, анализируя товары по кодам ОКПД2, поставщик находит товар и в Постановлении № 616, и в Постановлении № 617, и Приказе № 126н. В данном случае первичны запреты.

  2. Если действуют и условия допуска, и ограничения. Необходимо сопоставить условия, связанные с предъявлением требований ограничений, и затем уже применять условия допуска. Если ограничения не сработали, то применяются условия допуска.

Определение соответствия заявки на торгах установлено в рамках анализа второй части заявки, поэтому в случае одновременного предъявления Постановлений в рамках ограничений и Приказа № 126н в рамках условий допуска, необходимо понимать, что первая часть заявки не содержит каких бы то ни было документальных сведений о товаре, кроме указания страны происхождения. На этапе анализа вторых частей заявок происходит сопоставление тех требований, которые имеются в рамках соответствующего постановления Правительства РФ, определяющего ограничения. И возможно, если речь пойдет о применении условий допуска, то будет достаточно простой декларации.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Подробнее о курсах

Практические примеры

Рассмотрим несколько практических примеров, чтобы наглядно показать, как работать с механизмом допуска согласно Приказу Минфина № 126н.

1. Проводится запрос котировок Начальная максимальная цена контракта — 1 млн руб.

https://www.youtube.com/watch?v=wPabUpQKXz8\u0026pp=ygUp0J_QvtGA0Y_QtNC-0Log0L_RgNC40LzQtdC90LXQvdC40Y8gMTI20L0%3D

На закупку подали заявки:

  • Иностранный товар. Цена = 920 тыс. руб.
  • Страна происхождения не указана. Цена = 909 тыс. руб.
  • Иностранный товар. Цена = 909 тыс. руб.

Кто будет выбран победителем при условии соответствия заявки и по какой цене может быть заключен контракт?

Это запрос котировок, следовательно, применяется оценочный метод. В составе первой части заявки должна быть представлена информация о стране происхождения товара.

Участник № 2 ничего не указал, значит, его заявка должна быть отклонена заказчиком. Рассматриваться будут две заявки о поставке иностранного товара, то есть условия допуска не работают.

Решение будет приниматься исходя из наименьшей предложенной цены контракта. Победитель — иностранный товар по цене 909 тыс. руб.

В рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ подходы к заявкам с неуказанной страной происхождения не совпадают. Если заказчик работает в рамках 223-ФЗ, то там, во-первых, нет перечня, к которым применяется Нацрежим, во-вторых, первая часть заявки не должна содержать страну происхождения, она просто будет признана иностранной, но не отклонена.

В закупках по 44-ФЗ неуказанная страна происхождения товара в первой части заявки является причиной отклонения такой заявки. Сведения о стране — это условие контракта, поэтому эта информация будет отражена даже в реестре контрактов.

2. Запрос предложений в рамках Нацпрограммы НМЦК — 1 млн руб.

https://www.youtube.com/watch?v=wPabUpQKXz8\u0026pp=ygUp0J_QvtGA0Y_QtNC-0Log0L_RgNC40LzQtdC90LXQvdC40Y8gMTI20L0%3D

На закупку подали заявки:

  • Иностранный товар. Цена = 920 тыс. руб.
  • Иностранный товар. Цена = 900 тыс. руб.
  • Иностранный товар. Цена = 909 тыс. руб.

Все участники — «иностранцы». Запрос предложений — оценочный метод. Нацпрограмма говорит о том, что преференция будет в размере 20%.

Условия допуска не работают, поскольку все заявки с товаром иностранного происхождения, следовательно, победитель определяется по наименьшей предложенной цене. Победит участник, предложивший 900 тыс. руб.

Уменьшения цены контракта на процент преференции не осуществляется, потому что условия допуска не сработали.

3. Электронный аукцион (Нацпроект) НМЦК — 1 млн руб.

https://www.youtube.com/watch?v=wPabUpQKXz8\u0026pp=ygUp0J_QvtGA0Y_QtNC-0Log0L_RgNC40LzQtdC90LXQvdC40Y8gMTI20L0%3D

На закупку подали заявки:

  • Смешанный товар. Цена = 920 тыс. руб.
  • Иностранный товар. Цена =900 тыс. руб.
  • Российский товар. Цена = 909 тыс. руб.

В аукционе участвуют участники с товаром российского происхождения, при этом выигрывает «иностранец». Оценка заявок на аукционе осуществляется в два этапа: анализ первых частей заявок (если это не строительство) и анализ вторых частей заявок. Окончательно победитель определяется на этапе вторых заявок, когда результаты аукциона известны.

Предположим, что вторые части заявок не вызывают вопросов — они соответствуют установленным требованиям. Обратите внимание на то, что на участие в закупке подали заявки лица, предложившие российский товар, значит, условия допуска будут работать.

Есть «иностранец» подался с наименьшей ценой, то он и победит, потому что, в отличие от конкурса, запроса котировок и предложений, вычета не происходит. Роль играет именно цена предложений: раз наименьшую цену товара предлагает поставщик с иностранным товаром, то он становится победителем.

Эта закупка проводится в рамках Нацпроекта, значит, уже после признания его победителем от его цены будет вычитаться еще 20%. Цена контракта: 720 тыс. руб.

4. Проводится конкурс НМЦК — 1 млн руб.

https://www.youtube.com/watch?v=wPabUpQKXz8\u0026pp=ygUp0J_QvtGA0Y_QtNC-0Log0L_RgNC40LzQtdC90LXQvdC40Y8gMTI20L0%3D

На закупку подали заявки:

  • Товар из Киргизии. Цена = 920 тыс. руб.
  • Товар из Беларуси. Цена =900 тыс. руб.
  • Товар из России. Цена = 909 тыс. руб.

Если это конкурс, то в конкурсе применяется оценочная система, устанавливаются ценовые и неценовые критерии. Для ценового критерия используется оценка цены, расходов. В данном случае есть цена, следовательно, необходимо определиться, каким образом будет осуществляться оценка заявок для определения максимального количества баллов по цене.

Среди участников — страны ЕАЭС, значит, условия допуска не работают. Цена, по которой контракт заключен, будет определяться по наименьшей позиции. В данном случае — это товар Беларуси.

Для цели оценки отнимать 15% не надо, потому что участники находятся в равных преференциальных условиях.

Если бы среди участников был бы хотя бы один «иностранец», цены вычислялись бы с учетом преференций, ну а поскольку тут «иностранцев» нет, условия допуска не работают и остается исходить только из цены.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Топ‑3 вопроса, связанные с особенностями применения Приказа Минфина №126н 98 КБ

Для скачивания шпаргалки нужно войти или зарегистрироваться

Госзакупки: Пять актуальных вопросов по приказу №126н

  1. Если в заявках участников указан одинаковый товар с различной страной происхождения, заказчик должен проверить достоверность указания этих сведений.

    При этом необходимо рассматривать все документы, поданные участниками в составе заявки. Даже те, предоставление которых не предусмотрено извещением (документацией о закупке).

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 21 января 2021 г. N 036/06/14-28/2021

Заказчик поводил запрос котировок в электронной форме на закупку медицинских изделий. Код объекта закупки был включен в Приложение №1 к приказу №126н. На участие в запросе котировок было подано 2 заявки, в которых содержалось предложение о поставке товара с одинаковым товарным знаком.

При этом победитель закупки указал страну происхождения «Россия», а второй участник – «Япония». При этом в регистрационном удостоверении, предоставленном победителем в составе заявки, указано место производства медизделия – Япония. Проигравший участник пожаловался в УФАС на неправомерное предоставление победителю закупки преференций по приказу №126н.

В ходе проверки комиссия УФАС установила, что победителем предоставлена противоречивая информация относительно страны происхождения товара.

И, хотя предоставления регистрационных удостоверений в составе заявки не требовалось, у котировочной комиссии должны были возникнуть сомнения в достоверности информации о стране происхождения товара, предоставленной победителем.   Заявку победителя необходимо было отклонить за недостоверность.

Положения приказа №126н о предоставлении преференций заявке с российским товаром не подлежали применению (подпункт «в» п.2 приказа №126н). В итоге комиссия УФАС выдала предписание об устранении нарушения при рассмотрении заявок участников, а по членам котировочной комиссии – установила рассмотреть вопрос об их привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 7.30 КоАП.

  1. При применении НПА по национальному режиму в сфере закупок (в т.ч. приказа №126н), протокол рассмотрения первых частей заявок должен содержать информацию о наличии предложения иностранных товаров в заявках участников

Указанное требование содержится в п.4 ч.6 ст.67 Закона №44-ФЗ, но в рассматриваемом случае оно не было выполнено заказчиком.

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 29 июня 2021 г. N 7-1/281

Заказчик проводил электронный аукцион по закупке автомобильных шин. В закупке были установлены условия допуска по приказу №126н. Участниками было подано 3 заявки. В первой заявке был задекларирован товар из России, во второй заявке – товар из Китая, в третьей – смешанный товар из Китая, Японии, России. Победил участник с китайским товаром.

Заказчик направил ему проект контракта с ценой, сниженной на 15% от цены, предложенной победителем на аукционе. Победитель не согласился и пожаловался в УФАС. Комиссия УФАС, рассмотрев дело, признала правомерность снижения цены заказчиком в соответствии с п.1.3. приказа №126н, так как на участие в закупке была подана одна заявка с российским товаром.

Однако в ходе проверки Комиссия УФАС установила, что в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе не была указана информация о наличии в заявках участников закупки предложений о поставке иностранных товаров, чем могла ввести в заблуждение участников закупки. Таким образом, аукционная комиссия нарушила п. 4 ч. 6 ст.

67 Закона N 44-ФЗ, за что предусмотрена административная ответственность в соответствии с  ч. 2.1 ст. 7.30 КоАП РФ.

  1. Иногда одной только декларации о стране происхождения товара в заявке недостаточно

В соответствии с п.1.6. приказа №126н документом, подтверждающим страну происхождения товара, является декларация участника закупки, указанная в его заявке. Предоставление подтверждающих документов нормами приказа №126н не предусмотрено. Но иногда они требуются!

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2021 г. N 08АП-15090/20 по делу N А46-9712/2020

Заказчик проводил электронный аукцион по закупке автомобильных шин, применялся приказ №126н. Участниками было подано несколько заявок с товаром из Китая  и одна заявка – из России (сведения в первой части заявки). Документов, подтверждающих российское происхождение товара участник в этой заявке не предоставил.

Победил участник, в заявке которого было предложение о поставке китайского товара. Заказчик сначала направил ему проект контракта с ценой, предложенной победителем на аукционе. Затем заказчик решил применить приказ №126н и направил обращение в УФАС, в котором сообщил о своем неприменении условий допуска по приказу №126н.

Комиссия УФАС провела проверку и выдала предписание заказчику направить победителю проект контракта повторно с ценой, сниженной на 15%. Победитель с этим не согласился и заявил, что необходимые заказчику шины в России не производятся, а участник, указавший в заявке Россию страной происхождения товара, предоставил недостоверную информацию.

УФАС и заказчик не приняли заявление победителя во внимание. Заказчик исполнил предписание, применил приказ №126н и направил победителю проект контракта с ценой, сниженной на 15%. Победитель обратился в суд об отмене предписания. Суд встал на сторону победителя и предписание УФАС отменил, т.е.

контракт в данном случае необходимо заключать по цене, предложенной победителем, без применения понижающего коэффициента 15%. УФАС обратилось в апелляционный суд, который поддержал позицию суда первой инстанции и не стал пересматривать дело.

В своем решении суд отметил, что заявка участника в соответствии с п.6 ч.5 ст.

66 Закона №44-ФЗ должна была содержать документы (или заверенные копии), подтверждающие соответствие участника и (или) предлагаемых им товаров условиям запретам и ограничениям, если такие условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьёй 14 Закона N 44-ФЗ.

В заявке участника, предложившего российский товар, страна происхождения была указана только в первой части заявки. Никаких подтверждающих документов в заявке участник не предоставил. Суд указал, что «…заказчик, ссылаясь на формальное выполнение участниками аукциона требований пункта 1.

6 Приказа N 126н о подтверждении страны происхождения товаров путем указания (декларирования) в заявках страны происхождения товара, оставил без внимания и проверки заявленную обществом информацию о недостоверности данных сведений.

Антимонопольный орган при рассмотрении жалобы общества и решении вопроса о наличии правовых оснований для применения заказчиком положений пункта 1.3 Приказа N 126н при заключении контракта с победителем спорной закупки также не счел возможным проверить его доводы об отсутствии производства спорных товаров на территории Российской Федерации».

Несмотря на то, что Закон N 44-ФЗ и Приказ N 126н не содержат указание на конкретный документ, который должен быть представлен в подтверждение происхождения товара на территории Российской Федерации, само по себе указание участником аукциона в заявке на то, что все товары произведены в Российской Федерации, не подтверждает соответствие предлагаемых товаров условиям, запретам, ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ. Такое соответствие может подтверждаться, в частности, сертификатом формы СТ-1, либо иным документом, выданным в установленном порядке. Так как участник документы, подтверждающие страну происхождения товара, не предоставил, то ему не могут быть предоставлены преимущества в отношении цены контракта и его заявка на основании п.6 ч.5 ст.66 Закона №44-ФЗ приравнивается к иностранной.  Понижающий коэффициент 15% применен к цене заключаемого контракта заказчиком неправомерно.

  1. Применение приказа №126н совместно с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 года №878

Если заявки участников не отклонялись в соответствии с п.3 ПП №878, но, в соответствии  с п.6 ч.5 ст.66 Закона №44-ФЗ признаны иностранными, то при определении страны происхождения товара для целей применения приказа №126н необходимо учитывать только требования приказа №126н.

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 22 июня 2021 г. N 050/06/23731/2021

Заказчик проводил электронный аукцион по закупке радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции. В закупке было установлено ограничение допуска иностранных товаров по ПП №878 и условия допуска по приказу №126н. В закупке участвовали три участника.

Один из них задекларировал в первой части заявки страну происхождения товара – Российская Федерация, а два других (в том числе, победитель закупки) – иностранное государство. Информации о нахождении товара в реестре участник с российским товаром не предоставил, заявки по ПП №878 аукционной комиссией не отклонялись.

Заказчик направил победителю проект контракта с ценой, сниженной на 15% от предложения победителя на аукционе. Победитель не согласился и пожаловался в УФАС.

Комиссия УФАС, рассматривая дело, стала на сторону заказчика, признав правомерными действия заказчика, направившего проект контракта победителю со снижением цены контракта на 15 процентов.

Следует отметить, что ранее в практике встречался и противоположный подход: при определении страны происхождения товара для приказа №126н необходимо учитывать страну происхождения, определенную для ПП №878

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 12 ноября 2019 г. (извещение N 0856500000619000014)

Заказчик проводил электронный аукцион на поставку моноблоков. В закупке было установлено ограничение допуска иностранных товаров по ПП №878 и условия допуска по приказу №126н. Участниками было подано 5 заявок.

В четырех заявках указана страна происхождения товара – Китай, в пятой заявке – Российская Федерация, но информации о нахождении товара в реестре во второй части заявки участником предоставлено не было. Заявки по ПП №878 аукционной комиссией не отклонялись. Победил участник,  в заявке которого был китайский товар.

Заказчик, применяя приказ №126н посчитал, что необходимо учитывать страну происхождения товара, задекларированную участником в первой части заявки, и направил победителю проект контракта с ценой, сниженной на 15%. Победитель не согласился и пожаловался в УФАС. Комиссия УФАС, рассмотрев дело, решила, что, снизив цену контракта  на 15%, заказчик нарушил ч.2 ст.83.

2 Закона №44-ФЗ и выдала предписание заказчику. Заявка участника с российским товаром без подтверждающих документов должна быть приравнена к иностранной, следовательно, положения п.1.3. приказа №126н о снижении цены на 15% не должны  были применяться.

Из приведенного примера можно сделать вывод о том, что заказчикам в аналогичной ситуации целесообразно руководствоваться практикой УФАС своего региона.

  1. Замена страны происхождения товара при применении приказа №126н

Заказчик не имеет права изменить страну происхождения товара за исключением случая, когда в результате такой замены страной происхождения товара, указанного в Приложениях к приказу №126н, будет являться государство – член ЕАЭС. Указанная норма содержится в п.1.7. приказа №126н, в приведенном примере заказчик ее нарушил.

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 10 июня 2021 г. N 017/06/105-134/2021

Заказчик проводил электронный аукцион на закупку медицинских изделий. В закупке установлены ограничения допуска иностранных товаров в соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102 и условия допуска по приказу №126н.

На участие в аукционе участниками были поданы 4 заявки, 3 из них комиссия признала соответствующими требованиям законодательства и документации. В первых частях всех заявок указана страна происхождения товара – Российская Федерация, во  вторых частях – представлены сертификаты о происхождении товара по форме СТ-1. Заявки участников по ПП №102 не отклонялись.

Участник закупки подал жалобу в УФАС на неправомерность решения аукционной комиссии о признании заявки победителя соответствующей. Комиссия УФАС, рассматривая дело, не нашла нарушений в действиях аукционной комиссии по рассмотрению заявок.

Но обнаружила, что при направлении доработанного проекта контракта победителю заказчик изменил страну происхождения товара на Китай. По-видимому, победитель составил протокол разногласий к проекту контракта с измененной страной происхождения товара, а заказчик согласился с предложенными изменениями, забыв о нормах п.1.7. приказа №126н и ч.10 ст.83.

2 Закона №44-ФЗ. В итоге заказчик признан нарушившим ч.10 ст.83.2 Закона №44-ФЗ, а в отношении должностного лица заказчика возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст.7.32 КоАП РФ. Выдано предписание об устранении нарушения.

Анна Лямина

Фас россии дала разъяснения применения при проведении закупок постановления правительства №1289 и приказа минфина рф №126н

Так, согласно пункту 1(1) Постановления № 1289 в случае если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном пунктом 1 Постановления №1289, хотя бы одна заявка (окончательное предложение) содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств — членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска, предусмотренные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 №126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Приказ № 126н).

При этом в соответствии с пунктом 1(2) Постановления № 1289 подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) Постановления № 1289, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении): 

— сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. №77 «Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза», или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Минпромторгом России в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств»;

 — сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке. Таким образом, сведения о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции указано в документе, выдаваемом Минпромторгом России.

  • Согласно пункту 1.4 Приказа № 126н в случае отклонения заявок (окончательных предложений) в соответствии с пунктом 1 Постановления № 1289 контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий:
  • а) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств – членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств;
  • б) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки соответствует требованиям документации о закупке;
  • в) таким участником закупки предложена цена контракта, которая является наименьшей среди участников закупки (при наличии таких участников закупки), заявки которых не отклонены в соответствии с пунктом 1 Постановления № 1289 и при этом соответствуют совокупности условий, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1.4 Приказа № 126н;

г) таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки (при наличии такого участника закупки), заявка которого не отклонена в соответствии с пунктом 1 Постановления № 1289, но не соответствует условию, указанному в подпункте «а» пункта 1.4 Приказа № 126н.

Положения пункта 1.4 Приказа № 126н не применяются при отсутствии участника закупки, заявка которого соответствует указанным условиям.

https://www.youtube.com/watch?v=wPabUpQKXz8\u0026pp=YAHIAQE%3D

Вместе с тем, по мнению ФАС России, заказчикам или участникам закупки для целей соблюдения положений вышеуказанных правовых актов о контрактной системе нецелесообразно пользоваться исключительно сведениями государственного реестра лекарственных средств, ведение которого предусмотрено статьей 33 Федерального закона от 12.

04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», поскольку в данном реестре в отношении лекарственных препаратов могут быть указаны сразу несколько возможных фармацевтических субстанций, соответственно, в таком случае будет неясно, какую из них использовал производитель в поставляемой партии лекарственных препаратов.

44-ФЗ: как применять запрет, установленный постановлением ПРФ от 30.04

Ответ:

Если в отношении товара установлен запрет и к тому же он включен в один из Перечней к Приказу N 126н, не нужно применять условия допуска (пп. «г» п. 2 Приказа 126н).

Обоснование:

В отношении иностранных товаров (работ, услуг) Правительство РФ вправе установить запреты и ограничения на допуск к закупкам. В свою очередь, Минфин России по поручению Правительства РФ определяет условия их допуска (ч. 3, 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ).

Запреты (ограничения, условия) обязательны к применению, если вы закупаете товар (работу, услугу), который подпадает под их действие, и соответствующим актом Правительства РФ или Минфина России не предусмотрено исключение. Если ваша закупка соответствует установленным исключениям и актами Правительства РФ не установлено иное, разместите в ЕИС обоснование невозможности соблюдения запретов (ограничений) (ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ).

При осуществлении закупок информацию о применении запретов (ограничений, условий) допуска укажите:

В документации (извещении) надо предусмотреть все особенности проведения закупки в соответствии с актами Правительства РФ и (или) Минфина России, например:

  • порядок подтверждения участником соответствия товара (работы, услуги) установленным запретам (ограничениям, условиям) допуска. По общему правилу документы (сведения), которые он должен представить, указаны в актах, которыми установлены эти запреты (ограничения, условия) допуска;
  • особенности рассмотрения заявок (см., например, п. 1 Постановления N 1289).

Помните: если вы неправильно выберете код по ОКПД2, это может привести к тому, что вы необоснованно примените запреты (ограничения, условия) допуска или не примените их. Поэтому будьте внимательны при подготовке документов и сведений, необходимых для осуществления закупки.

  • На товары (работы, услуги) из стран ЕАЭС по общему правилу не распространяются запреты и ограничения, а по условиям допуска участникам, предложившим их, предоставляются преимущества.
  • Установите запрет при закупках отдельных видов:
  • Запреты нужно применять при осуществлении любой закупки, в том числе у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

По общему правилу запрет можно не устанавливать, когда товар не производят в РФ или государствах — членах ЕАЭС. Неприменение запрета нужно обосновать.

Если в отношении товара установлен запрет и к тому же он включен в один из Перечней к Приказу N 126н, не нужно применять условия допуска (пп. «г» п. 2 данного Приказа).

Запрет на закупку иностранных товаров станкоинструментальной промышленности Данный запрет установлен Постановлением N 616. Так, согласно Перечню к этому Постановлению речь идет, например, о товарах станкоинструментальной промышленности, которые соответствуют кодам по ОКПД2 25.73.30, 28.41.1.
Запрет на закупку иностранных товаров легкой промышленности Данный запрет установлен Постановлением N 616. Так, согласно Перечню к этому Постановлению речь идет, например, о товарах легкой промышленности, которые соответствуют кодам по ОКПД2 13.2, 14.1.
Запрет закупок товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности иностранного производства по Закону N 44-ФЗ Данный запрет установлен Постановлением N 616. Так, согласно Перечню к этому Постановлению речь идет, например, о товарах мебельной и деревообрабатывающей промышленности, которые соответствуют кодам по ОКПД2 31.01.1, 31.02.10.

Как применить запрет на допуск промышленных товаров

Запрет устанавливается в общем порядке, если код закупаемого товара (поставляемого при выполнении, оказании закупаемых работ, услуг) по ОКПД2 включен в Перечень к Постановлению N 616. Запрет действует также при закупке аренды или лизинга, если предмет аренды (лизинга) включен в указанный Перечень (п. п. 1, 4 Постановления N 616).

Важно!

Разъяснение Минфина России Приказа от 4 июня 2018 г. № 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Для правильного применения участниками закупочного процесса Приказа Минфина России от 4 июня 2018 г.

№ 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Приказ № 126н)(1)   Минфин России подготовил разъясняющее информационное письмо (2), в котором говорится о следующем. 

  • Электронные закупочные процедуры
  • Условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию РФ, установленные Приказом № 126н, применяются при осуществлении процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренных положениями названного приказа, в том числе в электронной форме (3).
  • Условия допуска, предусмотренные Приказом № 126н, для целей осуществления закупок товаров, в отношении которых Правительством РФ установлен запрет

Условия допуска товаров, предусмотренные положениями Приказа № 126н, не применяются к товарам, в отношении которых Правительством РФ установлен запрет(4) согласно ч.3 ст. 14 ФЗ № 44 (5).

Осуществление закупок лекарственных препаратов

В Постановлении Правительства РФ от 30 ноября 2015 г.

№ 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Постановление № 1289) указаны ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, в целях осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При наличии совокупности условий, установленных пп. 1.4 п.1 Приказа № 126н, заключение контракта осуществляется с тем участником закупки, который предложил наименьшую цену контракта среди участников процедуры, заявки которых не отклонены согласно п. 1 Постановления № 1289 (6).

Декларирование участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара

Декларированием страны происхождения товара является указание наименования его страны происхождения. С учетом того, что в Приказе № 126н не указаны требования о представлении определенного документа в качестве декларации о стране происхождения товара, указание участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара является декларированием страны происхождения товара (7).

Предмет одного контракта (одного лота)

В п. 3 Приказа № 126н указано, что для целей применения названного приказа не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в Перечне и не указанные в нем.

Иными словами, включение заказчиком в состав одного лота товаров, прописанных в Перечне и не прописанных в нем, не будет соответствовать условиям допуска товаров, которые предусмотрены законодательством о контрактной системе (8).

Таким образом, вышеуказанное письмо Минфина России разъясняет как заказчикам, так и участникам закупок особенности и нюансы применения некоторых положений Приказа № 126н.

_______________________________________

1) См. Приказа Минфина России от 4 июня 2018 г. № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (http://www.pravo.gov.ru) .