Полезное

Понятие национальной безопасности

Каждому государству так или иначе угрожает множество самых разных опасностей. Они могут исходить от других представителей мирового сообщества (в настоящее время такое происходит неявно), террористов или из-за внутренних экстремистских движений. Каждая страна по-своему обеспечивает защиту интересов страны в целом и каждого индивидуума в частности.

Понятие национальной безопасности

Что это

Национальная безопасность – возможность государства решать задачи, которые требуются для самосохранения, самовосстановления и улучшения с минимальной вероятностью получить ущерб. Второе определение термина – комплекс всех взглядов на задачи и разработанную стратегию для защиты от самых разных угроз. При этом учитываются все имеющиеся возможности и ресурсы страны.

Специалист в сфере политологии Косолапов Н.А. говорит, что нацбезопасность – длительная возможность поддерживать стабильность и уверенно защищаться от существующих угроз.

Понятие национальной безопасности

В Конституции Российской Федерации и различных указах Президента написано, что нацбезопасность – состояние защищенности страны, социума и каждого индивидуума от всевозможных угроз. При этом особое внимание уделяется сохранности всех прав и свобод граждан и поддержание достойного уровня жизни.

Виды

Выделяется несколько видов национальной безопасности, зависящих от той сферы, в которую направлены силы:

  • Общественная – защита социума и его представителей для сохранности и поддержания стабильности.
  • Военная – защита всех представителей государства от опасностей, связанных с использованием военной силы или при угрозе их применения.
  • Политическая – сохранение конституционных основ и работы всех государственных структур.
  • Экономическая включает себя кроме защиты также обеспечение активного развития и независимости от государств-соперников.
  • Информационная – сохранение в целостности информационного пространства с параллельным его развитием.
  • Экологическая включает в себя предотвращение и ликвидацию возможных последствий от природных действий на экологию.

Понятие национальной безопасности

Структура

В состав нацбезопасности входят следующие части:

  • Государственная – оборона страны от различных опасностей.
  • Общественная касается оберегания социума и отдельных граждан.
  • Техногенная.
  • Экологическая.
  • Энергетическая.
  • Личности.
  • Информационная.
  • Гражданская.

Понятие национальной безопасности

Обеспечение нацбезопасноти – совокупность различных действий, цель которых – обеспечить нормальную жизнь и деятельность страны, а также предотвращение всевозможных опасностей. Данный термин включает в себя:

  • Создание и развитие комфортного финансового состояния жителей относительно друг друга.
  • Защита государства и общества.
  • Оборона государственных границ, а также политического и финансового суверенитета.
  • Борьба с преступностью.

Уровни системы

Система нацбезопасности в Российской Федерации состоит из пяти уровней, которые взаимодействуют друг с другом по строгой иерархии. Национальная безопасность может быть направлена на:

  • Государство в целом.
  • Отдельные регионы страны.
  • Конкретные субъекты.
  • Отдельные подсистемы.
  • Составляющие подсистемы

Понятие национальной безопасности

В управленческой системе имеется четыре уровня:

  • Включает в себя главу государства, совет нацбезопасности, правительство и госдуму.
  • Главы регионов.
  • Главы отдельных субъектов.
  • Должностные лица, обязанностью которых является работа в данной сфере.

Угрозы

Все опасности делятся на три вида:

  1. Внешние:
    • Размещение военнослужащих (людей и техники) рядом с государственными границами РФ и союзников.
    • Наличие претензии r целостности границы и возможные сепаратистские настроения.
    • Действия, направленные на внутреннюю политику со стороны представителей мирового сообщества.
    • Провокации с использованием военного вооружения и техники как рядом с границей, так и внутри иных стран (при наличии в них объектов, являющихся частью России).
    • Мероприятия, лишающие возможность РФ получить доступ к важным коммуникациям.
  2. Внутренние:
    • Изменение политического строя путем внешнего вмешательства.
    • Действия, направленные на изменение функционирования государственных органов и структур.
    • Поддержка незаконных вооруженных формирований.
    • Распространение вооружения внутри госграниц.
    • Создание системы организованной преступности.
  3. Трансграничные:
    • Подготовка боевых групп в других странах для последующей и транспортировки в Российскую Федерацию.
    • Мероприятия, направленные на поддержку экстремистских банд.
    • Организованная преступность, касающаяся интересов нескольких государств.
    • Информационная война.
    • Международный терроризм.

Вызовы и риски международной политики

Данная угроза в последнее время является наиболее актуальной в связи с активной деятельностью Российской Федерации на международной арене. Из-за этого все чаще наблюдаются различные провокации в тех странах, где действуют на законных основаниях российские военнослужащие. Также корпорации РФ встречают большое количество препятствий на пути развития различных стран.

Биотерроризм

Данный тип опасности остается актуальным в связи с возможным нанесением ущерба людям, продовольственным или природным ресурсам, а также взятием данных ресурсов под свой контроль. Биотерроризм можно разделить на следующие типы:

  • Экономический.
  • Продовольственный.
  • Природный.
  • Генетический.

Понятие национальной безопасности

Обеспечение

Для обеспечения нацбезопасности применяется система мероприятий в разных сферах для предотвращения опасностей и устранения последствий. Основная цель – обеспечить защищенность всех интересов социума и страны, а также каждого гражданина. Дополнительно производятся обеспечение подходящих условий для существования.

Понятие национальной безопасности

Стратегия

Стратегия национальной безопасности – специальный документ, в котором четко прописывается порядок действий, а также мероприятия для ее осуществления. Согласно Конституции, не реже каждых шести проводятся специальные собрания для ее пересмотра. После обсуждения выходит соответствующий указ, подписанный главой государства.

2009

В стратегии, разработанной в данном году, был определен порядок развития, а также основные приоритеты работы. Обозначился механизм совместной работы правительства и социума, а также порядок их оценки. При этом был разработан ряд четких критериев и основная цель внешней политики. Последняя заключалась в возвращении Российской Федерации статуса мировой державы.

Понятие национальной безопасности

2015

В конце 2015 года главой государства был подписан новый документ. Это был значимый шаг для укрепления целостности страны и переходу к новому этапу развития. Основную действующую роль заняли все элементы системы, контролировал их работу лично глава государства. Координацией работы занимался совет Нацбезопасности. Владимир Владимирович Путин лично отвечал за реализацию всех мероприятий.

Понятие национальной безопасности

2020

Видоизмененный документ обозначил новые цели и задачи в данной сфере. Они касались защиты всех интересов страны и общества, а также мероприятия по их достижению. Результаты видно по активной внешней политике России, направленной на работу на территории различных государств.

2030

В 2021 году вышла новая стратегия, в которой был обозначен новый порядок действий. Основной целью стало создание устойчивой системы отношения на международной арене в связи с большой геополитической напряженностью. При этом упор делается именно на внешнюю политику и взаимодействие совета безопасности с организацией объединенных наций.

Понятие национальной безопасности

Изменения

Оценить эффективность национальной безопасности измеряемыми величинами достаточно сложно. Намного легче выделить причины, по которым на данную сферу может уделяться меньше внимания. Среди них могут быть:

  • Небольшое количество агрессивных соседей (как на границах РФ).
  • Маленькое число организованных преступных группировок.
  • Развитая система по ликвидации последствий различных техногенных и экологических катастроф.
  • Отсутствие сепаратистских группировок и развитых бандитских формирований.

Измерить эффективность нацбезопасности можно, исходя из функций данной сферы деятельности. Критериями можно считать силу армии (количество кадровых военных, доступной техники и вооружения, а также их мощь), количество преступлений в государстве, уровень развития министерства чрезвычайных ситуаций (оснащенность кадрами и техникой) и так далее.

В настоящее время большее внимание уделяется информационной безопасности и защите важных государственных систем от посягательств извне.

1.1. Понятие национальной безопасности

Национальная
безопасность

— состояние
защищенности личности, общества и
государства от внутренних и внешних
угроз, при котором обеспечиваются
реализация конституционных прав и
свобод граждан Российской Федерации,
достойные качество и уровень их жизни,
суверенитет, независимость, государственная
и территориальная целостность, устойчивое
социально-экономическое развитие
Российской Федерации.

В
современном мире перед Россией встала
неотложная задача, заключающаяся, прежде
всего, в обеспечении национальной
безопасности. Она диктуется наличием
реально существующих угроз: угрозы
государству — его целостности и
независимости, угрозы обществу — его
демократическим институтам, угрозы
личности — ее правам и свободам.

Читайте также:  Создание мировой юстиции

Следует
различать систему национальной
безопасности и систему обеспечения
национальной безопасности.
Первая
— это функциональная система, отражающая
процессы взаимодействия интересов и
угроз, а вторая

это система органов, сил, средств,
различных организаций, призванных
решать задачи по обеспечению национальной
безопасности.

  • Система
    национальной безопасности Российской
    Федерации функционирует в четырех
    режимах, действующих в общегосударственном,
    региональном или отраслевом масштабах:
  • Режим
    мирного времени

    — это нормальное функционирование
    системы национальной безопасности в
    условиях отсутствия угроз национальным
    интересам России или их практической
    нейтрализации.
  • Режим
    повышенной готовности

    — это функционирование системы национальной
    безопасности при наличии угроз, требующих
    их пресечения.
  • Режим
    чрезвычайного положения

    — это функционирование системы национальной
    безопасности при наличии угроз
    национальным интересам России, требующих
    локализации и устранения.

Режим
военного времени

— это функционирование системы национальной
безопасности при наличии угроз
национальным интересам России, требующих
отражения и уничтожения.

Данный режим
регулируется Законом РФ «О военном
положении».

При этом все мероприятия
режимов повышенной готовности и
чрезвычайного положения дополняются
введением военного положения и созданием
на базе Совета Безопасности Государственного
комитета по обороне.

  1. Национальная
    безопасность включает в себя оборону
    страны и все виды безопасности,
    предусмотренные Конституцией Российской
    Федерации и законодательством Российской
    Федерации, прежде всего государственную,
    общественную, социальную, информационную,
    экологическую, экономическую, транспортную,
    энергетическую безопасность, безопасность
    личности.
  2. Основными
    показателями, необходимыми для оценки
    состояния национальной безопасности,
    являются:

  3. удовлетворенность граждан степенью
    защищенности своих конституционных
    прав и свобод, личных и имущественных
    интересов, в том числе от преступных
    посягательств;

  4. доля современных образцов вооружения,
    военной и специальной техники в
    Вооруженных Силах Российской Федерации,
    других войсках, воинских формированиях
    и органах;

  5. ожидаемая продолжительность жизни;

  6. валовой внутренний продукт на душу
    населения;

  7. децильный коэффициент (соотношение
    доходов 10 процентов наиболее обеспеченного
    населения и 10 процентов наименее
    обеспеченного населения);

  8. уровень инфляции;

  9. уровень безработицы;

  10. доля расходов в валовом внутреннем
    продукте на развитие науки, технологий
    и образования;

  11. доля расходов в валовом внутреннем
    продукте на культуру;

  12. доля территории Российской Федерации,
    не соответствующая экологическим
    нормативам.

Понятие и меры обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации



На протяжении уже не одного десятилетия Россия является миротворцем и парламентером международного уровня.

Большинство международных конфликтов находят свое разрешение и компромиссы именно благодаря участию России.

Большое по территории, правовое и сильное государство нуждается в усиленной защите своих границ и граждан, именно поэтому вопросам национальной безопасности уделяется особое внимание.

Внутренняя стабильность, доверие к государственным органам и политическим деятелям, уверенность, гражданская ответственность и множество иных факторов в совокупности и есть признак национальной безопасности.

Национальная безопасность — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (далее — граждане), достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.

Данное и первое определение национальной безопасности получило свое письменное и официальное закрепление в Указе Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

  • В целях обеспечения национальной безопасности созданы и функционируют органы государственной власти, которые призваны всесторонне и полно организовывать обеспечение реализации конституционных прав и свобод граждан, пресечение любого рода посягательств на данные права и свободы, добросовестное и полное выполнение гражданами своих обязанностей.
  • Система обеспечения национальной безопасности — совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов государственной власти и органов местного самоуправления и находящихся в их распоряжении инструментов.
  • Россия является активным участником внешнеполитических отношений и парламентером в разрешении мировых военных и политических конфликтов, что влечет за собой необходимость создания слаженной и в полной мере функционирующей общей системе обеспечения национальной безопасности.
  • Как отмечал Спиноза: «Безопасность — главная добродетель государства» [3], а Руссо внес свои дополнения, указав «заботу о самосохранении» самой важной заботой государства [2].

Термин «национальная безопасность» впервые был употреблен в послании американского президента Т. Рузвельта конгрессу США в 1904 г.

В нем речь шла о присоединении к США зоны Панамского канала, причем эта акция обосновывалась интересами национальной безопасности США.

После распада СССР тема национальной безопасности для России особенно актуальная и ситуация значительно обострилась с 2014 года в связи с принятием Крыма и города Севастополя в состав российской Федерации.

Россия является большой и независимой державой, конкурентоспособной по большинству параметров на международном рынке.

После распада СССР внутренние факторы, а именно происходящие события внутри страны, нестабильная политическая обстановка поставили под угрозу национальную безопасность, в свою же очередь с 2014 года внешние факторы способствуют созданию угроз для национальной безопасности Российской Федерации.

Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.

Нельзя не отметить еще один фактор, ставший угрозой национальной безопасности не только для России, но и для всего мира в целом — это пандемия COVID-19.

Эпидемиологическая ситуация сложилась таким образом, что часть прав и свобод граждан ограничена (свобода передвижения для пенсионеров в период повышенной готовности, свобода передвижения и нахождения в общественных местах, лиц не имеющих QR-кода и т. д.), экономика также претерпевает огромные потери.

Кроме экономики также сильно страдает и социальная сфера жизни населения, а нестабильная социальная среда — это прямая угроза национальной безопасности.

Волнения в обществе, вызванные обязательной вакцинацией, ограничениями в посещении общественных мест служат отличной основой для подрыва авторитета власти.

Не все граждане являются правосознательными, есть и значительная часть населения, не имеющая образования, что сказывается в общем восприятии информационного мусора как жизненно важной информации.

Однако, по нашему мнению, в сложившейся эпидемиологической ситуации, а точнее ограничениях, связанных с ней, есть и немало положительных факторов для обеспечения национальной безопасности.

Например, тот факт, что пандемия является мировой проблемой, повлиял на международную политику, количество санкций в отношении России снизилось, меньшее количество стран принимает активное участие в политических диспутах относительно Крыма и России, внутри страны стало проще своевременно выявить граждан, совершающих или готовящихся к совершению преступлений против общества и государства. Сами граждане принимают участие в обсуждении нововведений, в том числе и общеобязательных действий (вакцинация например), и ссылаются на конкретные правовые нормы, а следовательно, в стране стал активно протекать процесс самостоятельного получения правового образования.

Одной из внутренних угроз национальной безопасности, по нашему мнению, является коррупция, которая причиняет не только экономический вред государству, но и создает негативный социальный климат, подрывает авторитет государства в глазах граждан, порождает неуверенность в своей правовой защищённости, а соответственно и сомнения в обеспечении национальной безопасности в целом со стороны государства.

Как справедливо указал С. Н. Шишкарев «чем выше уровень коррупции, тем беднее общество, не стабильнее политическая и экономическая системы страны, выше степень криминализации социума» [4].

В целях реализации внутренней политики государства, направленной на создание всех условий обеспечения национальной безопасности, в России принято внушительное количество нормативно-правовых актов.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 21.04.2021 В. В. Путин сказал: «Сбережение народа России — наш высший национальный приоритет» [1].

Читайте также:  Проект пробной эксплуатации

Также он подчеркнул: «Смысл и содержание политики России на международной арене — скажу тоже об этом несколько слов буквально в завершение — обеспечить мир и безопасность для благополучия наших граждан, для стабильного развития страны.

У России есть свои интересы, есть, конечно, которые мы защищаем и будем отстаивать в рамках международного права, как это, собственно, делают и другие государства мира. А если кто-то отказывается понимать эту очевидную вещь, не хочет вести диалог, выбирает эгоистичный и высокомерный тон, Россия всегда найдёт путь отстоять свою позицию» [1].

  1. С 2014 года вопрос обеспечения национальной безопасности России стал актуальным по причине международных политических угроз и созданных экономических препятствий, а с 2020 года как для всего мира, так и для России главной угрозой национальной безопасности является коронавирусная инфекция.
  2. Национальная безопасность как предмет административно правового регулирования представляет собой особые общественные отношения, где приоритет отдается интересам общества, но контролируются государством в полном объеме и рамках четко определенных границ.
  3. Во всем мире безопасность является приоритетным направлением, так как от нее зависит судьба всего человечества, все мировые союзы и альянсы создаются в целях обеспечения безопасности путем всеобщего мира и компромиссов.

Россия является активным участником международных организаций и ведет постоянную работу, направленную на поддержание мира и обеспечение безопасности.

Национальная безопасность — главная задача для Президента России, в первую очередь, как для главнокомандующего. Неоднократно В. В.

Путин в своих выступлениях указывал, что на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации тратятся огромные ресурсы, и в дальнейшем это будет главной задачей, закрепленной в Конституции РФ.

Действующее законодательство Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности — несовершенно, имеет множество пробелов и вызывает в юридической среде бесконечные споры и дискуссии, однако, учитывая сложную политическую ситуацию в международных отношениях, Россия продолжает оставаться Великой Державой, способной контролировать общественные отношения как на международном уровне, так и внутри государства и с помощью законодательной базы своевременно пресекать любые посягательства на национальную безопасность россиян.

Литература:

  1. Послание Президента Федеральному Собранию от 21.04.2021 [Электронный ресурс]// http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/65418/дата обращения 02.12.2021
  2. Руссо, Ж.-Ж. Об общественном договоре // Трактаты. – М.,1969. – С.171.
  3. Спиноза, Б. Избр. соч. – Т. 2. – М.,1965. – С. 290.
  4. Шишкарёв С.Н. Борьба с коррупцией в системе приоритетов правового обеспечения национальной безопасности. // Вестник ПАГС. 2009. С. 102.

Основные термины (генерируются автоматически): национальная безопасность, Россия, Российская Федерация, свобода граждан, активный участник, безопасность личности, главная задача, государственная власть, международный уровень, энергетическая безопасность.

Национальная безопасность

  • Национальная безопасность – это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз политического, правового, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера, обеспечивающая устойчивое развитие страны.
  • Наша партия решительным образом выступает за обеспечение национальной (внутренней и внешней) безопасности – осуществления комплекса политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности общества и государства, устранение возможных угроз с учетом имеющихся ресурсов и возможностей. Обеспечение национальной безопасности включает в себя:
  • – защиту общественного и государственного строя;
  • – обеспечение территориальной целостности, политической и экономической независимости страны;
  • – охрану общественного порядка и борьбу с преступностью;
  • – обеспечение личной безопасности гражданина и человека;
  • – обеспечение здоровья нации;
  • – обеспечение информационной и техногенной безопасности;
  • – обеспечение экологической безопасности.
  • К основным направлениям обеспечения внутренней безопасности мы относим: принятие всех возможных мер для выхода России из системного кризиса; осуществление социальных рыночных реформ; снижение остроты социальных противоречий и недопущение обострения социального и политического противостояния; обеспечение защиты российских духовных, интеллектуальных и культурных ценностей; укрепление оборонного потенциала; формирование демократического правового федеративного государства; достижение общественного согласия, здорового социально-психологического и нравственного климата в обществе; защиту жизни, здоровья, имущества, прав и свобод человека, его достоинства; создание условий для развития семьи, ее государственной поддержки; повышение эффективности и уровня образования, рост научно-технического потенциала нашей страны.

Одним из ключевых и трудных направлений политики внутренней безопасности является борьба с преступностью. Сегодня гражданским правам и свободам угрожает не авторитар­ное государство, не диктатура, а безответственное и преступное зло­употребление свободой. Растущая склонность к насилию является след­ствием ослабления нравственных норм в обществе. Это обстоятельство, а также организованная преступность, действующая в международных масштабах, угрожают безопасности граждан. Они разлагают правосоз­нание каждого гражданина и подрывают действенность защитной функ­ции государства. Наша партия полна решимости защищать дееспособность го­сударства по всем направлениям, ограждать общество от разруши­тельных преступных сил. Только государство, сильное в правовом от­ношении, сможет гарантировать свободу и порядок в обществе.

Другим важным элементом внутренней безопасности является экономическая безопасность.

Состояние экономической системы в целом, ее устойчивости и мобильности характеризуют такие показатели, как: диверсифицированная структура экономики, рост производства, высокий уровень и качество жизни большинства населения, низкая инфляция, отсутствие безработицы, незначительное социальное расслоение, хорошее состояние технической базы народного хозяйства, большие расходы на НИОКР, конкурентоспособность, импортная независимость, открытость экономики, небольшой внутренний и внешний долг государства. Наша партия выступает за проведение такой экономической политики, которая будет нацелена на достижение экономической, в том числе продовольственной, безопасности страны.

Еще одним важным направлением внутренней политики мы считаем сбалансированную региональную политику, оптимальное соотношение интересов центра и регионов, республик и областей, находящихся в различных природно-климатических, социально-экономических и этнополитических условиях.

Особую угрозу стабильности в стране представляет большой разрыв в уровне жизни отдельных регионов страны (многие регионы практически существуют за счет дотаций из средств федерального бюджета) и региональный и национально-территориальный сепаратизм.

Принятие субъектами Федерации нормативных правовых актов и решений, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, является одним из самых опасных факторов, размывающих единое правовое пространство страны.

В условиях глобализирующегося мира внутренняя безопасность не может быть осуществлена без достижения внешней безопасности, а внешнюю безопасность невозможно обеспечить за счет снижения уровня безопасности других стран.

Ранее каждое государство обходилось в основном собственными силами для предупреждения и снижения остроты возникающих угроз.

В настоящее время многие проблемы внешней безопасности решить в одиночку не представляется возможным, в силу чего требуется объединение усилий всех государств мира. Мир настолько интегрирован, что нереально свести обеспечение внешней безопасности к рамкам национальных границ.

Поэтому единственный разумный путь обеспечения внешней безопасности мы видим в достижении определенного баланса интересов России и интересов других стран, определенного компромисса в рамках международной безопасности.

Международная безопасность основывается на соблюдении всеми государствами общепризнанных принципов и норм международного права, исключающих решение спорных вопросов и разногласий между ними с помощью силы или угрозы силой.

Ее важнейшими принципами являются равенство и одинаковая безопасность, ненанесение ущерба ничьей безопасности в отношениях между государствами.

Особое место в системе международной безопасности мы отводим коллективной безопасности – защищенности интересов государств Организации Договора о коллективной безопасности, куда входит Россия, от внешних угроз, гарантируемых взаимопомощью, сотрудничеством в военной сфере и коллективными действиями по предотвращению и отражению агрессии.

Читайте также:  План горных работ

Несмотря на то, что биполярный мир распался, противоборство двух систем – социалистической и капиталистической – ушло в прошлое, вопрос войны и мира не снят с повестки дня.

В течение последних десятилетий в мире продолжали происходить региональные и локальные войны, подвергались девальвации базовые принципы международного права, особенно в сфере международной безопасности, периодически возникали зоны нестабильности и хаоса.

При этом прослеживались целенаправленные попытки спровоцировать конфликты в непосредственной близости от границ России, в том числе на этнической почве. В таком непростом внешнеполитическом положении мы не можем полагаться только на дипломатические методы снятия противоречий и разрешения конфликтов.

В условиях регулярно повторяющихся мировых экономических кризисов и других потрясений у наших потенциальных противников всегда будет соблазн решить свои проблемы путем применения силы.

Именно поэтому наша страна не должна отказываться, тем более в одностороннем порядке, от потенциала ядерного сдерживания.

Его необходимо поддерживать на должном уровне, чтобы обеспечить национальную безопасность и безопасность своих союзников по Организации Договора о коллективной безопасности.

Необходимы также механизмы реагирования не только на существующие угрозы. Нужно научиться «смотреть за горизонт», оценивать характер угроз на несколько десятилетий вперед. Эта задача требует стратегического планирования, мобилизации возможностей гражданской и военной науки, алгоритмов достоверного, долгосрочного прогноза по вопросам войны и мира.

Вероятность третьей мировой войны в настоящее время и в будущем будет невысокой. Такая война означала бы конец человеческой цивилизации.

Однако нужно учитывать, что научно-технический прогресс в самых разных областях, начиная от появления новых образцов вооружений и военной техники и заканчивая информационно-коммуникационными технологиями, ведет к качественному изменению характера войны.

По мере массового принятия на вооружение высокоточных неядерных средств большого радиуса действия все более четко проявляется тенденция закрепления за ними роли оружия победы над противником, в том числе в глобальном масштабе.

Большое, если не решающее, значение в определении характера вооруженной борьбы уже в обозримом будущем будут иметь военные возможности в космическом пространстве, в сфере информационного противоборства, в первую очередь, в киберпространстве.

В более отдаленной перспективе ожидается создание оружия на новых физических принципах (лучевого, геофизического, волнового, генного, психофизического). Все это позволит наряду с ядерным оружием получить качественно новые инструменты достижения политических и стратегических целей. Подобные системы вооружений будут сопоставимыми по результатам применения с ядерным оружием, но более «приемлемыми» в политическом и военном планах.

По причине усиления военной мощи США, Китая и других стран, нарастания военного противостояния на международной арене наша партия выступает за масштабное, комплексное перевооружение армии и флота, других силовых структур, обеспечивающих национальную безопасность.

Для нас приоритетными направлениями являются ядерные силы, воздушно-космическая оборона, системы связи, разведки и управления, радиоэлектронной борьбы, роботизированные ударные комплексы, современная транспортная авиация, системы индивидуальной защиты воинов на поле боя, высокоточное оружие и средства борьбы с ним.

Требуются также дальнейшие шаги по укреплению воздушно-космической обороны страны. К этим действиям нас подталкивает политика США и НАТО в вопросе развертывания противоракетной обороны.

Надежной гарантией сохранения глобального баланса сил может служить не создание собственной, весьма затратной и малоэффективной системы противоракетной обороны, а оснащение Стратегических ядерных сил и структур воздушно-космической обороны оружием, способным преодолевать любую систему противоракетной обороны.

Военно-технический ответ России на глобальную американскую противоракетную оборону и ее сегмент в Европе должен быть эффективным и асимметричным.

Мы не сможем укреплять наши международные позиции, развивать страну, если не будем в состоянии защитить самих себя. Необходимо обеспечить военно-технологическую независимость и быть готовыми дать решительный отпор любому агрессору.

Для этого следует разрабатывать и осуществлять программы создания и развития современных, мобильных Вооруженных сил, модернизации оборонно-промышленного комплекса, военного образования, фундаментальной военной науки и прикладных исследований.

Размеры и своевременность масштабных ассигнований должны быть в полной мере адекватны возможностям и ресурсам страны.

Без серьезного развития военных исследований не может быть эффективной военной и военно-технической доктрины, не могут действенно функционировать Вооруженные силы.

Для этого нужно восстановить потерянные компетенции военных институтов, интегрировать их с развивающейся системой военного образования по образцу гражданских научно-образовательных учреждений.

Необходимо развивать партнерство между военными и гражданскими учеными и использовать потенциал наших ведущих университетов и государственных научных центров.

В странах с развитой военной промышленностью научно-технические исследования всегда являются одним из мощных двигателей инновационного роста.

Именно исследования и опытные разработки в военной области в случае получения необходимого и достаточного государственного финансирования позволят довести до реализации многие прорывные технологии не только в военной промышленности, но и в гражданских отраслях народного хозяйства.

Баланс взаимного влияния военных и гражданских технологий выглядит следующим образом: если в ряде гражданских отраслей (телекоммуникационные системы, новые материалы, ИКТ) технологии являются движущей силой развития военной техники, то в других (авиация и космическая техника) – наоборот, военные разработки дают толчок гражданским отраслям. Такая ситуация требует нового отношения к принципам обмена научно-технической информацией между военной и гражданской наукой.

В процессе модернизации Вооруженные силы должны быть переведены на профессиональную основу и освобождены от всех несвойственных им вспомогательных функций. Отрыв от боевой учебы должен быть сведен к минимуму.

Солдаты и офицеры должны заниматься своей прямой задачей: учебой и интенсивной боевой подготовкой.

Они должны быть грамотными специалистами, обладающими глубокими знаниями и высоким уровнем общего образования и культуры и способными применять самые передовые системы вооружения.

Необходимо принять меры к тому, чтобы значительно повысился престиж военной службы, чтобы она из повинности превратилась в привилегию. В частности, нужно предоставить дополнительные права военнослужащим, уволенным в запас, при поступлении в лучшие вузы страны.

Вооруженным силам необходимо вернуть традиционную роль одного из важнейших социальных лифтов.

Военнослужащие должны иметь полный пакет социальных гарантий, адекватный их огромной ответственности: услуги здравоохранения, систему санаторно-курортного лечения, страхование, достойную заработную плату, пенсию и возможность трудоустройства после увольнения.

Вместе с федеральными, региональными и муниципальными органами власти мы должны оказывать всяческую поддержку организациям, подобных прежнему ДОСААФ, в реализации возложенных на них задач.

Мы выступаем за объединение усилий государственных и общественных структур по созданию Добровольческого движения в поддержку Вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса.

В самих Вооруженных силах необходимо поставить на должный уровень институт военного духовенства.

Совершенствуя военную науку и политику, модернизируя Вооруженные силы, Россия должна ориентироваться на передовые тенденции в военном искусстве. Отстать в этом направлении – значит заранее оказаться в уязвимом положении, поставить под удар страну, жизни наших солдат и офицеров.

Наша главная задача заключается в том, чтобы оснащенные по последнему слову техники Вооруженные силы могли успешно противостоять любому потенциальному противнику, твердо стоять на страже национальной безопасности, территориальной целостности, мира, свободы и независимости нашей Родины.

Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим!

Наши идеалы – всеобщее разоружение и мир на земле. Поэтому наша партия является безоговорочным сторонником миротворческой фун­кции Вооруженных сил России.

Объем задач, стоящих перед ними, и их боевая мощь должны соразмеряться со степенью угрозы.

Вооруженные силы должны быть готовыми к тому, чтобы на основе Устава Организации Объединенных Наций участвовать в опера­циях по сохранению и поддержанию мира во всем мире.