Полезное

Понятие контроля и надзора

Контроль представляет собой привычную функцию систем управления, которую повсеместно осуществляют на предприятиях и в организациях. Вопросов относительно его целесообразности обычно не появляется. При этом иногда применяется другой термин – «надзор». У многих людей он вызывает отторжение и недоверие. При этом точные отличия контроля и надзора известны далеко не всем.

Что такое контроль

Под этим термином понимают учет и проверку. Суть процесса заключается в том, что управленческий орган контролирует выполнение требований вышестоящей инстанции на том или ином объекте. В этом кроется своего рода надзорная деятельность.

Также контроль представляет собой одну из ключевых управленческих функций. Без нее нельзя представить себе работу как отдельного предприятия, так и всего государства. Процедуру осуществляют постоянно или периодически. К примеру, государственная проверка работы предприятия может проводиться с интервалом в несколько лет.

Суть этой процедуры заключается в следующем:

  • наблюдение за работой подконтрольного объекта;
  • получение достоверных и объективных сведений о состоянии дисциплины и законности;
  • проведение мероприятий, направленных на предотвращение и устранение нарушений закона и дисциплины;
  • обнаружение причин и условий, которые способствуют правовым нарушениям;
  • проведение мероприятий относительно привлечения к ответственности людей, которые виноваты в нарушении закона и дисциплины.

Понятие контроля и надзора Понятие контроля и надзора Понятие контроля и надзора

К главным признакам контроля стоит отнести следующее:

  1. Между контролирующим органом и подконтрольным объектом наблюдаются отношения подконтрольности.
  2. Объектами контроля считаются законность и целесообразность деятельности.
  3. Контролирующий орган часто наделен правом отменять решения подконтрольного.
  4. Контролирующий орган имеет право использовать меры воздействия на правовые нарушения, которые были допущены.

Контроль делится на несколько категорий:

  • предварительный;
  • текущий;
  • последующий.

Понятие контроля и надзора

Что такое надзор

Под этим термином понимают непрерывное наблюдение и проверку, которая связана с обеспечением четкого выполнения законов. Отличительной особенностью процесса считается его взаимосвязь с юридической деятельностью.

Деятельность поднадзорного объекта оценивается исключительно с позиции законности. При этом целесообразность во внимание не принимают. При надзоре вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность подконтрольного недопустимо.

Этот вид деятельности имеет следующие формы:

  • прокурорский;
  • административный.

Понятие контроля и надзора

Что такое проверка

Для проведения проверки составляется приказ или распоряжение. Этот документ подписывает руководитель соответствующего органа. Проверку разрешается проводить исключительно тому лицу, которое указано в распоряжении или приказе.

В документе о проведении проверки должны присутствовать следующие пункты:

  1. Название органа, который проводит проверку.
  2. ФИО должностного лица, которое уполномочено проводить проверку. Также требуется указать координаты экспертов, которые привлекаются к процедуре.
  3. Название юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя, который будет проверяться. Также требуется указать места нахождения юридических лиц или фактического осуществления деятельности ИП.
  4. Цели и задачи проведения проверки. Также в бумаге должны присутствовать сроки и предмет процедуры.
  5. Сроки проведения и список контролирующих мероприятий, которые требуются для достижения целей и задач проверки.
  6. Законные основания проведения процедуры.
  7. Список бумаг, которые должно предоставить юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, чтобы достичь целей и задач проверки.
  8. Перечень регламентов по осуществлению контроля.
  9. Дата начала и завершения процедуры.
  10. Другая информация, если это предусмотрено формой приказа или распоряжения.

Понятие контроля и надзора Понятие контроля и надзора Понятие контроля и надзора

В чем разница

В административном праве главным признаком, по которому отличаются рассматриваемые функции, считается подотчетность. При контроле проверяемый подчиняется контролирующему органу. При надзоре же проверяемый непременно остается независимым и самостоятельным.

Помимо этого, контроль отличается от надзора такими аспектами:

  1. Контролирующая функция считается более широкой, чем надзорная. Помимо оценки выполнения законодательных норм, проверяется также реализация текущих административных распоряжений.
  2. При реализации контролирующей процедуры допустимо прямое вмешательство в работу подконтрольного объекта. При надзоре такой возможности нет.
  3. Главная задача контролирующих процедур кроется не только в обнаружении соответствия осуществляемой деятельности предписаниям правовых норм, но и в оценке результативности деятельности. Задачей надзора считается только обнаружение нарушений закона в работе поднадзорных объектов.
  4. Контролирующие процедуры проводятся в плановом порядке. Они осуществляются в текущем порядке. Также процедуры проводятся выборочно во время специальных мероприятий. Надзор не бывает текущим. Это помогает избежать продолжительных сбоев в функционировании поднадзорных объектов.
  5. При проведении контрольных мероприятий по результатам проверки проводятся прямые или косвенные воздействия на проверяемый объект. Надзор подразумевает исключительно косвенное влияние.

Понятие контроля и надзора Понятие контроля и надзора

Есть отличия и в субъектах, которые проводят рассматриваемые процедуры. Выполнение законов и норм контролируют управленческие органы разных уровней. К ним относится предприятие, государство или город. При реализации своей деятельности контролирующие органы наделяются исполнительной властью.

Надзор разрешается проводить только специальным государственным организациям, которые специализируются на конкретном виде деятельности. В государственном управлении выделяют такие виды надзора, как санитарно-эпидемиологический, пожарный, геодезический. Также встречается административный надзор за людьми, которые вышли из тюрьмы.

Характерной особенностью этого вида деятельности считается то, что субъекты, которые его проводят, лишены административных полномочий и не могут осуществлять функции управления.

Сравнение

Отличительные особенности рассматриваемых понятий представлены в виде таблицы:

Контроль Надзор
Представляет собой управленческую функцию. Проводится для исполнения законов.
Носит периодический характер. Представляет собой постоянное наблюдение и проверку.
Подразумевает оценку целесообразности конкретного процесса. Подразумевает оценку выполнения правовых норм.
Проводится государственными и негосударственными организациями. Проводится только государственными органами.
Субъекты, которые осуществляют контроль, наделены административными и управленческими полномочиями. Надзорные органы лишены управленческих функций.

Выводы

Контроль и надзор имеют много общего, однако для этих понятий характерно и немало отличий. Разница касается целей и задач, особенностей проведения, органов, которые выполняют эти процедуры.

Определение и виды государственного контроля и надзора

Введение

Деятельность государственных органов взаимоувязана с выполняемыми ими функциями. Их взаимообусловленность (функция порождает соответствующую структуру, а возникновение новой структуры неизбежно приводит к появлению новой функции) образует сложную и многогранную систему.

В соответствии с конституционным принципом разделения властей исполнительная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Ее основное назначение — организация практического исполнения Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направляемой на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения.

Орган исполнительной власти в РФ есть вид государственного органа, который наделен правом от имени государства осуществлять функции исполнительной власти и, в рамках закрепленной за ним компетенции, решать задачи, возникающие в процессе государственного управления. Исполнительная власть не может существовать иначе, как посредством своих органов.

Сегодня задачей номер один для государства по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления. Поэтому, необходим сущностный анализ контрольно-надзорной функции государственной власти как неотъемлемого элемента государственного управления.

Актуальность темы заключается в том, что исследуемая тематика создает предпосылки для повышения эффективности борьбы с правонарушениями во всех сферах государственной деятельности, нацеленной на реализацию конституционного положения, защиту прав и свобод граждан, укрепление законности в стране, на создание правового государства, а также улучшения организации и функционирования исполнительных органов государственной власти.

Кроме того, непосредственная актуальность темы определяется тем, что должностные лица контрольно-надзорных органов России осуществляют контроль за соблюдением административно-правовых режимов.

До тех пор пока не будут проведены серьезные мероприятия в стране по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности, реальных сдвигов не будет.

В России на данный момент не существует правового механизма реализации важнейших, жизненно необходимых норм, для наибольшей эффективности реализации государственного контроля и надзора.

  • Объектом курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности контрольных-надзорных органов и их функции.
  • Предметом курсовой работы являются нормативные правовые акты, регулирующие осуществление деятельности органов контроля и надзора РФ.
  • Целью курсовой работы является целостно-логическое исследование контрольно-надзорных органов Российской Федерации и их функций. Вышеуказанная цель предполагает постановку следующих задач:
  • изучить деятельность контрольно-надзорных органов РФ;
  • исследовать нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность контрольно-надзорных органов РФ;
  • охарактеризовать основные функции, которыми наделены органы контроля и надзора Российской Федерации.

Методологической основой настоящего исследования явились общенаучные методы познания. Проблематика государственного контроля и надзора широко обсуждается в научной литературе. При написании данной курсовой работы использованы труды: Алёхин А.П., Бахрах Д.П., Марченко М.Н., Конин Н.М., Попова Л.Л.

  1. Глава 1. Общая характеристика системы контроля и надзора в РФ
  2. Основные теоретические аспекты контрольно-надзорной функции государства
  3. государственный контроль надзор исполнительный

В науке понятия «контроль» и «надзор» рассматривают как нетождественные, хотя единого понимания их соотношения все же нет. В целом под ними понимают комплекс разнородных значений: средство, фактор, функция, деятельность, система, обратная связь, условие, регулятор, гарант, явление, институт, метод, правомочие, атрибут и т.д.

Все эти подходы отражают не столько стремление дать универсальную и всеобъемлющую формулу этим понятиям, сколько являются следствием рассмотрения этих феноменов сквозь призму интересов представителей различных научных направлений — философских, управленческих, политических, правовых и т.д. Таким образом, контроль и надзор представляют собой виды деятельности в направлении обеспечения защиты и гарантирования основ государственной жизни с целью эффективного и безопасного функционирования общества. [1]

Контроль представляет собой деятельность государственных органов по обеспечению целесообразного и эффективного функционирования государства посредством установления соответствия фактического состояния общественных отношений социальным, прежде всего юридическим, установлениям. Государственный надзор, имеющий аналогичную природу, представляет собой особую разновидность специального контроля государственных правоохранительных органов по обеспечению законности посредством реагирования на ее нарушения.[2]

Таким образом, понятие «контроль» шире понятия «надзор»: первое характеризует общее, а второе — частное проявление деятельности государства. Контроль не ограничивается наблюдением за правильной реализацией обязательных нормативных установлений.

Органы контроля получают информацию (наблюдают) не только о правомерности деятельности подконтрольного субъекта, но и о том, насколько последний правильно, эффективно и целесообразно использовал при этом предоставленные ему полномочия и ресурсы.

Для надзора характерно несколько ограниченное проникновение в сферу деятельности органов, в отношении которых реализуются надзорные функции.

Вместе с тем при всех имеющихся различиях между контролем и надзором существует много общего, в связи с чем их не следует излишне дифференцировать, поскольку расхождения в их сущностных качествах едва заметны, если не сказать условны.

Контрольно-надзорная функция является составной частью сложной и многогранной деятельности государства, его механизма. В связи с этим данная функция подчинена общим, основополагающим началам ее организации и осуществления.

Вместе с тем каждая функция государства, обладая определенной уникальностью и спецификой, подчинена собственным, специальным принципам.

Читайте также:  Смерть частного обвинителя

Это обстоятельство делает возможным и обоснованным выделение общих и специальных принципов реализации контрольно-надзорной функции государства.[3]

Контрольно-надзорная функция осуществляется на основе принципов законности, справедливости, гласности, профессионализма, социальной ориентированности.

В качестве специальных принципов контрольно-надзорной функции автор выделяет: самостоятельность и независимость контрольно-надзорных органов, приоритет корректирующего (созидательного) контроля (надзора), объективность, своевременность реагирования (информирования), беспристрастность при проведении контроля (надзора).

В российском государстве контроль и надзор формировались во взаимодействии с другими функциями, оказывая «подстраховочное» или дублирующее воздействие на жизнедеятельность общества. В то же время контрольно-надзорная функция определенным образом отличается от других функций государства, сформировавшихся в процессе его жизнедеятельности.[4]

В процессе государственной деятельности реализация функций государства закономерно проявляется в соответствующих видах государственной деятельности. Важнейшим элементом механизма реализации контрольно-надзорной функции государства являются ее субъекты — государственные органы, осуществляющие контрольно-надзорную деятельность.

В реализации государственного контроля и надзора участвуют органы всех ветвей власти. Вместе с тем в системе государственной власти функционируют особые органы, для которых осуществление государственного контроля и надзора является основным направлением деятельности. Отличительным признаком контрольно-надзорных органов является внешняя (вневедомственная) направленность их деятельности.

Правовая основа, представляющая собой совокупность нормативных актов, регламентирующих осуществление государственного контроля и надзора, является также важным элементом механизма реализации контрольно-надзорной функции. К числу субъектов реализации контрольно-надзорной функции относятся и Президент Российской Федерации.

Эффективность контрольно-надзорной деятельности зависит не только от их структуры и компетенции, но и от четко обозначенных приоритетных целей и задач государственно-правового развития.

К сожалению, Конституция РФ — фундамент национальной системы законодательства, документ концептуального, программного характера — не содержит положений, буквально и четко формулирующих цели и задачи российского государства.

Пока же, несмотря на все усилия, предпринимаемые руководством страны, сформировать исполнительную власть как единое целое в соответствии с частью второй статьи 77 Конституции Российской Федерации не удалось, хотя необходимость совершенствования существующей системы органов исполнительной власти очевидна, и понимание поможет в решении многих общенациональных задач, будет способствовать более эффективной деятельности контрольно-надзорных органов государства.[5] В теории права и государства проблемы контроля и надзора затрагивались лишь попутно в рамках изучения форм и способов правового регулирования, государственного контроля над преступностью, в связи с разработкой функций государства и юридической деятельности. Надзор как разновидность государственной деятельности изучался главным образом в связи с деятельностью прокуратуры6, реже на общетеоретическом уровне, а также с позиции организации управления в правоохранительных органах. К числу правовых форм реализации исполнительной власти относятся нормотворческая, правоприменительная и контрольно-надзорная. В деятельности субъектов исполнительной власти имеет место взаимопроникновение различных форм, переходы одной формы в другую, при этом качественная самостоятельность контрольно-надзорной формы сохраняется. Контроль и надзор, будучи способами реализации государственной, и в том числе исполнительной власти, выступают сторонами более широкого по своему содержанию явления — государственного контроля, обладают управленческой природой и общими признаками, но вместе с тем существенно различаются между собой: целями контрольной и надзорной деятельности, ее задачами, содержанием, субъектами и объектами. Вследствие этого надзор, осуществляемый в процессе реализации исполнительной власти, выступает специфической формой государственного контроля, суженной в сфере своего применения. Контрольно-надзорная подсистема — полисистемное образование, характеризующееся сложным комплексом субординационных, координационных и реординационных связей и отношений, выступает, с одной стороны, как неотъемлемый элемент системы исполнительной власти, обеспечивающий контроль в рамках метауправления в самой системе, с другой — как часть структуры механизма государства, обеспечивающей реализацию его контрольно-надзорной функции. Условиями оптимизации контрольно-надзорной подсистемы исполнительной власти являются: последовательность в реализации реформы системы органов исполнительной власти; необходимость исключения практики сосредоточения разнородных функций в федеральных службах, включая нормотворческие функции; дифференциация существующих функций по контролю и надзору и выделение из них собственно контрольных, надзорных, юрисдикционных, регистрационно-удостоверительных и лицензионно-разрешительных функций; легальное дефинитивное закрепление понятий «контроль» и «надзор» в рамках предлагаемого закона «О государственном контроле в РФ».

Особенность контроля и надзора — элементы субстанциональной, субъектно-объектной, деятельностной и стохастической структуры исполнительной власти, специфика контрольно-надзорной формы его реализации.

Новые грани контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти, могут существенно обогатить и конкретизировать понятийно-категориальный аппарат общей теории права и государства.

Многие исследования зарубежных авторов, могут быть использованы для совершенствования правовой регламентации контрольно-надзорной деятельности субъектов исполнительной власти и повышения эффективности действующего российского законодательства путем улучшения качества нормативной фиксации контрольных и надзорных полномочий государственных органов. Отдельные их положения могут быть учтены при проведении административной реформы и совершенствовании системы и структуры органов исполнительной власти.[6] Президент страны в своем Послании Федеральному Собранию отметил, что новые формы государственного регулирования и методы работы, прежде всего, должны быть реализованы через качественное повышение уровня проведения проверок и контроля за устранением недостатков. Для того, чтобы обеспечить эффективный государственный контроль и надзор за деятельностью такого комплекса нужна хорошо отлаженная структура с укомплектованным штатом подготовленных и квалифицированных специалистов.[7]

Определение и виды государственного контроля и надзора

В соответствии с конституционным принципом разделения властей исполнительная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Ее основное назначение — организация практического исполнения Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направляемой на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения.

Орган исполнительной власти в РФ есть вид государственного органа, который наделен правом от имени государства осуществлять функции исполнительной власти и, в рамках закрепленной за ним компетенции, решать задачи, возникающие в процессе государственного управления. Исполнительная власть не может существовать иначе, как посредством своих органов.

В свою очередь органы исполнительной власти классифицируется по объёму и характеру компетенции:

1. органы общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления и решающие все вопросы на определенной территории (Правительство РФ, президенты республик, губернаторы, Правительства субъектов федерации и т.д.);

2. органы отраслевой компетенции, ведающие отдельными отраслями управления (министерства, комитеты);

3. органы межотраслевой компетенции, осуществляющие межотраслевое (функциональное) управление (государственные комитеты статистики, стандартизации, метрополии и сертификации и т.д.);

4. специальной компетенции, осуществляющие контрольные и надзорные функции (надзоры);

5. органы внутриотраслевой компетенции, осуществляющие управление определенной сферы деятельности в рамках отрасли.[8]

Для того чтобы правильно представить контрольно-надзорные функции органов исполнительной власти, нам необходимо выяснить определения как таковых контроля и надзора.

Государственный контроль – способ обеспечения безопасности, на основе которого уполномоченные государственные органы (должностные лица), используя определённые приёмы и способы, выясняют, не допущены ли подконтрольными органами (должностными лицами) в их деятельности нарушения законности и целесообразности.

Необходимо отметить, что контрольные органы и подконтрольные органы соподчинены. При осуществлении подобных полномочий, соблюдаются определённые принципы: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны.

Контроль классифицируется как

1. внешний (осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого ведомства) и внутренний (осуществляется органами, входящими в ведомственную систему);

2. общий (охватывается вся деятельность проверяемого органа) и специальный (осуществляется по определенным вопросам).

Надзор – способ обеспечения законности, в котором заключено постоянное систематическое наблюдение специальных государственных органов за деятельностью государственных органов и должностных лиц с целью выявления нарушений законности.

Надзор основан на тех же принципах, что и контроль и поэтому имеет схожие функции. Отличается он лишь тем, что выявляет у поднадзорных только нарушение законности и не имеет в компетенции выявление целесообразности. Также органы надзора и поднадзорные органы не находятся в отношении подчиненности. Надзор классифицируется как прокурорский и административный.[9]

Объединяет эти два понятия Указ Президента РФ от 9.03.2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Согласно нему под функциями по контролю и надзору понимаются:

  • осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
  • выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
  • регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.[10]

Понятие контроля и надзора Мы поможем в написании ваших работ!

3. Надзор и контроль: понятие и отличия

Надзор и контроль: понятие и отличия
Сущность надзора и контроля
Надзор и контроль— два универсальных средства обеспечения законности в государственном управлении.
Понятие контроля
Контрольпредставляет собой систему наблюдения над деятельностью и корректировки поведения подконтрольных объектов в целях соответствия их деятельности установленным нормам права и целям осуществляемой деятельности.
Понятие надзора
Надзор заключается в создании системы проверки соблюдения закона в процессе осуществления различных видов деятельности с последующим инициированием процедуры привлечения к юридической ответственности за нарушение законодательства.
Научная дискуссия о различиях и сходных чертах контроля и надзора
Термины «надзор» и «контроль» тождественны1.
Надзор, осуществляемый органами государственного управления, представляет собой разновидность контроля2.
Термины «надзор» и «контроль» самостоятельные.
Законодательство о контроле и надзоре
В Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 23 декабря 2005 г. № 1522) понятия «надзор» и «контроль» никак не разделяются (как нет и прямых указаний на их синонимичность), но, несмотря на это, очевидно, что законодательство все-таки разделяет надзор и контроль, употребляя тот или иной термин применительно к различным управленческим ситуациям. Так, уже в целом ряде подзаконных актов, принятых для исполнения Указа № 314, эти понятия разграничиваются, причем в достаточно бессистемном порядке3.
Сходства и различия
Контроль является средством обеспечения законности, применяемым в отношении подведомственных объектов вышестоящими органами государственного управления. Осуществление контроля предполагает возможность оперативного вмешательства контролирующего субъекта в деятельность подконтрольного. Контрольные процедуры ставят своей целью не только выявление соответствия осуществляемой деятельности предписаниям норм права, но и оценку рациональности, разумности, эффективности осуществляемых действий. Контрольные процедуры производятся в порядке текущего контроля, т.е. непрерывно, а также выборочно, в ходе специальных контрольных мероприятий.
Надзор осуществляется, как правило, в отношении неподконтрольных субъектов, не связан с вмешательством в деятельность поднадзорного субъекта и имеет своей целью исключительно выявление правонарушений в деятельности поднадзорных субъектов. Надзор осуществляется выборочно, он не может и не должен быть текущим, чтобы не вызывать длительных сбоев в деятельности поднадзорных субъектов.
Таким образом, между указанными средствами существует целый ряд принципиальных различий, в том числе:

  • наличие или отсутствие отношений ведомственной подчиненности (при контроле присутствуют, при надзоре — нет);
  • возможность вмешательства в деятельность подконтрольного (поднадзорного) субъекта (при надзоре такая возможность отсутствует);
  • возможность отмены правовых актов и применение мер дисциплинарной ответственности в ходе осуществления соответствующих процедур (такая возможность характерна для контроля);
  • возможность проверки целесообразности и эффективности осуществленных мероприятий (также характерна для контрольных процедур);
  • плановость проверочных мероприятий (также характерна для контроля).
Читайте также:  Последний периодический платеж

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

Чем отличается контроль от надзора

Чем отличается контроль от надзора.pdf

Мы привыкли к тому, что контроль – это привычная функция системы управления, которая осуществляется повсеместно на каждом предприятии, организации и фирме. Вопросов о целесообразности и надобности контроля, как правило, не возникает.

Но иногда мы слышим режущее слух слово «надзор», которое у многих вызывает недоверие, отторжение и негативные эмоции. Так ли надо бояться этого слова, и есть ли существенная разница между надзором и контролем, мы и попытается выяснить.

Определение контроля и надзора

Контроль – это учёт, проверка, сущность которого выражается в том, что субъект управленческого органа осуществляется контроль над тем, как на объекте выполняются требования вышестоящего органа.

Также контроль – это одна из важнейших функций управления, без которой невозможно существование как отдельного предприятия, так и государства в целом.

Контроль осуществляется как постоянно, так и время от времени (например, государственная проверка деятельности организации, осуществляемая раз в несколько лет).

Под надзором понимают непрерывное наблюдение и проверку, связанную с обеспечением неукоснительного исполнения законов. Характерный признак надзора в том, что он связан с юридической деятельностью.

Цели контроля и надзора

Цель контролирующих органов – не только осуществить контроль, но и проверить целесообразность того или иного процесса.   Оценка целесообразности при надзорных функциях не осуществляется, так как цель надзора – исключительно неукоснительное исполнение законов и конституции.

Органы, осуществляющие контроль и надзор

Любой управленческий орган, будь то организация, предприятие, город или государство, в той или иной степени осуществляет контроль  над выполнением предписанных законов и норм в доверенной ему области. Контроль может осуществляться как государственными, так и негосударственными органами.

При осуществлении своей деятельности, контролирующие органы наделяются исполнительной властью.   По отношению к надзору можно сказать, что его осуществляют специальные государственные органы, специализирующиеся на определённом виде надзора.

Виды надзора существуют следующие: санитарно-эпидемиологический надзор, геодезический надзор, надзор за безопасностью дорожного движения, пожарный надзор, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, надзор за соблюдением законодательства о труде.

Отличительная особенность в том, что надзорные органы не обладают административными и управленческими полномочиями.

  • TheDifference.ru определил, что разница между контролем и надзором заключается в следующем:
  •     Контроль – относится к одной из управленческих функций, а надзор осуществляется с целью исполнения законов.
  •     Надзор – это непрерывное наблюдение и проверка, контроль – прерываемое, периодическое.
  •     Контролирующие органы осуществляют ещё и оценку целесообразности того или иного процесса, а надзорные только следование закону и конституции.
  •     Контроль осуществляется как государственными, так и негосударственными органами, надзор – только государственными.
  •     Контролирующие органы обладают административными и управленческими полномочиями, а надзорные – нет.
  • Подробнее: http://thedifference.ru/otlichie-kontrolya-ot-nadzora/

Контроль и надзор в системе государственного управления

Контроль и надзор в системе государственного управления – это специальное направление публичного управления, опосредующее систему мероприятий, направленных на установление соответствия параметров деятельности служащих, должностных лиц и органов государственного управления нормативно закрепленным показателям и требованиям, оценка эффективности такой деятельности для цели ее дальнейшего совершенствования.

Отрицательные тенденции в современной отечественной экономике во многом обусловлены не только внешними обстоятельствами, в том числе наложением санкций со стороны европейских государств и США, а также падением цен на энергоресурсы, но и факторами внутреннего характера, к числу которых можно отнести необходимость обновления экономической системы и повышения эффективности системы публичного управления на государственном, региональном и местном уровнях.

Важнейшим аспектом обеспечения эффективности системы публичного управления выступает институт государственного контроля и надзора, который находит свое воплощение во всех стадиях процесса принятия и реализации управленческих решений.

Понятие контроля и надзора в системе государственного управления

В теории государственного и муниципального управления широкое распространение получила позиция, согласно которой государственное управление трактуется в узком смысле как административная деятельность, то есть деятельность исключительно органов исполнительной власти. Иными словами, контроль и надзор в системе государственного управления согласно этой позиции представляет собой инструмент контроля эффективности реализации исполнительными органами законов и иных нормативных актов.

При этом очевидно, что эффективность государственного управления – это категория охватывающая не только эффективность функционирования должностных лиц и органов исполнительной власти, но и эффективность работы всей системы государственного управления в целом, как исполнительный, так законодательной и судебной. Так, например, нельзя говорить об эффективности государственного управления там, где исполнительные органы функционируют в соответствии с недемократическими законами, принятыми без учета социального запроса, поступающего от населения.

«Контроль и надзор в системе государственного управления» ???? Готовые курсовые работы и рефераты Купить от 250 ₽ Решение учебных вопросов в 2 клика Найти эксперта Помощь в написании учебной работы Узнать стоимость

Таким образом, представляется, что наиболее верно определять государственное управление как целенаправленную профессиональную деятельность, осуществляемую служащим и должностными лицами системы государственного управления для реализации государственных функций и задач.

Итак, контроль и надзор в системе государственного управления – это одно из системообразующих звеньев.

Так, система государственного управления функционирует посредством взаимодействия субъектов и объектов управления, при этом управленческое воздействие, исходящее от субъектов управления не всегда соответствует целям, принципам и задачам государственного управления, не всегда характеризуется планируемым социально-экономическом полезным эффектом. Отсюда, возникает необходимость постоянного контроля оценки эффективности управленческого воздействия для последующей его корректировки. Именно эту задачу в системе государственного управления решает институт контроля и надзора.

Другим направлением определения контроля и надзора в государственном управлении может выступать характеристика его как системы обратной связи, то есть поступающего от населения сигнала относительно эффективности государственного управления, эффективности решения функций и задач государственного управления и соответствия социально полезного эффекта государственного управления запросам населения.

Государственный контроль и надзор реализуются специальными органами, а также посредством функционирования институтов гражданского общества и институтов непосредственной демократии.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о соотношении понятий контроля и надзора, поскольку законодательные определения категорий контроля и надзора в государственном управлении отсутствуют, в теории разрабатывается собственный подход. Так, ряд авторов рассматривает категории контроля и надзора как синонимичные, другие подчеркивают, что категория надзор должна рассматриваться в качестве составной, более узкой категории внутри системы контроля.

В свою очередь, трактовка законодателем контроля и надзора в отдельных специальных сферах государственного управления не позволяет сделать однозначного вывода относительно соотношение указанных понятий.

Так, например, и государственные органы контроля, и государственные органы надзора обладают полномочием по наложению санкций в случае выявления нарушения, в отдельных законах контроль и надзор используются как равнозначные категории.

Принципы реализации контроля и надзора в системе государственного управления

К числу основных начал реализации контроля и надзора в системе государственного управления относятся следующие:

  • законность. Названный принцип, являющийся основным для всей системы публичного управления, в сфере контроля и надзора требует организации и реализации контрольных и надзорных мероприятий в строгом соответствии с требованиями законодательства, что, в свою очередь, выступает гарантией соблюдения прав субъектов управленческих отношений. Более конкретно этот принцип предполагает необходимость реализации контрольно-надзорных мероприятий в рамках полномочий органа контроля должностным лицом, компетентным на их реализацию, в полном соответствии с нормативно закрепленной процедурой, сроками при надлежащей фиксации результатов;
  • плановость и целенаправленность. Названные принципы предполагают, что контрольно-надзорные мероприятия должны планироваться в соответствии с разными аспектами – в соответствии с объектом и предметом контроля, периодами и сроками проведения контрольных мероприятий;
  • профессионализм и специализация. Контрольно-надзорные мероприятия в системе государственного управления должны организовываться и реализовываться лицами, обладающими необходимыми специальными знаниями в подконтрольной области, отсюда в системе государственного управления выделяются специальные органы контроля, в которых службу проходят лица, обладающие необходимыми специальными знаниями и навыками и пр.
Читайте также:  Проекты социального воздействия

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Контроль: сущность, понятие, классификация, отличие от надзора

Контроль в современном демократическом государстве носит многофункциональный характер, поэтому в юридической литературе выделяются различные подходы к пониманию его сущности.

Его считают функцией управления, стадией управленческого цикла, формой обратной связи, способом обеспечения законности и дисциплины, процессом, обеспечивающим достижение целей организации[95].

Контроль является весьма специфической функцией государственного управления.

Контроль в деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы – это и важный способ обеспечения законности и дисциплины, основанный на нормах права порядок деятельности специально уполномоченных субъектов.

Контроль – система наблюдения и проверки деятельности соответствующего объекта, направленная на своевременное выявление отклонений от заданных параметров его функционирования с последующей корректировкой хода его деятельности и устранения выявленных недостатков.

Контроль, относящийся к специальным юридическим средствам обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, осуществляется всеми государственными органами в ходе повседневного выполнения своих задач и функций в экономической, социально-культурной, административно-политической и иных сферах общественной жизни. Он носит название государственного, поскольку осуществляется от имени государства с использованием соответствующих государственно-властных полномочий.

В настоящее время методы и формы осуществления контрольной деятельности значительно трансформировались, они приобрели особую правовую значимость и нашли свое легальное закрепление.

Сегодня неправильный выбор тех или иных форм, приемов и способов осуществления контроля, а также несоблюдение регламентированного нормативными правовыми актами порядка осуществления контрольной деятельности может привести к неблагоприятным последствиям.

Сущность контроля заключается в том, что уполномоченный на то орган государственной власти (исполнительный, законодательный, судебный) либо общественное объединение на основе имеющихся в их распоряжении организационно-правовых средств выявляют существующие отклонения от законности, принимают меры по их устранению, восстанавливают нарушенные при этом права и законные интересы граждан, привлекают виновных к ответственности и не допускают возникновения нарушений законности и дисциплины в будущем.

Контроль – это универсальная как правовая, так и управленческая категория, без которой невозможно представить себе функционирование государственного механизма и их должностных лиц.

Именно благодаря контролю поддерживается режим законности и дисциплины в служебной деятельности различных органов государственной власти. Тем не менее, говорить о том, что современная система государственного управления, а также созданная модель государственного контроля работают эффективно, пока явно преждевременно.

Приходится констатировать, что наличие большого количества контрольно-надзорных органов еще не является гарантией соблюдения законности и дисциплины. Напротив, должностные лица контрольных структур в определенной степени репродуцируют различного рода нарушения законности, а также сами совершают коррупционные правонарушения.

  • Государственный контроль как направление деятельности Российского государства обладает признаками основных общегосударственных функций:
  • — контрольная функция обусловлена объективно необходимыми и социально желаемыми целями;
  • — данная деятельность носит социально-преобразующий характер;
  • — ее содержанием является фактическая деятельность государства по установлению и сдерживанию социально-вредных отклонений;
  • — данная функция является нормативно урегулированным направлением деятельности государства;
  • — данная функция организационно обеспечена, более того, в процесс ее осуществления кроме специальных государственных органов вовлечен практически весь механизм государства;
  • — данная функция предметно обособлена и осуществляется в рамках определенного политического и правового процесса;
  • — она осуществляется на основе самостоятельных начал процедурного характера.

Необходимо отметить, что контрольную функцию нельзя рассматривать исключительно как репрессивную деятельность. Контроль должен носить, прежде всего, информационную нагрузку[96], что подтверждает тесная взаимосвязь контрольной функции с другими функциями государства — экономической, политической, социальной и др.

Контроль – многогранное явление или мероприятие, которое имеет различные аспекты своего проявления, на содержание контрольной деятельности оказывают влияние самые различные факторы и обстоятельства.

В частности, на содержание контроля влияют: сфера контрольной деятельности, предмет и объект контроля, субъект осуществления контроля. От этих и ряда других обстоятельств зависят форма и методы контрольного мероприятия, а также решения, принимаемые по его окончании, и др.

Контроль как функция и метод деятельности в той или иной степени присущ всем органам власти и управления.

Иными словами, контроль осуществляется всеми органами исполнительной власти как федерального, так и регионального уровня, органами местного самоуправления, а также иными управленческими структурами в пределах их компетенции в ходе выполнения поставленных перед ними задач и функций.

В целом следует отметить, что под государственным контролем в современной науке принято понимать проверку соответствия результатов заданным параметрам.

Содержание государственного контроля состоит в том, что уполномоченные органы и лица, используя организационно-правовые способы и средства, в рамках компетенции выясняют, соответствует ли деятельность подконтрольных объектов нормативным предписаниям; анализируют результаты воздействия субъектов управления на управляемые объекты, степень отклонения от поставленных целей, запланированных способов и результатов и непосредственно принимают меры по их устранению и привлечению к ответственности виновных[97].

  1. Государственный контроль классифицируется по различным основаниям.
  2. По форме контроль делится на:
  3. а) непосредственное наблюдение за деятельностью проверяемого объекта (например, ревизия финансово-хозяйственной деятельности, инспектирование и пр.);
  4. б) изучение документационных материалов, характеризующих работу подконтрольного объекта (публикации в средствах массовой информации, жалобы граждан);
  5. в) заслушивание исполнителей руководителем (отчетов, информации и сообщений).

Кроме того, активно используются экспертизы, изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей, координация деятельности контрольных органов, лицензирование, сертификация, выдача разрешений и т.п.

  • В зависимости от объема обследуемой деятельности государственный контроль подразделяется на:
  • а) общий (охватывает всю деятельность подконтрольного объекта);
  • б) специальный (осуществляется по какому-либо одному направлению деятельности или конкретному вопросу).
  • По подведомственности объекта субъекту контроля выделяют:
  • а) внешний (надведомственный) контроль, осуществляемый органом, не входящим в систему проверяемого ведомства;
  • б) внутренний (отраслевой) контроль, осуществляемый собственными силами министерства и иного ведомства.
  • В зависимости от стадии управленческого цикла, на которой проводится контроль, можно выделить:
  • а) предварительный контроль (основное назначение которого в профилактике и предупреждении нарушений до начала осуществления деятельности);
  • б) текущий контроль (осуществляемый в ходе повседневной деятельности подконтрольного объекта);
  • в) последующий контроль (состоящий в проверке реального исполнения конкретного предписания субъекта).
  • В зависимости от субъекта государственного контроля, объема и характера его полномочий выделяется:
  • а) контроль со стороны Президента Российской Федерации и глав субъектов Российской Федерации;
  • б) контроль, осуществляемый органами исполнительной власти;
  • в) контроль, осуществляемый представительными (законодательными) органами;
  • г) контроль со стороны судебной власти.

Для обеспечения законности в государственном управлении устанавливается не только контроль, но и надзор. Традиционным в теоретическом плане является рассмотрение вопроса соотношения указанных категорий.

Определение сущности надзора является сложнейшей проблемой науки управления, над разрешением которой работают известные ученые в области административного права многие десятилетия[98]. Многообразие форм, видов, направлений контрольно-надзорной деятельности в некоторых случаях приводит к смешению этих родственных понятий.

Также в науке существует две основные точки зрения по поводу соотношения контроля и надзора. Первая из них фактически отождествляет эти два понятия, а вторая наоборот считает их отличными. Вместе с тем, действующее законодательство не содержит четких критериев разграничения контроля и надзора.

Например, в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[99], Указе Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г.

№ 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[100] функции по контролю и надзору не разграничиваются. В ряде статей КоАП РФ термины «контроль» и «надзор» также употребляются как равнозначные. Например, в ч.3 ст. 1.3.

1, устанавливается, что «в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля».

Отсутствие достаточно четкого разграничения сущности понятий «контроль» и «надзор» как на законодательном уровне, так и в науке обусловливает наличие различных подходов к одному и тому же виду деятельности, который может называться как контролем, так и надзором.

Существенное различие между административным контролем и надзором заключается именно в объеме соответствующей компетенции, в глубине проникновения в деятельность подконтрольного объекта.

Надзор – это суженный контроль[101].

При осуществлении надзора оценка деятельности объекта осуществляется только с точки зрения законности, но не целесообразности и поэтому вмешательство в эту деятельность не допускается.

В словаре русского языка под надзором понимается «наблюдение с целью присмотра, проверки; группа лиц, орган для наблюдения за кем-либо, чем-либо»[102].

Надзор представляет собой другой, отличный от контроля, организационно-правовой способ обеспечения законности и государственной дисциплины в сфере административно-правового регулирования, который определяет его как особую специфическую форму деятельности соответствующих государственных органов, также направленную на систематическое наблюдение и постоянный присмотр за деятельностью субъектов управленческих административно-правовых отношений с целью проверки соответствия их решений и действий нормам действующего законодательства. Надзор заключается в проверке соблюдения поднадзорными субъектами законов и некоторых определенных в подзаконных актах правил (санитарно-эпидемиологических, правил разрешительной, паспортной системы, правил техники безопасности и охраны труда и т.д.), т.е. надзорная деятельность, по сути, охватывает лишь первый элемент контроля – проверка результата (соблюдается или нет закон или иное нормативно установленное правило без обсуждения и правовой оценки возможных причин его невыполнения)[103].

Таким образом, административный надзор за обеспечением законности и дисциплины в государственном управлении – это одна из форм деятельности органов исполнительной власти, их структурных подразделений и должностных лиц по обеспечению законности без вмешательства во внутреннюю работу поднадзорных субъектов.