Полезное

Помощник председателя суда

Такая должность, как помощник судьи, стала востребованной в России относительно недавно. Появление этой профессии обусловлено рядом изменений в законодательстве РФ.

Помощник – старший государственный служащий, но подчиняется он непосредственно судье. Основная его задача — ведение дел и работа с юридическими бумагами.

Стать помощником судьи можно, пройдя строгий отбор. Одно из главных требований для кандидатов — наличие высшего юридического образования. Какими еще навыками надо обладать, чтобы устроиться на место помощника судьи? Как проходит собеседование? Сколько платят? Попробуем найти ответы на эти вопросы.

Какие навыки и качества должны быть у помощника судьи?

Помощник председателя суда

К кандидату на должность помощника судьи предъявляют высокие требования. Связано это с тем, что человек должен не только работать с юридическими бумагами, но и косвенно участвовать в вынесении вердикта по гражданским и уголовным делам.

Гражданин, который хочет попробовать пройти собеседование на роль помощника судьи, должен отвечать следующим требованиям:

  • Иметь высшее юридическое образование, полученное в любой форме.
  • Проработать минимум четыре года по специальности. Если кандидат состоял на государственной службе, срок сокращается до двух лет.
  • Иметь навык ведения переговоров.
  • Знать основы делопроизводства.

Помощник судьи должен уметь систематизировать и анализировать полученную информацию. Работать с нормативными актами. Он должен следить за изменениями в законодательстве и тенденциями в зарубежном судопроизводстве.

Помощник судьи должен уметь планировать свой рабочий день. Быть контактным, ответственным, трудолюбивым. Не лишним будет умение сохранять спокойствие во время рабочего процесса.

Что входит в обязанности помощника судьи?

Помощник председателя суда

Прежде чем пытаться пройти собеседование, необходимо узнать, чем предстоит заниматься на работе. Помощник судьи должен будет выполнять следующие обязанности:

  • Изучать иски и заявления, которые поступают. Готовить проекты судебных дел по ним. Предлагать пути их решения.
  • Помогать с организацией слушаний и предварительных заседаний.
  • Готовить дела к судебному процессу.
  • Следить за состоянием разбирательств, работа над которыми была приостановлена.
  • Изучать схожие судебные дела, чтобы понять, как их можно разрешить в рамках закона.
  • Готовить юридические документы и отчеты, связанные с текущими разбирательствами.
  • Формировать ответы на вопросы и предложения, поступающие судье.
  • Заниматься подготовкой докладов для публичных отчетов о проделанной работе.

Если в организации не хватает работников, помощник может вести дела нескольких судей. Или выполнять обязанности секретаря. Например, отвечать на звонки или отправлять документацию.

Аппарат суда: регламент

Помощник председателя суда

В соответствии с регламентом судебного производства помощник судьи должен:

  • соблюдать Конституцию Российской Федерации;
  • поддерживать свою квалификацию на должном уровне;
  • качественно выполнять обязанности, установленные трудовым договором;
  • придерживаться служебного распорядка;
  • при выполнении работы принимать во внимание права и интересы клиентов;
  • не придавать огласке сведения, касающиеся судебных дел;
  • беречь государственное имущество, предоставленное на время работы;
  • предоставлять сведения о смене гражданства Российской Федерации в день получения документального подтверждения.

Какие полномочия есть у помощника судьи?

Список обязанностей помощника судьи широк. Чтобы выполнять свою работу максимально эффективно, он имеет право:

  • Повышать уровень своей профессиональной квалификации в государственных учебных заведениях. Аппарат суда предоставляет курсы переподготовки для работников.
  • Изучать материалы по делопроизводству, хранящиеся в государственных архивах.
  • Получать необходимую для проведения судебного дела информацию из правоохранительных органов или любых других служб.
  • Вносить идеи, которые помогут усовершенствовать рабочую деятельность помощника судьи.

Особенности работы в мировом и арбитражном суде

Помощник председателя суда

Помощник мирового судьи занимается разбирательством дел по следующим вопросам:

  • выплата алиментов;
  • распределение наследства;
  • расторжение брака;
  • расторжение договоров;
  • уголовные дела легкой степени тяжести, например нанесение легкого вреда здоровью или угрозы.

Помощник арбитражного судьи работает над процессами, связанными со спорами между юридическими организациями и лицами. Также он занимается делами, касающимися коммерческих вопросов.

Какие льготы предоставляют помощнику судьи?

Как и другим государственным служащим, работнику аппарата суда, стаж работы которого превышает десять лет, положен отпуск длиной в 42 дня. Также он имеет право на получение бесплатной медицинской помощи. И скидку на лечебную путевку в санаторий.

Плюсы и минусы профессии

Помощник председателя суда

Помощник судьи — работа непростая. К плюсам профессии можно отнести:

  • официальное оформление по трудовому договору;
  • стабильную заработную плату;
  • длительный отпуск;
  • возможность добиться должности судьи со временем.

Минусов у службы помощником судьи тоже хватает. Один из главных — нестабильный рабочий день. Несмотря на то что в трудовом договоре оговаривается стандартный пятидневный график, иногда дел бывает настолько много, что разбираться с ними приходится в выходные или сверхурочные часы. Время, дополнительно проведенное на работе, не оплачивается.

Отпуск приходится дробить на несколько частей. Отдохнуть 42 дня подряд не получится. Также отпуск можно брать только одновременно с судьей, чтобы не нарушать график его работы.

К помощнику могут неуважительно относиться клиенты. Часто приходится сталкиваться с грубостью или оскорблениями. Общаться с конфликтным человеком придется спокойно и вежливо.

Какая зарплата?

Помощник председателя суда

Зарплата помощника судьи зависит от региона, в котором он работает. Средний заработок — 15–20 тысяч в месяц.

Четыре раза в год эта сумма дополняется квартальной премией, которая равна размеру оклада. При условии, что зарплата помощника судьи равна 16 тысяч рублей, он получит бонус в размере 4–5 тысяч. Сумма жалования повышается вместе со стажем.

Отпуск и больничный оплачиваются в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ.

Как получить должность помощника судьи?

Начинать работать в судебном производстве лучше всего с должности секретаря в том месте, куда собираетесь устроиться в будущем. Отработав два года, можно претендовать на должность помощника. К этому времени вы уже будете разбираться в тонкостях делопроизводства, познакомитесь с особенностями работы в судебном аппарате.

Устроиться на должность секретаря можно на последних курсах учебы, тогда к моменту получения диплома у вас уже будет необходимый стаж.

На работу принимают по результатам собеседования, во время которого проверяется уровень знания Конституции Российской федерации, различных правовых актов, последних постановлений президента. Также выясняют, знаком ли кандидат с особенностями проведения гражданских и юридических дел. Смотрят на его стаж и личностные качества.

Работа помощника судьи — напряженное и ответственное дело. Приходится постоянно готовить документацию для отчетов о текущих процессах. Искать материалы, которые помогут судье успешно разрешить дело.

Заниматься организацией переговоров, слушаний и предварительных заседаний. Иногда приходится выполнять обязанности секретаря или сотрудничать с несколькими судьями, что вносит путаницу в рабочий процесс.

Зарплата у помощника невысокая. Рабочий график зависит от загруженности и установок судьи. Но вы сможете набраться опыта в делопроизводстве и при хорошем раскладе получить повышение. Прежде чем устраиваться на такую работу, взвесьте все плюсы и минусы и решите, хотите ли вы регулярно тратить личное время на подготовку документации.

Город Москва об Арбитражном суде с официального сайта

Помощник председателя суда

Адрес Арбитражного суда в Москве

Адрес: 115225, город Москва, улица Большая Тульская, дом 17

Ближайшие станции метро:

Контакты и часы приёма Арбитражного суда г. Москвы

Телефон: +7 (495) 600-96-96

Часы работы суда

  • Понедельник — Четверг с 9:00 до 18:00
  • Пятница с 9:00 до 16:45
  • Обед с 13:00 до 13:45
  • Суббота, воскресенье – выходной

 
Адрес электронной почты: [email protected]

Часы приёма

Приём исковых заявлений

  • Понедельник — Четверг (за исключением страховых компаний) с 9:00 до 13:00
  • Пятница (исключительно от страховых компаний) с 9:00 до 11:00

 
Приём дополнительных документов, апелляционных и кассационных жалоб

  • Понедельник — Четверг с 9:00 до 15:00
  • Пятница с 9:00 до 14:00

 
Председатель суда

  • Понедельник с 10:00 до 12:00

Контакты

  • Канцелярия суда +7 (495) 600-96-64
  • Справочная по апелляционным жалобам +7 (495) 600-99-53
  • Справочная по кассационным жалобам +7 (495) 600-99-52
  • Председатель суда +7 (495) 600-96-16
  • Телефон доверия (прием устных обращений граждан и представителей организаций) +7 (495) 600-96-98

Структура Арбитражного суда города Москвы

Помощник председателя суда

Председатель суда

Новиков Николай Алексеевич

Родился 4 ноября 1963 года в городе Ишимбай, Республика Башкортостан.

  • В 1991 году окончил юридический факультет Свердловского юридического Института по специальности «правоведение».
  • С 1992-1999 гг. работал следователем, прокурором Средневолжской транспортной прокуратуры, г. Стерлитамак Республика Башкортостан.
  • С 1999-2000 гг. — заместитель Средневолжского транспортного прокурора г. Самара.
  • С 2000-2001 гг. — начальник юридического отдела Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе г. Нижний Новгород.
  • С 2001-2003 гг. — заместитель начальника Федерального управления Минюста России по Приволжскому федеральному округу г. Нижний Новгород.
  • С 2004 года – председатель Арбитражного суда Самарской области.
  • С 2013-2017 гг. – Председатель Арбитражного суда Республики Татарстан.
  • С 2017 года – Председатель Арбитражного суда города Москвы.
  • Имеет первый квалификационный класс.
  • Кандидат юридических наук.
  • С мая 2016 года член Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
  • В 2003 году награжден медалью «В память 200-летия Минюста России» за большой вклад в реализацию государственной политики в сфере юстиции, законотворческую деятельность, обеспечение прав и законных интересов личности и государства; в 2010 году медалью «За заслуги перед судебной системой Российской Федерации» II степени, в 2013 году присвоено почетное звание «Почетный работник судебной системы».
Читайте также:  Сроки выплаты вознаграждения временному управляющему

 
Телефон: +7 (495) 600-96-16

Помощник Председателя суда

Строева Валентина Сергеевна

Кабинет: 11007
Телефон: +7 (495) 600-96-16

Заместитель председателя суда

Кузьминская Наталья Юрьевна

  • Председатель судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений
  • В 1996 года назначена судьей Арбитражного суда города Москвы Указом Президента РФ от 19.07.1996 года № 1051.

О помощнике председателя районного суда

Логвиненко Петр Евграфович, председатель Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ, заслуженный юрист Российской Федерации.

https://www.youtube.com/watch?v=RfPkWNgtoe0\u0026pp=ygUy0J_QvtC80L7RidC90LjQuiDQv9GA0LXQtNGB0LXQtNCw0YLQtdC70Y8g0YHRg9C00LA%3D

Приоритетными направлениями деятельности помощника председателя суда является организационно-правовое, информационное, документационное и иное обеспечение деятельности председателя суда, а также обеспечение его процессуальной деятельности. Предмет научно-практической публикации является актуальным.

Ключевые слова: помощник председателя, районный суд, правосудие, государственный служащий.

On the assistant to the chairman of the district court

P.E. Logvinenko

The priority direction of activities of the assistant to the Chairman of the Court is a organizational-law, information, documentary and other support of activities of the Chairman of the Court as well as ensuring procedural activities thereof. The subject-matter of a science-practice publication is topical.

Key words: assistant to the chairman, district court, justice, state official.

Результаты деятельности любого трудового коллектива обеспечиваются в первую очередь правильной организацией труда.

Эффективность принятия управленческих решений и качество руководства коллективом определяются в немалой степени тем, как эти решения, указания и распоряжения руководителя правильно и своевременно, преодолевая коммуникативные барьеры, без помех и искажений доводятся до непосредственных исполнителей.

Роль и значение проведения кадровой политики в судебной деятельности огромны.

Формирование и создание кадрового резерва судей из числа наиболее перспективных, профессионально пригодных помощников председателей судов, помощников судей являются своеобразным механизмом планирования карьеры государственных служащих суда.

Такой подход вырабатывает у сотрудников судов мотивацию повышать свой профессионализм, общий образовательный уровень, интересоваться изменениями текущего законодательства, способствует раскрытию потенциальных личностных способностей сотрудников.

Актуальность внесения изменений в структуру управления системы суда неоспорима. Сфера государственной службы и судебной системы требует перемен в связи с постоянным изменением нестабильной экономической и общественной среды.

Требует перестройки и внутренняя организационная деятельность суда.

Сохраняя стабильность целей и задач, прежде всего качественного отправления правосудия, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, руководители судов должны заниматься постоянным поиском методов совершенствования эффективности управления судебной системы и ее внутренних структур.

Одним из связующих звеньев в цепи «руководитель — исполнитель» в районном суде является помощник председателя суда. Введение в штаты судов этой должности — это новый этап развития и совершенствования управления персоналом.

Институт помощников судей — инновация системы управления судебной системой. До недавнего времени процесс управления, в том числе весь коммуникационный менеджмент, осуществлялся непосредственно председателем суда.

Это занимало значительную часть рабочего времени, так необходимого для решения вопросов, связанных непосредственно с правосудием.

С созданием нового звена организационной структуры в судах у председателя суда появилась возможность дифференцированно планировать рабочую нагрузку, более эффективно заниматься анализом и обобщением судебной практики, консультативной работой с судьями. Более того, повысился уровень управляемости коллективом, усовершенствовалась технология контроля, улучшились показатели результативности.

Специфика работы помощника председателя суда органично связана со всеми организационными вопросами председателя суда, который непосредственно определяет и поручает ему решение текущих, краткосрочных задач, а также выполнение долгосрочных стратегических планов.

Особенность профессиональной деятельности помощника председателя заключена в выполнении вспомогательной, организационной, информационной функции по отношению к правосудию, т.к.

он в силу своих служебных обязанностей не осуществляет непосредственно функций судебной власти.

https://www.youtube.com/watch?v=RfPkWNgtoe0\u0026pp=YAHIAQE%3D

Не обладая правом принятия самостоятельных решений и издания распоряжений в процессе организационно-обеспечительной деятельности в суде, помощник председателя суда при выполнении поручений председателя суда действует достаточно самостоятельно.

Он доводит до соответствующих исполнителей распоряжения и указания председателя и контролирует процесс и качество их исполнения.

От умения помощника строить свою работу, от умелого взаимодействия с судьями и их помощниками, начальниками отделов зависит успех реализации любого решения.

Помощник председателя суда является федеральным государственным служащим, эта должность входит в аппарат суда.

Как государственный служащий помощник председателя суда осуществляет свою трудовую деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2004 г.

«О государственной гражданской службе Российской Федерации». Этим Законом определены его права и обязанности, а также установлены ограничения и особые требования.

Например, в Железнодорожном районном суде г. Улан-Удэ должность помощника председателя суда введена в 1995 г. Круг его должностных обязанностей был тогда определен приказом председателя суда от 16 ноября 1995 г. N 58.

Помощник председателя должен был заниматься учетом рабочего времени, анализом причин нарушения трудовой и производственной дисциплины, контролем за прохождением в суде жалоб на несвоевременное рассмотрение судебных дел и на отказ судей и канцелярии суда в приеме заявлений.

В дальнейшем с учетом накопленного практического опыта, а также знаний в вопросах управления персоналом, принятия управленческих решений была разработана Должностная инструкция помощника председателя (судьи) Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ, утвержденная Приказом председателя суда от 16 октября 2002 г. N 133.

В соответствии с данной Инструкцией помощнику председателя суда вменялись следующие функции: обеспечение организации делопроизводства по обращениям граждан по вопросам работы суда, не подлежащим рассмотрению в порядке, установленном уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным законодательством; осуществление контроля за соблюдением установленных сроков рассмотрения обращений граждан, переданных председателем суда судьям и работникам аппарата суда для исполнения; осуществление дополнительного контроля в случае продления срока рассмотрения обращений граждан; организация отбора и накопления материалов для составления аналитических документов по работе с обращениями граждан; подготовка проектов планов работы суда и контроль за их выполнением; оказание помощи председателю суда в работе с корреспонденцией, в составлении отчетов и справок по вопросам, не касающимся рассмотрения судебных дел; ведение личных дел, трудовых книжек работников аппарата суда, книги приказов; организация работы по подготовке к аттестации работников аппарата суда, а также документов для присвоения этим работникам классных чинов; выполнение поручений председателя суда при проведении служебных проверок; контроль за выполнением работниками суда правил внутреннего трудового распорядка; подготовка планов переподготовки и повышения квалификации работников аппарата суда; оказание помощи администрации района в формировании списков народных заседателей; выполнение иных поручений председателя суда.

Должность помощника председателя суда требует от претендента на ее замещение высоких квалификационных, профессиональных требований и человеческих качеств, т.к. исполнение обязанностей связано с кадровым, коммуникационным менеджментом, а также с психологией управления.

К квалификационным требованиям относится перечень, предъявляемый к лицам, замещающим должности гражданской службы: уровень профессионального образования, стаж гражданской службы, достаточный практический опыт работы в суде на различных должностях, личные качества.

Помощник председателя суда должен иметь высшее юридическое образование, знать и применять текущее законодательство, заниматься документооборотом.

Он должен обладать способностью наладить обратную коммуникативную связь «председатель — судьи — аппарат суда — председатель», взаимодействовать с государственными органами и общественными организациями, средствами массовой информации. Помощник председателя суда — «проводник» всех решений руководителя на практике.

https://www.youtube.com/watch?v=4GL1L6VXQSA\u0026pp=ygUy0J_QvtC80L7RidC90LjQuiDQv9GA0LXQtNGB0LXQtNCw0YLQtdC70Y8g0YHRg9C00LA%3D

Как уже отмечено, помощник председателя суда принимает участие в работе аттестационной комиссии на соответствие работников аппарата суда квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным служащим, в работе конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности государственного служащего, в комиссии об установлении стажа государственной службы для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет. Здесь особенно важно корректно, беспристрастно и профессионально подходить к оценке личностных и деловых качеств конкурсантов, претендующих на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, объективно излагать свою точку зрения по данному вопросу.

В соответствии с Целевой программой «Развитие судебной системы России» на 2007 — 2011 гг. и в целях упрощения порядка приема от граждан и юридических лиц заявлений в Железнодорожном районном суде г.

Улан-Удэ созданы приемные по приему заявлений. Начиная с 9 января 2007 г. граждане и представители юридических лиц в течение рабочего дня подают свои заявления в приемную суда.

Помощник председателя суда контролирует работу этой приемной.

В соответствии с договором о сотрудничестве, заключенным между Бурятским государственным университетом (БГУ) и Верховным судом Республики Бурятия, Управлением Судебного департамента в Республике Бурятия, в суде ежегодно проходят практику студенты юридического факультета данного вуза. Помощник председателя суда осуществляет разработку планов прохождения практики студентами, готовит проекты справок-характеристик на студентов, прошедших практику в суде.

В текущем графике помощника председателя районного суда еще много не всегда заметных, но важных дел. Решение любого организационного вопроса в суде прямо или косвенно требует его участия.

Читайте также:  Развитие застроенных территорий Хабаровск

В заключение хочу отметить, что пора самым серьезным образом пересмотреть статус и механизм правового регулирования деятельности помощника председателя суда, помощника судьи. Ведь потребность в данных специалистах будет расти с увеличением штата судейского корпуса, с изменением организационной структуры судов и административно-территориальных границ судебных районов.

Правовой статус помощников судей в России



Настоящая статья посвящена изучению статуса помощников председателей суда (судей). Автором подчеркнуто, что качественное осуществление обязанностей данными служащими в недостаточной мере обеспечено в материальном плане. Рост судебной нагрузки обусловливает поиск эффективных механизмов по совершенствованию основ правового статуса помощников судей.

  • Ключевые слова: помощники председателей суда (судей), правовой статус, материальное обеспечение, отправление правосудия
  • Как известно, в качестве одной из целей, которую предстоит достичь в ходе принятия Единого процессуального кодекса РФ (ЕПК РФ), выступает совершенствование правового положения субъектов, содействующих отправлению правосудия, среди которых — помощники судей.
  • Вопросы повышения эффективности организации и деятельности судей в судебных органах различной юрисдикции обладают большой значимостью, поскольку это напрямую связано с повышением качества отправления правосудия, соблюдением сроков рассмотрения и разрешения дел судами, техническим и информационным обеспечением судей в процессе подготовки и урегулирования судебных споров, а, в конечном счете, на своевременном и полном восстановлении нарушенных прав физических, юридических лиц, их объединений и самого государства.
  • В нашей стране с 2000 года для разрешения возникающих технических, а также информационных проблем в сфере обеспечения судейской деятельности арбитражных судов и судов общей юрисдикции были введены должности таких сотрудников аппаратов судов, как помощники судей.

В рамках исполнение требований Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002–2006 годы, которую утвердило Постановление Правительства РФ от 20.11.2001 года № 805 [4], положения АПК РФ [1] были дополнены нормами, определяющими основы правового положения помощника судьи. К слову, текст ГПК РФ [2] такими нормами до настоящего времени не пополнен.

В свое время включение в штаты судов рассматриваемых должностей, по мнению А. П.

Фокова, стало следствием осознания необходимости оказать содействие председателям судов (и судьям) в осуществлении ими судейских обязанностей посредством переложения части технических функций на государственных служащих, чем освободив судьям служебное время для более качественного осуществления своих прямых обязанностей по отправлению правосудия [11]. По прошествии более чем полутора десятков лет, на сегодняшний день уже достаточно сложно представить процедуру отправления правосудия в отсутствие четко отлаженной и качественно скоординированной деятельности, в том числе, за счет работы помощников судей. Такой прорыв в вопросах судебной организации даже побудил отдельных специалистов предложить продолжение расширения функций рассматриваемых служащих, возложив на них осуществление функций по судебному примирению сторон [12].

Стоит согласиться с тем, что на современном этапе развития отечественной судебной системы, требуется постоянное движение к реформированию в данной сфере, повышая качество организации работы судей, для чего необходимо проанализировать основы правового статуса помощников судей и его особенности.

Основы статуса помощников судей, являющихся государственными служащими, устанавливаются в положениях Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» [3]. В данном статусе включаются права, обязанности, ограничения, запреты, а также обязанности данных служащих, чем предопределено содержание служебных правовых отношений.

Согласно предъявляемым требованиям, занятие должности помощника судьи требует обладания высшим юридическим образованием.

Кроме того, предъявляются требования к стажу работу: стаж государственной гражданской службы не менее 2 лет либо опыт работы по юридической специальности не менее 4 лет. Рассматриваемая должность отнесена в ведущую группу категории «помощники (советники)».

В судах субъектов Федерации и окружных (флотских) военных судах она соответствует классным чинам «советника юстиции 1-го класса» («советника юстиции 2-го класса»), в районных и гарнизонных военных судах — «советника юстиции 2-го класса» («советника юстиции 3-го класса»).

К числу обязанностей помощника относится осуществление организационно-правового, информационного, документационного и иного обеспечения деятельности соответствующего председателя суда (судьи).

В соответствии с действующей организацией работы судов, помощники судей как государственные служащие являются подотчетными своим непосредственным руководителям — судьям, вышестоящим руководителям, которым является соответствующий председатель суда, их заместителям, в процессе исполнения своих служебных обязанностей.

Полномочия и функции, которыми наделяются помощники председателей арбитражных судов, помощники судей в федеральных судах общей юрисдикции регламентируются процессуальным законодательством РФ, а также должностными регламентами, которые утверждаются соответствующим председателем суда на основании типовых должностных регламентов, утвержденных Судебным департаментом при Верховном Суде России.

В настоящее время типовой должностной регламент помощника председателя суда (судьи) верховного суда республики, краевого и областного судов, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда и гарнизонного военного суда, который утвердил Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 06.12.2010 года № 272 [5], выступает в качестве основного рабочего документа в вопросах определения нормативной модели деятельности каждого конкретного помощника председателя суда (судьи).

Обратим внимание на то, что названный документ составлен достаточно объемно, из его 12 разделов можно усмотреть, что на помощников возложено колоссальное количество обязанностей, касающихся службы в судебных органах, а также к ним применяются нормы значительного количества нормативно-правовых федеральных документов, в частности, российская Конституция, указы Президента России, Постановления Правительства РФ и пр., которые в своей совокупности должны ими неукоснительно исполняться и соблюдаться. Регламентом определяются квалификационные требования в отношении помощников, их должностные обязанности, а также служебные полномочия. Кроме того, здесь закрепляются критерии оценки профессиональной служебной деятельности помощников.

Нельзя, однако, не учитывать то, что если судьи, выступающие носителями судебной власти и отправителями правосудия, ощутимо защищены законом и могут отстаивать собственные права при их нарушении в различных инстанциях и властных структурах (ККС, ВККС, судах, в том числе, в Верховном Суде Российской Федерации (в том числе, в его Дисциплинарной коллегии, а ранее — даже в самостоятельном органе, которым до своего упразднения было Дисциплинарное судебное присутствие), Европейском суде по правам человека), то помощники судей такие привилегии не имеют, а потому их интересы защищаются аналогично с иными гражданами, организациями по положениям процессуального законодательства, его общегражданскими подведомственностью и подсудностью.

Тем не менее, изучение содержания полномочий помощников судей демонстрирует их прочную связь с полномочиями, выполняемыми председателем суда и судьей. Положение такого помощника находится в полной зависимости от статуса, а также положения соответствующего председателя суда и судьи, поскольку именно ими оценивается качество трудовой активности помощников.

  1. Кроме того, нельзя не признать, что помощник в недостаточной мере законодательно обеспечен наличием прав, гарантирующих, что, при прекращении деятельности председателем (судьей), вновь назначенным председателем суда (судьей) будет дано согласие на продолжение трудовой деятельности такого помощника в ранее занимаемой им должности.
  2. Таким образом, очевидно, что по законодательству РФ требования в отношении помощников председателя суда (судей) достаточно высоки, тогда как защищенность, если трудиться вплоть до достижения пенсионного возраста на данной должности, даже с позиций материального обеспечения является явно недостаточной.
  3. Значительное число трудностей, особенно когда речь заходит о судебных органах в регионах страны, обнаруживается в вопросах, касающихся оплаты труда рассматриваемых сотрудников, организации их служебного времени (отсутствие собственных индивидуальных служебных помещений в судах, слабое материально-техническое обеспечение службы, постоянный рост служебной нагрузки, предоставление отпусков не по личному желанию помощника, непредоставление каких-либо сопоставимых с судьями по объему и количеству льгот и преимуществ) — перечисленные организационно-технические сложности приводят к постоянному некомплекту в штатах судом рассматриваемых служащих [8].
  4. Надо сказать, что в СМИ нередко можно встретить информацию о том, что к работе рассматриваемых служащих предъявляются претензии, а также что ими ненадлежащим образом исполняются возложенные на них обязанности: «правосудие осуществляется помощниками судей по их усмотрению», в результате чего, по мнению опрошенных лиц, загруженность судов исками и иными делами влечет «стирание» граней между обязанностями судей и помощников судьи; пользователи сети Интернет имеют доступ к документам, изготовленным помощниками судей, что в значительной мере подрывает авторитет судебных органов; в результате информатизации и введения обязательной публикации судебных документов, существенно увеличилось количество промежуточных решений, объем описания в текстах фактических обстоятельств спора, подробное нормативное обоснование принятого решения, что требует участия в данной сфере помощников судей.
  5. Хотя имеются перечисленные выше претензии, в целом значительное число исследователей все же признают важность и значимость рассматриваемого института, а также потребность его сохранения для обеспечения бесперебойного функционирования судебных органов по отправлению правосудия [6].
Читайте также:  Справка отрицательный результат

Очевидно, что данная процессуальная фигура способна качественно решать значительное число вопросов оптимизации отечественной системы судов. Как отмечает на этот счет Л. А.

Прокудина, начиная стадией обращения в суд с заявлением, помощник в состоянии оказать содействие гражданам в правильном инициировании судопроизводства; причем эффективность данного аспекта деятельности помощника может существенно возрасти, если включить в российскую правовую практику, к примеру, отдельные наработки США, согласно сложившейся практике в которых судебные клерки (администраторы) оказывают повсеместную помощь для целей надлежащего возбуждения дела [9].

При этом поддержим мнение исследователей о том, что зарубежный опыт в вопросах передачи отдельных полномочий судей в процессе подготовки дела к судебному разбирательству на помощников вполне реален, однако, для этого требуется законодательная и материально-техническая подготовка [10].

Изучение материалов литературы показывает, что сами работники судебной системы считают, что для занятия должности помощника требуется прохождение основательной теоретической подготовки (от года до трех лет), наличие которой могло бы стать в последующем преимуществом в процессе отбора для занятия судейской должности. Помощники судей представляют собой реальную базу для конкурсного отбора на судейские должности. В случае правильного подхода помощники судей, обладая правовыми и нравственными ценностями, представляя всю тяжесть труда судей, будут наиболее реальными кандидатами на занятие судейской должности.

Сегодня можно встретить распространенное мнение о том, что судьи признают рост квалификации помощников с того момента, как их должности были введены в судах.

Качественно организованные деловые отношения судей и их помощников выступают критерием надлежащей подготовки дел к судебному разбирательству.

Распространенной практикой является введение шестимесячного испытательного срока для них, когда судья получает возможность оценить подготовку помощника для того, чтобы ему можно было поручить самостоятельную деятельность по должностным обязанностям.

Арбитражными судьями отметается, что рост количества обращений в суды и рост трудоемкости споров в результате усложнения общественных отношений влечет потребность в увеличении количества помощников судей, что особенно касается апелляционных, кассационных инстанций.

Разрешение жалоб этими инстанциями по законодательству, как правило, проходит при коллегиальном составе, в результате чего помощники каждого из судей, в особенности, председательствующего судьи (судьи-докладчика), испытывают колоссальную нагрузку по подготовке рассмотрения соответствующего дела.

  • Поэтому есть основания для определения направлений по совершенствованию из деятельности, в том числе, на основании опыта, накопленного в зарубежных странах.
  • В то же время стоит признать, что статус помощника председателя суда (судьи) — представляет собой именно статус государственного служащего, а потому весь цивилизованный мир отказался от возложения на него функций по отправлению правосудия.
  • Литература:

Помощник судьи// Какая это ступенька в юридической карьере?

Так случилось, что недавно Верховный суд подготовил законопроект о государственной судебной службе, а Кирилл Титаев опубликовал в «Ведомостях» статью с критикой этого проекта.

Цель ВС была вроде бы благая — поднять заработную плату помощникам; но из законопроекта вроде как получается, что у помощников будет обязательное ношение формы, право на санитарно-курортное обслуживание и проч.

непонятные привилегии, которые должны придать значительности этой должности. Ничего нового 🙂

В общем, в сообществе опять поднимается дискуссия о том, кто такие — помощники судей и какое место это должность должна занимать в карьере юриста, и это очень хорошо.

https://www.youtube.com/watch?v=4GL1L6VXQSA\u0026pp=YAHIAQE%3D

Я довольно долго проработал в судебной системе и считаю, что знаю ее особенности, слабые стороны и недостатки, поэтому решил поделиться своим мнением относительно места помощника судьи в юридической карьере. 

Сегодня к помощникам выдвигаются довольно жесткие требования — высшее образование, стаж работы по юридической специальности 4 года (2 года гражданской службы).

При этом зарплата — презрительно нищенская, около 15 тыс. руб. в месяц. Понятно, что работать на такую должность молодой и таланливый юрист не пойдет.

Единственное исключение — он сделает это, если он хочет стать судьей, так как стать судьей «из суда» проще чем  извне.

Добросовестные председатели, заинтересованные в том, чтобы пополнять судейский корпус своего суда высококвалифицированным кадрами, понимают это и последовательно проводят такую политику: два-три года унизительной зарплаты в 15 тыс., но потом — мантия. Иными словами, черная судейская мантия — это единственная «морковка», которая позволяет завлекать в суд и хоть как-то удерживать там талантливых молодых людей, которые потом хотят стать судьями.

Самая же часто встречающаяся претензия сообщества практикующих юристов к судьям заключается в том, что судьями назначаются довольно молодые (около 30 лет) люди, которые имели в своей жизни исключительно аппаратный опыт работы в суде и поэтому они, что называется, не «нюхали пороху» и не знают жизни.

Кабинетный юрист, по мнению этих коллег, не может и не должен становиться судьей.

Например, я согласен с тем, что отвратительная практика по делам о взыскании убытков (суды не хотят их взыскивать) и снижению неустойки (суды безбожно снижают неустойки) родилась от того, что подавляющая часть судейского корпуса ни для не провела в качестве бизнес-юриста.

Оттуда же прогосударственный уклон судей — помощник всю жизнь работал на государство, он привык ощущать себя частью госаппарата. А про снижение судебных расходов я вообще уже молчу — судьи просто не представляют себе экономику юридического бизнеса. 

В целом, мне тезис коллег о том, что «нет опыта практической юриспруденции — не должен работать судьей» в целом кажется правильным.

Но не потому, что судьей не должен становиться человек, никогда не составлявший своими руками какую-нибудь накладную ТОРГ 12, а потому что кабинетная работа не прибавляет житейского опыта и житейской мудрости, который больше всего и необходим судье наряду со знанием правами и природным чувством справедливости. 

Еще один аргумент такой: помощники судей, становясь судьями сразу же после нескольких лет работы в аппарате суда, не успевают освободиться от привычки подчиняться старшему по должности — председателю суда.

Понятно, что в аппарате административное подчинение это conditio sine qua non, но для судей председатель не должен быть «начальником», это такой же судья, но только первый среди равных.

Та система, в которой председатель суда — это царь и бог, начальник судей своего суда, а председатель верховного суда это начальник судей всей страны — глубоко порочна, неправильна, несвободна и несправедлива. 

(Я сразу хочу оговориться, что я знаю немало примеров, когда вчерашние помощники или сотрудники аналитических подразделений аппаратов судов становились прекрасными судьями.

Я скорее пишу в целом о явлении, осознанно стараясь игнорировать известные мне прекрасные результаты рекрутинга судей из числа действующих помощников.

Равным образом я знаю прекрасные примеры, когда председатель суды был действительно первым среди равных, а не выполнял роль начальника).

Однако получается замкнутый круг: судебная система хочет хороший юристов в помощники, но она ничего не может предложить им в качестве вознаграждения кроме мантии.

Но их хороших помощников получаются не всегда хорошие судьи, поэтому практику рекрутинга судей из помощников надо прекращать.

Но какой тогда стимул будет у нормальных молодых юристов идти работать помощником, если он не станет гарантированно судьей?

Мне кажется, выход в том, что помощники судей должны интересовать прежде всего юридические фирмы, занимающиеся литигацией.

Помощники хорошо знают процесс, умеют писать процессуальные документы, они обычно очень хорошо знают судебную практику. Со мной вместе в практике сейчас работает коллега, бывший помощник судьи арб.

суда, я ей очень доволен — полное профессиональное понимание, все схватывает с полуслова, в общем, идеальный молодой юрист-литигатор.

Что дальше? Молодой юрист, начавший карьеру помощником судьи, лет 20 занимается практической деятельностью. Затем, серьезно разобравшись в праве и в том, как работает бизнес, понабравшись жизненного опыта, житейской мудрости, научившись понимать, что такое справедливость, он — готовый кандидат в судьи, если конечно захочет таким образом окончить свою юридическую карьеру.

Таким образом, надо первым делом остановить порочную практику набора судей из числа действующих помощников, перейдя на рекрутинг кандидатов из числа практикующих юристов. Это, видимо, не должно касаться высшего суда, рекрутинг судей куда должен осуществляться по иным принципам, о которых я тоже хочу как-нибудь написать. 

Но вместо того, чтобы решительным образом изменить подходы к подбору кандидатов на должности судей и привести в суды умных, честных и опытных людей, с хорошим жизненным и практическим опытом, мы видим прекрасное предложение обязать помощников носить форменную одежду. Увы нам всем….