Плавучая стационарная платформа
Морская добыча нефти, наряду с освоением сланцевых и трудноизвлекаемых углеводородных запасов, со временем вытеснит освоение традиционных месторождений «чёрного золота» на суше в силу истощения последних.
В то же время, получение сырья на морских участках осуществляется преимущественно с применением дорогих и трудоёмких методов, при этом задействуются сложнейшие технические комплексы — нефтяные платформы
Специфика добычи нефти в море
Сокращение запасов традиционных нефтяных месторождений на суше заставило ведущие компании отрасли бросить свои силы на разработку богатых морских блоков. Пронедра писали ранее, что толчок к развитию данного сегмента добычи был дан в семидесятые годы, после того, как страны OPEC ввели нефтяное эмбарго.
По согласованным оценкам специалистов, предполагаемые геологические нефтяные запасы, располагающиеся в осадочных слоях морей и океанов, достигают 70% от совокупных мировых объёмов и могут составить сотни миллиардов тонн. Из этого объёма порядка 60% приходятся на шельфовые участки.
К настоящему времени из четырёх сотен нефтегазоносных бассейнов мира половина охватывает не только континенты на суше, но и простирается на шельфе. Сейчас разрабатываются порядка 350 месторождений в разных зонах Мирового океана. Все они размещаются в пределах шельфовых районов, а добыча производится, как правило, на глубине до 200 метров.
На актуальном этапе развития технологий добыча нефти на морских участках сопряжена с большими затратами и техническими сложностями, а также с рядом внешних неблагоприятных факторов. Препятствиями для эффективной работы на море зачастую служат высокий показатель сейсмичности, айсберги, ледовые поля, цунами, ураганы и смерчи, мерзлота, сильные течения и большие глубины.
Бурному развитию нефтедобычи на море также препятствует дороговизна оборудования и работ по обустройству месторождений.
Размер эксплуатационных расходов увеличивается по мере наращивания глубины добычи, твёрдости и толщины породы, а также удалённости промысла от побережья и усложнения рельефа дна между зоной извлечения и берегом, где прокладываются трубопроводы. Серьёзные затраты связаны и с выполнением мероприятий по предотвращению утечек нефти.
Стоимость одной только буровой платформы, предназначенной для работы на глубинах до 45 метров, составляет $2 млн. Техника, которая рассчитана на глубину до 320 метров, может стоить уже $30 млн. В среднем устройство среднего эксплуатационного основания для добычи на большой глубине в Мексиканском заливе обходится в $113 млн.
Отгрузка добытой нефти на танкер
Эксплуатация буровой платформы передвижного типа на пятнадцатиметровой глубине оценивается в $16 тыс. в сутки, 40 метров — $21 тыс., самоходной платформы при использовании на глубинах 30–180 метров — в $1,5–7 млн. Затратность разработки месторождений в море делают их рентабельными лишь в случаях, когда речь идёт о крупных запасах нефти.
Следует учитывать и то, что расходы на добычу нефти в разных регионах будут различными.
Работы, связанные с открытием месторождения в Персидском заливе, оцениваются в $4 млн, в морях Индонезии — $5 млн, а в Северном море расценки вырастают до $11 млн.
Дорого обойдётся оператору и лицензия на разработку морского месторождения — заплатить придётся в два раза больше, чем за разрешение на освоение сухопутного участка.
Типы и устройство нефтяных платформ
При добыче нефти из месторождений Мирового океана компании-операторы, как правило, используют специальные морские платформы.
Последние представляют собой инженерные комплексы, с помощью которых осуществляется как бурение, так и непосредственно извлечение углеводородного сырья из-под морского дна.
Первая нефтяная платформа, которая использовалась в прибрежных водах, была запущена в американском штате Луизиана в 1938 году. Первая же в мире непосредственно морская платформа под названием «Нефтяные Камни» была введена в эксплуатацию в 1949 году на азербайджанском Каспии.
Основные виды платформ:
- стационарные;
- свободно закреплённые;
- полупогружные (разведочные, буровые и добывающие);
- самоподъёмные буровые;
- с растянутыми опорами;
- плавучие нефтехранилища.
Плавучая буровая установка с выдвижными опорами «Арктическая»
Разные типы платформ могут встречаться как в чистом, так и в комбинированном видах. Выбор того или иного типа платформы связан с конкретными задачами и условиями освоения месторождений. Использование разных видов платформ в процессе применения основных технологий морской добычи мы рассмотрим ниже.
Конструктивно нефтяная платформа состоит из четырёх элементов — корпуса, системы якорей, палубы и буровой вышки. Корпус — это понтон треугольной или четырёхугольной формы, установленный на шести колоннах.
Сооружение удерживается на плаву за счёт того, что понтон наполняется воздухом. На палубе размещаются бурильные трубы, подъёмные краны и вертолётная площадка.
Непосредственно вышка опускает бур к морскому дну и поднимает его по мере необходимости.
1 — буровая вышка; 2 — вертолётная площадка; 3 — якорная система; 4 — корпус; 5 — палуба
Комплекс удерживается на месте якорной системой, включающей девять лебёдок по бортам платформы и стальные тросы. Вес каждого якоря достигает 13 тонн.
Современные платформы стабилизируются в заданной точке не только при помощи якорей и свай, но и передовых технологий, включая системы позиционирования.
Платформа может быть заякоренной в одном и том же месте несколько лет, вне зависимости от погодных условий в море.
Бур, работа которого контролируется при помощи подводных роботов, собирается по секциям. Длина одной секции, состоящей из стальных труб, составляет 28 метров. Выпускаются буры с достаточно широкими возможностями. К примеру, бур платформы EVA-4000 может включает до трёх сотен секций, что даёт возможность углубиться на 9,5 километра.
Буровая нефтяной платформы
Строительство буровых платформ осуществляется путём доставки в зону добычи и затопления основания конструкции. Уже на полученном «фундаменте» и надстраиваются остальные компоненты.
Первые нефтяные платформы создавались путём сварки из профилей и труб решетчатых башен в форме усечённой пирамиды, которые намертво прибивались к морскому дну сваями.
На такие конструкции и устанавливалось буровое оборудование.
Строительство нефтяной платформы «Тролль»
Необходимость разработки месторождений в северных широтах, где требуется ледостойкость платформ, привела к тому, что инженеры пришли к проекту строительства кессонных оснований, которые фактические представляли собой искусственные острова. Кессон заполняется балластом, обычно — песком. Своим весом основание прижимается к дну моря.
Стационарная платформа «Приразломная» с кессонным основанием
Постепенное увеличение размеров платформ привело к необходимости пересмотра их конструкции, потому разработчики из Kerr-McGee (США) создали проект плавучего объекта с формой навигационной вехи.
Конструкция представляет собой цилиндр, в нижней части которого размещается балласт. Днище цилиндра прикрепляется к донным анкерам.
Такое решение позволило строить относительно надёжные платформы поистине циклопических размеров, предназначенные для работ на сверхбольших глубинах.
Плавучая полупогружная буровая установка «Полярная звезда»
Впрочем, следует отметить, что большого отличия непосредственно в процедурах извлечения и отгрузки нефти между морскими и сухопутными буровыми нет. К примеру, основные компоненты платформы стационарного типа на море идентичны элементам буровой вышки на суше.
Морские буровые характеризуются в первую очередь автономностью работы. Для достижения такого качества установки оснащаются мощными электрогенераторами и опреснителями воды. Пополнение запасов платформ осуществляется при помощи судов обслуживания.
Кроме того, морской транспорт задействуется и с целью перемещения конструкций к точкам работы, в спасательных и противопожарных мероприятиях.
Естественно, транспортировка полученного сырья производится при помощи трубопроводов, танкеров или плавающих хранилищ.
Технология морской добычи
На современном этапе развития отрасли при небольших расстояниях от места добычи до побережья бурятся наклонные скважины. При этом иногда применяется передовая разработка — управление дистанционного типа процессами бурения горизонтальной скважины, что обеспечивает высокую точность контроля и позволяет отдавать команды буровому оборудованию на расстоянии в несколько километров.
Глубины на морской границе шельфа как правило составляют порядка двухсот метров, однако иногда доходят до полукилометра. В зависимости от глубин и удалённости от побережья при бурении и извлечении нефти применяются разные технологии.
На мелководных участках сооружаются укреплённые основания, своеобразные искусственные острова. Они и служат основой для установки бурильного оборудования.
В ряде случае компании-операторы окантовывают дамбами участок работы, после чего из полученного котлована откачивается вода.
Если расстояние до берега составляет сотни километров, то в этом случае принимается решение о строительстве нефтяной платформы. Стационарные платформы, наиболее простые в конструкции, возможно использовать только на глубинах в несколько десятков метров, мелководье вполне позволяет закрепить конструкцию с помощью бетонных блоков или свай.
Стационарная платформа ЛСП-1
При глубинах порядка 80 метров применяются плавучие платформы с опорами. Компании на более глубоких участках (до 200 метров), где закрепление платформы проблематично, применяют полупогружные буровые установки.
Удержание таких комплексов на месте осуществляется при помощи системы позиционирования, состоящей из подводных двигательных систем и якорей.
Если речь идёт о сверхбольших глубинах, то в этом случае задействуются буровые суда.
Буровое судно Maersk Valiant
Скважины обустраиваются как одиночным, так и кустовым методами. В последнее время начали использоваться передвижные основания для бурения. Непосредственно бурение в море производится с использованием райзеров — колонн из труб большого диаметра, которые опускаются до дна.
После завершения бурения на дне устанавливаются многотонный превентор (противовыбросная система) и устьевая арматура, что позволяет избежать утечки нефти из новой скважины. Также запускается оборудование для контроля состояния скважины.
Закачивание нефти на поверхность после начала добычи осуществляется по гибким трубопроводам.
Применение разных систем добычи в море: 1 — наклонные скважины; 2 — стационарные платформы; 3 — плавучие платформы с опорами; 4 — полупогружные платформы; 5 — буровые суда
Сложность и высокотехнологичность процессов освоения морских участков очевидна, даже если не вдаваться в технические детали.
Целесообразно ли развитие данного сегмента добычи, учитывая немалые сопутствующие сложности? Ответ однозначен — да.
Несмотря на препятствия в освоении морских блоков и большие расходы в сравнении с работой на суше, всё же нефть, добытая в водах Мирового океана, востребована в условиях непрекращающегося превышения спроса над предложением.
Напомним, Россия и азиатские страны планируют активно наращивать мощности, задействованные в морской добыче.
Такую позицию можно смело считать практичной — по мере истощения запасов «чёрного золота» на суше, работа на море станет одним из основных способов получения нефтяного сырья.
Даже принимая во внимание технологические проблемы, затратность и трудоёмкость добычи на море, нефть, извлечённая таким образом, не только стала конкурентоспособной, но уже давно и прочно заняла свою нишу на отраслевом рынке.
/pronedra.ru/
Гиганты в море: морские буровые платформы
Эту публикацию мы делаем для тех, кому всегда было интересно, как устроена морская буровая платформа и как работает это чудо инженерной мысли.
- стационарная нефтяная платформа; Морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная». Россия)
- морская нефтяная платформа, свободно закреплённая ко дну;
- полупогружная нефтяная буровая платформа; Нефтяная платформа «Deepwater Horizon». США
- мобильная морская платформа с выдвижными опорами; Самоподъемная плавучая буровая установка «Арктическая». Россия
- буровое судно; Буровое судно «Discoverer Enterprise». Швейцария
- плавучее нефтеналивное хранилище (FSO) — плавучее нефтехранилище, способное хранить нефть или хранить и отгружать на побережье; Плавучее нефтеналивное хранилище «Белокаменка», Россия
- плавучая установка для добычи, хранения и отгрузки нефти (FPSO) — плавучее сооружение, способное хранить, отгружать и добывать нефть; Плавучее установка «Aoka Mizu», Великобритания
- нефтяная платформа с растянутыми опорами (плавучее основание с натяжным вертикальным якорным креплением).
Устройство нефтяной платформы
Четыре основных компонента нефтяной платформы: корпус, буровая палуба, якорная система и буровая вышка – позволяют решать задачи по разведыванию и добыче черного золота в условиях большой воды.
Корпус – это по сути своей понтон с треугольным или четырехугольным основанием, которое поддерживают огромные колонны. Над корпусом находится буровая палуба, выдерживающая сотни тонн бурильных труб, несколько грузоподъемных кранов и полноразмерную вертолетную площадку.
Над буровой палубой возвышается буровая вышка, задачей которой является опускать/поднимать к морскому дну бур. В море всю конструкцию удерживает на месте якорная система.
Несколько лебедок крепко натягивают стальные швартовые тросы, заякоренные на океанском дне, и удерживающие платформу на месте.
Принцип работы
Процесс добычи нефти начинается с сейсмической разведки. В море сейсмическая разведка проводится с помощью специальных кораблей, обычно водоизмещением до 3 000 тонн.
Такие суда разматывают за собой сейсмические косы, на которых расположены гидрофоны (приемные устройства) и создают акустические волны с помощью источника колебаний (пневмопушки). Ударные акустические волны отражаются от пластов земли, и, возвращаясь к поверхности, улавливаются гидрофонами.
Благодаря таким данным создают двухмерные и трехмерными сейсмические карты, на которых видны потенциальные резервуары с углеводородами. Однако никто не может гарантировать, что он нашел нефть, пока она не хлынет из скважины.
Итак, после разведки, начинается процесс бурения. Для бурения команда собирает бур секционно. Каждая секция имеет высоту 28 метров и состоит из железных труб. Например, нефтяная платформа EVA-4000 способна соединить максимум 300 секций, что позволяет углубиться в земную кору на 9,5 км. Шестьдесят секций в час, с такой скоростью опускают бур.
После сверления бур вынимается для запечатывания скважины, чтобы нефть не вытекала в море. Для этого на дно опускают противовыбросовое оборудование или превентор, благодаря которому ни одно вещество не покинет скважину. Превентор высотой 15 м и весом 27 тонн снаряжен контрольным оборудованием.
Он действует как огромная втулка и способен за 15 секунд перекрыть нефтяной поток.
Когда нефть найдена, нефтяная платформа может перемещаться в другое место для поиска нефти, а на ее место прибывает плавучая установка для добычи, хранения и отгрузки нефти (FPSO), которая выкачает нефть из Земли и отправит ее на нефтеперерабатывающие заводы на берегу.
Нефтедобывающая платформа может стоять на якоре десятилетиями, невзирая на любые сюрпризы моря. Ее задача извлекать нефть и природный газ из недр морского дна, отделяя загрязняющие элементы и отправляя нефть и газ на берег.
Совсем скоро мы опубликуем рейтинг самых больших гигантов инженерного чуда, будет еще интереснее!
http://kak-eto-sdelano.livejournal.com http://fishki.net
Возврат к списку
Классификация морских стационарных платформ
Морская стационарная
платформа —
уникальное гидротехническое сооружение,
предназначенное для установки на ней
бурового, нефтепромыслового и
вспомогательного оборудования,
обеспечивающего бурение скважин, добычу
нефти и газа, их подготовку, а также
оборудования и систем для производства
других работ, связанных с разработкой
морских нефтяных и газовых месторождений
(оборудование для закачки воды в пласт,
капитального ремонта скважин, средства
автоматизации морского промысла,
оборудование и средства автоматизации
по транспорту нефти, средства связи с
береговыми объектами и т. п.).
При
разработке морских месторождений в
основном два главных фактора определяют
направление работ в области проектирования
и строительства гидротехнических
объектов в море.
Такими факторами
являются ограничения, накладываемые
условиями окружающей среды, и высокая
стоимость морских операций.
Эти факторы
в основном обусловливают все решения
в проектировании и конструировании
МСП, выборе оборудования, способов
строительства и организации работ в
данной акватории моря. Таким образом,
МСП являются индивидуальными конструкциями,
предназначенными для конкретного района
работ.
В
последние годы, в связи с широким
разворотом работ по освоению морских
нефтяных месторождений в различных
районах Мирового океана, предложен и
осуществлен ряд новых типов и конструкций
МСП. Эти типы и конструкции МСП различают
по следующим признакам: способу
опирания и крепления к морскому дну;
типу конструкции; по материалу и другим
признакам.
Рис.
20-Классификация глубоководных МСП
По
способу опирания и крепления к морскому
дну МСП бывают свайные, гравитационные,
свайно-гравитационные, маятниковые и
натяжные, а также плавающего типа, по
типу конструкции сквозные, сплошные и
комбинированные, по материалу конструкции
— металлические, железо-бетонные и
комбинированные. Сквозные
конструкции выполняются решетчатыми.
Элементы решетки занимают относительно
небольшую площадь по сравнению с площадью
граней пространственной фермы. Сплошные
конструкции (например, бетонные)
непроницаемы по всей площади внешнего
контура сооружения.
На рис. 20 приведена
классификация глубоководных МСП.
На первом уровне
классификации проведено
деление МСП на жесткие и упругие. По
мнению авторов, такое деление является
объективным, так как оно отражает
конструкцию платформы (размеры,
конфигурацию) и указывает период
собственных колебаний, который у жестких
составляет 4—6 с и упругих превышает 20
с, а в отдельных случаях достигает 138 с
На втором уровне
классификации
жесткие конструкции классифицированы
по способу обеспечения их устойчивости
под воздействием внешних нагрузок на
гравитационные, свайные и
гравитационно-свайные.
В
первом случае
сооружение не сдвигается относительно
морского дна благодаря собственной
массе и во
втором — оно
не смещается из-за крепления его сваями.
Гравитационно-свайные сооружения не
сдвигаются благодаря собственной массе
и системе свай.
Третий уровень
классификации жестких МСП характеризует
материал конструкции: бетон, сталь или
бетонсталь.
Упругие конструкции
на втором уровне по способу крепления
разделены на башни с оттяжками, плавучие
башни и гибкие башни. (рис.21).
Башни с оттяжками
сохраняют свою устойчивость системой
оттяжек, понтонов плавучести и
противовесов.
Плавучие башни подобны
качающемуся маятнику, они возвращаются
в состояние равновесия с помощью понтонов
плавучести, расположенных в верхней
части конструкции.
Гибкие башни
отклоняются от вертикали под действием
волн, но при этом они, подобно сжатой
пружине, стремятся возвратиться в
состояние равновесия.
Рис.
21 Схемы МСП,
применяемые на Каспийском море: а —
четырехблочная МСП; 1 — опорный блок; 2
-верхнее строение; 3 — подвышенные
конструкции; 4 — буровая вышка; 5 —
причально-посадочное устройство; 6 —
водоотделяющая колонна (обсадная); 7 —
свайный фундамент; б» — двухблочная
МСП; 1— опорный блок; 2 — верхнее строение;
3 — причально-посадочное устройство; 4
— буровая вышка; 5 — водоотделяющая
колонна; 6 — свайный фундамент; в —
моноблочная МСП; 1 — опорный блок; 2 —
верхнее строение, модули; 3 — буровая
вышка; 4 — водоотделяющая колонна; 5 —
свайный фундамент; 6 — причально-посадочное
устройство
На последнем уровне
классификации имеется 10 групп конструкций,
каждая из которых обозначается начальными
буквами слов английского языка, например
RGS
— риджит гревити стил (жесткая
гравитационная стальная), RGC
(жесткая гравитационная бетонная) и т.
д.
Из рассмотренных
в работе 40 конструкций глубоководных
МСП (глубина моря более 300 м) 76% составляют
жесткие, в том числе 45% стальные ферменные
со свайным креплением, 26% гравитационные
и 5% гравитационно-свайные.
Среди упругих
МСП 13% плавучие башни, 8% башни с оттяжками
и 3% гибкие башни. Отмечено увеличение
доли проектов стальных опор в зависимости
от глубины моря. При глубинах моря 305—
365 м стальные опоры составляют 13%, а при
глубинах от 365 до 520 м — 50%.
Из выполненных
проектов 79% — стальные опоры, 15% —
бетонные и 6% — стальбетод.
Наибольшее
число проектов 57% разработано для вод
глубиной 305—365 м. 30% —для глубин 365—460 м
и 13% — на глубины больше 460 м.
-
Жесткие
МСП -
Морские
стационарные платформы, закрепляемые
сваями МСП пирамидального типа -
МСП, закрепляемые
сваями, представляют собой гидротехническое
металлическое стационарное сооружение,
состоящее из опорной части, которая
крепится к морскому дну сваями, и верхнего
строения, оснащенного комплексом
технологического оборудования и
вспомогательных средств и устанавливаемого
на опорную часть МСП.
Опорная
часть может быть выполнена из одного
или нескольких блоков в форме пирамиды
или прямоугольного параллелепипеда.
Стержни решетки блока изготовляют в
основном из металлических трубчатых
элементов.
Количество блоков опор
определяется надежностью и безопасностью
работы в данном конкретном районе,
технико-экономическими обоснованиями
и наличием грузоподъемных и транспортных
средств на заводе — изготовителе опорной
части МСП.
На рис. 21 а,
б,
в
даны схемы МСП, применяемые на Каспийском
море. Ниже приведены краткие технические
данные морской стационарной платформы
для одновременного бурения скважин
двумя буровыми установками на месторождении
им. 28 апреля на глубине 100 м.
Платформа
состоит из двух опорных блоков,
установленных на расстоянии 31 м друг
от друга, и трехпалубного верхнего
строения, которое включает 14 модулей,
в том числе: два подвышечных, шесть
модулей нижней палубы с эксплуатационным
оборудованием 450 т каждый, шесть модулей
верхней палубы с буровым оборудованием
до 600 т каждый.
На платформе
размещен комплекс технологического и
вспомога-тельного оборудования, систем,
инструмента и материалов, обеспечивающих
бурение скважин двумя буровыми
установками.
Платформа оснащена
блочными жилыми и бытовыми помещениями,
вертолетной площадкой, погрузочно-разгрузочными
кранами и др.
Опорные блоки
крепятся к морскому грунту сваями. На
опорные блоки устанавливается верхнее
трехпалубное строение с модулями,
оснащенными соответствующими
технологическим и вспомогательным
оборудованием и системами.
Как известно,
затраты на обустройство морских
нефтегазовых месторождении составляют
свыше 50 % всех капиталовложений. Достаточно
сказать, что стоимость
отдельных нефтегазопромысловых платформ
достигает 1—2 млрд долл.
Например,
эксплуатирующаяся в настоящее время
глубоководная гравитационная платформа
для месторождения Тролль в Северном
море оценивается в сумму свыше 1 млрд
долл. Затраты на прокладку современного
глубоководного магистрального
трубопровода составляют 2—3 млн долл.
за километр.
Каждый новый этап в освоении
шельфа вызывает к жизни новые технические
решения, соответствующие возникающей
проблеме.
Разработан целый спектр
технических средств освоения шельфа,
выбор которых
определяется совокупностью технологических,
геолого-, гидрометеорологических,
экономических, политических и других
условий.
Рис.
22 Современные
глубоководные платформы, используемые
для разработки шельфовых нефтегазовых
месторождений
Так, например, для
выполнения работ по разведке, бурению
скважин и добыче нефти и газа используются
различные типы технических средств,
изображенных на рис.22.
Среди инженерных
компаний, успешно работающих в области
создания новой техники и морских
нефтегазовых сооружений, приоритетные
позиции занимают «Браун энд Рут»,
«Мак-Дермот», «Квернер», «Аккер» и др.
Советский опыт в
этой области накоплен организациями
Азербайджана, где институт Гипроморнефтегаз
спроектировал, а Бакинский завод
глубоководных оснований изготовил и
установил более десяти металлических
платформ на глубинах около 100 м. Институтом
ВНИПИШельф разработаны платформы
высотой около 30 метров для газовых
месторождений Крыма. Морские трубопроводы
диаметром до 500 — 700 мм проложены на
Каспийском и Черном морях и на Дальнем
Востоке через Татарский пролив.
Гравитационные
морские стационарные платформы (ГМСП)
Гравитационные
МСП отличаются от металлических свайных
МСП как по конструкции, материалу, так
и по технологии изготовления, способу
их транспортировки и установки в море.
Общая устойчивость
ГМСП при воздействии внешних нагрузок
от волн и ветра обеспечивается их
собственной массой и массой балласта,
поэтому не требуется их крепление сваями
к морскому дну. ГМСП применяют в акваториях
морей, где прочность основания морского
грунта обеспечивает надежную устойчивость
сооружения.
ГМСП — очень
массивные объекты, состоящие из двух
частей: верхнего строения и опорной
части. Опорная часть состоит из одной
или нескольких колонн, изготовляемых
из железобетонa.
Колонны цилиндрической или конической
формы опираются на многоячеистую
монолитную базу (рис.23)
Рис.
База
относительно небольшой высоты по
сравнению с колоннами, состоит из
ячеек-понтонов, жестко связанных между
собой, и заканчивается в нижней части
юбками с развитой общей опорной площадью
на морское дно. Размеры опорной
многоблочной плиты бывают в длину 180 м
и по ширине до 135 м.
Преимущество
ГМСП — непродолжительное время установки
их в море, примерно 24 ч вместо 7—12 мес,
необходимых для установки и закрепления
сваями металлических свайных платформ.
Собственная плавучесть и наличие системы
балластировки позволяют буксировать
ГМСП на большие расстояния и устанавливать
их в рабочее положение на месте
эксплуатации в море без применения
дорогостоящих грузоподъемных и
транспортных средств.
Преимуществом
их также является возможность повторного
использования на новом месторождении,
повышенные огнестойкость и виброустойчивость,
высокая сопротивляемость морской
коррозии, незначительная деформация
под воздействием нагрузок и более
высокая защита от загрязнения моря.
ГМСП применяют в
различных акваториях Мирового океана.
Особенно широко они используются в
Северном море.
К недостаткам
гравитационных платформ относится
необходимость тщательной подготовки
места их установки. Особое внимание
следует уделять на опасность аварий,
которые могут возникнуть при разжижении
грунта, его поверхностной и внутренней
эрозии, местных размывах.
Контрольные
вопросы:
1. В чем назначение
платформ ?
2. Какие виды
платформ вы знаете?
3. Расскажите про
преимущества ГМСП.
4.Для каких условий
применяют ГМСП?
5. Назовите недостатки
ГМСП.
Морская добыча нефти
БУРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ
|
Месторождения нефти находятся не только на суше. Прибрежные месторождения нередко продолжаются на расположенной под водой части материка, которую и называют шельфом.
Его границами служат берег и так называемая бровка — четко выраженный уступ, за которым глубина стремительно возрастает.
Обычно глубина моря над бровкой составляет 100-200 метров, но иногда она доходит и до 500 метров, и даже до полутора километров.
Морская добыча нефти — это добыча жидкого углеводородного сырья в результате разработки коренных пород и отложений ниже уровня океана. Разработка коренных пород и отложений ниже уровня океана осуществялется при помощи морских плавучих буровых установок и морских стационарных платформ.
Морская плавучая буровая установка (ПБУ) — судно, способное производить буровые работы и/или осуществлять добычу ресурсов, находящихся под дном моря.
В зависимости от конструкции ПБУ подразделяются на:
- cамоподъёмная ПБУ (СПБУ) — ПБУ, поднимаемая в рабочем состоянии над поверхностью моря на колоннах, опирающихся на грунт;
- полупогружная ПБУ (ППБУ) — БУ со стабилизирующими колоннами, находящаяся в рабочем состоянии на плаву и удерживаемая в горизонтальной плоскости с помощью якорей, подруливающих устройств или других средств позиционирования;
- погружная ПБУ — ПБУ со стабилизирующими колоннами, опирающаяся в рабочем состоянии на грунт;
- ПБУ на натяжных связях — ПБУ со значительной избыточной плавучестью в рабочем состоянии, удерживаемая в точке бурения/добычи натянутыми анкерными связями, закрепленными на морском дне;
- буровое судно — судно, имеющее буровую установку;
- буровая баржа — баржа, имеющая буровую установку.
Морская ствационарная платформа (МСП) — морское нефтегазопромысловое сооружение, состоящее из верхнего строения и опорного основания, зафиксированное на все время использования на грунте и являющееся объектом обустройства морских месторождений нефти и газа.
В зависимости от конструктивных особенностей МСП классифицируются следующим образом:
- МСП гравитационная (морская стационарная платформа гравитационного типа) — сооружение, устойчивость на грунте которого обеспечивается в основном за счет собственного веса и веса принимаемого балласта;
- МСП свайная (морская стационарная платформа свайного типа) — сооружение, устойчивость на грунте которого обеспечивается в основном за счет забитых в грунт свай;
- МСП мачтовая — морская глубоководная стационарная платформа, устойчивость которой обеспечивается либо оттяжками, либо соответствующим объемом плавучести.
В зависимости от глубины разработки и конструктивных особенностей платформы классифицируются следующим образом:
- глубоководная платформа на колоннах — платформа на колоннах, высотой существенно превосходящих характерный размер поперечного сечения. Она состоит из следующих элементов; колонн (не менее одной), нижнего опорного основания, соприкасающегося с дном акватории, и верхней несущей конструкции;
- мелководная платформа на колоннах — платформа на колоннах высотой, сопоставимой с характерным размером поперечного сечения. Они состоят из тех же элементов, что и глубоководные платформы на колоннах;
- конструкционный остров (кессон) — мелководная платформа на сплошном металлическом основании;
- монопод/монокон — одноопорная мелководная платформа башенного типа с вертикальными или наклонными стенками соответственно.
Не нашли нужную информацию? Воспользуйтесь поиском по сайту |
Сп 369.1325800.2017 платформы морские стационарные. правила проектирования
СП 369.1325800.2017
- ОКС 93.160
- Дата введения 2018-06-15
- Сведения о своде правил
1 ИСПОЛНИТЕЛЬ — АО «ВНИИГ им.Б.Е.Веденеева»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»
3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)
4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 декабря 2017 г. N 1670/пр и введен в действие с 15 июня 2018 г.
- 5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
- 6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
- В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет
Настоящий свод правил разработан с учетом обязательных требований, установленных в Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федеральном законе от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации», Федеральном законе от 30 декабря 2009 г.
N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и содержит основные требования, которые следует соблюдать при проектировании железобетонных и стальных конструкций морских стационарных платформ как для нового строительства, так и при реконструкции, капитальном ремонте и техническом перевооружении.
https://www.youtube.com/watch?v=XC3TzZGLUWI\u0026pp=ygU80J_Qu9Cw0LLRg9GH0LDRjyDRgdGC0LDRhtC40L7QvdCw0YDQvdCw0Y8g0L_Qu9Cw0YLRhNC-0YDQvNCw
Настоящий свод правил выполнен авторским коллективом АО «ВНИИГ им.Б.Е.Веденеева» (руководитель темы — канд. техн. наук А.П.Пак; д-р техн. наук М.Е.Миронов; д-р техн. наук В.Б.Глаговский; д-р физ.-мат. наук В.И.Климович; канд. техн. наук С.М.Гинзбург; канд. техн. наук С.А.Соснина; инженеры: Л.Э.Беллендир, Т.Ю.Векшина, В.В.Мякишев, А.Е.Скворцова, О.А.Турчина).
- Настоящий свод правил распространяется на проектирование морских стационарных платформ (в том числе ледостойких), устанавливаемых на континентальном шельфе, в территориальном море и внутренних морских водах Российской Федерации для нового строительства (далее — платформы).
- Настоящий свод правил предназначен для разработки проектов реконструкции, капитального ремонта и технического перевооружения эксплуатируемых платформ.
- Настоящий свод правил не распространяется на проектирование морских плавучих платформ полупогружных и на натяжных связях, плавучих буровых установок и буровых судов, используемых для бурения поисково-разведочных и эксплуатационных нефтегазовых скважин, а также искусственных островов.
- В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 4.212-80 Система показателей качества продукции. Строительство. Бетоны. Номенклатура показателей
- ГОСТ 535-2005 Прокат сортовой и фасонный из стали углеродистой обыкновенного качества. Общие технические условия
- ГОСТ 5180-2015 Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик
- ГОСТ 5521-93 Прокат стальной для судостроения. Технические условия
- ГОСТ 10705-80 Трубы стальные электросварные. Технические условия
- ГОСТ 10178-85 Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия
- ГОСТ 12071-2014 Грунты. Отбор, упаковка, транспортирование и хранение образцов
- ГОСТ 12248-2010 Грунты. Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости
- ГОСТ 12536-2014 Грунты. Методы определения гранулометрического (зернового) и микроагрегатного состава
- ГОСТ 14637-89 (ИСО 4995-78) Прокат толстолистовой из углеродистой стали обыкновенного качества. Технические условия
- ГОСТ 20522-2012 Грунты. Методы статистической обработки результатов испытаний
- ГОСТ 22266-2013 Цементы сульфатостойкие. Технические условия
- ГОСТ 22733-2002 Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности
- ГОСТ 23118-2012 Конструкции стальные строительные. Общие технические условия
- ГОСТ 25100-2011 Грунты. Классификация
- ГОСТ 25192-2012 Бетоны. Классификация и общие технические требования
- ГОСТ 25584-1990 Грунты. Методы лабораторного определения коэффициента фильтрации
- ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения
- ГОСТ 27772-2015 Прокат для строительных стальных конструкций. Общие технические условия
ГОСТ 30416-2012 Грунты. Лабораторные испытания. Общие положения
- ГОСТ 30515-2013 Цементы. Общие технические условия
- ГОСТ 31108-2016 Цементы общестроительные. Технические условия
- ГОСТ 31384-2017 Защита бетонных и железобетонных конструкций от коррозии. Общие технические требования
- ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния
- ГОСТ Р 52544-2006 Прокат арматурный свариваемый периодического профиля классов А500С и В500С для армирования железобетонных конструкций. Технические условия
- ГОСТ Р 52927-2015 Прокат для судостроения из стали нормальной, повышенной и высокой прочности. Технические условия
- ГОСТ Р 53772-2010 Канаты стальные арматурные семипроволочные стабилизированные. Технические условия
ГОСТ Р 54483-2011 (ИСО 19900:2002) Нефтяная и газовая промышленность. Платформы морские для нефтегазодобычи. Общие требования
ГОСТ Р 55311-2012 Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Термины и определения
ГОСТ Р 56353-2015 Грунты. Методы лабораторного определения динамических свойств дисперсных грунтов
ГОСТ Р 57123-2016 (ИСО 19901-2:2004) Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Проектирование с учетом сейсмических условий
ГОСТ Р 57148-2016 (ИСО 19901-1:2015) Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Проектирование и эксплуатация с учетом гидрометеорологических условий
ГОСТ Р 57351-2016 Конструкции стальные строительные. Общие технические условия
СП 14.13330.2014 «СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах» (с изменением N 1)