План развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года
- (с изменениями на 14 января 2016 года)
- С целью реализации единой государственной политики в решении проблемы динамичного развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года
- приказываем:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года (далее — Стратегия).
2. Определить ответственными за реализацию Стратегии Департамент химико-технологического и лесопромышленного комплекса Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Департамент переработки нефти и газа Министерства энергетики Российской Федерации.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации С.А.Цыба и заместителя Министра энергетики Российской Федерации К.В.Молодцова.
Министр промышленности и торговлиРоссийской ФедерацииД.В.МантуровМинистр энергетикиРоссийской ФедерацииА.В.Новак
УТВЕРЖДЕНАприказом Минпромторга Россиии Минэнерго Россииот 8 апреля 2014 года N 651/172
(В редакции, введенной в действие
совместным приказом Минпромторга России и Минэнерго России
от 14 января 2016 года N 33/11
. — См. предыдущую редакцию)
Стратегия развития химического и нефтехимического комплекса России на период до 2030 года с учетом долгосрочного прогноза (далее — Стратегия) разработана в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2013 года N ДМ-П9-47пр (пункт 2).
Настоящая Стратегия рассматривает химический и нефтехимический комплекс России (далее — химический комплекс), в который входят химическая и нефтехимическая промышленность.
Химическая промышленность, находящаяся в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, включает производство основных химических веществ (минеральных удобрений, кальцинированной соды, каустической соды, прочих химических веществ), лакокрасочных материалов, химических волокон и нитей, изделий из пластмасс, прочих химических веществ, включая спецхимию, а также шин и резинотехнических изделий. В нефтехимическую промышленность, находящуюся в ведении Министерства энергетики Российской Федерации, входят производства крупнотоннажных пластмасс, каучуков, продукции основного органического синтеза. При этом, указанная нефтехимическая продукция служит сырьем для некоторых продуктов химического комплекса: изделий из пластмасс, шин и резинотехнических изделий, а также продукции малотоннажной химии.
- В настоящей Стратегии представлены:
- 1) анализ мирового и российского рынка химической и нефтехимической продукции;
- 2) оценка позиций России в мировом химическом комплексе;
- 3) предложения по механизмам развития отечественной химической и нефтехимической промышленности, включая предложения по мерам, необходимым для реализации Стратегии с целью достижения заложенных в ней показателей и индикаторов.
- Стратегия разработана в соответствии со следующими документами:
— Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Председателем Правительства Российской Федерации В.В.Путиным 24 апреля 2012 года N 1853п-П8;
- — Государственная программа Российской Федерации развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717;
- — Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 303;
- — Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 323;
- — Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 328;
- — Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 года N 877-р;
- — Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N 1715-р;
- — Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р;
- — Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная приказом Министерства промышленности и торговли России и Министерства сельского хозяйства России от 31 октября 2008 года N 248/482;
- — Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года, утвержденная приказом Министерства промышленности и торговли России от 24 сентября 2009 года N 853;
- — Генеральная схема развития нефтяной отрасли на период до 2020 года, утвержденная приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 6 июня 2011 года N 212;
- — Генеральная схема развития газовой отрасли на период до 2030 года, утвержденная приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 6 июня 2011 года N 213;
- — План развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года, утвержденный приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 1 марта 2012 года N 79;
- — План мероприятий («дорожная карта») «Развитие биотехнологий и генной инженерии», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2013 года N 1247-р.
Химическая и нефтехимическая промышленность играют существенную роль в мировой экономике, оказывая значительное влияние на ключевые отрасли промышленности, строительство и сельское хозяйство.
С учетом современного уровня материаловедения и тенденции к переходу на композиционные материалы, развитие отраслей, использующих технологичные компоненты, не представляется возможным без наличия современной химической и нефтехимической промышленности.
Химические технологии как основа для производства большинства современных материалов чрезвычайно важны в контексте вопросов технологического развития, экономического роста и обеспечения национальной безопасности страны.
https://www.youtube.com/watch?v=AGEDy8cGNUE\u0026pp=ygVt0J_Qu9Cw0L0g0YDQsNC30LLQuNGC0LjRjyDQs9Cw0LfQvi0g0Lgg0L3QtdGE0YLQtdGF0LjQvNC40Lgg0KDQvtGB0YHQuNC4INC90LAg0L_QtdGA0LjQvtC0INC00L4gMjAzMCDQs9C-0LTQsA%3D%3D
Крупнейшие страны мира поддерживают и развивают производство химической и нефтехимической продукции как одно из перспективных направлений экономики. Химическая и нефтехимическая промышленность характеризуются высоким уровнем автоматизации труда и технологического развития, что выделяет их среди прочих отраслей промышленности.
Опережающее развитие отрасли связано с интенсификацией использования химической и нефтехимической продукции во всех секторах экономики.
Страны, обладающие дешевыми углеводородными ресурсами, динамично развивают производство крупнотоннажной химической и нефтехимической продукции, обеспечивая себе лидерство в цене.
Развитые страны вынуждены производить высокотехнологичную и наукоемкую продукцию, чтобы сохранить конкурентные преимущества на мировом рынке, в частности развивать направления производства продукции из возобновляемого сырья и продукции с повышенными требованиями экологической безопасности.
Согласно мировому опыту, подобное опережающее развитие химического комплекса возможно благодаря эффективной государственной поддержке, основными инструментами которой являются государственное финансирование инфраструктурных проектов и государственно-частное партнерство в части реализации промышленных и инфраструктурных проектов.
Объем выпуска продукции мирового химического комплекса в 2012 году составил свыше 4,0 трлн долл. США (более 123 трлн руб.). При этом на химическую промышленность приходится около 57% (70 трлн руб.) от общего объема производства химического комплекса.
Продукция химической и нефтехимической промышленности используется во всех сферах мировой экономики, включая строительство, производство электроники, упаковочных материалов и потребительских товаров, сельское хозяйство, автомобилестроение и прочие отрасли (рисунок 1).
Рисунок 1 — Структура мирового потребления химической и нефтехимической продукции, 2012 год (по данным Datamonitor 2010-2011, DTTL Global Manufacturing Industry group)
Более 43% мирового производства химического комплекса составляет производство нефтехимической продукции, 15% приходится на производство основных химических веществ, 42% — на производство продукции глубокой переработки (рисунок 2).
Рисунок 2 — Структура выпуска химического комплекса в мире, 2012 год. Общий выпуск — 4,0 трлн долл. США, 2012 год (данные Cefic Chemdata International, Freedonia group, а также аналитика SPG)
________________
Здесь и далее без учета фармацевтики и химических средств защиты растений (ХСЗР).
Доля таких стран-лидеров, как Китайская Народная Республика (далее — КНР), Соединенные Штаты Америки (далее — США), Япония и Германия, в общемировом производстве химической продукции превышает 50%. По объему выпуска на первой позиции располагается КНР, доля которого в 2012 году составила около 30% от общемирового производства, за ним следуют США (15%), Япония (6%) и Германия (5%).
Химический комплекс характеризуется высокими темпами роста, опережающими развитие мировой экономики.
В прогнозном периоде до 2030 года среднегодовой темп роста химического комплекса составит более 4,4%, при этом, среднегодовой темп роста мирового валового внутреннего продукта (ВВП) за указанный период ожидается на уровне 3%. Таким образом, к 2030 году суммарный рост химического комплекса на 28% превысит рост мирового ВВП.
Среди отраслей обрабатывающей промышленности химический комплекс имеет один из самых высоких показателей производительности труда. Например, в Европе производительность труда в химическом комплексе превышает аналогичные показатели машиностроения, автомобилестроения и сферы телекоммуникационных услуг, уступая лишь производству фармацевтической продукции.
https://www.youtube.com/watch?v=AGEDy8cGNUE\u0026pp=YAHIAQE%3D
Кроме того, химический комплекс характеризуется высокой капиталоемкостью. По уровню инвестиций на одного работника он занимает первое место, опережая такие отрасли, как фармацевтика, металлургическое производство, автомобилестроение и целлюлозно-бумажное производство.
Химический комплекс является одной из наиболее наукоемких отраслей, для него характерны высокие удельные затраты на инновации. Удельные инвестиции в инновации в химическом комплексе превышают аналогичные показатели в машиностроении, автомобилестроении и сфере телекоммуникационных услуг, уступая только фармацевтическому производству.
В последние годы популярность использования химической и нефтехимической продукции в мире и повсеместное распространение общедоступных технологий ее производства способствовали бурному развитию химического комплекса в целом и химической промышленности в частности. Продолжают расширяться области применения химической и нефтехимической продукции в деятельности человека.
Сохраняется тенденция на химизацию мировой экономики вследствие повсеместного роста использования химической и нефтехимической продукции и новых материалов. К 2030 году в мире ожидается рост удельного потребления полимерной продукции на душу населения, который приведет к повышению уровня потребления до 128 долл. США на человека вместо 61 долл. на человека в 2013 году.
Химизация возможна как за счет роста использования химической и нефтехимической продукции в развивающихся странах, так и за счет принципиального расширения сфер ее применения, в том числе в составе инновационных материалов.
Лидерство в высоких производственных переделах определяет не только конкурентоспособность непосредственно химической и нефтехимической продукции на мировых рынках, но и уровень развития высокотехнологичных отраслей (включая военно-промышленный комплекс), использующих химические материалы последних поколений для производства готовой продукции.
В результате в мире сформировались две ключевые тенденции развития химической промышленности: глобализация производства химической продукции и рост производства высокотехнологичной продукции.
Производство крупнотоннажной продукции химического комплекса постепенно смещается в сторону развивающихся стран, имеющих доступ к дешевому сырью. Новые производства отличаются значительным масштабом, эффективным (в плане транспортно-логистических потоков) расположением и использованием современных ресурсосберегающих технологий.
Быстрорастущий спрос на внутреннем рынке, развитие местных игроков, а также доступ к сырью и сравнительно дешевой рабочей силе обусловили тенденцию к интенсивному развитию производства крупнотоннажной продукции низких переделов в развивающихся странах.
За последние годы в мире наблюдался стремительный рост уровня капиталовложений в создание новых и модернизацию старых мощностей химического комплекса; за период 2001-2011 годов капиталовложения увеличились в 3,5 раза. При этом менялась география предприятий: Европа и США уступили лидерство странам Азиатско-Тихоокеанского региона.
Так, по абсолютному объему капитальных затрат доля КНР и других стран региона в общем объеме инвестиций выросла за указанный период с 41 до 67%.
Страны Европейского Союза, США, Япония специализируются на производстве высокотехнологичной продукции высоких переделов, которое требует значительных инвестиций в фундаментальные и прикладные научные исследования. Основой конкурентоспособности химических комплексов этих стран являются разработка новых видов продукции с заданными свойствами и контроль ключевых технологий.
Такая тенденция связана с развитием культуры потребления и использования новых материалов (в том числе материалов, произведенных из возобновляемого сырья, и экологически безопасной продукции) во всех сферах экономики. Развитые страны вынуждены проводить масштабные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы для удовлетворения растущего спроса на новые продукты.
Для развитых стран ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность химического комплекса, является развитие инновационного потенциала отрасли. Доля развитых стран в структуре мировых затрат на инновации за период 2000-2009 годов составила более 68%.
На развитые страны пришлось более 65% зарегистрированных патентов за 2010 год.
В последнее время КНР сократила отставание от мировых лидеров по объему инвестиций в инновации и стала одной из ведущих стран по числу регистрируемых патентов в год, в основном за счет создания большого количества научно-исследовательских центров с участием крупнейших международных химических и нефтехимических корпораций.
В экономике России химическая и нефтехимическая промышленность играют малую роль. Так, если в промышленно развитых странах доля химического комплекса в ВВП в 2012 году составляла до 9%, то в России данный показатель равен 1,1% (рисунок 3).
________________
Здесь и далее для расчета показателей Российской Федерации химический комплекс в рамках ОКВЭД определен суммой показателей кода ОКВЭД 24. Химическое производство (за исключением 24.4. Производство фармацевтической продукции) и кода ОКВЭД 25. Производство резиновых и пластмассовых изделий.
Министерство энергетики РФ представило утвержденный План развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года
План развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года (далее – План), разработанный Министерством энергетики РФ, получил статус официального документа 1 марта 2012 года. План утвержден приказом Минэнерго России № 79; доклад в Правительство РФ отправлен 14 марта текущего года. Документ согласован со всеми заинтересованными сторонами – федеральными органами исполнительной власти, включая Минтранс России, Минфин России, Минобрнауки России, организациями с государственным участием и нефтегазохимическими предприятиями.
Директор Департамента переработки нефти и газа Минэнерго России П. Дегтярёв 19 марта 2012 года на международной конференции «Газонефтехимия – План 2030» представил широкой общественности основные положения Плана развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года, разработанного Министерством энергетики РФ.
Представитель Минэнерго России подчеркнул общеотраслевой характер Плана: «У нас в итоге получился сбалансированный документ, который закладывает стратегические ориентиры дальнейшего развития нефтегазохимической отрасли РФ, напрямую связанной как с нефтегазодобывающей, так и с перерабатывающей отраслями. Реализация Плана усилит синергетический эффект в смежных отраслях». Данный документ синхронизирован с Генеральной схемой развития нефтяной отрасли РФ на период до 2020 года и Генеральной схемой развития газовой отрасли РФ на период до 2030 года.
В ходе разработки Плана развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года была выявлена основная проблема – избыток нефтегазохимического сырья (СУГ, нафта), высокий потенциал роста спроса на нефтегазохимическую продукцию при явном дефиците мощностей для производства базовых мономеров – пиролизов. Согласно Плану, в период с 2010 по 2030 годы планируется активное строительство и расширение пиролизных мощностей, которые увеличатся по этилену в 4,8 раза. Таким образом, дефицит мощностей по производству мономеров будет устранен.
Реализация Плана предполагает достижение следующих общегосударственных стратегических целей: повышение качества жизни населения за счет выхода потребления нефтегазохимической продукции на уровень промышленно развитых стран, изменения жилищной и дорожной инфраструктуры, существенного повышения энергосбережения экономики страны; рост уровня конкурентоспособности производственного потенциала отрасли за счет создания отраслевых нефтегазохимических кластеров; увеличение объемов переработки углеводородного сырья в нефтегазохимическую продукцию наряду с оптимизацией использования ресурсов углеводородного сырья за счет сбалансированного потребления СУГ, нафты и этана, а также за счет интенсивного вовлечения в переработку первичного газохимического сырья; переход от экспортно-сырьевой модели развития нефтегазохимической отрасли к инновационно-инвестиционной, предполагающей производство продукции высокого передела по всей технологической цепочке от сырья до продукции с высокой добав ленной стоимостью.
Развитие мощностей отечественной нефтегазохимии в Плане-2030 предполагается осуществлять в рамках шести кластеров: Волжского, Западно-Сибирского, Каспийского, Восточно-Сибирского, Дальневосточного и Северо-Западного.
Кластеры размещены вблизи источников сырья и рынков сбыта.
Функционирование кластеров предполагает активное взаимодействие предприятий всей нефтехимической производственной цепочки, включая производителей конечной продукции, органов местного управления, научных институтов, ВУЗов.
В Плане развития до 2030 года предложены меры поддержки нефтегазохимической отрасли со стороны государства.
Они включают в себя регулирование экспортных пошлин на СУГ и нафту, меры по развитию трубопроводного и железнодорожного транспорта сырья и готовой продукции, совершенствование нормативного технического регулирования строительства и эксплуатации нефтегазохимических производств, стимулирование потребления готовой продукции нефтегазохимии на внутреннем рынке РФ.
- Для реализации мер господдержки Минэнерго России предлагает реализовать ряд мероприятий: создать отраслевой Информационный центр, повысить доступность долгосрочных кредитов для отрасли, в том числе с помощью внесения изменений в Меморандум о финансовой политике Внешэкономбанка, определить приоритеты научного и технологического развития в рамках технологической платформы «Глубокая переработка углеводородных ресурсов», определить потребность отрасли в кадрах с целью адаптации учебных программ российских высших и средних учебных заведений.
- Минэнерго России планирует осуществлять постоянный мониторинг Плана и направлять регулярный отчет о его выполнении в Правительство РФ с целью корректировки документа с учетом происходящих изменений в мире и России, в том числе в части мер поддержки отрасли со стороны государства.
- Вся совокупность мер, предложенных Министерством энергетики РФ, позволит создать благоприятную инвестиционную среду в нефтегазохимической отрасли нашей страны и успешно выполнить поставленные в Плане задачи.
- По информации пресс-службы Минэнерго РФ
В малом зале Государственного Кремлёвского Дворца Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору торжественно отметила 300-летие горного и промышленного надзора, ведущего свою историю с момента подписания Петром Первым Указа о создании Берг-коллегии. 23 декабря (10 декабря по старому стилю) считается днём основания Ростехнадзора. Прежде…
- Выставки
Партнеры
План-2030. Панацея для российской нефтехимии
«Стратегия» была первой в постперестроечный период попыткой как-то систематизировать параметры развития отрасли химической промышленности.
Столь важную для развития страны отрасль промышленности в полной мере систематизировать не удалось, провал «Стратегии» принято списывать на «внезапно» обрушившийся кризис.
Кризисные явления, конечно, во многом сказались на состоянии производств, некоторые из которых даже ушли с рынка.
Однако «Стратегия», как плановый документ общегосударственного уровня, наверное, должен был учитывать вероятность рисков.
И хотя 2015 год еще не скоро, «Стратегия» уже считается нежизнеспособной. На смену ей пришел так называемый «План-2030» (или 6-кластерный План).
«План развития газо- и нефтехимии в России до 2030 года» принципиально поменял подход к развитию нефте-газохимической промышленности и обозначил принцип кластерного развития.
Опять же, столь отдаленная перспектива дает больший разгон для планирования.
Документ, получивший 1-го марта 2012 г статус официального, стал продуктом коллективного творчества (что, заметим, совсем не является гарантом его состоятельности).
К его созданию, помимо Минэнерго, приложили руку органы исполнительной власти как федерального, так и местного уровней, Российский союз химиков, добывающие и перерабатывающие компании, а также отраслевые институты и консалтинговые компании.
К информированию химической общественности о ситуации с 6-ти кластерным планом разработчики относились очень трепетно. Говорить было нужно, но журналистов обязывали согласовывать весь материал со службами Минэнерго. Это могло показаться лишним, потому что выступавшие на конференциях представители Минэнерго были уверенны, информативны и технически грамотны, короче «в теме».
Среди других запомнился доклад заместителя директора департамента по переработки нефти и газа Минэнерго Александра Килячкова, с которым он выступил на 10-й Московской Неделе нефтепереработки, газа и нефтехимии, прошедшей в прошлом году в Лотте отеле.
Источником всех бед российского химпрома разработчики «Плана -2030» назвали дефицит мощностей, прежде всего, пиролизов, для производства мономеров.
В основе проблемы лежит 20 лет ничегонеделания. В России с начала 90-х годов не было построено ни одного крупного нефтегазохимического комплекса «с нуля», не строились крупные предприятия с использованием новых технологий.
Отдельные примеры, расширения и строительства новых пиролизных и полимерных мощностей на «Казаньоргсинтезе» и «Нижнекамскнефтехиме», а также современной установки по производству полиэтилена на «Газпром нефтехим Салавате», и новой мощности по производству полипропилена на «Ставролене» проблемы не решают.
В результате произошло отставание в развитии отечественной отрасли от мировых центров нефтегазохимии. Между тем технологии как отечественные, так и зарубежные на рынке существуют.
Потребление нефтехимической продукции в России на душу населения в 2010 г. было в 1,5-3 раза ниже по сравнению со среднемировым уровнем.
В то же время рост производства основных полимеров в России за последние 3 года превысил темпы роста ВВП, которые составляли около 4% в год. Объемы производства практически по всем ключевым продуктам существенно превысили докризисный уровень.
Это было обеспечено работой существующих мощностей на пределе своих возможностей. В связи с этим остро обозначился вопрос о необходимости расширения существующих и создании новых мощностей по мономерной базе и полимерам.
Это послужит залогом не только производства мономеров должного качества, но и решения задачи импортозамещения.
По мнению разработчиков «Плана -2030» новые мощности должны появиться не на отдельных предприятиях, а составить структуру 6-и кластеров.
Столпами российской нефтегазохимии должны стать Северо-Западный, Каспийский, Волжский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный кластеры.
Каждый из них будет развиваться вокруг крупных пиролизных производств мирового уровня и в каждом, кроме пиролизных мощностей, будут находиться мощности по производству полимеров и их переработке в готовые изделия.
Некоторые кластеры уже сегодня приобрели реальные очертания, началась реализация проектов в 5-и из 6-и кластеров.
Строительство и закупка оборудования ведется на «Тобольск-Полимере», где будет работать установка по производству полипропилена мощностью 500 тыс. т/год, РусВиниле (производство ПВХ 330 тыс. т/год) и реконструкция ЭП-300 на «Сибур-Нефтехиме», «Нижнекамскнефтехиме» (производство АБС-пластиков 60 тыс. т/год и расширение мощностей по каучукам).
Сегодня компании активно инвестируют в нефтегазохимический сектор. Многие из них уже прорабатывают инвестиционные проекты по расширению и новому строительству пиролизов, а также развитию мощностей по переработке мономеров во всех 6-и нефтегазохимических кластерах. Началось проектирование и закупка оборудования для продуктопровода ШФЛУ «Пурпэ – Тобольск».
Его протяженность составит 1000 км, а пропускная способность превысит 8 млн. т/год. Ведутся проектные работы на Каспийском газохимическом комплексе (пиролиз 600 тыс. т/год этилена, производства ПЭ 600 тыс. т/год и ПП 200 тыс. т/год) и Восточной НХК (пиролиз 1200 тыс. т/год этилена, производства ПЭ 750 тыс. т/год, ПП 660 тыс. т/год, моноэтиленгликоля (МЭГ) 700 тыс.
т/год).
Инвестиционные проекты в нефтегазохимии в достаточной мере обеспечены углеводородным сырьем — нафтой, СУГ, этаном. Суммарно кластеры профицитны по сырью, но у некоторых, например, Восточно-Сибирского, могут возникнуть временные проблемы с СУГ, а у Дальневосточного – с нафтой.
Однако в Минэнерго уверены, что дефицит будет носить временный характер, и может быть покрыт за счет поставок сырья из соседних кластеров по ж/д, продуктопроводам и тд.
Для повышения гибкости кластеров по сырью необходимо создавать пиролизные мощности, работающие на смешанном сырье (СУГ, нафта, этан).
Основной фактор выбора географии — это близость либо к сырью, либо к рынкам сбыта, либо и к тому и к другому. Кроме того, во всех указанных регионах нефтегазохимические компании предполагают реализовывать или уже реализуют свои инвестиционные проекты, что создает основу для будущих кластеров и хорошую базу для взаимодействия бизнеса и государства.
Кластерный принцип размещения производств таким образом позволит минимизировать логистические издержки, получить максимальный эффект от экономии за счет использования новых установок мирового уровня – «эффект масштаба» (например, от 1 млн. тонн по этилену), а также организовать кооперацию на всей цепочке от переработки сырья до производства готовой продукции.
В случае реализации всех заявленных проектов в нефтегазохимии будет устранен дефицит мощностей пиролиза, которые увеличатся в 4,8 раза (по этилену). Использование сырья для нефтегазохимии увеличится в 4,3 раза с 8,7 млн. т в 2010 г. до 37 млн. т к 2030 г. Ожидается активное расширение экспорта полиолефинов до 7 млн. т в 2030 г.
По оценкам Минэнерго России к 2030 году ВВП нашей страны может увеличиться на 650 млрд руб/год; дополнительно могут быть созданы 30 000 рабочих мест. В результате создания и развития нефтегазохимических кластеров отечественное производство базовых мономеров сможет полностью удовлетворить текущий и перспективный спрос на них со стороны дальнейших переделов нефтегазохимии.
В результате, все входящие в них предприятия будут обеспечены сырьем, что позволит России утроить свою долю в мировом производстве мономеров.
Что же планирует предпринять Минэнерго для реализации «Плана – 2030»?
Еще в конце 2010 г. Минэнерго направило в Правительство РФ предложения по государственной поддержке отрасли.
Она будет заключаться, в 1-ю очередь, в подготовке нормативных правовых актов по изменению законодательной базы в целях применения передовых технических норм, соответствующих международным стандартам.
План предполагает разработку, изменение или отмену порядка 26 нормативных документов в части технологических, градостроительных требований и требований безопасности, в том числе создание 3 новых и актуализацию 6 действующих Сводов правил и ГОСТов, переработку, актуализацию или отмену 15 устаревших норм, правил и методических указаний; изменение ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и даже Градостроительного Кодекса. Эти мероприятия должны быть реализованы до 3-го квартала 2013 г.
Кроме того, в Плане нефтегазохимии предусмотрена разработка федеральных норм и правил в области проектирования, строительства и обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации трубопроводов по транспортировке ШФЛУ.
Эти меры, по мнению разработчиков документа, должны сократить сроки согласования проектной документации при проектировании нефтеперерабатывающих и нефтехимических комплексов на 1-2 года. Также должны снизиться капитальные затраты при строительстве на 10-30%.
Кроме того, федеральные органы исполнительной власти намерены стимулировать потребление нефтехимической продукции в ЖКХ и дорожном строительстве.
В частности, при строительстве дорог планируется применение битумных вяжущих, георешеток и геополотна, что увеличит межремонтный интервал с 3-5 до 10-15 лет, а также сократит ежегодные затраты на ремонт дорог.
В сфере ЖКХ план предусматривает использование пластиковых труб, преимущества которых, по сравнению с металлическими – очевидны.
Все запланированные новшества невозможны без использования новейших технологий. Эффективные технологии присутствуют на мировом рынке. Стоят они не дешево и многие компании не в состоянии их приобрести.
Но даже те предприятия, которым они по карману, вряд ли смогут рассчитывать на последние ноу-хау.
Поэтому, ориентируясь только на западную научно-техническую мысль, Россия всегда будет, как минимум, на шаг позади.
Тем не менее, большинство российских компаний для модернизации своих производств используют иностранные научные разработки, и готовые решения «строительства под ключ». Разработку и внедрение технологических инноваций осуществляют 20-25% от общего числа российских промышленных химических компаний.
Уровень расходов на НИОКР составляет 0,28% от валовой выручки. Для сравнения, в разработку и внедрение технологических инноваций в Германии вкладывают 69,7%, в Ирландии – 56,7%, в Бельгии – 59,6%, в Чехии – 36,6% от общего числа компаний. Доля расходов на НИОКР – 3.7% выручки (напр. BASF – 1.7 млрд. руб.
)
В отрасли отсутствует целый ряд важных нефтегазохимических технологий. В частности, речь идет о конкурентоспособных технологиях пиролиза, технологиях по производству базовых мономеров – полиэтилена и полипропилена, а также по производству других крупнотоннажных пластиков – полистирола, поливинилхлорида и полиэтилентерефталата.
Понимая это, разработчики Плана заложили в документ поддержку российской науки и технологий.
«Однако научно-исследовательские работы должны происходить выборочно по наиболее востребованным и наименее доступным технологиям, с учетом возможности свободного закупа ряда внедренных технологий за рубежом» — считает д.х.н. А. Максимов.
В производстве базовых мономеров – этилена и пропилена российские предприятия неконкурентоспособны. Но технологии по получению базовых мономеров из природного газа и нефтяного сырья (каткрекинг) разрабатываются.
В производстве крупнотоннажных полимеров – ПЭ, ПП, отечественные конкурентоспособные технологии и вовсе отсутствуют, как отсутствуют они и в производстве ПС, ПВХ и ПЭТФ. В производстве ароматических мономеров создаются новые технологии: получение алкилбензолов на гетерогенных катализаторах («внедрена на «Газпром нефтехим Салават») и ароматизация СУГ.
И только в производстве каучуков наши промышленники освоили технологии производства всех базовых видов, сегодня мы отстаем только по некоторым маркам специализированных каучуков.
Но, даже имеющиеся разработки внедряются далеко не всегда. Путь от лаборатории до промплощадки может занимать годы.
В целом, «План-2030», анонсируемый, как глобальный стратегический документ не несет принципиально новых идей. То, что надо развивать глубокие переделы, вместо того, чтобы вывозить сырье становится понятно каждый раз, когда цена на нефть опускается ниже 100 долл США/баррель.
То, что надо поддерживать отечественную отраслевую науку – также не секрет.
Преподносимый как новшество кластерный принцип лежал в основе развития советской промышленности, когда предприятия строились непосредственно вблизи источников сырья и закономерно «обрастали» перерабатывающими производствами.
И сегодня было бы чрезмерно оптимистично утверждать, что План-2030 не повторит судьбу Стратегии-2015. Но, однозначно хорошо уже то, что необходимая плановость (хотя и рекомендательного характера) начинает применяться развитии российской добывающей и перерабатывающей промышленности.
Минэнерго готовит план развития газо- и нефтехимии России до 2030 г
Министерство энергетики Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации совместно СЃ заинтересованными органами государственной власти, субъектами Р Р¤, отраслевыми, исследовательскими Рё консалтинговыми компаниями завершило первый этап разработки Плана развития газо- Рё нефтехимии Р РѕСЃСЃРёРё РЅР° период РґРѕ 2030 Рі. Ртот стратегический документ разработан РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ выполнением поручения Правительства Р Р¤ Рё призван определить основные ориентиры развития отрасли РЅР° ближайшие двадцать лет.
План развития газохимии и нефтехимии России на период до 2030 г.
разработан в соответствии с рядом стратегических документов, в том числе c Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.
, Рнергетической стратегией развития Р РѕСЃСЃРёРё РЅР° период РґРѕ 2030 Рі., проектом Генеральной схемы развития нефтяной отрасли Р Р¤ РЅР° период РґРѕ 2020 Рі.
, проектом Генеральной схемы развития газовой отрасли РФ на период до 2030 г., Программой комплексного освоения месторождений углеводородов ЯНАО и севера Красноярского края.
Разработка Плана на первом этапе включает в себя общую характеристику нефтегазохимической отрасли в мире, обзор основных мировых тенденций и анализ факторов конкурентоспособности нефтегазохимии в отдельных регионах мира, в том числе международный опыт государственной поддержки отрасли. В первый этап разработки Плана входит также определение характеристики российской газо- и нефтехимии с учетом ситуации на ключевых рынках, исследование текущего и перспективного спроса на нефтегазохимическую продукцию, анализ конкурентоспособности российских производителей. Кроме того, в документе дан перечень ключевых отраслевых инвестиционных проектов с указанием планируемой мощности, видов и источников сырья, планируемого количества новых рабочих мест.
В соответствии с Планом, развитие отрасли должно обеспечить рост вклада нефтегазохимии в промышленное производство и ВВП России.
Рффективное функционирование существующих Рё создание новых нефтегазохимических производств способствует увеличению РґРѕС…РѕРґРѕРІ как федерального, так Рё местных бюджетов, созданию дополнительных рабочих мест. Благодаря реализации Плана повысится энергоэффективность СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё Р РѕСЃСЃРёРё Р·Р° счет использования продуктов РёР· синтетических полимерных материалов СЃ лучшими потребительскими характеристиками.
- Выполнение Плана позволит максимально эффективно использовать легкое углеводородное сырье в России, развить инфраструктуру для обеспечения сырьем нефтегазохимических предприятий и минимизации транспортных затрат.
- План предусматривает рост внутреннего спроса на нефтегазохимическую продукцию, повышение конкурентоспособности отечественной нефтегазохимической продукции глубоких переделов, развитие существующих и создание новых нефтегазохимических региональных кластеров.
- Реализация указанных в Плане задач приведет к коренному изменению жилищной и дорожной инфраструктуры страны с новым уровнем энергосбережения и потребительских качеств через использование новых долговечных материалов с улучшенными характеристиками.
- План направлен на достижение среднемирового уровня потребления нефтегазохимической продукции с учетом будущего удельного роста нефтегазохимии в ВВП в России, а также на повышение уровня конкурентоспособности российских производств и эффективное использование увеличивающихся объемов сырья.
Р’ результате реализации Плана дополнительный ежегодный вклад РІ Р’Р’Рџ Р РѕСЃСЃРёРё может составить около 650 млрд рублей, среднегодовой объем налоговых поступлений — более 40 млрд рублей, будет создано около 30 тыс. новых рабочих мест. Доля продукции нефтегазохимии РІ промышленном производстве Р РѕСЃСЃРёРё РІ 2030 Рі. составит более 2% РїРѕ сравнению СЃ 1,25% РІ 2009 Рі.
При реализации Плана будет сделан упор на развитие нефтегазохимических кластеров, которые помогут комплексно решить задачи по переработке сырья, развитию производственной базы и эффективному сбыту готовой продукции.
В рамках Плана определено шесть ключевых кластеров: Западно-Сибирский, Поволжский, Каспийский, Северо-Западный, Восточно-Сибирский, Дальневосточный.
Реализация всех намеченных проектов позволит повысить уровень и эффективность использования растущих объемов производства легкого углеводородного сырья.
К концу прогнозного периода его потребление для нужд нефтегазохимии увеличится почти в четыре раза по сравнению с существующим уровнем, а доля переработки сырья вырастет до 50% от объемов производства в 2010 г. (26%).
Развитие производства приведет Рє увеличению внутреннего потребления путем достижения среднемирового СѓСЂРѕРІРЅСЏ Рё импортозамещения, Р° также Рє расширению экспортного потенциала РІ ключевые для Р РѕСЃСЃРёРё регионы — Европу Рё Китай.
Управление величиной капитальных затрат при реализации инвестиционных проектов будет одним из ключевых факторов конкурентоспособности отечественной нефтегазохимии.
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим РѕРґРЅРѕ РёР· условий успешного развития отрасли РІ рамках Плана — реализация СЂСЏРґР° мер государственной поддержки, направленных прежде всего РЅР° совершенствование технического регулирования проектирования, строительства Рё эксплуатации нефтегазохимических комплексов, стимулирование потребления конечной нефтегазохимической продукции РЅР° внутреннем рынке через изменение стандартов РІ отраслях-потребителях, разработку программ предоставления долгосрочных государственных кредитов РЅР° расширение Рё строительство мощностей РїРѕРґ сниженную процентную ставку, Р° также реализация СЂСЏРґР° РґСЂСѓРіРёС… мер.
Второй этап подготовки Плана развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 г.
будет включать РІ себя разработку программы размещения нефтегазохимических мощностей, проекты РїРѕ модернизации действующих Рё строительству новых мощностей РїРѕ первичной Рё дальнейшей переработке сырья, Р° также мероприятия РїРѕ научному Рё образовательному сопровождению развития отрасли. РЎСЂРѕРє реализации второго этапа подготовки Плана — третий квартал 2011 Рі.
По материалам Минэнерго РФ