Полезное

Переданные полномочия в области лесных отношений

Переданные полномочия в области лесных отношений

Рослесхоз подвел итоги осуществления контроля за исполнением в 2019 году органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий в области лесных отношений. Главам всех 39 регионов, где проходила проверка, выданы предписания, 31 материал направлен в правоохранительные органы.

В частности, было проведено 36 плановых и 3 внеплановые проверки региональных лесных ведомств, всего выявлено более 1000 нарушений в их деятельности. На имя высших должностных лиц субъектов РФ направлено 39 предписаний с требованием устранить такие нарушения.

Кроме того, для принятия мер реагирования по компетенции в иные органы государственной власти направлено 39 материалов, в том числе в органы Федерального казначейства – 8 материалов по нецелевому использованию средств, и 31 материал – в правоохранительные органы, в том числе ФСБ России, Генеральную прокуратуру РФ, прокуратуру субъектов, полицию.

Среди наиболее распространенных – нарушения при организации использования лесов.

Так, в результате отсутствия со стороны органов государственной власти должного контроля за лицами, использующими леса, установлены случаи, когда лесные участки используются без проектов освоения лесов, получивших положительное заключение государственной экспертизы. Кроме того, выявлены факты непредставления лицами, использующими леса, лесных деклараций и отчетов об использовании лесов.

При администрировании платежей за использование лесов регионы также допускают нарушения требований постановления Правительства РФ о ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.

Так, органами государственной власти не применялись либо необоснованно применялись корректирующие коэффициенты, а также допускалось необоснованное изменение условий договоров аренды, заключенных по результатам торгов, в результате чего федеральным бюджетом за период с 2017 по 2019 годы не получен доход в общей сумме более 404 млн рублей.

Девять из проверенных регионов допускали нарушения установленных требований при подготовке и проведении аукционов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений. Такие нарушения установлены в республиках Коми и Тыва, Удмуртской Республике, в Архангельской, Иркутской, Нижегородской Тюменской областях, Забайкальском и Камчатском краях.

При организации защиты лесов выявлены факты проведения лесопатологических обследований и назначения санитарно-оздоровительных мероприятий с нарушением установленных требований. В частности, недостоверные сведения о состоянии лесов в актах лесопатологических обследований допускали в Республике Башкортостан, Саратовской и Иркутской областях.

В ряде регионов в 2019 году специалистами Рослесхоза зафиксированы случаи непринятия полноценного комплекса мер по тушению лесных пожаров и отдельные эпизоды сокрытия или несвоевременного предоставления сведений о них.

В 2020 году Федеральным агентством лесного хозяйства было запланировано проведение 32 проверок исполнения региональными органами переданных полномочий в области лесных отношений и расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий. Планы будут скорректированы с учетом мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции. В соответствии с законодательством плановую проверку переданных региональному лесному ведомству полномочий Рослесхоз проводит раз в два года.

Рослесхозу добавят контрольных функций

Переданные полномочия в области лесных отношений

Unsplash

Минприроды предлагает правительству преобразовать Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) в Федеральную службу по надзору в сфере лесного хозяйства, наделив ее расширенными контролирующими полномочиями за региональными органами исполнительной власти, отвечающими за сохранность и воспроизводство российских лесов. Эксперты считают эту меру верной, отмечая, что, государство собирается усилить контролирующие функции в управлении лесными ресурсами и уменьшить прямую вовлеченность в хозяйственную деятельность, передав ее арендаторам.

О том, что в России появится еще одна федеральная надзорная служба, чьей специализацией станут проблемы лесного комплекса, «Ведомости.

Экологии» сообщил курирующий лесную отрасль замглавы Минприроды, бывший руководитель Рослесхоза Сергей Аноприенко. «Работа идет. Будет не министерство, а служба. По ее (вице-премьера Виктории Абрамченко. – «Ведомомст. Экология») поручению.

Это шаг вперед. К тому же это и поручение президента», — заявил «Ведомости. Экология» Аноприенко.

В пресс-службе Минприроды сообщили, что совместно с Рослесхозом подготовили и направили предложения в федеральное правительство.

«Во исполнение поручений президента Российской Федерации проводится передача на федеральный уровень полномочий по осуществлению федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда, сохранив при этом полномочия по осуществлению лесной охраны за субъектами России.

Предложения были направлены и в настоящее время прорабатываются в правительстве Российской Федерации», — заявили «Ведомости. Экологии» в пресс-службе Минприроды.

Появление новой надзорной службы над российским лесным комплексом – необходимый шаг в процессе совершенствования госполитики в сфере управления российскими лесами, говорят чиновники.

Несмотря на то, что по закону российские леса являются государственной собственностью, федеральные органы власти, хотя и в курсе проблем российского лесного комплекса, полными сведениями об этих проблемах фактически не располагают.

Причина в том, что в лесной комплекс входят и лесное хозяйство, за которое отвечает Минприроды, и лесная промышленность, за которую отвечает Минпромторг. «К сожалению, за много десятилетий сформировалось потребительское отношение к лесу.

Должен быть введен федеральный государственный лесной надзор за соблюдением требований лесного законодательства и контролем движения древесины, как полномочие соответствующего федерального органа.

При этом в существующей управленческой вертикали федеральных органов исполнительной власти надзором должна заниматься служба, а не агентство. Целесообразно преобразовать Федеральное агентство лесного хозяйства в такую службу. Должен быть введен федеральный государственный лесной надзор за соблюдением требований лесного законодательства и контролем движения древесины, как полномочие соответствующего федерального органа», — говорила в конце 2020 года Абрамченко.

Почти 70% территории России покрыто лесами, она обладает пятой частью лесных запасов планеты, уступая по этому показателю только Бразилии. Около 200 млн га российских лесов переданы в аренду для заготовки древесины.

Читайте также:  Российская книжная палата

По данным Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов (ЦЭПЛ), ежегодно вырубается больше леса, чем восстанавливается.

В лесовосстановлении сегодня, по самым скромным подсчетам, нуждаются более 35 млн га вырубленных лесов.

В целом Рослесхоз является одной из неоднозначных государственных федеральных структур, поскольку сейчас не обладает надзорными и контрольными функциями за лесными массивами — этими правами закон в 2007 году наделил профильные региональные министерства лесного хозяйства, которые сейчас имеют право распоряжаться лесом как сырьевой базой и заключать сделки по всем коммерческим процессам с древесиной. Региональные министерства лесного хозяйства обязаны вести лесной реестр надзор, охранять и защищать леса. То есть, функции распоряжения лесом как сырьевой базой для лесной промышленности, и полномочия по надзору за соблюдением требований российского лесного законодательства фактически находятся в руках регионов. «Такое совмещение на практике давно привело к конфликту интересов руководства Рослесхоза с местными властями. Фактически Рослесхоз, отвечающий по закону за сохранность лесов, сильно ограничен законодательством и на практике никак не может на эту самую сохранность повлиять, ведь мы, профильные министры, принимающие решения по вырубкам или по охране леса, федеральный центр уважаем, но слушаемся все равно главу региона. Ведь по закону уволить руководитель Рослесхоза министра не может, даже если результаты его работы Рослесхозу не нравятся. Но забрать часть этих контрольных полномочий у регионов федеральный центр может, особенно если это решено», — заявил «Ведомости. Экологии» на условиях анонимности глава одного из региональных министерств лесного хозяйства Уральского федерального округа.

Отметим, контролирующие функции главы Рослесхоза ограничены законодательно. Например, наказать главу профильного министерства руководитель Рослесхоза может лишь путем вынесения в его адрес представления об увольнении, но решение об отставке все равно принимают главы регионов, получившие это право в 2008 году.

Рослесхоз, в свою очередь, с 2014 года оценивает регионы по эффективности исполнения переданных полномочий в области лесных отношений. Оценка ведется по 36 критериям, разделенным на семь групп, таких, как охрана лесов от пожаров, лесной надзор, использование, защита, воспроизводство, сохранение лесов, финансово-экономическая деятельность ведомств.

«Ранжирование регионов в рейтинге эффективности проводится на основе показателей, достигнутых по этим семи группам. Представление об отстранении от должности может быть направлено в субъект согласно ст.83 Лесного кодекса в связи с ненадлежащим исполнением переданных полномочий в области лесных отношений.

Высшему должностному лицу субъекта надлежит рассмотреть представление и принять соответствующее решение в течение 10 дней с момента его получения, говорят «Ведомости. Экологии» в Рослесхозе.

«В отношении руководителей региональных лесных ведомств, работающих долгое время, но из года в год занимающих последние позиции рейтинга, а также тех, чьи показатели в рейтинге заметно упали, мы будем настаивать на принятии кадровых решений», — передал «Ведомости. Экологии» через своего представителя руководитель Рослесхоза Иван Советников.

Эксперты отмечают, что вряд ли Рослесхоз стремится тотально контролировать работу региональных лесных министров. «Советникову незачем напрямую руководить региональными министрами — это лишняя ответственность, которая ему не нужна.

А нужно ему, чтобы региональные власти несли ответственность за сохранность лесов, причем и материальную тоже. Ведь бюджет Рослесхоза небольшой, не больше 50 млрд руб., это копейки в масштабах экономики страны.

Но в своем нынешнем виде контролировать региональные министерства лесного хозяйства Рослесхоз не может, для этого нужна реформа», — рассказал «Ведомости. Экологии» еще один региональный министр лесного хозяйства.

Расширение контролирующих функций Рослесхоза, затронет управление лесными ресурсами, а не региональными чиновниками, говорят эксперты. «Скорее всего, государство собирается усилить контролирующие функции в управлении лесными ресурсами и уменьшить прямую вовлеченность в хозяйственную деятельность, передав ее арендаторам.

Вероятно, что часть хозяйственной деятельности по реализации экологических, рекреационных и климатических функций лесов, а также в области охраны лесного биоразнообразия и управления резервными лесами могут быть переданы одной или нескольким госкомпаниям.

Хозяйственные функции передадут хозяйствующим субъектам — частному бизнесу и госкомпаниям, а государство в лице новой структуры будет контролировать арендаторов лесных участков по выполнению, взятых обязательства: по выращиванию и заготовке древесины – в случае лесопромышленной аренды, по сохранению биоразнообразия, накоплению углерода, снижению горимости лесов, рекреационному использованию и т. п. – в случае экологически и/или климатически ориентированной аренды», — говорит «Ведомости. Экологии» руководитель Центра ответственного природопользования Института географии РАН Евгений Шварц.

Другие эксперты считают, что появление новой надзорной службы в сфере лесного комплекса может усилить контроль за лесом, как за экологической системой, которая за последние 15 лет сильно деградировала из-за высокой антропогенной нагрузки.

Читайте также:  Повышение эффективности управления муниципальными финансами

«Логично будет наделить новую надзорную структуру полномочиями по контролю за биоразнообразием в лесах, за состоянием почв, за состоянием животного мира — этим сейчас ведает Росприроднадзор.

Тогда новая надзорная структура в лесной сфере сможет управлять лесом как биоценозом, выполняя и фитосанитарные функции. Пока что этими вопросами толком никто не занимается, а Рослесхоз следит за тем, что лесам мешает превратиться в спиленный лес, то есть, в бревна.

Эта функция больше промышленная, нежели экологическая», — говорит «Ведомости. Экологии» экс-депутат Государственной думы, эколог Максим Шингаркин.

Путин предложил передать полномочия по лесоохране на федеральный уровень — РБК

Переданные полномочия в области лесных отношений

Роман Кутуков / Reuters

Президент России предложил для регионов с обширными лесами и низкой плотностью населения передать полномочия по лесоохране на федеральный уровень. Об этом глава государства заявил на встрече с членами правительства, трансляцию вел телеканал «Россия 24».

Владимир Путин отметил, что хотя некоторым российским регионам удалось избежать введения режима ЧС на фоне аномальной жары, проблема лесных пожаров все еще стоит остро на многих территориях.

«Есть еще идея для субъектов с низкой плотностью населения и с большой площадью лесов передать полномочия в области лесных отношений на федеральный уровень», — пояснил Путин.

Глава Якутии Айсен Николаев поддержал предложение и выразил уверенность, что защитой огромных территорий от пожаров нужно заниматься именно на федеральном уровне. После этого президент попросил правительство подумать о соответствующих предложениях.

Также на совещании глава МЧС Евгений Зиничев сообщил, что прогноз развития природных пожаров на территории России неблагоприятный, а с начала пожароопасного сезона в лесах возникло 11 тыс. очагов возгораний. Он уточнил, что сейчас в стране действует более 400 лесных пожаров, 85 из которых локализованы.

Позже министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов сообщил журналистам, что в ведомстве обсудят передачу некоторых полномочий на федеральный уровень. «Будем обсуждать, смотреть. Скорее всего, для этого понадобится вносить изменения в Лесной кодекс России», — сказал он.

Козлов также объявил, что новая методика лесоохраны скоро будет внесена на рассмотрение правительства. По его словам, затраты регионов на переданные полномочия будут рассчитываться не по площади лесов, а по специально разработанным нормативам.

В частности, появятся нормативы по стоимости охраны, расчету воспроизводства лесов, а также на лесохозяйственную и лесопатрульную технику. «Благодаря этим нормативам мы сможем говорить точно, сколько стоят те или иные работы, сколько денег необходимо.

А уже методика позволит распределять суммы федерального бюджета среди регионов», — пояснил министр.

Также глава Минприроды рассказал, что в Красноярске на базе аэропорта Черемшанка создается лесопожарный центр, который будет оперативно реагировать на пожары на Дальнем Востоке и в Сибири.

«Мы уже начали набор парашютистов-десантников в центр «Север», закупаем 112 единиц специализированной техники, больше 1800 единиц пожарного оборудования и снаряжения.

Два вертолета Ми-8, специально сделанных для центра, уже в высокой степени готовности на заводе в Татарстане, они поступят на вооружение центра к концу года», — перечислил он.

Власти Якутии 2 июля объявили ЧС в республике из-за лесных пожаров. Уже в середине месяца из-за распространения огня здесь было приостановлено паромное и авиасообщение, задымленность фиксировалась в 18 районах и 51 населенном пункте. Ранее Роспотребнадзор сообщал, что из-за лесных пожаров в регионе в воздухе превышена предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ.

20 июля в Карелии также объявили режим ЧС на всей территории республики. По данным властей, в республике сейчас активно 33 лесных пожара общей площадью 7280 га, около половины удалось локализовать, огонь тушат более 700 человек. Были эвакуированы жители поселка Найстенъярви и люди с одноименной станции железной дороги.

Как органам МСУ исполнять новые полномочия в сфере лесоустройства с 1 января

С 1 января 2022 года органы местного самоуправления начнут осуществлять полномочия в сфере лесоустройства. Это предусмотрено Федеральным законом от 02.07.2021 № 304-ФЗ. Изменения касаются городских и муниципальных округов, городских и сельских поселений.

Органы МСУ будут:

  • принимать решения о создании и упразднении лесничеств на землях населенных пунктов;
  • устанавливать границы созданных лесничеств;
  • разрабатывать и утверждать лесохозяйственные регламенты этих лесничеств;
  • реализовывать мероприятия по лесоустройству в лесах, расположенных на землях населенных пунктов в муниципалитете.

Как принять решение о создании лесничества

Документ: Новые вопросы местного значения поселений закреплены в пунктах 20.1, 20.2 статьи 14, а муниципальных и городских округов — в пунктах 26.2, 26.3 статьи 16 Закона № 131-ФЗ

Прежде чем принять решение о создании лесничества, подготовьте графическое описание местоположения его границ и границ создаваемых в его составе участковых лесничеств. Такое описание — обязательное приложение к решению органа МСУ о создании лесничества.

Включите в него перечень координат характерных точек границ лесничества и участковых лесничеств. Местоположение границ участковых лесничеств определите с учетом нормативов их площади. Они установлены Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды от 29.03.

2018 № 122 (далее — Инструкция № 122).

Затем примите решение о создании лесничества и участковых лесничеств на землях, находящихся в муниципальной собственности, а также об установлении границ лесничества.

Какие мероприятия по лесоустройству будут реализовывать органы МСУ

Лесоустройство — это деятельность, которая включает проведение мероприятий пяти видов. Все они указаны в статье 68 ЛК.

1. Проектирование лесничеств.

2. Проектирование эксплуатационных, защитных, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов.

3. Закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств и земель, на которых расположены эксплуатационные, защитные, резервные леса, а также особо защитные участки лесов.

Читайте также:  Правило адвалорной доли

4. Таксация лесов.

5. Проектирование мероприятий по сохранению лесов.

Утвердите план проведения лесоустройства. Как это сделать, в каком порядке и как часто вносить изменения в план — решит Правительство (ст. 67.2 ЛК).

Мероприятия можно проводить комплексно в различных сочетаниях или отдельно в отношении каждого лесничества, участкового лесничества или лесного участка. Рассмотрим, какие работы нужно выполнить в рамках отдельных мероприятий по лесоустройству.

Проектирование мероприятий по сохранению лесов

В рамках проектирования определяют виды и объемы мероприятий по сохранению лесов (ст. 69.2 ЛК). Мероприятия могут включать в том числе вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений. Проектирование осуществляется одновременно с таксацией лесов или отдельно от нее.

Без таксации проектирование следует проводить на основе результатов лесопатологических обследований, государственного мониторинга воспроизводства лесов, отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса.

Эту работу нужно провести не позднее чем за два года до года проектирования мероприятий по сохранению лесов.

На заметку:

Кто может заниматься лесоустройством

Лесоустройством могут заниматься муниципальные учреждения, подведомственные органам МСУ. Они вправе не только выполнять муниципальное задание, но и проводить работы по лесовосстановлению и лесоразведению по договорам с лицами, использующими леса.

Если вы не возложили обязанность проводить мероприятия по лесоустройству на учреждение или на лиц, которые используют леса, проведите закупку работ в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе…».

Муниципальное учреждение или подрядчик должны проводить лесоустройство по Инструкции № 122.

Проектирование эксплуатационных, защитных, резервных лесов и особо защитных участков

Прежде чем приступать к проектированию эксплуатационных, защитных, резервных лесов и особо защитных участков лесов, нужно:

  • проверить, есть ли основания отнести леса к таким видам лесов и выделить их особо защитные участки;
  • определить местоположение границ земель, на которых расположены эксплуатационные, защитные, резервные леса, особо защитные участки лесов в границах лесничеств, участковых лесничеств и лесных участков;
  • определить категории защитных лесов и границы земель, на которых они расположены;
  • подготовить графическое описание местоположения границ земель, на которых расположены эксплуатационные, защитные и резервные леса

На заметку: Действуйте по Инструкции № 122. В ней указаны критерии определения приоритетности проектирования категорий защитных лесов

Закрепление на местности местоположения границ лесничеств

Чтобы закрепить на местности местоположение границ лесничеств, в том числе участковых, и земель, на которых расположены эксплуатационные, защитные и резервные леса, особо защитные участки, нужно устроить квартальные просеки, установить квартальные и граничные столбы, другие информационные знаки. При этом используют проект квартальной сети. Его подготавливают в ходе выполнения работ по лесоустройству (ст. 68.3 ЛК).

Закрепление границ осуществляется в рамках мероприятий по сохранению лесов.

Таксация лесов

Таксация лесов — это определение объема срубленных и растущих деревьев, запаса насаждений, прироста деревьев и насаждений. Таксацию проводят при лесоустройстве, отводе лесосек в рубку, инвентаризации леса.

Цель — получить актуальные и достоверные сведения о лесах и лесных ресурсах, об их состоянии, количественных и качественных характеристиках.

Эта информация понадобится при проектировании мероприятий по сохранению лесов, для использования лесов, улучшения их качества, повышения их продуктивности и т. п. (ст. 69.1 ЛК).

При таксации лесов:

  • выделяют совокупности лесных насаждений, однородных по породному составу, возрасту и продуктивности;
  • определяют местоположение границ лесотаксационных выделов;
  • определяют преобладающие и сопутствующие древесные породы, лесорастительные условия, состояние, диаметр, высоту деревьев и т. д.

Важная деталь: С 1 января 2023 года при проведении работ по таксации лесов наземными методами нужно будет фотографировать лесные насаждения. Фотографии включайте в состав лесоустроительной документации

Что изменится в правилах предоставления участков для заготовки древесины

С 1 января органам МСУ будет запрещено предоставлять лесные участки, находящиеся в муниципальной собственности, для заготовки древесины, если таксация лесов в отношении этих участков проведена более 10 лет назад.

Чтобы предоставить лесной участок, понадобится проектная документация на него в форме электронного документа. Его нужно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью и утвердить решением органа МСУ, исполняющего полномочия по предоставлению лесных участков. Документацию можно направить на утверждение по интернету, в том числе через портал госуслуг (ст. 70.1 ЛК).

Станет больше оснований отказать в утверждении проектной документации лесного участка. Отказ будет возможен в двух случаях.

1. Местоположение проектируемого лесного участка полностью или частично совпадает с местоположением другого участка, проектируемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении проектной документации.

2. Проектная документация лесного участка подготовлена с нарушением требований к образованию и изменению земельных участков.

Каких изменений ждать в 2023 году

С 1 марта 2023 года будут действовать более строгие правила подготовки к лесосечным работам и рубке лесных насаждений. Также начнут действовать более жесткие требования к специалистам и организациям, которые проводят работы по лесоустройству, отводу и таксации лесосек.

Правила подготовки к лесосечным работам

С 1 марта 2023 года нельзя будет выполнять лесосечные работы без таксационного описания лесосеки

С 1 марта 2023 года перед проведением лесосечных работ и рубок лесных насаждений нужно будет проводить отвод и таксацию лесосек. Если эта необходимость возникнет при заготовке древесины гражданами для собственных нужд или в рамках мероприятий по сохранению лесов и лесоустройству, орган местного самоуправления должен будет привлечь исполнителя на конкурсной основе по правилам Закона № 44-ФЗ.

Затем нужно будет составить таксационное описание лесосеки. К этой работе закон разрешает привлекать только аттестованных специалистов. С 1 марта 2023 года без таксационного описания лесосеки нельзя будет выполнять лесосечные работы.

Требования к специалистам, которые выполняют работы по лесоустройству

1 марта 2023 года начнут действовать новые требования к лицам, выполняющим работы и оказывающим услуги по лесоустройству, отводу и таксации лесосек. Можно будет привлекать только инженеров-таксаторов и техников-таксаторов. Эти специалисты должны:

  • пройти аттестацию на право осуществления мероприятий по лесоустройству;
  • быть включенными в специальный реестр Рослесхоза.

Выполнение работ и оказание услуг по отводу и таксации лесосек смогут осуществлять юрлица и индивидуальные предприниматели, у которых в штате не меньше двух аттестованных работников. Квалификационные требования к этим специалистам и порядок их аттестации утвердит Рослесхоз.