Перечень заболеваний, препятствующих нахождению под стражей
Важной особенностью функционирования пенитенциарной системы в нашей стране является возможность помилования преступника в том случае, если он осознает тяжесть своего проступка и недопустимость совершения подобного злодеяния в будущем. Между тем амнистия – явление исключительное и очень редкое.
Намного чаще об освобождении ходатайствуют заключенные, к которым не могут быть применены меры воздаяния по состоянию их здоровья. Законом утвержден специальный перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания в колонии.
Речь идет о патологиях, с которыми арестант рискует не пережить тюремный срок.
В уголовном праве РФ действует легальный механизм освобождения человека от пребывания в местах не столь отдаленных. В случае болезни, которая отражается на психическом или физическом здоровье заключенного, у арестанта или его законных представителей есть все шансы добиться законной отсрочки отбывания наказания или даже окончательного освобождения.
Почему государство освобождает больных заключенных
Ни для кого не секрет, что российские зоны не имеют ничего схожего с санаториями: скудное несбалансированное питание, отвратительные экологические условия, тяжелый быт и сложная иерархическая система отношений среди осужденных.
Все, кто попадает в тюрьму, мечтают выбраться на свободу, а потому готовы использовать любую возможность.
В этом смысле проблемы со здоровьем и заболевание из перечня, препятствующее отбыванию наказания, – неутешительный, но легальный шанс покинуть мрачные тюремные стены.
Государство, предоставляя судебной структуре полномочия принимать решение об освобождении преступников от возмездия, руководствуется следующими достаточно вескими доводами:
- Психически невменяемый человек, совершивший злодеяние, которое классифицируется в уголовном праве как преступление, не способен перевоспитаться. Душевнобольные люди не могут воспринимать корректирующее воздействие определенного законом возмездия, так как не отвечают за последствия своих поступков и не осознают себя людьми разумными.
- В гуманном обществе недопустимо назначать наказание индивиду, если оно может повлечь за собой мучительную, сопровождающуюся страданиями смерть. Нахождение в угнетающих условиях заключения усугубит и без того тяжелое состояние здоровья арестанта.
- Болезнь, которая входит в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания в колонии, может быть заразной, а значит, угрожает людям, находящимся вокруг, что также является принципиально важным моментом. Вынося приговор, судья должен принимать во внимание факт того, что больной преступник способен обречь на смерть и мучения сокамерников, работников исправительных учреждений.
За рубежом обычно ни у кого не вызывает удивления практика досрочного освобождения человека от дальнейшего пребывания в тюрьме, если оно обусловлено патологией из перечня заболеваний, препятствующих отбыванию наказания.
Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 54 помимо списка болезней содержит также правила проведения процедуры освидетельствования лиц, представляемых к освобождению. Однако если верить статистике российской уголовно-исполнительной системы, то лишь в 50 % случаев суд удовлетворяет ходатайства осужденного об отсрочке или пребывании в колонии в связи с тяжелой болезнью.
Могут ли выпустить из тюрьмы по причине болезни. Законные основания
Уголовный кодекс РФ (ст. 81) определяет три обстоятельства, при которых арестанту может быть назначено медицинское обследование в случае подозрения на патологию из перечня заболеваний, препятствующих отбыванию наказания в виде ареста в колонии:
- психические расстройства;
- поражение внутренних органов и серьезные функциональные нарушения организма, вызванные инфекционными, онкологическими, генетическими патологиями;
- болезнь военнослужащего, ставшая причиной нетрудоспособности.
К первой категории относят психоэмоциональные нарушения, которые приводят к утрате контроля над своим поведением и способности адекватно расценивать его последствия для окружающих. Прошение подается, как правило, администрацией колонии либо законным представителем заключенного (адвокатом). К ходатайству обязательно прикрепляются выводы медкомиссии и личное дело осужденного.
Аналогичным является и алгоритм подачи прошения в случае обнаружения тяжелого заболевания. Однако в первом случае больной может покинуть колонию практически безоговорочно. Суд обязан «автоматически» освободить человека с расстройствами психики.
Каковы шансы на освобождение
Немного иначе будут обстоять дела, если причиной ходатайства является какое-либо нарушение физического здоровья из перечня заболеваний, препятствующих отбыванию наказания в виде ареста. Утверждается решение судом, а потому судьба больного арестанта находится только в руках правосудия.
Нередки случаи, когда судьи, основываясь на материалах дела и учитывая степень тяжести болезни, срок заключения и личную характеристику заключенного, решали, что он не нуждается в амнистии, так как его состояние здоровья якобы позволяло и дальше пребывать в колонии.
В этом случае у осужденных выход только один: попытаться обжаловать вердикт.
Стоит также отметить, что освобождение от пребывания в исправительной колонии носит условный характер. Выздоровев, освобожденный должен будет вернуться на зону, если только не истекут сроки давности преступления, в соответствии с положениями УК РФ.
Если психическое расстройство у подсудимого возникло после совершения им преступления, его освобождают от законного наказания. Если арестант заболел, находясь уже на зоне, его также могут отпустить на свободу. Заключенный, не осознающий опасность своих поступков для общественности, направляется судом на принудительное медицинское лечение в психиатрический диспансер.
Негоден к военной службе
Отдельного внимания заслуживают вопрос освобождения из тюрьмы военнослужащих. Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, утверждается и для этой категории заключенных. Военнослужащего, который находится под арестом, также отпускают на свободу при подтверждении серьезного недуга.
Заболевание, делающее человека негодным к дальнейшему прохождению службы, также является основанием для смягчения приговора. Неотбытый срок в исправительной колонии могут заменить штрафом или лишением звания, награды. По аналогии действий решение о данном виде освобождения безусловно и необратимо, является окончательным.
Лечение вместо воздаяния
Бесспорно, нет никакого смысла наказывать человека, который потерял дееспособность, не в состоянии ответить за свои поступки, не имеет моральных, этических, нравственных представлений об ограничениях и запретах из-за психического расстройства.
Индивид с такими нарушениями не сможет осознать, почему ему вменяют те или иные воспитательные меры. Отчуждение от социума – мера неизбежная, при этом человек не должен подлежать воздействию корректирующих мер в исправительных учреждениях.
Чтобы «исправить» психически больного и направить его на путь истинный, необходимо сначала вернуть ему умение контролировать свои действия, разумеется, путем прохождения лечения в психиатрической клинике.
Терминального или тяжело больного человека подвергать пребыванию в тюрьме негуманно, так как наказание лишает его возможности проходить полноценное лечение, сводит на нет даже минимальные шансы на выздоровление.
Жизнь такого заключенного лежит на чаше весов, и, соглашаясь подвергнуть его риску летального исхода, пенитенциарная система автоматически превышает допустимую степень наказания за совершенное преступление, что является абсолютно неприемлемым.
Квалифицирующие принципы
Говорить о возможности отсрочки приговора или выхода на свободу можно только в том случае, если есть явные показания к прохождению медицинской комиссии и врачебного освидетельствования. Только эксперты способны дать объективную оценку состоянию здоровья осужденного.
При этом наиболее важным условием наступления законных оснований для освобождения является доказательство отсутствия симуляции болезни, препятствующей отбыванию наказания в колонии. Перечень заболеваний утверждается Правительством РФ.
Последний раз в документ были внесены изменения 19 мая 2017 года.
Постановление о перечне заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, основано на нормах и положениях УК РФ, в соответствии с которым основания для выхода на свободу или смягчения наказания не должны зависеть от воли подсудимого, а потому членовредительство не является поводом для освобождения от карательных мер.
Следует сосредоточить внимание вот на каком моменте: приостановление действия приговора не может считаться окончательным.
Если у человека получится восстановить физическое или психическое здоровье, ему придется отбыть оставшийся срок, предусмотренный вердиктом суда.
Избежать возмездия преступнику удастся только в том случае, если в больном состоянии он будет пребывать до момента истечения срока давности преступления и наказания за него.
Кстати, принудительное медицинское лечение психически больного человека сопоставимо с отбыванием в исправительных учреждениях. Каждый день, проведенный в лечебнице, приравнивается к нахождению в колонии.
Какие болезни относят к препятствующим отбыванию наказания
Перечень заболеваний утверждается, как уже было отмечено, Правительством РФ.
Действующий на сегодняшний день список недугов, которые дают право не только на освобождение из-под стражи, но и на прекращение или отсрочку судебного преследования, отмену наказания или откладывание его исполнения, был принят в феврале 2004 года.
В последней редакции перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказаний, был увеличен до 57 позиций, при том что ранее включал всего 41 название патологий.
Внесенные изменения значительно повлияли на возможности адвокатского корпуса, занимающегося делами амнистий, УДО и освобождения по болезни. Приводить весь перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, в виде выдержки из официального документа нецелесообразно, но упомянуть об основных категориях все-таки нужно.
https://www.youtube.com/watch?v=lGDtX265Zo4\u0026pp=YAHIAQHwAQE%3D
Помимо психических нарушений, которые проявляются невменяемостью и неадекватностью поведения (в их числе психозы, биполярные расстройства, шизофрения, слабоумие), освободиться от карательных мер пенитенциарной системы можно по причине других патологий. Вкратце перечень заболеваний, препятствующих аресту и отбыванию наказания в колонии, выглядит следующим образом:
- Длительное течение хронических заболеваний, вызванных туберкулезной палочкой, в тяжелой форме.
- Онкологические патологии, не подлежащие хирургическому лечению по удалению опухолей.
- Болезни эндокринной системы, включая осложнения сахарного диабета, надпочечниковой недостаточности, подагру, новообразования гипофиза и гипоталамуса.
- Функциональные нарушения центральной и периферической нервных систем.
- Заболевания крови с осложнениями.
- Сердечно-сосудистые болезни, протекающие в тяжелых формах.
- Хронические патологии легких.
- Геморрагические типы недугов ЖКТ, органов брюшной полости.
- Почечная и печеночная недостаточности.
- Болезни мочеполовой сферы.
- Дисфункции опорно-двигательного аппарата с выраженными и устойчивыми сбоями в работе других органов и систем.
- Ампутации конечностей.
- СПИД.
Порядок прохождения медицинского освидетельствования
Убедившись, что в указанном перечне заболеваний, препятствующих отбыванию наказания в виде ареста и других карательных мер, присутствует та самая болезнь, осужденному (его представителю) придется получить соответствующее заключение от специалистов. Вердикт медиков должен быть подкреплен официальными выводами комиссии ЛПУ ГУФСИН. В целом, порядок освидетельствования экспертами имеет следующие особенности:
- В состав медкомиссии должно входить не менее трех врачей.
- Лицо подлежит процедуре освидетельствования при подозрении на недуг, который относится к перечню заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, в течение десяти дней с момента предоставления соответствующих документов.
- Больному арестанту сообщают о том, как будет проходить процедура освидетельствования, а также дату назначенного мероприятия.
- В качестве одного из доказательств патологии может быть принята история болезни. Специалисты вправе запросить дополнительные материалы о состоянии здоровья пациента или направить на повторное прохождение обследования.
Минюст уточнил перечень заболеваний, с которыми нельзя заключать под стражу
МОСКВА, 29 сен — ПРАЙМ. Минюст учел при подготовке изменений в перечень заболеваний, препятствующих заключению под стражу, предложения делового сообщества и медиков, сказано в сообщении пресс-службы бизнес-омбудсмена РФ Бориса Титова. Отмечается, что новый список позволит не помещать в СИЗО значительно больше граждан.
В письме Титова министру юстиции Константину Чуйченко сказано, что подготовленный Минюстом проект постановления правительства «О внесении изменений в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений» в целом соответствует концепции, согласованной деловым сообществом с привлечением экспертов-медиков.
«Совместная с Минюстом, Федеральной службой исполнения наказаний и Минздравом работа над перечнем велась с течение нескольких лет. Мы крайне признательны экспертам Минздрава.
Они несколько раз возвращались к проекту, чтобы максимально исключить неоднозначность применения его положений и, если можно так говорить о заболеваниях, устранить несправедливость и необоснованность требований к их наличию», — отметил бизнес-омбудсмен.
По словам заместителя руководителя экспертно-юридической службы аппарата уполномоченного Натальи Рябовой, в проекте нашла отражение позиция экспертов под руководством общественного омбудсмена по вопросам медицины Андрея Яновского. «В первую очередь, список заболеваний из 90 позиций теперь полностью соответствует кодам МКБ-10 (последняя версия международной классификации заболеваний), до этого они определялись очень общо и расплывчато», — заметила она.
Во-вторых, смягчены формулировки условий для того, чтобы не помещать человека в следственный изолятор. Например, в отношении туберкулеза органов дыхания убрано требование «прогрессирующего течения, излечение которого не может быть достигнуто никакими методами».
«Подобная категоричность раньше давала формальную возможность отказать больному в праве избежать СИЗО. По целому ряду других заболеваний формулировку «прогрессирующее течение» заменили на «отсутствие положительной динамики».
«Безотлагательность» лечения заменена на его «необходимость» при невозможности проводить его в месте содержания под стражей», — рассказала Рябова.
«Безусловно, эти изменения позволят не помещать в СИЗО значительно больше людей, чем сейчас. В некоторых случаях, возможно, это позволит сохранить им жизнь», — подчеркнул Титов.
Сизо не по здоровью – коммерсантъ
Минюст намерен существенно расширить действующий список болезней, препятствующих содержанию в СИЗО. Сегодня завершается общественное обсуждение подготовленного ведомством документа.
Так, в изоляторы нельзя будет поместить обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений, у которых выявлены ряд онкологических и инфекционных заболеваний, болезней органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, зрения, недугов, связанных с беременностью и родами, а также состояния, требующие паллиативной помощи. Правозащитники положительно оценили документ, но призывают реформировать и правоприменительную практику.
Сегодня заканчивается срок общественного обсуждения подготовленного Минюстом проекта постановления правительства, вносящего изменения в перечень тяжелых заболеваний, с которыми обвиняемые или подозреваемые в преступлениях не могут содержаться в СИЗО.
Согласно инициативе ведомства, препятствием помещению в следственные изоляторы, в частности, станут болезни, связанные с беременностью, родами и послеродовым периодом.
Также впервые в перечне окажутся болезни кожи и подкожной клетчатки, костно-мышечной системы и соединительной ткани, врожденные пороки развития, а также заболевания (состояния), требующие оказания паллиативной медицинской помощи.
Минюст предлагает пополнить и список инфекционных болезней, среди которых помимо туберкулеза органов дыхания появятся и другие виды туберкулеза.
https://www.youtube.com/watch?v=FYhp_KlXueA\u0026pp=ygVw0J_QtdGA0LXRh9C10L3RjCDQt9Cw0LHQvtC70LXQstCw0L3QuNC5LCDQv9GA0LXQv9GP0YLRgdGC0LLRg9GO0YnQuNGFINC90LDRhdC-0LbQtNC10L3QuNGOINC_0L7QtCDRgdGC0YDQsNC20LXQuQ%3D%3D
В документ войдут также лимфомы, лейкоз, различные формы злокачественных новообразований и все случаи новообразований, которые требуют лечения в специализированном медицинском учреждении, например хирургических операций, лучевой и противоопухолевой лекарственной терапии.
Расширен состав болезней эндокринной системы и крови, в него включены расстройства питания и нарушения обмена веществ, системы кровообращения, органов дыхания, пищеварения и мочеполовой системы.
К заболеваниям нервной системы добавят болезнь Паркинсона и эпилепсию, а к болезням глаз отнесут «выраженное снижение остроты зрения на почве стойких патологических изменений» (прежде в перечне фигурировала только полная слепота).
Напомним, список болезней, препятствующих заключению под стражу, был утвержден правительством в 2011 году. Тогда в него входило более 20 тяжелых болезней, среди которых туберкулез, ВИЧ, тяжелые формы диабета и болезней щитовидной железы, злокачественные новообразования, полная слепота.
Правозащитники неоднократно заявляли о необходимости расширения этого списка. В 2020 году бизнес-омбудсмен Борис Титов совместно с представителями Минздрава и ФСИН поддержал эту инициативу.
Он, в частности, призвал обратить внимание на любые хронические и затяжные психические расстройства, в том числе и тяжелые формы депрессии.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту Минюста, перечень тяжелых заболеваний будет приведен в соответствие с Международной классификацией болезней МКБ-10 и дополнит постановление правительства «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений». Авторы сообщают, что нововведения направлены на «гуманизацию законодательства», а необходимость корректировки действующих норм показали обращения граждан и НКО и результаты анализа правоприменения законодательства в сфере охраны здоровья лиц, находящихся под стражей.
По данным Минюста, данные продемонстрировали «несоответствие ряда заболеваний и степени функциональных нарушений тяжести состояния пациента».
Зампред Общественной наблюдательной комиссии Москвы Ева Меркачева отметила, что перечень «давно требовал обновления». Особенно важно, по ее мнению, что в него вошли не только болезни, «но и состояния».
«Человек в СИЗО может быть парализован, у него ряд болезней, но ни один из этих тяжелых недугов не входит в перечень.
Санитаров в СИЗО нет, заключенные жаловались, что если повезет, то разве что сокамерник отнесет их в туалет»,— говорит она.
Член НКО «Правозащитный совет Санкт-Петербурга» Григорий Михнов-Вайтенко назвал документ Минюста «неожиданно весьма гуманным». «Будем надеяться, что он будет принят, а принятие не затянется»,— сказал он.
При этом господин Михнов-Вайтенко замечает, что «если по целому ряду заболеваний человека невозможно содержать в СИЗО, то возникает вопрос: можно ли с этими заболеваниями держать его в колониях?» Правозащитник считает, что гуманизация законодательства в этой области должна быть объединена «одной концепцией», а «лишение свободы можно заменять штрафами и ограничениями свободы».
Эксперт Института прав человека (внесен в реестр иноагентов) Арсений Левинсон также назвал инициативу Минюста «позитивной работой, которую нужно приветствовать».
«Я не увидел в документе фрагментов, где он был бы хуже, чем тот, что действует в отношении осужденных,— полемизирует он с господином Михновым-Вайтенко.— До этого у осужденных было больше оснований для освобождения по состоянию здоровья, чем у заключенных в СИЗО».
Как “Ъ” ранее сообщили во ФСИН, ежегодно в медико-санитарных частях ведомства на наличие тяжелых заболеваний освидетельствуют около 5 тыс. осужденных (в 2019 году — 5,8 тыс. человек, в 2020-м — 4,4 тыс., в первом полугодии 2021 года — 2,3 тыс.
), из них «около половины» решением судов освобождаются от отбывания наказания в связи с болезнью (2,3 тыс., 1,8 тыс. и 879 человек соответственно). Перечень болезней, по которым осужденный освобождается от наказания, был утвержден в 2017 году.
Статистику о положении дел в российских СИЗО в ведомстве не предоставили.
Григорий Михнов-Вайтенко обратил внимание и на необходимость изменений в правоприменительной практике, «которая обычно важнее, чем то, что написано в законе».
«Если не будет четко прописан регламент процедуры, если не будет дана возможность независимого медицинского освидетельствования, закон будет бумагой»,— отмечает он.
Ранее в Минюсте сообщили “Ъ”, что «в процессе процедуры общественного обсуждения законопроекты могут быть доработаны». “Ъ” направил запрос в Минюст с просьбой рассказать о возможных корректировках законопроекта, но ответа пока не получил.
Мария Литвинова
Решение Верховного суда: Решение N АКПИ16-307 от 25.05.2016 Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция
- ВЕРХОВНЫЙ СУД
- РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Дело №АКПИ16-307
- РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Москва 25 мая 2016 г.
Верховный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего
судьи Верховного Суда Романенкова Н.С.
Российской Федерации
судей Верховного Суда Борисовой Л.В.
Российской Федерации Иваненко Ю.Г.
при секретаре Паршине Н.А.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Шаханова А В о признании частично недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 г. № 3 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений»,
установил:
согласно Перечню тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 г. № 3, болезни глаз, сопровождающиеся полной слепотой относятся к тяжелым заболеваниям, препятствующим, содержанию под стражей.
Гражданин Шаханов А.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 г.
№ 3 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений», ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 1 статьи 9 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Как указывает административный истец, в связи с расследованием по уголовному делу он был заключен под стражу, где у него ухудшилось состояние здоровья После медицинского обследования ему проведена операция в отделении
и поставлен диагноз « ». По ходатайству защиты проведено его медицинское освидетельствование, согласно которому у него отсутствуют тяжелые заболевания, препятствующие содержанию под стражей Между тем, — это заболевание глаз, сопровождающееся полной слепотой.
В разделе «Болезни глаза и его придаточного аппарата» Перечня тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, отсутствуют наименования заболеваний и четкие медицинские критерии состояния больного органа, что не отвечает принципу правовой определенности, нарушает права на охрану здоровья и получение квалифицированной медицинской помощи, а также право на своевременное, до наступления тяжких последствий для подозреваемого или обвиняемого, освобождение из-под стражи в связи с наличием тяжелого заболевания.
Административный истец Шаханов А.В. извещен о времени и месте судебного разбирательства.
Адвокат Арибджанов Р.Т., представляющий интересы административного истца Шаханова А.В.
, поддержал в судебном заседании заявленные требования и пояснил, что в результате применения оспариваемого нормативного правового акта следователем было отказано в удовлетворении ходатайства об изменении меры пресечения Шаханову А.
В., поскольку диагностированная у него ведущая к полной потере зрения, не была признана заболеванием, препятствующим содержанию под стражей.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству юстиции Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний Министерству здравоохранения Российской Федерации (поручение от 31 марта 2016 г. № СП-П4-1769).
Представители Правительства Российской Федерации Новицкий С.С Павлов А.В., Андре А.А. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения адвоката Арибджанова Р.Т., представляющего интересы административного истца Шаханова А.В., представителей Правительства Российской Федерации Новицкого С.С., Павлова А.В., Андре А.А., пояснения специалиста Киселевой О.А.
, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.
Ф полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью первой.
1 статьи 110 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации мера пресечения в виде заключения под стражу также изменяется на более мягкую при выявлении у подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления тяжелого заболевания препятствующего его содержанию под стражей и удостоверенного медицинским заключением, вынесенным по результатам медицинского освидетельствования. Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, порядок их медицинского освидетельствования и форма медицинского заключения утверждаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований федерального законодателя Правительство Российской Федерации 14 января 2011 г. издало постановление № 3 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений», которым утвержден перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений (далее — Перечень).
Текст нормативного правового акта опубликован в «Российской газете» 21 января 2011 г., Собрании законодательства Российской Федерации 24 января 2011 г.
Перечень включает заболевания, затрагивающие различные системы человеческого организма, а также включает раздел «Болезни глаза и его придаточного аппарата».
Согласно Международной классификации болезней МКБ-10, одобренной Всемирной организацией здравоохранения, Класс VII «Болезни глаза и его придаточного аппарата» включает болезни век, слезных путей и глазницы болезни конъюктивиты, болезни склеры, роговицы, радужной оболочки и цилиндрического тела, болезни хрусталика, болезни сосудистой оболочки и сетчатки, глаукома, болезни стекловидного тела и глазного яблока, и другие Перечнем к тяжелым заболеваниям, препятствующим содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых, отнесены такие болезни глаз, которые сопровождаются полной слепотой. Под состоянием полной слепоты понимается исход, к которому могут привести заболевания, травмы либо осложнения иного сопутствующего или хронического заболевания. При этом наличие того или иного заболевания глаза и его придаточного аппарата не всегда может привести к слепоте.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г.
№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусматривает создание врачебной комиссии в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, а также принятия решения по иным медицинским вопросам (частью 2 статьи 48). В частности, такие комиссии создаются для дачи медицинского заключения о наличии или об отсутствии у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания.
- Медицинское освидетельствование лица согласно части 1 статьи 65 данного Федерального закона представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.
- Оспариваемые положения нормативного правового акта являются ясными и определенными и не допускают их неоднозначного толкования учитывают как правовое положение подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, так и наличие у них выявленных тяжких заболеваний, препятствующих содержанию под стражей, в том числе болезни глаз, сопровождающихся полной слепотой.
- Статьей 9 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в ходе уголовного судопроизводства запрещаются осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья (часть 1).
Оспариваемые положения нормативного правового акта направлены на защиту интересов подозреваемых или обвиняемых и не могут расцениваться как нарушающие их права, поскольку не ограничивают Перечень указанием на конкретные заболевания, а предусматривают в каждом случае проведение медицинских исследований, направленных на установление наличия или отсутствия у указанных лиц тяжелого заболевания, препятствующего содержанию под стражей. При этом учитывается тяжесть заболевания критерий, определяющий степень поражения органов и (или) систем организма человека либо нарушения их функций, обусловленные заболеванием либо его осложнением, как это определено в пункте 20 статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В случае выявления у подозреваемого или обвиняемого в установленном порядке заболевания, препятствующего содержанию под стражей действующее правовое регулирование предполагает незамедлительное разрешение вопроса об изменении данной меры пресечения, что направлено на охрану жизни и здоровья этих участников уголовного судопроизводства и обеспечивает защиту их прав и законных интересов. Получение лицом или органом, в производстве которых находится уголовное дело, медицинского заключения, содержащего вывод о наличии у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей, влечет за собой обязанность принятия решения об изменении или отмене данной меры
пресечения.
В соответствии с частью 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения. Положения данной нормы распространяются на осужденных, тогда как оспариваемые положения нормативного правового акта распространяют свое действие только на подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, и не могут входить противоречие с указанной нормой.
По делам об оспаривании нормативных правовых актов, суд проверяет нормативный правовой акт на предмет соответствия нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Следовательно, ссылки административного истца на приказ Минздрава России и Минюста России от 9 августа 2001 г.
№ 311/242 «Об освобождении от отбывания наказания осужденных к лишению свободы в связи с тяжелой болезнью», которым утвержден перечень заболеваний, который может быть использован в качестве основания для представления к освобождению от отбывания наказания осужденных к лишению свободы, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
- В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
- На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
- решил:
в удовлетворении административного искового заявления Шаханова А В о признании частично недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 г. № 3 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений» отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме председательствующий судья Верховного Суда Н.С. Романенков Российской Федерации судьи Верховного Суда Л.В. Борисова Российской Федерации
ЮГ. Иваненко