Полезное

П. 3 ст. 275

Базовая цена по гособоронзаказу определяется затратным методом. Это фиксированная стоимость продукции, от которой отталкиваются заказчики и поставщики. Все участники ГОЗ обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по каждому контракту.

Прибыль, или доходы по ГОЗ, — это финансовый результат по контракту. В ПП РФ № 1465 от 02.12.

2017 определяется размер прибыли по 275-ФЗ для поставщиков в составе цены — не более 1 % от плановых привнесенных затрат и не более 25 %, но и не менее 10 % от собственных затрат организации на поставку (п. 54 ПП РФ № 1465).

Для головного исполнителя показатели другие: если доля его собственных затрат в себестоимости продукции 20 % и более, то плановая рентабельность устанавливается на уровне не менее 5 %.

В контракте указываются не проценты плановой рентабельности, а рассчитанный размер прибыли по ГОЗ в абсолютных величинах. В ходе исполнения госконтракта это значение изменяться не может. Рентабельность отражается в бухучете по общему правилу. В 275-ФЗ прибыль оговаривается в ч. 3 ст. 8, там же описываются обязанности головного исполнителя.

Расходы — это издержки, которые несут участники гособоронзаказа. По правилам при расчете расходов по контракту необходимо учитывать расходы на такие позиции:

  • материалы;
  • оплату труда;
  • взносы на ОСС;
  • подготовку и освоение производства;
  • спецоснастку;
  • специальные затраты — это содержание испытательных подразделений и лабораторий, спецпомощь сторонних организаций, изготовление техдокументации, устранение конструктивных недостатков, добровольное страхование и др.;
  • общепроизводственные и общехозяйственные издержки;
  • командировки;
  • прочие прямые издержки.

Траты по ГОЗ учитываются как по каждому госконтракту, так и в разрезе калькуляционных статей затрат. Такой учет необходим для формирования полноты себестоимости продукции.

Каким методом считать цену по ГОЗ

Правительство РФ установило предельный уровень рентабельности при исчислении цен на продукцию ГОЗ (п. 3 ч. 1 ст. 12 275-ФЗ). Регламент расчета и нормирования прибыли закреплен в разделе 4 ПП РФ № 1465. Кроме того, в постановлении № 1465 описаны методы определения цены по гособоронзаказу (п. 9 ПП РФ № 1465):

  • метод анализа рыночных индикаторов;
  • метод сравнимой цены;
  • затратный метод.

Если методы анализа рыночных индикаторов и сравнимой цены не применяются для определения цены на продукцию ГОЗ и базовая цена такой продукции не сформирована, то итоговая цена определяется затратным методом.

Если же базовую цену на продукцию сформировали, то цену на следующий год и плановый период определяют методом индексации базовой цены или индексации по статьям базовых затрат, используя базовые экономические показатели по ГОЗ (ПП РФ № 1465).

Что включается в издержки по ГОЗ

Состав затрат по гособоронзаказу определяется Приказом Министерства промышленности и торговли № 334 от 08.02.2019. Приказ № 334 закрепляет порядок определения состава расходов, которые учитываются при формировании цены на продукцию ГОЗ. Общий список расходной части калькуляции представлен в приложении № 1 к приказу № 334.

В таблице — состав прямых издержек по гособоронзаказу:

Вид затрат по статьям калькуляции Норматив — пункт в приказе № 334
Материальные — на приобретение материальных ресурсов, которые относятся на себестоимость продукции (включая надбавки и комиссионные вознаграждения) В п. 13 приказа № 334 закреплено, что входит в сырье и материалы в распределении прибыли по ГОЗ:

  • приобретение сырья и материалов, вспомогательных материалов;
  • полуфабрикаты;
  • возвратные отходы;
  • комплектующие;
  • топливо и энергия на технологические цели и пр.
Оплата труда — основная зарплата и дополнительная оплата труда служащих, которые непосредственно участвуют в производственном процессе П. 14
Страховые взносы на обязательное социальное страхование — уплата страховых взносов на ОСС (в том числе пенсионное, медицинское страхование и страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний) П. 15
На подготовку и освоение производства. Подразделяется на подготовку и освоение новых видов продукции и пусковые затраты П. 16. Состав пусковых издержек закреплен в приложении № 2 приказа, на подготовку и освоение новых видов продукции — в приложении № 3.
На специальную технологическую оснастку — изготовление, приобретение, ремонт и поддержание в рабочем состоянии техоснастки целевого назначения П. 17
Специальные затраты — это издержки, которые включаются в себестоимость пропорционально количеству изготовленной продукции или трудоемкости годовой производственной программы отдельной статьей калькуляции П. 18. Состав закреплен в приложении № 4 приказа
Командировки — служебные командировки основных работников, непосредственно связанных с производством продукции по ГОЗ П. 21
Прочие прямые — обязательные виды страхования при производстве продукции, НИОКР, обязательная сертификация продуктов и услуг и прочие издержки П. 22
Специальное оборудование для научных или экспериментальных работ П. 34
Привнесенные затраты по работам и услугам, выполняемым сторонними предприятиями П. 35, абз.10, п. 41, абз. 7, п. 45.1

К общепроизводственным относятся издержки на управление и обслуживание производственного процесса (п. 19 приказа). Полный состав представлен в приложении № 5. Общепроизводственные расходы формируются полностью по учреждению или каждому конкретному подразделению. Включаются в себестоимость пропорционально базе распределения по выбранному показателю прямого метода.

Общехозяйственные затраты (п. 20 приказа) — это расходы, которые непосредственно связаны с административным управлением, ведением хозяйственной деятельности, содержанием имущественных объектов предприятия.

Они включаются в себестоимость продукции гособоронзаказа пропорционально базе распределения по выбранному показателю прямых издержек или списываются на счета продаж после завершения отчетного периода.

Полный состав общехозяйственных и административно-управленческих расходов (п. 27) закреплен в приложении № 6 приказа.

В нормативах по гособоронзаказу разъясняется, что относится к привнесенным затратам по ГОЗ: издержки на приобретение товаров, работ или услуг, которые покупаются у сторонних организаций с целью изготовления продукции по ГОЗ.

Группировка издержек по статьям калькуляции осуществляется в зависимости от их целевого назначения с использованием прямых и косвенных методов отнесения расходов на себестоимость продукции. Для издержек по ГОЗ ведется постатейный раздельный учет. ПП РФ № 1465 определяет, что относится к собственным затратам по ГОЗ, — это вся разница между привнесенными затратами и себестоимостью.

Преимущество при расчете себестоимости отдается прямому методу по каждому виду и году производства продуктов по гособоронзаказу. Если заключается контракт с единственным поставщиком (подрядчиком или исполнителем) по гособоронзаказу, то при расчете расходных статей необходимо воспользоваться формами, утвержденными Приказом ФАС № 1138/19 от 26.08.2019.

Как подсчитывают затраты

В приказе № 1138/19 уточняется, что такое РКМ в оборонзаказе, — это расчетно-калькуляционные материалы. В них постатейно отражаются фактические затраты по итогам завершения работы в соответствии с данными бухгалтерского учета. Формы плановых калькуляций используют как обосновывающий документ при подготовке протокола согласования цены на продукцию по ГОЗ.

Нажмите на картинку, чтобы увеличить ее.

П. 3 ст. 275 П. 3 ст. 275 П. 3 ст. 275

На основании ст. 7.

1 275-ФЗ заказчик в обязательном порядке включает в контракт условие о возмещении задела — расходов на запасы продукции, сырья, комплектующих, необходимых для выполнения работ по ГОЗ и приобретенных исполнителем ранее за счет собственных денежных ресурсов. Такое возмещение производится только при предварительном согласовании между государственным заказчиком, головным исполнителем и исполнителем и в рамках цены, указанной в госконтракте.

Об обязанностях налогового агента в отношении налога на прибыль

П. 3 ст. 275А. Е. Кочерженкоавтор статьи, консультант по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения

Как правило, налог на прибыль уплачивает тот, кто непосредственно прибыль получает – то есть поставщик товаров, работ или услуг.

Однако в случаях, в которых покупатель признается налоговым агентом, происходит обратное – обязанность по уплате налога на прибыль берет на себя покупатель.

 Чтобы правильно идентифицировать подобные ситуации рассмотрим условия, при которых организация становится налоговым агентом в отношении налога на прибыль.

Также как и возникновение обязанностей налогового агента по НДС, возникновение у организации обязанностей налогового агента по налогу на прибыль не обусловлено наличием у нее статуса плательщика данного налога. Поэтому налоговыми агентами по налогу на прибыль признаются в том числе и лица, не являющиеся плательщиками налога на прибыль.

Обязанности налогового агента по налогу на прибыль компания исполняет в двух случаях:

  1. если она выплачивает иностранной организации доходы от источников в РФ, не связанные с постоянным представительством в РФ – на основании пункта 4 статьи 286 Налогового кодекса;
  2. если, являясь российской организацией, компания выплачивает дивиденды налогоплательщикам – российским организациям – на основании пункта 3 статьи 275, а также пункта 5 статьи 286 Налогового кодекса.
Читайте также:  Правило адвалорной доли

Анализируя первый случай, обратимся к статье 309 Налогового кодекса. Перечень доходов от источников в России, при выплате которых налог на прибыль исчисляет и уплачивает налоговый агент, содержится в п. 1 ст. 309 НК РФ.

№ п/п Наименование доходов Основание
1 Дивиденды, выплачиваемые иностранной организации – акционеру (участнику) российских организаций Пп. 1 п. 1 ст. 309 НК РФ Облагаются по ставке 15% в соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ.
2 Доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации (с учетом положений п. п. 1 и 2 ст. 43 НК РФ) Пп. 2 п. 1 ст. 309 НК РФ Облагаются по ставке 20% в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ.
3
  • Процентный доход от следующих долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации:
  • — государственные и муниципальные эмиссионные ценные бумаги, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов;
  • — иные долговые обязательства российских организаций
Пп. 3 п. 1 ст. 309 НК РФ Облагаются с учетом особенностей п. 4 ст. 284 НК РФ, по ставкам 15%, 9% или 0%.
4
  1. Доходы от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности.
  2. К таким доходам, в частности, относятся платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или за предоставление права использования:
  3. — любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая кинематографические фильмы и фильмы или записи для телевидения или радиовещания;
  4. — любых патентов, товарных знаков, чертежей или моделей, планов, секретной формулы или процесса;
  5. — информации, касающейся промышленного, коммерческого или научного опыта
Пп. 4 п. 1 ст. 309 НК РФ Облагаются по ставке 20% в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ.
5 Доходы от реализации акций (долей) организаций, более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей), за исключением акций, признаваемых обращающимися на ОРЦБ в соответствии с п. 9 ст. 280 НК РФ Пп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ Облагаются по ставке 20% в соответствии с п. 1 ст. 284 НК РФ, либо с пп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ.
6 Доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации Пп. 6 п. 1 ст. 309 НК РФ Облагаются по ставке 20% в соответствии с п. 1 ст. 284 НК РФ либо с пп. 1 п. 2 ст. 284 НК.
7
  • Доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории РФ, в том числе:
  • — доходы от лизинговых операций;
  • — доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках
Пп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ Облагаются с учетом особенностей пп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ и пп. 2 п. 2 ст. 284, по ставкам 10%, 20%.
8
  1. Доходы от международных перевозок (в том числе демередж и прочие платежи, возникающие при перевозках), в том числе:
  2. — доходы от перевозок морским, речным или воздушным судном;
  3. — доходы от перевозок автотранспортным средством или железнодорожным транспортом
Пп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ Облагаются по ставке 10% в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ.
9 Штрафы и пени за нарушение российскими лицами, государственными органами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств Пп. 9 п. 1 ст. 309 НК РФ Облагаются по ставке 20% в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ.
10 Доходы от реализации (в том числе от погашения) инвестиционных паев, закрытых ПИФов, относящихся к категории рентных фондов либо фондов недвижимости Пп. 9.1 п. 1 ст. 309 НК РФ Облагаются по ставке 20% в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ.
11 Иные аналогичные доходы Пп. 10 п. 1 ст. 309 НК РФ Облагаются по ставке 20% в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ.

Стоит обратить внимание на то, что на основании пункта 1 статьи 310 Налогового кодекса, при выплате иностранной организации поименованных выше доходов налоговыми агентами выступают не только российские, но и иностранные организации, действующие на территории РФ через постоянное представительство. При каждой такой выплате налоговый агент обязан удержать налог на прибыль.

Анализируя сделки с иностранными контрагентами, необходимо учитывать, что согласно пункту 2 статьи 309 Налогового кодекса, доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в подпунктах 5 и 6 пункта 1 статьи 309, а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

Также не признаются доходами от источников в Российской Федерации премии по перестрахованию и тантьемы, уплачиваемые иностранному партнеру.

Рассматривая второй случай, согласно которому компания становится налоговым агентом при выплате дивидендов налогоплательщикам – российским организациям, необходимо помнить о том, что вышеуказанные дивиденды облагаются налогом на прибыль по ставке 13% на основании пп. 2 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса. Также, при соблюдении определенных условий, указанных в пп. 1 пункта 3 статьи 284 НК, к вышеуказанным дивидендам может применяться ставка налога на прибыль 0%.

Расчет налога на прибыль с доходов в виде дивидендов, выплачиваемых российским организациям, налоговый агент отражает в подразделе 1.3 разд. 1 и листе 03 декларации по налогу на прибыль, форма которой утверждена Приказом ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/600@.

  • Не позднее 28 календарных дней со дня окончания отчетного периода компания – налоговый агент – должна предоставить в налоговую инспекцию расчет, содержащий сведения о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и налогах, удерживаемых из выплат иностранным организациям.
  • Что касается срока уплаты налога, исполняя обязанности налогового агента, компания должна перечислить налог на прибыль в бюджет в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 287 Налогового кодекса – то есть не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода – независимо от причин, в результате которых обязанности налогового агента возникли.
  • В завершение статьи об обязанностях налогового агента по налогу на прибыль хотелось бы добавить, что пренебрежение вышеуказанными обязанностями влечет за собой существенные штрафные санкции, а именно:
  • за неисполнение (несвоевременное или неполное исполнение) обязанностей налогового агента – взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению, согласно 123 статье Налогового кодекса,
  • в случае неуплаты (несвоевременной уплаты) налога – начисление пени на сумму недоимки на основании статьи 75 Налогового кодекса.

Поэтому, чтобы избежать налоговых санкций, необходимо своевременно анализировать сделки с контрагентами на предмет налогообложения.

А в случае, если хозяйственная операция кажется вам подозрительной и вызывает желание лишний раз проверить, не скрываются ли в ней обязанности налогового агента, система СПС КонсультантПлюс и наши эксперты придут на помощь и помогут развеять любые сомнения.

Расчет налога на прибыль при выплате дивидендов российской организации

Организация, выплачивающая дивиденды российскому юридическому лицу, признается агентом по налогу на прибыль в соответствии с п. 3 ст. 275 НК РФ. При этом, если компания имеет организационно-правовую форму в виде АО, то в силу п. 7 ст. 275 обязанности налогового агента у нее возникают в том случае, если лицевые счета акционеров открыты в реестре акционеров, и они получают дивиденды непосредственно от АО. Если акции учтены на лицевом счете депозитария — номинального держателя, то именно он (а не акционерное общество) будет налоговым агентом.

В общем случае сумма налога на прибыль, удерживаемого при выплате дивидендов российскому ЮЛ, рассчитывается по формуле (п. 5 ст. 275 НК РФ):

  • Н = К х Сн х (Д1-Д2)
  • Н — сумма налога, подлежащего удержанию;
  • К — отношение суммы дивидендов, подлежащих распределению в пользу налогоплательщика — получателя дивидендов, к общей сумме дивидендов, подлежащих распределению российской организацией;
Читайте также:  Пониженный уровень ответственности

Сн — налоговая ставка (13%), установленная п. 3 ст. 284 НК РФ;

Д1 — общая сумма дивидендов, подлежащая распределению в пользу всех получателей;

Д2 — общая сумма дивидендов, полученных от других организаций, акционером (участником) которых получатель является.

Показатель Д2 с 1 января 2021 г. считается по-новому. Так, в его расчет по прежнему принимаются только дивиденды, то есть за минусом налогов, и те, которые ООО ранее не учитывало при расчете налога с выплаченных дивидендов (Письмо Минфина от 31.01.2020 № 03-04-07/6168), при этом исключаемых сумм стало больше. В показатель не включаются (п. 5 ст. 275 НК РФ):

  • дивиденды, облагаемые по ставке 0%;
  • дивиденды, полученные от иностранных организаций, фактическим источником выплаты которых являются российские организации, на которые ООО имеет фактическое право и к которым применялись нулевые налоговые ставки;
  • дивиденды, полученные от иностранной организации, на которые ООО имеет фактическое право.

Если сумма полученных дивидендов, облагаемых по ставке 13%, превышает сумму выплачиваемых дивидендов (Д1 В этом случае налог не исчисляется и не возмещается из бюджета.

При определении величины Д2 в расчет принимаются дивиденды за вычетом ранее исчисленного с них налога, полученные как от российских, так и от иностранных организаций (за исключением дивидендов, облагаемых по ставке 0%) (Письмо Минфина от 11.06.2014 № 03-08-05/28295).

Если организация, выплачивающая дивиденды, не является участником (акционером) и не получает ни от кого дивиденды (то есть показатель Д2 равен нулю), формула примет следующий вид:

Н = К х Сн х Д1

Пп. 1 п. 3 ст.

 284 НК РФ установлено, что налоговая ставка 0 % применяется к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50% вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 % общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов.

Дивиденды в 2021 году. Как начислять, распределять, удерживать налоги

Как платить налоги с дивидендов в 2021 году: размер ставок, порядок расчета | «Правовест Аудит»

Правила исчисления налогов с дивидендов в 2021 году претерпели значительные изменения, которые затронули как налог на прибыль, так и НДФЛ. Разберемся, какие поправки нужно учесть организациям, выплачивающим дивиденды 2021 году и выполняющим обязанности налоговых агентов.

С 2021 года уточнен перечень доходов, приравненных к дивидендам в целях налогообложения.

Согласно общему правилу, дивиденды представляют собой часть прибыли компании, оставшейся после налогообложения, которая распределяется между участниками, акционерами пропорционально их долям (акциям) в уставном капитале компании (п.1 ст.43 НК РФ).

Кроме того, налоговое законодательство приравнивает к дивидендам «прибыль» от выплат, полученных акционером (участником) при выходе из организации или при распределении имущества ликвидируемой организации.

До 2021 года для определения налоговой базы («прибыли») по таким дивидендам из указанных выплат исключалась только фактически оплаченная акционером (участником) стоимость акций (долей, паев) организации.

С 2021 налогоплательщик-организация получил право уменьшать полученные выплаты для целей налогообложения также на сумму денежного вклада в имущество организации, который не был возвращен участнику в виде «безвозмездных денежных средств» ранее, до момента его выхода или ликвидации общества (подп. 1 п. 1 ст. 250 НК РФ в ред. Федерального закона от 09.11.2020 № 368-ФЗ).

Обратите внимание, что аналогичных изменений в отношении расчета приравненных к дивидендам выплат, учитываемых при исчислении НДФЛ не внесено.

Участник (акционер) —физическое лицо, как и ранее, вправе уменьшить выплаты, полученные при выходе из организации / распределении имущества при ликвидации только на сумму расходов на приобретение акций (долей, паев) ликвидируемой организации (подп. 1 п. 1 ст. 208 НК РФ). Денежный вклад в имущество налогооблагаемый доход не уменьшает.

Еще одно изменение в НК РФ относится к квалификации в качестве дивидендов выплат иностранным лицам.

С 2021 к дивидендам, выплачиваемым иностранным лицам — пайщикам паевого инвестиционного фонда, приравнен доход от доверительного управления имуществом фонда пропорционально доле иностранной организации в праве общей собственности на имущество фонда (подп. 1 п. 1. ст. 309 НК РФ в ред. Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

К сведению! Если выплата дивидендов регулируется международным договором, и он содержит иное определение понятия «дивиденд», то необходимо руководствоваться понятием, закрепленным в международном договоре (п. 1 ст. 7 НК РФ). Также дивидендами являются доходы, получаемые из источников за пределами Российской Федерации, относящиеся к дивидендам в соответствии с законодательствами иностранных государств (абз.2 п.1 ст.43 НК РФ).

С 01.01.2021 года введена прогрессивная ставка НДФЛ — 15% для налоговых резидентов РФ, получающих доход более 5 млн руб. в год (в том числе доход в виде полученных дивидендов).

При превышении указанного порога применяется комбинированная налоговая ставка: налог рассчитывается как 650 тыс. руб. (т.е. 5 млн руб. * 13%) и 15 % от суммы превышения 5 млн руб. (п. 1 ст. 224 НК РФ в редакции Федерального закона от 23.11.2020 № 372-ФЗ).

Если годовой доход составляет менее 5 млн руб. (включительно) НДФЛ исчисляется по ставке 13%.

Обратите внимание! На 2021 — 2022 годы законодатель установил переходный период, в течение которого прогрессивная ставка применяется к каждой налоговой базе, указанной в п. 2.1 ст. 210 НК РФ, в т.ч. в отношении доходов от долевого участия, отдельно (п. 3 ст.

 2 Федерального закона от 23.11.2020 № 372-ФЗ). В дальнейшем база для применения ставки 15 % будет определяться по совокупности всех налоговых баз, установленных п. 2.1 ст. 210 НК РФ. Однако доходы от дивидендов все равно будут облагаться отдельно от других доходов (п. 2, 3 ст.

 214 НК РФ).

Иными словами, чтобы была применена ставка 15 % в отношении дивидендов, налогоплательщик в течение года должен получить доходы более 5 млн руб. именно от долевого участия (п. 3 ст. 214 НК РФ в ред. Федерального закона от 17.02.2021 № 8-ФЗ).

Кира ТрунтаеваВедущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию

В отношении дивидендов, выплачиваемых физическим лицам, не являющимся налоговыми резидентами РФ, сохранена ставка 15 %, которая не ставится в зависимость от размера полученного дохода (п. 3 ст. 224 НК РФ).

С 2021 года расчет НДФЛ по дивидендам у налоговых резидентов производится налоговым агентом на дату фактического получения дохода нарастающим итогом с начала налогового периода с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога (п. 3 ст. 226 НК РФ в ред. Федерального закона от 23.11.2020 № 372-ФЗ).

Ранее доходы от долевого участия в организации были исключены из перечня доходов, НДФЛ по которым исчисляется нарастающим итогом.

По мнению автора, это означает, что при приобретении статуса налогового резидента в течение года, НДФЛ с дивидендов налогоплательщика, полученных им с начала года, будет пересчитан по ставкам, применяемым для резидентов и с зачетом ранее удержанного НДФЛ.

  • В отношении налога на прибыль с дивидендов ставки преимущественно остались без изменения, однако добавился ряд правил для применения нулевой ставки иностранными организациями, признавшими себя налоговыми резидентами РФ, а также налоговых резидентов РФ, имеющих фактическое право на получение дохода.
  • В 2021 году для исчисления налога на прибыль применяются следующие ставки.
  • Ставка 0 %
  • По общему правилу нулевая ставка применяется в отношении дивидендов, полученных российской организацией, которая не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности:
  • не менее чем 50 % вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или
  • депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 % общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов.

Соответствующие обстоятельства владения должны быть установлены на день наступления обстоятельства, влекущего за собой обязанность выплаты дивидендов.

Статья 275 с ми. Государственная измена

Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, —
наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

Примечание.

Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарий к статье 275 УК РФ

1. Конституция закрепляет суверенную государственность России, целостность и неприкосновенность ее территории в качестве одной из основ конституционного строя (преамбула, ч. ч. 1 и 3 ст. 4).

Органы государственной власти в пределах своих полномочий осуществляют предусмотренные Конституцией и федеральными законами меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечению обороны страны и безопасности государства (ст. ст. 71, 80, 82, 83, 87, 114 и др. Конституции).

Гарантированные в ст. 29 Конституции свобода мысли и слова, право каждого свободно искать, получать, передавать производить и распространять информацию могут осуществляться любым законным способом.

Эти права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо, в частности, в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Указанные положения определяют конституционно-правовые основания гл. 29 УК.

Читайте также:  Понятие контроля и надзора

Повышенная степень общественной опасности государственной измены обусловлена в первую очередь участием в совершении преступления наряду со специальным субъектом (гражданином России, в том числе бипатридом) иностранного государства или международной либо иностранной организации, которые всеми доступными им средствами способствуют нанесению ущерба безопасности России. Совершение данного преступления гражданином Российской Федерации совместно с зарубежными представителями затрудняет противодействие такой деятельности, поскольку от государства требуется затрата большего количества ресурсов. В немалой мере на степень общественной опасности влияет и отсутствие возможности применения национального законодательства в отношении иностранных субъектов и членов их семей, обладающих дипломатическим статусом.

По общему правилу в соответствии с ч. 5 ст. 15 УК преступление относится к категории особо тяжких преступлений, а также тяжких преступлений в том случае, если судом применены правила ч. 6 ст. 15 УК и назначенное осужденному наказание не превысило семи лет лишения свободы.

3. Объектом государственной измены являются общественные отношения, которые складываются в связи с осуществлением деятельности Российской Федерации по обеспечению своей безопасности, характеризующейся охраной конституционного строя, суверенитета, территориальной целостностью государства.

Суверенитет Российской Федерации по смыслу ст. ст.

3, 4, 5, 67 и 79 Конституции представляет собой верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении и представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус .

———————————
Постановление КС РФ от 07.06.2000 N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательства (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. N 25. Ст. 2728.

Территориальная целостность представляет собой определенные условия, при которых возможен суверенитет государства, в соответствии с которым Российская Федерация гарантирует неизменный статус своих территорий, возлагает на себя обязанности по охране этой целостности от внешних и внутренних угроз, способных нарушить территориальное единство страны.

Обороноспособность Российской Федерации является ключевым фактором военной безопасности страны, предполагает наличие всех необходимых средств и механизмов для эффективного отражения реальных угроз и противодействия потенциальным.

4. Субъект государственной измены специальный, им является гражданин Российской Федерации, достигший 16 лет.

При этом субъектом выдачи государственной тайны выступает только носитель этой тайны: лицо, которому сведения доверены или стали известны по службе (работе), учебе или в иных случаях и на котором лежит обязанность по их неразглашению, либо лицо, оказывающее финансовую, материально-техническую, консультативную или иную помощь иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ.

При этом иностранные граждане или лица без гражданства не являются субъектами данного преступления и не могут привлекаться к уголовной ответственности как исполнители, при этом уголовная ответственность по данной статье может наступить в случае наличия в их действиях одного из видов соучастия (ст. 33 УК). За шпионаж, совершенный иностранным гражданином или лицом без гражданства, ответственность наступает по ст. 276 УК.

5.

С объективной стороны состав государственной измены сконструирован как формальный, что не предполагает наступление каких-либо общественно опасных последствий и может совершаться одним из способов, исчерпывающе определенных в законе: в форме шпионажа, выдачи государственной тайны или ином оказании помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

Так, старший научный сотрудник одного из учреждений Ф. имел доступ к секретным и совершенно секретным сведениям, составляющим государственную тайну. Будучи осведомленным о проявляемом иностранными спецслужбами интересе к тематике решаемых его учреждением вопросов, в поисках источников получения иностранной валюты для последующего выезда на постоянное жительство за границу, Ф.

вошел в контакт с сотрудником посольской резидентуры ЦРУ, работавшим под прикрытием дипломатической должности. Проинформировав его о своих возможностях, Ф. получил от него официальное предложение о сотрудничестве. Выразив согласие, Ф.

на одной из конспиративных встреч передал представителю иностранной разведки собранные им секретные и особо секретные сведения об интересовавшем иностранную разведку изделии и направлениях его дальнейшей разработки. Тогда же Ф. получил присвоенный ему оперативный псевдоним, инструкции об условиях и порядке связи, а также денежное вознаграждение. Действия Ф.

квалифицированы по комментируемой статье как государственная измена в формах шпионажа и выдачи иностранному государству сведений, составляющих государственную тайну в ущерб безопасности РФ .

———————————
Научно-практическое пособие по применению Уголовного кодекса РФ / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2005.

В УК РСФСР ранее были предусмотрены семь форм измены, в том числе переход на сторону врага, бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы, заговор с целью захвата власти. Такие формы государственной измены в настоящее время с учетом правовых позиций КС РФ, высказанных им в своих решениях, признаны противоречащими Конституции .

———————————
Об этом см., например: Постановление КС РФ от 20.12.1995 N 17-П «По делу о проверке конституционности ряда положений пункта «а» ст. 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Смирнова» // Российская газета. 1996. 18 января.

Под финансовой помощью следует понимать передачу денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней или иных ликвидных объектов материального мира, отчуждение нематериальных активов, незаконное предоставление преференций в кредитных, налоговых и других организациях, а также другие действия, способствующие укреплению финансового положения иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей, деятельность которых направлена против безопасности РФ.

Материально-техническая помощь представляет собой удовлетворение потребностей иностранного государства, международной либо иностранной организации или иных представителей в материалах и технических ресурсах.

Она может заключаться в планировании, обеспечении материалами, деталями, изделиями, транспортными средствами, дорожными и строительными машинами, инструментом, схемами и чертежами и ряде других действий в целях, направленных против безопасности РФ.

Под консультационной помощью следует понимать предоставление советов, подсказок, разработку финансовых схем, разработку планов и другие действия, осуществляемые в интересах иностранного государства, иностранной либо международной организации или их представителей.

6. Предметом государственной измены является любая информация, предоставленная иностранным представителям, которой они в состоянии воспользоваться с целью причинения ущерба безопасности РФ .

———————————
Понятие предмета государственной измены дается исходя из высказанной правовой позиции КС РФ в Постановлении от 27.03.

1996 N 8-П «По делу о проверке конституционности статей 1, 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года «О государственной тайне» в связи с жалобами граждан В.М. Гурджиянца, В.Н. Синцова, В.Н.

Бугрова и А.К. Никитина» // СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1768.

В целях защиты безопасности государство относит те или иные сведения в области военной, экономической и других видов деятельности к государственной тайне. В связи с этим ч. 4 ст. 29 Конституции предусмотрено, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Государство вправе также определять средства и способы охраны государственной тайны, в том числе устанавливать уголовную ответственность за ее разглашение и выдачу иностранному государству.

В силу указанной конституционной нормы уголовная ответственность за выдачу государственной тайны иностранному государству правомерна лишь при условии, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в официально опубликованном для всеобщего сведения федеральном законе.

Правоприменительное решение, включая приговор суда, не может основываться на неопубликованном нормативном правовом акте, что вытекает из ч. 3 ст. 15 Конституции .

———————————
Определение КС РФ от 27.05.2004 N 188-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Финкеля Моисея Зусмановича на нарушение его конституционных прав частью пятой статьи 9 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».