П. 3 ст. 105.26
Проверка отчетности ИФНС онлайн получает всё большее распространение среди налогоплательщиков, как и другие современные способы коммуникации с налоговыми органами. С 01.07.2021 эта процедура становится доступнее. О новшествах в этой области расскажем далее.
Анализ бухгалтерской и налоговой отчетности уже много лет является основным методом работы проверяющих органов для выявления ошибок и злоупотреблений, допускаемых предприятиями при ведении хозяйственной деятельности.
Программа налогового мониторинга обеспечивает контроль отчетности: проверяется соответствие ее формы нормативным документам, осуществляется проверка заполнения каждого поля отчета.
Данные, предоставленные организацией, проверяются с помощью системы контрольных соотношений, разработанных для каждого региона.
Для проведения мониторинга налогоплательщик предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета, что, в свою очередь, освобождает ее от проведения камеральных и выездных налоговых проверок и сохраняет за налоговым органом возможность проверки полноты и своевременности исчисления (уплаты) обязательных платежей, предусмотренных налоговым законодательством РФ.
В феврале 2022 года вступил в силу приказ ФНС России от 23.12.2021 № ЕД-7-23/1142, который устанавливает порядок получения доступа налоговых органов к информационным системам организации. 2022 год — это период подготовки информационных систем организаций к интеграции с АИС «Налог-3».
Новая программа налогового мониторинга отчетности
Учитывая всё большую информированность контролеров о деятельности налогоплательщиков, некоторые из них на добровольной основе подключаются к программе налогового мониторинга.
Уже более 20 крупнейших российских компаний, среди которых есть как представители добывающей отрасли, так и области информтехнологий, связи, предоставили налоговикам доступ к своей отчетности в режиме онлайн.
Программа работает в России с 2016 года и базируется на опыте контролирующих служб других стран.
Участники новой программы мониторинга имеют возможность запросить мотивированное мнение налогового органа о правильности исчисления налогов по проводимым или планируемым хозоперациям. Такой инструмент называется налоговый руллинг.
При этом компания сможет своевременно скорректировать ошибки, а кроме того, не будет подвергнута налоговым санкциям, если она четко придерживалась рекомендаций налоговиков. Даже если окажется, что эти рекомендации не совсем корректны.
Преимущества участия в программе онлайн-мониторинга:
- Как показал опыт, затраты компаний, связанные с проведением проверок, сокращаются почти на 30%.
- Быстрое решение спорных вопросов с налоговиками.
- Проявляя лояльность к госорганам, предприятие вправе рассчитывать на соответствующую реакцию государства.
Кроме того, налогоплательщик может получить налоговый рейтинг, т. е. комплексную оценку налоговой добросовестности. Присуждая организации рейтинг, налоговики изучают системы ее внутреннего контроля, просчитывают налоговые риски, оценивают взаимоотношения с налоговыми органами и платежную дисциплину по уплате налогов. При этом гарантируется полная конфиденциальность.
О нюансах и сроках проведения налогового мониторинга читайте в КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе и бесплатно переходите в Готовое решение.
В каких случаях можно обратиться в фнс для проведения мониторинга
Чтобы обратиться в ИФНС с заявлением о проведении налогового мониторинга, налогоплательщик должен соответствовать следующим критериям:
до 30.06.2021 включительно:
Исключение сделано для организаций, в отношении которых налоговый мониторинг уже проводится: для принятия налоговым органом в порядке, предусмотренном п. 4 или п. 7 ст. 105.27 НК РФ, решения о проведении мониторинга в отношении этих организаций выполнение указанных условий необязательно (п. 3 ст. 105.26 НК РФ).
Все о налоговом мониторинге как новой форме налогового контроля | «Правовест Аудит»
Налоговый мониторинг предоставляет компаниям значительные преимущества, так как помогает свести к минимуму налоговые риски. А значит, можно не опасаться будущих доначислений.
Теперь налоговый мониторинг стал доступнее, но по-прежнему актуален только для крупных налогоплательщиков.
Рассмотрим, стоит ли компаниям переходить на налоговый мониторинг и существует ли альтернатива для минимизации налоговых рисков.
Налоговый мониторинг — это форма налогового контроля, при которой обычные проверки со стороны налоговой инспекции заменяют на онлайн-взаимодействие путем предоставления инспекторам удаленного доступа к информационным системам и отчетности. Иными словами, инспекция контролирует правильность расчета и своевременность перечисления платежей в бюджет в режиме реального времени.
Контролю подлежат: налоги, сборы, страховые взносы, а также те обязательства, которые компания должна исполнять в качестве налогового агента (п. 1 ст. 105.26 НК РФ). Например, подлежит налоговому мониторингу НДС, уплачиваемый за иностранное юридическое лицо.
Если проверяемое лицо — участник консолидированной группы налогоплательщиков, то в целях налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков проверяющие также смотрят корректность определения доходов и расходов.
Налоговый мониторинг проводят на добровольной основе. При этом проверяемому лицу следует соответствовать обязательным критериям (о них расскажем ниже).
Проведение налогового мониторинга несет в себе определенные преимущества. В частности, это:
- экономия времени за счет отмены традиционных форм контроля, в т.ч. камеральных проверок (за некоторым исключением);
- уменьшение количества истребуемых документов и др.;
- возможность оперативного согласования вопросов налогообложения планируемых и уже совершенных операций (налоговая инспекция предоставляет мотивированное мнение относительно той или иной сделки);
- отсутствие штрафов и пени в случае выполнения мотивированного мнения налогового органа.
Таким образом, налоговый мониторинг — это гарант снижения налоговых рисков и, следовательно, доначислений по результатам налоговых проверок. Это способствует наиболее точному прогнозу налоговой нагрузки в обозримом будущем.
Однако на ряду с преимуществами у налогового мониторинга есть и недостатки:
- постоянный контроль со стороны инспекторов;
- необходимость настройки доступа проверяющим к информационным системам компании и обязательность постоянного обновления данных в IT-программах;
- повышенный риск утечки конфиденциальной информации из-за расширенного доступа к системе;
- прозрачность учета и, как следствие, риск увеличения обязательных платежей;
- высокие требования к системам внутреннего контроля и учета;
- существенные затраты на налоговый мониторинг (трудовые, материальные и временные).
УЗНАЙТЕ, ПОДЛЕЖИТЕ ЛИ ВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ АУДИТУ
Выездная налоговая проверка: принцип проведения и как ее избежать в 2023 году
Несмотря на широчайшие полномочия, которые ИФНС получает при выездной проверке, отдельного определения ей Налоговый кодекс не дает. Но определение можно вывести самостоятельно, если проанализировать текст ст. 82, ст. 88 и ст. 89 НК РФ, где говорится про этот вид проверки.
Выездная налоговая проверка — мероприятие налогового контроля, в рамках которого, проверяющие могут присутствовать на территории налогоплательщика и изучать правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период на основании любых документов.
В этом и заключается ее коренное отличие от камеральной проверки, при которой инспекторы находятся исключительно в стенах ИФНС, а ревизия охватывает лишь данные из конкретной декларации или расчета налогоплательщика.
В рамках выездной проверки инспекторы могут изучать любые документы по тем налогам, в отношении которых она назначена — как по одному, так и по нескольким налогам. В том числе, вообще по всем налогам, которые платит компания (ИП).
А вот период, или как еще говорят, «глубина» проверки ограничен. В рамках ВНП можно контролировать уплату налогов не больше, чем за три года, предшествующих тому, в котором она назначена (п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом инспекторы могут также изучать и обязательства за текущий год — тот, в котором началась ВНП.
Так, если проверка назначена в 2023 году, то под нее могут попасть 2020, 2021, 2022 годы и уже прошедшая часть 2023 года. А вот «взять под контроль» 2019 год и предшествующие периоды ИФНС не сможет.
Единственное исключение — если сам налогоплательщик подал уточненку во время проверки. В этом случае ИФНС вправе проверить также период, к которому она относится, даже если он выходит за пределы трех лет. Но при этом проверка должна касаться только внесенных уточнений (п. 42 Обзора судебной практики № 3 (2018), утв. Президиумом ВС 14.11.2018).
На протяжении последних 15 лет выездные налоговые проверки носят плановый характер. Известны и критерии, на основании которых составляется этот план: они приведены в Приказе ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.
Критерии можно условно разделить на две группы. В первую попадут обстоятельства, связанные с налоговыми обязательствами компании, а во вторую — общеэкономические индикаторы ее деятельности.
Любая проверка — это стресс для предпринимателя. Но к ней можно подготовиться заранее. Оцените вероятность визита к вам налогового инспектора с помощью сервиса Контур.Экстерн
Попробовать
Шансы попасть под ВНП существенно выше у компаний и ИП:
- с низкой (в сравнении со среднеотраслевым показателем) налоговой нагрузкой;
- с высокой (более 89 %) долей вычетов по НДС. Показатель рассчитывается за последние 12 месяцев;
- которые постоянно (на протяжении двух и более лет) показывают налоговый убыток либо ведут деятельность с высоким налоговым риском: через цепочку контрагентов, с привлечением фирм-однодневок и т.д. Или не представляют в налоговую пояснения, документы.
А еще при составлении плана ВНП учитывается «миграция» между налоговыми инспекциями. Если компания меняет ИФНС, то начиная со второго раза риск попасть в план проверок возрастет.
Отдельные налоговые критерии установлены для плательщиков на специальных налоговых режимах, а также для ИП на ОСН.
Первые рискуют попасть под ВНП, если в течение года как минимум два раза были на грани (в пределах 5 %) «слета» со спецрежима из-за невыполнения лимитов по доходам, стоимости ОС, количеству работников.
А вторые — если профессиональный налоговый вычет (расходы) по декларации составят более 83 % от дохода.
В качестве экономических индикаторов, повышающих риск проведения выездной проверки, ИФНС учитывает:
Как подготовиться к выездной налоговой проверке и пройти ее
- низкую среднемесячную зарплату в расчете на одного работника — в сравнении со среднеотраслевым показателем;
- низкую рентабельность деятельности — ниже среднеотраслевого показателя на 10 % и более;
- несоответствие между доходами и расходами. В зоне риска — все возможные сочетания: рост расходов опережает рост доходов; падение доходов быстрее, чем падение расходов; рост расходов при падающих доходах.
В отношении некоторых плательщиков ФНС не может проводить выездные проверки. Это компании, перешедшие на налоговый мониторинг, аккредитованные ИТ-фирмы, мобилизованные ИП и учредители.
Налоговый мониторинг — особая форма налогового контроля для крупных организаций (п. 3 ст. 105.26 НК РФ). Он предполагает оперативное взаимодействие с ИФНС по раскрытию текущей финансово-хозяйственной информации и указания на допущенные нарушения в режиме реального времени.
Один из плюсов такого взаимодействия — практически полный запрет на проведение выездных проверок за период, в котором проводится (проведен) мониторинг (п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Исключения:
Как упростить подготовку форм налогового мониторинга
- ВНП проводит вышестоящий налоговый орган в порядке контроля за ИФНС, проводившей мониторинг;
- досрочное прекращение мониторинга;
- компания не выполнила мотивированное мнение ИФНС;
- в периоде, за который мониторинг не проводится, подана «уменьшающая» уточненка за период налогового мониторинга.
Аккредитованные ИТ-организации на ближайшие два года освобождены от выездных проверок. Такая мера предусмотрена Указом Президента РФ от 02.03.2022 № 83. Запрет действует до 3 марта 2025 года.
Правда, при необходимости ИФНС может его обойти: разрешены проверки, если они назначаются с согласия вышестоящего руководства.
Для получения «визы» инспекция-инициатор проверки должна подготовить мотивированный запрос (Письмо ФНС от 24.03.2022 № СД-4-2/3586@).
Уже назначенные ВНП в отношении IT-фирм должны быть завершены в обычном порядке. При этом инспекциям запрещено приостанавливать проверки, а также продлевать их срок (Письмо ФНС от 24.03.2022 № СД-4-2/3586@).
Частичная мобилизация, объявленная Указом Президента РФ от 21.09.2022 № 647, повлияла на выездные проверки. Ограничения коснулись мобилизованных ИП, а также компаний, где мобилизованные являются единственными учредителями (участниками) и одновременно выполняют функции руководителя.
Выездные проверки по таким налогоплательщикам приостановлены независимо от этапа, на котором они находились. Также в отношении мобилизованных не будут назначаться новые ВНП.
Контрольные мероприятия, включая назначение новых проверок, возобновятся 29 числа третьего месяца после демобилизации этих лиц (Постановление Правительства от 20.10.2022 № 1874).
Название подразумевает, что выездная проверка проходит на территории плательщика. Однако в реальности инспекторов у себя за все время ВНП можно так и не увидеть.
Сегодня практически все контрольные мероприятия в рамках ВНП проводятся без выхода к налогоплательщику: проверяющие присылают требования о предоставлении документов, а проверяемый на эти требования отвечает. Полученные документы ИФНС изучает, сверяет их между собой и с другими имеющимися у нее данными. А затем на основании анализа выносит вердикт по проверке.
Помимо работы с документами, в рамках ВНП инспекторы могут допрашивать свидетелей. Причем не только контрагентов, но и работников, в т. ч. бывших, а также руководителя проверяемой компании (ст. 90 НК РФ, Постановление АС Волго-Вятского округа от 17.05.2018 № Ф01-1539/2018 по делу № А43-24714/2017).
При этом представителя компании-работодателя на такие допросы ИФНС вправе не пускать (Определение ВС от 16.06.2020 № 301-ЭС20-8110 по делу № А29-1607/2019).
Поэтому если организация хочет контролировать ход допросов своих работников, инициатива должна исходить от самого допрашиваемого: он вправе явиться на допрос с адвокатом, приглашенным им для оказания юридической помощи (ст.
48 Конституции РФ). Предоставить такого адвоката может и работодатель.
В рамках ВНП инспекторы могут осмотреть помещения и территорию плательщика, а также провести выемку документов и других предметов, в т. ч. жестких дисков или компьютеров. Есть у ИФНС и право на проведение инвентаризации у налогоплательщика (п. 13 ст. 89, ст. 92, ст. 94 НК РФ).
Формально выездная проверка должна завершиться за два месяца. Отсчет ведется со дня, следующего за тем, когда издано решение руководителя ИФНС (его заместителя) о назначении проверки (п. 2 и п. 5 ст. 6.1, п. 6 и п. 8 ст. 89 НК РФ). Однако из-за того, что руководство ИФНС вправе приостанавливать проверку, обычно ВНП длится гораздо дольше.
Часто ИФНС приостанавливает проверку на время запроса документов у партнеров компании, банков и других лиц (подп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ). Ставить на паузу проверку можно только один раз по каждому контрагенту. Общий срок таких приостановок может достигать 9 месяцев.
Во время «тайм-аута» ИФНС не может (п. 9 ст. 89 НК РФ, п. 26 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57):
- проводить мероприятия на территории плательщика;
- направлять ему требования о предоставлении документов;
- получать от него объяснения;
- допрашивать его сотрудников.
Зато допрашивать других свидетелей, рассылать запросы третьим лицам, проводить прочие аналитические и контрольные мероприятия в стенах ИФНС не запрещается.
Несмотря на то, что ВНП носит исключительно плановый характер, сам план не публикуется. Поэтому узнать о проверке заранее невозможно. А значит, меры по подготовке к ВНП должны носить, скорее, рутинный, чем экстренный характер.
Так, пройти проверку проще, если в компании хорошо организован процесс издания и хранения документации. Выездная проверка — огромный поток запросов о предоставлении документов от ИФНС. Правильно организованный документооборот существенно снижает затраты на подготовку ответов и защищает от штрафов за нарушение сроков представления документов.
А если вспомнить, что игнорирование запросов ИФНС в рамках камеральных и встречных проверок — один из критериев, увеличивающих шансы попасть под ВНП, то налаженный документооборот можно рассматривать и как превентивную меру, позволяющую избежать выездной ревизии.
Еще один способ «подложить соломки» — периодическая самостоятельная проверка налоговых обязательств. Отлично, если хотя бы раз в год вы привлечете квалифицированных специалистов, которые посмотрят на налоговый учет глазами ИФНС и укажут на слабые места и возможные доначисления.
Лучше самостоятельно «снять» спорные расходы или вычеты и сразу доплатить налог с небольшими пенями, чем делать это спустя несколько лет по итогам ВНП, когда сумма пеней вырастет до величины недоимки, да еще и «приправится» штрафами.
Налоговый мониторинг как форма налогового контроля
Что такое налоговый мониторинг
С 1 января 2015 года в России появилась новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг (п. 8 ст. 1, ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ).
Суть заключается в том, что организация добровольно в режиме реального времени, то есть в онлайн-режиме, предоставляет инспекторам доступ к своим первичным документам, налоговым регистрам, данным бухгалтерского и налогового учета, а также к другой информации. Это позволит контролировать правильность расчета налогов без выездных и камеральных проверок. И организация сможет своевременно исправлять допущенные ошибки, получив письменные рекомендации инспекции.
https://www.youtube.com/watch?v=UZtELLEz7vE\u0026pp=ygUS0J8uIDMg0YHRgi4gMTA1LjI2
Это следует из положений раздела V.2 НК РФ.
В каких случаях проводят налоговый мониторинг
Налоговый мониторинг – дело добровольное, но не для всех желающих. Поэтому, если компания заинтересована в новой форме отношений с инспекцией, сначала ей нужно определить, соответствует ли она установленным критериям. И если соответствует, подать в инспекцию заявление о проведении налогового контроля.
Основанием для проведения налогового контроля будет положительное решение инспекции на поданное заявление.
Это следует из положений пунктов 1, 2, 3 статьи 105.26 НК РФ.
Всем ли организациям доступен мониторинг? К сожалению, нет. Провести его могут только в крупных организациях с большими объемами налоговых платежей (п. 3 ст. 105.26 НК РФ). О том, какие именно установлены ограничения, см. Условия, при которых возможен налоговый мониторинг.
За какой период проводят налоговый мониторинг
Период, который может быть охвачен налоговым мониторингом, составляет календарный год.
При этом воспользоваться мониторингом удастся только с 1 января 2016 года. Дело в том, что в рамках этой процедуры инспекции должны контролировать деятельность организаций с 1 января по 31 декабря включительно. Но перед этим организация должна подать заявление о проведении мониторинга и получить из инспекции положительное решение.
Получается, что даже если подать заявление в 2015 году (например, в январе), то при положительном решении проверяемым периодом будет период с 1 января по 31 декабря 2016 года. Закончить мониторинг этого периода инспекция должна 1 октября 2017 года.
Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.26 НК РФ.
Внимание: участники консолидированной группы налогоплательщиков вправе применить положения раздела V.2 части 1 НК РФ с 1 января 2016 года. То есть только в 2016 году они смогут подать заявление о проведении налогового мониторинга в 2017 году (п. 2 ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ).
Как подать заявление о налоговом мониторинге
Чтобы инспекция приступила к налоговому мониторингу со следующего года, заявление о его проведении нужно подать не позднее 1 июля текущего года (п. 3 ст. 105.26, п. 1 ст. 105.27 НК РФ). Форма такого заявления утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.
К заявлению о проведении мониторинга приложите:
- регламент информационного взаимодействия. Форма и требования к регламенту утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184;
- информацию об организациях и физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в вашей компании, если доля такого участия составляет более 25 процентов;
- учетную политику для целей налогообложения организации на текущий год.
Это следует из положений абзаца 3 пункта 6 статьи 105.26 и пункта 2 статьи 105.27 НК РФ.
Если вы подали заявление о проведении налогового мониторинга, а потом решили отказаться от такой формы налогового контроля, то сообщите об этом в инспекцию письменно. Важно успеть это сделать до того, как проверяющие примут свое решение о мониторинге (п. 3 ст. 105.27 НК РФ). Если решение уже принято и оно положительное, то отказаться от него не удастся.
Принять решение налоговая инспекция обязана до 1 ноября года, в котором вы подали ей заявление. И в течение пяти дней после этого вам должны направить:
- либо решение о проведении налогового мониторинга. Форма такого решения утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184;
- либо мотивированный отказ в проведении такой процедуры. Форма решения об отказе в проведении мониторинга утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.
Отказать в проведении служба налогового мониторинга может в трех случаях:
- если организация не представила (представила не в полном объеме) обязательные документы (информацию);
- если организация в принципе не отвечает условиям, при которых возможен налоговый мониторинг;
- если регламент информационного взаимодействия составлен не по форме и (или) не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему ФНС России.
Это следует из положений пунктов 4, 5 и 6 статьи 105.27 НК РФ.
Когда инспекция может прервать налоговый мониторинг
Инспекция вправе прекратить налоговый мониторинг посреди года, если организация:
- нарушит условия регламента информационного взаимодействия, после чего дальнейшая процедура станет невозможной;
- в ходе информационного обмена представит недостоверные сведения;
- дважды (или более) откажет инспекции в представлении документов (информации), пояснений.
О досрочном прекращении налогового мониторинга инспекторы уведомят в письменной форме. Они сделают это в течение 10 дней с момента, когда было допущено нарушение, но не позднее 1 сентября года, следующего за контролируемым периодом.
https://www.youtube.com/watch?v=UZtELLEz7vE\u0026pp=YAHIAQE%3D
Такой порядок предусмотрен статьей 105.28 НК РФ.
Как инспекция проводит налоговый мониторинг
Налоговый мониторинг инспекция проводит на своей территории на основании имеющихся у нее:
- деклараций (расчетов) по налогам;
- документов, представленных вместе с заявлением о проведении мониторинга;
- других документов, содержащихся в базе данных инспекции.
Помимо этого инспекция вправе запрашивать дополнительные документы (информацию), связанные с расчетом и уплатой налогов, а также требовать письменные или устные пояснения. Все это следует из положений пунктов 1, 2 и 3 статьи 105.29 Налогового кодекса РФ.
Если инспекция затребовала в ходе мониторинга документы, то вы можете представить их на бумаге (копии или подлинники) или же в электронном виде. Последнее возможно, если документы, которые затребованы у компании, составлены в электронном виде по установленным форматам.
Передать такие документы в инспекцию можно разными способами:
- выслать в инспекцию по почте;
- вручить лично представителю инспекции (инспектору, который непосредственно проводит налоговый мониторинг, или сотруднику канцелярии инспекции);
- направить по телекоммуникационным каналам связи (если документы составлены в электронном виде по установленным форматам).
Об этом сказано в пункте 4 статьи 105.29 НК РФ.
Порядок представления документов по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168.
Как оформляют результаты налогового мониторинга
В ходе налогового мониторинга инспекция высказывает свое мнение по вопросам правильности расчета и уплаты налогов и сборов. Свою позицию представители инспекции письменно оформляют в виде мотивированного мнения. Его подписывает руководитель инспекции или его заместитель. Форма и требования к мотивированному мнению утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.
Мотивированное мнение направляют организации. По сути это письменные разъяснения по вопросам налогообложения с выводами о том, правильно ли рассчитаны налоги в той или иной хозяйственной ситуации.
Это следует из положений пункта 1 статьи 105.30 НК РФ.
Мотивированное мнение инспекция составляет либо по собственной инициативе, либо по запросу организации (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).
Инициатива инспекции
Если в ходе процедуры сотрудники инспекции не нашли ошибок в расчете или уплате налогов, то мотивированное мнение они не составляют и о таких результатах организации не сообщают. Если же, по мнению проверяющих, нарушения есть, то они оформят мотивированное мнение.
Составить такой документ они должны не позднее чем за три месяца до окончания налогового мониторинга. То есть не позже 1 июля года, следующего за тем, который был охвачен мониторингом.
Направить свое мнение в компанию инспекция обязана в течение пяти рабочих дней после его составления.
Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 105.30 НК РФ.
Инициатива организации
Вы вправе самостоятельно обратиться в инспекцию за письменными разъяснениями, если засомневались в том, правильно ли рассчитали или заплатили налог. Обращаться нужно письменно. В запросе о представлении мотивированного мнения обязательно изложите суть проблемы и свою позицию.
В течение одного месяца со дня получения запроса инспекция даст письменный ответ. При условии что запрос вы подали не позднее 1 июля года, следующего за проверяемым годом. В ответе инспекция опишет свою позицию по ситуации из запроса.
Иногда инспекторы вправе представить мотивированное мнение на один месяц позже. Так они могут поступить, если понадобятся дополнительные документы (информация) по вопросу организации. О продлении срока вас уведомят в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.
Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.30 НК РФ.
Получив мотивированное мнение налоговой инспекции, организация может либо согласиться с ним, либо возразить.
Если вы согласились с выводами и предложениями инспекции, то сообщите ей об этом. Для этого в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения направьте в инспекцию уведомление. К нему приложите документы, подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).
Если же вы придерживаетесь иной точки зрения и не следуете рекомендациям инспекции, представьте в инспекцию письменные возражения (разногласия). Сделать это нужно также в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения.
Инспекция, получив разногласия, в течение трех рабочих дней перешлет их в ФНС России вместе с документами (информацией) по данному вопросу. ФНС России на основании данных материалов должна инициировать проведение взаимосогласительной процедуры.
Это следует из положений пунктов 6, 7 и 8 статьи 105.30 НК РФ.
После окончания налогового мониторинга инспекция в течение двух месяцев (до 1 декабря года, следующего за годом проведения налогового мониторинга) уведомит компанию о наличии или отсутствии невыполненных мотивированных мнений. При условии что такие мнения (разъяснения, указания) были ей направлены (п. 9 ст. 105.30 НК РФ).
Как действовать, если ФНС России инициировала взаимосогласительную процедуру
Взаимосогласительная процедура сводится к тому, что специалисты ФНС России рассматривают доводы организации и налоговой инспекции по спорному вопросу. И решают, на чьей они стороне. Если на стороне компании, то изменят мотивированное мнение инспекции. А если на стороне своих коллег – все останется без изменений.
Такую процедуру проведет руководитель ФНС России или его заместитель в течение одного месяца со дня получения разногласий. Процедуру будут проводить совместно с вами и с вашей налоговой инспекцией, которая отвечает за налоговый мониторинг (п. 2 ст. 105.31 НК РФ).
О своем решении ФНС России сообщит организации. Уведомление об изменении мотивированного мнения либо об оставлении мотивированного мнения без изменения вам выдадут на руки или направят в течение трех дней со дня его составления.
Организация в течение одного месяца со дня получения такого уведомления должна сообщить в инспекцию о своем решении. Согласна она в итоге с официальной позицией налоговой инспекции или нет.
Такой порядок следует из положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 105.31 НК РФ.
Плюсы налогового мониторинга
Основной плюс налогового мониторинга в том, что благодаря ему организация будет избавлена от налоговых проверок. Ведь за периоды, которые попали под мониторинг, инспекции не могут проводить ни камеральные, ни выездные проверки. Исключение составляют:
1) камеральные проверки, которые проводятся:
- если организация представила налоговую декларацию (расчет) позже 1 июля года, следующего за годом мониторинга;
- если организация представила декларацию по НДС (акцизам), в которой заявлено право на возмещение налога;
- при досрочном прекращении налогового мониторинга;
- если организация подала уточненную декларацию (расчет), в которой отразила уменьшение суммы налога к уплате в бюджет или увеличение суммы полученного убытка.
Это следует из положений пункта 1.1 статьи 88 НК РФ.
2) выездные проверки, которые проводятся:
- вышестоящим налоговым органом в отношении налоговой инспекции, проводившей налоговый мониторинг;
- при досрочном прекращении налогового мониторинга;
- если компания не выполнила указания, данные инспекцией в рамках налогового мониторинга;
- если организация подала уточненную декларацию за период, который контролировался в рамках налогового мониторинга, и отразила в этой декларации уменьшение суммы налога к уплате в бюджет.
Это следует из положений пункта 5.1 статьи 89 НК РФ.
Статья 105.26. Налогового кодекса РФ. Общие положения о налоговом мониторинге — Юридическая Компания "Аргумент Правосудия"
1.
Предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления (удержания), полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) — организацию (далее в настоящем разделе — организация).
Предметом налогового мониторинга в отношении участника консолидированной группы налогоплательщиков также является правильность определения полученных им доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.
При этом не является предметом налогового мониторинга в отношении ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков правильность определения другими участниками консолидированной группы налогоплательщиков полученных доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.
2. Налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании решения о проведении налогового мониторинга.
3. Если иное не установлено настоящим пунктом, организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении следующих условий:
- совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей.
При определении совокупной суммы налогов, указанных в настоящем подпункте, учитываются налоги, обязанность по уплате которых возложена на организацию как на налогоплательщика и налогового агента.
Для организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков (в том числе ответственным участником указанной группы), в совокупную сумму налогов, указанных в настоящем пункте, включается сумма налога на прибыль организаций, определяемая на основе полученных ею доходов и осуществленных ею расходов, учитываемых при формировании консолидированной налоговой базы;
- суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей;
- совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей.
Для организаций, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, для принятия решения о проведении налогового мониторинга в соответствии с пунктом 4 или 7 статьи 105.27 настоящего Кодекса выполнение условий, установленных настоящим пунктом, не является обязательным.
4. Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год.
5. Срок проведения налогового мониторинга за период, указанный в пункте 4 настоящей статьи, начинается с 1 января года указанного периода и оканчивается 1 октября года, следующего за указанным периодом.
6.
В регламенте информационного взаимодействия отражается порядок представления налоговому органу документов (информации), связанных с исчислением (удержанием), уплатой (перечислением) налогов, сборов, страховых взносов в электронной форме, и (или) доступа к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы (информация), по выбору организации. Также в регламенте информационного взаимодействия указывается порядок ознакомления налогового органа с подлинниками таких документов в случае необходимости.
В регламенте информационного взаимодействия указываются порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов, объектов налогообложения и налоговой базы, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета, а также информация о системе внутреннего контроля данной организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.
Форма и требования к регламенту информационного взаимодействия утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
7.
Для целей проведения налогового мониторинга под системой внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов (далее в настоящей главе — система внутреннего контроля) понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов), выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации.
Применяемая организацией система внутреннего контроля должна соответствовать требованиям к организации системы внутреннего контроля, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налоговый мониторинг: сущность и понятие
Ввиду изменений налогового законодательства с 1 января 2015 г. Налоговым Кодексом предусмотрено проведение новой формы налогового контроля – налогового мониторинга.
Предметом налогового мониторинга является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых возложена на организацию, являющуюся налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом (п. 1 ст. 105.26 НК РФ).
Проведение налогового мониторинга осуществляется на основе доступа налогового органа к финансовым и налоговым данным организации на постоянной основе, в чем заключается одна из основных особенностей налогового мониторинга как формы налогового контроля, к тому же по своей природе имеет длящийся характер. В то же время налоговые органы согласно п. 5.1 ст. 89 НК РФ за некоторыми исключениями не вправе проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг.
Хотя данная практика является нововведением для российской налоговой системы, на Западе она уже давно успешно применяется. Как показывает опыт западных стран, удается не только избежать дополнительных санкций со стороны государственных налоговых органов, но и пополнять бюджет казны солидными вливаниями.
Налоговый мониторинг как форма налогового контроля применяется по заявлению налогоплательщика-организации на основании решения налогового органа. Однако применить налоговый мониторинг может не каждый налогоплательщик.
В соответствии с ч. 3 ст. 105.26 НК РФ с заявлением о проведении налогового мониторинга могут обратиться организации, отвечающие следующим признакам:
- 1) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей;
- 2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей;
- 3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей.
- Периодом налогового мониторинга является год, следующий за годом, в котором было подано заявление о проведении налогового мониторинга, а его проведение начинается с 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг, и оканчивается 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг.
Заявление о проведении налогового мониторинга согласно п. 1 ст. 105.
27 НК РФ представляется организацией в налоговый орган по месту нахождения данной организации не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг.
Вместе с тем организации, отнесенные по ст. 83 НК РФ к категории крупнейших налогоплательщиков, представляют такое заявление по месту их учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.
К заявлению о проведении налогового мониторинга в соответствии с п. 2 ст. 105.27 НК РФ законодательства прилагаются следующие документы:
- 1) регламент информационного взаимодействия по установленной форме;
- 2) информация об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов;
- 3) учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга.
- По результату рассмотрения поданного организацией заявления о проведении налогового мониторинга руководитель налогового органа до 1 ноября выносит решение о проведении налогового мониторинга или об отказе в его проведении.
При определенных обстоятельствах возможно прекращение проведения налогового мониторинга досрочно. Так, в соответствии с п. 1 ст. 105.
28 НК РФ налоговый мониторинг прекращается досрочно при неисполнении организацией регламента информационного взаимодействия, ставшим препятствием для проведения налогового мониторинга, выявлении налоговым органом факта представления организацией недостоверной информации в ходе проведения налогового мониторинга, а также в случае систематического (два раза и более) непредставления налоговому органу в ходе проведения налогового мониторинга документов (информации), пояснений в порядке, предусмотренном статьей 105.29 настоящего Кодекса.
Какие преимущества дает налоговый мониторинг? Для налогоплательщика проведение налогового мониторинга способствует снижению рисков штрафных санкций со стороны государства вследствие нарушения налогового законодательства и связанных с этим убытков за счет урегулирования спорных вопросов и выполнения предписаний налогового органа. В частности, в случае выявления налоговым органом при проведении налогового мониторинга противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах (информации), либо несоответствия сведений, представленных организацией, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, налоговый орган сообщает об этом организации с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в течение десяти дней (абз. 1 п. 2 ст. 105.29 НК РФ).
В случае, если после рассмотрения представленных организацией пояснений либо при их отсутствии налоговый орган установит факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов и сборов, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение в порядке, предусмотренном статьей 105.30 настоящего Кодекса (абз. 2 п. 2 ст. 105.29 НК РФ).
Мотивированное мнение отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов и сборов и может быть также запрошено организацией у налогового органа.
При несогласии с таким мотивированным мнением в течение месяца со дня его получения организация представляет в налоговый орган разногласия, при получении которой налоговый орган направляет их вместе со всеми имеющимися у него материалами для инициирования проведения взаимосогласительной процедуры в ФНС РФ.
По результатам взаимосогласительной процедуры ФНС РФ в соответствии с п. 3 ст. 105.31 РФ уведомляет организацию об изменении мотивированного мнения либо оставлении мотивированного мнения без изменения.
Кроме того, на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга не начисляются пени.
Эти обстоятельства также исключают вину лица в совершении налогового правонарушения.
Однако они неприменимы при условии, что мотивированное мнение налогового органа основано на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком.
В вопросе применения налогового мониторинга очень важно не только участие налоговых органов с целью поиска возможных ошибок, но и грамотного налогового адвоката (юриста), способного заметить ошибку и со стороны налогового специалиста. Наша компания готова оказать содействие в вопросе налогового мониторинга с целью пресечения злоупотребления со стороны налогового органа, а также недопущения незаконного увеличения сумм налоговых отчислений.