Полезное

П. 3 п. 3 ст. 170

I. Описание проблемы

Уплативший аванс (внесший предоплату) покупатель имеет право на вычет НДС с этой суммы. Для этого ему нужно иметь счет-фактуру, выставленный продавцом, документ, подтверждающий оплату, и договор, предусматривающий перечисление указанных сумм (п. 12 ст. 171, п. 9 ст. 172 НК РФ).

В свое время этот вычет придется восстановить, а именно в том налоговом периоде, в котором суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам подлежат вычету в порядке, установленном НК РФ.

Восстановление производится в размере налога, принятого налогоплательщиком к вычету по приобретенным им товарам (выполненным работам, оказанным услугам), переданным имущественным правам, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее перечисленной оплаты, частичной оплаты согласно условиям договора (при наличии таких условий). Все это заложено в пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ.

Казалось бы, все ясно и просто.

На деле возникают казусы, обусловленные как невнимательностью налогоплательщика и задержками в документообороте, так и косвенным характером налога, что заставляет продавца и покупателя действовать в одной связке, но «зеркально».

При отгрузке товаров (работ, услуг), имущественных прав в счет сумм ранее полученной оплаты, частичной оплаты продавец уплачивает НДС с реализации и получает право на вычет НДС, ранее внесенного им в бюджет с полученного аванса.

У продавца вычет производится с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав в размере налога, исчисленного со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее полученной оплаты, частичной оплаты согласно условиям договора (при наличии таких условий) (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ).

Покупатель же по общему правилу получает право на вычет при отгрузке в том налоговом периоде, в котором выполнены следующие условия (п. 1 ст. 169, п. 2 ст. 171, п. 1, п. 1.1 ст. 172):

  • покупка предназначена для использования деятельности, облагаемой НДС;
  • имеется счет-фактура (УПД);
  • товары (работы, услуги) и имущественные права приняты на учет.

Но ведь на документооборот требуется время и покупатель работ, услуг, имущественных прав может далеко не оперативно получить документы, на основании которых он примет к учету эти объекты, а товар-то и подавно, пока доедет, пока оприходуют…

Может возникнуть временной сдвиг: продавец в течение квартала отгрузку произвел, имеет право принять к вычету НДС, ранее уплаченный с аванса.

А покупатель до конца этого квартала ценности не поставил на учет и восстановление вычета НДС в отношении аванса производит уже в следующем квартале – когда, по его мнению, у него выполняются все условия для вычета НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам.

В бюджете образуется дисбаланс: по состоянию на конец квартала, в котором была произведена отгрузка, обе стороны произвели вычет налога (продавец в отношении НДС, уплаченного им ранее с аванса, а покупатель в отношении НДС с предоплаты), а уплатил по отгрузке только продавец, покупатель же еще не восстановил вычет.

II. Когда же надо восстановить вычет 

Если дело лишь в задержке подписания, поступления документов (накладных, актов, счетов-фактур и т. д.), то сослаться на это как на весомый аргумент, чтобы отложить восстановление вычета, не удастся.

Про восстановление НДС

НДС – самый коварный российский налог. Со своими особенностями, строгими требованиями к подтверждающим документам и бесконечно меняющимися правилами отражения в учетных регистрах и книгах учета.

В 2023 году много важных нюансов по НДС: как учесть их все и правильно сдать отчетность? Больше того, ошибки с этим налогом ― прямой путь к штрафам и даже уголовнойВывод простой: для работы с НДС нужна особая квалификация. «Клерк» предлагает именно такую.

На

курсе повышения квалификации по НДС научитесь всем нюансам учета и отчетности по этому налогу, а еще получите официальное удостоверение.  Старт потока уже совсем скоро, присоединяйтесь.

С особой фискальной системой отслеживания АСК НДС-2. И с большими доначислениями, если что-то просмотрели, ошиблись или не учли.

https://www.youtube.com/watch?v=4bbRHHqHi9Q\u0026pp=ygUV0J8uIDMg0L8uIDMg0YHRgi4gMTcw

К тому же, как ни один из существующих налогов, он имеет специфическую особенность: после признания НДС к вычету – при наступлении определенных законом обстоятельств – НДС требуется восстановить.

Об этом надо помнить. И отслеживать динамично меняющееся правовые нормы.

Обсудим, что по данной тематике есть на сегодня: когда следует не забыть о восстановлении НДС, а когда этого не требуется. Риски и последствия. Что прописано в законодательстве и как сложилась практика.

Все случаи восстановления НДС приведены в Налоговом кодексе. В пункте 3 статьи 170 и статье 171.1. Но на практике все не так однозначно. Налоговые органы широко трактуют налоговое законодательство и нередко требуют восстанавливать НДС в случаях, которые в Кодексе даже и не упоминаются.

Ндс с авансов

По существующей методике, НДС при принятии активов (товаров, работ, услуг) к учету, либо при возврате аванса в связи с расторжением договора требуется восстановить НДС, ранее принятый к вычету с предоплаты. Это больше технические манипуляции, понятные и не спорные.

Восстановление НДС, ранее принятого к вычету

Один из минусов отказа от общей системы налогообложения (ОСН) – необходимость в восстановлении НДС, ранее принятого к вычету. И это не единственный случай, когда восстановление сумм НДС – обязанность налогоплательщика. Мы расскажем вам о нюансах таких ситуаций.

Когда и как нужно провести восстановление

Восстановление НДС, ранее принятого к вычету, означает, что НДС, отраженный в части покупок, попадает в Книгу продаж. Таким образом возникает реальный риск увеличения задолженности перед бюджетом. Особенно, если отсутствует входной НДС, достаточный для того, чтобы перекрыть последствия восстановления.

Необходимость такого невыгодного для компании мероприятия может возникнуть в различных ситуациях:

1. Переход на специальный режим

Перечень необходимых действий (абз. 9 п. 3 ст. 170 НК РФ) приведен в наших материалах:

Отметим, что тот же порядок действий и для тех, кто применяет ЕНВД.

2. Передача в уставный капитал

Порядок действий зависит от того, какой объект компания передает в качестве инвестиций. Как правило, это – имущество или имущественные права. Самый простой вариант действий – восстановление полной суммы ранее зачтенного налога.

Однако этот способ подходит не для всего имущества. Например, по нематериальным активам (основным средствам) необходимо рассчитать более выгодную для компании сумму восстановления.

Она пропорциональна остаточной или балансовой стоимости.

Внимание!

При расчете пропорции для восстановления НДС по нематериальным активам (основным средствам) не учитывайте данные переоценки. Для получателя обязательно укажите размер восстановленного НДС. Без такой расшифровки принимающая сторона не сможет заявить вычет (подп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ).

3. Изменение назначения использования имущества

Компания вполне может приобрести имущество с НДС и даже возместить его, если имущество используется в облагаемых НДС операциях, а спустя какое-то время использование имущества приобретет другое направление.

Например, деятельность, где компания его использует, не будет подпадать под налогообложение НДС. Соответственно, ранее использованные вычеты компания должна будет восстановить. К рассматриваемым операциям относят, например, случаи, когда:

  • местом реализации стала не Россия, а другая страна;

Важно!

С 01.07.2019 г. Вносятся изменения в порядок учета «Входного» НДС при выполнении работ (оказании услуг), местом реализации которых не признается территория РФ.

  • операция в принципе не может быть признана реализацией.
Читайте также:  Понятие контроля и надзора

Обычно НДС восстанавливают в полной сумме. Однако, если изменение назначения использования произошло у основных средств (нематериальных активов), порядок восстановления смотрите в пункте 2 настоящего материала. Вывод об идентичности подходов в указанных ситуациях основан на подпункте 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ.

4. Зачет авансирования

НДС, оплаченный в составе авансов, нужно восстановить, если:

  • оприходованы объекты учета, за которые был перечислен аванс;
  • контрагент вернул компании ранее перечисленный аванс.
  • Об этом сказано в подпункте 3 пункта 3 статьи 170 НК РФ.
  • Также необходимо восстановить НДС при списании дебиторской задолженности по уплаченному авансу за товары (работы, услуги), которые вы так и не получили.
  • 5. Уменьшилась стоимость (количество) полученных товаров, работ, услуг

Необходимо произвести восстановление суммы, равной разнице между двумя значениями НДС — исчисленным до и после уменьшения (подп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ). Причем сделать проводки необходимо в одном из кварталов, включающем в себя дату, когда поступили:

  • исправленная «первичка»;
  • корректировочный счет-фактура.

Об этом сказано в подп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ.

6. Получение бюджетных субсидий

Некоторые компании получают из бюджета различного рода возмещения. В том числе, например, возмещение затрат, возникших из-за необходимости оплатить (уплатить):

  • товары (работы, услуг), с учетом НДС;
  • НДС при ввозе товаров на территорию РФ (под юрисдикцией нашей страны).

Об этом сказано в подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ.

7. Использование различных активов в рамках операций с нулевой ставкой

Самая распространенная из таких операций – экспорт. Мы не стали объединять настоящий пункт с пунктом 3 нашего перечня, так как при экспорте, например, свои особенности восстановления налога. В частности, вычет возможен, только если собраны все документы, подтверждающие ставку 0% (их сбор объективно занимает несколько месяцев).

Судебная практика по восстановлению НДС

Многие пункты предыдущего раздела нашего материала сложно назвать широко распространенными. Однако даже по привычным из них, например, по восстановлению аванса, регулярно возникают судебные споры.

Так, одна компания пыталась оспорить выводы инспекторов относительно деклараций НДС за II и III кварталы 2015 года. Компании было отказано в возмещении НДС из-за того, что она провела восстановление сумм налога не в том квартале. Налоговиков поддержали суды трех инстанций и Верховный Суд РФ.

Судьи всех четырех судов сошлись во мнении, что:

  • компания должна была провести восстановление в том квартале, когда произошло исполнение договора и, соответственно, контрагент принял у себя НДС к вычету;
  • НК РФ не содержит упоминания о возможности перенесения срока восстановления на другой квартал.

Компания продолжала настаивать, что ничего не нарушила, восстановив НДС в IV квартале 2015 года, так как:

  • именно в указанный период были получены необходимые для восстановления оправдательные документы;
  • на указанную налоговиками дату вычет был невозможен (при запросе налоговиков компания не смогла бы предоставить оправдательные документы);
  • действие по алгоритму, указанному налоговиками означало бы возникновение настолько больших расходов на погашение недоимки, что это могло подкосить экономическое состояние компании.

Судьи признали недостатки налогового алгоритма, перечисленные налогоплательщиком (Определением Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2018 г. № 2796-О). Однако решили, что приведенные компанией аргументы не могут служить основанием для освобождения ее от обязанностей обычного налогоплательщика.

Как избежать ошибок

Нетипичные операции могут привести к тому, что даже хороший бухгалтер, никогда с ними не работавший, допустит массу ошибок. Чтобы налоговые органы не стремились пополнить бюджет за счет компании, необходимо:

  • исключить все налоговые риски, чреватые материальными и репутационными потерями для бизнеса;
  • всегда увязывать различные виды учета – для этой цели служат контрольные соотношения, настолько многочисленные, что ручная увязка, как правило, исключена (необходима специальная программа, приобретение которой лишь для одной компании дороговато);
  • тщательно перепроверять все показатели, учитываемые налоговиками.

Только комплекс перечисленных мероприятий позволит избежать доначислений по НДС от отдела камеральных проверок. Отметим, что при аутсорсинге бухгалтерии мы минимизируем влияние человеческого фактора.

Кроме того, наши специалисты подготовлены для оказания всесторонней поддержки исключительно на экспертном уровне. Вы можете рассчитывать на нашу помощь при любом взаимодействии или, наоборот, конфликте с ИФНС, например, при подготовке таких документов для налоговой, как:

  • ответы на запросы и требования с железобетонной аргументацией в пользу компании;
  • пояснения для представления непосредственно в налоговых органах (например, на комиссиях по легализации и допросах).

Представляя интересы клиента, мы используем все законные средства для борьбы за благоприятный для клиента исход по итогам проверки, в том числе тематических проверок по восстановлению НДС.

Темы

главбуху финдиректору консалтинг ндс аутсорсинг

Инвестиционная активность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также имущественные права налогоплательщиков существенно ограничены п. 2.1 и пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ

С 2011 года в статью 170 НК РФ было внесено более 10 принципиальных изменений, направленных на ограничения права на налоговый вычет для налогоплательщиков – получателей субсидий и бюджетных инвестиций, в результате принятия 6 федеральных законов, 5 из которых приходится на временной промежуток 2016-2018 гг.

При этом до 2011 года законодатель не усматривал заслуживающей внимания с точки зрения реализации права на налоговый вычет и связанной с фактом получения бюджетных средств специфики экономического положения налогоплательщика – получателя субсидий и бюджетных инвестиций, поскольку каких-либо специальных правил на этот счет налоговое законодательство не содержало.

В текущей редакции нормы п. 2.1 и пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ полностью ограничивают право на применение налоговых вычетов по НДС налогоплательщиками, которые осуществили приобретение товаров (работ, услуг) за счет средств субсидий и (или) бюджетных инвестиций безотносительно к уровню бюджетной системы, предоставившей денежные средства.  

Как сама экономическая модель НДС (налог именно на добавленную стоимость, а не на всю стоимость реализуемых товаров (работ, услуг)), так и право на налоговые вычеты по данному налогу не есть нечто конституционно-предопределенное, изначально обязательное для законодателя.

Равным образом, и само право на налоговые вычеты может быть законодателем ограничено, но только при условии соблюдения как общих конституционно-правовых пределов, основанных на ч. 3 ст.

55 Конституции Российской Федерации (налогообложение представляет собой ограничение права собственности), так и специальных, в развитие ст. 57 Конституции Российской Федерации выводимых на протяжении многих лет Конституционным Судом Российской Федерации.

Так, предусмотрев механизм обложения добавленной стоимости посредством применения налогоплательщиками налоговых вычетов законодатель, в частности, стал связан действием конституционного принципа всеобщности и равенства налогообложения , который ограничивает возможные изъятия из правил о налоговом вычете, не обусловленные заслуживающими внимания конституционными целями, а также целым рядом других конституционных принципов.

Механизм налогового вычета по НДС, назначение которого состоит в обеспечении налогообложения добавленной стоимости товаров (работ, услуг), используемых налогоплательщиком в облагаемой данным налогом деятельности, представляет собой совокупность норм, призванных обеспечить компенсацию налогоплательщику расходов на уплату предъявленного ему его контрагентами НДС в составе приобретенных для целей дальнейшего использования в деятельности, облагаемой НДС, товаров (работ, услуг).

Нормы ст.

170 НК РФ, направленные на ограничения права на применение вычетов по НДС налогоплательщиками-получателями субсидий и бюджетных инвестиций, обусловлены стремлением законодателя исключить возможность экономически двойной компенсации расходов налогоплательщиков на уплату предъявленного ему его контрагентами НДС за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при получении ими субсидий и бюджетных инвестиций.

Читайте также:  Расчет темпа прироста

Следовательно, в случае наличия экономически двойной компенсации расходов налогоплательщиков на уплату предъявленного НДС за счет бюджетных средств законодатель полагает допустимым отступление от назначения НДС – обеспечения налогообложения не всей, а только добавленной стоимости товаров (работ, услуг).

Например, поскольку Российская Федерация дискреционно принимает как решение о предоставлении субсидии из федерального бюджета в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (п. 1 ст.

78 БК РФ), так и правовые условия ее предоставления, ограничение права на налоговый вычет в связи с получением налогоплательщиком данной субсидии может быть рассмотрено как одно из условий ее предоставления безотносительно к тому, где – в налоговом законодательстве или нормативно-правовом акте о субсидировании предусмотрено данное условие, в связи с чем такой подход законодателя укладывается в конституционно-правовые рамки рассматриваемого ограничения.

Однако к рассматриваемому регулированию имеется, как минимум, 2 существенные претензии.

Во-первых, в случае приобретения налогоплательщиком товаров (работ, услуг) за счет субсидий, цель предоставления которых состоит в компенсации недополученного дохода в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством (п. 1 ст. 78 БК РФ), ограничение права на налоговый вычет НДС, оплаченного в составе приобретенных товаров (работ, услуг) за счет таких субсидий представляется недопустимым с конституционных позиций.

Компенсация выпадающих доходов, возникших у субъекта предпринимательской деятельности в результате императивного вторжения государства в сферу его свободы не может быть поставлена под условие отказа от общего порядка применения налоговых вычетов. Такой отказ не позволяет говорить о полном восстановлении имущественного положения субъекта предпринимательской деятельности посредством предоставления ему субсидии, что нарушает конституционные гарантии защиты права собственности.

Во-вторых, закрепление в налоговом законодательстве правила о снятии с Российской Федерации обязательств по предоставлению налогового вычета производителям товаров (работ, услуг) в связи с предоставлением субсидий и инвестиций из региональных и местных бюджетов для оплаты сумм предъявленного налогоплательщикам их контрагентами НДС в составе цены с экономических позиций означает переложение бремени предоставления налогового вычета на субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (посредством компенсации налогоплательщику затрат на уплату им НДС в составе цены приобретенных товаров (работ, услуг).

Однако нормы налогового законодательства не должны истолковываться как позволяющие переложить обязательства Российской Федерации по предоставлению налогового вычета на публично-правовые образования других уровней (за исключением случаев предоставления субвенций из федерального бюджета на соответствующие цели) – обратный подход не соответствует принципу бюджетной самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В условиях действия данного принципа принятие региональными и местными бюджетами на себя обязательств по предоставлению налоговых вычетов производителям товаров (работ, услуг) не может рассматриваться в качестве обязательного условия принятия данными бюджетами на себя расходных обязательств по предоставлению субсидий или бюджетных инвестиций. Обратный подход трансформирует НДС в прямой налог на расходы региональных и местных бюджетов, не только формально-юридически нарушая принцип бюджетной самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (там, где она осталась), но и существенно ограничивая экономические возможности для их инвестиционной активности.

В целом, отметим, что столь широкий круг форм бюджетных расходов, охваченных ст.

170 НК РФ в соответствующей части (по крайней мере, на первый взгляд) — а бюджетное законодательство знает более 10 видов субсидий и бюджетных инвестиций, использование законодателем родовых понятий общего характера (понятий субсидий и бюджетных инвестиций безотносительно к их видам; использование категорий экономического характера – «бюджетные инвестиции на возмещение затрат») позволяет сделать предварительный вывод о том, что законодатель видит необходимость исключения ситуаций двойной компенсации расходов налогоплательщика на уплату предъявленного НДС в максимально большом количестве случаев предоставления бюджетных средств. А именно – во всех случаях, при которых налогоплательщику компенсируются расходы на оплату предъявленного ему в составе цены приобретенных товаров (работ, услуг) НДС.

Неоднократное внесение принципиальных поправок в НК РФ только ко второму чтению, отсутствие их содержательного обсуждения в палатах Федерального Собрания Российской Федерации, отсутствие пояснительной записки к рассматриваемым поправкам проблему системного восприятия законодательных изменений осложняет. 

Что такое восстановление НДС?

  • Главная ›
  • Статьи ›
  • Что такое восстановление НДС?

Компания или ИП, если они платят НДС, могут что называется, принять к вычету «входной» НДС. «Входным» налогом считается тот НДС, что «сидит» в цене приобретаемых товаров, работ или услуг.

Однако иногда бывает необходимо «входной» НДС, принятый к вычету, впоследствии восстанавливать, то есть уплачивать в бюджет. Получается, восстановление НДС приводит к увеличению налога, подлежащего уплате, а восстановленный НДС – это те деньги, на которые увеличится НДС, которые надо заплатить в бюджет.

Если же при покупке товаров, работ, услуг «входной» НДС отсутствовал (например, по причине покупки товаров у упрощенца) или не принимался к вычету (например, по причине отсутствия счета-фактуры), то обязанности по восстановлению НДС быть не может.

Когда нужно восстанавливать НДС?

Калькулятор НДС Калькулятор НДС позволяет рассчитать сумму НДС, выделить НДС из назначенной суммы, а также начислить налог на добавленную стоимость на сумму. Воспользуйтесь нашим калькулятором по НДС и бесплатно рассчитайте сумму налога.

Случаи, когда необходимо произвести восстановление НДС, прописаны в статье 170 НК РФ (п.3).

Например, восстановить НДС нужно, если материалы покупаются в период применения общего режима, а используются после перехода, к примеру, на упрощенку (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

В этом случае компания обязана восстановить НДС в последнем налоговом периоде перед применением спецрежима. Восстановленный НДС нужно «приплюсовать» к исчисленному, отразив его в стр.

080 раздела 3 декларации по НДС за IV квартал года, предшествующего году, в котором вы перешли на «упрощенку».

Все ситуации, при которых следует восстанавливать НДС, мы объединили в таблице.

Ситуация Ссылка на НК РФ
Имущество, имущественные права, нематериальные активы (НМА) передаются в качестве вклада в уставный капитал другой фирмы Подпункт 1 пункта 3 статьи 170 НК РФ
Товары (работы, услуги), в т.ч. основные средства, НМА в дальнейшем используются в операциях, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ Подпункт 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ
Основные средства, НМА и иное имущество, передаются правопреемнику при реорганизации юрлица Подпункт 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ
Имущество передается участнику договора простого товарищества при выделении его доли из общего имущества участников договора, или при его разделе Подпункт 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ
Покупатель перечисляет оплату, включая частичную в счет будущих поставок товаров (работ, услуг) Подпункт 3 пункта 3 статьи 170 НК РФ
Если цена ранее отгруженных товаров (работ, услуг) меняется в сторон уменьшения Подпункт 4 пункта 3 статьи 170 НК РФ
При получении субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат на оплату приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом НДС, а также по уплате налога при ввозе товаров на территорию РФ Подпункт 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ

3 Марта 2015Размер восстанавливаемого НДС определяется условиями договора

На вопрос отвечает

Е. Н. Вихляева советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса

Читайте также:  Ручные электрические машины

Вопрос

С 1 октября 2014 года абз. 3 пп. 3 п. 3 ст.

 170 НК РФ действует в новой редакции[1], согласно которой суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету в отношении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежат восстановлению в размере налога, принятого налогоплательщиком к вычету по приобретенным им товарам (выполненным работам, оказанным услугам), переданным имущественным правам, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее перечисленной оплаты, частичной оплаты согласно условиям договора (при наличии таких условий). Прокомментируйте данное нововведение.

В прежней редакции этого абзаца было сказано об обязанности восстановления суммы налога в размере, ранее принятом к вычету в отношении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. Теперь в нем дополнительно указано на то, что размер восстанавливаемой суммы НДС определяется с учетом условий договора. Таким образом, если договором предусмотрено, что сумма ранее перечисленного аванса засчитывается в оплату отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) не полностью, а частично, то НДС восстанавливается тоже не с полной величины аванса, а лишь с той его части, которая «погашена» отгрузкой.

Добавим: нововведение касается только сделок, стороны которых договорились о том, что аванс засчитывается в счет оплаты отгрузки не полностью, а поэтапно.

Кроме этого, как отмечается в Письме Минфина РФ от 28.11.2014 №03‑07‑11/60891, новый порядок восстановления сумм НДС покупателем и применения вычетов продавцом применяется в отношении товаров (работ, услуг, имущественных прав), отгруженных (выполненных, оказанных, переданных) с 1 октября 2014 года.

При этом суммы налога с сумм оплаты, частичной оплаты, восстановленные покупателем и принятые к вычету продавцом в соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 170 и п. 6 ст. 172 НК РФ в редакции, действующей до 1 октября 2014 года, повторно покупателем не восстанавливаются (продавцом к вычету не принимаются).

Проиллюстрировать нововведение можно следующим примером.

Пример

В соответствии с заключенным договором купли-продажи строительных материалов ООО «Подрядчик» в январе 2015 года перечислило продавцу аванс в размере 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.). Договором предусмотрено, что аванс покрывает 40% стоимости каждой отгрузки, оставшаяся часть оплачивается покупателем в безналичном порядке.

В этом же месяце ООО «Подрядчик» получило стройматериалы на сумму 59 000 руб. (в том числе НДС – 9 000 руб.). В их оплату была зачтена часть аванса в сумме 23 600 руб. и 35 400 руб. перечислено на расчетный счет продавца.

В феврале 2015 года стоимость приобретенных стройматериалов составила 47 200 руб. (в том числе НДС – 7 200 руб.). В счет их оплаты зачтено 18 880 руб. ранее перечисленного аванса и 28 320 руб. перечислено в безналичном порядке.

В январеООО «Подрядчик» при наличии выставленного продавцом счета-фактуры вправе воспользоваться вычетом «авансового» НДС в размере 18 000 руб.

Приняв к учету строительные материалы и получив от продавца «отгрузочный» счет-фактуру (или УПД со статусом «1»), ООО «Подрядчик» может принять к вычету еще 9 000 руб. налога. При этом НДС должен быть восстановлен в размере 3 600 руб. (23 600 / 118 х 18).

В февралесумма вычета будет равна 7 200 руб., размер налога, подлежащего восстановлению, – 2 880 руб. (18 880 / 118 х 18).

У продавца зеркальная ситуация. В силу обновленной редакции п. 6 ст.

 172 НК РФ вычеты сумм авансового НДС производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав в размере налога, исчисленного со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее полученной оплаты, частичной оплаты согласно условиям договора (при наличии таких условий). Следовательно, при отгрузке продавец вправе принять к вычету только ту часть авансового налога, которая соответствует части аванса, относимой по условиям договора в счет оплаты конкретной отгрузки.

Если вернуться к условиям примера, то получится, что в январе продавец:

– начислит авансовый НДС в сумме 18 000 руб. и отгрузочный НДС в размере 9 000 руб. (эти же суммы, как было сказано выше, покупатель вправе принять к вычету);

– примет к вычету часть ранее начисленного авансового НДС в размере 3 600 руб. (эту же сумму покупатель восстанавливает).

Соответственно, в феврале продавец, отразив реализацию, начислит налог в сумме 7 200 руб. и примет к вычету часть авансового НДС в размере 2 880 руб.

  • Таким образом, принцип зеркальности соблюдается.
  • В аналогичном порядке производится восстановление и вычет авансового НДС по договорам подряда, предусматривающим условие о частичном зачете аванса в оплату стоимости выполненных подрядчиком работ.
  • От редакции

До 1 октября 2014 года в вопросе восстановления НДС существовала не­определенность. Налоговые органы настаивали на том, что порядок восстановления НДС не привязан к условиям гражданско-правового договора между сторонами сделки, предусматривающим определенный порядок зачета авансовых платежей в уплату отгруженных товаров (работ, услуг). Причем судьи нередко поддерживали эту точку зрения (определения ВАС РФ от 14.04.2014 №ВАС-3565/14 по делу №А12-12139/2013, от 22.05.2012 №ВАС-5972/12 по делу №А51-11444/2011, от 01.03.2012 №ВАС-1851/12 по делу №А65-1814/2011, Постановление ФАС УО от 31.01.2014 №Ф09-14356/13 по делу №А07-4617/2013). В то же время существовал и противоположный подход: частичное восстановление сумм «авансового» НДС исходя из условий гражданско-правовой сделки (договора подряда, поставки, купли-продажи) не противоречит положениям пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ (Определение ВС РФ от 24.11.2014 №304-КГ14-3718)[2]. Теперь оснований для разночтений нет. Порядок определения восстанавливаемой суммы установлен однозначно, что позволит снизить количество налоговых споров.

[1] Изменения внесены Федеральным законом от 21.07.2014 №238-ФЗ.

[2] Дополнительно см. комментарий к Определению ВС РФ от 24.11.2014 №304-КГ14-3718 по делу №А75-8761/2013, размещенный в журнале «Строительство: акты и комментарии для бухгалтера», №12, 2014.

Источник: Журнал «Строительство: Бухгалтерский учет и налогообложение»

Подводные рифы исчисления НДС с "межценовой разницы". Возможность одновременного применения банками пункта 5 статьи 170 и пункта 3 статьи 154 НК РФ на основе анализа судебного дела

«Бухгалтерия и банки», 2010, N 9

В настоящей статье мы проанализируем недавно принятый судебный акт по актуальному для многих банков вопросу — возможности применения п. 3 ст. 154 НК РФ «Исчисление налога на добавленную стоимость с «межценовой разницы» — при одновременном закреплении в учетной политике банка применения п. 5 ст. 170 НК РФ.

Дополнительную актуальность данному делу придает то, что налоговый спор был разрешен между банком и инспекцией ФНС России N 50 по г. Москве, в которой состоит на налоговом учете большое количество московских банков.

I. Ситуация

(В примере числовые значения приведены условно)

Банк приобрел здание за 42 млн руб., оплатив продавцу в том числе и предъявленный им НДС в размере 7 млн руб.

Здание не использовалось банком в качестве основного средства и спустя два года было реализовано за 48 млн руб., в том числе НДС, предъявленный покупателю в счете-фактуре, — 8 млн руб.

В учетной политике банка было предусмотрено, что налогоплательщик в целях исчисления и уплаты НДС применяет п. 5 ст.

170 НК РФ, согласно которому банки имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам), а вся сумма НДС, полученная ими по операциям, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет.

Однако при этом сумма НДС, предъявленная банку при приобретении здания, была учтена им на счете 60701 «Вложение в приобретенное здание» в составе капитальных вложений, на расходы при исчислении налога на прибыль не относилась.

Исчисляя НДС к уплате в бюджет в размере 1,2 млн руб., банк определил налоговую базу в соответствии с п. 3 ст. 154 НК РФ как «межценовую разницу» — 6 млн руб. (48 — 42 млн руб.).

II. Позиция налогового органа

Инспекция ФНС России N 50 по г. Москве по итогам выездной налоговой проверки произвела доначисление НДС банку в сумме 6,8 млн руб. (8 — 1,2 млн руб.

), сославшись на то, что банк не имел права, закрепив в учетной политике применение п. 5 ст. 170 НК РФ, исчислять НДС с «межценовой разницы».

По мнению проверяющих, банк был обязан исчислить и уплатить в бюджет НДС с полной стоимости реализованного здания, т.е. с 40 млн руб.

III. Позиция Арбитражного суда г. Москвы и Девятого арбитражного апелляционного суда