Полезное

П.3-9 ч.1 ст.31

На всем протяжении процедуры закупки — от подачи заявки до определения исполнителя контракта — участник должен соответствовать единым требованиям. Если это не так, то вступить в отношения с таким исполнителем заказчик не сможет.

И даже если сначала участник соответствовал всем условиям, а затем выяснилось, что перестал, контракт заключить с ним заказчик не должен. Если же контракт уже заключен, его придется расторгнуть.

В статье расскажем о том, какие существуют требования к поставщикам.

Виды требований

Требования подразделяются на 3 типа:

  1. Единые. Это требования, которые заказчик обязан установить в закупке. Все они изложены в пункте 1 статьи 31 закона 44-ФЗ.
  2. Необязательные. Требования, которые заказчик вправе предусмотреть. Это часть 1.1 статьи 31 закона, в соответствии с которой заказчик может потребовать отсутствия поставщиков в РНП, отсутствия в реестре сведения об учредителях, директоре и членах коллегиального исполнительного органа.
  3. Дополнительные. Такие требования регулируются частью 2 статьи 31 закона и устанавливаются Правительством в отношении конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, аналогичных закрытых конкурсных процедур или аукциона. Также носят обязательный характер для включения в документацию, если установлены.

Сегодня расскажем только о первой части — о единых требованиях.

Экономьте время на поиске клиентов. Контур.Компас — удобный поиск целевых клиентов для бизнеса, базы новых клиентов в B2B!

Что всегда требуется от поставщиков

Под едиными подразумеваются такие требования, которым должны отвечать все участники закупок вне зависимости от ее объекта и прочих параметров. Вот их список:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  1. Участник должен соответствовать условиям, которые закон предъявляет при осуществлении определенных работ и услуг или при поставке определенных товаров. Подразумевается наличие допусков, лицензий и прочих разрешений.

    Например, таким требованием является наличие лицензии на установку средств пожарной безопасности, если заказчик закупает монтаж этих средств. Если же закупается, скажем, комплексный ремонт здания, то иметь лицензию на монтаж пожарного оборудования поставщик не должен. В таком случае у подрядчика должен быть допуск СРО на осуществление работ по строительству и монтажу.

  2. Участник должен быть полностью дееспособным. Это значит, что в его отношении не должна быть начата процедура ликвидации или банкротства, а его деятельность не должна быть приостановлена (КоАП дает право контролирующим органам приостанавливать деятельность организации при некоторых административных правонарушениях).
  3. Поставщик должен быть добросовестным исполнителем обязанностей по уплате налогов и других обязательных платежей. Размер его задолженности за последний год не должен быть более чем четверть балансовой стоимости активов по данным последней отчетности. Физические лица, которые входят в руководящий состав участника, не должны иметь непогашенной судимости за экономические преступления. Также им не должно быть назначено наказание в виде дисквалификации или запрета на ведение деятельности, связанной с поставкой объекта закупки.
  4. Если при исполнении госконтракта поставщик должен передать заказчику результаты интеллектуальной деятельности, то он должен обладать исключительными правами на них. Требование не распространяется на закупку создания произведений искусств и прокат национального фильма.
  5. Между заказчиком и потенциальным исполнителем не должно быть конфликта интересов. Это значит, что руководитель заказчика, сотрудники контрактной службы, члены закупочной комиссии либо контрактный управляющий не может быть в определенных отношениях с лицом, входящим в руководство участника, или с участником-ИП. Под отношениями в данном случае понимается брак и близкое родство — дети, родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, усыновители и усыновленные.
  6. Участник не должен быть компанией, зарегистрированной в офшоре.
  7. С 1 июля 2018 года требования к потенциальным поставщикам будут расширены. У них должны отсутствовать ограничения для участия в закупках. Такие ограничения могут быть введены, например, в закупках только для субъектов малого предпринимательства.

Как видно, никаких условий о наличии у участника опыта исполнения подобных контрактов, каких-либо финансовых ресурсов или персонала, в единых требованиях нет. Условия подобного рода относятся к разряду дополнительных и могут быть установлены в соответствии с постановлением № 99 от 2 февраля 2015 года.

Что же касается требования об отсутствии в РНП, то оно включается заказчиком по своему усмотрению.

Как подтвердить соответствие требованиям

Существуют два способа подтверждения соответствия требованиям: декларация и представление документов.

Ищете ОФД для своего бизнеса? Получите квартал в подарок. Контур.ОФД — помогает соблюдать закон и контролировать продажи!

Декларация может быть в виде отдельного документа или в составе заявки. Конкретной формы закон не предусматривает, поэтому составляется она произвольно. Обычно это документ, в котором поставщик указывает свое наименование, юридический адрес, ИНН, а также подтверждает, что соответствует на дату подачи заявки единым требованиям.

Иногда требуется подтвердить соответствие требованиям иным документом. Из следующей таблицы видно, в каких случаях может применяться декларация, а когда — определенные документы.

Таблица. Документы для подтверждения соответствия участника единым требованиям

Требования
Основание для требования
Документы, которые предоставляет участник
НПА
Участник должен соответствовать требованиям законодательства к лицам, поставляющим товар, или оказывающим услуги, которые представляют собой объект закупки Пункт 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Лицензия Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ
Свидетельство о допуске, которое выдала саморегулируемая организация

Требования к участникам закупки

К участникам закупки по Закону о контрактной системе устанавливаются требования, которые выступают как средства защиты от недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей. Рассмотрим, в чем заключаются эти требования и каким образом заказчик должен их исполнять и им соответствовать.

В соответствии ч.1 ст.31 заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки при осуществлении всех конкурентных закупок. Обратите внимание — нет конкретизации об установлении требований при осуществлении только конкурентной закупки, но, учитывается, что информация об установленных требованиях указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки, в документации.

В соответствии со ст.31 Закона о контрактной системе установление единых требований к участникам закупки является для заказчика обязательным. Также обязательными к применению являются установленные Постановлением Правительства РФ в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 дополнительных требований к участникам закупок.

Участникам закупки устанавливаются единые требования и дополнительные требования.

Единственное требование, которое заказчик может применять по своему усмотрению, это требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, установленное ч.1.1 ст.31.

С 1 июля 2021 года в ч.1.1 ст.31 «Требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков» вступают в силу существенные изменения. В порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков внесено уточнение, касающееся информации об учредителях участника закупки — наряду с самим участником закупки вносится в РНП.

Теперь учредители вносятся в РНП только, если это учредитель унитарного юридического лица.

В отношении остальных участников закупки с 1 июля 2021 года будут вноситься сведения об управляющем, управляющей компании, в случае передачи полномочия единоличного исполнительного органа. Кроме этого, об участниках корпоративного юрлица, способных оказывать влияния на деятельность участника закупки или на деятельность контрагента по контракту.

Требования, установление которых является обязательным — это пункты 1-11 ч.1 ст.31 — можно условно разделить на две группы:

  • Рассмотрим, что из себя представляет требование, которое устанавливается к участникам исходя из специфики объекта закупки.
  • Если мы обратимся к нормам ГК РФ, то в ст.49 установлено:
  • Если в законодательстве РФ объект закупки относится к лицензируемым видам деятельности, заказчик в извещении закупки обязан установить требования к участникам о наличии соответствующей лицензии.

Также от специфики объекта закупки зависит и установление требования согласно п.

8 части 1 статьи 31 — обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты.

Исключением являются случаи заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.

  1. Еще одним примером установления требований, связанных со спецификой объекта закупки, помимо лицензирования, является требование о членстве саморегулируемой организации.
  2. К законам, предусматривающим обязательность членства в СРО по отдельным видам деятельности, относятся:
  3. Рассмотрим требования, которые устанавливаются ко всем участникам закупки без привязки к объекту закупки:

.body-image img { box-shadow: 0 0 50px #9c9c9c; max-width: 630px; }

В соответствии с п.7.1 части 1 статьи 31 участник закупки — юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях (незаконное вознаграждение).

С 1 января 2021 года такая информация выгружается с сайта Генеральной прокуратуры в ЕИС, проверка на соответствие данного пункта осуществляется в автоматическом режиме.

Читайте также:  Отдых 42 часа

Законом о контрактной системе установлено требование об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов (п.9 части 1 статьи 31).

Конфликт интересов

Кто такие выгодоприобретатели с точки зрения применения нормы по конфликту интересов

В Законе о контрактной системе также предусмотрены механизмы урегулирования конфликта интересов, включающие в себя определенные ограничения (запреты) в отношении и по взаимоотношениям следующих лиц.

Под запрет попадает личная заинтересованность в результатах закупки, получение выгоды прямо или косвенно, все родственные связи между заказчиком, участником закупки, экспертами и должностными лицами экспертных организаций, а также имущественные интересы, если таковые возникают.

Урегулирование конфликта интересов

Для урегулирования конфликта интересов Законом о контрактной системе предусмотрено время реагирования и определенные правовые последствия.

Заказчик обязан осуществить замену в составе комиссии лиц, прямо или косвенно (через третье лицо) заинтересованных в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Аналогичное требование установлено и в отношении экспертов и экспертных организаций.

Как правило, в положении комиссии указывается обязанность членов комиссии сообщать своему руководителю, заказчику о том, что при закупке возникает конфликт интересов.

Судебная практика по конфликту интересов

В обзоре судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при возникновении конфликта интересов между участниками закупки и заказчиком (утв. Президентом Верховного Суда РФ 28.09.2016) сделаны следующие выводы:

  • Декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктом 9 части 1 статьи 31, является обязательной.
  • Декларация об отсутствии между участниками закупки и заказчиком конфликта интересов должна быть совершена в письменной форме применительно к положениям пункта 2 статьи 434 ГК РФ.
  • Если руководитель заказчика одновременно является представителем учредителя некоммерческой организации (участника закупки), это свидетельствует о наличии между заказчиком и участником закупки конфликта интересов.
  • Если после рассмотрения вторых частей заявок на участие во втором аукционе и подписания протокола обнаружен конфликт интересов, комиссия по осуществлению закупок обязана принять решение об отстранение участника закупки от участия определение поставщика без повторного рассмотрения вторых частей заявок.
  • Государственный (муниципальный) контракт, заключенный победителем торгов и заказчикам при наличии между ними конфликта интереса является ничтожным (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).

Участник закупки может ознакомиться с Методическими рекомендациями по выявлению личной заинтересованности, которая разработана Минтрудом РФ и размещена на сайте ведомства для заказчика.

Еще одним обязательным единым требованием является запрет на участие в закупке оффшорных компаний.

Перечень государств и территорий утвержден Приказом Минфина от 13.11.2007 №108н «Об утверждении перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны)».

Исходя из установленного запрета, юридическое лицо, зарегистрированное в КНР, не может быть допущено к участию в закупках.

Следующее требование установлено пунктом 11 ч.1. В соответствии с ним у участника закупки должны отсутствовать ограничения для участия, установленные законодательством Российской Федерации.

Указанные в статье 31 требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок. Устанавливать иные требования к участникам закупок неправомочно.

Кто проверяет соответствие участников закупки единым требованиям

Полномочия по проверке соответствия участников закупок установленным требованиям возложены на комиссию по осуществлению закупок (за исключением п.10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, предусмотрен особый механизм реализации запрета на участие оффшорных компаний).

Законом установлена градация, в соответствии с которой комиссия обязана такие проверки осуществлять.

Когда комиссия проверяет участника закупки

Пункт 1 закрепляет специфику требований, связанных с объектом закупки, то есть это лицензии, членство в саморегулируемой организации; пункт 7.

1 — это отсутствие привлечения к административной ответственности за незаконное вознаграждение; по пункту 10 — оффшоры, здесь работает механизм проверки, за исключением проведения электронных процедур и запроса котировок.

Учитывая, что процедур на бумаге у нас практически не осталось, по пункту 10 комиссия обязана проверять, но на практике эти проверки крайне редки.

Если было установлено требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, комиссия обязана осуществить проверку на соответствие данному требованию.

Если установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 ст.31, то также комиссия в обязательном порядке проводит проверку на соответствие таким требованиям. В отношении иных пунктов части 1 ст.31 комиссия вправе проверять соответствие участников закупки.

Если заказчик стремится к тому, чтобы получить исполнителя контракта, то комиссия проверяет на соответствие всем перечисленным требованиям в ст.31.

Комиссия не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключение случаев, если указанные требования установлены Правительством РФ в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31.

Что происходит, если комиссия провела проверку и установлено, что участник закупки не соответствует одному или нескольким пунктам ч.1 ст.31? В соответствии с ч.9 ст.

31 происходит отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует единым требованиям или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

Заявка на участие в электронном аукционе по 44-ФЗ: образец и правила оформления

Электронный аукцион — это способ проведения закупок, где побеждает участник, который предложил самую низкую цену. Информацию об аукционах по 44-ФЗ заказчики размещают в ЕИС, сами аукционы проходят на федеральных электронных торговых площадках (ЭТП).

В форме электронного аукциона госзаказчики обязаны закупать товары, работы или услуги (ТРУ) из перечня распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 г. N 471-р. К таким товарам относится  рыба, уголь, напитки, табак, компьютерное и электрическое оборудование, здания и работы по возведению зданий, почтовые, курьерские, транспортные услуги и прочее.

Как участвовать в аукционе

Чтобы участвовать в электронном аукционе, нужно получить квалифицированную электронную подпись (КЭП) и зарегистрироваться в ЕИС. Получить КЭП можно за сутки. Регистрация в ЕИС может занять до 15 рабочих дней, поэтому лучше зарегистрироваться в ЕИС заранее, а потом выбирать закупку, в которой хотите поучаствовать.

Если аукцион уже опубликован, то у вас есть 7 или 15 календарных дней, чтобы подать заявку:  

7 дней НМЦ ⩽ 300 млн рублей
НМЦ ⩽ 2 млрд рублей в строительных закупках
15 дней НМЦ > 300 млн рублей
НМЦ > 2 млрд рублей в строительных закупках

Требования к участникам аукциона

Участник и его заявка должны соответствовать требованиям 44-ФЗ и документации аукциона. Согласно ст. 31 44-ФЗ, ко всем участникам госзакупок предъявляют единые требования: 

  1. Участник имеет право поставлять товар, оказывать услуги. Например, у него есть лицензия, разрешение, членство в СРО и прочее.
  2. Он не находится в процессе ликвидации.
  3. Деятельность участника не приостановлена.
  4. Не имеет задолженности по налогам.
  5. У руководителя, учредителя, бухгалтера нет судимости по экономическим преступлениям.
  6. В течение двух лет не было административных правонарушений.
  7. Обладает правами на результаты интеллектуальной деятельности, если заказчик приобретает права на такие результаты.
  8. Руководители и учредители участника и заказчика не состоят в близких родственных связях.
  9. Не является офшорной компанией.
  10. Нет дополнительных ограничений для участия в закупках, установленных законодательством.

Кроме этого, к участникам закупок отдельных видов ТРУ (Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99) предъявляют дополнительные требования.

Например, чтобы участвовать в тендерах по реставрации музейных предметов, работам по строительству или капремонту, участник должен заранее подтвердить свое соответствие требованиям постановления №99.

Для этого ему нужно отправить на ЭТП документы, указанные в постановлении. Документы проверят за пять рабочих дней. На всех площадках можно заказать ускоренную проверку за дополнительную плату.

Эту информацию стоит уточнить у оператора ЭТП.

Также заказчик может потребовать, чтобы участники закупки отсутствовали в реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Это требования касается не только юрлица, но и его учредителей и руководителя (ч.1.1. ст. 31 44-ФЗ). Иных требований к участникам устанавливать нельзя.

Подача заявки на участие в электронном аукционе

Перед подачей заявки надо позаботиться об ее обеспечении — переведите заранее нужную сумму на спецсчет либо оформите банковскую гарантию. Размер требуемого обеспечения будет указан в извещении об аукционе. Если нужной суммы не будет на спецсчете к моменту окончания подачи заявок, площадка в течение часа вернет вам заявку, и участвовать в аукционе вы не сможете.

Заявка на участие в аукционе всегда состоит из двух частей, которые нужно одновременно подавать на площадке.

Первая часть заявки должна содержать:

  • Согласие участника поставить товар, выполнить работы или оказать услуги.
  • Страну происхождения товара.
  • Конкретные характеристики товара в соответствии с техническим заданием. 
Читайте также:  Средний начальствующий состав

Вторая часть заявки должна содержать:

  • Название, юридический и почтовый адреса, ИНН, номер телефона, ИНН учредителей, руководителя, коллегиального органа.
  • Документы, которые подтверждают право участника на поставку товара, оказание услуг. Например, лицензии или свидетельства СРО.
  • Копии документов на товар, если по законодательству к нему установлены требования. Например, регистрационные удостоверения на медицинскую технику.
  • Документы на товар в закупках с национальным режимом (ст.14 44-ФЗ).
  • Декларацию о соответствии единым требованиям закона (п.3 – 9 ч.1 ст.31 44-ФЗ).
  • Декларацию субъекта малого предпринимательства (СМП) или некоммерческой организации (СОНКО), если закупка проводится с преимуществом для СМП и СОНКО.
  • Решение об одобрении крупной сделки.
  • Учредительные документы.

Оформить заявку можно в свободной форме.

Как заполнить и оформить заявку для электронного аукциона

Сперва нужно согласиться  со всеми условиями госконтракта и документацией — согласие формируется на ЭТП при подаче заявки. На некоторых площадках вы ставите «галочку» в нужном поле, на других — автоматически соглашаетесь поставить товар или оказать услуги заказчику, когда подаете заявку.

Если закупка на поставку товара, то в первой части заявки нужно указать его конкретные характеристики, которые соответствуют техническому заданию.

Ранее это было главной сложностью для участников строительных закупок — им нужно было вставлять в первую часть заявки длинный список поставляемых товаров.

Но с 1 июля 2019 года все эти параметры в строительных закупках прописывает заказчик в проектной документации, поставщику достаточно просто согласиться с документацией.  

Вместе с техзаданием госзаказчик прикладывает инструкцию, в которой рассказывает, как читать документ.

Например, в инструкции заказчик указывает номера ГОСТов, которым должен соответствовать товар, описывает, как в техзадании следует читать символы, знаки препинания, диапазоны, предлоги и союзы.

Если невнимательно прочитать один символ или знак препинания, это приведет к неверному оформлению заявки и ее отклонению.

Например, в аукционе №0332200029720000002 на поставку мяса говядины одного из участников отклонили за то, что при заполнении первой части заявки он сослался не на тот ГОСТ.

В частности, заказчик указал техзадании, что мясо должно соответствовать ГОСТу, в котором прописаны технические условия продукта: его масса, толщина жира, состояние мышц.

Участник сослался на ГОСТ, в котором прописаны размеры, формы и внешние характеристики отрубов, на которое мясо должно быть разрублено.

А в аукционе №0318100072219000203 на поставку мебели и раздевальных мест для хоккеистов участник в первой части заявки скопировал техзадание в неизменном виде, не удалив слова «не менее», «не более». Заказчик отклонил его заявку — по инструкции в заявке нужно было указать конкретные показатели Например, «ширина дверцы — 50 см», что не менее 40 и не более 60 см.

Не забывайте указывать страну происхождения товара. Это требование стало обязательным с декабря 2019 года для всех госзакупок на поставку товара.

Название страны нужно указывать по Общероссийскому классификатору стран мира. Допускается писать как краткое, так и полное наименование.

Но, например, нельзя писать «Америка» или «США», правильно писать «Соединенные Штаты» или «Соединенные Штаты Америки».

Во второй части заявки данные вашей организации, адреса и телефоны можно оформить в виде анкеты и приложить ее в составе заявки.

Учредительные документы, выписку ЕГРЮЛ, решение об одобрении сделки площадка направляет заказчику из вашего личного кабинета вместе со вторыми частями заявки.

Позаботьтесь о том, чтобы эти документы были актуальны, и замените их при необходимости. Можно продублировать их, приложив к заявке.

Подавая заявку, вы должны продекларировать соответствие единым требованиям закона и свою принадлежность к СМП или СОНКО.

Такие декларации формируются автоматически на площадке, вы просто ставите «галочку» в нужном разделе при подаче заявки. Оформлять их отдельным документом не надо. Все написанное в декларациях должно быть правдой.

Госзаказчик может отклонить заявку на любом этапе закупки, если выяснит, что вы не соответствуйте требованиям закона.

Образец заявки на аукцион по 44-ФЗ

Порядок и сроки рассмотрения заявок

В какие сроки госзаказчик рассматривает заявки и как он взаимодействует с площадкой покажем на схеме:

Если вы считаете, что вашу заявку отклонили неправомерно, то можете пожаловаться в ФАС в течение 5 дней с даты публикации протокола. И даже если ФАС признает вашу жалобу необоснованной, можно пойти в суд. Бывает, что суды встают на сторону поставщиков в таких вопросах.

Например, компания «Трансвуд» пожаловалась в ФАС на неправомерное отклонение заявки в аукционе №0865300002418000247. Заказчик отклонил ее заявку, потому что паспортные данные учредителя в «Решении об одобрении крупной сделки» не соответствовали паспортным данным, указанным в уставе общества.

ФАС признала жалобу необоснованной, а действия заказчика правомерными.  После этого «Трансвуд» обратилась в суд, который признал (А67-11893/2018), что «позиция антимонопольного органа основана на формальном подходе и противоречит целям и задачам проведения электронного аукциона».

Суд отменил действие решения ФАС и признал, что госзаказчик неправомерно отклонил заявку.

Заявка, оформленная без ошибок, гарантирует ваше участие в аукционе, но не победу в нем. Победу получает тот, кто предложит наименьшую цену. В редких случаях в заявке победителя находят ошибку уже после проведения аукциона — тогда договор предлагают заключить участнику, занявшему второе место.

Подготовить заявку на участие в электронном аукционе без ошибок вам помогут специалисты ИС-Закупок.

Требования к исполнителю по 44-ФЗ: нормативные нюансы и инструкция для участников

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Единые требования к участникам закупок по 44-ФЗ
  • Дополнительные требования к исполнителю по 44-ФЗ
  • Как исполнителю подтвердить соответствие требованиям по 44-ФЗ
  • Инструкция подтверждения исполнителем соответствия доп. требованиям по 44-ФЗ
  • Напоследок про иные требования к исполнителю по 44-ФЗ

Требования к исполнителю по 44-ФЗ являются конкретными условиями, которые тот должен соблюдать, если хочет принимать участие в закупках. Российское законодательство устанавливает здесь свои нюансы, которые необходимо знать всем, кто работает в этой области.

Какие же единые и дополнительные требования на текущий момент предъявляются к исполнителям, и какие действия с их стороны неприемлемы? Чтобы разобраться в этих и других вопросах, читайте далее нашу статью.

Единые требования к участникам закупок по 44-ФЗ

  1. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ № 44 к участникам закупочной процедуры выдвигаются требования как к лицам, которые осуществляют поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ.

    Согласно данной законодательной норме заказчику необходимо провести анализ нормативных документов в отношении требований, которые устанавливаются к конкретным видам деятельности. Данные требования касаются процедур получения лицензий, участия в СРО и т. п.

  2. Возможный участник закупочной процедуры не должен находиться в стадии ликвидации организации.

    Вследствие ликвидационных мероприятий, проводимых в отношении юридического лица, его деятельность прекращается. При этом права и обязанности организации не переходят к иным лицам. Решение о ликвидации юридического лица принимается его учредителями либо уполномоченным органом.

    Также ликвидационная процедура может быть инициирована по окончании срока, на который было организовано юридическое лицо, или в случае достижения цели создания организации. Кроме того, решение о ликвидации юридического лица может быть принято в судебном порядке.

  3. Участник закупочной процедуры не должен быть признан судебной инстанцией банкротом и в отношении него не должно быть открыто конкурсное производство. Данная норма установлена в п. 3 ч. 1 ст. 31 ФЗ № 44. Согласно ст. 2 ФЗ № 127 от 26 октября 2002 г.

    несостоятельным (банкротом) считается должник, который признан в судебном порядке неспособным полностью выполнить требования кредиторов по финансовым обязательствам, оплате труда или выплате выходных пособий работающим или работавшим ранее сотрудникам, а также уплатить обязательные платежи.

      

  4. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 ФЗ № 44 на момент, когда была подана заявка, деятельность участника закупочной процедуры не должна быть приостановлена. Суть административной приостановки деятельности ИП или юридического лица изложена в статье 3.

    12 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Данная мера предполагает временное прекращение конкретного вида деятельности лица, деятельности его отдельного подразделения либо приостановку использования некоторых объектов.

  5. Согласно п. 5 ч. 1 ст.

    31 ФЗ № 44 у участника закупочной процедуры не должно быть задолженности по налоговым платежам, сборам или другим обязательным платежам в бюджет РФ. В данном случае берется во внимание задолженность за предыдущий год, сумма которой составляет более 25 % размера активов организации в соответствии с бухгалтерскими отчетами за последний отчетный период.

    Также следует отметить задолженности, которые не учитываются при рассмотрении заявки участника закупки. К ним относят суммы, на которые предоставляется рассрочка, отсрочка платежа или кредит, а также реструктуризированная задолженность, в судебном порядке признанная погашенной либо безнадежной к возврату.

    Помимо этого, участник может быть признан соответствующим требованиям к исполнителю в техническом задании по 44-ФЗ при наличии задолженности по обязательным бюджетным платежам свыше 25 % балансовой стоимости активов, если было подано и находится на рассмотрении заявление об обжаловании такой задолженности.

  6. Участник закупочной процедуры не должен быть осужден за правонарушения в экономической сфере, несоответствующее закону участие в предпринимательской деятельности, участие в коррупционных схемах. Также согласно п. 7 ч. 1 ст.

    31 ФЗ № 44 участник закупочной процедуры (физическое лицо, руководитель, члены коллегиального исполнительного органа, главный бухгалтер) не должен быть лишен права занимать конкретные должности или осуществлять конкретную деятельность, которая связана с поставкой товаров, оказанием услуг или выполнением работ, являющихся предметом закупочной процедуры.

    Данные меры наказания предусмотрены по ст. 47 Уголовного кодекса РФ. Также в отношении участника не должна быть применена дисквалификация как мера административного наказания, предусмотренная ст. 3.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях. 

    jpg»>

  7. В п. 7.1 ч. 1 ст. 31 ФЗ № 44 установлено требование, согласно которому участник закупочной процедуры за последние 2 года до даты подачи заявки не должен привлекаться к административной ответственности за нарушение закона по ст. 19.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть за получение незаконного вознаграждения от имени юридического лица.

  8. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 31 ФЗ № 44 между заказчиком и участником не должно быть конфликта интересов. Это условие является универсальным и касается ситуаций, когда договор подписывается с физическим лицом, включая случаи, когда оно является единственным участником. Более детальные разъяснения по данному вопросу даются также в письме Министерства финансов РФ от 24 июля 2017 г. № 24-05-09/47126, а также в Обзоре судебной практики, который утвержден Президиумом ВС РФ от 28 сентября 2016 г.
  9. Согласно п. 10 ч. 1 ст. 31 ФЗ № 44 к участию в закупочной процедуре не допускаются офшорные компании. Список стран и территорий, на которых действует льготное налогообложение либо не раскрываются и не предоставляются сведения об осуществляемых финансовых операциях (так называемые офшорные зоны) утвержден Приказом Министерства финансов РФ от 13 ноября 2007 г. № 108н.

Соответствие участника закупочной процедуры требованиям к исполнителю по 44-ФЗ (п. 1 ч. 1 ст. 31) зачастую должно подтверждаться соответствующими документами. Выполнение условий других пунктов ч. 1 ст. 31 ФЗ № 44 декларируется.

Правительством РФ могут устанавливаться дополнительные требования в отношении участников закупки для отдельных видов товаров, услуг и работ. Согласно Постановлению Правительства РФ от 05 апреля 2015 года № 99 к ним относят:

  • опыт выполнения аналогичных заказов, наличие недвижимости, конкретного оборудования и техники, например, при исполнении договора на работы по сохранению объектов культуры;
  • опыт выполнения аналогичных договоров по строительству за предыдущие 3 года;
  • опыт выполнения аналогичных заказов и наличие морского или речного транспорта при оказании услуг в сфере военных речных и морских перевозок.

Также, кроме вышеуказанных требований к исполнителю по 44-ФЗ, заказчик может выдвинуть требование об отсутствии сведений об участнике закупки в Реестре недобросовестных поставщиков. В данном реестре содержатся данные о поставщиках, которые выполнили договор ненадлежащим образом или не выполнили его совсем.

Но есть и другое мнение касательно требований, которые выдвигаются при проведении запроса котировок. В частности, согласно практике арбитражных судов требования заказчика о предоставлении допуска или лицензировании соответствуют законодательству, поскольку они устанавливаются исходя из п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ № 44.

В случае соответствия всем пунктам перечня вы имеете возможность стать членом ассоциации участников закупок (АУЗ) и оказать помощь в защите прав другим потенциальным исполнителям госзаказов.

АУЗ является добровольной некоммерческой организацией, которая объединяет ИП и юридические лица для осуществления общественной деятельности.

Основное направление работы данного формирования – представление и защита прав участников АУЗ по большей части в сфере государственных закупок.

Как исполнителю подтвердить соответствие требованиям по 44-ФЗ

Для выполнения требований к исполнителю по 44-ФЗ участник закупочной процедуры обязан ко второй части заявки приложить следующие документы:

  • Документацию, предусмотренную п. 1 ст. 31 ФЗ № 44, а также декларацию согласно пп. 3, 5, 7 и 9 данной статьи. Начиная с июля 2018 года формирование декларации происходит в автоматическом режиме. При подаче заявки на электронной торговой площадке участнику достаточно поставить «галочку» и с помощью электронной подписи подтвердить отправку.
  • Выписку из ЕГРЮЛ, полученную в течение последних 6 месяцев.
  • Уставные документы.
  • Документы, подтверждающие выполнение дополнительных требований (если они были установлены).

При отсутствии всех вышеперечисленных документов заказчик вправе отклонить заявку участника.

В случае выявления подачи победителем закупочной процедуры не соответствующих действительности сведений заказчик не имеет права подписывать договор с этим участником. Принятое комиссией решение об отклонении заявки может быть обжаловано.

В случае подтверждения незаконности решения тендерной комиссии на ее членов могут быть наложены штрафные санкции в размере от 5 000 до 30 000 тыс. рублей.

Инструкция подтверждения исполнителем соответствия доптребованиям по 44-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 04 февраля 2015 года № 99 предполагает необходимость подтверждать соблюдение дополнительных требований исключительно при проведении таких закупочных процедур:

  • открытый и закрытый конкурс в электронной форме с ограниченным участием;
  • открытый и закрытый двухэтапный конкурс в электронной форме;
  • электронный аукцион.

30 сентября 2019 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 14 сентября 2019 года № 1202, которое регулирует вопросы взаимодействия участника закупочной процедуры и ЭТП.

В частности, данным постановлением утверждены ситуации, в которых требуется подтверждение соответствия участника электронного конкурса или аукциона установленным дополнительным требованиям.

Рассмотрим алгоритм процедуры подтверждения на примере ЭТП «Сбербанк-АСТ».

Шаг 1. Зарегистрироваться в Единой информационной системе. Далее получить аккредитацию на ЭТП в соответствии со ст. 24.2 ФЗ № 44. Не выполнив данные действия, участник не может быть допущен к участию в закупках с установленными дополнительными требованиями к исполнителю по 44-ФЗ.

Шаг 2. Войти в личный кабинет на ЭТП, где с 01 июля 2019 года появился раздел «Документы о соответствии участника».

Шаг 3. Нажать на кнопку «Направить/изменить», расположенную возле товара, работы или услуги, для которых необходимо подтверждение.

Шаг 4. Добавить копии и отправить их на рассмотрение. Они оцениваются отдельно по каждому товару, работе или услуге. После успешной загрузки документов и внесения данных вашей заявке присвоится статус «На рассмотрении». Процедура рассмотрения занимает до пяти рабочих дней.

Шаг 5. Исправление ошибок (по необходимости). Исправлять недочеты до окончания процедуры рассмотрения невозможно. Следует дождаться, пока заявка будет отклонена, затем внести необходимые изменения и отправить документы еще раз. Повторное рассмотрение также занимает до пяти рабочих дней.

Шаг 6. Нажать на иконку для просмотра истории отправки заявок, исправлений и статуса рассмотрения заявки.

Напоследок про иные требования к исполнителю по 44-ФЗ

Согласно Письму Министерства финансов РФ от 26 сентября 2017 года № 24-05-09/62505 заказчик вправе устанавливать требование об отсутствии данных об участнике закупочной процедуры в РНП.

В п. 8 ч. 1 ст. 31 ФЗ № 44 прописано требование к наличию исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые передаются от участника заказчику в ходе закупки. Исключение составляют договоры на создание литературных произведений, предметов искусства и т. п.

Также к данной категории относятся требования, устанавливаемые на основании ч. 2.1 ст. 31 ФЗ № 44.

Согласно данной законодательной норме Правительством РФ могут устанавливаться дополнительные требования к участникам закупочных процедур по оказанию услуг консультирования, аудита и сопутствующих аудиторских услуг. Также заказчик может устанавливать требования к исполнителю по 44-ФЗ о наличии партнерского статуса.

Следует отметить, что отстранить участника от участия в закупочной процедуре или отказаться от подписания договора с победившим участником заказчик может когда угодно до момента заключения контракта.

Например, если будет обнаружено несоответствие участника общим или дополнительным требованиям либо предоставление недостоверных сведений относительно того, насколько претендент подходит под условия закупки.

Если заказчик отказывается подписывать договор с победившим участником, он обязан в срок не позже одного рабочего дня составить и разместить в Единой информационной системе протокол, которым принято решение об отказе от подписания контракта.

В данном документе должны быть указаны сведения о месте и времени его составления, об участнике закупки, которому отказано в подписании договора, об основании для отказа и реквизиты документов, подтверждающие данный факт.

Заказчик обязан направить протокол об отказе победителю закупки в течение двух рабочих дней с момента, когда он был подписан.

Принятое заказчиком решение об отстранении участника или отказе от подписания договора может быть обжаловано по правилам, установленным ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок».