Полезное

П.12 ч.1 ст.93

Закупка товара, в случаях, предусмотренных п.п. 4 и 5 ч. 1 ст.93 Федерального закона №44-ФЗ, может осуществляться в электронной форме с использованием электронной площадки на сумму, не превышающую трех миллионов рублей в соответствии с ч.12 ст. 93 Федерального закона №44-ФЗ. Такая закупка имеет следующие особенности.

Особенности формирования позиции плана-графика

Закупка по ч.12 ст. 93 Федерального закона №44-ФЗ формируется в Плане графике закупок по кнопке «Добавить особую закупку» (см. п. Создание особой позиции плана-графика), после чего отображается во вкладке «Особые закупки».
П.12 ч.1 ст.93

Рис. Особая закупка по ч.12 ст. 93 Закона №44-ФЗ

Особенности формирования извещения от особой закупки по ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ

Формирование извещений возможно от опубликованной в ЕИС особой позиции плана-графика закупок, находящейся во вкладке «Особые закупки» в состоянии «Включена в опубликованный в ЕИС план-график». От одной позиции плана-графика доступно создание до 999 извещений.

Для создания извещения перейдите по пути меню «Планирование» → «Планы-графики (с 2020 года)» → «Мои планы-графики (с 2020 года)» → «Особые закупки».

П.12 ч.1 ст.93
Рис. Сформировать извещение от закупки по ч.12 ст. 93 Закона №44-ФЗ
П.12 ч.1 ст.93
Рис. Выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Созданное извещение будет отображаться на форме «Связанные документы» у данной особой позиции плана графика, а также в реестре «Определение поставщика» → «Извещения о размещении» → «В работе».

Извещение формируется по аналогии с другими закупками. (см. в разделе «Определение поставщика»/»Извещение о закупке» Руководства пользователя) Форма такого документа имеет ряд особенностей.

Вкладка «Общие сведения»

П.12 ч.1 ст.93
Рис. Блок «Сведения о закупке»

  • «Год» – не редактируемо поле;
  • «Вид продукции:» – поле по умолчанию заполнено значением «Товар». Возможен выбор из справочника иных значений;
  • «Способ определения поставщика» – нередактируемое поле, заполняется автоматически значением: «Закупка товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ»;
  • «Особенности проведения закупки:» – нередактируемое поле, заполняется автоматически значением «Закупка товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ»;
  • «Основание для размещения закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика):» – нередактируемое поле, автоматически заполняется значением «Закупка товара в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона, в электронной форме с использованием электронной площадки».

П.12 ч.1 ст.93
Рис. Блок «Свойства закупки»

  • «Планируемая дата публикации извещения» – обязательно поле, заполняется с помощью инструмента «Календарь, недоступно для выбора дата ранее текущей. не редактируемо поле;
  • «Фактическая дата публикации извещения» – не редактируемое поле, заполняется автоматически сведениями из ЕИС.

П.12 ч.1 ст.93
Рис. Блок «Документы закупки»
П.12 ч.1 ст.93
Рис. Обязательные для добавления типы файлов: «Проект контракта», «Обоснование цены контракта»

Вкладка «Лот», подвкладка «Предмет контракта»

  • «Идентификационный код закупки в ПГ» – нередактируемое поле, автоматически заполняется из ИКЗ особой процедуры плана-графика, от которой формируется извещение.
  • «Идентификационный код закупки» – нередактируемое поле, автоматически заполняется ИКЗ извещения;
  • «Предмет контракта (лота)» – автоматически заполненное поле из сведений «Наименование закупки» с возможностью редактирования.

Закупка у единственного поставщика по статье 93 Федерального закона №44-ФЗ: порядок проведения и заключение договора

Закупки у единственного поставщика – это неконкурентный способ выбора исполнителя контракта. При такой форме закупки сам заказчик может направить выбранному им исполнителю предложение подписать контракт. Другой вариант заключения договора – когда поставщик сам направляет предложение заказчику, а тот соглашается на подписание контракта на предложенных условиях.

Понятие закупки у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика – неконкурентный способ закупки, при котором контракт подписывается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения конкурентного отбора поставщика. Такая закупка является правом, а не обязанностью заказчика по 44-ФЗ.

Контракт с единственным поставщиком подписывается по нормам ст. 93 44-ФЗ и с учетом изложенных здесь ограничений. Данная статья регулярно подвергается корректировкам.

Преимущества и недостатки

Процедура закупки у единственного поставщика обладает как присущими ей достоинствами, так и недостатками. Она достаточно популярна у заказчиков, так как гарантирует возможность подписания контракта с подходящим исполнителем и косвенно позволяет рассчитывать на качественное исполнение контракта.

Нередко контракты с единственным поставщиком подписывают с поставщиками, которые успешно себя зарекомендовали в ходе реализации предыдущих контрактов. Данная схема закупки также снижает вероятность технических сбоев при подписании контракта или излишнего затягивания процесса закупки.

Нередко закупки у единственного поставщика позволяют достичь финансовой экономии за счет снижения затрат на проведение закупочных мероприятий и оплате труда персонала. Особенно это ощутимо при закупках малого объема.

При этом не лишено подписание контракта с единственным поставщиком и недостатков. Так, заказчик упускает возможность снизить цену контракта или добиться наилучших условий его реализации.

При выборе в пользу подписания контракта с единственным поставщиком заказчик вынужден брать на себя повышенные риски привлечения внимания со стороны контролирующих инстанций, ведь неконкурентные способы закупки нередко сопровождаются коррупционными схемами и злоупотреблениями при расходовании бюджетных денег.

Когда допускается

Случаи, когда закупка у единственного поставщика является приемлемой и соответствующей правовым нормам, перечислены в ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Закупать товары, работы и услуги у единственного поставщика по другим основаниям недопустимо.

Приведем перечень случаев, когда закупка у единственного поставщика будет правомерной:

  1. Контракт подписывается по п. 1 ч. 1 ст. 93 и предполагает закупки монополистов либо центрального депозитария. При закупках услуг естественных монополий заказчик вправе не использовать конкурентные процедуры вроде конкурса и аукциона. Предметы контракта, которые относят к монополиям, прописаны в п. 1 ст. 4 ФЗ-147 от 1995 года. К услугам центрального депозитария относят, в частности, хранение сертификатов ценных бумаг, передача прав на них, открытие депо счета.
  2. Закупка у поставщика, которого определил Президент. Контракт подписывается по п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. В данном случае заказчик может не проводить конкурентные формы закупок, если Президентом или Правительством были определены единственные поставщики, например, по Распоряжению Президента от 2019 года №295-рп. Типовыми пунктами данных контрактов является предмет, обязанность заказчика выполнить определенные действия, максимальные сроки. При подготовке типового контракта государственные органы приводят расчет и обоснование цены (на основании ст. 22 44-ФЗ). Так, Правительство РФ определило ООО «С» в качестве единственного поставщика стентов для коронарных артерий металлических; стентов для коронарных артерий; катетеров (баллонных стандартных) для коронарной ангиопластики; аспирационных катетеров для тромбэктомии (на основании Распоряжение от 12 мая 2015 года №855-р).
  3. Закупка услуг мобилизационной подготовки (по п. 3 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). Заказчиками подобного рода услуг могут выступать федеральные органы власти, перед которыми стоят задачи по мобилизации (на основании ст. 12 31-ФЗ от 1997 года). При таких работах осуществляется развитие и сохранность мобилизационных объектов, готовятся технические средства для поставки в ВС, обеспечивается сохранность страхового фонда, в котором представлены сведения по вооружению и военным техсредствам. Полный список работ указан в п. 3 ст. 2 31-ФЗ.
  4. Закупки малого объема на сумму до 300-600 тыс. р. по пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. По данному основанию заказчик может закупать любые товары, работы и услуги на сумму до 300 тыс. р. у единственного поставщика. При этом годовой объем таких закупок не может превышать 2 млн р. или 5% от СГОЗ и в последнем случае не должен превышать более 50 млн р. в год. Если закупка производится государственными или муниципальными учреждениями (такими, как зоопарки, цирки, музеи, библиотеки и пр.), годовой объем закупок в данном случае не может быть более 5 млн р. или 50% СГОЗ заказчика (но в пределах 30 млн р.).
  5. Закупка товаров, работ и услуг, которые могут оказывать только органы исполнительной власти. Контракт в данном случае подписывается с опорой на п. 6 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Заказчики вправе закупать у единственного поставщика услуги органа государственной власти, подведомственного учреждения и унитарного предприятия, руководствуясь возложенными на них полномочиями. Например, заказчик вправе подписать контракт на обязательную охрану объектов правоохранительными органами по перечню из Распоряжения Правительства от 2009 года №1629-р или контракт на охрану по списку, утвержденному Постановлением Правительства от 1992 года №587. Подобные контракты подписываются с ФГУП «Охрана», подведомственному ГУ МВД. Экспертные и оценочные услуги в части документации различного рода можно закупить у такого единственного поставщика, как Госархив (по письму МЭР от 2015 года №Д28и-1729). Универсальные регистрационные номера в системе спутниковой связи «Инмарсат» выдаются в ФГУП «Морсвязьспутник» (письмо МЭР от 2015 года №Д28и-2934). Организации, которые обслуживает ФМБА по Распоряжению Правительства №1156-р от 2006 года, могут заключить с ним контракт на неконкурентной основе.
  6. Закупка российского вооружения. Такие контракты заключаются на основе п. 7 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Заказчик может закупить у единственного поставщика военную технику российского производства или иностранное вооружение, не имеющее российских аналогов. Такую технику должен производить единственный производитель, а контракт подписывается с компанией из реестра единственных поставщиков вооружения. Если у заказчика есть сомнения по указанному поводу, то он может обратиться в антимонопольную службу с запросом на получение выписки из реестра. Такой запрос будет предоставлен в течение 5 дней.
  7. На основании п. 8 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ у единственного поставщика закупают услуги по хранению, ввозу и вывозу психотропных веществ, а также услуги по регулируемым ценам. Под требования данного пункта статьи 93 подпадает закупка коммунальных услуг, услуг теплоснабжения, водоотведения, газоснабжения, подключения к инженерным сетям и пр. Также заказчик может подписать контракт с управляющей компанией, выбранной по результатам конкурса или по решению собственников.
  8. Закупка происходит в результате аварии, чрезвычайной ситуации либо медицинского вмешательства (в случае экстренной или неотложной помощи) по п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. О такой закупке нужно оповещение ФАС.
  9. Заказчик по 44-ФЗ вправе подписать контракт с единственным поставщиком на закупку культурных ценностей для пополнения госфондов, музеев, архивов, библиотек, кинофонда и пр. (на основании п. 10 ч. 1 ст. 93 44-Ф). Это, например, художественные промыслы, результаты научных исследований, территории и объекты, которые являются уникальными в историко-культурном отношении (по Основам законодательства РФ о культуре, утвержденного ВС от 1992 года №3612-1). Предметом контракта могут стать музейные предметы и коллекции, рукописи и архивные документы.
  10. Закупки у предприятий УИС осуществляют с опорой на п. 11 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Контракт с учреждением УИС, как единственным поставщиком, допускается только в том случае, если предмет контракта входит в Специальный перечень от Постановления Правительства №1292 от 2013 года. Например, туда входят отдельные продукты питания, одежда и обувь, мебель и строительные услуги.
  11. Если закупается учреждение, которое привлекает осужденных к труду, то оно вправе закупаться на неконкурентной основе по п. 12 ч. 1 ст.93 44-ФЗ. В числе таких учреждений исправительные колонии общего режима, колонии-поселения, колонии особого режима для пожизненно осужденных и пр.
  12. Закупка произведений искусства и литературы у единственного поставщика по п. 13 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ возможна при условии подтверждения поставщиком исключительных авторских прав на произведение.
  13. Если не состоялась закрытая или открытая закупка, то заказчик, руководствуясь пп. 24, 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ вправе подписать контракт с единственным поставщиком.
Читайте также:  Подготовка дел в архив

В перечень других частных случаев, при которых допускается закупка у единственного поставщика, входят:

  1. Закупки печатных и электронных изданий.
  2. Приобретение билетов на культурно-массовые мероприятия: в цирк, зоопарк, кинотеатр и пр.
  3. Услуги по участию в мероприятиях.
  4. Услуги авторского контроля и надзорных мероприятий.
  5. Закупки по организации визитов иностранных делегаций.
  6. Закупка лекарств по врачебному предписанию.
  7. Услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту нежилого помещения.
  8. Услуги энергоснабжения.
  9. Приобретение недвижимости, жилья экономкласса.
  10. Услуги по организации командировок.
  11. Закупки для выборов.
  12. Приобретение изделий народных промыслов.
  13. Запрос предложений на лечение гражданина за пределами РФ, признанный несостоявшимся.
  14. Закупки услуг по утилизации и обезвреживанию отходов.
  15. Закупки товаров, работ и услуг для внешней разведки и ФСБ.
  16. Закупки товаров, работ и услуг по специальному инвестконтракту.
  17. Прочие случаи.

Пошаговая инструкция процедуры

Цена государственного контракта, который подписывается с единственным поставщиком, должна быть обоснованной. Завышение цены контракта станет поводом для возникновения претензий у контролирующих инстанций в лице ФАС. Для расчета НМЦК (цены контракта) используется несколько методов с учетом ст. 22 44-ФЗ.

Применительно к закупкам у единственного поставщика не применяется понятие НМЦК, так как конкурентное соревнование, в ходе которого эта цена могла бы снизиться, не проводится. В данном случае используется понятие цены, по которой подписывается контракт с поставщиком.

Каждый метод обладает своими возможностями для применения. Основным является метод сопоставимых рыночных цен.

Для его использования заказчику необходимо запросить несколько цен от поставщиков либо использовать цены из открытых источников информации (например, из печатных изданий, сведений с официального сайта, из ценовых мониторингов и отчетов и пр.).

Представленные цены от поставщиков не должны иметь отклонения более 33%. На основании цен определяется средневзвешенное значение, которое и выступает в качестве цены контракта.

Также заказчик может применять тарифный метод при закупках тарифицируемых государством услуг естественных монополий, проектно-сметный метод при заказе строительных работ и пр.

Расчет и обоснование цены контракта должны прилагаться к контрактам, подписанным с единственным поставщиком на основании п. 3, 6, 9, 11, 12, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37, 38, 39, 40, 41, 46, 49 ч. 1 ст. 93.

Правила обоснования НМЦК можно найти в методических рекомендациях от Минэкономразвития России от 2 октября 2013 года №567. Рекомендованную форму обоснования цены контракта с единственным поставщиком можно посмотреть тут.

Алгоритм закупки у единственного поставщика

Подписание контракта с единственным поставщиком предполагает прохождение следующего алгоритма:

  1. Заказчик готовит приказ об осуществлении закупки у единственного поставщика.
  2. Готовится обоснование соответствия закупки требованиям документации.
  3. Готовится обращение о согласовании возможности подписания контракта с единственным поставщиком.
  4. Разрабатывается и утверждается проект контракта.
  5. Выполняется расчет и обоснование цены контракта.
  6. До июля 2019 готовился отчет с обоснованием подписания контракта с единственным поставщиком и нецелесообразностью конкурентных процедур. На основании ч. 3 ст. 93 44-ФЗ извещение о закупках у единственного поставщика не размещается.
  7. Подписание контракта с единственным поставщиком при необходимости проходит процедуру согласования в ФАС.
  8. Поставщик предоставляет документ, который подтверждает внесение им обеспечения исполнения контракта. На основании ч. 2 ст. 96 44-ФЗ заказчик обязан прописать требование об обеспечении исполнения контракта при осуществлении закупки у единственного поставщика на основании п. 4-11, 13-15, 17, 20-23, 26, 28-34, 40-42, 44-48, 51, 52 ч. 1 ст. 93.
  9. Подписывается контракт с единственным поставщиком.
  10. О факте подписания контракта уведомляется ФАС.
Читайте также:  Региональный проект дорожная сеть марий эл

На основании Распоряжения Правительства от 2018 года №824-р заказчики могут осуществлять закупки малого объема (по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ) у единственного поставщика на сайте ЕАТ «Березка». Помимо этого, заказчики могут использовать в работе Портал поставщиков Москвы, РТС-Маркет или ОТС-Маркет и пр.

С конца июля 2019 года была отменена обязанность заказчика готовить и размещать в ЕИС отчетность по любым основаниям закупки. Такие изменения были внесены через принятие 71-ФЗ от 2019 года. Соответственно, готовить и публиковать в ЕИС документацию по закупке не нужно.

Заказчик обязан направить уведомление о подписании контракта с единственным поставщиком в контролирующую инстанцию не позднее 1 рабочего дня после его подписания. Такой контролирующей инстанцией выступает ФАС. К уведомлению прилагается копия подписанного контракта и обоснование его подписания.

Случаи согласования заключения контракта контрольным органом

В некоторых случаях подписание контракта с единственным поставщиком должно сопровождаться с согласованием закупки с контролирующей инстанцией.

Обращение в ФАС в целях согласования закупки у единственного поставщика нужно, если конкурентный способ закупки признан несостоявшимся (по п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Например, если заявку на участие подал только один участник, или все остальные заявки на участие в закупке были отклонены.

Порядок согласования возможности подписания контракта с единственным поставщиком был утвержден Приказом МЭР от 2015 года №189 «Об утверждении Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком».

В Приказе определено содержание обращения о согласовании, а также то, куда оно направляется. Сроки для рассмотрения обращения составляют не более 10 рабочих дней.

При отказе в согласовании закупки ФАС обязана обосновать принятое решение.

Проверка контрактов, заключенных с единственным поставщиком

Уведомление контролирующей инстанции о подписании контракта с единственным поставщиком в сроки не позднее рабочего дня после подписания контракта нужно, чтобы ФАС смогла проверить, не были ли допущены нарушения при применении норм ст. 93 44-ФЗ.

Строгой процедуры проверки законодательно не установлено, но ФАС тщательно проверяет предоставленные документы для выявления нарушений при выборе неконкурентной формы закупки. Если такие нарушения будут найдены, то в отношении заказчика могут организовать внеплановую проверку.

При выявлении злоупотреблений со стороны заказчика ФАС может признать закупку недействительной, как и подписанный по ее результатам контракт. Если заказчики слишком часто закупаются у единственных поставщиков, то они станут предметом особого внимания со стороны ФАС.

П.12 ч.1 ст.93

Вам также может понравиться

Особенности закупок по ч.12 ч.1 ст.93

C 1 апреля 2021 года в России вступили новые правила закупок на основании Закона № 44-ФЗ. В частности, предоставлена возможность закупки у единственного поставщика, который разместил свой товар на электронной площадке. Законодательством установлены некие ограничения и регламент процедуры, которых необходимо придерживаться.

Калькуляторы для госзаказчика: авторасчет НМЦК, точный расчет сроков для аукциона и других способов закупок, подбор кода ОКПД2 или КТРУ и проверка на постановления в программе Эконом-Эксперт.Online

Какие новшества вступили в силу

Главное новшество – с 1 апреля 2021 года покупателям предоставлено право осуществлять небольшие закупки через электронную площадку. Плюс в том, что такое право есть у любого заказчика, каких-то принципиальных ограничений по форме собственности и другим критериям нет.

Спорным моментом пока остается возможность участия в таких закупках тех заказчиков, которые на основании того же Закона № 44 -ФЗ должны осуществлять закупки через электронные магазины, например, ЕАТ «Березка». Пока официальных пояснений по данному вопросу нет.

Эксперты-практики сходятся во мнении, что все-таки такие поставщики обладают таким правом. Но последнее слово пока остается за Министерством финансов РФ.

Если есть сомнения, то лучше направить официальный запрос и получить письменный ответ по данному спорному вопросу.

Какие же ограничения действуют

  • закупить на электронной площадке можно только товары (приобрести услуги по такому алгоритму невозможно, запрещает тот же Закон);
  • общая сумма поставки не должна превышать 3 млн. рублей.

Но также стоит учитывать годовой лимит, который установлен на электронные покупки через площадки в соответствии с п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

В целом получается, что теперь возможно осуществить небольшую закупку у единственного поставщика на общую сумму не более 3 млн. рублей и при условии, что предметом закупки будет некий товар, а не услуга. По какому алгоритму будет осуществляться данная процедура поговорим далее.

Алгоритм закупки через электронную площадку у единственного поставщика

Закупка через электронную площадку у единственного поставщика должна начинаться с подачи извещения. Его форма утверждена тем же Законом № 44-ФЗ. В частности, в нем должен быть представлен следующий перечень информации:

  • сведения о заказчике (полный перечень сведений прописан в п. п. 1-3, 5, 8-12 ст.42 Закона № 44-ФЗ.);
  • категория товаров, которую заказчик будет приобретать, полное его наименование, отдельные характеристики. Выбрать такой товар можно из утвержденного специального каталога товаров;
  • стартовую стоимость товара (в извещении указывается цена за единицу продукции с учетом дополнительных платежей и сборов, например, налоги, акциз, доставка и т.п.);
  • необходимый объем поставки;
  • ссылку и наименование электронной площадки;
  • желаемые сроки поставки и доставки товара;
  • требования к участникам сделки, в частности, единые обязательные критерии, которым должен соответствовать субъект.

Это базовый перечень информации, но заказчик имеет право включить в извещение дополнительные сведения на свое усмотрение. Главное – к такому извещению обязательно приложить обоснование цены и шаблон контракта, который компания планирует заключить с поставщиком.

После того, как данные документы будут готовы, то они подписываются и выкладываются в ЕИС. И с этого момента невозможно изменить сформированное ранее извещение. Это строго регламентировано п. п. 3 и 4 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Далее нужно получить заявки, которые соответствуют установленным в извещении критериям. Максимальное количество заявок, которые поступают заказчику, – не более 5 штук. Он может их отклонить или принять. Формирует их оператор площадки. Но особенность в том, что по каждой заявке должно быть принято обоснованное решение с пояснениями.

Кстати, такие заявки подбираются оператором интернет-площадки очень быстро – от одного часа до нескольких часов. В зависимости от загруженности. Но и у покупателя есть ограниченное время на рассмотрение заявки – не более одного рабочего дня, следующего за днем получения такого списка заявок.

По факту изучения всех заявок заказчик обязан сформировать протокол подведения итогов. Данный документ формируется через электронную площадку. Требования к его составлению указаны в п. 6 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Протокол подписывается усиленной квалифицированной ЭЦП и направляется оператору площадки, который его в дальнейшем и размещает на интернет-ресурсе.

Далее законодательство предоставляет возможность заключить контракт с тем заказчиком, который предоставил наименьшую стоимость товара (первый порядковый номер в протоколе). Если по каким-то причинам с данным поставщиком сделка не может быть оформлена, то контракт подписывается со «вторым» поставщиком и т.д.

После заключения контракта поставщик выполняет свои обязательства перед заказчиком. Сделка считается выполненной.

Читайте также:  Отмена установленных лимитов на добычу охотничьих ресурсов

Классификатор ОКПД 2 с проверкой на постановления

Закупки в 2023 году: изменения 44-ФЗ

С 1 января 2023 года вступает в силу постановление Правительства от 08.07.2022 № 1224. Власти утвердили специальный перечень товаров, при закупке которых предъявляются экологические требования.

В перечень вошли:

  • изделия из бумаги бытового и гигиенического назначения – туалетная бумага, бумажные платки и полотенца;
  • твердые покрытия из переработанных материалов, бордюры, плитка для тротуаров;
  • мягкие покрытия из резиновой крошки, плитка и кровля из резины;
  • мусорные контейнеры и урны;
  • органические удобрения и грунт.

При закупке данных товаров в рамках 44-ФЗ в описании объекта необходимо указывать долю вторсырья, которое использовали при производстве этого товара.

https://www.youtube.com/watch?v=an6g_OhgNF0\u0026pp=ygUS0J8uMTIg0YcuMSDRgdGCLjkz

В соответствии с разъяснениями Минприроды (письмо от 16.09.2022 № 25-29/36428) заказчики не ограничены в установлении конкретной (минимальной) доли вторсырья, однако, установление заказчиком доли 0% нецелесообразно.

В качестве подтверждения наличия вторсырья в закупаемой продукции, в том числе при приемке товара могут использоваться:

  • письма от производителя продукции/товара с указанием массовой доли вторсырья;
  • и (или) выписки из технологической/производственной документации производителя товара/продукции;
  • и (или) документация на входной поток вторичного сырья производителя товара/продукции по кодам ОКПД2.

Аффилированность участников закупки

С 1 января 2023 года вступают в силу изменения, внесенные в п. 9 ч.1 ст. 31 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, уточняющие понятие «Конфликта интересов». В новой редакции пункта 9 конфликт интересов – это обстоятельства, при которых должностное лицо заказчика, а также его супруг (супруга) и близкие родственники являются:

  • физлицом (в т. ч. ИП), являющимся участником закупки;
  • руководителем унитарной организации, являющейся участником закупки;
  • руководителем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки.

Повышение размера минимальной доли товара из специального перечня

В 2023 году по отдельным позициям из приложения к постановлению Правительства от 03.12.2020 № 2014 (в ред. от 31.10.2022) увеличился размер минимальной обязательной доли закупок российских товаров.

Астрал.Торги – это комплекс инструментов и сервисов, которые обеспечат успешную работу вашего бизнеса на электронных торговых площадках. Сервис поможет найти и провести аналитику подходящих торгов и закупок с востребованных источников.

Оставить заявку

Общие правила закупок

Антидемпинговые меры

С 1 января 2023 года действует новая редакция ч. 5 ст. 37 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, согласно которой решение об отказе заключать контракт с участником электронного конкурса или аукциона, который не подтвердил свою добросовестность и признан уклонившимся от заключения контракта, принимает заказчик.

Решение оформляется протоколом по правилам заключения контракта по итогам электронных процедур (ч. 3 и ч. 6 ст. 51 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

До вступления в силу изменений такое решение принимала комиссия по осуществлению закупок и оформлялся протокол по ч.5 ст. 37 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Обеспечительные меры

Блокировка денежных средств в размере обеспечения заявки на специальных счетах в банке предусмотрена подп. а п. 1 ч. 5 ст. 44 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, который с 1 января в 2023 года действует в обновленной редакции.

Если в течение квартала комиссия трижды отклоняет заявки участника на одной электронной площадке, то оператор этой площадки через 15 рабочих дней со дня размещения протокола направит сведения в банк участника для списания средств (п. 1 ч. 14 ст. 44 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

На 2023 год продлили право заказчика не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств в извещении о закупке, проекте контракта, за исключением случая, когда в контракте предусмотрено условие о выплате аванса без казначейского сопровождения (ч. 64.1 ст. 112 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Также расширен перечень случаев закупок у единственного поставщика, при которых устанавливать требование обеспечения исполнения контракта – право заказчика.

Содержание независимой гарантии

Требования к содержанию независимой гарантии уточнили в п. 1 ч. 2 ст. 45 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

С 1 января 2023 года независимая гарантия должна содержать сумму, подлежащую уплате во всех случаях, установленных статьей 44-ФЗ, а не только при наступлении обстоятельств, указанных в ч. 15 ст. 44 данного закона.

Конкурс в электронной форме

С 1 января 2023 года у участников закупки появилась возможность подать отрицательное ценовое предложение (ч. 8 ст. 48 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Таким образом, в 2023 году не только аукционы, но и конкурсы могут проводиться на право заключить крнтракт.

Электронный аукцион

При проведении аукциона на право заключить контракт с 1 января 2023 года не действует ограничение в подаче ценового предложения в размере, превышающем 100 млн руб. (подп. г п. 9 ч. 3 ст. 49 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Сервис Астрал.Торги обеспечит подготовку юридических документов по закупкам:

  • подготовку документов для участия в электронном аукционе;
  • составление ходатайств и исковых заявлений;
  • составление кассационных жалоб.

Оставить заявку

Изменение существенных условий контракта

В 2023 году заказчики по-прежнему вправе изменить существенные условия любых контрактов (договоров) на основании ч. 65.1 ст. 112 закона 44-ФЗ. Такие изменения осуществляются с соблюдением положений частей 1.3-1.6 ст. 95 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ на основании решения Правительства, высшего исполнительного органа гос. власти субъекта РФ или местной администрации.

https://www.youtube.com/watch?v=an6g_OhgNF0\u0026pp=YAHIAQE%3D

Также в 2023 году действуют специальные нормы ст. 112 закона 44-ФЗ для изменения существенных условий контракта:

  • с единственным поставщиком по мобилизационной подготовке, закупки товаров для внешней разведки, обеспечению обороны страны (ч. 65.3);
  • на поставку лекарств, мед. изделий и расходных материалов. По ч. 65.2 можно увеличивать или уменьшать количество таких товаров не более, чем на 30% с соответствующим изменением цены контракта.

На 2023 год продлено и право заказчиков вносить изменения в государственные и муниципальные контракты на выполнение работ по строительству, кап. ремонту, реконструкции, сносу объекта кап. строительства, проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, в порядке и случаях установленных постановлением Правительства от 16.04.2022 № 680.

Единственный поставщик (подрядчик, исполнитель)

Расширили перечень для закупок у единственного поставщика по обращению с отходами. С 1 января 2023 года у заказчика появилась возможность заключить контракт на услуги по обращению не только с твердыми бытовыми отходами, но и с отходами первого и второго класса опасности (п. 8 ч. 1 ст. 93 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Также с начала 2023 года заказчикам дали право для закупки у единственного исполнителя услуг в области космической деятельности (п. 61 ч.1 ст. 93 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

С 1 января 2023 года по результатам закупки у единственного поставщика в электронной форме на сумму до 3 млн руб. контракт можно заключать при наличии одной соответствующей заявки (подп. б п. 6 и п. 8 ч. 12 ст. 93 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Напомним, что ранее электронная закупка у единственного поставщика могла состояться только при наличии не мене двух заявок.

Теперь заказчику доступна информация обо всех предложениях участников на всех электронных площадках посредством их взаимодействия с ЕИС. Новое правило распространяется на закупки в рамках ч. 12 ст. 93 с 1 января 2023 года (ч. 13 ст. 93 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

На 2023 год продлили возможность заключения контрактов (договоров) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в иных случаях, установленных Правительством, высшим органом государственной власти субъекта РФ (ч.1- 2 ст.15 закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ (в ред. закона № 420-ФЗ)).

Реестр контрактов

С 1 января 2023 года действует единое правило математического округления стоимостных значений:

  • Цены при приемке товаров, работ или услуг за единицу округляются до 11 значений после запятой.
  • Остальные ценовые значения нужно округлять до двух цифр после запятой.

Принцип округления регламентирован подп. м) п. 14 правил ведения реестра контрактов по постановлению Правительства от 27.01.2022 № 60.

Если в контракте предусмотрено условие об удержании неустойки, то с 1 января 2023 года в данных об исполнении контракта федеральным заказчикам необходимо указывать сумму требований об уплате неустойки (подп. р) п. 10 правил ведения реестра контрактов по постановлению Правительства от 27.01.2022 № 60).

Электронная цифровая подпись

С 1 января 2023 года иностранные участники закупок в рамках 44-ФЗ получили право подписывать документы электронной подписью, полученной на территории и по правилам иностранных государств (ч. 2 ст. 5 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Нормы, утратившие силу с 1 января 2023 года

Норма, которая перестала действовать Как будет с 1 января 2023 года
Утратили силу правила обособленного банковского сопровождения при казначейском сопровождении средств В извещении и контракте не нужно указывать данные об обособленном банковском сопровождении
Не действует норма о праве повышенного аванса до 50% для федеральных заказчиков Действуют общие правила, предусмотрен аванс до 30%
Заказчики больше не могут проводить закупки без учета нормативных цен из ведомственного перечня Для заказчиков действуют общие правила нормирования и проводятся закупки с учетом нормативных цен из ведомственного перечня
Утратила силу специальная норма Постановления № 878 в соответствии с которой подтверждение страны происхождения мед. изделия осуществлялось сертификатом СТ-1 Участники закупки подтверждают страну происхождения радиоэлектронной продукции, являющейся мед. изделием по общим правилам постановления Правительства от 10 июля 2019 № 878

Важно следить за динамикой изменений законодательства в области госзакупок, так как участие в закупках требует досконального понимания системы. Чтобы облегчить себе задачу и оптимизировать временные затраты, воспользуйтесь услугой Астрал.Торги.

Квалифицированные специалисты сервиса организуют весь процесс для успешной работы на электронных площадках.

Существенная экономия времени. Отправь заявку и мы расскажем все об электронном документообороте

И наши специалисты свяжутся с вами и расскажут все об электронном документообороте!