Ответственный за ВУР
Пошаговая инструкция по воинскому учету в организации в 2023 году:
- Изучение нормативной базы.
- Назначение ответственного лица.
- Работа с местным комиссариатом и определенным кругом работников.
- Ведение необходимой документации и регулярная отчетность.
У всех работодателей должно вестись служебное делопроизводство по вопросам ведения воинского учета, поскольку это общая обязанность. Это нужно, чтобы помочь государству управлять имеющимися ресурсами во время военных действий (в военное время). Но первым делом необходимо изучить документы, которые регламентируют эту сферу в 2023 году.
Порядок учёта регламентируют нормативные акты:
Военно-учетная работа (ВУР) условно подразделяется на следующие категории:
- общий воинский учет;
- специальный воинский учет — бронирование военнообязанных граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ).
Как организовать учет военнообязанных сотрудников организации пошагово
Вот пошаговая инструкция по воинскому учету в организации в 2023 году:
Шаг 1. Назначение ответственного лица
Работа начинается с издания приказа и назначения ответственного лица и лиц, которые будут выполнять обязанности ответственного во время отсутствия основного сотрудника.
Пример приказа:
В законодательстве четко не оговорено, кто ответственный за ведение в организации ВУР, но в основном учетно-призывная работа — обязанности отдела кадров.
На основании постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 ответственных назначают, исходя из следующих нормативов:
- 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
- 1 освобожденный работник — если военнообязанных от 500 до 2000 человек;
- 2 освобожденных работника (военно-учетный стол) — при наличии от 2000 до 4000 военнообязанных граждан;
- 1 освобожденный работник — на каждые последующие 3000 граждан, поставленных на учет.
Копию приказа об ответственных за работу с военнообязанными необходимо предоставить в местный военный комиссариат (ВК). О последующих изменениях в составе работников надо уведомлять ВК.
Для работника кадровой службы или иного лица разрабатывается должностная инструкция ответственного по ведению воинского учета в организациях, либо эти функциональные обязанности прописывают в трудовом договоре.
Шаг 2. Определить, с кем работать
Все граждане РФ обязаны состоять на воинском учете (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ). Исключения составляют лица:
- проходящие военную службу;
- отбывающие наказание в виде лишения свободы;
- женского пола, не имеющие военной специальности;
- постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.
Функциональные обязанности работника по воинскому учету
(наименование организации) |
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ | ||||
(воинское звание) | (должность) | ||||
(наименование военного комиссариата) | (наименование организации) | ||||
(подпись) | (инициал имени, фамилия) | (подпись) | (инициал имени, фамилия) | ||
« | « | 20 | « | « | 20 |
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
ответственного за ведение первичного военного учета
1.
Работник ответственный за военно-учетную работу (далее — ВУР) осуществляет воинский учет работающих граждан, пребывающих в запасе и граждан, подлежащих призыву на военную службу в соответствии с нормативными актами Российской Федерации.
2.
Работник при осуществлении ВУР должен нести ответственность за:
— полноту и качество выполняемой работы;
— постановку граждан на воинский учет;
— сбор, хранение и поддержание в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках граждан;
— своевременное представление сведений в военные комиссариаты или органы местного самоуправления о приеме/увольнении граждан, пребывающих в запасе, а также об изменении их учетных данных.
3.
Работник ответственный за ВУР обязан:
3.1.
При приеме на работу граждан, подлежащих воинскому учету:
— проверять наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности;
— проверять подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них;
— проверять наличие отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний, жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации;
— проверять соответствие документов воинского учета паспортным данным граждан, наличие фотографий и их соответствие владельцам, а во временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов, кроме того, и срок их действия;
— заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет;
— разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством Российской Федерации и Положением о воинском учете, осуществляют контроль за их исполнением, а также информировать граждан об их ответственности за неисполнение указанных обязанностей
— информировать военные комиссариаты об отсутствии отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, об обнаруженных в документах воинского учета отсутствующих отметок о постановке на воинский учет, неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации;
— выявлять граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства (месту пребывания), и принимать необходимые меры к постановке их на воинский учет;
— направлять в военные комиссариаты по месту жительства граждан женского пола в возрасте от 18 до 45 лет (ранее не состоявших на воинском учете), имеющих (получивших) специальности в соответствии с Перечнем военно-учетных специальностей.
3.2.
В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и сведений, содержащихся в документах воинского учета военных комиссариатов:
— направлять в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы;
— направлять в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
— представлять ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста;
— представлять ежегодно до 1 ноября в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет;
— сверять не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;
— сверять не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления;
— вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в 2-недельный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления по месту жительства (пребывания) граждан, состоящих на воинском учете;
— представлять ежегодно в установленные сроки отчетность, в том числе о численности работников организаций;
— оповещать граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивать их своевременную явку в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время;
— изымать из картотеки личные карточки уволенных с работы или снятых с воинского учета военнообязанных и призывников.
С функциональными обязанностями ознакомлен(а): | |
(подпись) | (расшифровка подписи) |
Функциональные обязанности ответственного за ведение воинского учета, что входит в их работу
Функциональные обязанности – это документ, в котором содержится информация обо всех обязанностях работника. Функциональные обязанности по воинскому учету могут быть прописаны в трудовом договоре и должностной инструкции. Документ составляются кадровыми специалистами в произвольной форме.
https://www.youtube.com/watch?v=cvnOTSSKErM\u0026pp=YAHIAQHwAQE%3D
Обязанности работников ответственных прописаны в Положении о воинском учете, Методических рекомендациях Генштаба ВС РФ и в иных нормативных актах РФ.
Например, в функциональные обязанности по воинскому учету входят:
- проверять подлинность документов, а также подлинность записей в них;
- заполнять личные карточки (Т-2) на военнообязанных и призывников в соответствии с записями в документах;
- направлять в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты (органы местного самоуправления) сведений о гражданах или увольнению их с работы;
- направлять в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов (органов местного самоуправления) необходимых сведений о гражданах;
- ежегодно в сентябре представлять списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста в соответствующие военные комиссариаты;
- и т.д.
- Функциональные обязанности по воинскому учету утверждаются руководителем организации под роспись и заверяются печатью организации.
- Работник должен быть ознакомлен со своими функциональными обязанностями, о чем ставится его виза об ознакомлении на самом документе.
- После утверждения руководителем и ознакомления с работником ответственным за военно-учебную работу функциональные обязанности должны быть согласованы с военным комиссариатом (органом местного самоуправления) по месту постановки организации на воинский учет.
С этим шаблоном часто используют:
|
Популярные документы и процедуры:
|
Основание составления функциональных обязанностей ответственного за военно-учетную работу
Воинский учет должен вестись в каждой организации с момента ее образования. Кроме того в организациях может вестись и бронирование граждан, пребывающих в запасе, в соответствии с перечнем должностей и профессий, утвержденных Межведомственной комиссией по бронированию.
- Для грамотного осуществления воинского учета и бронирования граждан в организации, работодатель должен оформить трудовые отношения с работником ответственным за воинский учет.
- В зависимости от количества граждан, пребывающих в запасе, работник ответственный за военно-учетную работу будет работать либо по совместительству, либо руководителю придется выделить для этой цели отдельную должность.
- В соответствии с п. 12 Положения о воинском учете число работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется из расчета на количество состоящих на воинском учете:
- при наличии менее 500 граждан — 1 работник, работающий по совместительству;
- при наличии от 500 до 2000 граждан — 1 освобожденный работник;
- при наличии от 2000 до 4000 граждан — 2 освобожденных работника;
- каждые последующие 3000 граждан — 1 освобожденный работник.
Согласно п. 22 «Методических рекомендации по ведению воинского учета в организациях» утвержденных Генеральным штабом ВС РФ 11 июля 2017 г. (далее – Методические рекомендации Генштаба ВС РФ) руководителем организации должен быть издан приказ об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (приложение № 4).
В данном приказе прописано, что начальнику отдела кадров необходимо разработать функциональные обязанности работника ответственного за военно-четную работу.
Общие обязанности
Работник, ведущий воинский учет, в этой категории имеет следующие обязанности:
- Бережное отношение к имуществу организации.
- Неразглашение секретной, личной информации о сотрудниках, коммерческой тайны компании.
- Не практикует интервью, переговоры, каким-либо образом затрагивающие тему его функциональных обязанностей, деятельность компании-работодателя в целом (без разрешения на то руководства фирмы или предприятия).
- Сотрудник соблюдает сам и контролирует выполнение иными работниками трудовой дисциплины на рабочем месте, норм и предписаний охраны труда, требований санитарии и гигиены на производстве, а также гражданской обороны и противопожарной безопасности.
- В общем, способствует созданию и процветанию благоприятного психологического и делового климата на рабочем месте.
Основные обязанности специалиста
Образец функциональных обязанностей работника, осуществляющего воинский учет, мы начинаем с представления главных задач на рабочем месте:
- При нахождении в документации воинского учета соискателей и настоящих сотрудников организации неточностей, помарок, исправлений, вырванных листов ответственный сотрудник обязан направить владельцев таких военных билетов (или альтернативных документов) в комиссариат, где они состоят (или должны состоять) на учете.
- Срочное информирование военного комиссариата об отсутствии отметок о воинской обязанности в паспортах граждан РФ (соискателей и настоящих сотрудников), а также об отсутствии пометок об оформлении на воинский учет (соответственно, в документации воинского учета). Трудящийся должен как можно скорее предоставить сведения о гражданах, которые не исполнили своих обязанностей в сфере мобилизационной военной подготовки и учета.
- Разработка плана деятельности по воинскому учету, бронированию лиц, находящихся в запасе, согласование данного проекта с военным комиссариатом.
- По установленной форме в срочном порядке предоставлять отчетность, содержащую сведения о составе запаса (воинских званиях сотрудников), разрядах, возрасте военных в запасе, трудящихся в организации.
- Предоставление иных дополнительных сведений по запросу комиссариата, который согласуется этим военным учреждением с объектом исполнительной власти в регионе.
Документооборот по военно-учетной работе
Компания, где осуществляется учет, предоставляет в ВК:
- сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (в двухнедельный срок);
- списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет (каждый год — до 1 ноября), а также ежегодно в сентябре — списки молодых людей 15 и 16 лет.
Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел II личной карточки формы № Т-2, являются:
- для граждан, пребывающих в запасе, — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
- для граждан, подлежащих призыву на военную службу, — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Компания-работодатель обязана создать и вести следующие документы по учету:
- приказ об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
- план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
- картотеку личных карточек форм № Т-2 и № Т-2 ГС на граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу;
- журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
- расписки о приеме документов воинского учета и корешки от них;
- карточку учета организации (КУО форма № 18);
- другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями предприятий.
Кроме того, работодатель обязан вести разъяснительную работу с работниками, подлежащими учету. Согласно п. 27 Методических рекомендаций, сотрудникам надо предоставить, среди прочего, справочную информацию по мобилизации и подготовке к ней. Современные программные продукты позволяют автоматизировать часть ВУР, формировать и выводить на печать разные документы по воинскому учету.
Обязанности
Работа, проводимая по воинскому учёту в компаниях, подлежит инспектированию. В КоАП предусмотрены админнаказания за нарушения проведения регистрационных мероприятий по ВУ и регламентных обязанностей компетентного сотрудника.
https://www.youtube.com/watch?v=mqhx0RDXVMI\u0026pp=YAHIAQHwAQE%3D
Применяемые санкции собраны в таблице:
Вид нарушения | Сумма, руб. |
Не произведено оповещение сотрудника о вызове его в военкомат | 500-1000 |
Сведения, поданные в военкомат, не соответствуют действительности | 300-1000 |
Степень выполнения возложенных обязанностей проверяется руководством. Для чего назначается внутренняя проверка. Деятельность рассматривается согласно нормативам, и найденные огрехи протоколируются. Ответственный устраняет найденные нарушения, чем позволяет администрации не попасть под штраф.
Согласно обязанностям уполномоченный обязан вносить любые изменения, касающиеся данных о сотруднике. Для этого существует личная карточка. Информировать об изменениях также получает райвоенкомат.
Стандартные изменения, подлежащие корректировке:
- данные о семейном положении;
- пройденное повышение квалификационного уровня;
- прохождение курсов, где получена военспециальность;
- перемены в зафиксированном адресе проживания.
Уполномоченный работник обязан давать в госструктуру информацию о не состоящих, но, по его оценке, должных быть на учёте гражданах. Анализировать обеспеченность предприятия резервистами.
Обязанность ответственного лица несложная. Главное – это инструкция по ведению учёта. В своей работе нужно действовать по инструкции, быть внимательным с документацией и строго соблюдать сроки отчётности.
Должностная инструкция работника по ведению воинского учета(типовая)
1. Общие положения.
1.1. Работник по ведению воинского учета работающих граждан назначается приказом директора, по согласованию с районным военкоматом, за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы.
1.2. Работник по ведению воинского учета работающих граждан подчиняется руководителю организации.
1.3. В своей работе руководствуется:
— Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации;
— Федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
Как организовать воинский учет в организации. Пошаговая инструкция 2019
Организация воинского учета в организации — пошаговая инструкция: Шаг 1. Изучение нормативной базы. Шаг 2. Назначение ответственного лица. Шаг 3. Работа с местным комиссариатом и определенным кругом работников. Шаг 4. Вести необходимые документы и регулярно сдавать отчетность.
Абсолютно у всех работодателей имеется такая обязанность, как организация воинского учета, и его предназначение — удовлетворить потребности государства и помочь управлять имеющимися ресурсами во время военных действий (в военное время).
Но первым делом необходимо изучить документы, которые регламентируют порядок ведения воинского учета в организации.
Обратите внимание, что чиновники регулярно обновляют нормативную базу, добавляя новые обязанности работодателям, поэтому следите за поправками.
В настоящее время воинский учет осуществляется на основании следующих правовых актов:
- Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»;
- Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
- Указ Президента РФ от 14.08.1992 № 890 «Об организации работы по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
- Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете»;
- Постановление Правительства РФ от 17.03.2010 № 156 «Об утверждении Правил бронирования граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
- Инструкция по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время от 03.02.2015 № 664с;
- Инструкция Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации по ведению воинского учета в организациях;
- Методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации по ведению воинского учета в организациях, утв. 11.07.2017.
Военно-учетная работа (ВУР) условно подразделяется на следующие категории:
- Общий воинский учет.
- Специальный воинский учет — бронирование военнообязанных граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ).
Организация воинского учета в организации. Пошаговая инструкция
Шаг 1. Назначение лица, ответственного за воинский учет
Ведение воинского учета в организации надо начинать с издания приказа и назначения ответственного лица, а также лиц, которые будут осуществлять учет во время отсутствия основного ответственного. Как правило, этой работой занимаются работники отдела кадров, а в небольших компаниях — руководитель или даже бухгалтер.
Пример приказа
На основании Постановления Правительства от 27.11.2006 № 719, ответственных за учет назначают, исходя из следующих нормативов:
- 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
- 1 освобожденный работник — если на учет поставлены 500-2000 граждан;
- 2 освобожденных работника (военно-учетный стол) — при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан;
- 1 освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан, поставленные на учет.
Копию приказа об ответственных за учет военнообязанных необходимо будет предоставить в местный военный комиссариат (ВК). О последующих изменениях также надо уведомлять ВК.
https://www.youtube.com/watch?v=gFBcGpVTffg\u0026pp=YAHIAQHwAQE%3D
Работнику кадровой службы или иному лицу необходимо включить в трудовой договор и должностную инструкцию соответствующие обязанности по ведению воинского учета.
Шаг 2. Определить, с кем работать
Все граждане РФ обязаны состоять на воинском учете (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ). Исключения составляют лица:
- проходящие военную службу;
- отбывающие наказание в виде лишения свободы;
- женского пола, не имеющие военной специальности;
- постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства № 719, Методическими рекомендациями по ведению воинского учета на предприятиях, утвержденными Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации 11.07.2018, необходимо учитывать:
- мужчин призывного возраста (18-27 лет), не зачисленных в запас;
- представителей мужского пола, находящихся в запасе;
- сотрудников, обучившихся на военных кафедрах в учебных заведениях профессионального образования;
- лиц, освобожденных от призыва;
- мужчин старше 27 лет, по причине отсрочки не прошедших службу;
- граждан, уволенных из армии;
- работников, служивших альтернативно;
- женщин, получивших военные специальности.
Если выяснится, что работник не состоит на воинском учете, хотя должен, работодателю придется в двухнедельный срок уведомить военный комиссариат о таком гражданине. Новая обязанность появилась у компаний с 17.02.2019, когда вступил в силу Федеральный закон от 06.02.
2019 № 8-ФЗ. Еще одна обязанность — вручить работнику направление в военкомат для постановки на воинский учет. Форма этого документа утверждена совместным Приказом министра обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, ФМС России от 10.09.2007 № 366/789/197.
Выглядит направление так:
- Оборотная сторона
Учтите, что работодатель обязан вести воинский учет, в том числе и работников — внешних совместителей. На них распространяются все правила.
Если в организации осуществляется бронирование граждан, пребывающих в запасе, то помимо общего воинского учета, осуществляется еще и специальный воинский учет. Для этого дополнительно разрабатываются и ведутся документы в соответствии с приложениями к Инструкции от 03.02.2015 № 664с.
Шаг 3. Связаться с местным комиссариатом
Если воинский учет на предприятии раньше не велся либо компания создана недавно, для начала необходимо договориться о встрече в местном военном комиссариате. Как правило, сотрудники ВК готовы провести вводный инструктаж по теме воинского учета, выдать методические указания и необходимые бланки, а также проконсультировать ответственного сотрудника по сложным или спорным вопросам в этом деле.
Важно! Воинский учет и бронирование в организации, которая является филиалом, ведется по месту ее нахождения. В случае отсутствия возможности и при необходимости данные передаются по почте из головного офиса.
Документооборот по военно-учетной работе
Компания, где осуществляется учет, предоставляет в ВК:
- сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (в двухнедельный срок);
- списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет (каждый год — до 1 ноября), а также ежегодно в сентябре — списки молодых людей 15 и 16 лет.
Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел II личной карточки формы № Т-2, являются:
- для граждан, пребывающих в запасе, — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
- для граждан, подлежащих призыву на военную службу, — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Компания-работодатель обязана создать и вести следующие документы по учету:
- приказ об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
- план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
- картотеку личных карточек форм № Т-2 и № Т-2 ГС на граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу;
- журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
- расписки о приеме документов воинского учета и корешки от них;
- карточку учета организации (КУО форма № 18);
- другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями предприятий.
Кроме того, работодатель обязан вести разъяснительную работу с работниками, подлежащими учету. Согласно п. 27 Методических рекомендаций, сотрудникам надо предоставить, среди прочего, справочную информацию по мобилизации и подготовке к ней.
https://www.youtube.com/watch?v=oOGHjNomnrM\u0026pp=YAHIAQHwAQE%3D
Современные программные продукты позволяют автоматизировать часть ВУР, формировать и выводить на печать разные документы по воинскому учету.
Практическая часть
При приеме на работу, в соответствии со статьей 65 Трудового кодекса, соискатель обязан предъявить военный билет. На практике кандидаты могут уклоняться от этой обязанности, ссылаясь на то, что военный билет находится в военкомате, утерян, отсутствуют бланки и т. д.
В таком случае работодатель может отказаться от заключения трудового договора с соискателем, по крайней мере, до момента предоставления всех документов.
Также работодатель может пойти навстречу и взять с будущего сотрудника письменную расписку, в которой указан срок предоставления документа.
Другой вариант — самостоятельное обращение в военкомат по месту регистрации работника с запросом о его статусе либо с информацией об отсутствии у уже принятого работника надлежащих документов и отметок.
В любом случае отсутствие военного билета нужно зафиксировать письменно, чтобы обезопасить компанию от административной ответственности за нарушение требований закона об учете военнообязанных.
При заключении трудового договора работодатель обязан проконтролировать наличие отметки о регистрации в военкомате по месту жительства в паспорте, действительного военного билета или приписного свидетельства. Иногородние работники обязаны явиться в военкомат в течение 2 недель с момента получения временной регистрации. Если временная регистрация на срок более трех месяцев, то явка в военкомат обязательна.
Ответственное лицо снимает копию или сканирует военный билет полностью или со всех страниц, на которых есть записи.
Бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ)
Пошаговая инструкция по ведению воинского учета в организациях включает в себя и такое отдельное направление как бронирование граждан, пребывающих в запасе.
Его цель — обеспечить кадрами, трудовыми ресурсами в период мобилизации и в военное время.
Бронирование заключается в предоставлении гражданам, пребывающим в запасе (руководителям, специалистам, высококвалифицированным кадрам), отсрочки от призыва на военную службу в военное время.
- Забронированные граждане, пребывающие в запасе, также подлежат учету, но они освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на срок действия предоставленной отсрочки, а также от призыва на военные сборы.
- Нормативное и методическое обеспечение и контроль за этим осуществляет Межведомственная комиссия Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и частных компаниях.
- Для бронирования граждан, пребывающих в запасе, работодателю направляют утвержденные перечни должностей и профессий (выписки из перечней) и выписки из нормативных документов.
Соответствующие решения принимаются на заседаниях комиссии по мобилизации в отделе специальных мероприятий (в администрации муниципального образования) при непосредственном участии представителя отдела ВК. Впоследствии данное решение доводится до предприятия путем его вручения уполномоченному лицу работодателя под подпись.
Бланки формы № 4 (удостоверения об отсрочке) по доверенности от предприятия выдают в местном ВК. Работников бронируют по специальному перечню, в нем указаны требования к ГПЗ — профессии, возрасту, званию. После подбора отвечающих требованиям кадров в штате компании необходимо заполнить форму.
Отчетность для работодателей
Компании предоставляют отчеты по учету:
- в федеральные органы государственной власти или в головной офис;
- в городскую комиссию по бронированию граждан, пребывающих в запасе;
- в отдел военного комиссариата по месту нахождения (юридический адрес) компании.
Ежегодными отчетными документами о состоянии работы по бронированию ГПЗ являются:
- отчет о численности работающих и отобранных граждан, пребывающих в запасе, составленный по форме № 6;
- доклад (пояснительная записка) о состоянии работы в этой сфере за отчетный период;
- карточка учета (форма № 18).
- Отчеты составляются по состоянию на 31 декабря отчетного года и должны содержать полные и достоверные сведения.
- Предприятия, где не ведется бронирование, предоставляют в качестве отчета форму № 18.
- Образец
Контроль за исполнением законодательства
Проверка в крупных компаниях (более 500 работников) проводится один раз в год. Проверка на небольших предприятиях (менее 500 человек) проводится один раз в течение 3 лет. Регулярность проверок в большей степени зависит от активности местного ВК, поэтому безопаснее своевременно заполнять все необходимые документы по учету и проводить плановые мероприятия.
Проверки осуществляют представители военкомата или органов местного самоуправления. Они должны оценить военно-учетную работу юридического лица на соответствие требованиям российского законодательства.
Кроме того, они контролируют достоверность и полноту предоставляемых документов (после получения доступа к личным карточкам сотрудников, планам работы).
Результаты проверки отражаются в специальном журнале в виде оценки.
Отказ от выполнения требований закона грозит ответственностью на основании Кодекса об административных правонарушениях. В соответствии со статьей 21.
1 КоАП РФ, непредоставление руководителем или другим должностным лицом работодателя, а также должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за ВУР, в установленный срок списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 рублей.
Воинский учет в организации. Как его вести в 2023 году, изменения, порядок, штрафы, нюансы — Право на vc.ru
Воинский учет в России должны вести все компании, но есть исключения. Например ИП освобождаются от такой ответственности, даже если в нем работают наемные сотрудники. А теперь обо всем по порядку.
{«id»:728302,»gtm»:null}
ИИ выбрал симпатичную девушку и назначил ее ответственной за воинский учет в организации.
Мы — сервис для выплат фрилансерам MadeTask. com — помогаем компаниям работать с внештатными сотрудниками по всему миру.
Работая через MadeTask бизнес может оплачивать работу фрилансера прямо на карту банка в той стране, в которой проживает исполнитель в данный момент.
Таким образом вы можете перевести деньги за работу на местную карту, например, в Канаду, Армению, Грузию и еще более 30 стран мира.
Начиная с января 2023 года действует приказ Министерства обороны и введен новый обязательный документ — карточка воинского учета в организации (приказ № 700 от 22.11.2021).
Раньше такие сведения отражались в личной карточке формы Т-2, а теперь она стала не обязательной. Теперь организации должны заполнять форму №10.
Кстати, от Т-2 отказываться окончательно не стоит, так как она нужна для ведения кадрового учета.
- Специальный — на такой учет встают военнообязанные, которые пребывают в запасе в период мобилизации и (или) военного положения. Это работники противопожарной службы, органов внутренних дел, органах по контролю наркотических веществ — все сотрудники рядового и начальствующего состава.
- Общий — на таком учете состоят остальные военнообязанные.
Сегодня мы подробно остановимся именно на общем воинском учете, так как именно это актуально для коммерческих компаний.
Важно понимать: отсрочка и бронь — это не одно и то же.
Бронь связана с конкретной должностью, а не с конкретным человеком. Если сотрудник меняет должность без брони или увольняется, то бронь переходит к другому человеку. Отсрочка, напротив, предоставляется конкретному человеку. Она не связана со специальным воинским учетом.
В 2022 году некоторым специалистам из сферы информационных технологий (ИТ) , СМИ, связи и финансов были предоставлены отсрочки от мобилизации.
Организация должна вести воинский учет следующих категорий (п. 12 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях) :
- Мужчин призывного возраста (от 18 до 27 лет) , не зачисленных в запас.
- Мужчин, отслуживших и находящихся в запасе.
- Мужчин, которые были освобождены от призыва и не проходили службу.
- Лиц, обучавшихся на военных кафедрах и военных вузах.
- Лиц, прошедших альтернативную гражданскую службу.
- Женщин с ВУС.
Воинский учет сотрудника ведется до момента, пока он находится в запасе. Женщины могут состоять в запасе до 50 лет, а для мужчин этот возраст составляет до 70 лет. Конкретный возраст зависит от пола, воинского звания и разряда.
Разряд военнообязанного указывается на одиннадцатой странице военного билета и может быть обозначен отметкой 1, 2 или 3. Это отражает приоритет военнообязанного при мобилизации.
Источник: статья 53 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
- Граждане, которым было предоставлено освобождение от воинской обязанности, например, по состоянию здоровья.
- Лица, которые в настоящее время проходят военную службу или альтернативную гражданскую службу.
- Заключенные.
- Женщины, не имеющие военно-учетной специальности (ВУС) .
- Лица, постоянно проживающие за пределами России.
- Иностранные граждане.
- Сотрудники службы внешней разведки и ФСБ, обладающие офицерскими званиями и находящиеся в запасе.
Эти категории исключаются из ведения воинского учета в соответствии с пунктом 13 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях.
Важно отметить, что воинский учет ведется в отношении всех работников компании, включая тех, кто работает неполный рабочий день, по совместительству или на удаленке.
Для начала ведения воинского учета организации и постановки ее на воинский учет в военкомате нужно сделать следующее:
- Подготовьте приказ об организации воинского учета, в котором укажите ответственное лицо.
- Согласуйте назначение ответственного лица в вашем местном военном комиссариате. Лично посетите районный военный комиссариат с приказом и годовым планом работы по воинскому учету. Форма плана работ представляет собой приложение № 17 к Методическим рекомендациям Генерального штаба.
Если ваша организация обращается в военный комиссариат впервые, уточните контактные данные председателя районной комиссии в управе или администрации вашего местного самоуправления.
Для предоставления этих данных председателю районной комиссии вам понадобится заполненная карточка по форме 18.
Лучше лучше составить 2-3 карточки, так как она может быть отправлена одновременно в районную комиссию и еще в военный комиссариат.
Важно! Организации будет присвоен регистрационный номер, который ставится в верхнем правом углу карточки по форме 18. Если там будет стоять “индекс Б”, значит необходимо вести еще и специальный воинский учет. Подробнее об этом узнать только в военном комиссариате.
Следуя всем этим рекомендациям, вы сможете поставить вашу организацию на воинский учет и обеспечить его правильное ведение.
- Менее 500 человек: один ответственный. Мы либо оформляем совмещение: где работник выполняет обязанности в рамках своего установленного рабочего времени и получает доплату за совмещение (ст. 60.2 ТК РФ) , либо оформляем совместительство (работник выполняет обязанности в свободное от основной работы время) .
- От 500 до 2 000 человек: один освобожденный работник.
- От 2 000 до 4 000 человек: два освобожденных работника.
- Свыше 4 000 человек: за каждые последующие 3 000 граждан — один освобожденный работник.
Освобожденный работник является тем, для кого ведение воинского учета согласно должностной инструкции является основной обязанностью. Если сотрудников несколько, их объединяют в “военно-учетный стол”.
Приказ, регламентирующий ведение воинского учета в организации, должен быть издан руководителем компании. В этом приказе необходимо определить ответственное лицо за ведение воинского учета и указать лицо, которое будет исполнять его функции в случае отсутствия ответственного (согласно пункту 22 Методических рекомендаций) .
Проект приказа должен быть согласован:
- С военным комиссаром муниципального образования, на территории которого расположена организация или ее структурное подразделение.
- С органом местного самоуправления, ответственным за первичный воинский учет, в случае, если ваша организация находится в районе, где отсутствуют военные комиссары.
Приказ утверждается в соответствии с формой, представленной в приложении № 4 к Методическим рекомендациям Генерального штаба.
Руководитель обязан предоставить специально оборудованные помещения и металлические шкафы для сотрудников, ответственных за воинский учет (согласно пункту 21 Методических рекомендаций) .
Важно! В случае временного отсутствия ответственного работника, занимающегося воинским учетом в организации, руководитель должен выпустить приказ о назначении другого сотрудника на данную должность. Назначенному сотруднику необходимо принять соответствующие документы для работы по воинскому учету и бронированию граждан, подтверждая это актом.
- Проверьте наличие документов воинского учета у работников и убедитесь, что информация в них соответствует данным в учетной карточке по форме № 10 (утв. приложением № 22 Приказа Минобороны РФ от 22.11.2021 № 700).
- Подготовьте проект приказа, в котором руководитель устанавливает обязанность для работников, подлежащих воинскому учету, предоставлять ответственному лицу необходимые документы для проведения сверок.
-
Рекомендуется проводить сверки документов в присутствии работников, чтобы избежать изъятия их документов воинского учета. В случае необходимости временного взятия документов, заполняйте расписки и ведите журнал учета приема таких расписок. Это рекомендуется сами военкоматы.
- Запросите следующие документы:
— У призывников: удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
— У военнообязанных: военный билет или справку взамен военного билета, временное удостоверение, выданное взамен военного билета.
Справка взамен военного билета выдается гражданам, которые без законных оснований уклонились от военной службы после достижения 27 лет. Этот документ подтверждает, что такой гражданин все же находится в запасе.
Временное удостоверение выдается для установления личности военнообязанных, у которых отсутствуют необходимые документы для оформления и выдачи военного билета, а также для проверки и подтверждения подлинности предъявленных ими документов или для получения военного билета, который хранится в военном комиссариате по прежнему месту жительства. На удостоверении должны быть подпись военного комиссара и гербовая печать.
Обратите внимание: отсутствие документов воинского учета не должно быть причиной для отказа в приеме на работу.
Для организации служебного делопроизводства по вопросам ведения воинского учета и бронирования граждан, находящихся в запасе, работодатель должен выполнить следующие действия в соответствии с п. 39 Методических рекомендаций:
1. Создание отдельных папок: количество и названия папок для служебного делопроизводства могут быть уточнены ответственным работником, отвечающим за ведение воинского учета, на этапе регистрации организации в районном военном комиссариате.
- Папка № 1 «Законодательные и нормативно-правовые акты по воинскому учету ГПЗ».
- Папка № 2 «Документы по военно-учетному подразделению».
- Папка № 3 «Документы по ведению воинского учета».
- Папка № 4 «Переписка с ВК».
2. Регистрация и опись документов: вся переписка с военными комиссариатами должна быть зарегистрирована отдельно и храниться в специальной папке. Рекомендуется составлять опись вложенных документов в каждой папке.
Этап 1. Учетная работа, которая ведется при приемке документов
На этом этапе мы определяем всех, кто подлежит постановки на воинский учет, проверяем наличие военных билетов и других документов (временных удостоверений, справок и т. д. Проверяем наличие мобилизационных предписаний, персональных электронных карт (если они есть) и наличие в отметок в паспортах об их отношении к воинской обязанности.
Этап 2. Ведение учетной карточки
Организации и их представители обязаны собирать, вести, обрабатывать и хранить информацию из учетных документов граждан, которые ставятся на воинский учет. Порядок выполнения этих действий установлен Министерством обороны РФ.
С 8 января 2022 года в организациях воинский учет призывников и военнообязанных осуществляется с использованием карточек гражданина, подлежащего воинскому учету в организации (форма № 10, приведена в приложении № 22 к Приказу № 700).
Карточку можно заполнить чернилами (шариковой ручкой) черного, фиолетового или синего цвета, либо заполнить электронно и распечатать на принтере.
Убедитесь, что карточки граждан, поставленных на воинский учет, которые были приняты на работу, помещены в соответствующие разделы картотеки в соответствии с требованиями пункта 34 Приказа Минобороны РФ № 700
У каждой организации должен быть план, который позволяет согласовывать отчетность и сроки ее представления по воинскому учету и бронированию граждан, находящихся в запасе (приложение № 17 к Методическим рекомендациям) .
План должен быть ежегодно согласован с военным комиссариатом не позднее установленной им даты. Кроме того, каждый год, не позднее 31 декабря текущего года, необходимо предоставить карточку организации в соответствии с формой 18.
Важно знать, что в воинском учете многие вопросы регулируются не только нормативными актами, но и неофициальными разъяснениями, предоставляемыми военкоматами.
Важно! Работодатель должен своевременно уведомлять своих сотрудников о получении повестки от военкомата.
Это следует сделать не менее чем за три календарных дня до указанного в повестке срока.
Если повестка была адресована сотруднику, который работает удаленно, находится в отпуске или на больничном, необходимо составить акт о невозможности вручить повестку и направить его в военкомат.
Оштрафовать могут как руководителя так и ответственного за воинский учет, обычно военкомат сам курирует этот процесс и решает какой штраф назначить. Открытой базы нет, поэтому сложно сказать насколько высока вероятность его получить.
- Несвоевременное представление списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, в установленный срок в военный комиссариат или другой орган, осуществляющий воинский учет. За это нарушение предусмотрен штраф в размере от 1 000 до 3 000 рублей (ст. 21.1 КоАП РФ) .
- Неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или другого органа, осуществляющего воинский учет, и необеспечение им возможности своевременной явки по вызову. За это нарушение предусмотрен штраф в размере от 1 000 до 3 000 рублей (ст. 21.2 КоАП РФ) .
-
Не сообщение в военный комиссариат или другой орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу, учебу или об уволенных с работы, отчисленных из образовательных организаций гражданах, которые должны состоять на воинском учете. За это нарушение предусмотрен штраф в размере от 1 000 до 5 000 рублей (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ) .
Срок исковой давности для привлечения к административной ответственности составляет три года (ФЗ от 24.04.2020 № 132-ФЗ, ст. 4.5 КоАП РФ) .
Как мы видим из статьи, ведение воинского учета в организации — это сложный и обособленный процесс, который требует некоторой сноровки. Необходимо внимательно изучить Приказ №700 (правила проведения сверок сведений, показатели для оценки деятельности организации по которым проверяется работа). Спасибо всем кто дочитал, скоро увидимся!