Полезное

Отмена установленных лимитов на добычу охотничьих ресурсов

Как правило, для охоты изменения не значительны: обычно нововведения предполагают сроки добычи дичи, формулировка и прочая мелочь. Однако, изменения 2021 года оказались очень даже весомыми и значительными, которые также не перестали действовать в 2023 году.

С 1 марта начнут действовать очередные изменения правил охоты, с которыми охотникам стоит обязательно ознакомиться. Сегодня мы предлагаем рассмотреть то, что изменилось после последней поправки 2021 года.

1 марта – день изменений охоты

Отмена установленных лимитов на добычу охотничьих ресурсов

С 1 марта губернаторы регионов смогут самостоятельно регулировать (ограничить) охоту на ту или иную дичь на территории общедоступных охотугодий. Отмечается, что данная мера – необходимая, так как в некоторых регионах существует критичное положение по некоторым популяциям дичи.

Также губернаторы смогут самостоятельно закрывать сезоны охоты весной на бурых медведей и птицу в случае, если есть причина лесного пожара. Также согласно правилам 2023 года охотугодья смогут самостоятельно установить лимиты добываемых ресурсов.

Прежде всего это коснулось лимита добычи бобра, глухаря, тетерева и некоторых копытных животных.

  • В нововведениях также говорится и о доборе ресурсов: раненого гуся охотнику можно поободраться на расстоянии от скрадка 500 метров, а утку – 300 метров.
  • Приятными изменения станут для охотников Якутии: в республике Саха ондатру теперь модно будет добывать до самого конца марта.
  • Отмечается, что новые правила охоты не будут меняться вплоть до июня 2026 года.

Правила охоты 2021 и 2023 годов

Естественно, что новые правила охоты прежде всего направлены на борьбу с незаконной добычей диких животных и пернатых – на борьбу с браконьерством.

В связи с этим исчезли неоднозначные формулировки и серые зоны в Правилах охоты. Однако эти меры привели к значительному ужесточению правил.

Поможет ли на деле ужесточение правил в борьбе с браконьерами – пока не очень ясно, но некоторые неудобства нововведения причиняют охотникам.

Формулировка тезисов

Отмена установленных лимитов на добычу охотничьих ресурсов

Прежде всего законодатели уточнили самый главный тезис – «охота». Охота – это деятельность, которая напрямую связана с поиском, выслеживанием, преследованием дичи, ее непосредственная добыча, переработка на первоначальном этапе и транспортировка.

Также согласно обновленным правилам к охоте в 2023 году приравнивается нахождение на территории охотничьего угодья гражданина с оружием и прочим орудием для охоты или нахождение с продукцией угодья, также нахождение в угодье с собакой, порода которой является охотничьей, ловчей птицей.

Исключение – это нахождение на данной территории с огнестрельным оружием должностного лица при исполнении охотничьего надзора, а также производственных охотничьих инспекторов, которые на территории охотугодья производят производственный охотничий надзор.

Иными словами, это означает то, что если вы находитесь на территории охотничьего угодья с оружием, даже если оно в зачехленном виде, разобрано – это означает, что вы уже начали процесс охоты и на вас все ограничения уже начали возлагаться в полном объеме.

В одном случае такое ограничение важно и необходимо, ведь оно лишает браконьера обойти ответственность ответом про то, что он якобы просто прогуливается по охотугодью.

С другой же стороны все доброжелательные и законопослушные граждане, в случае, если они переходят границу одного охотничьего угодья, дабы попасть на территории другого угодья для охоты, для которого у охотника имеется путёвка – автоматически становятся нарушителями.

Также охотники автоматически станут нарушителями и в том случае, если приехали на открытие охотничьего сезона заранее: согласно измененным правилам охоты 2023 года прибытие заблаговременно для открытия сезона – это охота вне сроков.

Такие же изменения коснулись и входа в угодья с ловчей птицей, с охотничьей собакой. Даже в том случае, если вы просто вывезли своего пса на прогулку по полю или по лесу – инспектор такую прогулку может расценить как явное браконьерство.

И для того, чтобы стать нарушителем в этом случае совершенно не обязательно быть охотником, а просто любите своего питомца.

Это стоит брать во внимание любителям собак, так как некоторые охотничьи угодья очень плотного граничат или примыкают к намеленным пунктам, а также к дорогам.

Отдельного внимания требует и нахождение на территории угодья с продуктами охоты. То есть, если вы безоружны, но при этом находитесь в лесу с добытым животным или с фрагментами животного, то согласно закону – вы вели охоту.

Этот пункт изрядно усложнил жизнь браконьеров и недобросовестным охотникам, которые еще в прошлом году могли попросту спрятать ружье и сказать инспектору, что данное животное, убитое ранее незаконным способом – просто нашли в лесу и решили забрать.

Именно такая формулировка может привлечь к ответственности невиновного человека. Например, таковыми могут стать любители шашлыка, которые на открытом воздухе, в лесу решил разделать тушу животного и замариновать мясо для шашлыка.

Дело в том, что очень много случаев, когда охотничьи угодья вплотную примыкают к месту загородного отдыха или к водоемам.

Фиксируем добычу

Пункт о фиксации добычи был и ранее, однако охотники часто игнорировали его исполнение, так как формулировка была достаточно размытой.

Теперь же законодатели дали четкое и ясное разъяснение: после добычи ресурса и до начала осуществления каких-либо действий с добытой тушей животного или птицы – необходимо сделать в разрешении специальную отметку. Исключение – это те виды ресурсов, на отстрел которых не устанавливаются лимиты охоты.

Заметка ставится прежде чем будут производиться какие-либо манипуляции с добычей. Дело в том, что даже подбор убитой утки с воды и перемещение ее в лодку – это уже транспортировка.

Такая формулировка исключит тот случай, когда небрежно относящийся к своим обязанностям охотник намеренно не ставит отметки в разрешения, пока не повстречается с инспектором.

Теперь же такие охотники нарушают правила охоты напрямую и попадают под пункт о полной конфискации и больше не смогут охотиться даже при малой квоте.

Отметим, что так же необходимо предварительно фиксировать ранение животного, прежде чем его подобрать.

Инспекторы природоохраны и их полномочия

Отмена установленных лимитов на добычу охотничьих ресурсов

С марта полномочия всех исполнительных лиц весьма расширятся.

Инспекторы природоохраны, а также прочие должностные лица, у которых имеются полномочия проверки, предъявив специальный документ могут потребовать охотника разрядить ружье и передать его для проверки, также по требованию инспектора необходимо предоставить для проверки все необходимые документы, также могут проводить досмотр транспортных средств и личных вещей.

Губернаторские полномочия

Согласно Федеральному закону губернаторы имеют право изменять свои положения, которые будут соответствовать тем или иным региональным особенностям.

Иными словами губернатор может самостоятельно изменять или как угодно трактовать правила охоты в подконтрольном субъекте – даже вовсе запретить охоту. Губернатор только не может ограничивать охотника в виде оружия больше уже предписанных ограничений в законе, а также увеличивать срок охоты.

Изменения не затронули большинство регионов, но есть такие субъекты, где правила и сроки добычи дичи будут отличаться от федеральных.

Ночная охота и безопасность

Отмена установленных лимитов на добычу охотничьих ресурсов

Серьезные изменения правил охоты коснулись ее безопасности. Из года в год количество несчастных случаев растет. А основная причина тому -игнорирование правил безопасности, а также недостаточная техническая оснащенность.

Жилет

До нас наконец дошла общемировая практика ведения охоты: с 1 марта все участники коллективной охоты во время загона обязаны надевать яркие сигнальные жилеты, на которых имеются светоотражающие элементы.

Требование ношения сигнального жилета распространяется и на ночную охоту. Охотник обязан надеть жилет за час до заката, а снять его можно только спустя час после восхода.

Такая мера безопасности должна снизить количество несчастных случаев, хотя может повлиять на результат охоты, так как жилеты демаскируют охотников.

Правила охоты на взлетающую птицу

Отмена установленных лимитов на добычу охотничьих ресурсов

Это еще одна мера для обеспечения безопасности. Согласно поправкам по если птица не взлетела на 2,5 метров в высоту, при стрельбе из зарослей –производить выстрел нельзя.

Правила охоты у жилища

Также законодатели уточнили формулировку о стрельбе на расстоянии ближе, чем 200 метров от жилой постройки. Ранее формулировка о жилье была размыта, поэтому некоторые инспекторы могли трактовать ее в свою пользу. Теперь же все прозрачно: запрещено стрелять ближе чем 200 метров от жилых построек и жилых домов.

Свет

Теперь у инспекторов, контролирующие использование световых приборов свобода действий.

Охота с применением ночника, фонаря или с тепловизором допускается не только с вышки, но и с земли, например из засидки или с подхода.

Такими методами можно охотиться на копытную дичь, шакала, лису, медведя, енотовидную собаку, бобра и барсука. Все еще под запретом световые устройства для охоты на птиц.

Нововведения, связанные с огнестрельным оружием

Отмена установленных лимитов на добычу охотничьих ресурсов

Изменения, связанные с оружием призваны серьезно усложнить деятельность браконьеров. Так добросовестные охотники теперь могут легально пристреливать ружье.

Ранее пристрелка ружья вызывала немало вопросов у инспектора. Чтобы избежать наказания охотники нередко выдумывали всяческие оправдания, например, «хотел застрелить куропатку, но в нее не попал». С 1 марта процедура пристрелки будет легальной.

Больше, правила охоты рекомендуют пристреливание, дабы подготовить орудие к нормальному бою.  Пристрелка ограничена во времени: ее можно осуществлять в сроки охоты, если у охотника имеются разрешения на охоту.

Естественно, что во время пристреливания охотник обязан соблюдать все правила безопасности.

Нарезное оружие во время птичьей охоты

Раньше существовал запрет стрельбы по птице картечью больше 5 мм или пулевыми зарядами. Теперь же этот запрет стал намного шире: запрещено использовать любое нарезное оружие, кроме калибра 22 LR и .22 WMR.

Читайте также:  П. 1 ст. 346.50

При этом такой калибр можно применять исключительно по рябчикам, глухаря, тетерева в установленные сроки охоты. Любое другое нарезное оружие под запретом.

И даже больше: находиться на территории охотничьего угодья при наличии разрешительной документации только на пернатых будет расценено инспектором как грубое нарушение.

Ограничения в калибрах коснулись и для отстрела других животных. Так, запрещено применять калибр 5,7 мм для отстрела следующих видов животных:

  1. Норка
  2. Зайца
  3. Дикая кошка
  4. Дикого кролика
  5. Енота
  6. Хорза
  7. Корсак
  8. Горностай
  9. Летяга
  10. Хорь
  11. Белка
  12. Куница
  13. Солонгой
  14. Колонка

Ограничения калибра 8 мм:

  1. Барсук
  2. Сурок
  3. Рысь
  4. Россомаха
  5. Бобр

Как и в случае нахождения в лесу с оружием на пернатую дичь, при нахождении на территории охотугодья с неподходящим калибром на прочую дичь будет расценено, как нарушение, которое влечет за собой административную ответственность.

Правила охоты 2023: главные изменения

03.02.2023

Обычно правила охоты меняются незначительно — уточняются сроки, формулировки и всякие мелочи. Однако в 2021 году обновления оказались существенными, и эти нормы действуют и в 2023 году. Кроме того, с 1 марта вступят в силу очередные нововведения, и каждому охотнику стоит ознакомиться с ними.

https://www.youtube.com/watch?v=hmZSxYx8r20\u0026pp=ygVu0J7RgtC80LXQvdCwINGD0YHRgtCw0L3QvtCy0LvQtdC90L3Ri9GFINC70LjQvNC40YLQvtCyINC90LAg0LTQvtCx0YvRh9GDINC-0YXQvtGC0L3QuNGH0YzQuNGFINGA0LXRgdGD0YDRgdC-0LI%3D

Полный текст действующих правил охоты вы можете прочитать здесь, а здесь мы разъясним предстоящие поправки и напомним о том, что изменилось в 2021 году.

Что ждет охотников с 1 марта 2023 года

С первого дня весны губернаторы смогут ограничивать в регионах охоту на определенные виды дичи на общедоступных охотничьих угодьях. Эта мера вынужденная, так как на некоторых территориях отмечается чуть ли не критическое положение. 

Дополнительно у глав субъектов появятся полномочия на закрытие весенней охоты на некоторые виды пернатой дичи и бурого медведя при возникновении угрозы лесного пожара.

По обновленным правилам охотничьи угодья будут обязаны самостоятельно выделять лимит ресурсов. Прежде всего он касается копытных, глухарей, тетеревов и бобров. Еще одно нововведение касается добора дичи: раненую утку можно подбирать на расстоянии 300 м от скрадка, а гуся ― до 500 м. 

Для охотников в Якутии власти подготовили приятную поправку: срок добычи ондатры в республике Саха увеличен до 31 марта.

Изменения в правилах охоты 2023 будут действовать до 16 июня 2026 года.

Как изменились правила охоты в 2021 году

Данные изменения вступили в силу ранее и действуют уже пару лет.
Большая часть нововведений в правилах охоты была направлена на борьбу с браконьерством. Законодатели убрали серые зоны и неоднозначные формулировки, однако это привело к их значительному ужесточению. Помогли ли эти меры снизить уровень браконьерства, неясно, однако терпеть неудобства приходится всем.

Формулировка понятий

Самое главное и основное — уточнили понятия «Охота». Это деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой. 

К охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами за исключением случаев нахождения в охотничьих угодьях с охотничьим огнестрельным оружием должностных лиц при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора и производственных охотничьих инспекторов при осуществлении производственного охотничьего контроля 

То есть если вы вошли на территорию угодий с оружием, зачехленным и разобранным — вы уже охотитесь, и все ограничения распространяются на вас в полной мере.

С одной стороны, это лишает браконьеров возможности избежать ответственности басней про то, что они «просто гуляли» с оружием в угодьях.

С другой — делает нарушителями добропорядочных охотников в случае, если они пересекают границы участков одних угодий, чтобы добраться до тех, в которых у них действует путевка. 

Также вы станете нарушителем, если прибыли в угодья на открытие охоты заблаговременно — по новому закону вы считаетесь охотящимся вне сроков. 

То же самое касается входа в охотугодья с ловчими птицами и собаками охотничьих пород.

Даже если вы просто вывезли собаку побегать в лесополосу или поля, то в глазах охотинспектора это будет браконьерством, и совершенно неважно, охотник вы или обычный любитель домашних животных.

Имейте это в виду, так как некоторые угодья вплотную примыкают к населенным пунктам и дорогам общего пользования. 

Отдельно следует сказать о нахождении в угодьях с продукцией охоты. Это означает, что если вы без оружия будете находиться в угодьях с добытыми животными или их частями, то с точки зрения закона вы охотились.

Пункт осложнил жизнь недобросовестным охотникам и браконьерам, которые ранее могли спрятать оружие и сослаться на то что случайно нашли добытое ими незаконно животное.

Однако такая формулировка позволяет привлекать к ответственности невиновных людей, например, любителей шашлыка, решивших разделать и замариновать мясо на месте — ведь множество охотугодий прилегает к рекам и местам загородного отдыха.

Фиксация факта добычи

Этот пункт был в правилах и раньше, однако его исполнение часто игнорировалось в силу размытости формулировки. Теперь же все предельно четко и понятно — после добычи и до начала любых действий с добычей необходимо сделать отметку в разрешении на добычу. Исключение составляют лишь виды животных, на добычу которых не установлено ограничений.

https://www.youtube.com/watch?v=hmZSxYx8r20\u0026pp=YAHIAQE%3D

Заметку следует делать перед любыми манипуляциями с дичью, так как даже подбор утки с воды в лодку будет считаться транспортировкой.

Отмена установленных лимитов на добычу охотничьих ресурсов

Уточнение формулировки исключает случаи, когда недобросовестные охотники намеренно не делают отметок на добытую дичь до встречи с инспектором. Теперь они прямо нарушают правила охоты, попадают под полную конфискацию и лишаются возможности добывать животных с малой квотой больше положенного.

Также следует делать отметку о ранении животного перед его добором, подробнее это описано в требованиях к охоте на конкретную группу животных.

Полномочия инспекторов

Полномочия всех проверяющих лиц значительно расширились. Охотничьи инспекторы, а также все должностные лица, уполномоченные на проверку, при предъявлении документа могут потребовать разрядить и передать на осмотр оружие, показать любые документы, проверить ваши личные вещи и транспорт.

Отмена установленных лимитов на добычу охотничьих ресурсов

Полномочия губернаторов

Федеральный закон дает право изменять свои положения в соответствии с региональными особенностями, то есть наделяет губернатора региона как угодно трактовать или изменять правила охоты в своем субъекте — вплоть до полного запрета. Нельзя лишь ограничивать виды оружия сверх ограничений федерального закона, а также расширять сроки охоты. 

Для большинства регионов ничего не изменилось, но есть и такие, в которых сроки и правила будут отличаются от федеральных. О некоторых региональных изменениях, касающихся, в частности, весенней охоты, можно почитать здесь.

Безопасность и ночная охота

Существенные изменения связаны с безопасностью на охоте. Вы могли заметить возрастающее из года в год количество несчастных случаев на охотах — тому виной как игнорирование охотниками элементарной техники безопасности, так и недостаточная техническая оснащенность.

Жилеты

Общемировая практика наконец дошла и до нас — теперь все участники коллективной загонной охоты обязаны носить яркие жилеты со светоотражающими элементами.

Так же жилеты обязаны носить участники ночных охот: надевать их за час до заката и снимать через час после восхода солнца.

Эта мера должна серьезно сократить количество жертв несчастных случаев на охоте, хотя и снизит продуктивность охот из скрадка и на привале, демаскируя охотника.

Отмена установленных лимитов на добычу охотничьих ресурсов

Не пренебрегайте яркой одеждой на охоте — никакая добыча не стоит вашей жизни и здоровья

Запрет на стрельбу по взлетающей и летящей дичи

Еще одна мера, направленная на безопасность охотников — запрещено стрелять ниже 2,5 метров по взлетающей и летящей птице при осуществлении охоты в зарослях, кустах и ограниченном обзоре местности.

Стрельба рядом с жильем

Внесены уточнения в формулировку запрета на стрельбу ближе, чем 200 метров от жилья — раньше было не совсем понятно, что такое жилье, и недобросовестные инспекторы могли трактовать этот запрет в свою пользу. Теперь формулировка обрела прозрачность — запрещено вести стрельбу ближе чем 200 метров от жилых домов и жилых построек.

Световые устройства

Контроль за использованием световых устройств, напротив, существенно либерализировали.

Теперь охота с тепловизорами, ночниками и фонарями разрешена не только с вышки, но и с земли — с подхода или засидки.

Добывать так можно копытных животных, медведей, волка, шакала, лисицу, енотовидную собаку, барсука, бобров. По-прежнему запрещено применение любых световых устройств для добычи пернатой дичи.

О том, как правильно подобрать фонарь, читайте в нашем гайде.

Изменения правил, связанных с оружием

В части использования оружия также много изменений, призванных усложнить жизнь браконьерам и недобросовестным охотникам. Законопослушные охотники получили легализацию пристрелки оружия.

Пристрелка оружия

Раньше пристрелка оружия в охотугодьях могла вызвать вопросы со стороны инспектора, и, чтобы избежать штрафа, приходилось выдумывать оправдания вроде «стрелял в куропатку, но не попал». Теперь эта процедура легальна, более того, приведение к нормальному бою строго рекомендуется правилами охоты.

Пристрелка в охотничьих угодьях может проводиться только в период охоты при наличии у охотника документов на право осуществления охоты. Разумеется, при пристрелке охотник обязан соблюдать все меры безопасности, описанные в правилах охоты.

Читайте также:  П. 1 ст. 723

Отмена установленных лимитов на добычу охотничьих ресурсов

Смело пристреливайте ваше оружие в угодьях, в которые у вас оформлена путевка!

Запрет на нарезное оружие по птице

Запрет на применение пулевых зарядов и картечи больше 5 мм по пернатой дичи существовал и раньше, теперь он существенно расширен запретом на использование любого нарезного оружия кроме как в калибрах .22 LR и .22 WMR, и только на рябчика, тетерева и глухаря с третьей субботы августа до последнего дня февраля. 

Показать все

Любое другое нарезное оружие использовать запрещено, более того, нахождение в угодьях с таким оружием при наличии разрешения лишь на пернатую дичь будет расценено как нарушение правил охоты.

Ограничения калибров

Подобные ограничения появились и для других животных. Так, для охоты на зайцев, дикого кролика, корсака, белку, горностая, диких кошек, енота-полоскуна, колонка, куниц, летягу, норок, солонгоя, харзу, хорей нельзя использовать нарезное оружие калибром более 5,7 мм, а для добычи сурков, бобров, барсука, росомахи, рыси — не более 8 мм.

Так же, как и в случае с пернатой дичью, нахождение в угодьях с оружием неподходящего калибра расценивают как нарушение правил охоты, которое влечет административную ответственность.

Практическая польза от таких ограничений сводится на нет тем фактом, что при наличии разрешения на лисицу находиться в угодьях можно с любым калибром — на нее никакие ограничения не распространяются.

Изменение и продление сроков

Изменение сроков охоты для луков

Отличные новости для лучников, хоть они по-прежнему остаются в серой зоне ― по новому законодательству они получили преференции. Сроки охоты на копытных животных, медведей и пушных животных могут устанавливаться на две недели раньше федеральных сроков охоты.

Продление срока весенней охоты на утку с подсадной

Значительное послабление получили заводчики подсадных уток — для них срок весенней охоты увеличен до 30 дней против 10 дней для всех остальных.

Иные изменения сроков охоты

Незначительные изменения есть и в сроках охоты на другие группы животных, подробнее о них можно прочесть здесь. Напоминаем, что сроки охоты в вашем регионе могут значительно отличатся от общефедеральных сроков.

Справочная статья основана на экспертном мнении автора

Об учетах, лимитах и нормативах — Охотники.ру

  • Человеку, вытоптавшему и выстрадавшему совершенствование методики ЗМУ, посвятившему этому большую часть своей жизни, бесспорно, обидны обвинения в недостоверности получаемых данных о численности животных при применении этой методики.
  • И тем более обидно, когда, сидя в кабинете, без проведения практических исследований, кем-то вносятся в методику несколько сомнительных поправок и присваивается себе авторство всей методики.
  • Всегда ли данные, получаемые от ЗМУ, вызывали сомнения?
  • Давайте рассмотрим на примере показателей, получаемых по численности лося, так как весь ажиотаж последних лет вокруг методик учета вызван необходимостью получения учетных данных всего лишь по нескольким квотируемым видам.
  • В 80-е годы прошлого столетия я успел поработать в Ярославской области райохотоведом Госохотинспекции, старшим охотоведом Областного общества охотников и рыболовов, а с 88-го года — председателем правления Яроблохотрыболовобщества.

В эти годы в нашей области ежегодно проводился ЗМУ и раз в два года маршрутный авиаучет лося. Так вот, разница численности лося, полученной по результатам ЗМУ, составляла от данных авиаучета на 10–12%.

Так как, по моему мнению, авиаучет дает меньшую погрешность по простой причине, учитывая самих животных, а не их следы, то на тот момент ЗМУ давал достаточно объективную оценку состояния численности лося и укладывался в предусмотренную методикой статистическую ошибку +/-15%.

На мой взгляд, чем меньше млекопитающее, тем выше ошибка, и тем не менее данным ЗМУ 80-х можно было доверять.

Можно ли доверять данным последних десятилетий и сравнивать их с данными 80-х прошлого столетия? Конечно, нет!

Это связано с частыми нововведениями в методике. Количество маршрутов то увеличивалось, то уменьшалось, многие прокладывались по новым местам. Разрешены учет без затирки после пороши, применение снегохода и др. Все по капельке увеличивало погрешность даже при идеальном соблюдении методики.

В Ярославской области давно было заведено по диким копытным животным, кроме ЗМУ, проводить учет по местам позднезимних концентраций. По сути, это была экспертная оценка егеря среднегодовой численности лося в его участке.

Кроме того, в последние 10 лет в разных районах нашей области проводится учет при помощи беспилотников. Так вот, данные авиаучета и учета по местам концентраций почти совпадали. По этим данным, в большинстве и формировались квоты добычи, так как данные ЗМУ давали цифры выше в 1,5 раза и более.

Отмена установленных лимитов на добычу охотничьих ресурсовфото: Романа Матюхина 

Методика, по которой проводим ЗМУ в этом году, по предварительным подсчетам, дает увеличение поголовья лося более чем в два раза от реального.

Видимо, чем меньше площадь охотничьего угодья, тем больше погрешность в определении численности. Увеличение протяженности маршрутов, вероятно, не дает желаемого эффекта, а проблем для охотхозяйств с их размещением добавляет.

С чем еще связано негодование специалистов в отношении новой методики? Невозможно проложить нужное количество маршрутов и соблюсти при этом все положения методических указаний.

С одной стороны, нужно выдержать пропорцию типов угодий (лес, поле, болото), с другой — запрет на прохождение маршрутов вдоль оврагов, рек, ЛЭП, дорог и т.п. И все это на площади, например, в 15 тыс. га, да еще и при современном состоянии лесных вырубок, где не то что человеку пройти — лоси ноги ломают.

  1. И все же, в большей части, в искажении учетных данных виновата не методика ЗМУ, а установленный порядок формирования квот и лимитов, а также заниженные нормы изъятия лося, что провоцирует охотпользователей на приписку учетных данных с целью получения нужной им квоты.
  2. В результате в каком-то регионе подгоняют данные к тому, чтобы отстреливать объективно обоснованное количество, в другом регионе — не достреливают, а где-то значительно перестреливают.
  3. Почему-то ни у кого не возникло мысли, что законодательно внедренная практика формирования регионального лимита добычи через сумму заявок охотпользователей, при отсутствии каких-либо компромиссов между госорганами и охотпользователями, может привести к новому — быстрому истощению поголовья лося в РФ, если каждый охотпользователь будет стремиться заказать для себя наибольшую квоту.
  4. Если в Ярославской области ЗМУ показывает численность, более чем в два раза превышающую реальную, и это при минимуме «подрисовок» пересечений, какова же разница между данными учета и истинной численностью в регионах, где количество пересечений на маршрутах кратно завышено, а такие, будьте уверены, есть и немало.
  5. Должно быть, в этом году стратегия развития охотничьего хозяйства РФ , которую в свое время МПР представило правительству на утверждение в части увеличения диких копытных животных, «будет досрочно выполнена».
  6. Как бы не надрывались надзорные органы, контролируя соблюдение методики охотпользователями, объективных данных от учета не получим, все проконтролировать невозможно, тем более в регионах, где один охотинспектор на три района, у которого, кроме учетов, есть масса других хлопот.

Я вижу выход из сложившейся ситуации: сделать учет независимым как от охотпользователей, так и от надзорных органов. Разделить учеты, которые делаются для мониторинга численности и которые проводятся для определения квот добычи.

Создать или определить на федеральном уровне организацию, которая будет заниматься учетами по типу «службы учета» советского времени. Для мониторинга использовать ЗМУ, по которому численность будет определяться на уровне региона.

Прав в своих высказываниях в выше упомянутой статье В.А. Кузякин, что более дешевого способа учета, позволяющего одновременно учитывать большинство охотничьих млекопитающих и аборигенных птиц, не существует.

Отмена установленных лимитов на добычу охотничьих ресурсовфото: Рафаэля Мухамедшина 

Не нужно государству вести мониторинг на уровне отдельных охотничьих угодий, достаточно это делать по субъектам, это будет значительно дешевле. Кому и для чего надо знать, сколько на 5–8 тыс. га какого-то угодья обитает хорей или горностаев. Во сколько лет один раз будет делаться учет, будет зависеть от финансирования.

Для его удешевления «учетная служба» может подключать региональные вузы, готовящие биологов, экологов и т.п. В случаях, если в каком-то регионе будет отмечено резкое снижение, а по каким-то видам повышение численности, тогда к разбирательству привлечь надзорные органы, провести дополнительные учеты и при необходимости принять соответствующие меры.

Для определения квот проводить другие виды учетов, для чего предлагаю смело сократить список квотируемых (лимитируемых) видов. Для лося, думаю, и для других копытных более пригоден маршрутный авиаучет. Учет, считаю необходимым, проводить два раза в год: первый раз, как обычно, с января по март, второй с появлением первого снежного покрова (для средней полосы в ноябре).

Для удешевления можно в какой-то год зимой, в другой — осенью. Запас лося в регионе определять по средней величине осеннего и позднезимнего учетов. Для определения плотности в административных районах использовать данные осеннего учета. Использование для этого данных позднезимних учетов, как делается сейчас, в корне неправильно.

Перед наступлением глубокоснежья (20 лет назад для Средней полосы это была вторая половина ноября, сейчас — середина декабря) лось начинает смещаться в места с большими запасами зимних кормов.

Читайте также:  С применением насилия или с угрозой его применения

Так, наши специалисты, десятилетиями проводившие авиаучет, наблюдали, как в этот период в примыкающем к юго-западной части Рыбинского водохранилища Брейтовском районе лося становилось на 2/3 меньше от обычного, а в районах, примыкающих к левобережью Волги, что на 30–80 км южнее, Мышкинском, Угличском и Кашинском (Тверской области), наблюдались значительные концентрации. Поэтому для определения квот конкретных охотничьих угодий нужна осенняя численность.

На сегодня, я точно убежден, единственный способ сохранить, а где следует приумножить поголовье лося, это изменить способ формирования квот.

Изначально утверждать лимит на регион, а затем дробить лимит на квоты, за основу взяв площади свойственных мест обитания в охотничьих угодьях и осеннюю плотность зверя в конкретном районе.

Особенности, которые могут возникнуть у отдельных субъектов, можно предусмотреть в методике дележки, было бы желание.

Считаю необходимым пересмотреть заниженные нормативы изъятия лося. Например, утвердить когда-то действующие в соответствии с инструкцией Главохоты РСФСР «О порядке добычи ДКЖ». Иначе даже при независимом учете будут делаться попытки подрисовки учетных данных.

Ярославская область с начала 80-х до середины 90-х прошлого века планировала к добыче 20% послепромысловой численности лося и удерживала его поголовье на высоком уровне.

По установленным сегодня нормам по разным охотничьим угодьям изымать возможно от 10 до 20% и это в то время, когда ЗМУ показал среднюю плотность по области более 20 голов на 1 тыс. га свойственных мест обитания. От сегодняшней реальной численности, а она не ниже показателей, которые когда-либо были в регионе, изымать возможно не более 10%.

Пытаться через заниженные нормы добычи увеличить поголовье лося в России — иллюзия. В регионах, где лося на самом деле мало, его реальная численность не прибавится. Там либо по отчетам все хорошо, либо добывается столько, сколько пожелал хозяин или администрация охотничьего хозяйства.

Отмена установленных лимитов на добычу охотничьих ресурсовфото: Семина Михаила 

  • Снизить количество добычи лосей и других копытных сверх запланированного может лишь установление более эффективного способа фиксации момента добычи, чем проставление даты в разрешении (свой вариант я уже предлагал).
  • Регионам же с реально достаточной и стабильной численностью разрешить добычу в проценте, близком к ежегодному естественному приросту поголовья.
  • Витающая сегодня идея о том, чтобы разрешить охотпользователям самостоятельно определять объем добычи лося, приведет к тому, что в регионах на территориях, которые разбиты на много мелких охотничьих угодий, закрепленных за разными охотпользователями, лось закончится в ближайшие три года.

В субъектах, где есть охотпользователи, за которыми закреплены большие части территорий региона, тоже закончится, когда этим охотпользователям надоест кормить мелкие охотхозяйства. На 5–15 тыс. га имеющегося лося в сезон можно выбивать на 100%, пока он есть у соседей.

Самостоятельно планировать добычу охотпользователю нужно разрешить всего за исключением нескольких квотируемых видов, которые должны оставаться под государственным «оком». Для Ярославской области это только лось.

Пытаться планировать и контролировать добычу хорей и рябчиков со стороны государства, в каждом охотничьем угодье, просто несерьезно. Необходимо освободить госорганы от массы пустой бумажной работы, суммирования никому не нужных, часто кратно искаженных цифр, и сосредоточить их деятельность на действительно необходимой для охотничьего дела работе.

Председатель Яроблохотрыболовобщества

Отмена установленных лимитов на добычу охотничьих ресурсов

Подборка наиболее важных документов по запросу Отмена установленных лимитов на добычу охотничьих ресурсов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

«Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»(постатейный)(под ред. О.Л. Дубовик)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)

Изменения, вносимые п. 4 комментируемой статьи в Федеральный закон от 29.12.

2006 N 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», касаются исключения из перечня полномочий органов государственной власти Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, а также из перечня полномочий Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, переданных для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия по предоставлению распорядительных лицензий на использование объектов животного мира, в связи с отменой комментируемым Законом института лицензирования в данной сфере. Также из текста Закона исключены положения, регулировавшие порядок выдачи лицензий на пользование животным миром в связи с отменой указанного института, и положения, регулировавшие утверждение лимитов добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи, в связи с изменением уполномоченных органов государственного управления.

Нормативные акты

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 05.09.2019 N АПЛ19-309Ссылки в апелляционной жалобе в обоснование правовой позиции на приказы Минприроды России от 29 августа 2014 г. N 379 «Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц», от 16 ноября 2010 г. N 512 «Об утверждении Правил охоты», от 6 сентября 2010 г. N 344 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных», от 29 июня 2010 г. N 228 «Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию» не могут быть поводом к отмене решения суда, поскольку указанные нормативные правовые акты обладают равной юридической силой с Приказом, и в силу пункта 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оспариваемый в части Порядок не подлежал проверке на соответствие этим нормативным правовым актам.

В россии устанавливаются новые лимиты и квоты охотничьей добычи

20 июля 2009, 08:05, ИА Амител

В прошедшие выходные Совет Федерации на 251-м заседании одобрил закон, устанавливающий виды охотничьих ресурсов, а также порядок определения лимитов и квот их добычи. Как передает корреспондент ИА REGNUM Новости, за закон «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» проголосовало большинство сенаторов.

Закон предполагает, что охотник должен иметь охотничий билет, а также разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия.

Охотничий билет выдается органом исполнительной власти субъекта федерации и является документом единого федерального образца без ограничения срока и территории действия.

Чтобы его получить, охотник должен ознакомиться с требованиями охотминимума, которые включают правила охоты, технику безопасности на охоте, порядок обращения с орудиями охоты, а также основы биологии охотничьих животных.

Закон также устанавливает виды охотничьих ресурсов, а также порядок определения лимитов и квот их добычи.

В частности, лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта РФ высшим должностным лицом субъекта РФ в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года.

В документе об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов указываются объем изъятия в отношении каждого вида охотничьих ресурсов, при необходимости их пол и возраст, а также квота добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья.

В документе также содержатся нормы, касающиеся сохранения охотничьих ресурсов и охране среды их обитания. Так, для сохранения охотничьих ресурсов могут устанавливаться ограничения и запреты на добычу охотничьих животных по полу, возрасту, срокам, способам охоты.

Для привлечения инвестиций в охотничье хозяйство орган исполнительной власти субъекта РФ заключает с победителем аукциона охотхозяйственное соглашение на срок от 20 до 49 лет.

По условиям соглашения, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель создает охотничью инфраструктуру, обеспечивает внутрихозяйственное охотустройство и осуществление мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания.

Местные власти, в свою очередь, предоставляют в аренду земельные и лесные участки на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, а также дают право на добычу охотничьих ресурсов в границах угодий.

Плата по охотхозяйственному соглашению состоит из платы за предоставляемые в аренду и расположенные в границах охотничьего угодья земельные и лесные участки, рассчитанной исходя из минимальных размеров арендной платы, а также из сборов за пользование объектами животного мира.

Согласно закону, «пользование животным миром осуществляется с применением орудий и способов, отвечающих международным стандартам на гуманный отлов диких животных».

При этом охота разрешена с применением «огнестрельного, пневматического и холодного оружия, отнесенного к охотничьему оружию», а также разрешены «боеприпасы, капканы и другие устройства, приборы, оборудование, используемые при осуществлении охоты».

Председатель комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу Геннадий Горбунов подчеркнул, что в законе ущемлены интересы общественных организаций, что в дальнейшем будет доработано.

Он обратился к председателю Совфеда дать комитету протокольное поручение учесть в правилах охоты разделение промысловой и любительской охотой, предусмотреть переходный период в части получения охотничьих билетов, пересмотреть также в правилах выдачу не менее 20% лицензий на охоту местному населению на арендуемых территориях.

Сенатор Геннадий Олейник попросил дать протокольное поручение комитету проработать вопросы защиты прав и интересов коренных малочисленных народов.