Основные показатели на 2020 год
Макроэкономика – данные за июнь 2020
В этом обзоре мы рассмотрим публиковавшуюся в июне макроэкономическую информацию.
В первую очередь отметим, что Минэкономразвития оценило снижение ВВП в мае в 10,9% в годовом выражении после падения на 12% в апреле 2020 года.
Также ведомство сообщило, что в результате этого за январь-май российская экономика снизилась на 3,7% после сокращения на 1,9% за первые четыре месяца к аналогичному периоду предыдущего года.
Далее проанализируем ситуацию в ключевых отраслях экономики, а также рассмотрим динамику основных макроэкономических показателей и попытаемся понять ее причины.
Вначале обратимся к ситуации в промышленности. По данным Росстата, в мае 2020 года падение промышленного производства усилилось до 9,6% к маю 2019 года после снижения на 6,6% месяцем ранее.
Напомним, в мае продолжали действовать ограничения деловой активности, связанные с предотвращением распространения новой коронавирусной инфекции. С исключением сезонного и календарного факторов промпроизводство в мае сократилось на 1,3%.
По итогам января-мая 2020 года промышленное производство снизилось на 2,4%.
Что касается динамики в разрезе сегментов, то в сегменте «Добыча полезных ископаемых» выпуск продукции обвалился на 13,5% после снижения на 3,2% в апреле.
В сегменте «Обрабатывающие производства» падение выпуска замедлилось до 7,2% после сокращения на 10% месяцем ранее. В сегменте «Электроэнергия, газ и пар» снижение выпуска ускорилось до 4,1% после уменьшения на 1,9% в апреле.
В то же время в сегменте «Водоснабжение» падение выпуска замедлилось до 10,9% после снижения на 11,4% месяцем ранее.
Таким образом, падению промышленного производства в мае в основном способствовали сегменты «Добыча полезных ископаемых» (где произошло наиболее сильное ухудшение динамики по сравнению с апрелем) и «Водоснабжение», где темпы снижения оказались двузначными.
При этом остальные сегменты также оказались в отрицательной зоне, однако ситуация с динамикой выпуска в «Обрабатывающих производствах» улучшилась в сравнении с апрелем, а в секторе «Электроэнергия, газ и пар» снижение оказалось самым слабым.
Далее рассмотрим, как вели себя объемы производства в разрезе отдельных позиций. Информация об этом представлена в следующей таблице:
Отметим отрицательную динамику выпуска в добывающем сегменте по итогам мая, при этом с начала года снижение добычи по всем основным видам сырья усилилось по сравнению с ситуацией за январь-апрель. Наиболее сильное снижение добычи в мае было зафиксировано по природному газу (-15,6%).
В продовольственном сегменте произошло небольшое ускорение роста производства мяса. Так, выпуск мяса скота в мае вырос на 11,2% после 6,2% в апреле, а выпуск мяса птицы увеличился на 3,2% после увеличения в пределах 1% месяцем ранее.
Также обратим внимание на сегмент легкой промышленности, в котором в мае падение выпуска по большинству видов продукции (трикотажные изделия, куртки, обувь) начало существенно замедляться после апрельского обвала (падение на 40-60%).
При этом производство спецодежды в мае показало рост в 2,3 раза после удвоения в апреле, что было вызвано, очевидно, осложненной эпидемиологической ситуацией в стране и борьбой с распространением пандемии коронавируса.
Снижение производства стройматериалов в мае в целом продолжилось, однако отдельно стоит выделить выпуск блоков и прочих сборных изделий и цемента,где падение замедлилось с 18-21% до 8-9%.
При этом производство бетона наоборот ускорило падение до 9,6% после снижения на 3,6% в апреле. В тяжелой промышленности динамика выпуска была также преимущественно отрицательной. Так, производство стальных труб упало на 27,2%, выпуск легковых автомобилей замедлил свое падение с 79% в апреле до 54,4%. При этом выпуск грузовых автотранспортных средств упал на 34,3.%.
В конце июня Росстат отчитался о сальдированном финансовом результате деятельности крупных и средних российских компаний (без учета финансового сектора) по итогам января-апреля 2020 года. Этот показатель составил 2,5 трлн руб., в то время как за аналогичный период 2019 года сопоставимый круг предприятий заработал 5,5 трлн руб. Таким образом, сальдированная прибыль упала более, чем в 2 раза.
Что касается доли убыточных организаций, то она увеличилась на 3,7 п.п. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года до 36,7%. Динамика сальдированного результата в разрезе видов деятельности представлена в таблице ниже:
По итогам января-апреля 2020 года у всех представленных ключевых видов деятельности зафиксирован положительный сальдированный финансовый результат. Динамика в разрезе видов деятельности при этом оставалась преимущественно отрицательной.
Тем не менее, глядя на динамику показателя за четыре месяца по сравнению с ситуацией за I квартал, наблюдаются заметные улучшения по ряду ключевых позиций.
Наибольшее падение в относительном выражении продемонстрировали сегменты «Обрабатывающие производства» (сальдированный результат в январе-апреле упал в 3,6 раза, при этом в январе-марте показатель упал почти в 16 раз), а также «Оптовая, розничная торговля и ремонт» (< в 5,3 раза).
При этом по итогам трех месяцев сальдированный результат в торговле был отрицательным. Отдельного упоминания заслуживают сектора «Водоснабжение» (+88% на фоне относительно низкой базы показателя), «Строительство» (+10,4% после сокращения на 26% по итогам I квартала), а также «Информация и связь» (рост ускорился с 4,8% по итогам января-марта до 12,9%).
Прибыль банковского сектора по сравнению с апрелем сократилась с 51 до 45 млрд руб. в мае. При этом прибыль Сбербанка за май составила 45,1 млрд руб., что характеризует финансовые результаты остального банковского сектора как отрицательные.
В мае прошлого года банковский сектор зафиксировал прибыль в 117 млрд руб. За пять месяцев 2020 года российские банки заработали 708 млрд руб. по сравнению с 867 млрд руб. годом ранее.
Прибыль Сбербанка за январь-май 2020 года составила 275,3 млрд руб.
Что касается прочих показателей банковского сектора в мае, то объем его активов сократился на 1,3% до 101,7 трлн руб.
Как поясняет Банк России, в основном снижение активов связано с сокращением денежных средств и их эквивалентов, а также снижением справедливой стоимости производных финансовых инструментов на фоне укрепления курса рубля. Объем кредитов нефинансовым организациям сократился на 359 млрд руб. (-1%).
При этом розничный кредитный портфель увеличился на 39 млрд руб. (+0,2%). Таким образом, по состоянию на 1 июня 2020 года совокупный объем кредитов экономике составил 54,2 трлн руб.
Говоря о потребительской инфляции, следует отметить, что недельный рост цен в июне держался на уровне 0-0,1%, а по итогам месяца инфляция составила 0,2%.
За первое полугодие 2020 года рост цен составил 2,6%. При этом в годовом выражении по состоянию на 1 июля инфляция ускорилась до 3,2% после 3% месяцем ранее.
Ускорение произошло из-за низкой базы июня прошлого года, когда инфляция оказалась нулевой.
Один из ключевых факторов, влияющих на рост потребительских цен – динамика обменного курса рубля. В июне среднее значение курса доллара составило 69,2 руб. после 72,5 руб. за доллар месяцем ранее на фоне роста среднемесячных цен на нефть.
Существенное влияние на курс рубля оказывает состояние внешней торговли. По данным ЦБ, товарный экспорт по итогам января-апреля 2020 года составил 111,6 млрд долл. (-19,9%). В то же время товарный импорт оказался равным 73,4 млрд долл. (-5,5%). Положительное сальдо торгового баланса в отчетном периоде составило 38,2 млрд долл. (-38,0%).
Заметим, что рост импорта в годовом выражении в марте 2020 года прекратился, вместе с этим на фоне снижения цен на нефть ускорилось и сокращение экспорта. При этом сальдо внешней торговли резко просело в феврале, его отрицательная динамика сохранилась в марте, а в апреле падение показателя усилилось (-57,3% к апрелю 2019 года) на фоне опережающего падения экспорта над импортом.
Переходя к отдельным товарным группам, отметим, что динамика экспорта важнейших товаров оказалась отрицательной практически по всем основным позициям в январе-апреле 2020 года. При этом темпы сокращения экспорта в январе-апреле ускорились по многим видам товаров в сравнении с ситуацией в I квартале 2020 года.
Ключевое влияние на динамику экспорта оказало сокращение вывоза топливно-энергетических товаров (-29,3%, до 65,7 млрд долл.). Экспорт металлов и изделий из них сократился на 21,1%. Вместе с этим, положительную динамику показал вывоз продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (+23%).
В свою очередь, давление на импорт оказало сокращение ввоза продукции химической промышленности (-9,8%, до 12,9 млрд долл.), а также машин, оборудования и транспортных средств (-5,1%, до 32,2 млрд долл.).
Импорт продовольственных товаров и с/х сырья, в свою очередь, не оказал влияния на общий показатель, практически не изменившись и составив 10 млрд долл.
По предварительным данным Банка России, положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса страны в январе-мае упало на 34%.
Ключевым фактором сокращения показателя стало значительное уменьшение положительного сальдо внешней торговли товарами в результате неблагоприятной международной конъюнктуры.
В свою очередь, увеличение оттока капитала на 18,8% было вызвано более существенным снижением внешних обязательств банков по сравнению с аналогичным периодом годом ранее при сохранении на сопоставимом уровне объема операций по размещению средств за рубежом небанковскими секторами.
Выводы:
- В мае 2020 года падение ВВП, согласно оценке Минэкономразвития, замедлилось до 10,9% после снижения на 12% в апреле, при этом с начала года снижение ВВП России оценивается в 3,7%;
- Промпроизводство в мае 2020 года в годовом выражении ускорило падение до 9,6% с 6,6% месяцем ранее, а по итогам января-мая 2020 года промышленное производство сократилось на 2,4%;
- Сальдированный финансовый результат российских нефинансовых компаний в январе-апреле 2020 года составил 2,5 трлн руб. по сравнению с 5,5 трлн руб. годом ранее. При этом доля убыточных компаний увеличилась на 3,7 п.п. до 36,7%;
- Банковский сектор в мае заработал 45 млрд руб. прибыли, которая полностью пришлась на Сбербанк. За январь-май 2020 года банки зафиксировали сальдированную прибыль в объеме 708 млрд руб. по сравнению с 867 млрд руб. за аналогичный период годом ранее;
- Рост потребительских цен в июне 2020 года составил 0,2%, при этом в годовом выражении по состоянию на 1 июля инфляция составила 3,2%;
- Среднее значение курса доллара США в июне 2020 года на фоне роста цен на нефть снизилось до 69,2 руб. по сравнению с 72,5 руб. в мае;
- Товарный экспорт по итогам января-апреля 2020 года составил 111,6 млрд долл. (-19,9%), товарный импорт – 73,4 млрд долл. (-5,5%). Положительное сальдо торгового баланса при этом составило 38,2 млрд долл. (-38%);
- Сальдо счета текущих операций, согласно предварительным данным ЦБ, по итогам января-мая 2020 года упало на 34% до 28,9 млрд долл. При этом чистый вывоз частного капитала увеличился на 18,8% и составил 33,5 млрд долл.
Федеральный бюджет на 2020–2022 годы: основные параметры
В проекте закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее – законопроект), внесенном 30 сентября в Государственную Думу, изложены предварительные оценки исполнения федерального бюджета за 2019 г., а также бюджетные параметры на ближайшую трехлетку.
В представленном вместе с законопроектом Прогнозе социально-экономического развития РФ на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 гг. (далее – Прогноз) Минэкономразвития России вернулось к формированию трех прогнозных сценариев. Если в 2017–2019 гг. рассматривались два варианта – базовый и консервативный, то в последней версии Прогноза добавился целевой сценарий.
Законопроект сформирован на основе базового варианта Прогноза, основные параметры которого представлены в табл. 1.
Основные параметры базового варианта Прогноза
Базовый сценарий Прогноза предполагает стабильное развитие экономики в 2021–2022 гг. темпами, превышающими 3%. При этом рост инвестиций в основной капитал в реальном выражении должен превысить 5% уже в 2020 г. Это довольно амбициозные планы, для реализации которых необходимо смягчение бюджетной и кредитно-денежной политики.
При этом ожидать в ближайшее время оживления частной инвестиционной активности едва ли возможно в силу как низкого внутреннего спроса, так и вероятного ухудшения внешнеэкономических условий.
В целом основными рисками для реализации базового сценария являются глобальная рецессия, пробуксовка структурных реформ, динамика потребительского кредитования в стране.
Основные характеристики федерального бюджета (табл. 2) сформированы с учетом задач по реализации национальных целей, сформулированных в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204. Сравнение показателей федерального бюджета на 2020–2021 гг., заложенных в Законе о федеральном бюджете на 2019–2021 гг.
, и представленных в рассматриваемом законопроекте, свидетельствует о сохранении основных бюджетных параметров практически на неизменном уровне. Так, доходы в 2020 г. и 2021 г.
были скорректированы в сторону увеличения всего на 7,9 и 1,3%, а расходы – на 2,7 и 3,0% в номинальном выражении соответственно.
Основные характеристики федерального бюджета
К 2022 г. прогнозируется рост доходов федерального бюджета на 1883,4 млрд руб. или на 9,3% в номинальном выражении относительно 2019 г., при этом в долях ВВП доходы сократятся с 18,5% ВВП в 2019 г. до 17,2% ВВП в 2022 г.
По ежегодной динамике прирост доходов в номинальном выражении составит 1,0% в 2020 г., 4,2% – в 2021 г., 3,8% –в 2022 г. относительно предыдущего года при прогнозируемом уровне инфляции (ИПЦ) в 2020–2022 гг. на уровне 3,0–4,0–4,0% соответственно.
Динамика основных прогнозных параметров федерального бюджета, объемов заимствований и государственного долга на следующий трехлетний период согласуется в первую очередь с задачей обеспечения бюджетной устойчивости. Даже при возможном снижении мировых цен на нефть до базовой цены, установленной бюджетным правилом, дефицит бюджета не превысит 1,5% ВВП и может быть профинансирован за счет средств ФНБ.
Минфин России ожидает в 2020–2022 гг. сокращение нефтегазовых доходов до уровня 2019 г. из-за отставания темпов роста добычи нефти от динамики ВВП и прогнозируемого снижения мировых цен на нефть.
Следует отметить, что используемый в законопроекте прогноз мировых цен на нефть не согласуется с темпами роста средних цен, рассчитываемых на базе спотовых цен марок сырой нефти, указанных в прогнозе Всемирного банка (прогнозируется рост цен на нефть).
Поступления от основного источника ненефтегазовых доходов – НДС – по прогнозу будут расти в связи с повышением основной ставки НДС с 18% до 20% и улучшением качества налогового администрирования. Доходы от налога на прибыль, импортных пошлин и акцизов на импортные товары прогнозируются в долях ВВП для периода 2020–2022 гг.
, в рамках традиционно используемой Минфином методики расчета на уровне 2019 г. В то же время, согласно нашим прогнозным оценкам, поступления ненефтегазовых доходов могут оказаться в среднем на 0,1–0,2 п.п.
ВВП ниже уровня, заложенного в законопроекте, в первую очередь из-за излишне оптимистичных ожиданий по динамике акцизов на товары внутреннего производства.
Расходы федерального бюджета планируются в соответствии с действующим бюджетным правилом: предполагается, что они увеличатся с 16,8% ВВП в 2019 г. до 17,3% ВВП в 2020 г. исключительно за счет роста поступлений ненефтегазовых доходов. В 2021 г. расходы федерального бюджета составят 17,1% ВВП и 16,9% ВВП – в 2022 г.
В 2018 г. расходы федерального бюджета оказались на минимальном за десятилетие уровне в 16,1% ВВП.
Подобные результаты бюджетной консолидации явились следствием принятия бюджетного правила и позволили сократить расходы на национальную оборону и социальную политику, а также обеспечить небольшой рост расходов на образование, здравоохранение, социальную и производственную инфраструктуру. Этот позитивный шаг, по нашим оценкам, создал возможности для дополнительного увеличения темпов прироста ВВП в размере до 0,5 п.п.
Однако на этом позитивные эффекты для экономики от введенного бюджетного правила и изменения структуры бюджетных расходов вследствие бюджетной консолидации и принятия национальных проектов исчерпываются.
Наиболее важные для прорывного развития структурные преобразования лежат за их пределами – снижение барьеров на пути развития частной инициативы, вовлечение частных инвестиций в российское научное и научно-технологическое развитие, снижение государственного участия в экономике и повышение эффективности государственного управления, формирование комфортной регуляторной среды, независимой и справедливой судебной и правоохранительных систем.
Соблюдение принятой в 2017 г. конструкции бюджетного правила в принципе маловероятно, что связано с рядом причин:
- предельные расходы с 2019 г. уже увеличены на ежегодный размер Фонда развития (585 млрд руб.), что уже де-факто ослабило бюджетное правило;
- после превышения порога в 7% ВВП средства ФНБ будут инвестироваться в отечественную экономику, что также будет являться смягчением правила;
- средств от повышения ставки НДС и налогового маневра в нефтегазовом секторе будет недостаточно и для компенсации сокращающихся нефтегазовых доходов, и для финансирования национальных проектов в период 2023–2024 гг.
С учетом консенсус-прогнозов цен на нефть в период до 2024 г., повышение базовой цены на 5 долларов даст дополнительно 0,5–0,6 п.п. ВВП доходов федерального бюджета без ухудшения бюджетной устойчивости.
Расходы на национальные проекты, запланированные в законопроекте, выше расходов, заложенных в паспортах национальных проектов, в среднем на 4,8%.
Рост совокупных расходов на национальные проекты год к году составит 10, 12 и 20% в 2020, 2021 и 2022 гг. соответственно. Увеличение расходов на период 2020–2022 гг.
запланировано в первую очередь по проектам «Наука», «Демография», и «Безопасные и качественные автомобильные дороги» – на 20,8, 18,0 и 4,3% соответственно.
В то же время вызывают вопросы важные аспекты этого роста. Во-первых, рост расходов по национальным проектам с низким уровнем исполнения расходов бюджетных средств в 2019 г. повышает риски формального выполнения мероприятий с целью освоения средств.
Во-вторых, рост расходов по одним национальным проектам при одновременном сокращении по другим может снизить совокупные мультипликативные эффекты для всей экономики.
В-третьих, необходимо обратить внимание на сбалансированность распределения расходов между национальными проектами: расходы по отдельным проектам оказываются достаточно низкими, несмотря на их важность для достижения национальных целей.
Неудовлетворительной остается ситуация с прозрачностью бюджетных расходов. Секретные ассигнования в 2020 г. возрастут до 3 трлн 322,8 млрд руб. (2,9% ВВП, или 17,0% расходов федерального бюджета).
Доля закрытых расходов в российском бюджете по-прежнему более чем на порядок превосходит аналогичные показатели государственных финансов в развитых странах.
Сложившаяся практика засекречивания расходов федерального бюджета предполагает «вольное» трактование статьи 5 закона «О государственной тайне», допускающей секретность лишь для расходов бюджета «в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму».
В целом можно отметить, что динамика расходов федерального бюджета на ближайшие три года полностью согласуется с параметрами бюджета расширенного правительства, определенными Бюджетным прогнозом до 2036 г.
В условиях действия текущего бюджетного правила и при устойчиво сокращающихся доходах от нефтегазового сектора в Бюджетном прогнозе предусмотрено планомерное сокращение бюджетных расходов на 2,8 п.п. ВВП – с 34,7% ВВП до 31,9% ВВП с 2019 г. по 2036 г.
По нашим оценкам, для решения задач структурного развития требуется поддержание расходов государства на уровне не ниже 34,5% ВВП при текущем уровне функций государства и масштабах госсектора. Поэтому уже в 2020–2022 гг.
для достижения национальных целей может оказаться необходимым увеличить расходы федерального бюджета на 0,5–0,7 п.п. ВВП в каждом году трехлетнего периода в пользу инвестиций в человеческий капитал и инфраструктуру.
Ожидается, что жесткая бюджетная политика позволит сохранить бюджетный профицит в 2020–2022 гг., а ненефтегазовый дефицит удерживать ниже 6% ВВП. В то же время, по нашим оценкам, величина бюджетного разрыва, рассчитанная на предпосылках прогноза долгосрочного социально-экономического развития до 2036 г.
(Минэкономразвития России, ноябре 2018 г.), варьируется от 9,4 до 10,1% суммарной приведенной стоимости ВВП. Это ниже аналогичных оценок 2015 г.
(13,6%), что свидетельствуют о некотором улучшении ситуации с долгосрочной сбалансированностью бюджета расширенного правительства, в основном за счет реализованных в период 2016–2018 гг. мер по бюджетной консолидации и пенсионной реформе.
Однако остается нерешенным вопрос о замене устойчиво выпадающих в долгосрочном периоде нефтегазовых доходов. Обсуждение параметров несырьевого налогового маневра в сторону большего налогообложения потребления и имущества пока Минфином России не анонсируется.
Автор — ведущий научный сотрудник научного направления «Макроэкономика и финансы» Института Гайдара, заведующий лабораторией исследований бюджетной политики ИПЭИ РАНХиГС
Подведены экономические итоги 2020 года в России
© Слово и Дело
Какие отрасли бизнеса пострадали больше всего в 2020 году?
Пандемия нанесла удар абсолютно по всем отраслям.
В первую очередь удар ощутили компании из сферы услуг: кафе, бары и рестораны, салоны красоты, туристические агентства, фитнес-клубы, химчистки, отели, торгово-развлекательные центры.
Официально в перечень отраслей, пострадавших от коронавируса, также включены авиаперевозки, деятельность негосударственных образовательных учреждений, стоматологическая практика, издание газет и книг.
https://www.youtube.com/watch?v=Uy2orAsD8UY\u0026pp=ygU20J7RgdC90L7QstC90YvQtSDQv9C-0LrQsNC30LDRgtC10LvQuCDQvdCwIDIwMjAg0LPQvtC0
Как сильно упадет ВВП к концу года?
Банк России прогнозирует, что спад ВВП составит 4–5%. Мы этот прогноз разделяем, но с долей здравого пессимизма. По нашим оценкам, снижение ВВП составит порядка 5–7%. Кроме того, мы не исключаем и еще более глубокого падения.
Можно наблюдать в декабре улучшение динамики по количеству безработных, если сравнивать, например, с самым разгаром пандемии, который пришелся на май-июнь?
По подсчетам аналитиков международной аудиторской-консалтинговой сети FinExpertiza, количество безработных в России во время пандемии могло достигнуть рекордной отметки в 9,3 миллиона человек или 12% от экономически активного населения. На сегодня предпосылок для улучшения ситуации на рынке мы пока не видим.
Какие тенденции обозначил уходящий год?
2020 год доказал важность умения вовремя адаптироваться к трансформирующейся реальности. Компании, которым удалось сохранить хорошие показатели в такой сложный период, сумели вовремя перевести процессы в digital.
В этой связи можно смело заявить, что самой главной и глобальной тенденцией 2020 года стала цифровизация.
Существенно вырос спрос россиян на банковские онлайн-продукты и услуги: виртуальные карты, дистанционное открытие счетов и вкладов.
«РГС Банк», к примеру, в 2020 году реализовал онлайн-запись в отделения, предложил клиентам серию виртуальных карт, запустил дистанционные продажи (через сайт и контакт-центр) серии банковских, страховых и сервисных услуг. История с карантинными ограничениями скоро уйдет в прошлое, а банковский рынок только выиграет за счет скачкообразного развития цифровых технологий.
Как себя чувствует банковский сектор?
Банковский сектор в целом пока проходит этот год сравнительно успешно. Согласно данным Банка России, в период с января по сентябрь 2020 года активы банков выросли почти на 8% и составили более 101 трлн рублей. Объем кредитования граждан и компаний также показал рост на 10% и 8% соответственно.
Запас капитала банков оценивается Банком России в 6 трлн рублей, что позволит им списать 11% долгов без нарушения обязательных нормативов. Прибыль банковского сектора за 9 месяцев 2020 года хоть и уменьшилась на 20% по сравнению с аналогичным показателем в 2019 году (что логично в текущих реалиях), однако составила 1,2 трлн рублей.
Но качество кредитного портфеля вызывает беспокойство. Банковский сектор сгруппировался и находится в ожидании роста невозвратов по кредитным портфелям. Основные риски еще «зреют» в портфеле, и банкам придется их переварить в последующих периодах, когда закончатся действия кредитных каникул, всевозможных отсрочек платежей, послаблений Банка России и так далее.
Победителем будет тот, кто лучше к этому подготовился и оценил свои портфели прагматично и консервативно.
Долги граждан достигли исторического максимума? Закредитованность сильно увеличилась?
Согласно данным ЦБ РФ, долговая нагрузка граждан планомерно увеличивается со второй половины 2017 года с 8,7% до 10,9% на 1 апреля 2020 года, что на текущий момент действительно является историческим максимумом.
Дело в том, что реальные доходы населения падают, а желание хорошо жить и в полной мере удовлетворять свои потребности остается. И качество кредитного портфеля в связи с этим вызывает беспокойство.
С одной стороны, смягчение денежно-кредитной политики Банка России и рекордно низкая ключевая ставка послужили причиной снижения ставок по кредитам, подогрев спрос на них со стороны граждан.
Сегодня на рынке мы наблюдаем более чем привлекательные условия по кредитным продуктам, которыми платежеспособное население готово воспользоваться как в рамках потребительского, так и в рамках ипотечного и автокредитования.
С другой стороны, в связи с общей ситуацией в экономике на фоне второй волны пандемии, многие банки корректируют свои скоринговые модели и учитывают тенденции кризисного времени, в том числе и по профилю потенциального заемщика. Поэтому кредиты выдаются весьма аккуратно, а темпы выдач демонстрируют снижение по сравнению с предыдущими периодами.
https://www.youtube.com/watch?v=Uy2orAsD8UY\u0026pp=YAHIAQE%3D
Это интересно: Как изменится жизнь «удаленщиков» с 2021 года
Несмотря на финансовые, социальные и иные форс-мажоры, которые сопутствовали всему уходящему году, экономика России смогла быстро адаптироваться к новым реалиям. И даже вынести несколько положительных тенденций, таких как развитие цифровизации в банковской сфере, осознанность потребителей, официального возникновения удаленной работы.
Депутаты утвердили бюджет на ближайшие три года
- Основные показатели
- Доходы в 2020 году составят 20,38 трлн рублей и каждый год будут увеличиваться примерно на 1 трлн рублей.
- Расходы в 2020 году прогнозируются на уровне 19,5 трлн рублей и тоже будут расти, причем темпами, опережающими доходы.
- Бюджетный профицит в 2020 году составит 876 млрд рублей, а к 2022 году снизится до 295 млрд рублей.
ВВП — 112 863 млрд рублей. Инфляция в 2020 году — 3%, в 2021 году — 4%. МРОТ с 1 января 2020 года составит 12 130 рублей в месяц.
Приоритет — люди
Главным остается повышение качества жизни граждан нашей страны, поэтому в бюджете 2020–2022 годов сохраняется ведущая роль расходов на социальную сферу — образование, медицину и т. д.
По этим направлениям решено направить 35% расходов — 6 трлн 873,9 млрд рублей.
Это средства только федерального бюджета. Значительная часть расходов обеспечивается из региональных бюджетов, а также ПФР, ФСС и ФОМС.
Социальная сфера
В текущем году на социальную политику предусмотрено 4 трлн 892,9 млрд рублей, а в 2020 – 4 трлн 990,4 млрд рублей. Еще больше будет выделено в 2021 году — 5 трлн 24,6 млрд рублей. На 2022 год по этой статье предварительно решено затратить 4 трлн 809,2 млрд рублей.
Растут расходы и на другие направления соцсферы. На здравоохранение в 2020 году будет выделено 996 млрд рублей, в 2021 – 942,5 млрд, в 2022 предполагается затратить 951,7 млрд рублей. На образование в 2020 году потратят 887,5 млрд рублей, в 2021 – 927,7 млрд, в 2022 – 886,5 млрд.
Всего на социальную сферу (с учетом бюджетов ПФР, ФОМС и ФСС) направят более 19 трлн рублей.
Конкретика
В частности, в 2020 году 2 млрд рублей пойдет на создание и оснащение физкультурно-оздоровительных комплексов в регионах.
46,5 млн рублей ежегодно в 2020–2022 годах будет направляться на поддержку издания печатной продукции для инвалидов по зрению.
Расширяется список редких заболеваний, для которых на приобретение дорогостоящих препаратов выделяются федеральные трансферты — по 2 млрд рублей ежегодно.
- Развитие регионов
- В соответствии с принятым бюджетом, в 2020–2024 годах субъекты РФ должны будут платить ежегодно только 5% от суммы задолженности по бюджетным кредитам с условием, что высвободившиеся средства они направят на реализацию инвестиционных проектов на своих территориях.
- То есть регион вместо того, чтобы отдавать деньги на погашение долга, сможет вкладывать эти средства в инфраструктуру, дороги, подвести воду, газ, электроэнергию к строящимся на средства частных инвесторов предприятиям, которые, в свою очередь, дадут новые рабочие места и повысят уровень жизни людей.
Сумма высвободившихся в следующие пять лет средств, которые регионы смогут направить на реализацию инвестпроектов, должна составить более 440 млрд рублей.
Кроме того, ко второму чтению депутаты распределили 94% межбюджетных трансфертов на 2020 год. Это значит, что регионы уже сейчас смогут формировать свои бюджеты и начинать работу.
Финансирование мероприятий на сельских территориях в рамках отраслевых госпрограмм в 2020 году составит 76,7 млрд рублей. Однако депутаты считают, что этого недостаточно. Председатель ГД Вячеслав Володин заявлял, что на развитие сельских территорий надо выделять больше средств.
«Мы говорим о необходимости увеличения финансирования этой программы за счет ненефтегазовых доходов, если они у нас на будущий год будут большие», — сказал он.
Что нужно знать о федеральном бюджете на 2020 год. Разбираемся в цифрах — ТАСС
Президент России Владимир Путин подписал закон о федеральном бюджете на 2020 год и плановые 2021−2022 годы.
https://www.youtube.com/watch?v=4Z_7zHHpP_U\u0026pp=ygU20J7RgdC90L7QstC90YvQtSDQv9C-0LrQsNC30LDRgtC10LvQuCDQvdCwIDIwMjAg0LPQvtC0
Рассказываем о параметрах главного экономического документа страны.
По сути, федеральный бюджет — это закон, в котором правительство планирует будущие доходы и траты государства на обязательства перед населением.
С одной стороны, бюджет отвечает, сколько денег пойдет, например, на здравоохранение, а сколько — на оборону. С другой стороны, это еще и прогноз — какой будет инфляция, сколько страна заработает на экспорте нефти, сколько получит налогов, а сколько денег — потратит.
Часто еще можно услышать другие названия — региональный и консолидированный бюджет. С региональным все просто — его принимают местные законодательные власти, которые планируют расходы местных же органов управления. Консолидированный — значит общий, то есть деньги в него поступают и из федеральной, и из местной казны.
В 2020 году Россия, как и в 2019 году, планирует заработать больше, чем потратить.
Так, доходы составят 20,379 трлн рублей, расходы — 19,503 трлн рублей, а профицит — 876 млрд рублей. При этом траты вырастут на 0,5 процентных пункта — до 17,3% ВВП, который составит в следующем году 112,863 трлн рублей. Это должно оказать стимулирующий эффект, даже несмотря на общее замедление мировой экономики, утверждают в Минфине.
Цифры могут меняться. Власти всегда уточняют бюджет с учетом фактического исполнения: в 2019 году власти дважды вносили поправки в закон на этот год. Так, изначально бюджет 2019 года закладывался с доходами 19,969 трлн рублей, расходами 18,037 трлн и профицитом 1,932 трлн. В итоге доходы составили 19,970 трлн, расходы — 18,489 трлн, а профицит соответственно меньше — 1,481 трлн рублей.
Дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Профицит — наоборот, когда доходы больше расходов.
На уровне личного бюджета одного человека или даже семьи профицит действительно выглядит привлекательно, но не все так просто, когда речь идет о бюджете целой страны.
Экономисты часто называют профицит результатом жесткой бюджетной политики, которая сдерживает экономический рост и развитие. В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны быть сбалансированными, то есть расходы равны доходам.
Впрочем, россиянам в повседневной жизни сложно заметить разницу, сбалансированный, дефицитный или профицитный бюджет сверстало правительство. Ведь дефицит не означает мгновенный экономический крах — это явление вообще достаточно частое. До 2019 года последний профицитный бюджет был только в 2010 году.
И наоборот, профицит не приносит небывалых улучшений. Например, в кризисный 2008 год профицит составил 1,6 трлн рублей. Тогда этому способствовали высокие цены на нефть, которая торгуется в долларах. Кстати, поэтому чаще всего бюджетный профицит встречается как раз у стран — экспортеров сырья.
Как и при дефиците, главным образом важно отношение уровня профицита к ВВП. В 2020 году оно составит 0,8% ВВП, в 2021 году — 0,5% ВВП и в 2022 году — 0,2%.
Это одна из самых интересных цифр — 3%. На столько, по мнению правительства, вырастут цены в 2020 году.
При этом ЦБ в октябре скорректировал прогноз по росту цен: с 4-4,5% до 3,2-3,7% по итогам 2019 года и 3,5-4% в 2020 году. А Минэкономразвития заложило в прогноз социально-экономического развития показатель в 3,8% по итогам текущего года.
Низкая инфляция позволит правительству сэкономить на переоценке обязательных расходов на следующий год, отметили российские СМИ.
Нефтегазовые доходы составят 7,472 трлн рублей, ненефтегазовые — 12,907 трлн рублей. То есть в общем объеме доходов нефтегазовые поступления займут 36,7%.
Сбор внутреннего налога на добавленную стоимость (НДС) принесет в бюджет 4,508 трлн рублей, а импортного — 2,983 трлн рублей. Налог на прибыль — 1,210 трлн рублей.
Как и раньше, Минфин прогнозирует дальнейший рост доходов от дивидендов госкомпаний: 760 млрд рублей в 2020 году, 931 млрд рублей в 2021 году и 1,076 трлн рублей — в 2022 году. Хотя глава Счетной палаты Алексей Кудрин предупредил о рисках их недополучения и призвал правительство добиться выполнения поставленных целей. В целом же он назвал доходы бюджета сбалансированными.
При этом несмотря на общий рост доходов, по отношению к объему ВВП они будут постепенно снижаться — из-за сокращения доли нефтегазовых доходов.
Законопроект предусматривает, что средняя цена нефти марки Urals, которую экспортирует Россия, составит в 2020 году $57 за баррель.
При этом документ сверстан исходя из заложенной в бюджетном правиле стоимости Urals в $42,4. Все доходы выше этого уровня пойдут в Фонд национального благосостояния (ФНБ).
В 2018 году российская нефть стоила в среднем $70 за баррель, а в 2019 году — $62,2, по оценке Минэкономразвития в начале сентября.
В первую очередь больше всего средств получат программы, содействующие достижению национальных целей развития, а также выполнению задач, которые президент РФ Владимир Путин поставил перед Федеральным собранием в своем послании.
Так, финансирование нацпроектов вырастет на 10% — до 1,982 трлн в 2020 году, до 2,217 трлн рублей в 2021 году и до 2,692 трлн рублей в 2022 году. А все неиспользованные в этом году на нацпроекты деньги перенесут по тем же направлениям на следующий.
Самое масштабное увеличение расходов предусмотрено по статьям социальной сферы и программам повышения качества жизни россиян. Председатель правительства Дмитрий Медведев подчеркнул, что бюджет в первую очередь ориентирован на решение социальных вопросов. Всего на социальную политику государство потратит 5,01 трлн в 2020 году, 5,046 трлн в 2021 году и 4,827 трлн рублей в 2022 году.
На втором месте — национальная оборона с расходами 3,1 трлн в 2020 году. На третьем — экономика: 2,638 трлн в 2020 году. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность оказались на четвертом месте — 2,458 трлн рублей, и замыкает пятерку направлений здравоохранение — 1,022 трлн рублей.
Подробнее о том, сколько потратят на каждую госпрограмму, читайте в другом материале ТАСС.
Таблица 2.1 — Основные экономические и социальные показатели России за 2020 год, в % к 2019 году
Таблица 2.1 — Основные экономические и социальные показатели России за 2020 год, в % к 2019 году
Показатели | 2019 г. | 2020 г. |
ВВП | 101,0 | 96,9 |
Инвестиции в основной капитал | 101,3 | 95,9 |
Объем платных услуг населению | 100,5 | 82,7 |
Оборот розничной торговли | 101,9 | 95,9 |
Объем работ по виду экономической деятельности «Строительство» | 102,1 | 100,1 |
Производство продукции сельского хозяйства | 104,3 | 101,5 |
Промышленное производство, в том числе | 103,4 | 97,1 |
Добыча полезных ископаемых | 103,4 | 93,0 |
Обрабатывающие производства, из них: | 103,6 | 100,3 |
производство пищевых продуктов | 104,1 | 103,5 |
производство химических веществ и химических продуктов | 103,4 | 107,2 |
производство кокса и нефтепродуктов | 101,6 | 97,0 |
производство строительных материалов | 109,0 | 97,7 |
металлургическое производство | 103,8 | 97,6 |
обработка древесины и производство отдельных видов изделий из дерева | 106,2 | 100,2 |
производство бумаги и бумажных изделий | 104,6 | 101,9 |
Обеспечение электроэнергией, газом и паром; кондиционирование воздуха | 99,2 | 97,3 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений | 102,9 | 96,2 |
- ———————————
- Источник: Доклад Росстата «Социально-экономическое положение России за 2020 год».
- Январь — ноябрь 2020 года.
- Валовой внутренний продукт (далее — ВВП) России за 2020 год, в соответствии с докладом Росстата «Социально-экономическое положение России за 2020 год» снизился относительно 2019 года на 3,1%, показатель инвестиций в основной капитал — на 4,1%.
Наибольший спад наблюдался в секторах экономики, ориентированных на потребительский спрос, объем платных услуг населения уменьшился за 2020 год на 17,3%, оборот розничной торговли — на 4,1%. В промышленности масштаб падения был менее значительным.
Общий объем промышленного производства за 2020 год составил 97,1% относительно 2019 года, в том числе добыча полезных ископаемых — 93,0%, в обрабатывающем секторе — 100,3%.
В ряде промышленных отраслей отмечен рост: в производстве химических веществ и химических продуктов (107,2%), в производстве пищевых продуктов (103,5%), в обработке древесины и производстве отдельных видов изделий из дерева (100,2%).
Объем производства продукции сельского хозяйства вырос за январь — ноябрь 2020 года относительно соответствующего периода предыдущего года на 1,5%.
В соответствии с базовым вариантом Прогноза социально-экономического развития РФ в 2021 году планируется постепенное восстановление экономики страны. Скорость восстановления будет зависеть от влияния разнонаправленных внешних и внутренних факторов с учетом эпидемиологической ситуации.
Согласно базовому варианту Прогноза социально-экономического развития РФ прирост ВВП в 2021 году ожидается на уровне выше 3,0%. На фоне ситуации с коронавирусом по итогам 2020 года оценка динамики ВВП в 2021 году может быть скорректирована в сторону уменьшения.
Высокая степень неопределенности относительно сроков завершения пандемии и темпов восстановления мировой экономики будет негативно отражаться на темпах восстановления ВВП в России. На уровень докризисного 2019 года российская экономика может выйти только в 2022 году.
На перспективу после 2023 года приняты параметры долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденного Правительством Российской Федерации от 22.11.2018 (Протокол N 34, раздел II, пункт 2).