Полезное

Основания для применения мер безопасности

Основания для применения мер безопасности

Адвокат Антонов А.П.

Очередное право потерпевшего, закрепленное в ч. 2 ст. 42 УПК РФ, — это возможность потерпевшего ходатайствовать о применении мер безопасности в соответствии с ч. 3 ст. 11 УПК РФ. Такое ходатайство может быть заявлено в любой момент производства по уголовному делу.

Термин «меры» принято толковать как средства (мероприятия). А «безопасность» — как состояние защищенности от возможного нанесения ущерба, способность к сдерживанию или парированию опасных воздействий.

Соответственно, меры безопасности — это средства (мероприятия), позволяющие обеспечить жизнь (здоровье и т.п.

) потерпевшего в состоянии защищенности от нежелательного воздействия на них со стороны обвиняемого (подозреваемого и т.п.) и других лиц.

Применение таких мер есть принятие со стороны следователя (дознавателя и др.), суда (судьи) соответствующих решений и их реализация на практике.

Меры безопасности, согласно п. 21 ч. 2 ст. 42 и ч. 3 ст. 11 УПК РФ, предусмотрены ч. 9 ст. 166, ч. 2 ст. 186, ч. 8 ст. 193, п. 4 ч. 2 ст. 241 и ч. 5 ст. 278 УПК РФ, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Здесь речь идет о:

  • — неприведении в протоколе следственного действия данных о личности потерпевшего, его близких родственников, родственников и близких лиц;
  • — контроле и записи телефонных и иных переговоров потерпевшего или его близких родственников, родственников, близких лиц по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления — на основании судебного решения;
  • — проведении опознания личности в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым;
  • — проведении закрытого судебного разбирательства;
  • — допрос потерпевшего в условиях, исключающих визуальное наблюдение потерпевшего другими участниками судебного разбирательства;
  • — иных мерах безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В этом случае следователь (дознаватель и др.

) с согласия руководителя следственного органа (начальника органа дознания) выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним потерпевшего и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается, приобщается к уголовному делу и хранится при нем в условиях, исключающих возможность ознакомления с ним иных участников уголовного судопроизводства.

Иные меры безопасности — это, прежде всего, соответствующие средства, предусмотренные Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Если по уголовному делу в отношении потерпевшего, его родственников, законного представителя, представителя применяются меры безопасности, то по окончании производства по уголовному делу суду надлежит одновременно с постановлением приговора (вынесением постановления о применении принудительных мер медицинского характера или о применении принудительных мер воспитательного воздействия либо постановления о прекращении уголовного дела) выносить постановление (определение) о полной или частичной отмене мер безопасности в отношении указанных лиц либо о дальнейшем применении таких мер. Такое решение должно быть принято с учетом мнения потерпевшего (его законного представителя, представителя) и надлежащим образом мотивировано.

Что делать, если Вашему здоровью причинен вред?

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Дата актуальности материала: 20.05.2021

Поводы, основания и условия применения мер безопасности

⇐ Предыдущая1234Следующая ⇒

Законодательство о государственной защите связывает начало деятельности по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства с наличия повода и оснований.

Поводом являются любые сведения об угрозе убийством, применения насилия, уничтожения или повреждения имущества, а равно угроза совершения иного противоправного опасного деяния (ч. 3 ст.

11 УПК РФ) в отношении участника уголовного судопроизводства.

Поводами для применения мер безопасности являются:

1) заявление защищаемого лица (ч. 2 ст. 16 Федерального закона о защите потерпевших, свидетелей);

2) в отношении несовершеннолетнего — письменное заявление родителей или лиц, их заменяющих или уполномоченных представителей органов опеки или попечительства в случае отсутствия родителей или лиц, их заменяющих;

3) ходатайство потерпевшего, свидетеля о применении мер безопасности (п. 21 ч. 2 ст. 42; п. 7 ч. 4 ст. 56 УПК РФ);

4) обращение председателя суда, либо руководителя соответствующего правоохранительного или контролирующего органа, либо руководителя федерального органа государственной охраны;

5) получение органом, обеспечивающим безопасность оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности указанных лиц.

Заявление защищаемого лица подаётся в письменной форме (ч.2 ст. 16) органу, принимающим решение об осуществлении государственной защиты. Письменное заявление должно быть обязательно подписано лицом, от которого оно исходит.

Закон не устанавливает обязательных реквизитов письменного заявления. Отсутствие в нем каких-либо данных не может рассматриваться основанием отказа в его принятии.

Недостающие сведения могут быть получены при проверке источника сведений об угрозе.

В заявлении должно содержаться сведения о заявителе; кому адресуется; изложена сущность угрозы или иного опасного противоправного деяния; когда, где и каким должностным лицом оно принято. Заявление гражданина должно быть им подписано.

Ходатайство потерпевшего, свидетеля о применении мер безопасности п. 21 ч. 2 ст. 42; п. 7 ч. 4 ст. 56 УПК РФ могут быть заявлены дознавателю, следователю, прокурору в любой момент производства по уголовному делу.

Письменное ходатайство приобщается к уголовному делу, устное – заносится в протокол следственного действия. Ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления.

Об удовлетворении ходатайства либо о полном или частичном отказе в его удовлетворении дознаватель, следователь, прокурор выносят постановление (ст. 122 УПК РФ).

Обращение председателя суда, либо руководителя соответствующего правоохранительного или контролирующего органа, либо руководителя федерального органа государственной охраны — имеется ввиду информация, исходящая от руководящих органов. Такого рода обращения должны иметь письменную форму и выполняться на бланке соответствующего органа.

Получение органом, обеспечивающим безопасность, оперативной и иной информации о наличии угрозы в отношении защищаемых лиц, является поводом в тех случаях, когда эти органы и должностные лица в процессе выполнения своей служебной деятельности непосредственно сами выявляют данные об угрозе в отношении участников уголовного судопроизводства.

Следователь и лицо, производящее дознание, могут обнаружить данные об угрозе в ходе расследования по находящихся у них в производстве уголовных дел. При производстве следственных и процессуальных действий.

Угрозы могут быть выявлены органом дознания также в процессе проведения оперативно-розыскных мер, обеспечения охраны общественного порядка и т.д.

Прокурор обнаруживает данные об угрозах в отношении участников уголовного судопроизводства при осуществлении своих надзорных функций или по находящемуся в его производстве уголовных дел, а также.

Иная информация о наличии угрозы в отношении защищаемых лиц может исходить из писем граждан, статей, заметок и писем, опубликованных в печати и др. в средствах массовой информации.

Поводом также являются сообщения об угрозах, полученные из иных источников.

Помимо повода для применения мер безопасности необходимы достаточные основания. Основания могут быть фактическими и процессуальными.

Фактическими основаниями применения мер безопасности являются достаточные данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества.

Процессуальное основание выражается в принятии решения о применении мер безопасности.

Критерии реальности угрозы состоят в её объективном характере, объективной возможности её реализации со стороны посягающего лица, реально восприниматься защищаемым лицом.

Условиями применения мер безопасности являются:

— согласие защищаемого лица, выраженное в письменной форме о применении мер безопасности (ч. 2 ст. 16);

— согласие членов семьи защищаемого лица и иных проживающих совместно с ним лиц (ч. 3 ст. 16);

— в связи с их участием в уголовном судопроизводстве (т.е. в связи с совершением преступления);

  • — наличие возбуждённого уголовного дела в случаях…;
  • — компетентность должностного лица осуществляющего меры безопасности;
  • — другие…

Важно насколько реально лицо восприняло угрозу. Боится ли, переживает, изменилось ли поведение. Какие переживания и т.д.

  1. Психологические основания для применения мер безопасности.
  2. Выводы по 1-му вопросу лекции: предусмотренные федеральными законами меры безопасности применяются только при наличии повода и основания. Поводы для применения мер безопасности
  3. — заявление о применении мер безопасности
  4. — ходатайство участника уголовного процесса
  5. — сообщение об угрозах, полученное из иных источников.

Основание для применения мер безопасности — достаточные данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества. Процессуальное основание выражается в принятии решения о применении мер безопасности.

Читайте также:  Открытое судебное заседание
⇐ Предыдущая1234Следующая ⇒ Поделиться с друзьями:

Прокурор разъясняет — Прокуратура Тверской области

Прокуратура Фировского района: Основания для применения мер государственной защиты

Меры безопасности применяются на основании письменного заявления защищаемого лица или с его согласия, выраженного в письменной форме, письменного заявления близких родственников, родственников или близких лиц защищаемого лица, находящегося в беспомощном состоянии, или с их согласия, выраженного в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних лиц – на основании письменного заявления их родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей органа опеки и попечительства (в случае отсутствия родителей или лиц,их заменяющих) или с их согласия, выраженного в письменной форме.

Сама по себе подача заявления не является безусловным основанием для применения мер безопасности.

Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы безопасности защищаемого лица, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты (статья 16 Федерального закона от 20.08.

2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»).

Решение об осуществлении государственной защиты принимают суд (судья), начальник органа дознания, руководитель следственного органа или следователь с согласия руководителя следственного органа, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело.

Прямая ссылка на материал
Поделиться

Меры безопасности применяются на основании письменного заявления защищаемого лица или с его согласия, выраженного в письменной форме, письменного заявления близких родственников, родственников или близких лиц защищаемого лица, находящегося в беспомощном состоянии, или с их согласия, выраженного в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних лиц – на основании письменного заявления их родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей органа опеки и попечительства (в случае отсутствия родителей или лиц,их заменяющих) или с их согласия, выраженного в письменной форме.

Сама по себе подача заявления не является безусловным основанием для применения мер безопасности.

Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы безопасности защищаемого лица, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты (статья 16 Федерального закона от 20.08.

2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»).

Решение об осуществлении государственной защиты принимают суд (судья), начальник органа дознания, руководитель следственного органа или следователь с согласия руководителя следственного органа, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело.

Право гражданина на государственную защиту

  • Если вам угрожают…
  • В УМВД России по Еврейской автономной области осуществляется прием  и регистрация заявлений о наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье или имущество.
  • Какое подразделение органов внутренних дел автономии занимается данным вопросом?
  • — Гражданам необходимо обращаться в группу по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите УМВД России по ЕАО , по  телефону 4-03-03
  • Какими нормативными правовыми актами регулируется деятельность подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, органов внутренних дел Российской Федерации в области обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства?

Данная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», который устанавливает систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включающую меры безопасности и меры социальной защиты указанных лиц, а также определяет основания и порядок их применения.

Кроме того, данная деятельность регламентируется постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. № 630 «Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», от 21 сентября 2012 г.

№ 953 «Об утверждении Правил применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», от 14 июля 2015 г.

№ 705 «О порядке защиты сведений об осуществлении государственной защиты, предоставления таких сведений и осуществления мер безопасности в виде обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемом лице».

  1. Какие основания необходимы для применения в отношении участников уголовного судопроизводства мер государственной защиты?
  2. Для применения мер государственной защиты необходимо наличие установленных органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты, данных о реальной угрозе убийства участника уголовного судопроизводства, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве.
  3. Меры безопасности применяются на основании письменного заявления защищаемого лица или с его согласия, выраженного в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних – на основании письменного заявления его родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей органов опеки и попечительства (в случае отсутствия родителей или лиц, их заменяющих) или с их согласия, выраженного в письменной форме.
  4. В случае если применение мер безопасности затрагивает интересы совершеннолетних членов семьи защищаемого лица и иных проживающих совместно с ним лиц, необходимо их согласие, выраженное в письменной форме, на применение мер безопасности.
  5. Кто принимает решение о применении мер безопасности в отношении участника уголовного судопроизводства?

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 20 августа 2004 г.

№ 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» решение об осуществлении государственной защиты принимают суд (судья), начальник органа дознания, руководитель следственного органа или следователь с согласия руководителя следственного органа, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело, на основании письменного заявления участника уголовного судопроизводства.

  • В отношении кого могут быть применены меры государственной защиты?
  • В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» государственной защите подлежат участники уголовного судопроизводства, к которым относятся:
  • потерпевший;
  • свидетель;
  • частный обвинитель;
  • подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;
  • эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог;
  • гражданский истец, гражданский ответчик;
  • законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.
  • Кроме того, государственной защите также подлежат установленные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на участников уголовного судопроизводства.
  • Могут ли применяться меры государственной защиты до возбуждения уголовного дела либо после постановления приговора?
  • Каков порядок принятия решения о применении мер безопасности?

С целью применения мер безопасности суд (судья), начальник органа дознания, руководитель следственного органа или следователь, получив заявление (сообщение) об угрозе убийства участника уголовного судопроизводства, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества либо иного опасного противоправного деяния, обязаны проверить это заявление (сообщение) и в течение трех суток (а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно) принять решение о применении мер безопасности в отношении его либо об отказе в их применении. Следователь принимает указанное решение с согласия руководителя следственного органа.

  1. О принятом решении выносится мотивированное постановление (определение), которое в день его вынесения направляется в орган, осуществляющий меры безопасности, для исполнения, а также лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление (определение).
  2. Меры безопасности, способы их применения избираются и определяются органом, осуществляющим меры безопасности.
  3. Об избранных мерах безопасности, их изменении, о дополнении и результатах применения указанных мер орган, осуществляющий меры безопасности, информирует суд (судью), начальника органа дознания, руководителя следственного органа или следователя, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело, а в случае устранения угрозы безопасности защищаемого лица ходатайствует об отмене мер безопасности.

Орган, осуществляющий меры безопасности, для избрания мер безопасности, предусмотренных пунктами 1 – 8 части 1 статьи 6 Федерального закона от 20 августа 2004 г.

№ 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», заключает с защищаемым лицом письменный договор, в котором определяются условия применения избираемой меры безопасности, а также права и обязанности органа, осуществляющего меры безопасности, и защищаемого лица при ее применении.

  • Кроме того, орган, осуществляющий меры безопасности, обеспечивает психологическое сопровождение защищаемого лица.
  • Какие меры безопасности могут быть применены в отношении участника уголовного судопроизводства?
  • В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» в отношении защищаемого лица могут применяться следующие меры безопасности:
  • личная охрана, охрана жилища и имущества;
  • выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
  • обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
  • переселение на другое место жительства;
  • замена документов;
  • изменение внешности;
  • изменение места работы (службы) или учебы;
  • временное помещение в безопасное место;
  • применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.
  • Меры безопасности, предусмотренные пунктами 4 – 7 части 1 статьи 6 Федерального закона, осуществляются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. 
  • Каков порядок принятия решения об отмене мер безопасности?
  • Меры безопасности отменяются в случае, если устранены основания их применения, если защищаемое лицо отказывается от заключения договора об условиях применения мер безопасности, правах и обязанностях сторон при их применении, либо если дальнейшее применение мер безопасности невозможно вследствие нарушения защищаемым лицом условий данного договора, а также по письменному заявлению защищаемого лица, направленному в орган, принявший решение об осуществлении государственной защиты.
  • Отмена мер безопасности допускается только по постановлению (определению) органа, принявшего решение об осуществлении государственной защиты, либо по постановлению (определению) органа, в производстве которого находится уголовное дело с неотмененным постановлением (определением) об осуществлении государственной защиты.
Читайте также:  Расчет провозной платы

Постановление (определение) об отмене мер безопасности может быть обжаловано в вышестоящий орган, прокурору или в суд. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 24 часов с момента ее подачи.

ПОВОДЫ, ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР

  • ЛЕКЦИЯ
  • По учебной дисциплине «Проблемы обеспечения безопасности
  • Частников уголовного процесса»
  • По теме № 5
  • «Основания и порядок осуществления мер безопасности»
  • по специальности 030501.65 Юриспруденция
  • Время – 2 часа
  • Лекция подготовлена преподавателем кафедры уголовного процесса

майором полиции кандидатом юридических наук И. В. Матвиенко

  1. Обсуждена и одобрена на
  2. заседании кафедры
  3. 6 марта 2012 г., протокол № 14
  4. УФА 2012

Цель лекции:рассмотреть первоначальный этап деятельности по обеспечению безопасности участников уголовного процесса. Раскрыть порядок деятельность по осуществлению мер безопасности и порядок дополнения, изменения и отмены мер безопасности.

Введение

Актуальность темы.Государственная защита участников уголовного судопроизводства в Российской Федерации осуществляется в строго установленной законодательством форме. Как одна из форм деятельности правоохранительных органов, ведущих борьбу с преступностью, государственная защита участников процесса имеет собственное содержание, свой порядок и этапы.

В настоящей лекции рассматриваются актуальные вопросы, связанные с основаниями и порядком осуществления государственной защиты участников уголовного судопроизводства.

Особое внимание уделяется рассмотрению начала данной деятельности, поскольку от своевременного, законного и обоснованного решения о применении мер безопасности и мер социальной поддержки зависит как успех и качество расследования, так и защита жизни и здоровья защищаемых лиц – участников процесса.

Теоретическая и практическая значимостьтемы лекции состоит в том, что органы предварительного следствия, прокуратуры и суда заинтересованы в надлежащем и эффективном применении мер безопасности в отношении свидетелей, потерпевших и других участников процесса при производстве по уголовному делу. Рассматриваемые вопросы в лекции и решаемые задачи позволят чётко сформировать представления о поводах и основаниях для применения мер безопасности, знать порядок деятельности по осуществлению мер безопасности и мер социальной поддержки. Показать положительный опыт практической деятельности по осуществлению отдельных мер безопасности. Тем самым подготовить сотрудников органов внутренних дел, обучающихся по следственной специализации, обеспечивать безопасность участников процесса в своей практической деятельности.

Связь темы лекции с другими темами и дисциплинами.Для лучшего осмысления положений лекционного материала следует обратиться к следующим дисциплинам: Проблемы обеспечения участников уголовного процесса (т. 2, 3); Уголовный процесс (т. 5, 14, 18); Оперативно-розыскная деятельность; Уголовное право.

Литература:

Основная:

45. ПРИМЕНЕНИЕ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ В ОТНОШЕНИИ ЗАЩИЩАЕМОГО ЛИЦА

  • 45. ПРИМЕНЕНИЕ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ В ОТНОШЕНИИ ЗАЩИЩАЕМОГО ЛИЦА
  • Поводом для применения мер безопасности в отношении защищаемого лица является: 1) заявление указанного лица; 2) обращение председателя суда, либо руководителя соответствующего правоохранительного или контролирующего органа, либо руководителя федерального органа государственной охраны, а также начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы; 3) получение органом, обеспечивающим безопасность, оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности указанного лица.
  • Основанием для применения мер безопасности является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемого лица.

Орган, обеспечивающий безопасность, получив заявление (обращение, информацию) о наличии угрозы безопасности защищаемого лица, обязан в срок не более трех суток принять решение о применении либо об отказе в применении в отношении указанного лица мер безопасности. В случаях, не терпящих отлагательства, меры безопасности применяются незамедлительно.

О принятом решении о применении мер безопасности органом, обеспечивающим безопасность, выносится мотивированное постановление с указанием конкретных мер безопасности и сроков их осуществления, о чем сообщается защищаемому лицу и председателю суда (руководителю соответствующего правоохранительного или контролирующего органа, руководителю федерального органа государственной охраны, начальнику учреждения или органа уголовно-исполнительной системы), обратившемуся с просьбой о применении мер безопасности в отношении указанного лица. При этом защищаемому лицу могут быть даны определенные предписания, соблюдение которых необходимо для его безопасности.

Порядок применения мер безопасности определяется федеральным законом и изданными в его исполнение нормативными правовыми актами. Указанные меры не должны ущемлять жилищных, трудовых, пенсионных и иных прав защищаемых и других лиц.

  1. При устранении угрозы безопасности защищаемого лица либо в случае возникновения иных оснований для отмены мер безопасности уполномоченным на это должностным лицом выносится соответствующее мотивированное постановление, которое объявляется защищаемому лицу.
  2. Защищаемое лицо, в отношении которого принято решение о применении мер безопасности, имеет право: знать о применяющихся в отношении его мерах безопасности; просить о применении или неприменении в отношении его конкретных мер безопасности; требовать от органа, обеспечивающего безопасность, применения в отношении его кроме осуществляемых иных мер безопасности, предусмотренных Законом об ОРД, или отмены каких-либо из осуществляемых мер и др.
  3. Защищаемое лицо обязано: выполнять законные требования органа, обеспечивающего безопасность; незамедлительно информировать указанный орган о каждом случае угрозы или противоправных действий в отношении его; не разглашать сведения о принимаемых в отношении его мерах безопасности без разрешения органа, осуществляющего эти меры и др.

Статья 4. Действие закона о правонарушениях в отношении лица и в пространстве (1) Правонарушение, совершенное на территории Республики Молдова, наказывается в соответствии с настоящим кодексом. (2) Правонарушение, совершенное за пределами территории Республики Молдова

Статья 169. Применение к международному таможенному транзиту правил, предусмотренных настоящим Кодексом в отношении внутреннего таможенного транзита

Статья 169.
Применение к международному таможенному транзиту правил, предусмотренных настоящим Кодексом в отношении внутреннего таможенного транзита
1. При международном таможенном транзите порядок выдачи таможенным органом разрешения на международный таможенный

Статья 246. Применение таможенного режима уничтожения в отношении товаров, уничтоженных вследствие аварии или действия непреодолимой силы

Статья 246.
Применение таможенного режима уничтожения в отношении товаров, уничтоженных вследствие аварии или действия непреодолимой силы
1. Таможенный режим уничтожения может применяться в отношении товаров, которые оказались уничтожены, безвозвратно утеряны либо

Статья 169. Применение к международному таможенному транзиту правил, предусмотренных настоящим Кодексом в отношении внутреннего таможенного транзита

Статья 169. Применение к международному таможенному транзиту правил, предусмотренных настоящим Кодексом в отношении внутреннего таможенного транзита
1. При международном таможенном транзите порядок выдачи таможенным органом разрешения на международный таможенный

Статья 246. Применение таможенного режима уничтожения в отношении товаров, уничтоженных вследствие аварии или действия непреодолимой силы

Статья 246. Применение таможенного режима уничтожения в отношении товаров, уничтоженных вследствие аварии или действия непреодолимой силы
1. Таможенный режим уничтожения может применяться в отношении товаров, которые оказались уничтожены, безвозвратно утеряны либо

Статья 311. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса

Статья 311. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса
1. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении

Статья 318. Применение насилия в отношении представителя власти

Статья 318. Применение насилия в отношении представителя власти
1. Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей

Статья 320. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа

Статья 320. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа
1. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или

Читайте также:  Отказ от защитника по материальным основаниям

Статья 311. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса

Статья 311.
Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса
1. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия,

Статья 318. Применение насилия в отношении представителя власти

Статья 318.
Применение насилия в отношении представителя власти
1. Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей

Статья 320. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа

Статья 320.
Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа
1. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или

СТАТЬЯ 169. Применение к международному таможенному транзиту правил, предусмотренных настоящим Кодексом в отношении внутреннего таможенного транзита

СТАТЬЯ 169. Применение к международному таможенному транзиту правил, предусмотренных настоящим Кодексом в отношении внутреннего таможенного транзита
1. При международном таможенном транзите порядок выдачи таможенным органом разрешения на международный таможенный

СТАТЬЯ 246. Применение таможенного режима уничтожения в отношении товаров, уничтоженных вследствие аварии или действия непреодолимой силы

СТАТЬЯ 246. Применение таможенного режима уничтожения в отношении товаров, уничтоженных вследствие аварии или действия непреодолимой силы
1. Таможенный режим уничтожения может применяться в отношении товаров, которые оказались уничтожены, безвозвратно утеряны либо

2. Применение насилия в отношении представителя власти

2. Применение насилия в отношении представителя власти
Объект преступления — установленный порядок деятельности правоохранительных и контролирующих органов, а также здоровье и телесная неприкосновенность их сотрудников и близких.Потерпевшим от преступления

Статья 380. Непринятие мер безопасности в отношении лиц, взятых под защиту

Статья 380. Непринятие мер безопасности в отношении лиц, взятых под защиту
Непринятие решения, несвоевременное принятие или принятие недостаточно обоснованных решений, а также непринятие, несвоевременное принятие достаточных мер для безопасности работников суда,

Статья 381. Разглашение сведений о мерах безопасности в отношении лица, взятого под защиту

Статья 381. Разглашение сведений о мерах безопасности в отношении лица, взятого под защиту
1. Разглашение сведений о мерах безопасности в отношении лица, взятого под защиту, должностным лицом, которое приняло решение об этих мерах, лицом, их осуществляющим, или должностным

Курс уголовного процесса

Основания и поводы применения мер безопасности к участникам следственных действий. В соответствии с ч. 3 ст.

11 УПК РФ основаниями применения мер безопасности, предусмотренных Кодексом, являются достаточные данные о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями.

Возможны два толкования приведенной нормы. При ее буквальном толковании применение мер безопасности возможно лишь при условии, что угрозы участникам судопроизводства уже высказываются, осуществляются. Это значит, что посткриминальное воздействие невозможно предотвратить, его можно лишь пресечь.

Пример: нельзя, исходя из буквального толкования ч. 3 ст. 11 УПК РФ, предотвратить угрозу убийством, можно лишь предотвратить само убийство. Однако угроза убийством либо иные угрозы уже высказаны и, возможно, достигли цели.

Другие негативные последствия применения буквального (текстового) толкования оснований применения мер безопасности:

  1. угроза, высказанная потерпевшему, свидетелю, означает, что данный участник судопроизводства стал известен тем, кто осуществляет посткриминальное воздействие, т.е. в этой ситуации уже невозможно применение такой меры безопасности, как предоставление потерпевшему, свидетелю псевдонима в соответствии с ч. 9 ст. 166 УПК РФ;
  2. следуя буквальному толкованию ч. 3 ст. 11 УПК РФ, невозможно применить меры безопасности даже при убийстве одного из свидетелей для защиты других, если в отношении них угрозы не высказываются;
  3. возможны случаи, когда лица, обладающие доказательственной информацией, испытывают обоснованный страх перед обвиняемым (подозреваемым) лишь потому, что он принадлежит к организованной преступной группе (далее — ОПГ) либо проживает с указанными лицами в одном населенном пункте и имеет репутацию человека, способного совершить новое преступление — в отношении тех, кто намерен изобличить его в прошлой преступной деятельности. В этих случаях и без высказываемых угроз велика вероятность того, что носители доказательственной информации не пойдут на сотрудничество со следствием. В то же время при буквальном толковании оснований применения мер безопасности последние не могут быть применены.

Вышеперечисленные проблемы решаются за счет расширительного толкования ч. 3 ст.

11 УПК РФ, в соответствии с которым меры безопасности применяются при наличии достаточных данных о том, что участникам судопроизводства и их близким не только угрожают, но и могут угрожать убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества, а также совершением иных деяний с целью заставить отказаться от осуществления уголовно-процессуальных прав и обязанностей либо из мести за их осуществление.

Среди угроз, квалифицированных в ч. 3 ст. 11 УПК РФ в качестве оснований применения мер безопасности, указана угроза «иного опасного противоправного деяния», однако в законодательстве нетопределения либо перечня таких деяний, поэтому указание на них в ч. 3 ст.

11 УПК РФ лишь дезориентирует в основаниях применения мер безопасности. При решении вопроса о наличии оснований для применения мер безопасности не надо пытаться понять ничего не значащую в рамках действующего законодательства фразу — «опасные противоправные деяния».

Следует, во-первых, учитывать, что посткриминальное воздействие может осуществляться в формах, не запрещенных УК РФ и иными законодательными актами; во-вторых, руководствоваться вышеизложенным расширительным толкованием оснований применения мер безопасности, что обеспечит предотвращение посткриминального воздействия, причем всех его форм.

Поводами для применения мер безопасности являются: 1) соответствующие ходатайства участников судопроизводства; 2) документы, содержащие результаты проведения контроля и записи телефонных и иных переговоров в порядке, предусмотренном ч. 2 ст.

186 УПК РФ; 3) иные материалы уголовного дела, содержащие сведения о возможном посткриминальном воздействии (например, характеристики подозреваемого, обвиняемого с места работы и жительства); 4) сообщения о возможном посткриминальном воздействии, поступающие к лицу, в производстве которого находится уголовное дело, из органов, осуществляющих ОРД.

Право ходатайствовать о применении мер безопасности, предусмотренных УПК, непосредственно указано только среди прав потерпевшего (п. 21 ч. 2 ст. 42) и свидетеля (п. 7 ч. 4 ст. 56). Тем не менее данным правом обладают все участники судопроизводства, поскольку, во-первых, в ч. 1 ст.

119 УПК РФ установлено право ходатайствовать о принятии процессуальных решений «обеспечивающих права и законные интересы» (т.е.

и решений о применении мер безопасности) не только для потерпевшего и свидетеля, но и для подозреваемого, обвиняемого, его защитника, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей; во-вторых, несмотря на то, что в ч. 1 ст.

119 УПК РФ не упомянуты специалист, переводчик, участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог, понятые, они также обладают данным правом, исходя из ч. 3 ст. 11 УПК РФ, которая гласит: меры безопасности применяются к потерпевшим, свидетелям и «иным» участникам судопроизводства.

При наличии соответствующих оснований и одного из вышеперечисленных поводов лицо, осуществляющее производство по делу, должно принять решение о применении необходимых мер безопасности независимо от того, заявлено ли участником судопроизводства ходатайство об их применении, так как указанное ходатайство является лишь одним из поводов для применения мер безопасности и не должно рассматриваться в качестве обязательного условия их применения.

Применение предусмотренных УПК РФ мер безопасности возможно при производстве по всем уголовным делам, т.е., во-первых, независимо от указанной в ст.

15 УК РФ категории преступления, в связи с которым возбуждено уголовное дело, и, во-вторых, независимо от того, является ли оно делом частного, частно-публичного или публичного обвинения.

Наряду с мерами безопасности, предусмотренными УПК РФ, при необходимости могут применяться меры безопасности, предусмотренные Федеральным законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (охрана защищаемого лица, выдача специальных средств индивидуальной защиты, временное помещение в безопасное место и другие меры безопасности, указанные в ст. 6, 13 и 14 данного Закона по основаниям, предусмотренным его ст. 16.