Полезное

Опубликование муниципальных актов

1 июня 2021 в 16:11

Опубликование муниципальных актов

Гражданин, ранее занимавший пост заместителя главы Администрации, обратился в суд с заявлением о признании недействительными положений решения районного совета о порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим.

В связи с внесёнными данным документом изменениями пенсия гражданина значительно уменьшилась — с 31 574 рублей до 3 423 рублей. Мужчину не устроил тот факт, что решение райсовета не было опубликовано по уставу муниципального образования.

Если следовать уставу, то документ должен быть опубликован в периодическом печатном издании «Сельская новь», чего сделано не было.

Суды отказывали в удовлетворении требований, указывая, что решение было обнародовано путём его размещения на стенде в районной библиотеке, а также на официальном сайте администрации района.

Неопубликование решения в газете, отмечают суды, обусловлено ограниченным бюджетом муниципалитета.

Также суды, рассматривая дело заявителя, пришли к выводу, что обнародование правового акта на стенде в библиотеке и на официальном сайте администрации будет достаточным для признания документа вступившим в силу. Всё это послужило основанием для обращения в Конституционный Суд.

Заявитель считает, что положения Решения райсовета противоречат ст. 15 (ч.3) Конституции РФ в той мере, в какой позволяют органам местного самоуправления не публиковать официально для всеобщего сведения муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Конституционный Суд напомнил о том, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования. При этом те из них, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут считаться вступившими в силу до их официального опубликования.

Официальным опубликованием считаются первая публикация полного текста правового акта в периодическом печатном издании или в сетевом издании. При этом в качестве сетевого издания может использоваться и официальный сайт администрации, но он должен быть зарегистрирован как СМИ.

  • Кроме того, КС РФ указал, тиражи изданий, в которых публикуются правовые акты, должны обеспечивать реальную возможность ознакомления населения с новым документом и не создавать условия, в которых для поиска необходимой информации будут приложены неоправданные усилия.
  • При этом в силу некоторых причин, в частности финансовых, учреждение печатного СМИ может быть несколько затруднено, как и дальнейшее обеспечение достаточного тиража издания, где публикуются правовые акты.
  • В связи с этим Конституционный Суд рекомендует законодателю урегулировать ряд важных вопросов, среди которых и вопрос об упрощенном механизме признания за официальными сайтами органов публичной власти статуса официального СМИ для дальнейшего опубликования правовых актов.

Обсуждаемые в Постановлении правовые акты, которые вступили в силу на момент вступления в силу или в течение двух лет после данного Постановления КС РФ, обнародованные без их официального опубликования в установленном уставом порядке, признаются действующими с момента их первоначального обнародования. Данные акты могут быть признаны судами недействующими в связи с нарушением порядка их опубликования, только если будет установлено, что лицам, чьи права и свободы затрагивают данные акты, не была обеспечена возможность ознакомиться с их содержанием.

  1. Читайте далее:
  2. Институт банкротства: нас ждёт большая реформа?
  3. Какие законы вступают в силу в июне?
  4. Госдума планирует упростить выезд детей за границу

Прокурор разъясняет — Прокуратура Свердловской области

Порядок официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов. Аппарат прокуратуры области

Разъясняет помощник прокурора области по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления области Булатова Л.В.

Официальное опубликование нормативного правового акта имеет важное значение, поскольку именно с этого момента правовые нормы вступают в силу и приобретают обязательный характер для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно частям 1 и 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.

2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

  • Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
  • Конкретный порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (часть 3 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ).
  • Сегодня органы местного самоуправления все чаще включают в порядок опубликования (обнародования) нормативных правовых актов официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, признавая обнародование муниципального нормативного правового акта путем его размещения на официальном сайте органа местного самоуправления достаточным для его вступления в силу.

Между тем, согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 27.05.2021 № 23-П, понятие «обнародование» — приводится как дополнение или пояснение к понятию «официальное опубликование», притом, что по своему содержанию эти категории не тождественны.

Конституция Российской Федерации разграничивает категории «опубликование» и «обнародование» и не допускает того, чтобы закон или иной нормативный правовой акт, затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступил бы в силу после обнародования отличным от официального опубликования способом.

  1. Нормы пункта 6 части 1 статьи 44, части 1 и 3 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ, рассматриваемые в системе правового регулирования, обязывая муниципальные образования в своих уставах определить порядок официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, не предполагают вступления таких актов в силу без их официального опубликования и при этом наделяют муниципальные образования полномочием самостоятельно предусмотреть в интересах граждан наряду с порядком официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов дополнительные способы их обнародования.
  2. При этом, Конституционный суд Российской Федерации возложил обязанность на органы местного самоуправления не позднее чем через два года с момента вступления в силу вышеуказанного Постановления внести изменения в уставы муниципальных образований, сообразуясь с правовыми позициями, выраженными в Постановлении, и обеспечить официальное опубликование муниципальных нормативных правовых актов впредь в соответствии с ними.
  3. Отдельно следует отметить особенность вступления в силу уставов муниципальных образований, муниципальных нормативных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, которые подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации в территориальных органах юстиции.

С 7 июня 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 08.12.2020 № 411-ФЗ         «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и статью 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно внесенным изменениям глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований уведомления о включении сведений об уставе муниципального образования, муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации, предусмотренного частью 6 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».

Ранее опубликование (обнародование) вышеуказанных нормативных правовых актов осуществлялось главой муниципального образования в течение семи дней со дня их поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

Прямая ссылка на материал
Поделиться

Разъясняет помощник прокурора области по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления области Булатова Л.В.

Официальное опубликование нормативного правового акта имеет важное значение, поскольку именно с этого момента правовые нормы вступают в силу и приобретают обязательный характер для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Читайте также:  Порядок применения 126н

Согласно частям 1 и 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.

2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

  • Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
  • Конкретный порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (часть 3 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ).
  • Сегодня органы местного самоуправления все чаще включают в порядок опубликования (обнародования) нормативных правовых актов официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, признавая обнародование муниципального нормативного правового акта путем его размещения на официальном сайте органа местного самоуправления достаточным для его вступления в силу.

Между тем, согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 27.05.2021 № 23-П, понятие «обнародование» — приводится как дополнение или пояснение к понятию «официальное опубликование», притом, что по своему содержанию эти категории не тождественны.

Конституция Российской Федерации разграничивает категории «опубликование» и «обнародование» и не допускает того, чтобы закон или иной нормативный правовой акт, затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступил бы в силу после обнародования отличным от официального опубликования способом.

  1. Нормы пункта 6 части 1 статьи 44, части 1 и 3 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ, рассматриваемые в системе правового регулирования, обязывая муниципальные образования в своих уставах определить порядок официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, не предполагают вступления таких актов в силу без их официального опубликования и при этом наделяют муниципальные образования полномочием самостоятельно предусмотреть в интересах граждан наряду с порядком официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов дополнительные способы их обнародования.
  2. При этом, Конституционный суд Российской Федерации возложил обязанность на органы местного самоуправления не позднее чем через два года с момента вступления в силу вышеуказанного Постановления внести изменения в уставы муниципальных образований, сообразуясь с правовыми позициями, выраженными в Постановлении, и обеспечить официальное опубликование муниципальных нормативных правовых актов впредь в соответствии с ними.
  3. Отдельно следует отметить особенность вступления в силу уставов муниципальных образований, муниципальных нормативных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, которые подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации в территориальных органах юстиции.

С 7 июня 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 08.12.2020 № 411-ФЗ         «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и статью 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно внесенным изменениям глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований уведомления о включении сведений об уставе муниципального образования, муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации, предусмотренного частью 6 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».

Ранее опубликование (обнародование) вышеуказанных нормативных правовых актов осуществлялось главой муниципального образования в течение семи дней со дня их поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

Кс разъяснил, как публиковать муниципальные акты — новости право.ру

Конституционный суд напомнил, что нормативные правовые акты, которые затрагивают права и обязанности граждан, вступают в силу только после опубликования.

При этом муниципальные органы самоуправления, возможности которых ограничены, могут публиковать их в Сети при соблюдении определенных условий или пользоваться помощью федерального центра.

Это следует из постановления, которое КС разместил 31 мая. 

История вопроса

В этом сюжете

Бывший замглавы администрации Свердловского района Орловской области Юрий Ефремов попытался обжаловать решение районного Совета народных депутатов о порядке перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим. Размер его пенсии из-за этих изменений значительно снизился. При этом Ефремов ссылался на то, что решение не было опубликовано в районной газете.

Но суды трех инстанций не приняли этот аргумент. Решение разместили на стенде в читальном зале Свердловской центральной районной библиотеки и на сайте администрации. По мнению судов, это дало заинтересованным лицам достаточно возможностей ознакомиться с изменениями. В местной газете решение публиковать не стали из-за нехватки бюджета.

Ефремов счел, что официальное опубликование таких актов в газете обязательно.

Он попытался оспорить положения устава Свердловского района Орловской области, которые позволяют размещать решения только на стенде, в рамках нового иска как незаконные.

Но суды сочли, что эти нормы не противоречат правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе ст. 44 и 47 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и не нарушают прав заявителя.

Тогда Ефремов обратился в КС, чтобы оспорить эти положения. По его мнению, спорная норма противоречит требованию Конституции об опубликовании для общего сведения любых нормативных актов, которые затрагивают права, свободы и обязанности гражданина.

Позиция КС

КС напомнил, что опубликование нормативных правовых актов направлено на соблюдение принципа правовой определенности. Благодаря ему действует презумпция, в силу которой незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение.

В то же время Конституция не определяет конкретный порядок опубликования правовых актов. Эти вопросы относятся к ведению органов публичной власти. 

Ранее в постановлении от 28 марта 2012 года № 8-П КС разъяснил, что к официальным изданиям для опубликования нормативно-правовых актов в современном медиа-пространстве относится и официальный интернет-портал правовой информации.

Эту позицию можно экстраполировать на официальные интернет-порталы муниципальных властей.

При этом такой портал должен быть зарегистрирован как СМИ, а в общедоступных местах региона (например, в здании органов местного самоуправления) должна быть возможность выйти в интернет.

Практика Верховный суд выбрал надлежащего ответчика

КС также указал, что понятия «обнародование» и «опубликование» не тождественны, и Основной закон не допускает вступления нормативных актов в силу иначе как после официального опубликования. Оспариваемые положения не противоречат этой норме прямо, отметил КС, но нуждаются в корректном толковании, чтобы не вступить с ней в конфликт.

Конституционный суд рекомендовал федеральному законодателю в кратчайшие сроки урегулировать вопросы использования интернета для официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов.

В частности, речь может идти о признании сайтов органов местного самоуправления СМИ в упрощенном порядке.

Федеральные органы власти также должны обеспечивать помощь местным властям, ресурсы которых ограничены, в исполнении требований Конституции об официальном опубликовании затрагивающих права и обязанности населения актов.

Органы местного самоуправления должны в течение двух лет внести изменения в уставы муниципальных образований в соответствии с позицией КС.

В течение этого срока обнародованные без официального опубликования муниципальные акты будут считаться вступившими в силу с момента обнародования.

Этот принцип не применяется, если суд установит, что у граждан и организаций, интересы которых затрагивает спорный акт, не было возможности с ним ознакомиться.

Поскольку в случае Ефремова суды уже установили, что он имел возможность ознакомиться со спорным решением при его обнародовании, судебные постановления не подлежат пересмотру.

Кс уточнил порядок вступления в силу муниципальных нпа

27 мая Конституционный Суд вынес Постановление № 23-П по делу о проверке конституционности п. 6 ч. 1 ст. 44, ч. 1 и 3 ст. 47 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, регламентирующих порядок официального опубликования (обнародования) нормативных правовых актов муниципалитетов.

Повод для обращения в КС и позиция заявителя

Бывший муниципальный служащий Юрий Ефремов обратился в Орловский областной суд с административным иском об оспаривании двух положений муниципального нормативного правового акта.

Читайте также:  План горных работ

Согласно НПА решение Свердловского районного Совета народных депутатов от 27 сентября 2018 г.

№ 18/136 о перерасчете пенсий за выслугу лет вступало в законную силу с момента его официального обнародования и распространяло свое действие на всех получателей такой пенсии.

В результате перерасчета размер получаемой Ефремовым пенсии уменьшился в 10 раз и составил 3,4 тыс. руб. Поводом для обжалования решения Совета послужило то, что оно не было опубликовано официально в газете Свердловского района «Сельская новь», вопреки положениям Закона об общих принципах организации местного самоуправления и Конституции.

Суды трех инстанций удовлетворили требования частично, признав недействующим п. 3 обжалуемого НПА в части слов «со дня вступления настоящего решения в силу», поскольку региональным законодательством предусмотрен перерасчет пенсии за выслугу лет в случае изменения порядка ее исчисления с первого числа месяца, следующего за месяцем такого изменения.

В остальной части иска было отказано в связи с тем, что спорный НПА был обнародован на стенде в читальном зале местной библиотеки, а также размещен на официальном сайте администрации Свердловского района и заинтересованные лица имели возможность ознакомиться с его содержанием. Отсутствие публикации акта в периодическом печатном издании «Сельская новь», подчеркнули суды, было обусловлено ограниченными бюджетными возможностями муниципального образования.

Считая официальное опубликование такого рода актов обязательным, Юрий Ефремов вновь обратился в суд с административным иском о признании частично недействующими ряда положений Устава Свердловского района Орловской области.

Согласно оспариваемым нормам муниципальные НПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, в течение 7 дней с момента их подписания подлежат официальному опубликованию (обнародованию) и вступают в силу после этого.

Под официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в газете Свердловского района «Сельская новь», для его официального опубликования (обнародования) органы местного самоуправления также вправе использовать сетевое издание.

В свою очередь, обнародование муниципального правового акта происходит путем его размещения на информационных стендах в здании администрации Свердловского района и размещения в Свердловской центральной районной библиотеке в течение 7 дней со дня его принятия, причем продолжительность размещения не может быть менее 10 дней.

Суды отказали в удовлетворении иска со ссылкой на то, что положения Устава не противоречат нормам Закона об общих принципах организации местного самоуправления, поэтому прав и законных интересов заявителя не нарушают.

В жалобе в Конституционный Суд Юрий Ефремов указал, что оспариваемые им законоположения позволяют органам местного самоуправления не публиковать официально для всеобщего сведения муниципальные НПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а потому не соответствуют Основному Закону государства.

КС не нашел несоответствия оспариваемых норм Конституции

Конституционный Суд напомнил, что конкретный порядок официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан; исключение составляют акты или их отдельные положения, содержащие сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Верховный Суд разъяснит порядок оспаривания НПАПленум ВС отправил на доработку соответствующий проект постановления, но эксперты прокомментировали для «АГ» его основные положения

Вместе с тем, подчеркнул КС, использование в этом законе понятия «обнародование», которое не тождественно термину «официальное опубликование», позволяет органам местного самоуправления и судам расценивать обнародование муниципального НПА, затрагивающего права, свободы и обязанности человека и гражданина, способом, отличным от официального опубликования в периодическом печатном издании, в качестве достаточного условия для вступления этого акта в силу. Аналогичного подхода, заметил Суд, придерживается и Пленум ВС РФ в своем Постановлении от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

Конституционный Суд пояснил, что оспариваемые нормы, обязывая муниципальные образования в своих уставах определить порядок официального опубликования (обнародования) муниципальных НПА, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, не предполагают вступления таких актов в силу без их официального опубликования и при этом наделяют муниципальные образования полномочием самостоятельно предусмотреть в интересах граждан наряду с порядком официального опубликования таких документов дополнительные способы их обнародования. «Для муниципальных образований, с учетом в том числе их многообразия, в силу объективных, в частности финансовых, причин, могут быть затруднительны учреждение печатного средства массовой информации, обеспечение достаточного тиража печатного издания, где публикуются муниципальные нормативные правовые акты, а также его распространение на территории муниципального образования», – отмечено в постановлении.

В связи с этим Конституционный Суд признал оспариваемые нормы не противоречащими Конституции, однако рекомендовал федеральному законодателю в кратчайшие сроки урегулировать вопросы использования для официального опубликования муниципальных НПА возможностей современного информационного пространства. В частности, отметил КС, для таких целей федеральный законодатель может решить вопрос об упрощенном механизме признания за официальными сайтами органов публичной власти статуса официального сетевого издания.

Суд добавил, что федеральные и региональные органы госвласти должны оказывать содействие муниципальным образованиям, ресурсы которых ограничены, в обеспечении официального опубликования муниципальных НПА.

В свою очередь органы местного самоуправления обязаны не позднее чем через два года с момента вступления в силу этого судебного акта скорректировать уставы муниципальных образований.

Муниципальные НПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступившие в силу на момент вступления в силу Постановления № 23-П и в течение двух лет после его вступления в силу (но не позднее внесения изменений в устав муниципального образования) и обнародованные без их официального опубликования в порядке, установленном уставом муниципального образования, признаются действующими с момента их первоначального обнародования.

«Данные акты могут быть признаны судами недействующими по мотиву нарушения порядка их опубликования, только если будет установлено, что населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивают данные акты, не была обеспечена возможность ознакомиться с их содержанием, а муниципальные нормативные правовые акты, которые вступят в силу в течение двух лет после вступления настоящего постановления в силу, – также в случае, если на момент вступления настоящего постановления в силу в муниципальном образовании определен источник официального опубликования муниципальных правовых актов, но они в нем не опубликованы», – подчеркнул Конституционный Суд и распорядился пересмотреть второе судебное разбирательство по делу заявителя.

Эксперты «АГ» высоко оценили выводы КС

Адвокат АП Архангельской области, к.ю.н. Владимир Цвиль отметил, что в условиях презумпции знания закона важно обеспечить максимальную доступность нормативного материала.

«В решении этой проблемы постановление КС РФ имеет важное значение, поскольку в нем перед законодателем и судебной властью ставится на вид различие обнародования и официального опубликования нормативных актов.

Соотношение этих категорий заключается в том, что обнародование закона (цель) достигается его официальным опубликованием (средство, способ), притом что качественные характеристики опубликования (реальная доступность для широкого круга лиц, информативность и удобство пользования информацией) являются ключевым вопросом, обусловливающим действие закона», – пояснил он.

По словам эксперта, стоит согласиться с выводами Суда о том, что в условиях современного развития информационной системы опубликование в официальном сетевом издании может являться достаточным и эффективным средством обнародования нормативных актов.

«При нормативной конкретизации этого вывода в контексте официального опубликования муниципальных правовых актов законодатель имеет достаточный выбор вариантов, но, скорее всего, законодатель пойдет по рекомендованному КС пути, упростив механизм признания за официальными сайтами органов публичной власти статуса официального сетевого издания», – убежден адвокат.

Владимир Цвиль добавил, что проблема обнародования нормативных актов шире, чем сама по себе возможность официального опубликования текстов нормативных актов в интернете. «Проблема также состоит в качественном уровне информативности и удобства пользования соответствующими электронными ресурсами.

В современных информационных условиях и при быстро меняющемся законодательстве опубликование нормативных актов посредством электронных ресурсов должно выражаться не только в первичном опубликовании их текстов, но и в доступном (простом, понятном и свободном) пользовании актуальной редакцией нормативного акта, а также в удобном системном поиске нормативного регулирования в нужный для каждого субъекта момент», – подчеркнул он.

Главный научный сотрудник Центра исследований проблем территориального управления и самоуправления Московского государственного областного университета, д.ю.н. Александр Чертков считает, что Конституционный Суд дал федеральному законодателю мягкую рекомендацию урегулировать вопросы официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов в условиях цифровизации.

«Ясно, что проблема все же существует, несмотря на признание всех норм законов соответствующими Конституции. Основная идея правовой позиции Суда связана с упрощением признания за официальными сайтами органов публичной власти статуса официального сетевого издания для целей официального опубликования муниципальных правовых актов.

Читайте также:  Пленум о применении трудового

Не только “бумага”, но и “цифра” становится официальным источником», – заметил он.

По словам эксперта, такое решение давно напрашивалось, так как фактически все юристы давно пользуются либо правовыми информационными системами, либо официальными сайтами для получения правовой информации, а не Собранием законодательства РФ и уж тем более не газетами типа «Сельская новь».

«И это фактическое положение вещей должно обрести юридическое оформление. Другое дело, что конкретный заявитель, особенно если он почтенного возраста, мог так и “не войти” в цифровую эпоху. Для таких граждан важно обнародование “в читальном зале библиотеки” и подобными способами. Важно, чтобы суды об этом не забывали.

Бумажные издания нормативных актов неизбежно уйдут в прошлое, но пока есть “не цифровые” граждане, государству необходимо искать компромисс между цифровизацией и бюджетной экономией на бумажных изданиях, с одной стороны, и необходимостью донести правовые нормы до заинтересованных лиц – с другой стороны.

Рассматриваемое решение Конституционного Суда как раз нацелено на поиск такого компромисса», – резюмировал Александр Чертков.

Общие принципы обнародования муниципальных правовых актов

Воронов, Г. Е. Общие принципы обнародования муниципальных правовых актов / Г. Е. Воронов, В. А. Власов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 38 (380). — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/archive/380/84075/ (дата обращения: 11.07.2023).



В данной статье автор, предпринял попытку научного анализа такого правового института, как муниципальные правовые акты. Особое внимание уделено вопросам правоприменения данных правовых норм в современном обществе.

Ключевые слова: правовые акты, муниципальный правовой акт, представительный орган, ненормативный правовой акт, Конституция Российской Федерации,регистр муниципальных нормативных правовых актов,нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования,правовые акты главы муниципального образования,правовые акты местной администрации, сход граждан.

В современном законодательстве, а именно в статье 2 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» даётся определение муниципального правового акта: «решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий……, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер» [3]. Итак, в этом определении содержится перечень лиц, которые имеют право на принятие муниципальных правовых актов. Оно оформляется документально, является публичным затрагивая права неограниченного круга лиц и обязательным к исполнению.

Как пишет М. А. Цыремпилова в своей диссертационной работе «Муниципальное правотворчество: процедурные проблемы конституционного правового регулирования (по материалам республики Бурятия)».

о делении правовых актов: «Общеизвестно деление правовых актов на нормативные и ненормативные. Данная классификация имеет практическое значение, т. к. позволяет установить, какие правила поведения имеют общеобязательный характер, какие применяются в индивидуальном порядке».

[15]. Иначе говоря, все муниципальные правовые акты можно разделить на две группы:

– нормативные правовые акты — акты, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования;

– ненормативные правовые акты (индивидуальные правовые акты, распорядительные документ) — акты, имеющие индивидуальный характер, направленные на реализацию (выполнение) норм, определенных муниципальными нормативными правовыми актами.

«Методическими рекомендациями по подготовке муниципальных нормативных правовых актов» (далее — Методические рекомендации) определяются, прежде всего, требования к их разработке [4].

Согласно указанным Методическим рекомендациям, разработка муниципальных правовых актов осуществляется, как депутатами представительного органа муниципального образования, так и главой муниципального образования; иными выборными органами местного самоуправления; главой местной администрации; органами территориального общественного самоуправления; инициативными группами граждан и иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.

Пунктом 6 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ устанавливается, что именно уставом муниципального образования определяются виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных актов [3].

Надо заметить, что не все муниципальные нормативные правовые акты вступают в силу в порядке, установленные уставом муниципального образования, так, например, нормативные правовые акты о налогах и сборах (представительных органов местного самоуправления), вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации [2].

При этом в уставе муниципального образования вполне может быть установлен общий срок вступления в силу муниципального правового акта по умолчанию (так например, на следующий день или через десять дней после опубликования для нормативных актов и с момента подписания для ненормативных актов), а также содержаться положение о том, что самим муниципальным правовым актом может быть установлен иной порядок его вступления в силу.

В соответствии со статьей 15 Конституцией Российской Федерации и частью 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.

2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу только после их официального опубликования (обнародования) [1]. По общему правилу любой муниципальный правовой акт действует бессрочно или в течение срока, установленного самим муниципальным правовым актом.

Согласно разделу II Методических рекомендаций, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования и подписанные главой муниципального образования, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) [4]. Также в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 44 и ч.

3 ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ ненормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в случаях, когда это предусмотрено законами (например, при назначении выборов), уставом муниципального образования или иными муниципальными нормативными правовыми актами [3].

Когда порядок официального опубликования (обнародования), устанавливается уставом, то он, прежде всего, должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом [4].

Также методическими рекомендациями по подготовке муниципальных нормативных правовых актов подробно рассматривается вопрос и подходы, что можно считать официальным опубликованием муниципального правового акта.

Так, например, данным документом установлено, что в понятие официального опубликования входят действия по «первой публикации полного текста правового акта со всеми приложениями в печатном издании, определенном муниципальными нормативными правовыми актами» [4].

Тем же документом допускается публикация нормативных правовых актов в нескольких номерах издания по частям, если текст имеет большой объем (при этом днем официального опубликования муниципального нормативного правового акта считается день выпуска номера издания или же день выпуска номера, в котором завершено опубликование нормативного правового акта).

Интересным является тот факт, что Методическими рекомендациями рекомендуется размещать электронные копии опубликованных муниципальных правовых актов на Интернет-сайтах муниципального образования или органа местного самоуправления.

При этом идёт уточнение, что муниципальные правовые акты должны быть с «указанием печатного издания, даты (месяца, года) и номера выпуска, в котором они были официально опубликованы» [4].

Тем не менее, размещение муниципальных правовых актов в Интернете не является официальным опубликованием.

Федеральный закон № 131-ФЗ в ст. 43.1 определяет, что все без исключения муниципальные нормативные правовые акты подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.

Организация и ведение регистра муниципальных нормативных правовых отражено в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» [7].

  • В соответствии с выше указанными законом и постановлением, ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов включает в себя следующие функции:
  • а) юридическую обработку муниципального нормативного правового акта и присвоение правовому акту номера государственной регистрации;
  • б) формирование реквизитов муниципального нормативного правового акта и заполнение полей карточек документа;
  • в) проведение юридической и антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта;
  • г) обработку дополнительных сведений, формирование их текстов в электронном виде;
  • д) формирование интегрированной базы данных регионального регистра [3] [7].
  • Направляемые главами муниципальных образований копии МНПА для включения в регистр на бумажном носителе должны быть заверены надлежащим образом, в соответствии с требованиями Приказа Росархива «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке инструкций по делопроизводству в государственных органах, органах местного самоуправления» (часть 22 «Отметка об электронной подписи» приложения № 3 «Правила оформления реквизитов документов в государственных органах, органах местного самоуправления» [9]).

Итак, мы с вами выяснили какие виды правовых актов издаются на муниципальном уровне, а также рассмотрели их регистрацию и требования к самому документу. Также выяснили, что обычные граждане имеют право принимать участие при принятии того или иного нормативного правового акта, путём схода граждан. Муниципальный правовой акт имеет огромное значение в жизни общества и государства.

Литература: