Создание следственной группы
Следователь
как самостоятельная процессуальная
фигура руководит при производстве
осмотра действиями всех присутствующих,
в том числе лицами, входящими в состав
следственно-оперативной группы (СОГ).
Правовой
основой образования и деятельности СОГ
следует считать соответствующие
положения уголовно-процессуального
законодательства и, в частности, положения
ч.2 ст.163 УПК РФ из которой следует, что
к работе следственной группы «могут
быть привлечены должностные лица
органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность».
-
Поэтому,
если в состав группы, созданной для
расследования преступления, помимо
следователя входят еще и сотрудники
оперативных аппаратов правоохранительных
органов или иные специалисты (например,
криминалисты, взрывотехники, аудиторы
и другие), такая группа именуется
следственно-оперативной группой (СОГ). -
Создание
и совместная деятельность в составе
СОГ является одной из наиболее эффективных
форм взаимодействия следователей с
органами дознания, правоохранительными
и иными государственными органами в
сфере предупреждения, пресечения и
расследования преступлений. -
Следственно-оперативная
группа (СОГ) представляет собой созданное
уполномоченными законом должностными
лицами единовременное (либо действующее
продолжительный период времени)
специальное функциональное образование
(группа должностных лиц), состоящее из
следователя (следователей), оперативного
сотрудника (сотрудников) правоохранительных
органов и иных специалистов, согласованно
применяющих предоставленные им
полномочия, силы, средства и методы в
сфере расследования преступлений.
Состав,
численность и продолжительность работы
СОГ законом не ограничиваются. Данные
параметры СОГ определяются в каждом
конкретном случае руководителями
следственных и иных правоохранительных
органов, принимающих решения о создании
СОГ, с учетом целей и задач, для решения
которых формируется та или иная
следственно-оперативная группа.
Создание
СОГ оформляется совместным решением
руководителя соответствующего
следственного органа и руководителя
правоохранительного органа соответствующего
уровня. Руководителем СОГ всегда
назначается один из следователей,
включенных в её состав, либо включенный
в её состав руководитель следственного
органа.
Процессуальные
полномочия руководителя СОГ и следователей,
работающих в ее составе, определяются
уголовно-процессуальным законодательством
и реализуются с учетом положений ст.
163 УПК РФ.
Например,
в соответствии с требованиями ч. 3 и ч.
4 ст. 163 УПК РФ, только руководитель СОГ
принимает к своему производству уголовное
дело о преступлении, для расследования
которого создана СОГ, и только он вправе
принять по данному уголовному делу
следующие решения:
- о выделении уголовного дела из основного производства;
- о прекращении уголовного дела;
- о приостановлении и возобновлении производства по делу;
- о привлечении соответствующего лица в качестве обвиняемого;
- о направлении обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства экспертизы;
- о возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока предварительного следствия;
- о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, требующих решения суда;
- о составлении постановления о направлении уголовного дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера;
- о составлении обвинительного заключения и направлении уголовного дела прокурору для последующего направления данного дела в суд.
-
Иные
должностные лица, входящие в состав СОГ
по конкретному уголовному делу
(следователи, оперативные сотрудники,
специалисты), не вправе принимать по
данному делу указанные процессуальные
решения. -
Входящие
в состав СОГ оперативные сотрудники и
иные специалисты действуют в рамках
закона и в пределах полномочий,
определяемых их процессуальным
положением, профессиональной компетенцией
и должностными функциональными
обязанностями, подчиняясь в вопросах
организации расследования руководителю
СОГ. -
В
различные исторические периоды в
деятельности по расследованию преступлений
участвовали СОГ различных типов,
например:
- дежурная следственно-оперативная группа;
- целевая следственно-оперативная группа;
- совместная следственно-оперативная группа (бригада);
- специализированная следственно-оперативная группа.
Дежурная
СОГ создавалась при дежурной части
соответствующего правоохранительного
органа. Продолжительность ее работы
составляла – 24 часа дежурных суток,
определяемых графиком дежурств
правоохранительного органа.
Основной
задачей дежурной СОГ было немедленное
уголовно-процессуальное и оперативное
реагирование на сообщения о преступлениях,
в том числе с выездом на место происшествия
и производством неотложных следственных
действий и оперативно-розыскных
мероприятий.
Целевая
СОГ создавалась для производства
расследования по конкретному уголовному
делу и действовала, как правило, до
завершения расследования.
Совместная
СОГ (бригада) создавалась в тех же целях,
что и целевая следственно-оперативная
группа, упомянутая выше, то есть для
производства расследования по конкретному
уголовному делу.
Совместную СОГ, на
практике, именовали «бригадой», чтобы
подчеркнуть, что в ее состав входят
следователи, оперативные сотрудники и
иные специалисты различных правоохранительных
органов.
Например, МВД, ФСБ, прокуратуры
и других министерств и ведомств.
Необходимость
создания такой совместной
следственно-оперативной группы (бригады)
возникала тогда, когда сложное и
многоэпизодное уголовное дело предполагало
расследование преступлений различной
подследственности, а также в тех случаях,
когда в процессе расследования
предполагалось использование результатов
оперативно-розыскной деятельности,
оперативных и технических возможностей
различных правоохранительных органов.
Специализированная
СОГ создавалась для расследования
отдельных категорий преступлений,
например, поджогов, криминальных взрывов,
серийных убийств и некоторых других.
В
настоящее время, в различных
правоохранительных органах практикуется
создание различных по составу и целевому
назначению следственно-оперативных
групп (СОГ). Разновидности этих СОГ и
организация их работы определяются
ведомственными правовыми актами
соответствующего правоохранительного
органа.
-
В
системе МВД России порядок создания
СОГ, их виды, организация их работы и
обеспечение их деятельности в настоящее
время определяется Положением об
организации взаимодействия подразделений
органов внутренних дел Российской
Федерации при раскрытии и расследовании
преступлений, утвержденным приказом
МВД России от 26 марта 2008 года. -
В
соответствии с данным правовым актом
в системе МВД России в настоящее
время предусмотрено создание СОГ двух
видов: -
дежурная
СОГ (создается из числа сотрудников,
осуществляющих дежурство в составе
суточного наряда, для выездов на места
происшествий); -
специализированная
СОГ (создается для расследования сложных,
многоэпизодных преступлений).
1.4.4. Производство предварительного следствия следственной группой
В следственной практике нередко возникает необходимость проведения по уголовному делу в ограниченные сроки значительного количества следственных и иных процессуальных действий, в том числе трудоемких, одновременно в разных местах, в отношении широкого круга участников судопроизводства, с чем один следователь успешно справиться не в состоянии. В таких случаях согласно ст. 163 УПК РФ производство предварительного следствия может быть поручено группе следователей. В качестве оснований создания следственной группы закон предусматривает сложность и большой объем уголовного дела.
Производство предварительного следствия по уголовному делу следственной группой позволяет обеспечивать сравнительно высокую эффективность расследования. В юридической литературе такой метод расследования именуется групповым или бригадным.
Инициатором создания следственной группы может быть руководитель следственного органа или следователь, принявший дело к производству, однако право принятия решения о производстве предварительного следствия групповым методом закон предоставляет только руководителю следственного органа.
Решение о производстве предварительного следствия следственной группой излагается в постановлении, где обязательно перечисляются все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, и указывается, кто из них назначается руководителем следственной группы.
Состав следственной группы объявляется подозреваемому, обвиняемому с разъяснением права заявить отвод любому из ее членов, что отражается непосредственно в постановлении о производстве предварительного следствия следственной группой. Об изменении состава следственной группы подозреваемый, обвиняемый ставится в известность. При этом целесообразно вынести отдельное постановление, составленное по аналогии с постановлением о создании следственной группы.
Следователь, назначенный руководителем следственной группы, принимает уголовное дело к своему производству и организует работу группы. С этого момента каждый следователь, включенный в состав следственной группы, вправе производить по уголовному делу предварительное следствие.
Руководитель следственной группы руководит действиями других следователей, в том числе определяет в зависимости от обстоятельств уголовного дела направления и объем производимой следователями работы.
Следователи в пределах отведенных им участков деятельности по уголовному делу полностью сохраняют свою процессуальную самостоятельность и несут всю ответственность за решения, принимаемые в соответствии с предоставленными полномочиями, ход и результаты выполняемых ими следственных действий.
Внутриорганизационные отношения между следователями, входящими в состав следственной группы, уголовно-процессуальный закон не определяет.
Конкретные обязанности каждого следователя и содержание работы по уголовному делу устанавливает следователь, назначенный руководителем следственной группы, который координирует деятельность участников следственной группы до завершения расследования.
Разногласия между членами следственной группы регулирует руководитель, между руководителем следственной группы и подчиненными ему следователями – руководитель следственного органа.
Руководитель следственной группы вправе лично производить следственные действия по находящемуся в его производстве уголовному делу и, как и члены следственной группы, участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями.
На руководителя следственной группы возлагается принятие наиболее важных процессуальных решений по уголовному делу, в том числе о выделении уголовных дел в отдельное производство, прекращении уголовного дела полностью или частично, привлечении лица в качестве обвиняемого и объеме предъявленного обвинения, направлении обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, за исключением предусмотренных п. 3 ч. 2 ст. 29 УПК РФ случаев, возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока предварительного следствия, а также возбуждении перед судом ходатайств об избрании меры пресечения, производстве следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных ч. 2 ст. 29 УПК РФ. Поскольку по многоэпизодным уголовным делам, с большим количеством подозреваемых, обвиняемых руководителю следственной группы довольно сложно единолично выполнять весь объем работы, на практике соответствующие решения для него в ряде случаев готовят следователи, что, разумеется, не снимает с руководителя следственной группы ответственности за принятие и реализацию таких решений.
В ходе предварительного следствия руководитель следственной группы при необходимости представляет материалы уголовного дела руководителю следственного органа для проверки и согласования принимаемых решений. Поручения руководителя следственного органа руководитель следственной группы исполняет непосредственно сам либо дает соответствующие указания членам следственной группы.
Руководитель следственной группы составляет обвинительное заключение либо выносит постановление о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему преступление, и направляет данное постановление с уголовным делом прокурору. Практикуется представление следователями руководителю следственной группы фрагментов обвинительного заключения соответственно участкам следственной работы.
При необходимости к работе следственной группы привлекаются должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Указанные должностные лица не входят в состав следственной группы и, соответственно, подозреваемому (обвиняемому) не объявляются.
Члены следственной группы уполномочены давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ.
Руководитель следственной группы организует взаимодействие следователей, действующих в составе следственной группы, и привлеченных к ее работе должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
На практике для раскрытия и расследования тяжких и особо тяжких преступлений создаются следственно-оперативные группы и постоянно действующие следственно-оперативные группы. Их образование и деятельность регулируются ведомственными нормативными актами правоохранительных органов.
Фактически следственно-оперативная группа представляет собой созданное для решения задачи раскрытия и расследования ряда или определенного вида преступлений объединение двух тесно взаимодействующих, но относительно самостоятельных групп юристов с различным процессуальным положением и компетенцией – следователей и оперативных работников, выделяемых органами дознания. Возглавляет следственно-оперативную группу всегда представитель органа предварительного следствия, он же координирует деятельность и взаимодействие членов следственно-оперативной группы, обеспечивает разграничение компетенции между ними.
Создание и функционирование различных следственно-оперативных групп позволяет повысить эффективность взаимодействия следователей с органами дознания за счет организации работы по единому плану, постоянного обмена информацией, имеющей значение для раскрытия и расследования преступлений, активизации оперативно-розыскной деятельности и использования ее результатов в производстве по уголовному делу, о чем более подробно излагается в разделе 3.2. Однако процессуальная деятельность следователей в составе следственно-оперативных групп остается неизменной, осуществляется согласно требованиям ст. ст. 38, 163 УПК РФ.
Закон не регламентирует процедуру прекращения деятельности следственной группы. По смыслу ст.
163 УПК РФ следственная группа перестает существовать после окончания предварительного следствия, которое завершается направлением прокурору уголовного дела с обвинительным заключением либо с постановлением о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера. Однако, как показывает следственная практика, не исключается расформирование следственной группы и до окончания предварительного следствия по уголовному делу, если в ней отпадает необходимость и успешно завершить расследование оказывается в состоянии отдельный следователь, который в соответствии с решением руководителя следственного органа принимает уголовное дело к своему производству.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Статья 163 УПК
Перейти к тексту УПК
UrlДополнительная информация:
- Следственная группа
- — ч.1 163 УПК следственная группа создается по сложным, объемным делам
- — ч.5 163 УПК члены группы действуют лично и участвуют в общих действиях
- Создание следственной группы
- — ч.2 163 УПК создает и изменяет группу руководитель СО
- — ч.2 163 УПК постановление о создании группы:
- — ч.2 163 УПК перечисляются все следователи, входящие в группу
- — ч.2 163 УПК указывается следователь руководитель группы
- — ч.2 163 УПК в группу могут входить оперативники
- — ч.2 163 УПК обвиняемому объявляется состав следственной группы
- Руководитель следственной группы
- — ч.3 163 УПК общие полномочия руководителя
- — ч.4 163 УПК специальные полномочия руководителя:
— п.1 ч.4 163 УПК выделение дела
— п.2 ч.4 163 УПК прекращение дела
— п.3 ч.4 163 УПК приостановление дела
— п.4 ч.4 163 УПК привлечение в качестве обвиняемого
— п.5 ч.4 163 УПК помещение стационар для экспертизы
— п.6 ч.4 163 УПК ходатайство о продлении срока следствия
— п.7 ч.4 163 УПК ходатайства о мере пресечения и действий из ч.2 29 УПК
- Статья 163 УПК. Производство предварительного следствия следственной группой
- 1) Производство предварительного следствия по уголовному делу может быть поручено следственной группе, в случае его:
- — сложности,
- — или большого объема,
- о чем выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела.
UrlДополнительная информация:
— п.1 ч.1 39 УПК полномочия по созданию группы у руководителя СО
- 2) Решение о производстве предварительного следствия следственной группой, об изменении ее состава принимает руководитель следственного органа.
- В постановлении должны быть:
- — перечислены все следователи, которым поручено производство предварительного следствия,
- — в том числе указывается, какой следователь назначается — руководителем следственной группы.
- К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
- Состав следственной группы объявляется подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему.
- 3) Руководитель следственной группы:
Url
Дополнительная информация:
- — ч.1 156 УПК принятие к производству в постановлении о возбуждении дела
- — ч.2 156 УПК по уже возбужденному делу отдельное постановление о принятии
- Принятие дела к производству
- Принятие дела следователем к производству, обязательный этап уголовного дела
- — принимает уголовное дело к своему производству,
- — организует работу следственной группы,
- — руководит действиями других следователей,
- — составляет обвинительное заключение либо выносит постановление о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему преступление, и направляет данное постановление вместе с уголовным делом прокурору.
- 4) Руководитель следственной группы принимает решения о:
- 1). выделении уголовных дел в отдельное производство в порядке, установленном 153 — 155 УПК;
Url
Дополнительная информация:
- — 212 УПК основания прекращения дела на стадии следствия
- 2). прекращении уголовного дела полностью или частично;
Url
Дополнительная информация:
- — 208 УПК приостановление следствия
- 3). приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу;
Url
Дополнительная информация:
- — 171 УПК привлечение в качестве обвиняемого
- 4). привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявленного ему обвинения;
Url
Дополнительная информация:
— 203 УПК помещение в стационар для производства экспертизы
5). направлении обвиняемого в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных п.3 ч.2 29 УПК;
Url
Дополнительная информация:
- — ч.4 162 УПК продление срока следствия руководителем СО (на 3 месяца)
- 6). возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока предварительного следствия;
Url
Дополнительная информация:
Только руководитель следственной группы
— п.7 ч.4 163 УПК ходатайства о мере пресечения — только руководитель группы
— п.2 Пленума № 19 право ходатайства — только у руководителя группы
— п.24 Пленума N 41 заключение под стражу — только руководителем группы
7). возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных ч.2 29 УПК.
- 5) Руководитель и члены следственной группы вправе:
- — участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями,
- — лично производить следственные действия,
- — и принимать решения по уголовному делу в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом.
- Вернуться к тексту УПК
Обратиться за консультацией
Вернуться
Информация Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Единоличное ведение расследования. Следственная группа
По общему правилу предварительное расследование осуществляется одним дознавателем, следователем, который возбудил уголовное дело и принял его к своему производству или которому прокурор, начальник органа дознания поручил производство предварительного расследования. В последнем случае дознаватель, следователь должен вынести постановление о принятии дела к своему производству и незамедлительно приступить к его расследованию.
Дознаватель, следователь, в производстве которого находится уголовное дело, персонально отвечает за своевременное и полное его расследование: самостоятельно принимает по нему все процессуальные решения, за исключением случаев, когда требуется санкция прокурора или разрешение суда.
Без отдельного поручения следователя, в производстве которого находится уголовное дело, ни другой следователь, ни орган дознания не вправе принимать какие-либо решения, производить следственные или иные процессуальные действия.
Исключение сделано только для осуществляющего надзор или вышестоящего прокурора.
Не нарушается этот принцип и при производстве предварительного следствия следственной группой[123]. И в этом случае за все расследование в целом отвечает руководитель следственной группы.
Руководитель следственной группы назначается прокурором или начальником следственного отдела, принявшим решение о производстве предварительного следствия следственной группой.
В соответствии с чч. 3 и 4 ст.
163 УПК РФ руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, организует работу следственной группы, руководит действиями других следователей, составляет обвинительное заключение либо выносит постановление о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему преступление, и направляет данное постановление вместе с уголовным делом прокурору.
- Руководитель следственной группы принимает решения:
- 1) о выделении уголовных дел в отдельное производство;
- 2) о прекращении уголовного дела полностью или частично;
- 3) о приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу;
- 4) о привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения;
- 5) о направлении обвиняемого, находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства, соответственно, судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;
- 6) о возбуждении перед прокурором ходатайства о продлении срока предварительного следствия;
7) о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных ч. 2 ст. 29 УПК РФ.
Руководитель следственной группы вправе принимать и любые другие решения по уголовному делу, поскольку оно находится в его производстве. Он вправе также производить любые следственные действия или участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями.
Члены следственной группы вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями, лично производить следственные действия и принимать решения по уголовному делу за исключением тех, которые относятся к компетенции руководителя следственной группы.[124]
Порядок образования следственной группы установлен чч. 1 и 2 ст. 163 УПК РФ. Следственная группа образуется, когда уголовное дело сложное или большого объема.
Как обоснованно отмечается в комментарии к УПК РФ, «под большим объемом как одним из оснований принятия решения о создании следственной группы понимается необходимость производства по уголовному делу значительного числа следственных действий, выполнить которые в установленный законом срок один следователь явно не в состоянии.
Сложным уголовное дело может быть признано при наличии таких характеризующих его факторов, как многоэпизодность расследуемых преступных деяний, многообъектность, большое число обвиняемых, значительное количество версий, подлежащих проверке, и некоторых других обстоятельств»[125].
О создании следственной группы выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела (когда уголовное дело возбуждает прокурор).
Решение о производстве предварительного следствия следственной группой, об изменении ее состава принимает прокурор либо начальник следственного отдела. В постановлении должны быть перечислены все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, в том числе указывается, какой следователь назначается руководителем следственной группы.
Состав следственной группы объявляется подозреваемому, обвиняемому, которые вправе по основаниям и в порядке, установленном ст.ст. 61, 62, 67 УПК РФ, заявить отводы. Отводы также вправе заявить каждому следователю, входящему в следственную группу, законный представитель, защитник, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик или их представитель.
К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ч. 2 ст. 163 УПК РФ).
Во многих случаях для успешного достижения целей уголовного процесса по уголовным делам необходимо хорошо организованное взаимодействие между следователем (следователями) и органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Такое взаимодействие легче реализуется в том случае, если следователь и работники органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, объединены в группу, сплоченную общими интересами, общей деятельностью и т.д.
Практика знает несколько форм такого объединения. Одна из них – это постоянные следственно-оперативные группы. Впервые такие группы были созданы в 1995 г.
при прокуратурах 12 регионов для обеспечения квалифицированного и оперативного расследования уголовных дел о бандитизме и наиболее тяжких преступлениях против личности.
В эти группы были включены: следователи прокуратуры и ОВД, работники органов дознания, сотрудники оперативно-розыскных органов и прокуроры-криминалисты. Возглавили их следователи прокуратуры по особо важным делам. Создавались такие группы приказами прокурора субъекта РФ, согласованными с начальником УВД[126].
В настоящее время такие (по строению) группы действуют в большинстве регионов РФ.
Материалы об их работе по указанию руководства Генеральной прокуратуры РФ накапливаются и систематически анализируются отделом криминалистики Главного следственного управления для распространения положительного опыта. Поступающие в рабочую группу с мест материалы подтверждают эффективность такой организационной формы совместной работы.
Другим возможным вариантом организации взаимодействия следователя и органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, является создание следственно-оперативных групп (бригад) для расследования одного уголовного дела (временные оперативно-следственные группы).
Создание и деятельность таких групп, к сожалению, не урегулированы УПК РФ.
На практике постановление о создании следственно-оперативной группы выносится, в зависимости от ведомственной принадлежности следователей, входящих в ее состав, либо прокурором, либо начальником соответствующего органа внутренних дел с указанием входящих в группу следователей. Вопрос же о включении в группу конкретных оперативных сотрудников решается на основании приказа соответствующего начальника органа внутренних дел или Федеральной службы безопасности.
При этом следует руководствоваться совместным приказом Генерального прокурора, МВД, ФСБ России от 22 мая 1995 г. № 32/199/73/278.
«Об утверждении Положения о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп» и приказом МВД России № 334 от 20 июня 1996 г.
«Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений».
Конечно, следовало бы в УПК предусмотреть возможность создания не только следственных, но и оперативно-следственных групп. Оперативные работники, являющиеся членами следственно-оперативной группы, могут совершать следственные действия по делу только при наличии письменного поручения следователя.
Основными же задачами привлеченных к работе следственной группы должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, являются: оперативное обеспечение работы следователя; оперативно-розыскные мероприятия; обеспечение безопасности следователей и других участников судопроизводства; оказание помощи при проведении конкретных следственных действий и др.
Следственно-оперативная группа как форма взаимодействия: проблемы правового регулирования
Расследование преступления представляет собой процесс, включающий в себя различные формы взаимодействия между следственными органами и другими участниками уголовного процесса. Наиболее эффективной формой взаимодействия при раскрытии и расследовании преступлений большинство современных процессуалистов признает следственно-оперативную группу.
Несмотря на очевидную эффективность данной организационной формы взаимодействия, анализ действующего уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, подзаконных нормативных правовых актов показывает, что в условиях новейшего времени не все позитивные аспекты исторического опыта группового метода расследования преступлений оказались востребованными.
Ключевые слова: следственно-оперативная группа, планирование следственных действий, формы взаимодействия, раскрытие и расследование преступлений, организация деятельности следователя.
The investigation of the crime is a process that involves different forms of interaction between the investigating authorities and other participants of the criminal process. The most effective form of interaction with the detection and investigation of crimes, the majority of modern procedural law scholars recognizes investigative team.
Despite the obvious effectiveness of this organizational form of interaction, analysis of the current criminal procedural legislation of the Russian Federation, normative legal acts shows that in the conditions of modern times, not all the positive aspects of the historical experience of the group method of crime investigation was demanded.
Keywords:Investigative team, planning investigations, communication, disclosure and investigation of crimes, the organization of activities of the investigator.
Расследование любого преступления представляет собой процесс познания, включающий в себя различные формы взаимодействия между следователем (дознавателем) и иными участниками уголовного процесса.
Наиболее эффективной и перспективной формой взаимодействия сотрудников оперативных подразделений и следователей при раскрытии и расследовании преступлений большинство современных процессуалистов небезосновательно признает следственно-оперативную группу (далее — СОГ). К примеру, Е. А.
Травкин отмечает, что СОГ — это наиболее оптимальная организация взаимодействия субъектов раскрытия и расследования преступлений [7, с. 275].
- На наш взгляд, под следственно-оперативной группой следует понимать основанное на законе и иных нормативных правовых актах временное организационное формирование, состоящее из следователя (следователей), сотрудников оперативных органов и иных специалистов, возглавляемое следователем и создаваемое для оптимальной организации деятельности по раскрытию и расследованию преступлений.
- Указ Президента РФ № 567 [8] относит создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений к одной из форм координации деятельности правоохранительных органов, которая в соответствии с Указом должна осуществляться на основе следующих принципов:
- — соблюдения законности;
- — равенства всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий;
- — самостоятельности каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему законодательством Российской Федерации полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведении мероприятий;
- — гласности в той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о защите прав и свобод человека и гражданина, о государственной и иной охраняемой законом тайне;
- — ответственности руководителя каждого правоохранительного органа за выполнение согласованных решений.
СОГ — это достаточно сложная форма взаимодействия.
Основанием для создания СОГ является сложность, объемность и особая общественная значимость уголовного дела, не позволяющая одному следователю успешно и своевременно расследовать его, а поводом — многоэпизодность фактов преступной деятельности, возникновение необходимости в осуществлении множества следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые требуют задействования значительных и разнообразных по своим возможностям сил, методов и средств [7, c. 276].
Частично уголовно-процессуальное обеспечение функционирования СОГ нашло отражение (однако, лишь косвенное) в ст. 38, 157, 163, 164, 210 УПК РФ [5,С. 33].
Д. А. Сотников называет среди достоинств СОГ:
1) в состав СОГ входят (по нашему мнению, как минимум должны входить, это идеал, к которому нужно стремиться) только опытные (а не просто дежурные) сотрудники;
2) возможность составления совместных планов следственных и оперативно-розыскных мероприятий;
3) оперативный работник может одновременно с осмотром места происшествия проводить оперативно-розыскные мероприятия [6, с. 15].
Действительно, что касается п.
2 и 3, то своевременное и умелое планирование позволяет проработать основные направления раскрытия и расследования преступлений, определить тактику и последовательность производства следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий и организационных мероприятий; эффективно использовать требующиеся силы, средства и время для выполнения определенного объема оперативной и следственной работы; обеспечить планируемые следственные действия, оперативно-розыскные мероприятия и организационные мероприятия соответствующей документацией.
Таким образом, на наш взгляд, работа СОГ требует четкой организации, постоянного планирования деятельности в целом и каждого члена СОГ в отдельности, определения объема и направлений взаимного информирования участников [1, с. 3–4].
Несмотря на очевидную эффективность данной организационной формы взаимодействия сотрудников следственных и оперативных органов, анализ действующего уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, новейших подзаконных нормативных правовых актов Следственного комитета Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и ряда других правоохранительных ведомств показывает, что в условиях новейшего времени не все позитивные аспекты исторического опыта группового метода расследования преступлений оказались востребованными. Свидетельство тому — порядок создания следственной группы, рекомендованный законодателем в ст. 163 УПК РФ. Нетрудно убедиться, что в рассматриваемой норме игнорируется вопрос о правовом оформлении следственно-оперативной группы. Как известно, правильное определение количественного и качественного состава следственно-оперативной группы, фиксируемое в постановлении о ее создании, зависит от объема прогнозируемой по уголовному делу работы, а пределы ее полномочий достаточно велики: она правомочна производить одно, но сложное (трудоемкое) следственное действие (например, осмотр места происшествия), а в ряде случаев — осуществлять предварительное следствие в полном объеме [4, с. 6]. Таким образом, следственно-оперативная группа имеет право производить расследование лишь в том случае, когда ее полномочия надлежащим образом отражены в материалах уголовного дела, т. е. когда ей придан особый правовой статус, ныне игнорируемый и ст. 163 УПК РФ, и специальными директивами МВД России.
Каким же образом должно происходить правильное правовое оформление создания следственно-оперативной группы? Во-первых, нужно отметить, что из анализа ст.
163 УПК РФ следует, что руководитель следственного органа, обладающий по закону процессуальными правами на создание следственной группы, не имеет достаточных полномочий на формирование следственно-оперативной группы.
Между тем в ходе расследования дела может возникнуть потребность в вызове к месту работы не только следователей, но и сотрудников других подразделений, распределении между ними обязанностей, определении срока деятельности, обеспечении жильем, транспортом, служебным помещением и т. п.
Казалось бы, все эти относящиеся к компетенции начальника ОВД (полиции) вопросы могли бы быть разрешены административно-распорядительным актом (приказом) данного должностного лица.
Однако, с одной стороны, начальник ОВД (полиции) также не обладает в полной мере необходимым объемом процессуальных и административных прав, а с другой — приказ является административно-распорядительным актом, который может быть приемлем лишь для создания постоянно действующей следственно-оперативной группы на длительный период совместной работы одних и тех же следователей и оперативных работников по расследованию множества уголовных дел о преступлениях определенного вида. Он не может рассматриваться в качестве процессуального документа, оправдывающего участие оперативных уполномоченных — членов следственно-оперативной группы в производстве предварительного следствия по каждому конкретному уголовному делу, взятому в отдельности. Если же следственно-оперативную группу оформлять совместным решением руководителей следственного органа и ОВД (полиции) в форме постановления, следует признать, что такой порядок не сочетается с главной идеей реорганизации следственных органов — обеспечением процессуальной независимости следователей. Таким образом, процессуальным основанием для участия в расследовании тяжких и особо тяжких преступлений (сложных или больших по объему уголовных дел — по терминологии законодателя [4, с. 6–7]) нескольких следователей и оперативных работников приказ признан быть не может, так как требуется соответствующее процессуальное решение.
С учетом выше изложенного, нам представляется целесообразным оформлять решение о создании следственно-оперативной группы постановлением руководителя следственного органа (его заместителя) либо следователя, назначаемого ее руководителем, выносимым на основании приказа начальника ОВД (полиции) о выделении в ее состав конкретно определенных оперативных сотрудников.
При этом, представляется, что такое решение нельзя трактовать как ограничение процессуальной самостоятельности следователя, поскольку иное логическое обоснование процессуального оформления вряд ли возможно, а следователь (иное должностное лицо следственного органа) никакими административно-распорядительными правомочиями в отношении сотрудников ОВД (полиции) не обладает. Постановление же о создании следственно-оперативной группы следует расценивать в качестве процессуального документа, отражающего два взаимодополняющих друг друга решения: первое и основное — о создании следственной группы, второе — о поручении оперативным работникам ОВД (полиции) оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий на всем протяжении расследования.
Еще одной проблемой в деятельности СОГ, как показывает практика, является то, что именно взаимодействие следователя с оперативными службами является слабым звеном в организации расследования преступлений.
Специалисты отмечают, что нередко именно из-за слабой организации взаимодействия, в том числе в рамках СОГ, преступления остаются нераскрытыми [2, с. 31].
В частности, пока несовершенна система взаимного обмена информацией, наблюдается несогласованность при производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Следователи нерешительно, с неоправданным недоверием относятся к оперативно-розыскной информации при планировании и производстве расследования, а оперативные сотрудники не всегда своевременно и качественно выполняют их поручения о производстве розыскных и отдельных следственных действий по уголовным делам. Указанные недостатки в деятельности СОГ в значительной мере являются результатом упущений в организации их работы [9, с. 599].
Не лучшим образом на состояние, а соответственно, и результаты взаимодействия следователей с оперативными аппаратами влияет и, мягко говоря, противоречивая правовая регламентация использования данных оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания (зачем стараться, если по закону (ст. 89 УПК РФ) в процессе доказывания «запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК РФ»).
Весьма деликатным, если не сказать проблемным, является вопрос реализации на практике расследования преступлений руководящей роли следователя.
В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством следователь руководит СОГ, принимает процессуальные решения по уголовному делу, дает поручения органу дознания, в стадии предварительного следствия он наделен правом проверки и оценки результатов как отдельных действий, так и общих результатов взаимодействия.
Таким образом, следователь призван выполнить две функции — процессуальную и организационную. Однако практическая реализация этих функций следователя подвержена влиянию множества объективных и субъективных факторов.
Некоторые следователи демонстративно подчеркивают свое процессуально определенное превосходство над другими членами СОГ, порой не считаясь с их возрастом и опытом. А оперативные работники, в свою очередь, часто проявляют откровенно нигилистический настрой — следственная группа, пусть она и расследует.
Между тем, юридически следователь не является руководителем для сотрудников оперативных подразделений, входящих в состав СОГ. Они не находятся по отношению к нему в служебной зависимости. Хотя для лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в составе СОГ, складывается ситуация как бы «двойного» подчинения.
При этом их официальное «участие» в СОГ не снимает с них ответственности за выполнение других возложенных на них обязанностей по должности, что создает бесконечные накладки в организации их работы и как следствие — в ее результативности.
Работа под «двойным» контролем неминуемо приводит к потере качества работы, а в конечном счете — к внутриколлективным конфликтам, в условиях которых, безусловно, снижается эффективность работы СОГ.
Однако, несмотря на это практика расследования преступлений доказывает эффективность функционирования СОГ, такая форма взаимодействия позволяет привлекать к расследованию преступлений наиболее квалифицированных работников, что не всегда удается при организации «разового» взаимодействия следователя и оперативных служб; создавать лучшие условия для обеспечения взаимопонимании между членами группы. Это способствует более активному и умелому использованию научно-технических средств, оперативной проверке нескольких версий, а при необходимости — концентрации усилий группы на решающем участке [7, с. 277–278].
С нашей точки зрения, следственно-оперативная группа представляет собой уникальную форму взаимодействия следователей и сотрудников оперативных подразделений, создаваемую для раскрытия и расследования преступлений особой важности, которая предполагает «наличие индивидуальных и упрощенных правил совместной деятельности ее членов» [3, с. 129].
В связи с этим мы считаем необходимым предусмотреть в УПК РФ возможность создания не только следственных, но и следственно-оперативных групп; определить порядок их создания, регламентировать состав (в особенности должен быть единообразно решен вопрос о руководителе всей группы) и деятельность СОГ.
Литература:
1. Багмет А. М. Планирование как одна из форм не процессуального взаимодействия следователей с органами дознания при раскрытии и расследовании массовых беспорядков // Российский следователь. — 2012. — № 6. — С. 3–4.
2. Косимов О. А. Проблемы взаимодействия следователя с органами дознания на стадии возбуждения уголовного дела по материалам оперативно-розыскной деятельности // Российский следователь. — 2011. — № 12. — С. 31.
3. Кучкина В. Г. Участие сотрудников оперативных подразделений в следственно-оперативных группах: теоретические и практические аспекты// Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2012. — № 19. — С. 129.
4. Мириев Б. А. оглы. Отдельные вопросы организации и деятельности следственно-оперативных групп // Российский следователь. — 2011. — № 18. — С. 6.
5. Можаева И. П. О правовом обеспечении деятельности следственно-оперативных групп // Российский следователь. — 2011. — № 16. — С. 33.
6. Сотников Д. А. Особенности взаимодействия следователя и органов, осуществляющих оперативно — розыскную деятельность на стадии возбуждения уголовного дела по преступлениям, совершённым молодежными преступными группами по мотиву расовой и национальной ненависти// Российский следователь. — 2013. — № 17. — С. 15.
7. Травкин Е. А. О совершенствовании взаимодействия в форме следственно-оперативных групп // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2009. — № 2–2. — С. 275.