Ответственность

Сохранение культурного наследия

Практически во всех городах России сотни тысяч исторических зданий, скульптур, объектов культуры нуждаются в восстановительных работах. Многие из них могут быть адаптированы для эксплуатации в современных реалиях.

Для решения поставленных задач государство обеспечивает реализацию производственных операций, направленных на сохранение целостности и достойного внешнего образа объектов культурного наследия.

Это работы, которые призваны обеспечить целостность художественного и структурного образа памятника.

Базовые виды работ на исторических памятниках, особенности деятельности по сохранению объектов культурного наследия

Для защиты ценных культурно-исторических зданий, скульптур и сооружений от разрушения специалисты выполняют комплекс разнонаправленных мероприятий – от визуального осмотра до воссоздания утерянных элементов. Целесообразность конкретной операции и стратегия действий зависит от текущего состояния объекта.

Сохранение культурного наследия

Виды работ по сохранению исторических памятников отличаются содержанием производственных операций, но все они направлены на поддержание целостности и первоначальных художественных образов объектов культурного наследия. Четыре основополагающих направления деятельности:

  1. Ремонт – мероприятия, направленные на поддержание эксплуатационных свойств архитектурного памятника с сохранением его особенностей.
  2. Консервация – комплекс операций по укреплению элементов и защите памятника от негативных внешних факторов. Важное условие проведения работ – сохранность облика.
  3. Реставрация – операции, направленные на сохранение исторической ценности и улучшение облика объекта, в том числе доведение до экспозиционного внешнего вида.
  4. Приспособление для применения в современном мире – комплекс производственных работ, которые помогают адаптировать историческое здание для эксплуатации в текущих условиях.

На одном историко-культурном памятнике может проводиться несколько категорий работ. Например, перед реставрацией специалисты обязаны провести консервацию.

Как должно быть организовано проведение работ по сохранению объектов культурного наследия

Все реализуемые мероприятия направлены на решение единственной задачи – замедлить процессы ухудшения эксплуатационных свойств строительных конструкций, восстановить художественный образ и сберечь ценность памятника. Проведение работ по сохранению объектов культурного наследия должно полностью соответствовать законодательным требованиям.

Реставрационно-ремонтные мероприятия: принципы проведения, этапы и особенности

При реставрации любого объекта исторического и культурного наследия следует руководствоваться важным правилом: необходимо использовать материалы и технологии, которые не искажают первоначальную задумку автора произведения, его художественны        й и структурный образ. Выбранные методы не должны создавать препятствий для последующих восстановительных и ремонтных работ.

Пять базовых стадий проведения реставрационных мероприятий:

  1. Предварительный визуальный осмотр и детальное обследование для оценки степени сохранности объекта. Сбор сведений для оформления проекта.
  2. Реализация противоаварийных мероприятий.
  3. Дополнительное обследование памятника, создание проектно-научной документации.
  4. Консервация памятника.
  5. Реставрация памятника, включающая в себя воссоздание подлинного образа и доведение до экспозиционного внешнего вида.

Сохранение культурного наследия

Второй этап необходим, если объект находится в аварийном состоянии, когда памятнику грозит полное или частичное физическое разрушение: обильная осыпь краски, деструкция основы, опадение грунта. В остальных случаях данную стадию пропускают.

Правила создания проектной документации

Перед началом реставрационных мероприятий необходимо разработать проектно-научную документацию согласно техническому заданию. В нее разрешено вносить корректировки в процессе реализации производственных операций, если это положительно отразиться на итоговом результате.

Особенности и принципы оформления проектно-научной документации:

  1. Документ разрабатывается для отдельных операций или весь комплекс мероприятий.
  2. Проект должен отвечать государственным стандартам, нормам закона и обеспечивать сохранность ценных архитектурных памятников и исторических сооружений.
  3. Заказчик должен предоставить исполнителю полный перечень сведений, необходимый для реализации эффективных ремонтно-реставрационных мероприятий.
  4. При создании проекта подрядная организация обязана помнить, что во время реставрационных операций должен быть полностью сохранен образ здания, скульптуры, живописи историко-культурного наследия.
  5. Прочностные параметры и устойчивость строительных конструкций должны соответствовать установленным требованиям и отвечать стандартам безопасности.
  6. Выбранные технологии, методики и материалы для реставрационно-ремонтных операций должны гарантировать сохранность подлинности ценного историко-культурного объекта.

К общим правилам разработки проекта можно отнести требование по соблюдению санитарных правил и техники безопасности. Содержание готового документа может меняться в зависимости от условий, указанных в договоре и техническом задании.

На этапе оформления документации важно согласовать проект приспособления. Это поможет избежать утраты подлинных элементов памятника. Если запланированы мероприятия по воссозданию объекта культурного наследия, необходимо согласовать все разделы, описывающие проведение работ.

Принципы предварительного исследования

Обследование и предварительная оценка свойств объекта – это анализ всех проблем, которые со временем ухудшают состояние исторического памятника. Задача специалистов – подобрать такие методы, технологии и материалы для реставрации, которые замедлят данный процесс, позволят защитить строительные конструкции от разрушения и не создадут препятствия для последующих ремонтных операций.

Сохранение культурного наследия

Предварительные исследования могут включать следующие виды работ:

  • изучение архивных сведений о периоде создания и истории исследуемого объекта;
  • лабораторные исследования для выявления физико-химических свойств, оценка ряда параметров методами неразрушающего контроля;
  • бактериологические и микологические пробы;
  • экспериментальные ремонтно-восстановительные мероприятия.

Важная предварительная стадия – натурные исследования, необходимые для фиксации повреждений, определения их параметров и причин появления. Для этого выполняют визуальный осмотр и пробные раскрытия согласно методике. Порядок осуществления мероприятий зависит от свойств объекта историко-культурного наследия.

Процедуре реставрационно-ремонтных операций иногда предшествует исследование материала оптико-аналитическими методами неразрушающего контроля и лабораторными испытаниями. Для взятия проб специалисты выбирают участки, которые в минимальной степени отразятся на целостности памятника культурного наследия.

Среди других важных подготовительных мероприятий, необходимых для детального исследования исторического объекта, следует отметить:

  1. Бактериологические и микологические анализы для оценки степени поражения материала микроорганизмами.
  2. Пробные работы помогают подобрать оптимальный материал, состав краски, сплав и технологии для реставрации и консервации. Их проводят на наименее значимых местах исследуемого объекта.
  3. Изучение микроклимата состоит из анализа температурно-влажностных параметров, технического состояния ограждающих конструктивных элементов, условий эксплуатации.

Главный результат предварительного обследования – оформление отчета, в котором описаны рекомендуемые принципы проведения консервации и реставрации, обеспечения комфортных условий эксплуатации, поддержания оптимальных микроклиматических параметров, устранения разрушающих факторов.

Правила выполнения консервационных и реставрационных мероприятий

После разработки документации и окончания исследований специалисты приступают к непосредственной реализации консервационно-реставрационных операций. Главное правило работы ­– обоснованность и целесообразность любого вмешательства в текущее состояние памятника историко-культурного наследия.

Задача консервации – сохранить материальную структуру памятника и укрепить его ключевые элементы. Например, при работе с картиной или иным произведением живописи акцент делают на повышение прочностных характеристик основания, восстановление краски, грунта, защитного слоя.

Сохранение культурного наследия

Порядок и особенности осуществления реставрационных работ определяются утвержденной методикой и во много зависят от вида объекта, материала его изготовления. Перечислим несколько принципов:

  1. Ликвидация поздних наслоений допускается только после обеспечения прочности подлинной живописи.
  2. Используемые краски, оборудование и технологии не должны негативно влиять на текущее состояние памятника историко-культурного наследия. Желательно выбирать технологии, которые будут способствовать улучшению технического состояния элементов.
  3. Обязательный и первый этап реставрационно-консервационных мероприятий на памятнике из сплава и металла – удаление поверхностных загрязнений.
  4. Для ликвидации дефектов используют материал, который по составу идентичен основному. Металлические элементы следует заменить на материал, устойчивый к коррозии.
  5. Для воссоздания утраченных крупных фрагментов памятника используют объемные аналоги или иконографические данные.
  6. Для создания защитно-декоративных покрытий следует выбирать состав, устойчивый к погодным факторам и влаге, обеспечивающий прочность и возможность регенерации.

Методика проведения реставрационно-ремонтных мероприятий для произведений живописи, скульптур из сплава и различных металлов сильно отличается. Обязанность специалистов – полностью следовать государственным стандартам, нормам закона и выбирать технологии, обеспечивающие максимальную сохранность ценного исторического сооружения.

Лицензирование деятельности: как получить разрешение в Минкультуры на оказание услуг по сохранению объектов культурного наследия?

К реставрационно-ремонтным операциям и предварительным научным изысканиям привлекают только высококвалифицированных сотрудников. На объектах трудятся реставраторы, художники, биологи, химики и специалисты из других областей.

Деятельность по сохранению исторических зданий, скульптур, произведений искусства относится к лицензируемой, а мероприятия по защите объектов культурного наследия от разрушения контролируются государственными структурами. К предпринимательской деятельности не могут быть допущены организации, которые не прошли проверку в Минкультуры РФ. Это ведомство, которое отвечает за выдачу лицензии и контроль деятельности компаний.

Читайте также:  П. 7 ч. 1 ст. 77 выплаты

Сохранение культурного наследия

Лицензирование деятельности по сохранению особо ценных исторических памятников направлено на защиту объектов культурного наследия от действий неопытных специалистов.

Строгие требования к квалификации сотрудников организации, претендующей на получение лицензии, связаны со сложностью реставрационно-ремонтных мероприятий.

Им зачастую требуется искать такие методы сохранения зданий и памятников, которые не нарушат художественный образ, но помогут восстановить прочность и устойчивость элементов. Специалистам часто приходится воссоздавать мозаики, лепнину, вспоминать старинные технологии и выполнять иные тонкие операции.

С подобной работой способны справиться только специалисты с высокой квалификацией и опытом. Если допустить к реставрации компанию с недостаточным уровнем знаний, умений и навыков, объект культурного и исторического наследия может быть безвозвратно потерян и навсегда испорчен.

Лицензия Минкультуры выдается на бессрочный период.

Но если во время плановой или внеплановой проверки сотрудник Минкультуры обнаружит нарушения в проведении реставрационно-ремонтных операций, он имеет право выписать предписание или штраф, приостановить действие лицензии или аннулировать ее. Сведения о юридических лицах и ИП, допущенных к работам, размещаются в едином государственном реестре.

Для самостоятельного оформления лицензии Минкультуры предпринимателю необходимо обеспечить выполнение необходимых требований законодательства и обратиться с пакетом документов в территориальное отделение ведомства. В течение 45 рабочих дней специалист рассмотрит заявление и проведет проверку сведений, после чего вынесет решение об отказе или выдаче лицензии.

Сохранение культурного наследия

Компания «КАСЛ» предлагает помощь в оформлении лицензии Министерства культуры «под ключ». Специалисты помогут разработать и собрать все необходимые документы, обеспечат выполнение нормативных требований относительно квалификации персонала и по всем остальным вопросам. Для оформления лицензии потребуется 2-2,5 месяца.

Для бизнесменов, которые не готовы ждать несколько месяцев, компания «КАСЛ» предлагает приобрести фирму с готовой лицензией Министерства культуры. Уже через несколько дней вы сможете приступить к оказанию услуг. Уточнить стоимость и детали сотрудничества можно у менеджера по телефону.

Сохранение культурного наследия: типология объектов и экономические механизмы стимулирования

Вопрос сохранения наследия никогда не терял своей актуальности, но в последние несколько лет он начал активно трансформироваться. Набирает обороты тема капитализации наследия, ввода подобных объектов в активный экономический оборот и поиск новых форм взаимодействия бизнеса и власти.

Факультет городского и регионального развития НИУ ВШЭ не первый год занимается исследованиями в области сохранения и развития объектов культурного наследия и придерживается позиции, что ОКН ­— это огромный ресурс, который может сыграть значительную роль в возрождении малых городов, исторических поселений и активации как культурной, так и экономической исторической среды.

13 декабря состоялся очередной научно-исследовательский семинар в рамках стратегического проекта «Доказательная урбанистика» на тему «Культурное наследие: инструменты сохранения и развития».

Основным докладчиком выступила Виктория Мальцева, руководитель проектной группы, старший преподаватель факультета городского и регионального развития.

Сохранение культурного наследия

Виктория Мальцева

Цель нашего исследования — найти баланс между инструментами градостроительного регулирования (политика сохранения) и инструментами экономического стимулирования (компенсаторные механизмы, политика развития), при котором деятельность по сохранению объектов культурного наследия может стать привлекательной для частного сектора.

Во время доклада были презентованы первые результаты исследования «Капитализация культурного наследия: модели взаимодействия бизнеса и государства»:

  • маршрут инвестора, полученный в рамках полевого этапа, — опыт различных стейкхолдеров, связанный как с успешной, так и с неуспешной коммерческой работой над объектами культурного наследия.
  • инвестиционная типология объектов культурного наследия, обосновывающая необходимость дифференциации управленческих решений со стороны государства.

Для России характерно директивное управление объектами культурного наследия, которое выражается в тотальных запретах и ограничениях при владении такими объектами и их использовании.

Подобный подход, а также отсутствие компенсаторных механизмов, не только не мотивирует собственников каким-либо образом повышать эффективность использования объектов, но и существенно снижает инвестиционную привлекательность.

Инвесторы рассматривают объекты культурного наследия как специфический сегмент недвижимости — высокорисковый и низкомаржинальный.

Подобный дисбаланс/перекос в государственное регулирование и отсутствие рабочих компенсаторных мер фактически привели к образованию провала рынка. Сохранение и развитие объектов культурного наследия идеологически не могут быть противопоставлены друг другу. Экономическое развитие не должно идти в ущерб задачам сохранения, а сохранение не должно быть исключительно социальной миссией.

Девид Тросби, всемирно известный эксперт в области экономики культуры и искусства, в свою очередь также высказывал сомнение в отношении длительного применения жестких мер регулирования, называя их статистически неэффективными, и строил предположение, что дальнейшее развитие культурной политики будет характеризоваться партнерскими отношениями между общественным, частным и третьим сектором.

Во второй части доклада ведущий научный сотрудник факультета городского и регионального развития Татьяна Гудзь затронула тему совершенствования правового регулирования в сфере градостроительной деятельности.

Сохранение культурного наследия

Татьяна Гудзь

Происходит постепенная адаптация законодательной системы к тому факту, что историческая застройка требует не столько ограничений, сколько сбалансированного регулирования городского контекста как для сохранения наследия, так и для создания условий его капитализации.

В основе этого встраивания лежит конструирование ценности исторической застройки и поддержка такой установки инструментами регулирования застройки на основе градостроительного зонирования и контроля строительных изменений.

Также с докладом выступила Валентина Музычук, заместитель директора Института экономики РАН по научной работе.

Темой стали экономические механизмы государственного стимулирования, а также эффективность существующих инструментов экономической политики — как отдельных компенсаторных механизмов, так и всей системы стимулирования частной инициативы в целом.

Было проведено сравнение зарубежной практики сохранения объектов культурного наследия и российских проектов, таких как «Зеленый коридор», «Возрождение исторических усадеб» и «Рубль за квадратный метр».

Сохранение культурного наследия

Валентина Музычук

С одной стороны, неуспех данных российских инициатив связан с недоверием потенциальных инвесторов к государству и установленным им «правилами игры».

С другой стороны, часто попытки привлечения частных капиталов в сферу сохранения культурного наследия перекликаются с попытками государства заработать на инвесторах.

Но надо понимать, что заброшенные и доведенные до плачевного состояния объекты культурного наследия не могут выступать источником пополнения государственной казны.

В завершение состоялась дискуссия, в которой приняли участие Артем Демидов — председатель Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, Ксения Титова — руководитель проектного офиса ООО «ПроГород» (структура ВЭБ.

РФ), Елена Магамедова — эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы, Михаил Блинкин — научный руководитель ФГРР, Татьяна Абанкина — директор центра креативной экономики ФГРР, Руслан Хестанов — заведующий лабораторией исследований культуры.

Обсуждались вопросы компенсации реставрационных затрат, необходимости введения экономических правил на уровне Российской федерации по разработке мер стимулирования субсидий собственникам.

Немаловажной темой стала и необходимость смотреть на ОКН со стороны инвестора.

Их привлекательность нужно делить на два понятия: доступность (туризм, другие виды использования) и бренд (символическое значение объекта).

Текущая типология является базовым инструментом и может быть донастроена на уровне индивидуальных городских политик рядом критериев, например, символической составляющей (нематериальная часть).

Почему важно сохранять культурное наследие

Под термином культурное наследие понимается совокупность культурных достижений общества, культурно-исторический опыт, имеющий какое-либо значение для общества и сохраняющийся в социальной памяти. Культурное наследие – это непреходящая совокупность ценностей, которые сохраняют свою актуальность вне времени и пространства.

Культурное наследие переходит от поколения в поколение, от эпохи к эпохе. Материальные и духовные ценности, созданные предыдущими поколениями, несут в себе важность не только для сохранения культурно-исторической памяти, но и культурного и природного генофонда страны.

Так, для каждой культуры чрезвычайно важны народные традиции и преемственность, без которых не будет культурного многообразия мира.

Каждая культура характеризуется традиционностью и новаторством. Традиции сохраняют уникальное лицо культуры, а новации позволяют культуре развиваться.

Понятие культурного наследия включает в себя также и выработку традиций, направленных на сохранение культурной памяти.

Классификация памятников культурного наследия

Сегодня благодаря научной разработке проблемы культурного наследия выведена классификация памятников культурного наследия. Среди памятников культурного наследия выделяются:

  • материальные памятники;
  • духовные памятники.

К материальным памятникам относятся объекты архитектуры, истории, градостроительства, археологии, монументального искусства, природы и так далее, которые несут в себе культурно-историческую ценность.

https://www.youtube.com/watch?v=LGfYwis5-PQ\u0026pp=ygU80KHQvtGF0YDQsNC90LXQvdC40LUg0LrRg9C70YzRgtGD0YDQvdC-0LPQviDQvdCw0YHQu9C10LTQuNGP

К духовным памятникам относятся верования, обычаи и обряды, формы народного художественного искусства, народные ремесла, различные формы хозяйственной деятельности, традиции, технологии и другое.

Культурное наследие как проблема государственного уровня

Термин «культурное наследие» появился относительно недавно. Данный термин активно употребляется в документах российского и международного законодательства.

Читайте также:  Правило третий лишний

Но его распространение отмечается не только в специализированной сфере, но и в повседневном общении. Этот факт свидетельствует о том, что сегодня общество осознало всю важность проблемы сохранения культурного наследия.

Сегодня формируется системный подход к мировой культуре, культурным ценностям и охране окружающей среды.

« Почему важно сохранять культурное наследие» ???? Готовые курсовые работы и рефераты Купить от 250 ₽ Решение учебных вопросов в 2 клика Найти эксперта Помощь в написании учебной работы Узнать стоимость

В рамках проблемы культурного наследия поднимаются многочисленные дискуссии, имеющие в своей основе несколько идейно-теоретических направлений. Одно из таких идейно-теоретических течений предполагает «классикасистое» отношение к наследию, что воплощается в постоянном поддержании и освоении культурного опыта прошлых поколений.

Любые научные исследования, профессиональные изучения культуры прошлого, обстоятельные описания прошлых достижений достойны признания в научном мире и на международной арене, посредством чего и обретается смысл достигнутого.

Всевозможные премии и награды, грамоты и дипломы исследователей культурного наследия служат зримым подтверждением непрекращающегося процесса усвоения прошлого.

Охрана и освоение культурного наследия – это задача входит в число приоритетных задач государственной политики всех культурно развитых стран.

На государственном уровне создаются и поддерживаются музеи, библиотеки, архивы, финансируются частные проекты, направленные на сохранение и транслирование культурного наследия.

Также государством организовываются всевозможные зоны охраны культурного наследия, культурные мероприятия, народные праздники, выставки и прочее посредством деятельности различных общественных организаций. Самой известной и значительной такой организаций является ЮНЕСКО.

Таким образом, ценности и смыслы прошлого и все то, что оставлено нам прошлыми поколениями, органически включено в новую культуру.

И уже в новой культуре путем переосмысления, трансформирования рождается что-то новое, значимое, но сугубо национальное и уникальное.

Самое важное и ценное из этого в дальнейшем также обретет бессмертность и будет передаваться от эпохи к эпохе, и, возможно, выйдет за рамки национального достояния, что будет забыто.

Значение сохранения культурного наследия

Ценности и смыслы прошлого должны сохраняться и постоянно транслироваться, чтобы каждое новое поколение могло жить и культурно развиваться.

Сегодня необходимо не только сохранять культурное наследие, но и восстанавливать. Это касается тех форм традиционного народного творчества, которые либо полностью утрачены, либо полузабыты. Такая проблема наблюдается в странах (Россия не является исключением), где социокультурная политика ориентирована на новаторство и нововведения.

Ярким примером тому может служить западная культура, где каждая культурная эпоха строилась на сломе и забвении культурных достижений прошлого. Россия в этом смысле не является исключением. Для нашей страны это характерно в меньшей степени, но резкая смена политических режимов также способствовала нарушению культурной преемственности.

Менее подвержены этому страны с восточным типом культуры, так как на Востоке особое внимание уделяется традициям.

Культурные традиции – это фундамент, на котором может существовать и развиваться общество. Культурное наследие, которое непрерывно переходит из поколения в поколение и сохраняется в течении длительного времени составляет основу культуры нации, ее самобытность и уникальность.

Но культурное наследие – это не только определенное национальное достояние. Значение культурного наследия намного шире и мыслится как общечеловеческая память, хранилище накопленного поколениями и упорядоченного опыта.

В заключении следует сказать, что культурное наследие это не только национальный культурный опыт. Это главный способ существования культуры. Каждый человек за всю свою жизнь может освоить и перевести в свой внутренний мир лишь малую долю от всего объема культурного достояния планеты.

После него культурное наследие остается для других поколений, откуда они также черпают смыслы, идеи, ценности, необходимые им для полноценной жизни. Поэтому культурное наследие – это достояние всех людей, всего человеческого рода, которое необходимо сохранить.

Сохранение культурного наследия – это естественно и необходимо, как сохранение природы.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

§ 2. Государственная политика в деле сохранения культурного наследия

Культурно-историческое
наследие обеспечивает непрерывность
в трансляции эмоционально-значимой
информации, кодируя данную информацию
в артефактах и текстах (то есть памятниках).

Понятие
«культурное наследие» включает в себя
наравне с материальной основой духовную
сферу, в которой преломляются стереотипы
массового сознания общества, его
устремления, идеология, поведенческая
мотивация.

Наряду с признаком всеобщности
культурному наследию свойственно и то,
что обычно осознание его истинного
значения происходит лишь со временем.
Самую объективную оценку исторических,
научных и художественных достоинств
объектов культуры дает общественная
практика.

Причем, чем больше времени
разделяет акты создания предметов
культуры и их оценки, тем, как правило,
более высоко оцениваются эти объекты.

Таким
образом, культурные ценности играют
социальную роль, особо охраняются
правом, служат связующим звеном между
различными поколениями людей, носят
конкретно-исторический характер и
выступают как фактор формирования
необходимых обществу качеств в человеке.
Поэтому их сохранение не может быть
только музейной проблемой. Ее необходимо
решать объединенными усилиями
государственной власти, общества и
науки.

Действующие
правовые акты относят к памятникам те
ценные историко-культурные объекты,
которые поставлены на учет или выявлены
государственными органами охраны
объектов культурного наследия, согласно
соответствующей процедуре, которая
лежит в основе всей системы охраны
памятников истории и культуры.

Для
объектов, включенных в государственные
Списки
памятников истории и культуры федерального
или регионального (местного) значения,
а также в Списки
вновь выявленных памятников,
предусматривается составление паспорта
с фиксацией имущественного состава
памятника, его основных технических
данных, предметной ценности и режима
содержания, а также разработка проекта
зон охраны (в составе охранной зоны,
зоны регулирования застройки и зоны
охраняемого природного ландшафта),
охранных обязательств пользователей
памятников. Эти действия должны
обеспечивать режим сохранения памятника
и регламентацию хозяйственной деятельности
на сопредельных с ним участках.

В
современной системе охраны культурного
наследия преобладает памятниковедческий
подход, ориентированный на статичные
и моноструктурные в управленческом
отношении образования. Однако правовые
нормы, применяемые в отношении отдельных
объектов, не являются достаточными для
решения правовых проблем сложных
историко-культурных образований.

Любой
недвижимый памятник создавался в
определенной исторической и природной
среде и в своем конкретном месте, значит,
его ценность и сохранность определяются
не только его физическим состоянием,
но и сохранностью окружающего
природно-исторического фона.

Особенно
ясно противоречия современного
законодательства отражаются в практике
таких специфических образований как
национальные парки, на территории
которых располагаются памятники
культурно-исторического наследия,
музеи-заповедники, музеи-усадьбы,
дворцово-парковые ансамбли, в состав
которых входят элементы природного
окружения в виде садов, парков, естественных
ландшафтов и т.д. Система управления
такими объектами затрудняется
противоречиями, возникающими в правовом
обеспечении этих мер и несогласованностью
действий хозяйственных субъектов и
установленных режимов охраны. Таким
образом, с точки зрения управления
природные и культурные компоненты этих
памятников оказываются разделенными
ведомственными барьерами. Организация
охраны и управления таких объектов, как
парки и сады регламентируется
законодательством природоохранения.
Если они рассматриваются как объекты
культурного наследия, то в лучшем случае
причисляются к образцам ландшафтной
архитектуры. Между тем их духовные,
ментальные компоненты и социально-культурное
значение гораздо более существенны,
что в своих трудах блестяще раскрыл
Д.С.Лихачев. Сегодня как никогда остро
встает вопрос о развитии комплексного
подхода к управлению ресурсами
историко-культурного и природного
наследия.

До
последнего времени существовал целый
ряд сложных, трудно решаемых проблем в
сфере культурного наследия. Вот некоторые
из них:

  • Продолжающееся разрушение памятников истории и культуры, принявшее катастрофический характер;
  • Нарушение природных систем и усиление хозяйственной эксплуатации многих историко-культурных территорий;
  • Разрушение традиционных форм культуры, целых пластов национальной культуры;
  • Утрата уникальных и распространенных народных ремесел и промыслов, декоративно-прикладного искусства;
  • Разрыв культурного взаимодействия между поколениями, а также между различными российскими территориями.
  • Государственная
    политика по обеспечению сохранности
    объектов культурного наследия должна
    исходить из признания приоритетности
    сохранения историко-культурного
    потенциала как одного из главных
    социально-экономических ресурсов
    существования и развития народов
    Российской Федерации и реализовывать
    комплексный подход к решению вопросов
    государственной охраны, непосредственного
    сохранения, распоряжения и использования
    объектов культурного наследия всех
    видов и категорий.
  • Сохранение
    или спасение культурных ценностей,
    подвергающихся опасности, должно
    обеспечиваться с помощью следующих
    средств и конкретных мер:
  • 1)
    законодательство;
    2) финансирование;
    3)
    административные меры;
    4) меры по
    сохранению или спасению культурных
    ценностей (консервация, реставрация);
  • 5)
    меры наказания;
    6) восстановление
    (реконструкция, реадаптация);
    7) меры
    поощрения;
    8) консультации;
    9)
    просветительные программы.
Читайте также:  Ответственность без вины

Следует
отметить, что постиндустриальное
общество в наш электронный век осознало
высокий потенциал культурного наследия,
необходимость его сбережения и
эффективного использования как одного
из
важнейших ресурсов экономики.

Государственная политика в области
сохранения культурного наследия теперь
основывается не на традиционной «охране
от», предусматривающей меры запретительного
характера, а на концепции «охрана для»,
предусматривающей наряду с охранными
ограничениями создание оптимально
выгодных условий для инвесторов, готовых
вкладывать средства в сохранение
памятников. Главным необходимым условием
обеспечения сохранности объектов
культурного наследия в настоящее время
является совершенствование государственной
политики на основе всестороннего учета
состава и состояния объектов культурного
наследия, современных социально-экономических
условий развития общества, реальных
возможностей органов власти, местного
самоуправления, общественных и религиозных
организаций, иных лиц, особенностей
национально-культурных традиций народов
Российской Федерации и множества других
факторов. Кроме того, создаются проекты
сохранения культурного наследия. Эти
проекты имеют разный масштаб, и среди
них можно выделить следующие направления:

  • Проекты обеспечения сохранности, в основном направленные на реставрацию и консервацию объектов, подверженных разрушению.
  • Проекты микрофильмирования, т.е. перенесения на пленку и распространения подверженных разрушению книг, газет и периодических изданий.
  • Проекты каталогизации, т.е. описания тысяч книг и рукописей и обеспечения к ним доступа.
  • Проекты оцифровки, т.е. создание виртуальных факсимильных изданий книг и газет, в некоторых случаях используется оптическое распознавание знаков.
  • Исследовательские проекты, представляющие в цифровой среде как документальные источники, так и историко-культурный контекст.

Особую
важность представляет вовлечение в
проекты по сохранению и использованию
наследия региона местного населения.
Это придает дополнительный импульс
развитию обновленного образа региона
и росту притягательности местности в
глазах потенциальных жителей и инвесторов.

Министерством
культуры РФ учреждена автономная
некоммерческая организация «Российская
сеть культурного наследия». В 2002 г. начат
первый российский проект, поддержанный
ЕС.

Cultivate-Russia
это сетевой, инфраструктурный проект,
направленный на пропаганду сотрудничества
культуроохранных организаций России
и Европы.

В рамках этого проекта была
проведена серия из 37 семинаров и круглых
столов, распространена информация по
всей территории России, действует
информационный сайт, проведена
международная конференция, выпущены 2
тиража CD-дисков и налажены региональные
и международные контакты.

Создан
Интернет портал «Культура России»,
который рассчитан на массового
пользователя (в настоящее время только
на русском языке). Портал предоставляет
пользователям различные срезы информации
по культуре России на протяжении всей
истории ее существования. Кроме того,
уже существует Интернет портал «Библиотеки
России», информационная служба музеев
России.

Для
России «правовой каркас» сферы охраны
памятников формируют
:

  • Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». — М., 2002;
  • Положение об охране и использовании памятников истории и культуры. — М., 1982;
  • Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры. — М., 1986;
  • приказ Министерства культуры СССР от 24.01.1986 № 33 «Об организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР».

Отдельные
нормы, направленные на урегулирование
правоотношений по охране культурного
наследия, содержатся в Градостроительном
кодексе РФ, Земельном кодексе РФ,
Налоговом кодексе РФ, Федеральных
законах «Об архитектурной деятельности
в Российской Федерации», «О приватизации
государственного и муниципального
имущества», «О лицензировании отдельных
видов деятельности», законодательстве,
регулирующем бюджетные отношения.

В
Постановлении Правительства
Санкт-Петербурга от 1 ноября 2005 года №
1681 «О Петербургской стратегии сохранения
культурного наследия» для достижения
основных целей реставрации — «сохранения
и выявления эстетических и исторических
ценностей памятника» предлагаются
следующие меры:

  • постоянный мониторинг всех процессов разрушения памятника, изучение способов приостановки и причин процессов разрушения;
  • создание базы данных информационной поддержки мероприятий по выявлению предметов охраны, обеспечивающих мониторинг использования и технического состояния объектов культурного наследия, историю их реставрации с фотофиксацией процесса;
  • пропаганду качества реставрационных работ с помощью выставок, конкурсов и т.п.;
  • создание научно-исследовательского центра (института реставрации) для разработки и внедрения современных реставрационных принципов, норм и методик, новых технологий, отвечающих специфике петербургского наследия, оценки качества материалов и работ, аттестации и подготовки специалистов;
  • подготовку специалистов по реставрации и охране наследия в системе среднего специального и высшего образования на основе городского заказа;
  • поощрение обучения (предоставление грантов, дотаций, субсидий, безвозмездных ссуд), создание мастер-классов, стимулирующих как высококлассных специалистов, так и талантливую молодежь, желающую овладеть секретами мастерства;
  • усиление воспитательной и просветительной работы, направленной на воспитание достойных граждан современного общества и выработку эффективных форм противодействия проявлениям вандализма;
  • обеспечение и защиту авторских прав посредством установлений там, где это возможно, знаков качества, сертификатов мастерства;
  • тщательную дифференциацию, установление норм и расценок на все виды реставрационных работ;
  • широкое информирование общественности через средства массовой информации, которое должно повышать достоинство профессии, ценность и социально-экономическую значимость реставрации и ремесел, а, следовательно, открыть новые перспективы трудоустройства и личностной реализации;
  • тщательную дифференциацию норм и расценок на все виды реставрационных работ.4

При
заметных положительных сдвигах, анализ
сложившейся ситуации в сфере сохранения
и управления объектами культурного
наследия, находящимися в федеральной
собственности, собственности субъектов
федерации и в муниципальной собственности,
в этой сфере еще остаются серьезные
проблемы:

  • Отсутствие в российском законодательстве четкого и системного подхода к охране объектов культурного наследия;
  • Отсутствие системы в организации работы государственных органов по охране объектов культурного наследия.
  • Аварийное состояние большинства объектов культурного наследия. (По данным Министерства культуры Российской Федерации из охраняемых государством 90 тысяч объектов культурного наследия и более 140 тысяч выявленных объектов культурного наследия около половины находятся в неудовлетворительном и аварийном состоянии).
  • Отсутствие пообъектной паспортизации памятников и достоверной информации о состоянии (физической сохранности) указанных объектов.
  • Отсутствие средств на реконструкцию, восстановление и содержание объектов культурного наследия. (Средства, выделяемые на содержание данных объектов, не позволяют осуществлять не только поддержание их текущего состояния, но зачастую недостаточны даже для консервации этих объектов, что в свою очередь приводит к их утрате.)
  • Непроработанность нормативных правовых подзаконных актов, предусмотренных Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» 2002 г., отсутствие методических документов.

Необходимо
помнить, что любые потери наследия
неизбежно отразятся на всех областях
жизни нынешнего и будущих поколений,
приведут к духовному оскудению, разрывам
исторической памяти, обеднению общества
в целом. Они не могут быть компенсированы
ни развитием современной культуры, ни
созданием новых значительных произведений.

Накапливание и сохранение культурных
ценностей — основа развития цивилизации.
Культурное наследие – духовный,
экономический и социальный потенциал
невосполнимой ценности. Оно питает
современную науку, культуру, образование,
является одним из важнейших ресурсов
экономики.

Наше наследие – главное
основание для национального самоуважения
и признания мировым сообществом.

Процесс
охраны и защиты культурно-исторических
и природных ценностей должен опираться
как на исследования процесса истории
становления охранной деятельности
государства, так и на разработанную и
постоянно изменяющуюся в соответствии
с требованиями времени правовую базу.

В
основе правовых актов лежат законы
конкретного общества, международные
акты, которые должны соблюдаться,
пропагандироваться в обществе.