Соглашение о предотвращении нерегулируемого промысла в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана
3 октября 2018
В г. Илулиссате (Гренландия) 3 октября состоялась церемония подписания Соглашения о предотвращении нерегулируемого промысла в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана. Цель Соглашения – создание международно-правовой базы регулирования рыболовства в этом районе.
Договоренности достигнуты между Российской Федерацией, США, Канадой, Королевством Дания за Фарерские острова и Гренландию, Канадой, Королевством Норвегия, Исландией, Японией, Китайской Народной Республикой, Республикой Корея и Европейским союзом. От Российской Федерации подпись под документом поставил заместитель министра сельского хозяйства России – руководитель Росрыболовства Илья Шестаков.
Соглашение разработано в развитие Декларации о предотвращении нерегулируемого промысла в открытых морских районах центральной части Северного Ледовитого океана, подписанной в июле 2015 года в Осло.
Тогда пять приарктических государств согласились не начинать коммерческое рыболовство в этом районе до тех пор, пока не будет собрано достаточно научной информации о запасах и экосистеме арктического региона и не установлены необходимые механизмы регулирования рыболовства.
Текст Соглашения был очень дискуссионным, в итоге Российская Федерация отстояла принципиально значимые для приарктических стран моменты. Главным является то, что именно позиция России позволила зафиксировать особую роль прибрежных государств в Арктике.
Согласован механизм принятия решений по Соглашению, предложенный российской стороной: все решения, касающиеся вопросов существа, будут приниматься всеми странами коллективно. В документе также учтена позиция России и по определению района действия Соглашения.
Кроме того, приняты российские предложения по механизму вступления в силу и выхода из Соглашения, как и прекращения его действия. Важно отметить, что все присутствующие страны признали невозможность заключения арктического договора без участия России.
«В Арктическом регионе сформирована уникальная экосистема, сохранение которой должно относиться к одной из приоритетных задач мирового сообщества. Россия активно участвовала в подготовке проекта Соглашения.
Несмотря на сложный диалог, а также различие в подходах к разрабатываемому тексту, в ходе переговоров нам удалось достичь взаимопонимания по такому важному вопросу, как сохранение Арктики для будущих поколений, – отметил Илья Шестаков.
– Это убедительный пример превентивного реагирования заинтересованных государств на глобальные изменения климата, возрастающее антропогенное воздействие и показатель общей готовности принимать согласованные меры по сохранению биоразнообразия Арктики».
Илья Шестаков отметил, что в связи с подписанием Соглашения предстоит организовать совместную программу научных исследований и мониторинга с целью изучения экосистем, разработать меры по сохранению и управлению. Стороны также договорились координировать деятельность по мониторингу, контролю и надзору.
- Согласно положениям Соглашения, каждая Сторона разрешает судам, имеющим право ходить под ее флагом, осуществлять промышленное рыболовство в районе действия Соглашения только в соответствии с мерами, направленными на устойчивое управление рыбными запасами, принимаемыми одной и более региональными или субрегиональными рыбохозяйственными организациями или договоренностями, которые учреждены или могут быть учреждены и действуют в соответствии с международным правом для управления таким рыболовством согласно принятым международным стандартам, или временными мерами по управлению и сохранению, которые могут быть приняты Сторонами в соответствии с документом.
- Документ вступает в силу через 30 дней с даты получения депозитарием всех документов о ратификации, принятии или утверждении настоящего Соглашения или присоединении к нему от государств и Европейского союза.
- Соглашение будет действовать в течение 16 лет с даты его вступления в силу.
- Источник: Пресс-служба Росрыболовства
Соглашение о предотвращении нерегулируемого промысла в Арктике (ЦАО)
Вопросы охраны окружающей природной среды, защиты биоресурсов вод Северного Ледовитого океана все чаще звучат не только в рамках международных конференций, но и в программных положениях национальных законодательств, высказываниях отдельных групп ученых и исследователей Арктики.
В настоящее время в центральной части Северного Ледовитого океана (САО, ЦАО) нет промысловой деятельности, хотя интенсивная коммерческая рыболовная деятельность осуществляется в пограничных районах, например, в Баренцевом и Беринговом морях.
Кроме этого, необходимо отметить, что для многих коренных народов Арктического побережья рыболовство является основным источником продовольствия.
Однако такая традиционная рыболовная деятельность не оказывает влияния на видовое разнообразие рыб и не несет угроз экосистемам Арктики.
Согласно оценке биоразнообразия Арктики, в Северном Ледовитом океане и прилегающих морях обитает в общей сложности 633 вида рыб. Среди них 80 (12,6%) – пресноводные виды, 44 (6,9%) – обитают как в морских, так и в пресных водах, а 16 видов (2,5%) в основном ограничены арктическими водами.
В открытом море содержатся такие коммерчески важные виды, как треска, крабы, палтус, минтай, креветки, мойва, кальмары, гребешки и т.д. Некоторые виды определяются как «циркумполярные», в то время как другие характеризуются более широким распространением.
При этом, в коммерческих целях в Северном Ледовитом океане, субарктических и бореальных районах используется менее 10 процентов всего биологического разнообразия рыб.
https://www.youtube.com/watch?v=ZPT9cCyx2y0\u0026pp=ygXbAdCh0L7Qs9C70LDRiNC10L3QuNC1INC-INC_0YDQtdC00L7RgtCy0YDQsNGJ0LXQvdC40Lgg0L3QtdGA0LXQs9GD0LvQuNGA0YPQtdC80L7Qs9C-INC_0YDQvtC80YvRgdC70LAg0LIg0L7RgtC60YDRi9GC0L7QvCDQvNC-0YDQtSDQsiDRhtC10L3RgtGA0LDQu9GM0L3QvtC5INGH0LDRgdGC0Lgg0KHQtdCy0LXRgNC90L7Qs9C-INCb0LXQtNC-0LLQuNGC0L7Qs9C-INC-0LrQtdCw0L3QsA%3D%3D
В то же время, вследствие быстро меняющейся окружающей среды, Арктика становится особо уязвимой зоной, требующей повышенного внимания со стороны международного сообщества. Так, прогнозируемое изменение климата, таяние морских льдов может оказать серьезное влияние на данный регион.
Это приведет к тому, что те Арктические районы, которые когда-то были недоступны, и с коммерческой точки зрения бесперспективны вследствие холодного климата, будут представлять для государств значительный коммерческий интерес.
Ученые отмечают, что изменение климата в данном регионе может вызвать миграцию бореальных видов в северные моря, что приведет к полному изменению состава экосистем и подрыву существующих продовольственных сетей.
Кроме этого, поскольку речь идет о морских живых ресурсах, то следует учитывать, что мигрирующие виды могут легко пересекать географические границы особенно в быстро меняющемся Северном Ледовитом океане.
Таким образом, по заявлениям ученых, ожидается, что естественные морские экосистемы претерпят драматическую трансформацию, которая может привести к значительному изменению распределения рыбных запасов в арктических открытых морях.
В Баренцевом море тепловодные виды рыб из Атлантики и центральной части Баренцева моря уже вытеснили холодноводные виды рыб с шельфа. Треска, крупный промысловый вид, а также длиннохвостая и клювастая красная рыба (которую можно считать универсальным видом рыб) путешествуют на север в поисках подходящих местообитаний.
Кроме того, недавние наблюдения показали, что места нереста северо-восточной арктической трески будут смещены дальше на северо-восток в течение следующих 50 лет.
В высоких широтах атлантическая скумбрия была найдена к западу от Шпицбергена, и атлантическая треска, мойва, гренландский палтус, пикша, красная рыба – вплоть до шельфового обрыва к северу от Шпицбергена.
В Тихоокеанском секторе горбуша обитает в потеплевшем Севере Берингова моря: из-за своего короткого, двухлетнего жизненного цикла, вид, как известно, быстро реагирует на изменение экосистемы. Эти глобальные процессы приводят к резким изменениям обеспеченности рыбой в северных водах. Таким образом, с повышением температуры виды рыб и беспозвоночных, обитающих в климатической зоне к югу от Арктики, вероятно, продолжат мигрировать на север и заменят местные холодноводные виды.
Это в свою очередь, может привести к неконтролируемому промышленному рыболовству в центральной части СЛО, к конкуренции между рыбопромысловыми компаниями на Арктическом побережье, что представляет собой большую опасность для окружающей среды.
По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных наций (ФАО) в результате незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла мировой экономике наносится ущерб в размере 10-23 миллиардов долларов США в год, что составляет около 11-26 миллионов тонн рыбной продукции.
Отсутствие общего правового режима, который мог бы быстро и эффективно реагировать на изменения климата, препятствует международному сотрудничеству в области экологической безопасности и воздействует на региональные экосистемы в Арктике.
В этой связи группа ученых из почти 70 стран мира выступила с открытым письмом, в котором выразила тревогу по поводу отсутствия адекватного правового регулирования и управления центральной частью СЛО, в связи с чем в данный район в ближайшей перспективе подвержен большому риску чрезмерного рыболовства. Также был призыв к мировому сообществу о необходимости заключения международного соглашения рыболовецких организаций с целью защиты данной акватории с установлением квот на отлов, «которые должны быть основаны на достоверных научных фактах и принципе предосторожности».
В дальнейшем инициатором заключения такого соглашения выступили США; на протяжении нескольких лет разрабатывалось содержание данного соглашения. Впоследствии было принято Соглашение о предотвращении нерегулируемого промысла в открытом море центральной части Северного Ледовитого океана, которое призвано предвосхищать будущее управление рыболовством.
Соглашение о предотвращении нерегулируемого промысла в открытом море центральной части Северного Ледовитого океана (Соглашение CAOF или CAOFA) было подписано пятью практическими государствами: Россия, Дания Канада, Норвегия, США и пятью неарктическими субъектами (Европейский Союз, Китай, Исландия, Япония и Южная Корея) («А5+5»).
Следует отметить, что северные страны обладают 200-морскими милями оффшорной ИЭЗ, или исключительными морскими зонами, предусмотренными Конвенцией ООН по морскому праву (ЮНКЛОС), в отношении которых они имеют особые права по разведке и использованию морских ресурсов.
https://www.youtube.com/watch?v=ZPT9cCyx2y0\u0026pp=YAHIAQE%3D
Таким образом, в настоящее время в распределении уловов в районе ЦАО доминируют арктические государства – Норвегия, Канада, Россия, Исландия и США.
Гренландия и Фарерские острова, автономные самоуправляющиеся образования в составе Королевства Дании, считаются особыми случаями и поэтому не включены в Общую рыбохозяйственную политику Европейского Союза.
Их особый статус объясняется историческими особенностями, поскольку морские живые ресурсы являются неотъемлемой частью традиционных и местных культур.
До заключения рассматриваемого Соглашения Арктические прибрежные страны подписали Декларацию 2015 года, запрещающую коммерческий промысел судов Арктических государств в международных водах ЦАО.
Однако, если углубиться в историю этого вопроса, то основы современного правового регулирования вопросов рыболовства в CAO были заложены еще в 2007 г., когда Сенат США предложил начать международные переговоры по регулированию рыбных запасов в Северном Ледовитом океане.
На международном уровне в 2008 г. была подписана Резолюция, в соответствии с которой Соединенные Штаты установили нулевую квоту вылова в американских водах в Чукотском и Бофортском морях до тех пор, пока не получат достаточную информацию для поддержки создания экономически и экологически устойчивого рыболовства.
CAOFA основано на аналогичной идее, поскольку в настоящее время отчетливо выявляется недостаток научной информации о рыбных запасах и динамике экосистем в данном регионе.
В целом, управление рыболовством в различных частях Северного Ледовитого океана представляет собой симбиоз прибрежного государственного регулирования и многостороннего подхода.
В рамках двусторонних соглашений между странами осуществляется регулирование и доступ к рыбным запасам в пределах прилегающей ИЭЗ.
Например, созданная двусторонним рамочным соглашением между Россией и Норвегией, Совместная комиссия работает относительно эффективно для обоих государств.
В настоящее время, по данным Арктического совета, все десять участников CAOFA ратифицировали Соглашение о рыболовстве в Центральном Северном Ледовитом океане (для России Соглашение вступило в силу 25 июня 2021 г.) . Последним из данной группы был Китай, который ратифицировал соглашение 9 мая 2021 года.
Соглашение вступило в силу через 30 дней после получения окончательной ратификационной грамоты (десятой подписавшей стороной). В соответствии с клаузулой (ст.
13(1) CAOFA), (а вместе с ней и «мораторий») договоренности будут оставаться в силе в течение 16 лет.
После этого они будут автоматически продлеваться на последующие пятилетние периоды, если только одна (!) из сторон не выразит возражений (статья 13(2) CAOFA).
Таким образом, как отражено в Преамбуле Соглашения 2018 г., таяние льдов в Арктике, изменение экосистем, как следствие, возможное нарастание неконтролируемого коммерческого промысла, послужили основанием для его принятия.
Цель CAOFA – предотвратить нерегулируемый промысел в районе открытого моря центральной части Северного Ледовитого океана путем применения предупредительных мер по сохранению и управлению в рамках долгосрочной стратегии охраны здоровых морских экосистем и обеспечения сохранения и устойчивого использования рыбных запасов (ст. 2).
Ключевое значение в Соглашении отдано оперативному мероприятию ЦАО, которое также выделено в его названии, и что иногда неточно называют «мораторием на рыболовство». Однако, мораторий, введенный CAOFA, фактически касается только «нерегулируемого» коммерческого рыболовства, а не коммерческого рыболовства как такового.
Этот мораторий на коммерческий промысел распространяется на центральный Северный Ледовитый океан, который в настоящее время остается покрытым льдом большую часть года. Другими словами, свободные ото льда части Северного Ледовитого океана открыты для рыболовства и исследований, как и прежде.
Стороны сохраняют, с некоторыми оговорками, свое право разрешать коммерческий промысел судами под их флагом в соответствии с мерами по сохранению и управлению, принятыми существующими РРХО/такими, как НЕАФК, если они «эксплуатируются в соответствии с международным правом для управления таким промыслом в соответствии с признанными международными стандартами» (ст. 3(1)(а)).
Кроме того, ст. 3(1)(b) CAOFA допускает коммерческий промысел на основе «временных мер по сохранению и управлению», установленных в соответствии со ст. 5(1)(c)(ii) CAOFA, если (и когда) начнутся переговоры о создании новой РРХО/А (ст. 3(1)(b)).
Основная сфера применения САОФА охватывает все «виды рыб, моллюсков и ракообразных», за исключением оседлых видов, определенных в статье 77(4) ЮНКЛОС (статья 1(b)).
Таким образом, оседлые виды рыб и беспозвоночных подпадают под режим континентального шельфа, и не включены в сферу применения CAOFA.
Это положение отчасти напоминает о действующем моратории на вылов минтая на Аляске в соответствии с Конвенцией о минтае Берингова моря 1994 года (ССВSЗ), но с той существенной разницей, что CCBSP был реакцией на неконтролируемый вылов рыбы, а не мерой предосторожности до начала коммерческого рыболовства.
https://www.youtube.com/watch?v=LddF0X_vYWU\u0026pp=ygXbAdCh0L7Qs9C70LDRiNC10L3QuNC1INC-INC_0YDQtdC00L7RgtCy0YDQsNGJ0LXQvdC40Lgg0L3QtdGA0LXQs9GD0LvQuNGA0YPQtdC80L7Qs9C-INC_0YDQvtC80YvRgdC70LAg0LIg0L7RgtC60YDRi9GC0L7QvCDQvNC-0YDQtSDQsiDRhtC10L3RgtGA0LDQu9GM0L3QvtC5INGH0LDRgdGC0Lgg0KHQtdCy0LXRgNC90L7Qs9C-INCb0LXQtNC-0LLQuNGC0L7Qs9C-INC-0LrQtdCw0L3QsA%3D%3D
Как отмечалось выше, некоммерческое рыболовство не подпадает под действие «моратория» в соответствии со ст. 3 CAOFA. Однако разведочный промысел регулируется непосредственно в соответствии со ст. 5(1)(d) CAOFA и может быть разрешен только в соответствии с мерами по сохранению и управлению, установленными на этой основе.
CAOFA предоставляет широкие возможности для совместного управления Арктикой, включая Арктические и неарктические государства (ст. 8).
Данное обстоятельство говорит о том, что одной из главных тенденций развития законодательства об Арктике в настоящее время является формирование арктическими государствами международных договоров с учетом мнения неарктических государств, заинтересованных в развитии данного региона.
Еще одной особенностью рассматриваемого Соглашения является то, что территориально юрисдикция CAOFA очерчивается строго юридическими рамками, а не экосистемным подходом, который имеет место, например, для Антарктиды (Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г. Комиссии по сохранению морских живых ресурсов Антарктики (АНТКОМ).
В ст. 1(а) Соглашения указано, что его действие распространится на «единый участок открытого моря в центральной части Северного Ледовитого океана, окруженный водами, в пределах которых Канада, Королевство Дания в отношении Гренландии, Королевство Норвегия, Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки осуществляют рыболовную юрисдикцию».
Гарантирована свобода морских научных исследований в открытом море (ст.ст. 87(1)(f) и 238 ЮНКЛОС), которая может включать и вылов рыбы (ст. 3(7) САОФА).
Однако CAOFA содержит обязательства по предотвращению злоупотребления разведочным рыболовством и научным рыболовством в коммерческих целях.
Точно так же как она содержит обязательство обеспечить соблюдение моратория и любых будущих временных мер в отношении коммерческого рыболовства (статьи 3(4), 3(5) и 5(1)(d)).
Таким образом, анализ положений Соглашения 2018 г.
свидетельствует, что оно устанавливает предупредительные рамки регулирования рыболовства в открытом море центральной части Северного Ледовитого океана (САО), включая временный мораторий на нерегулируемый коммерческий промысел.
САОФА действительно запрещает промысел, который был бы классифицирован как «нерегулируемый» в соответствии с пунктом 3.3 Международного плана действий ФАО 2001 года по предотвращению, сдерживанию и искоренению незаконного, несообщаемого и нерегулируемого рыболовства.
Предупредительный характер соглашения со всей очевидностью является преимуществом при планировании рыболовной деятельности в прилегающих районах, а также для предотвращения любого негативного воздействия на коммерчески значимые виды рыб в Центральной Арктике и прилегающих морях.
Если в будущем многосторонний мораторий на арктический промысел в открытом море не может быть продлен по ряду причин, то можно ожидать усиления конкуренции за морские живые ресурсы Арктики.
Арктические воды закрыли для промысла
Представители девяти стран и Евросоюза 3 октября подписали в Гренландии соглашение о предотвращении нерегулируемого рыболовства в центральной части Северного Ледовитого океана.
Ради сохранения Арктики
На церемонию подписания соглашения о предотвращении нерегулируемого промысла в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана в гренландский Илулиссат прибыли официальные делегации всех десяти сторон. Подписи под документом поставили Дания (за Фарерские острова и Гренландию), Европейский союз, Исландия, Канада, Китай, Норвегия, Республика Корея, Россия, США и Япония.
Главная цель соглашения — предупредить возникновение нерегулируемого рыболовства в акватории, расположенной за пределами исключительных экономических зон приарктических государств — Канады, Дании, Норвегии, России и США.
Наблюдения показывают, что значительная часть этого участка по крайней мере в летние месяцы все чаще оказывается свободной ото льда, который до этого препятствовал развитию судоходства.
Без ледовой защиты доступ в этот район будет открыт, что может представлять угрозу для морских экосистем Арктики.
В июле 2015 г.
в Осло пять приарктических государств договорились не начинать коммерческое рыболовство в центральной части Северного Ледовитого океана, пока не будет собрано достаточно научной информации о запасах и экосистеме арктического региона и не установлены необходимые механизмы регулирования рыболовства. Новое соглашение, проект которого в конце августа был одобрен правительством РФ, закрепляет эти обязательства.
Как сообщили Fishnews в пресс-службе Росрыболовства, текст соглашения был очень дискуссионным, но «именно позиция России позволила зафиксировать особую роль прибрежных государств в Арктике».
В частности, важнейшие решения будут приниматься коллективно всеми странами-участницами.
В документе учтено мнение российской стороны по определению района действия соглашения, а также предложения по механизму его вступления в силу и прекращения.
«В Арктическом регионе сформирована уникальная экосистема, сохранение которой должно относиться к одной из приоритетных задач мирового сообщества», — заявил руководитель Росрыболовства Илья Шестаков.
– «Несмотря на сложный диалог, а также различие в подходах к разрабатываемому тексту, в ходе переговоров нам удалось достичь взаимопонимания по такому важному вопросу, как сохранение Арктики для будущих поколений».
Он назвал соглашение убедительным примером «превентивного реагирования заинтересованных государств на глобальные изменения климата, возрастающее антропогенное воздействие» и показателем общей готовности принимать согласованные меры по сохранению биоразнообразия Арктики.
Для пяти приарктических стран важна уверенность в том, что биоресурсы, находящиеся в их юрисдикции, не будут подорваны в результате рыболовства в районе открытого моря, считает Дэвид Болтон, который на протяжении нескольких лет возглавлял делегацию США на переговорах по соглашению.
По его словам, интерес стран за пределами арктического региона может быть связан с ожиданиями открытия в будущем в этих водах коммерческого лова. «Подписываясь под соглашением сейчас, они гарантируют себе место у стола, когда будут вестись переговоры о новом соглашении, которое позволит осуществлять промышленное рыболовство на устойчивой основе», — отметил эксперт.
Ни шагу без науки
Соглашение предусматривает разработку всем странами совместной программы научных исследований и мониторинга района арктических вод. Наука должна дать ответ, какие рыбные запасы, которые можно добывать на устойчивой основе, присутствуют или могут появиться в будущем в этом районе и какое воздействие такой промысел окажет на морские экосистемы.
По словам Дэвида Болтона, соглашение необычно уже тем, что ограничивает промысел в тех водах, где никогда не было коммерческого рыболовства. «Есть и время и простор для маневра, которые позволили странам согласиться на эту паузу и действительно предпринять необходимые научные исследования», — подчеркнул он.
«Это историческое соглашение не только позволит защитить центральную часть Северного Ледовитого океана от истощения рыбных запасов, но также послужит моделью для международного сотрудничества в условиях беспрецедентного изменения окружающей среды», — выразил мнение еще один участник переговоров, вице-президент по вопросам охраны окружающей среды некоммерческой организации Ocean Conservancy Скотт Хайлимен. – «Закрепленные в соглашении обязательства постоянно вести научные исследования в этом регионе обеспечат применение предосторожного подхода на десятилетия вперед».
Соглашение будет действовать в течение 16 лет с момента вступления в силу и будет продлеваться каждые последующие пять лет, если не поступит возражений от его участников. В документе также предусмотрена возможность создания региональной организации или договоренности по управлению рыболовством в этом районе.
Fishnews
Страны договорились о моратории на рыбалку в центре Арктики
Участники переговоров в Вашингтоне согласовали проект соглашения о предотвращении нерегулируемого промысла в открытых водах центральной части Северного Ледовитого океана.
30 ноября в Вашингтоне завершились переговоры между представителями «арктической пятерки» – Канады, Дании (Гренландии), Норвегии, России и США, а также КНР, Японии, Исландии, Республики Корея и ЕС. Стороны приняли историческое решение, одобрив проект соглашения о предотвращении нерегулируемого промысла в центральных районах Северного Ледовитого океана.
Речь идет об акватории площадью около 2,8 млн кв. км, расположенной за пределами 200-мильных экономических зон арктических государств.
В настоящее время коммерческий лов здесь не ведется, однако таяние многолетних льдов в Арктике частично открывает этот район для судов.
Хотя предпосылок для возникновения промышленного рыболовства в центре Северного Ледовитого океана в ближайшем будущем ученые не видят, участники соглашения выбрали предосторожный подход к управлению рыбными промыслами.
Важной частью соглашения является совместная программа научных исследований и мониторинга, в ходе которой будет вестись сбор информации об экосистемах арктического региона и возможных запасах морских биоресурсов. До появления достоверных научных данных и принятия механизма правового регулирования рыболовства открытые воды Арктики будут закрыты для рыбалки.
Как сообщили Fishnews в пресс-службе Росрыболовства, в тексте проекта учтена позиция российской делегации. В частности, в соглашении будет отражена особая роль прибрежных государств региона.
Предполагается, что решения, касающиеся недопущения промысловых судов в район открытого моря Северного Ледовитого океана, а также других мер по этому вопросу, будут приниматься всеми странами коллективно на основании консенсуса.
По мнению экспертов, два с лишним года, в течение которых велась разработка проекта соглашения, – это очень небольшой срок, особенно с учетом количества договаривающихся сторон. Соглашение станет логичным продолжением декларации, подписанной «арктической пятеркой» в Осло в июле 2015 г.
Участники переговоров продолжат работу над юридическим оформлением текста соглашения. Ожидается, что официально оно может быть подписано летом 2018 г.
http://fishnews.ru/news/32668
Fishnews
Арктический рыболовный прорыв к сотрудничеству
Буквально через неделю после завершения встречи президента Российской Федерации В. Путина и президента США Д. Байдена, в ходе которой наряду с другими вопросами обсуждались и арктические проблемы, вступило в силу «Соглашение о предотвращении нерегулируемого рыболовства в центральном районе открытого моря Северного Ледовитого океана».
Арктика
Данное Соглашение было подписано всеми заинтересованными государствами еще 3 октября 2018 года (далее по тексту Соглашение СЛО) в городе Илуллиссате (Гренландия). Однако пришлось ожидать почти полтора года, прежде чем все подписавшие его стороны выполнили в соответствии со своими законодательствами процедуры по ратификации Соглашения СЛО. Такое событие состоялось 24 июня 2021 года.
Безусловно, это новый обнадеживающий шаг по сотрудничеству в области использования и сохранения морских живых ресурсов в Арктике на участках открытого моря центральной части Северного Ледовитого океана, получившего образное наименование «ледовый анклав». Такое наименование было вызвано тем, что круглогодично этот район был покрыт полностью сплошным ледовым покровом и в этой связи был недоступен как для регулярных рыбохозяйственных исследований, так и ведения здесь рыбопромысловых операций.
https://www.youtube.com/watch?v=LddF0X_vYWU\u0026pp=YAHIAQE%3D
Однако в последнее тридцатилетие с потеплением Арктики участки открытого моря в центральной части Северного Ледовитого океана начали освобождаться ото льдов и стали доступны как для судоходства, так и возможного проведения рыбопромысловых операций.
Последнее могло спровоцировать развитие здесь широкомасштабного нерегулируемого промысла морских живых ресурсов, что могло бы отрицательно повлиять на состояние рыбных запасов, находящихся в 200-мильных ИЭЗ приарктических государств, и прежде всего России и США.
Внешние границы 200-мильных исключительных экономических зон 5 приарктических государств (России, Норвегии, Дании (в отношении Гренландии, Канады и США) в Северном Ледовитом океане и участки открытого моря в его центральной части – «ледовый анклав»
В этой связи инициаторами разработки и подписания Соглашения СЛО выступили в свое время ряд специалистов, ученых, представители общественных неправительственных рыбопромысловых организаций России и США.
Эта инициатива получила поддержку у других приарктических государств — Королевства Норвегия, Канады и Королевства Дания (в отношении Гренландии и Фарерских островов), а также государств, проявляющих интерес к использованию морских живых ресурсов Северного Ледовитого океана.
К ним относятся, прежде всего, Китайская Народная Республика, Республика Корея, Исландия, Япония и государства — члены Европейского союза.
Именно эти стороны и стали первоначальными участниками Соглашения СЛО: пять приарктических государств (Россия, Норвегия, Дания (в отношении Гренландии и Фарерских островов), Канада и США; и пять неарктических государств: Исландия, Китайская Народная Республикаи, Республика Корея, Япония и Европейский союз.
Район, на который распространяется действие Соглашения СЛО, находится за пределами 200-мильных исключительных экономических зон пяти приарктических государств — России, США, Канады, Дании (в отношении Гренландии) и Норвегии. Площадь этого района составляет около 2,8 млн кв. км, что в два раза превышает площадь всего Баренцева моря.
«Ледовый анклав» в центральной части Северного Ледовитого океана, а также анклавы в Охотском, Беринговом, Баренцевом и Норвежском морях
В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года такие морские пространства относятся к открытому морю и промышленное использование в них морских живых ресурсов возможно любым государством при соблюдении соответствующих мер по сохранению ресурсов и сотрудничеству с прилегающими к этому району прибрежными государствами.
При этом не исключено, как это ранее наблюдалось в подобных «анклавных районах» в Беринговом, Баренцевом и Охотском морях, развитие незаконного, неконтролируемого (ННН) промысла, о котором не сообщается, который нанес ущерб рыбным запасам прибрежных государств. Пришлось тогда предпринимать экстренные меры даже на уровне глав государств с тем, чтобы приостановить такой научно не обоснованный, по существу браконьерский промысел в упомянутых морях.
Избежать подобного развития событий для участков открытого моря в центральной открытой части Северного Ледовитого океана и является основной целью вступившего в силу Соглашения СЛО.
Статья 2 этого соглашения провозглашает: «Целью настоящего Соглашения является предотвращение нерегулируемого промысла на участке открытого моря в центральной части Северного Ледовитого океана путем применения мер по сохранению и управлению, основанных на принципе осторожного подхода, в рамках долгосрочной стратегии по защите здоровых морских экосистем и обеспечению сохранения и устойчивого использования рыбных ресурсов».
Развитие промысла рыбы в этом районе, согласно ряду положений Соглашения СЛО, возможно в соответствии с осторожным подходом и только на основе научных рекомендаций и с соблюдением мер по сохранению и управлению, направленных на устойчивое управление рыбными запасами. Поощряется проведение научно-исследовательской деятельности под контролем государства флага судна и широкого обмена полученными результатами, как и проведение совместных исследований по единым научным программам.
Сша ратифицировали соглашение о предотвращении нерегулируемого промысла в арктике
27 августа 2019 года США ратифицировали Соглашение о рыболовстве в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана вслед за Россией, первой осуществившей все необходимые процедуры, а также Канадой и Евросоюзом. Соглашение вступит в силу после завершения внутригосударственных процедур всеми десятью подписантами.
Соглашение о предотвращении нерегулируемого промысла в районе открытого моря центральной части Северного Ледовитого океана подписано 3 октября 2018 года в Илулиссате (Гренландия). Арктика до недавнего времени оставалась последним значительным регионом, в отношении которого не были выработаны международные договоренности в области рыболовства.
Цель документа — создание международно-правовой базы регулирования рыболовства в этом районе. Договоренности достигнуты между Российской Федерацией, США, Канадой, Королевством Дания за Фарерские острова и Гренландию, Канадой, Королевством Норвегия, Исландией, Японией, Китайской Народной Республикой, Республикой Корея и Европейским союзом.
От Российской Федерации подпись под документом поставил заместитель министра сельского хозяйства России — руководитель Росрыболовства Илья Шестаков.
Текст Соглашения был очень дискуссионным, в итоге Российская Федерация отстояла принципиально значимые для приарктических стран моменты: именно позиция России позволила зафиксировать особую роль прибрежных государств в Арктике.
Соглашение разработано в развитие Декларации о предотвращении нерегулируемого промысла в открытых морских районах центральной части Северного Ледовитого океана, подписанной в июле 2015 года в Осло.
Тогда пять приарктических государств согласились не начинать коммерческое рыболовство в этом районе до тех пор, пока не будет собрано достаточно научной информации о запасах и экосистеме арктического региона и не установлены необходимые механизмы регулирования рыболовства.
В апреле 2019 году по инициативе России в Архангельске состоялась первая встреча научных экспертов стран-участниц Соглашения (https://arctic-agreement.ru) о предотвращении нерегулируемого промысла в районе открытого моря центральной части Северного Ледовитого океана. По итогам Конференции подготовлен проект плана совместного изучения запасов водных биоресурсов Арктики.
«Перед нами — государствами, которые подписали крайне важное соглашение, стоит очень серьезный вызов — необходимо объединить усилия в целях сохранения центральной Арктики и разумной ее эксплуатации.
До недавнего времени бытовала точка зрения, что в этом районе рыбы нет.
Получается, что мы не просто так прилагаем свои усилия, и в дальнейшем здесь могут появиться коммерческие запасы», — отметил заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов.
Источник:Пресс-служба Росрыболовства
Управление морскими ресурсами в Северном Ледовитом океане
В докладе РСМД рассматриваются инициативы по совершенствованию механизмов управления морскими ресурсами в Арктике. Арктический совет запустил многочисленные проекты и программы для решения вопросов, связанных с состоянием Северного Ледовитого океана (СЛО).
Вместе с тем более пристальный анализ ситуации показывает, что созданных механизмов может быть недостаточно для удовлетворения растущих потребностей региона. Арктический регион сталкивается с серьезными геополитическими, социально- экономическими и экологическими проблемами.
Резкое сокращение площади арктического морского льда и другие перемены из-за потепления климата уже привели к серьезным последствиям.
Хотя эти изменения делают Северный Ледовитый океан более доступным для освоения, в то же время они наносят ущерб морским экосистемам и угрожают благополучию населения Арктики, чья жизнь зависит от состояния Северного Ледовитого океана. В докладе предлагаются практические рекомендации по выстраиванию более эффективной системы управления морскими ресурсами центральной части Северного Ледовитого океана.
Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.
В последнее десятилетие наблюдается рост внимания, уделяемого на высоком уровне проблемам океанов. Политики все больше осознают необходимость расширения сотрудничества между государствами и заинтересованными в решении проблем океана сторонами и готовы принимать необходимые меры.
В ответ на активизацию деятельности человека в Северном Ледовитом океане государствами была создана определенная архитектура управления. Учрежденный в 1996 г.
Арктический совет стал важным форумом, в рамках которого осуществляются координация и обмен результатами анализа обстановки в СЛО, формируется политика государств.
Совет реализует многочисленные проекты и программы для решения связанных с океаном вопросов.
Арктическим советом принят Стратегический план по защите арктической морской среды на 2015-2025 гг. План предусматривает реализацию 40 стратегических действий, направленных на достижение четырех стратегических целей:
Цель 1. Расширить знания о морской среде Арктики, продолжить мониторинг и оценку современных и будущих воздействий на морские экосистемы Арктики.
Цель 2. Сохранить и защитить функционирование экосистем и морское биоразнообразие для повышения их жизнеустойчивости и предоставления экосистемных услуг.
Цель 3. Содействовать безопасному и устойчивому использованию морской среды с учетом совокупного воздействия на нее.
Цель 4. Повысить экономическое, социальное и культурное благополучие жителей Арктики, включая благополучие её коренных народов, и укрепить их способность адаптироваться к изменениям арктической морской среды.
В исследовании приводятся примеры других проектов в международной деятельности в СЛО.
Так, в рамках «Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», принятой Генеральной Ассамблей ООН в 2015 году, прописана следующая цель: «Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития».
Кроме того, под эгидой Организации Объединенных Наций начались переговоры о разработке на базе Конвенции ООН по морскому праву 1982 года международного юридически обязательного документа о сохранении и устойчивом использовании морского биологического разнообразия в районах за пределами действия национальной юрисдикции.
Вне рамок ООН по инициативе Соединенных Штатов, поддержанной другими странами, прошло шесть конференций «Наш океан».
На них правительства, международные и благотворительные организации, а также различные группы гражданского общества подтвердили свою приверженность обязательствам по поддержанию устойчивого рыбного промысла, борьбе с загрязнением морской среды и смягчению воздействия климатических изменений на океан.
Возможность начала коммерческого промысла рыболовецкими судами, в особенности зарегистрированными в неарктических государствах, в отсутствие адекватных научных данных и какого-либо международного механизма управления рыболовством, вызывала у ряда арктических государств серьезную озабоченность.
В связи с этим было разработано Соглашение о предотвращении нерегулируемого промысла в открытом море в центральной части СЛО (Соглашение о рыболовстве в Арктике), под которым подписались Россия, США, Канада, Дания, Исландия, Норвегия, Япония, Китай, Республика Корея и Евросоюз. Соглашение, вероятно, вступит в силу в 2020 г.
и запретит коммерческий промысел в открытом море в центральной части СЛО в течение как минимум 16 лет после вступления соглашения в силу.
Соглашение также обязывает стороны разработать совместную программу научных исследований и мониторинга с целью улучшения понимания экосистем в центральной части СЛО и влияния на них возможного рыбного промысла.
Видео: https://roscongress.org/sessions/iaf-2019-razrabotka-sotsialnoy-modeli-dlya-prisutstviya-v-regione/search/#01:02:15.183
В краткосрочной и среднесрочной перспективе можно усовершенствовать как самостоятельную деятельность Арктического совета по управлению морской средой, так и в координации с другими организациями.
С момента своего создания Арктический совет все более активно взаимодействовал с другими организациями. Проявление гибкости в деятельности Совета позволяет ему устанавливать и поддерживать отношения с самыми разными организациями, в том числе наделенными полномочиями, которых сам Совет не имеет, а именно: принимать обязывающие решения, влияющие на деятельность человека в СЛО.
Ряд межправительственных организаций, в частности ИКЕС (ICES — Международный совет по исследованиям моря), ИМО (IМО — Международная морская организация) и Комиссия ОСПАР (создана в рамках Конвенции по защите морской среды Северо-Восточной Атлантики (OSPAR)) имеют статус наблюдателей̆ в Арктическом совете.
По мнению авторов исследования, Арктический совет может активнее использовать налаженное сотрудничество с различными межправительственными организациями в интересах эффективного управления морской средой в Арктике.
К примеру, арктические государства могут использовать площадку Совета для согласования общих позиций и их совместного продвижения в других межправительственных организациях, таких, как Международная морская организация.
Кроме того, арктические государства могли бы шире привлекать наблюдателей Арктического совета к консультациям и обсуждению соответствующих вопросов.
Многие государства-наблюдатели имеют опыт экосистемного управления в акваториях, находящихся в пределах их юрисдикции. В исследовании отмечается, что Арктический совет мог бы активнее привлекать их к планированию и проведению научных исследований, а также к разработке рекомендуемых мер.
Ряд государств-наблюдателей могут внести финансовый и иной вклад в реализацию согласованной научной программы в СЛО.
Привлечение государств-наблюдателей к этой деятельности может косвенно способствовать повышению информированности о необходимости определенных мер и содействовать их принятию в более широких международных организациях, таких, как Международная морская организация.
Видео: https://roscongress.org/sessions/iaf-2019-arktika-budushchego-ustoychivye-resheniya/search/#00:38:05.312
Для создания режима международного регулирования, отвечающего требованиям формирования механизма для осуществления научных исследований и управления морской средой в долгосрочной перспективе, требуется более эффективная архитектура экосистемного управления в СЛО, особенно в его центральной части.
Активизация деятельности человека в СЛО, особенно в его центральной части, потребует создания нового элемента архитектуры управления — органа для управления морской средой, способного на основе научных рекомендаций и предложений предпринимать решительные меры для их реализации. Новая структура может быть создана как под эгидой Арктического совета, так и вне его рамок.
Основное преимущество создания механизма управления морской средой под эгидой Арктического совета или предоставления Арктическому совету полномочий самому выполнять функции такого органа заключается в том, что Совет уже является признанной организацией со своими членами и отработанным механизмом функционирования.
За время своего существования Совет доказал способность развиваться и брать на себя новые функции. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что он стал площадкой для переговоров, в результате которых было заключено три юридически обязательных соглашения.
Первое из них, Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике, было подписано в Нууке (Гренландия) на Министерской сессии 2011 года. Второе, Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике, было подписано в Кируне (Швеция) на Министерской сессии 2013 года.
Третье, Соглашение по укреплению международного арктического научного сотрудничества, было подписано в Фэрбанксе (Аляска) на Министерской сессии 2017 года.
Авторы исследования отмечают, что на основании мандата, предусмотренного Оттавской декларацией, не имеющей юридически обязательной силы, Арктический совет не может выполнять функции органа управления морской средой. Политикам придется найти какой-то иной способ предоставить Совету (или новому органу, созданному в рамках Совета) полномочия принимать решения, которые будут иметь обязательную юридическую силу для его членов.
Другой вариант, предложенный в рамках исследования, предполагает учреждение вне рамок Арктического совета «программы региональных морей» или аналогичного механизма управления морской средой в центральной части СЛО, в рамках которого могли бы приниматься самостоятельные решения и осуществляться взаимодействие с другими организациями, в частности, с Международной морской организацией, с тем чтобы эти решения реализовывались на практике.
По мере расширения деятельности человека в ближайшие годы реализация этих идей позволит арктическим государствам установить действенный режим, на основе которого они смогут эффективно управлять морской средой в СЛО.
Немаловажно и то, что формирование этой усовершенствованной институциональной архитектуры стало бы для заинтересованных государств общим проектом, реализация которого способствовала бы снижению геополитической напряженности, возникшей в последнее время в Арктике.
Видео: https://roscongress.org/sessions/iaf-2019-klyuchevye-aspekty-perspektivnykh-napravleniy-rybnoy-promyshlennosti-v-arktike/search/#00:22:40.384
Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс, такими, как Арктика, Окружающая среда, Экономический прогресс и Устойчивое развитие, посвященными возможному развитию перспективных направлений освоения Арктики, а также достижению целей устойчивого развития и экономического роста.