Ответственность

Система разделения властей

Система разделения властей Система разделения властей

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 122.

Обновлено 12 Августа, 2022

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 122.

Обновлено 12 Августа, 2022

В прошлом существовало множество государств с монархической формой правления. Их отличительной чертой было сосредоточение власти в руках одного правителя (царя, императора, фараона). Для современного мира, в большинстве стран которого провозглашены демократические ценности и идеалы, такой способ организации власти нетипичен. Узнаем, что такое разделение властей, для чего оно осуществляется.

В истории известно множество ситуаций, при которых один человек управлял государством, самостоятельно принимал законы и контролировал их выполнение, выносил решение по важнейшим вопросам.

Власть при этом основывалась на авторитарной форме правления. По мере развития общества люди пришли к пониманию необходимости разделения властей на три ветви.

Кратко познакомимся с причинами этого процесса.

  • Предотвращение диктатуры и тирании, при которых власть находится в руках одного лица или политического движения.
  • Разделение полномочий между тремя ветвями позволило организовать более чёткое соблюдение баланса между всеми сферами жизни в государстве.
  • Пресечение злоупотреблений властью.
  • Своевременное выявление ошибок в функционировании государственного аппарата.

Тем, кто придумал понятие «разделение властей», стал английский учёный и философ Джон Локк. Его идею в своих работах развил и дополнил Шарль Монтескьё, живший во Франции в первой половине XVIII века.

Он считал, что такое деление необходимо для лучшего функционирования всех органов власти. Его учение легло в основу трудов многих общественных деятелей, рассуждавших о том, зачем нужно разделение.

Рис. 1. Джон Локк.

Согласно принципу разделения властей, выделяются следующие ветви власти:

  • законодательная — занимается формулированием законов, которые должны способствовать процветанию государства, улучшать жизнь всех членов общества;
  • исполнительная — обеспечивает осуществление законов, способствует стабильному развитию общества, отслеживает случаи правонарушений;
  • судебная — на основе существующих в государстве нормативно-правовых актов осуществляет охрану прав и свобод граждан, вершит правосудие.

Система разделения властейРис. 2. Схема «Три ветви власти».

Каждая из ветвей власти представляет собой отдельную чётко организованную структуру, не зависящую от других. Так, люди, занимающие должности в законодательных органах, не имеют влияния на вынесение судебных решений. В свою очередь, судьи подчиняются закону государства и не могут действовать вопреки установленным нормам.

Все три ветви контролируют деятельность друг друга, отслеживают законность производимых действий. При этом ни одна ветвь не может быть устранена другими.

В РФ функцию законодательной власти выполняет двухпалатное Федеральное собрание. Оно подчиняется конституционным нормам. Исполнительную власть осуществляет Правительство, в состав которого входят различные министерства и ведомства. Система судебной власти имеет разветвлённую структуру.

В других демократических государствах также прослеживается разделение властей. Так, в США законодательным органом является Конгресс, исполнительная ветвь представлена Администрацией Президента, судебная основывается на Конституции США.

Система разделения властейРис. 3. Здание Конгресса США.

Для того чтобы избежать ситуации, при которой власть заключена в руках одного государственного деятеля, была разработана система разделения властей. Законодательная ветвь занимается принятием законов, исполнительная следит за их внедрением, судебная обеспечивает их соблюдение, пресекает случаи нарушения норм права.

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 122.

А какая ваша оценка?

Гость завершил

Тест: «Никита»с результатом 8/10

Гость завершил

Тест «Тарас Бульба»с результатом 14/16

Гость завершил

Тест «Дедушка»с результатом 7/10

Гость завершил

Тест «Евгений Онегин»с результатом 14/16

Гость завершил

Тест «Дубровский»с результатом 11/16

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Разделение властей

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Общая характеристика конституционного принципа разделения властей

1.1. Понятие принципа разделения властей

1.2. Принцип разделения властей как основа государственной власти в РФ

2.1. Законодательная власть

2.2. Исполнительная власть

2.3. Судебная власть

  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Введение

В соответствии с Конституцией РФ 1993 года Российская Федерация является правовым государством. Одним из важнейших принципов правового государства является принцип разделения властей, который закреплен в статье 10 Конституции РФ.

В соответствии с указанным принципом государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Принцип разделения властей распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти и устанавливает их самостоятельность и взаимную уравновешенность. Поэтому изучение принципа разделения властей является актуальным в настоящее время.

  1. Принцип разделения властей необходим для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий одной власти какой-либо другой власти.
  2. Объектом исследования в данной курсовой работе выступают общественные отношения, которые складываются в процессе реализации принципа разделения властей в Российской Федерации.
  3. Предметом исследования является принцип разделения властей.
  4. Цель состоит в исследовании принципа разделения властей в РФ.
  5. Задачи:
  1. Дать понятие принципа разделения властей.
  2. Перечислить особенности принципа разделения властей в РФ.
  3. Охарактеризовать законодательную власть в РФ.
  4. Выявить особенности исполнительной власти в РФ.
  5. Определить сущность судебной власти в РФ.

Изучением принципа разделения властей занимались следующие авторы: С.А. Авакьян, М.В. Баглай, А.Б. Венгеров, Б.Н. Габричидзе, А.Н. Кокотов, О.Е. Кутафин, А.Е. Постников и другие.

Структурно данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении раскрывается актуальность изучения принципа разделения властей, определены объект, предмет, цели и задачи исследования.

В первой главе определяется понятие и сущность принципа разделения властей.

Вторая глава посвящена рассмотрения трех ветвей власти в РФ. В ней дается характеристика законодательной, исполнительной и судебной властей в РФ. Заключение данной курсовой работы содержит общие выводы по главам.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

1.1. Понятие принципа разделения властей

Система разделения властей

Принцип разделения — это основополагающая идея, выражающаяся в раздельном и последовательном изложении правового статуса трех ветвей власти.

То есть законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы.

Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п[1].

  • Содержание принципа разделения властей состоит в следующем:
  • — законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным (представительным) органом;
  • — исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетной главе государства и лишь в некотором отношении парламенту;
  • — между законодательным и исполнительным органом должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них;
  • — судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно;
  • — ни одна из трех властей не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью;

— споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т. е. Конституционным Судом;

— конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими, т. е. содержать взаимные противовесы для всех властей.

Теория разделения властей была сформулирована Д. Локком и Ш. Монтескье. Ее сущность сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная — должны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга[2].

Однако для обеспечения свободы, согласно этой теории, недостаточно одного лишь распределения власти между несколькими органами. Нужно, чтобы они находились во взаимном равновесии, ни один из органов не мог получить преобладание над другими и каждый из них был гарантирован от посягательств на его самостоятельность другого органа.

В результате различные власти, организованные подобным образом, не подчинены друг другу, однако находятся в тесной связи между собой и во взаимодействии. Ни одна из них ничего не может сделать без других, и при несогласии между ними вся государственная деятельность должна остановиться.

Но поскольку остановиться она не может, то власти будут принуждены действовать в согласии друг с другом. Результатом этого и явится их взаимное сдерживание, обеспечивающее свободу.

Теория разделения властей воспринята конституциями многих стран, хотя конкретные формы ее реализации весьма разнообразны.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов осуществления государственной власти и функционирования правового государства.

Сущность принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Являясь органами государства, они должны взаимодействовать между собой, потому что в противном случае становится невозможным нормальное функционирование государственного механизма. Взаимное ограничение их полномочий на основе Конституции позволяет разумно и согласованно решать реальные вопросы государственной политики[3].

Законодательная власть устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе и осуществляться в рамках закона.

Сдерживание исполнительной власти достигается посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами.

Читайте также:  П. 7 ст. 250

В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти.

Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

Необходимо отметить, что принцип разделения властей имеет свои особенности в зависимости от формы правления в государстве.

1.2. Принцип разделения властей как основа государственной власти в РФ

В годы советской власти в России принцип разделения властей был отвергнут как чуждый и неприемлемый.

Создание в России социалистического государства неразрывно связывалось с уничтожением буржуазного парламентаризма и строительством новых, социалистических органов народного представительства, одним из важнейших принципов организации которых являлась ликвидация разрыва между законодательной и исполнительной властями, соединение законодательства с управлением. Такими органами были признаны Советы, через которые народ должен был осуществлять принадлежащую ему государственную власть. Все другие государственные органы признавались подконтрольными и подотчетными Советам[4].

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, в которой разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную объявлялось важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства. В апреле 1992 года этот принцип был внесен в Конституцию в качестве одной из основ конституционного строя России.

Разделение властей — один из основных принципов действующей Конституции РФ. В ст. 10 предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законами.

 Согласно Конституции РФ, разделение властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором, ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях сотрудничества.

Для того, чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей не только на федеральном уровне государственной власти, но и на уровне субъектов Федерации, Конституция РФ предусматривает соединение принципа разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между РФ, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами (ст. 5 Конституции РФ). Подобное взаимодействие принципов нацелено на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. А также направленно на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении и односторонность подхода к решаемым вопросам. Принцип разделения властей в РФ призван обеспечить, в конечном счете, рационализацию и оптимизацию деятельности государства, всех его структур и на этой основе повысить эффективность всего механизма управления государственными делами[5].

Ст. 10 Конституции РФ провозглашает, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Конституция вверяет каждую из этих ветвей власти соответствующему органу действующему самостоятельно.

Все высшие органы государственной власти в равной степени выражают целостность концепции народного суверенитета. Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти.

Важной особенностью российской конституции является то, что Президент РФ не входит ни в одну из трех властей. Он глава государства и обязан обеспечить согласованное функционирование и взаимное действие органов государственной власти.

Но при этом Президент не вправе вмешиваться в полномочия Федерального собрания или судебных органов, так как Конституция РФ строго разделяет их полномочия. Разногласия между властями он может регулировать только с помощью согласительных процедур или путем передачи спора в суд.

Закрепление системы федеральных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть в Российской Федерации, является составной частью понятия основ конституционного строя. Перечень таких органов является исчерпывающим, т. е.

не допускается создание каких-либо других органов власти без изменения гл. 1 Конституции РФ.

Это особенно важно для федеративного государства с большим числом субъектов и сложной системой разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов.

  1. Согласно Конституции РФ федеральную законодательную, исполнительную и судебную власть в РФ осуществляют:
  2. — Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);
  3. — Правительство РФ;
  4. — суды РФ.
  5. Законодательную, исполнительную и судебную власть в субъектах РФ осуществляют органы, образуемые вышеперечисленными федеральными органы государственной власти.
  6. Таким образом, одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека является принцип разделения властей.

Конституция РФ 1993 г. впервые за всю историю России закрепила и реализовала на практике учение о разделении властей, основу которого заложил еще в середине XVIII в.

французский просветитель Шарль Луи Монтескье (1689 — 1755 гг.).

Принцип разделения властей в РФ реализуется через сложную систему правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

2. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ В РФ

2.1. Законодательная власть

Система разделения властей

Законодательная власть — одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве, главной функцией которой является принятие законов государства. Кроме того, законодательной власти принадлежит право формирования внутренней и внешней политики, принятия бюджета и другие права. Законодательная власть в РФ действует не сама по себе, а в определенной конституционной системе, равновесие которой достигается взаимными противовесами трех основных властей.

В РФ законодательная власть осуществляется на двух уровнях — федеральном и региональном. На федеральном уровне законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).

Федеральное Собрание — парламент РФ, который является представительным и законодательным органом РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются сроком на четыре года[6].

Разделение властей — что это, определение и ответ

  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Родитель
  • No elements found. Consider changing the search query.
  • List is empty.
  • Физика
  • Биология
  • Русский язык
  • Обществознание
  • Литература
  • История
  • Химия
  • Английский язык
  • Профориентация
  • Информатика
  • Математика
  • No elements found. Consider changing the search query.
  • List is empty.

Разделение властей

Разделение властей – политико-правовая теория и практика, согласно которым государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но и в достаточной мере друг друга контролирующими) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.

Система разделения властей в РФ

Федеральное Собрание РФ

  • Совет Федерации РФ (верхняя палата)
  • Государственная Дума РФ (нижняя палата)
  • Правительство РФ
  • 1. Конституционный Суд РФ
  • 2. Верховный Суд РФ
  • Общие (гражданские) суды
  • Военные суды
  • Арбитражные суды

Президент РФ – глава Российского государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство РФ на международной арене.

По Конституции Президент РФ прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функционирование.

Президентом РФ может быть лицо:

  1. Гражданин РФ

  2. Не моложе 35 лет

  3. Постоянно проживающий в России не менее 25 лет

  4. Отсутствие иностранного гражданства или вида на жительства в другом государстве

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ – это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.

Судебная власть – обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, арбитражного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

  1. Судебную власть в РФ осуществляет – Верховный суд РФ и Конституционный суд РФ.
  2. Высшим органом законодательной власти в РФ является Федеральное собрание (универсальное название органа законодательной власти – Парламент).
  3. Федеральное собрание – это избираемый двухпалатный парламент России, её постоянно действующий представительный и законодательный орган.
  1. Верхняя палата – Совет Федерации РФ (в нее входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации)

  2. Нижняя палата – Государственная Дума РФ (состоит из 450 депутатов, срок полномочий – 5 лет)

Читайте также:  Российский экспортный центр

Система сдержек и противовесов

Система сдержек и противовесов означает, что в целях обеспечения и защиты интересов граждан все три ветви власти в одно и то же время и зависят друг от друга, и контролируют деятельность друг друга. Их независимость проявляется только в своей области компетенции. Во всем остальном они взаимозависимы друг от друга.

Система сдержек и противовесов на конкретных примерах:

Исполнительная власть, Законодательная власть, Президент.

Суть принципа разделения власти в России

Структура разделения властей:

  1. Президент Российской федерации является представителем всех ветвей власти.
  2. Законодательная: представителем этой власти выступает Федеральное собрание (Верхняя палата — Совет Федерации, нижняя палата — Государственная Дума).
  3. Исполнительная: представителями являются Правительство и Федеральные министерства и ведомства.
  4. Законодательная: представителями выступают Конституционный суд, Верховный суд.

К основным принципам разделения властей относятся:

  1. Каждая из ветвей власти независима, автономна и равноправна.
  2. Все ветви власти должны быть представлены отдельными органами власти и должностными лицами, относящимися к ним.
  3. Ни одна из ветвей власти не имеет права вмешиваться в правовую область и полномочия друг друга.
  4. Ветви власти уравновешивают друг друга, сдерживают и осуществляют взаимный контроль.
  5. Судебная власть независима от политики и подчиняется исключительно закону.

Исторические примеры

В древние века считалось, что вся власть должна находиться в руках монарха, который выпускал указы и законы, ему подчинялись суды. Во время эпохи Просвещения многие ученые и философы доказали, что это абсолютно невыгодно стране во всех сферах.

https://www.youtube.com/watch?v=yK1vD1Sc76g\u0026pp=ygUy0KHQuNGB0YLQtdC80LAg0YDQsNC30LTQtdC70LXQvdC40Y8g0LLQu9Cw0YHRgtC10Lk%3D

Англичанин Джон Локк первым озвучил идею разделения ветвей власти. По его мнению власть должна была делиться на федеративную, исполнительную и законодательную.

В XVIII веке французский философ и духовный просветитель Шарль де Монтескье предложил термин «разделение властей». Также он первый придал теории Джона Локка современную концепцию, разделив ветви на исполнительную, законодательную и судебную.

По теории Монтескье основной целью разделения властей будет предотвращение злоупотребления авторитетом. В стране будет сохраняться политическая свобода, потому что ветви власти будут контролировать друг друга.

В России особое внимание теории разделения властей уделял М.М. Сперанский. В своей работе «Введение к уложению государственных законов» он предлагал два варианта самодержавной власти на основе закона и принципа разделения властей.

Первый вариант предполагал лишь формальное действие теории разделения властей, настоящая же власть принадлежала бы самодержавию; во втором варианте самодержавие не прикрывалось бы только внешними формами — оно действовало бы и фактически, а не только формально.

Так, в 1991 году учреждение института Президентства РФ и образования Конституционного суда свидетельствовало о реальном выделении и укреплении в механизме государственной власти России наряду с законодательной — исполнительной и судебной властей.

Конституция РФ 12 декабря 1993 г. не только декларировала принцип разделения властей, но и довольно четко закрепляло за каждой из них круг относящихся к их ведению вопросов, их компетенцию.

Ветви власти

Функции исполнительной власти:

  • административное правоприменение;
  • информационное обеспечение государственной власти;
  • охрана правопорядка;
  • административный контроль за исполнением и соблюдением правовых норм;
  • осуществление политики государства по лицензированию, сертификации и регистрации;
  • осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов.

Структура органов исполнительной власти приведена в таблице:

С учетом территориального масштаба деятельности Федеральные Субъекты РФ Межтерриториальные
По объему и характеру компетенции Общей компетенции Отраслевой компетенции Межотраслевой компетенции Органы специальной и смешанной компетенции
По порядку разрешения подведомственных вопросов Коллегиального управления Единоначального управления
По организационно-правовым формам
  1. Правительство РФ.
  2. Федеральные министерствагосударственные комитеты.
  3. Федеральные комиссии.
  4. Федеральные службы.
  1. Правительства, советы министров, главы администраций.
  2. Министерства.
  3. Комитеты.
  4. Департаменты.
  5. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
Деятельность которых охватывает несколько субъектов РФ

Субъекты законодательной власти: народ, монарх, представительные органы.

Функции законодательной власти:

  1. Утверждение бюджета и отчет о его исполнении, программы социально-экономического развития.
  2. Принимает устав (конституцию) субъекта и поправки к ним.
  3. Устанавливает налоги и сборы для субъектов, а также порядок их взимания, порядок управления собственностью субъекта, порядок проведения референдума.
  4. Устанавливает административно-территориальное устройство и утверждает схему управления субъектами.

По главе 5, ст.94-109 Конституции РФ законодательную власть в РФ осуществляет Федеральное Собрание — Парламент Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума)

В систему органов судебной власти входят суды общей юрисдикции, конституционные и арбитражные суды.

Функции судебной власти: 

  1. Подчинение Конституции.
  2. Законность.
  3. Демократичность.
  4. Открытость.
  5. Гласность.
  6. Гуманизм.

Конституционный суд состоит из 19 судей. Их полномочия заключаются в решении дел о соответствии нормативных актов Конституции РФ, решении споров о компетенции органов государственной власти, толковании Конституции, выступлении с законодательной инициативой. Судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Суды общей юрисдикции рассматривают юридические дела между гражданами или между гражданами и организациями.

Арбитражные суды разрешают споры, субъектами которых являются юридические лица, граждане, предприниматели, государственные органы.

Для чего необходимо разделение властей

Разделение властей необходимо для предотвращения конфликта между правлением, а также для действия власти в интересах народа. Все ветви независимы друг от друга и осуществляют полномочия только в своей зоне правовой деятельности.

Разделение властей

  • Разделение властей — конституционный принцип организации управления государственной жизнью, суть которого заключается в двух аспектах:
  • а) разделение единой государственной власти, источником которой является народ, на три ветви, представляемые самостоятельными видами органов государственной власти, — законодательную, исполнительную и судебную, разграничение полномочий между ними;
  • б) разделение властных функций по уровням системы государственных органов: например, в условиях РФ — федеральный уровень, уровень субъекта РФ и уровень местного самоуправления (хотя и не являющегося государственной категорией, но участвующего в управлении жизнью членов общества).
  • У каждой ветви власти своя функция – исполнительная ветвь власти претворяет принятые законы в жизнь и проводит государственную политику, то есть занимается непосредственным администрированием, законодательная власть принимает законы, судебная – отправляет правосудие и является защитным механизмом, который включается, если законы нарушаются или не работают.
  • Всем известный принцип разделения властей зарекомендовал себя во всем мире и необходим для создания системы сдержек и противовесов: при распределении полномочий между различными органами снижается вероятность того, что какой-то орган аккумулирует у себя все полномочия и своими действиями создаст угрозу государству.
  • Цель разделения властей, та, что лежит на поверхности – поддержание демократической формы правления, то есть для того, чтобы было невозможно узурпировать власть.

Для чего еще необходимо разделение властей? Разделение властей, в первую очередь, нужно для защиты прав человека. Если его права нарушаются одной из ветвей, он должен иметь возможность обратиться в другие.

Главной составляющей концепции является, так называемая, система сдержек и противовесов. Это специальная организация отправления властных полномочий, отягощенная специальными процедурами, целью которых является ограничение полномочий отдельной ветви власти с одной стороны и обеспечение их самостоятельности, а с другой их совместная работа.

Лекция «Разделение властей» (видеоверсия):

Авторы концепции

Идея разграничения деятельности государственных органов в самом общем виде высказывалась еще античными мыслителями — Платоном, Аристотелем, Полибием и др. Так, Платон писал о законодательстве, управлении и правосудии как о формах государственной деятельности, которые «направлены на один и тот же предмет, но вместе с тем и отличны друг от друга».

Аристотель уже выделял «три элемента» всякого политического устройства: законосовещательный орган, административный или правительственный орган, судебные органы.

Полибий одним из первых считал необходимым не только разграничение власти, но и их взаимное ограничение. Так, консул, сенат и народное собрание, которые должны, с одной стороны, оказывать друг другу взаимную поддержку и содействие, с другой — сдерживать власть другого.

Джон Лилбёрн (1614 — 1657), активный участник буржуазной революции в Англии писал о разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную с целью гарантии законности и предупреждения возможных злоупотреблений органов государственной власти и должностных лиц.

Большинство исследователей основоположниками «классического» варианта теории разделения властей называют Джона Локка и Шарля Луи Монтескье. По Локку (как и по Аристотелю) «все подчиняется законодательной власти», поскольку «тот выше, кто может предписывать законы. Локк отдельно не выделял судебную власть, полагая ее составным элементом исполнительной власти.

Читайте также:  Оплата резервируемой максимальной мощности

В отличие от Локка Монтескье выделял в системе органов власти и судебную власть, которая может быть доверена не какому-либо специальному органу, а выборным лицам из народа, привлекаемым к отправлению правосудия лишь на определенное время.

Заслугой Монтескье является разработка идей равновесия и системы «сдержек и противовесов» законодательных и исполнительных органов государственной власти.

Теория разделения властей на практике

Одним из первых исторических примеров конституционного разделения властей являются законы, разработанные и внедрённые в Спарте Ликургом в VIII веке до н.э.

Так, в империи Ахеменидов войска не подчинялись сатрапам и в то же время военачальники не имели административной власти.

Идея, лежащая в основе принципа «разделение властей», была заложена в конституции Римской республики — наборе прецедентных, обычно неписаных принципов.

Центральное управление в Древнем Риме было разделено на три основные силы: консулов, сенат и комиции.

Таким образом, каждая часть власти в республиканские времена представляла собой отдельную организацию, ни одна из которых не могла узурпировать полную власть. В теории. Что произошло на практике, мы все знаем.

Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США 1787 года. При этом «отцы-основатели» (А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей) развили классическую модель. Они дополнили её моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов.

Кроме того, в содержание классической модели была включена известная система «сдержек и противовесов» (англ. checks and balances).

Практическое воплощение этой системы получило мощный импульс в связи с решением Верховного Суда США Марбери против Мэдисона (1803), в результате которого судебная власть США реально реализовала свою прерогативу контроля над конституционностью тех или иных законодательных актов.

Можно сказать, что разделение властей применено в большинстве демократических стран мира.

В СССР господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная власть провозглашалась как власть Советов, то есть власть представительных органов.

Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки и существования СССР, когда принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитете РСФСР.

Некоторые проблемы

В настоящее время становится понятно, что классическая концепция разделения властей немного ущербна и не объясняет собой полного государственного устройства.

Так, исследователи говорят, что есть большая контрольно-надзорная сфера, которой не нашлось места в этой концепции, группа правоохранительных органов, армия, которая тоже обладает системой органов и своими функциями или центральный банк.

В отношении России, например, до сих пор не ясно, куда девать президента. Он вроде и над ветвями, но с другой стороны (по крайней мере с 2020 года) встроен в исполнительную власть. В порядке научного «изврата» или с целью получить степень, некоторые исследователи предлагают выделять отдельно президентскую ветвь власти. Хотя указанное невозможно, так как будет противоречить Конституции РФ.

Разделение властей в России

Власть в России представлена тремя ветвями власти, оное указано в ст.10 – 11 Конституции:

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 11

  1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

  2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

  3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Соответственно,

  • исполнительная власть – правительство, профильные службы и министерства,
  • законодательная – Федеральное собрание,
  • судебная – Верховный суд, Конституционный суд и система судов. Судебная система представлена судами общей юрисдикции (в том числе, военными судами), арбитражными судами, конституционным судом РФ.

Понятно, что действующая Конституция РФ писалась в начале 90-х непосредственно под Бориса Ельцина, для того, чтобы у него были все возможные полномочия. Президент в этой системе является основным звеном, при этом, не входящим не в одну из ветвей власти.

При такой избыточности полномочий, в 2020 году Президенту было добавлено еще больше полномочий. Однако, эти же поправки приблизили высшее должностное лицо к исполнительной власти, установив, в частности, что:

  • Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
  • Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях правительства РФ;
  • Правительство РФ слагает свои полномочия не перед вновь избранной Государственной думой, а перед вновь избранным президентом РФ.

При этом, Президент РФ имеет большое влияние и на другие ветви власти, например:

  • Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность и вносит представление о прекращении полномочий Председателя Конституционного Суда РФ, заместителя Председателя Конституционного Суда РФ и судей Конституционного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя Верховного Суда РФ и судей Верховного Суда РФ; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов;
  • Назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора РФ, заместителей Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом;
  • Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной думе кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты.

Правоведы и политологи такой строй называют президентской республикой. Такими государствами являются США, где президент является главой исполнительной власти, большинство стран Латинской Америки и Африки. Некоторые ученые называют Россию не просто президентской республикой, а суперпрезидентской именно из-за избыточности полномочий.

Госстроительство в регионах регулируется Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 N 184-ФЗ, который устанавливает разделение властей на уровне субъектов федерации. В частности ст.

2 этого ФЗ устанавливается разделение на исполнительную и законодательную власть. Судебная власть в субъектах представлена конституционными (уставными) судами (которые упраздняются с 2023 года) и аппаратами мировых судей – самого низового звена судебной системы.

Все иные судебные структуры в регионах находятся в федеральном подчинении.

Система сдержек и противовесов в России

Рассмотрим конкретные примеры.

  1. Один из блоков поправок к Конституции 2020 года, касался изменения правил формирования правительства и подавался как усиление полномочий Государственной думы.

Прежний порядок, определенный в редакции Конституции 1993 года, выглядел так. Президент вносит в Государственную думу кандидатуру Председателя Правительства. Государственная дума либо дает согласие, либо отклоняет кандидатуру.

Если она отклоняет, Президент вносит заново кандидатуру премьера, при этом он может внести ту же самую кандидатуру (что и происходило в 1998 году).

Если Дума трижды отклоняет кандидатуру, президент самостоятельно назначает председателя правительства, распускает Думу и назначает досрочные выборы в нее.

На практике отклонение кандидатур было дважды в 1998 году. В первом случае после двукратного отклонения кандидатуры Сергея Кириенко президент Борис Ельцин внес его кандидатуру третий раз, тут Дума дрогнула и дала согласие.

Во втором случае дрогнул Ельцин: после двукратного отклонения Думой кандидатуры Виктора Черномырдина (отправленного им в отставку за полгода до этого) президент предложил новую кандидатуру (Евгения Примакова), заведомо имевшую поддержку большинства Думы.

Распускать Думу не пришлось ни в первом, ни во втором случае — и вообще пока такой практики не было.

Если Дума дает согласие, президент назначает председателя правительства. Тот предлагает Президенту кандидатуры на должности своих заместителей и министров, и Президент их назначает.

Таким образом, к назначению членов правительства Государственная дума и Совет Федерации не имеют отношения. Решения принимают председатель Правительства и Президент (система «двух ключей»).

Формально положения Конституции выглядят так, что реальное решение принимает премьер, а Президент его лишь утверждает.

На практике все может быть по-разному, и в последнее время часто создается впечатление, что решающую роль в подборе кандидатур министров играют не председатель правительства, а Президент и его администрация.