Ответственность

Родовой объект коап

Определение 1

Объект административного правонарушения – это общественные отношения в области государственного управления, которые координируются и охраняются нормами права и мерами административной ответственности.

Значение объекта административного правонарушения:

  • определение круга общественных отношений, которые охраняются мерами административной ответственности;
  • определяет противозаконные или не противозаконные действия;
  • определяет серьезность возможного либо совершенного вреда;

Виды объектов административного правонарушения

Выделяют следующие виды:

  • общий объект – это сочетание общих взаимоотношений, которые возникают в области национального управления и регулируются порядками административного права, а также защищены нормами административной ответственности;
  • родовой объект – это круг односторонних общественных отношений, которые защищаются сочетанием административных и правовых мер и составляют самостоятельную часть объекта;
  • видовой объект – это общественные взаимоотношения, защищаемые административными и правовыми нормами, применяющимися к одинаковым нарушениям;
  • непосредственный объект – это определенные взаимоотношения, которые охраняются административными и правовыми нормами, если им наносится вред данным преступлением;
  • дополнительный объект – взаимоотношения, которым нанесен ущерб преступлением, но они являются не основным объектом правовой охраны, а дополнительным;
  • факультативный объект – это взаимоотношения, которым в зависимости от обстоятельств могут причинить или не причинять вред.

Определение 2

Предмет административно-правового нарушения – элемент отношения, который охраняется законом и преступник действуя на него, причиняет ему общественно вредные последствия.

Отличие предмета от объекта административного правонарушения:

  • в правонарушении всегда есть объект, а предмет – не обязательно;
  • предмет – это факультативный элемент объекта;
  • при нанесении ущерба от правонарушения, объект всегда страдает, а предмет нет.

Объективная сторона административного правонарушения

Объективная сторона административного правонарушения – это выражение административно-правового нарушения, которое определяется деянием, когда появились последствия и между ними появилась причинно-следственная связь.

Обязательные элементы объекта административно-правового нарушения являются: противозаконные действия, преступные последствия, преступный вред, связь между общественно опасным деянием и наступившими последствиями.

Факультативные элементы – это временной промежуток, когда произошло преступление, место, где произошло преступление, способ, которым было совершено преступление, обстановка и признак другого лица, это отказ выполнения указания ответственного лица.

Противоправными деяниями называются сознательные действия или их отсутствие, которые причинили вред общественным отношениям. Это осознанное поведение субъекта, который причинил ущерб общественным отношениям. Противоправным бездействием называется противозаконное безучастное поведение субъекта, который должен предпринять какие либо – действия.

Деяние бывает однократным (совершенно один раз), собирательным (совершенно дважды и более раз), длящимся, продолжаемым (это преступление, которое складывается из нескольких правонарушений, направленное на общую цель). Общественно-вредными последствиями называются отрицательные изменения, которые наступают после того, как произошло преступное деяние. Последствия бывают материальные и нематериальные.

Причинно-следственной связью называется связь, которая возникает между пагубным деянием и последствием. Из-за опасного деяния появляется вредное последствие.

Родовой объект коап

Екатерина Свеклова-Богданова

Преподаватель гражданского права

  • Особенности отдельных предпринимательских договоров связанных с пользованием имуществом аренда предприятия лизинг

    • Вид работы: Реферат
    • Выполнена: 12 апреля 2023 г.
    • Стоимость: 1 000 руб

    Заказать такую же работу

  • Оперативно розыскные особенности предупреждения и раскрытия преступлений оперативными подразделениями уголовного розыска

    • Вид работы: Повышение уникальности
    • Выполнена: 1 марта 2023 г.
    • Стоимость: 11 900 руб

    Заказать такую же работу

  • устойчивые речевые формы обращения в арабском обществе

    • Вид работы: Курсовая работа
    • Выполнена: 25 апреля 2022 г.
    • Стоимость: 3 300 руб

    Заказать такую же работу

  • Брак и Семья Разводы их влияние на современный тип воспроизводства поколений

    • Вид работы: Курсовая работа
    • Выполнена: 13 декабря 2021 г.
    • Стоимость: 4 000 руб

    Заказать такую же работу

  • правовой статус фонд социального страхования

    • Вид работы: Курсовая работа
    • Выполнена: 17 ноября 2021 г.
    • Стоимость: 1 900 руб

    Заказать такую же работу

  • Ф Прокопович о юридическом статусе верховной власти

    • Вид работы: Контрольная работа
    • Выполнена: 4 мая 2021 г.
    • Стоимость: 1 300 руб

    Заказать такую же работу

  • Смотреть все работы по праву

    Не получается написать работу самому?

    Доверь это кандидату наук!

    2.1 Объект административного правонарушения

    В
    теории административного права объекты
    посягательств административных
    правонарушений традиционно подразделяют
    на четыре группы: общий, родовой, видовой
    и непосредственный.

    Такое деление имеет
    не только теоретическое, но и практическое
    значение, так как оно позволяет
    правоприменителю осуществить процесс
    квалификации административных
    правонарушений, то есть отнесение
    противоправного деяния к конкретной
    статье Особенной части КоАП РФ либо
    статье закона субъекта РФ, устанавливающего
    административную ответственность.

    Общим
    объектом административных правонарушений

    являются общественные отношения в сфере
    государственного управления, регулируемые
    нормами права (конституционного,
    трудового, земельного, экологического,
    финансового, гражданского), охраняемые
    и защищаемые мерами административной
    ответственности..

    Родовой
    объект

    часть общего объекта.

    В качестве критерия
    деления общего объекта на части может
    быть взята отрасль
    общественной деятельности
    ,
    где складываются общественные отношения
    (в сельском хозяйстве, в промышленности,
    на транспорте…) или содержание
    охраняемых общественных отношений

    (собственность, общественный порядок,
    права граждан, порядок управления).
    Именно родовой объект лежит в основе
    построения Особенной Части КоАП РФ,
    например в гл.5 сконцентрированы
    проступки, посягающие на права граждан,
    в гл. 14- проступки, связанные с осуществлением
    предпринимательской деятельности.

    Видовой
    объект

    разновидность родового, специфическая
    группа общественных отношений, общая
    для правонарушений, входящих в одну
    главу.

    Выделение видового объекта
    является необходимым и оправданным,
    поскольку именно такая система объектов
    детально разграничивает общественные
    отношения между собой, что в свою очередь
    позволяет правоприменителю более
    качественно осуществлять процесс
    квалификации административных
    правонарушений и эффективно назначать
    виновным лицам административные
    наказания.

    Под
    непосредственным объектом
    рассматривается
    та часть однородных общественных
    отношений, которым административное
    правонарушение непосредственно причиняет
    ущерб (например, право владения,
    пользования и распоряжения конкретным
    имуществом при совершении мелкого
    хищения). В качестве непосредственного
    объекта могут выступать конкретные
    нормы, правила, предписания, запреты.
    Непосредственный объект позволяет
    разграничить однородные административные
    правонарушения между собой.

    В
    ряде случаев объект административного
    правонарушения тесно связан с предметом
    посягательства, то есть с предметом
    внешнего, материального мира на который
    воздействует правонарушение и которым
    причиняется ущерб (например, налоговая
    декларация для административных
    правонарушений в области налогов и
    сборов). Однако предмет административного
    правонарушения нельзя отождествлять
    с объектом, даже несмотря на то, что он
    является элементом общественных
    отношений, что также предполагает его
    охрану.

    2.2 Объективная сторона правонарушения

    Объективная
    сторона правонарушения

    – это система предусмотренных нормами
    административного права признаков,
    характеризующих его внешние проявление.

    Объективная
    сторона любого характеризуется двумя
    группами признаков: обязательными
    и
    факультативными.

    В
    число обязательных
    признаков

    входит само противоправное деяние
    (действие
    или бездействие),
    его
    общественно
    вредные последствия

    и логическая
    связь между ними
    .Так,
    например, нарушение во
    дителями
    транспортных средств Правил дорожного
    движения
    (гл.

    12 КоАП РФ) может выражаться в разных
    действиях: пре
    вышении
    установленной скорости движения,
    несоблюдении
    требований
    дорожных знаков, проезде на запрещающий
    сигнал
    светофора,
    пересечении сплошной линии разметки и
    др.
    Или
    пример бездействия.

    Непринятие
    мер по устранению причин и условий,
    способствующих совершению административного
    правонарушения (ст.19.6 КоАП РФ).

    Мы с Вами говорили
    о том, что юридические составы
    административных правонарушений по
    своей законодательной конструкции
    могут быть формальными и материальными.

    Именно по объективной стороне
    административного правонарушения они
    и подразделяются следующим образом.

    То
    есть в число обязательных признаков
    объективной стороны административного
    правонарушения с формальным составом
    не входят общественно вредные последствия
    противоправного деяния и причинная
    связь между двумя этими признаками.

    Для административных
    правонарушений с материальным составом
    обязательными признаками объективной
    стороны являются: общественно вредные
    последствия противоправного деяния и
    причинная связь между двумя этими
    признаками.

    Факультативные
    признаки

    объективной стороны правонарушения –
    это дополнительные критерии, характеризующие
    условия и обстоятельства совершения
    правонарушения.

    В административном
    праве в качестве таковых выделяются:
    время, место, способ, характер совершения
    деяния, его повторность, неоднократность,
    злостность, систематичность.

    Они присущи далеко не всем составам
    административных правонарушений,
    в силу чего они называются факультативными
    признакамисостава
    административного правонарушения, т.е.
    необязательными признаками.

    В
    тоже время, для ряда составов
    административных правонарушений
    какой-либо из факультативных признаков,
    в силу законодательной конструкции
    состава, становится обязательным
    признаком объективной стороны
    правонарушения.

    Так,
    например, административное правонарушение
    «стрельба из оружия в не отведенных для
    этого местах» в качестве обязательного
    признака объективной стороны указывает
    на
    место совершения административного
    правонарушения (ст. 20.13).

    • С
      объективной стороны административные
      правонарушения могут простыми
      и
      сложными.
    • Простое
      деяние
      представляет собой единое действие или
      кратковременное бездействие, единый
      кратковременный акт противоправного
      поведения (мелкое
      хищение).
    • Сложное
      деяние
      может состоять из нескольких самостоятельных
      действий либо быть растянуто во времени.
    • Выделяют следующие
      виды сложных деяний:

    • с
      двумя разными действиями

      (например,
      мелкое хулиганство, сопряженное с
      неповиновением законному требованию
      представителя власти);

    • состоящее из альтернативных действий

      (например,
      нарушение правил производства, продажи,
      коллекционирования, экспонирования,
      учета, хранения, ношения или уничтожение
      оружия и патронов к нему);
    • — длящиеся;
    • -продолжаемые;
    Читайте также:  По формуле 20

    Так как в КоАП РФ
    законодатель конкретно выделяет длящиеся
    правонарушения (ст.4.5 КоАП РФ) остановимся
    на них конкретнее.

    Длящееся
    правонарушение

    – действие или бездействие, в результате
    которого длительно не исполняется
    обязанность.

    В основе длящегося нарушения
    лежит невыполняемая лицом в течение
    длительного времени правовая обязанность
    не нарушать правовой запрет или, наоборот,
    совершить предусмотренное нормой права
    действие.

    Для него характерно непрерывное
    осуществление нарушения, чаще всего
    путем длительного бездействия. Длящееся
    правонарушение является единым.

    Начальным
    моментом правонарушения является
    действие или бездействие, повлекшее
    длительное нарушение запрета, или
    длительное невыполнение обязанности.

    Оно оканчивается фактически прекращением
    правонарушения или юридически –
    привлечением виновного к ответственности
    (например,
    ст. 19.15 КоАП РФ

    проживание
    гражданина без регистрации).

    Невыполнение
    предусмотренной нормативным правовым
    актом обязанности к установленному в
    нем сроку не является длящимся
    административным правонарушением.1

    Длящееся
    административное правонарушение следует
    отличать
    от продолжаемого,
    под которым понимается совершение одним
    и тем же лицом нескольких тождественных
    правонарушений,
    за каждое из которых он подлежит
    административной ответственности.

    На
    повторность
    административного
    правонарушения прямоуказываетп.2 ч.1 ст.4.3
    КоАП РФ. Повторность означает совершение
    одним и тем же лицом в течение определенного
    ст. 4.6 КоАП РФ срока (один год) однородного
    правонарушения, за которое оно уже
    подвергалось административному
    наказанию.

    Существует 2
    варианта выражения повторности:

    • Повторность служит обстоятельством, отягчающим ответственность за административное правонарушение (ст. 4.3)
    • Простой вид правонарушения превращается в квалифицированный, за совершение которого устанавливается повышенная административная ответственность (ч. 2 ст. 5.27).

    Состав административного правонарушения

    • Состав административного правонарушения – это совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения. К элементам состава административного правонарушения относятся:
    • 1) объект административного правонарушения;
    • 2) объективная сторона административного правонарушения;
    • 3) субъект административного правонарушения;
    • 4) субъективная сторона административного правонарушения.

    Объект административного правонарушения. Различают общий, родовой, видовой и непосредственный объекты административного правонарушения.

    Общий объект – совокупность общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых мерами административной ответственности.

    Родовой – однородная группа общественных отношений, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта.

    Например, отношения, охраняющие права и свободы человека и гражданина; здоровье граждан; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; общественную нравственность; окружающую среду; установленный порядок осуществления государственной власти; общественный порядок и общественную безопасность; собственность и др.

    В Особенной части разд. II КоАП РФ при формулировании родовых объектов указаны 2 правовых критерия – отрасль и объект посягательства.

    Видовой объект – специфическая группа общественных отношений, являющихся разновидностью родового объекта. В КоАП РФ видовой объект достаточно полно и объемно регулирует административную ответственность: транспорт, дорожное движение, финансы, налоги и сборы, рынок ценных бумаг, таможенные дела, воинский учет.

    1. Непосредственный объект – общественные отношения, охраняемые отдельной нормой административного права.
    2. По юридическому назначению объекты административных правонарушений могут быть подразделены:
    3. а) на основной – общественные отношения, которые являются основным объектом посягательства;
    4. б) дополнительный – общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением, но они не являются основным объектом правоохраны и дополняют его;
    5. в) факультативный – общественные отношения, которым может быть причинен ущерб правонарушением, а может и не быть причинен.
    6. Объективная сторона административного правонарушения – это внешнее выражение административного правонарушения, характеризующееся деянием, наступившими последствиями и причинно-следственной связью между ними.

    В объективной стороне объекта административного правонарушения различают обязательные и факультативные признаки. Перечислим обязательные признаки.

    1. Противоправное деяние (действие или бездействие) – противоправное действие – активная форма деяния вопреки административно-правовым запретам. Деяние может быть простым (единственным действием) и сложным. Сложное:

    • а) собирательное – состоит из системы тождественных неоднократных неправомерных деяний;
    • б) длящееся – начинается с противоправного действия либо бездействия, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возлагаемых на виновного под угрозой административного наказания;
    • в) продолжаемое – складывается из ряда противоправных деяний, направленных на достижение общей цели и составляющих в своей совокупности единое правонарушение.
    • Бездействие – пассивная форма деяния, заключающаяся в воздержании от действия, которое лицо должно и могло выполнить.

    2. Общественно вредные последствия – негативные изменения, происшедшие (наступившие) в общественных отношениях в результате противоправного деяния. В зависимости от характера общественно вредных последствий различают материальные и нематериальные последствия.

    3. Причинно-следственная связь – это такая объективная связь между противоправным деянием и наступившим общественно вредным последствием.

    К факультативным признакам относят:

    а) время – временной промежуток, в течение которого было совершено деяние и наступили общественно вредные последствия. Например, охота, рыболовство, пользование объектами животного мира возможно лишь в разрешенные сроки (ст. 8.38 КоАП РФ);

    б) место – определенная территория, где было совершено противоправное деяние и наступили его последствия. Например, автомагистраль – ст. 12.11, таможенная граница – ст. 16.1, пограничная зона – ст. 18.2 КоАП РФ и др.;

    в) способ – приемы, методы, используемые при совершении правонарушения. Например, мелкое хищение чужого имущества совершается путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты (ст. 7.27 КоАП РФ);

    г) обстановка – совокупность обстоятельств, окружающих событие правонарушения;

    д) признак другого лица – неисполнение правонарушителем законного распоряжения уполномоченного лица (ст. 19.3, 19.4, 19.5, 19.6 КоАП РФ и др.);

    е) орудия, средства, используемые при совершении административного правонарушения (гражданское, служебное, пневматическое оружие (ст. 20.8, 20.9, 20.10 КоАП РФ), этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция (ст. 14.16 КоАП РФ) и др.

    Субъективная сторона административного правонарушения – это психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение в связи с совершением им общественно вредного деяния.

    В субъективной стороне административного правонарушения различают обязательные и факультативные признаки.

    1. Обязательные признаки.

    Вина – психическое отношение правонарушителя к совершенному противоправному деянию и общественно вредным последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.

    Умысел – когда лицо, совершившее административное правонарушение, осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия, желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

    К административным правонарушениям, совершенным умышленно, КоАП РФ относит: нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27), занятие проституцией (ст. 6.11), самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1), мелкое хищение (ст. 7.

    27), неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3) и др.

    Неосторожность – когда лицо, совершившее административное правонарушение предвидело наступление вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. К административным правонарушениям, совершенным по неосторожности можно отнести: нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13), нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и оборудования (ст. 9.3), нарушение правил плавания (ст. 11.7), неумышленную порчу удостоверения личности гражданина либо утрату удостоверения личности гражданина (паспорта) (ст. 19.16) и др. Однако указанные примеры не исключают возможности совершения данных правонарушений умышленно.

    2. Факультативные признаки.

    1. Цель – субъективное представление о последствиях противоправного деяния, которые должны наступить в результате совершения административного правонарушения.
    2. Мотив – субъективное побуждение правонарушителя к совершению противоправного деяния, связанное с удовлетворением его потребностей.
    3. Эмоциональное состояние – аффекты и чувства нарушителя во время совершения им правонарушения.

    Факультативные элементы могут выступать в качестве квалифицирующего признака отдельных составов правонарушений или обстоятельств, отягчающих или смягчающих административную ответственность. Они учитываются при доказывании по делу об административном правонарушении и определении меры административной ответственности.

    Субъект административного правонарушения – это лицо, совершившее общественно вредное деяние и способное нести административную ответственность, т.е. обладающее административной деликтоспособностью. По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются индивидуальные и коллективные субъекты (физические и юридические лица).

    Читайте также:  Режим инфекционного стационара

    Среди индивидуальных субъектов различают признаки общего и специального субъекта. Общие признаки субъекта – это достижение 16-летнего возраста, вменяемость, т. е. способность осознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) и руководить им.

    Специальные признаки субъекта отражают особенности его трудового, служебного положения, иные особенности административно-правового статуса.

    Коллективные субъекты административных правонарушений – это юридические лица (организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, быть истцом или ответчиком в суде), совершившие административные правонарушения.

    При характеристике административного правонарушения может возникнуть вопрос о его отличии от преступления, который стоит особенно остро, когда эти деяния носят смежный характер.

    Сравнительный анализ двух норм (уголовной и административной) о хулиганстве позволяет выделить основные различия между уголовно и административно наказуемыми деяниями. Так, к примеру, ст.

    213 УК РФ хулиганство характеризует как грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, в то время как норма, регулирующая административную ответственность за мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ) определяет его как нарушение общественного порядка, выражающей явное неуважение к обществу.

    Признаком, относящимся к административному правонарушению, является вред, им причиненный, в то время как уголовно наказуемое деяние представляет общественную опасность, поскольку, например, может представлять опасность для жизни или здоровья человека[43].

    Между тем мелкое хулиганство считают опасным социальным явлением. Это определяется не только повсеместной распространенностью, но и многообразием форм его проявления. Несомненно, что делинквенты, совершающие мелкое хулиганство, снижают качество жизни правопослушных граждан, нарушают нормальную работу предприятий и учреждений, наносят ущерб имуществу[44].

    Поэтому дискуссия об общественной опасности административных правонарушений в теории административного права продолжается. Так, например, В. В. Лазарев считает, что административным правонарушениям присуща не вредность или вредоносность, а именно общественная опасность как материальный признак любого правонарушения[45].

    Однако указанный признак – общественно опасное деяние – закреплен только в ст. 14 УК РФ.

    Разграничение преступления и административного правонарушения можно проводить по последствиям. Например, административное правонарушение, предусмотренное ст. 12.

    24 КоАП РФ, – «нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего», и преступление, предусмотренное ст.

    264 УК РФ «Нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств», где ответственность наступает при нарушении лицом, управляющим транспортным средством, Правил дорожного движения РФ (далее – ПДД) или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо его смерть. Как видно, разграничение происходит по наличию тяжести вреда. Правила определения тяжести вреда, причиненного здоровью человека, установлены постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. № 552[46] и приказом Минздравсоцразвития России от 24 апреля 2008 г. № 194н[47].

    Размер реально причиненного ущерба является критерием разграничения административного правонарушения (мелкое хищение – ст. 7.27 КоАП РФ) и кражи – тайное хищение чужого имущества (ст. 158 УК РФ). В примечании к ст. 7.27 КоАП РФ говорится, что хищение чужого имущества признается мелким, если стоимость похищенного имущества не превышает 1 000 руб.

    В примечании к ст. 158 УК РФ значительный ущерб гражданину определяется с учетом его имущественного положения, но не может быть менее 2 500 руб. (п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ). Таким же способом следует разграничивать «незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации» (ст. 16.1 КоАП РФ) и контрабанду (ст.

    188 УК РФ).

    Признаком, отграничивающим преступления от административного правонарушения, без сомнения, является цель назначения наказаний. Так, согласно ст.

    43 УК РФ, наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений, в то же время административное наказание, согласно ст. 3.

    1 КоАП РФ, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Таким образом, основное назначение административного наказания – это профилактика и предупреждение новых правонарушений.

    КоАП РФ определяет: назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. В то же время назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено (ч. 4 ст. 4.1).

    Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

    Наличие по тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о возбуждении уголовного дела являются одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ).

    Обзор судебной практики. Топ споров в сфере экологии. Спецвыпуск

    ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» обратилось в суд с заявлением к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ[1].

    Обществу вменены нарушения в виде искажения информации в декларации о плате за НВОС[2] за 2017 год, и информации, содержащейся в сведениях об объекте НВОС при постановке на государственный учет.

    Суды требования Общества удовлетворили, указав, что уполномоченным органом пропущен срок привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

    Доводы о том, что Общество привлечено к ответственности за длящееся правонарушение, выразившееся в неосуществлении платы за НВОС и не проведении актуализации учетных сведений об объекте негативного воздействия, отклонены судами со ссылкой на разъяснения Верховного Суда РФ[3].

    Определение Верховного Суда РФ от 24.02.2021 № 308-ЭС20-23923 по делу № А32-53339/2019.

    1. Дела о правонарушениях, предусмотренных главой 8 КоАП РФ подсудны СОЮ[4], поскольку нарушение норм законодательства в области охраны окружающей среды не связано с осуществлением предпринимательской деятельности ООО «Дом-Сервис» обратилось в суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области о признании незаконным и отмене постановления, которым заявитель привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ[5].

    Определением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями вышестоящих судов, заявление Общества возвращено.

      Возражая против рассмотрения дела судом общей юрисдикции, Общество заявило, что привлечение к административной ответственности связано с осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами, в связи с чем настоящий спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

    Со ссылкой на правовую позицию Верховного Суда РФ[6], исходя из того, что родовым объектом посягательства административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, суды указали, спор по характеру правоотношений не имеет экономической основы.

    Суды также указали, что отнесение спора к компетенции арбитражного суда определяется не только статусом юридического лица, но и наличием непосредственной связи спора с осуществлением указанным лицом предпринимательской и иной экономической деятельности. Выполнение лицом требований в области охраны окружающей природной среды и природопользования не может расцениваться как предпринимательская или иная экономическая деятельность.

      Постановление АС СЗО от 09.06.2020 по делу N А21-4/2020.

    2. Если дело рассмотрено арбитражным судом, доводы о нарушении подсудности не могут служить основанием для отмены судебных актов

    ТСЖ «Сибиряк» обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

    Заявление товарищества удовлетворено. Доводы Управления о подведомственности спора СОЮ суды отклонили, указав, что отмена высшей судебной инстанцией законного и обоснованного по сути судебного решения и прекращение производства по делу в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду по формальным основаниям, а не с целью исправить ошибку, имеющую существенное значение, не отвечает принципу правовой определенности[7].

    Определение Верховного Суда РФ от 11.07.2019 N 302-ЭС19-10678 по делу N А19-20582/2018.

    Читайте также:  Ортопедическая обувь бесплатно

    Вопросы переквалификации

    1.

    Суд вправе переквалифицировать вменяемое лицу правонарушение только если другой состав правонарушения, имеет единый родовой объект посягательства, а назначаемое наказание не ухудшит положение нарушителя Постановлением Управления Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) ОАО «Нерюнгринская птицефабрика» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

    Из обстоятельств дела усматривается, что основанием для привлечения к административной ответственности послужил факт невнесения Обществом в установленный срок платы за НВОС. То есть, вменяемое Обществу нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ.

    Объектом посягательства по ст. 8.2 КоАП РФ являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, объективная сторона правонарушения выражается в форме действия. Тогда как объектом посягательства по ст. 8.41 КоАП РФ выступают общественные отношения, возникающие в сфере внесения платежей в целях компенсации негативного в пределах установленной законодательно нормы воздействия на окружающую среду, то есть вытекающие из публично-правовых отношений, объективная сторона правонарушения выражается в форме бездействия. Таким образом, родовой объект административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.2 КоАП РФ и ст. 8.41 КоАП РФ различен, следовательно, переквалификация действия (бездействия) Общества со ст. 8.2 КоАП РФ на ст. 8.41 КоАП РФ при пересмотре решения по делу об административном правонарушении недопустима[8]. С учетом изложенного, суды прекратили производство по делу по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ[9].

      Постановление Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 25.02.2019 по делу № 4а-611/18.

    2. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

    Постановлением Южного Межрегионального управления Росприроднадзора ООО «Красногвардейский Молочный Завод» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ[10], назначено административное наказание в виде штрафа в размере 250 000 руб.

    Из материалов дела следует, что Управлением проведена проверка полноты и правильности заполнения отчетности о выполнении обязанностей субъектом расширенной ответственности производителя, в ходе которой установлено, что Обществом неверно рассчитана сумма экологического сбора за 2019 год с использованием данных отчетности за 2018 год.

    Решением суда постановление Управления изменено: действия Общества переквалифицированы с ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ на ст. 8.5 КоАП РФ (штраф 25 000 руб.).

    Вопрос 272. Понятие, состав административного правонарушения, его элементы

    Вопрос 272. Понятие, состав административного правонарушения, его элементы.

    Вопрос 272. Понятие, состав административного правонарушения, его элементы.Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАПили законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1.КоАП).

    • Под составом административного правонарушения понимается единство установленныхКоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение.
    • Четыре элемента состава административного правонарушения:
    • — объект;
    • — субъект;
    • — объективная сторона;
    • — субъективная сторона.
    • Объект административного нарушения.

    Объектом административного правонарушения во всех случаях выступают общественные отношения, охраняемые нормами законодательства об административной ответственности.

    Посягательство на все эти объекты обычно осуществляется путем нарушения конкретных правил и запретов, установленных в различных сферах общественной жизни.

    В целом круг объектов административных правонарушений обозначен в ст. 1.2КоАП:

    1. — защита личности;
    2. — охрана прав и свобод человека и гражданина;
    3. — охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
    4. — защита общественной нравственности;
    5. — охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти;
    6. — общественного порядка и общественной безопасности, собственности;
    7. — защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства.
    8. Выделяют три вида объектов административного правонарушения:
    9. — общий;
    10. — родовой;
    11. — видовой (непосредственный).
    12. Общим объектом административного правонарушения являются все общественные отношения, возникающие в области исполнительно-распорядительной деятельности и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права.
    13. Родовыми объектами административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в определенной сфере общественной жизни, и по этому признаку сгруппированные по главам в Особенной частиКоАП.
    14. Видовым или непосредственным объектом административного правонарушения признается объект посягательства отдельно взятого административного правонарушения.
    15. Субъект административного правонарушения.
    16. Субъектом административного правонарушения является виновное лицо, совершившее административное правонарушение и подлежащее административной ответственности в порядке, установленном административным законодательством.
    17. В соответствии сдействующимКоАП субъектами административных правонарушений могут являться как физические, так и юридические лица.
    18. Объективная сторона административного правонарушения.

    Объективная сторона характеризует внешнюю сторону административного правонарушения, т.е. показывает, что объективно произошло. Наиболее важным элементом объективной стороны выступает противоправное деяние.

    В то же время в объективную сторону могут включаться и другие элементы, которые характеризуют деяние с точки зрения способа, средств, времени и места его совершения, наличия причинной связи между совершенным деянием и наступившими общественно опасными последствиями, повторности, неоднократности, злостности, систематичности и длительности.

    https://www.youtube.com/watch?v=Au4pHRSxyHg\u0026pp=ygUk0KDQvtC00L7QstC-0Lkg0L7QsdGK0LXQutGCINC60L7QsNC_

    Деяние может выражаться в двух формах: действия или бездействия.

    Действие – это активное нарушение установленных запретов и правил. Многие административные правонарушения могут совершаться только в форме действия. Так, например, только путем совершения определенных действий осуществляется правонарушение, предусмотренное ст. 14.11КоАП«Незаконное получение кредита».

    Бездействие – это пассивное поведение, связанное с несовершением лицом тех действий, которое оно обязано совершить в силу требования закона.

    Существуют правонарушения, совершаемые только путем бездействия, например, предусмотренное ст. 12.

    17КоАП«Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами».

    В то же время значительная часть административных правонарушений может совершаться как путем совершения действий, так и бездействием.

    Входящее в объективную сторону состава административного правонарушения деяние может быть оконченным или длящимся.

    Разница между ними заключается в том, что оконченное правонарушение совершается одномоментно (например, проезд на запрещающий сигнал светофора – ст. 12.

    12КоАП), а длящееся – в течение продолжительного времени (например, осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом – ст. 14.23КоАП).

    При решении вопроса об отнесении того или иного правонарушения к длящимся или оконченным необходимо различать момент юридического окончания правонарушения и момент прекращения противоправного поведения (состояния).

    Оконченным считается правонарушение, характеризующееся полной реализацией его объективной и субъективной сторон.

    Прекращение противоправного поведения (состояния) имеет место, когда лицом никакие противоправные действия уже не совершаются либо когда государство в лице уполномоченных органов пресекает правонарушение.

    Правонарушение, независимо от того, является оно длящимся или недлящимся, считается оконченным с момента, когда в деянии усматриваются все признаки состава правонарушения, предусмотренные законом.

    Длящиеся правонарушения обычно являются юридически оконченными (что определяет возможность привлечения лица к ответственности уже с этого момента) до их фактического прекращения, т.е.

    до момента завершения противоправного поведения (состояния).

    • Для квалификации административного правонарушения нередко значение имеют место, время, способ и средства совершения противоправного деяния.
    • Способом совершения административного правонарушения является совокупность последовательно совершаемых правонарушителем приемов.
    • Средства совершения административного правонарушения – различные как запрещенные, так и не запрещенные к использованию предметы и приспособления, посредством которых правонарушитель совершает административное правонарушение.
    • Совершенное нарушителем деяние может носить злостный, повторный, неоднократный и систематичный характер, кроме того, оно может быть длящимся.

    Злостность характеризует упорство правонарушителя, явно выраженное нежелание подчиняться законным требованиям, в том числе выраженным неоднократно. Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

    Повторность обозначает совершение одним и тем же лицом нового правонарушения в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за однородное правонарушение. Повторность совершения административного правонарушения также является обстоятельством, отягчающим ответственность.

    Неоднократность имеет место, когда правонарушитель совершил два или более однородных административных правонарушения, за каждое из которых он еще не подвергался наказанию.

    Систематичным будет являться правонарушение, совершаемое несколько раз в течение года в одной и той же сфере одним и тем же субъектом. Так, например, систематичным может быть признано нарушение водителем правил дорожного движения.

    По наличию или отсутствию общественно опасных последствий как элемента состава административные правонарушения подразделяются на правонарушения с материальным или формальным составом.

    Правонарушения с формальным