Резервируемая максимальная мощность
Резервируемая мощность – это разность между максимальной мощностью энергопринимающих устройств потребителя, прописанной в акте технологического присоединения, и фактически потребляемой «сетевой» мощностью, которая рассчитывается как средняя из максимумов потребления по рабочим дням в диапазонах часов, установленных системным оператором.
Что включает в себя понятие «плата за резерв мощности»?
Речь идёт о проекте постановления правительства, который предусматривает постепенное внедрение платы за неиспользуемый потребителями резерв сетевых мощностей.
Документ предполагает введение платы за резерв для потребителей (кроме населения и приравненных к нему потребителей), которые фактически не используют 40% и более от заявленной максимальной мощности.
Для тех, кто не откажется и не перераспределит избытки мощностей, на первом этапе плата за резерв составит 5% стоимости объёма. В дальнейшем она будет ежегодно увеличиваться и к 2025 году составит 100 % максимальной мощности.
Почему возникла идея оплаты неиспользуемого резерва?
Ввести плату за резерв предложило Минэнерго России с целью более эффективного использования существующих энергетических мощностей. По действующим нормам услуги по передаче электричества оплачиваются исходя из фактически потреблённого объема.
Такой подход не стимулирует потребителей к оптимальному использованию мощности, заказываемой при технологическом присоединении.
Многие потребители, включая крупные промышленные предприятия, закладывают мощности выше их фактических потребностей, при этом сети несут затраты на обслуживание оборудования, и, соответственно, включают их в свой тариф.
Обязанность по оплате неиспользуемого резерва мощности будет возникать у потребителя в случае, если по итогам годового периода объем резерва составлял более 40% от максимальной мощности (при условии, что потребитель не начал потреблять больше электроэнергии, не перераспределил и не отказался от имеющихся резервов в пользу других потребителей).
В целях исключения резкого роста расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии рекомендуем вам заблаговременно оценить возможное влияние изменений. Специалисты ООО «ЭСВ» оказывают следующие услуги:
- Экспертиза режима потребления на основании данных об объёмах потребления и имеющейся документации о технологическом присоединении с целью расчёта прогнозируемой величины увеличения стоимости услуг по передаче электрической энергии для потребителей группы «прочие потребители» в части оплаты максимальной резервируемой мощности.
- Организация восстановления утраченных документов о технологическом присоединении, внесения изменений в документы о технологическом присоединении.
- Подготовка в интересах потребителя проектов соглашений о перераспределении максимальной мощности в пользу третьих лиц.
- Для участия в данном проекте предприятия могут сообщить о своём желании по следующим контактным данным:
- Отдел по работе с ключевыми клиентами и ОРЭМ
- Протасов Максим Александрович
- электронной почты [email protected]
- телефон 8 (920) 674-09-64
О резервировании максимальной мощности. аскуэ яэнергетик
О введении платежей за резервируемую максимальную мощность говорится давно, и в конце 2018 года появился проект постановления об этом.
Не дожидаясь утверждения нового закона, многие энергосбытовые и электросетевые компании ринулись баламутить своих потребителей, навязывая новые услуги.
Одни предлагают оценить стоимость платежей по резервируемой мощности, другие — отказаться от части своей мощности.
Но так ли страшен чёрт, как его малюют? Давайте разбираться вместе!
Кого коснется новый закон о резервировании мощности?
Начнем с того, что платежи за резервирование максимальной мощности вводятся во всех регионах России, независимо от того, является он энергодефицитным или нет.
В первую очередь, закон затронет предприятия, а потребители, которые оплачивают электроэнергию по тарифу «население», не будут получать платежки по резервируемой мощности. Однако не все предприятия будут платить за недобор мощности, можно избежать дополнительных платежей, если фактическая мощность не будет отличаться от выделенной максимальной мощности более чем на 40%.
Но давайте посмотрим на последствия принятия закона. Нужно понимать, что излишки мощности появляются не от хорошей жизни. Некогда процветающие предприятия в условиях экономического кризиса были вынуждены свернуть своё производство.
Теперь же, заставляя заплатить за былую мощность, их ставят перед выбором: или плати за недобор мощности, или отдай свои излишки.
Тем, кто выберет второй путь, выкарабкаться будет еще сложнее: чтобы запустить свои производственные линии, снова потребуются мощности, которые за бесплатно никто не вернет.
Поэтому мы придерживаемся мнения, что платежи за резервирование мощности – это своеобразное проявление налога на бедность. Запускать его механизмы нужно в период роста экономики, сейчас же эти инструменты будут добивать предприятия и тормозить их возвращение на нормальные рельсы.
Кто выиграет от нововведений?
По предыдущему вопросу можно возразить. Мол невостребованная мощность приводит к росту издержек электросетевых организаций, которые вынуждены содержать незагруженные электрические сети, теряют выручку и имеют повышенные потери. Именно электросетевые компании являются выгодоприобретателем от новых норм, и законопроект активно продвигается Россетями.
Но насколько назрела необходимость принятия закона? Электросетевые компании итак имеют возможность возместить все свои убытки при тарифообразовании.
Поэтому считаем, будет странно, если в условиях экономического кризиса, законодатель встанет на сторону монополистов и утвердит введение платежей за резервируемую мощность.
Будет справедливым отметить и положительную норму законопроекта. Несмотря на то, что все вырученные средства за резервирование максимальной мощности пойдут владельцам электросетевого хозяйства, они не смогут воспользоваться ими по своему усмотрению.
Информацию о выручке нужно будет направлять в организацию, осуществляющую регулирование тарифов. Объем полученных средств будет исключаться из необходимой валовой выручки, т.е. работать на понижение тарифа на услуги по передаче электроэнергии.
Надеемся, что эта норма не исчезнет из принятой редакции закона.
Кто проиграет от нововведений?
Как, было отмечено ранее, в основном закон затронет предприятия, находящиеся в кризисе. Но тормозится повышение эффективности и преуспевающих предприятий.
Любые проекты, направленные на снижение потребления из сети, становятся «наказуемыми». Будь то мероприятия энергосбережения, или ввод в эксплуатацию возобновляемых источников энергии. Снизилась мощность — «плати или отдавай» скажет электросетевая компания.
Предполагается ли переходный период?
Первое время платежи за резерв мощности будут указываться только с целью информирования. Затем, при начислениях за резервируемую мощность будет применяться понижающий коэффициент, который будет составлять 5% в первое время, а потом увеличиваться из года в год.
Предполагается, что с окончанием переходного периода (с 01.01.2024г.) понижающий коэффициент исчезнет, и будет оплачиваться 100% максимальной резервируемой мощности.
Что потребителям делать с излишками мощности, чтобы не платить за них?
Ответ прост — отдать эти мощности. Но вопрос кому? Электросетевые компании уже сейчас предлагают потребителям избавиться от излишек, передав им мощность безвозмездно.
Если же предприятие захочет продать излишки, оно будет вынуждено найти потребителя, нуждающегося в увеличении мощности. Нормы о перераспределении мощности между потребителями уже предусмотрены действующим законодательством (см.
главу IV «Правил недискриминационного доступа…», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. №861).
В соответствии с пунктом 34 Правил, лица, имеющие энергопринимающие устройства, вправе снизить объем максимальной мощности с одновременным перераспределением максимальной мощности в пользу иных потребителей в пределах действия соответствующего центра питания.
При этом, в электрических сетях классом напряжения от 0,4 до 35 кВ центром питания считается питающая подстанция с классом напряжения 35 кВ, в электрических сетях классом напряжения свыше 35 кВ центром питания считается распределительное устройство подстанции, к которому осуществлено технологическое присоединение энергопринимающих устройств лица, перераспределяющего свою максимальную мощность. Потребители электрической энергии с третьей категорией надежности электроснабжения, не вправе перераспределять свою максимальную мощность в пользу потребителей с первой или второй категориями надежности электроснабжения.
Очевидно, что основная сложность при перераспределении излишек мощности будет заключаться в поиске потребителей, нуждающихся в дополнительной мощности. С учетом ограничений по центру питания и категории надежности электроснабжения, сделать это будет очень сложно.
Проект постановления о введении платежей за резервируемую мощность предполагает, что электросетевые организации будут обязаны доводить до нас информацию о других потребителях, обратившихся к ней за технологическим присоединением.
Будут раскрываться все контактные данные, чтобы потребители в пределах одного центра питания могли договориться о перераспределении мощности и получить взаимную выгоду.
Но будут ли монополисты выполнять эти требования на практике – сомнительно.
Как предприятиям оценить свои возможные платежи за резервирование мощности?
Дочитавшим до этого момента — подарок)) Здесь можно скачать презентацию с разбором проекта постановления о введении платежей за резервируемую мощность. В презентации детально рассмотрены вопросы, на кого распространяется постановление, и как будут происходить начисления за резервирование максимальной мощности.
Платежи за резервирование максимальной мощности будут зависеть от многих факторов, даже от того, какой у вас стоит счетчик — интегральный (старого типа) или интервальный (с почасовым учетом электроэнергии).
Чтобы узнать размер будущего платежа, разложим процесс начисления на несколько этапов.
Этап 1. Расчет фактической мощности (Pфакт).
С интегральными счетчиками все просто, но не точно. Чтобы рассчитать фактическую мощность, нужно будет объем потребления за месяц умножить на коэффициент 0,0048.
По интервальным счетчикам, фактическая мощность будет определяться по рабочим дням в пиковые часы системного оператора аналогично расчетам транспортной мощности при расчетах по тарифам четвертой и шестой ценовых категорий.
Этап 2. Определение размера резервируемой максимальной мощности (Pрмм).
Резервируемая максимальная мощность определяется как разность между максимальной мощностью, указанной в договоре и(или) в акте технологического присоединения, и фактической мощностью.
Этап 3. Определяется понижающий коэффициент для оплаты (К)
Этот коэффициент введен на переходный период и растет от 5% с момента утверждения постановления до 100% к 01.01.2024г.
Резервируемая мощность, подлежащая оплате, определяется путём умножения резервируемой мощности на этот коэффициент.
Этап 4. Определяется коэффициент резервирования максимальной мощности (Крмм)
Алгоритм расчета коэффициента резервирования максимальной мощности зависит от того, по какому тарифу оплачивается услуга по передаче электроэнергии — одноставочному или двухставочному.
Если у вас нет прямых договорных отношений на передачу с электросетевой компанией, и все платежи производятся в энергосбыт, знайте, что одноставочный тариф применяется в тарифах на I, II, III и V ценовых категорий, а двухставочный — на тарифах IV и VI ценовых категорий.
Формулы по расчету Крмм содержатся в приложенной презентации (ссылка на презентацию выше).
Этап 5. Определение стоимости услуг по передаче электроэнергии с учетом коэффициента резервирования максимальной мощности.
- Методика расчета надбавки за резервирование максимальной мощности также зависит от того, какой применяется тариф на услуги по передаче электроэнергии.
- При одноставочном тарифе — на величину Крмм корректируется весть объем потребления электроэнергии.
- При двухставочном тарифе — на величину Крмм корректируется мощность передачи (транспортная мощность)
Не вдаваясь в методику расчета, вы можете оценить размер своих будущих платежей на сайте https://яЭнергетик.рф. Для этого нужно зарегистрироваться на сайте и воспользоваться калькулятором платежей за резервируемую максимальную мощность.
Заключение
Мы считаем, что законопроект не соответствует современным российским реалиям, и нельзя допустить его утверждения.
Основные отрицательные моменты:
- Ухудшается положение предприятий, находящихся в кризисе, и осложняется их оздоровление.
- Подрывается развитие возобновляемых источников электроэнергии.
- Усложняется итак непростая схема расчетов с потребителями, растет вероятность обмана потребителей.
Спорные положительные моменты:
- Высвобождаются мощности и экономятся средства электросетевых компаний на строительство новых мощностей.
- Предприятия запрашивающие технологическое присоединение смогут получить мощности по сниженной стоимости в результате перераспределения от других потребителей.
Почему эти положительные моменты мы считаем спорными? Потому что и без введения платежей за резервирование максимальной мощности они вполне реализуемы.
Никто не мешает электросетевым компаниям мониторить фактическую мощность у своих потребителей и, в случае энергодефицита, вместо строительства новых сетей выкупать излишки у потребителей.
Также, никто не будет против, включить в четвертую главу ПП РФ №861 новые обязательства электросетевых компаний — способствовать перераспределению мощностей между потребителями, публикуя соответствующую информацию на своих сайтах. В конечном итоге выиграют все добросовестные участники рынка.
Но, несмотря на все перечисленные отрицательные моменты и отрицательную оценку проекта постановления от Минэкономразвития, вероятность его принятия высока.
Скорее всего, итоговый документ претерпит существенные изменения. Но некоторые организации, не дожидаясь принятия новых норм, уже сейчас начали нагнетать обстановку и настоятельно требуют отказаться от части мощности или провести аудит сомнительного характера.
Мы рекомендуем, не поддаваться панике и воздержаться от поспешных решений. Нужно дождаться, пока законопроект будет принят.
Развитие событий:
11.02.2020г. Введение платежей за сетевую мощность сдвигается на 2021 год
Источник: Газета Коммерсантъ
Вице-премьер Юрий Борисов, курирующий теперь и электроэнергетику, поддержал инициативу «Россетей» и Минэнерго по введению платежей за резерв мощности с 2021 года.
Новый куратор электроэнергетики в правительстве вице-премьер Юрий Борисов поддержал инициативу «Россетей» и Минэнерго — о введении платы за резерв сетевой мощности. Мера заработает с 2021 года, хотя «Россети» рассчитывали на ее введение уже с 2020 года. По данным «Ъ», Минэнерго должно доработать постановление правительства за две недели.
Copyright — © яЭнергетик, 2020г. При любом использовании опубликованных материалов и содержимого данной статьи требуется указывать источник «яЭнергетик.рф»
Статья является объектом авторского права ООО «Технологии энергоучета». Запрещается любое использование текста и материалов данной статьи без указания источника: яЭнергетик.рф или yaenergetik.ru
Последнее обновление: 11.02.2020 09:29
Всё что нужно знать о резерве мощности
Совсем недавно наши потребители — юридические лица и индивидуальные предприниматели получили вместе с платежными документами информационные письма о резервируемой максимальной мощности (РММ).
Резервируемая мощность – это разность между максимальной мощностью энергопринимающих устройств потребителя, прописанной в акте технологического присоединения и фактически потребляемой «сетевой» мощностью, которая рассчитывается как средняя из максимумов потребления по рабочим дням в диапазонах часов, установленных системным оператором.
Правительство РФ подготовило проект постановления, который предусматривает постепенное внедрение платы за неиспользуемый потребителями резерв сетевых мощностей. Документ предполагает введение платы за резерв для потребителей (кроме населения и приравненных к нему потребителей), которые фактически не используют 40% и более от заявленной максимальной мощности.
Переход на оплату резерва будет поэтапный, на протяжении 5 лет, начиная с 1 января 2020 года, но важно подготовиться заранее.
Ввести плату за резерв предложило Минэнерго России с целью более эффективного использования существующих энергетических мощностей. По действующим нормам услуги по передаче электричества оплачиваются исходя из фактически потреблённого объема.
Такой подход не стимулирует потребителей к оптимальному использованию мощности, заказываемой при технологическом присоединении.
Многие потребители, включая крупные промышленные предприятия, закладывают мощности выше их фактических потребностей, при этом сети несут затраты на обслуживание оборудования, и, соответственно, включают их в свой тариф.
Введением оплаты за резервную мощность государство хочет призвать предприятия к более разумному и эффективному использованию уже имеющихся мощностей. Данная инициатива позволит более качественно планировать развитие сетевой инфраструктуры (например, строительство новых подстанций) и не закладывать лишнего в тариф, который в итоге оплачивают все потребители.
Планируется, что данный законопроект будет распространять действие на всех потребителей, за исключением населения и приравненных к нему потребителей.
Объем РММ подлежит оплате за расчётный период при выполнении следующих условий в совокупности:
- РММ за текущий расчётный период составляет более 40% от величины максимальной мощности;
- по всем 12 расчётным периодам, предшествовавшим текущему расчётному периоду, резервируемая максимальная мощность составляет более 40 % от максимальной мощности.
Проектом постановления Правительства РФ также предусматривается поэтапный ввод оплаты резервируемой максимальной мощности. Для тех, кто не откажется и не перераспределит избытки мощностей, на первом этапе плата за резерв составит 5% стоимости объёма. В дальнейшем она будет ежегодно увеличиваться и к 2025 году составит 100 % максимальной мощности.
Резерв мощности
Информация по вопросу оплаты резервируемой мощности
- Что такое резервируемая максимальная мощность (РММ)? Как она определяется?
Резервируемая мощность – это разность между максимальной мощностью энергопринимающих устройств потребителя, прописанной в акте технологического присоединения и фактически потребляемой «сетевой» мощностью, которая рассчитывается как средняя из максимумов потребления по рабочим дням в диапазонах часов, установленных системным оператором.
- Что включает в себя понятие «плата за резерв мощности»?
Речь идёт о проекте постановления правительства, который предусматривает постепенное внедрение платы за неиспользуемый потребителями резерв сетевых мощностей.
Документ предполагает введение платы за резерв для потребителей (кроме населения и приравненных к нему потребителей), которые фактически не используют 40% и более от заявленной максимальной мощности.
Для тех, кто не откажется и не перераспределит избытки мощностей, на первом этапе плата за резерв составит 5% стоимости объёма. В дальнейшем она будет ежегодно увеличиваться и к 2025 году составит 100 % максимальной мощности.
- Почему возникла идея оплаты неиспользуемого резерва?
Ввести плату за резерв предложило Минэнерго России с целью более эффективного использования существующих энергетических мощностей. По действующим нормам услуги по передаче электричества оплачиваются исходя из фактически потреблённого объема.
Такой подход не стимулирует потребителей к оптимальному использованию мощности, заказываемой при технологическом присоединении.
Многие потребители, включая крупные промышленные предприятия, закладывают мощности выше их фактических потребностей, при этом сети несут затраты на обслуживание оборудования, и, соответственно, включают их в свой тариф.
Введением оплаты за резервную мощность государство хочет призвать предприятия к более разумному и эффективному использованию уже имеющихся мощностей. Данная инициатива позволит более качественно планировать развитие сетевой инфраструктуры (например, строительство новых подстанций) и не закладывать лишнего в тариф, который в итоге оплачивают все потребители.
- Кого коснётся данное нововведение?
Планируется, что данный законопроект будет распространять действие на всех потребителей, за исключением населения и приравненных к нему потребителей. Объем РММ подлежит оплате за расчётный период при выполнении следующих условий в совокупности:
- РММ за текущий расчётный период составляет более 40% от величины максимальной мощности;
- по всем 12 расчётным периодам, предшествовавшим текущему расчётному периоду, резервируемая максимальная мощность составляет более 40 % от максимальной мощности.
Таким образом, проектом предусмотрено, что если потребитель хотя бы единожды за последние 12 месяцев фактически потребил мощность более, чем на 60% от максимальной, то РММ в текущем расчётном периоде оплате не подлежит.
Проектом постановления Правительства РФ также предусматривается поэтапный ввод оплаты резервируемой максимальной мощности, а именно:
Проект по оплате резервируемой мощности электроэнергии — Энергомарт
В феврале 2018 г. Правительство РФ подготовило проект постановления: “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения обязательств потребителей по оплате резервируемой мощности и взаимодействия субъектов розничных рынков электрической энергии”. В октябре 2018 года проект был изменен.
Резервируемая мощность – это разность между максимальной мощностью энергопринимающих устройств потребителя, прописанной в акте технологического присоединения и фактически потребляемой “сетевой” мощностью, которая рассчитывается как средняя из максимумов потребления по рабочим дням в диапазонах часов установленных системным оператором (СО).
Предполагается, что с потребителей будет взиматься оплата за неиспользуемую мощность.
Зачем вводится оплата за резерв мощности?
По оценкам Минэнерго, только в 2015 г. крупные потребители не использовали 58% договорной мощности, или 69 ГВт.
Мощность не используется и не оплачивается потребителями, но так как сети несут затраты на обслуживание оборудование, то их они включают в свой тариф. Таким образом оплачивают все потребители.
Введением оплаты за резервную мощность правительство хочет призвать предприятия к более разумному использованию уже имеющихся мощностей.
Кого касается?
- Оплачивать мощность должны будут предприятия у которых резервируемая максимальная мощность составляет более 40 процентов от максимальной мощности энергопринимающего устройства по 12 расчетным периодам предшествовавшим текущему расчетному периоду.
- В иных случаях, а также в отношении точек поставки, по которым осуществляется экспорт (импорт) электрической энергии, объем резервируемой максимальной мощности не оплачивается, а коэффициент оплачиваемой резервируемой максимальной мощности полагается равным единице.
- Объем оплачиваемой резервируемой мощности рассчитывается как процент от резервируемой мощности.
- Проектом постановления предлагается ввести следующие коэффициенты:
- в отношении энергопринимающего устройства, заявка на технологическое присоединение которого подана не позднее 1 июля 2019 года:
- до 1 января 2020 года -5%;
с 1 января 2020 года до 1 января 2021 года -10%;
с 1 января 2021 года до 1 января 2022 года -15%;
с 1 января 2022 года до 1 января 2023 года -20%; - с 1 января 2023 года до 1 января 2024 года -60%;
- в отношении энергопринимающего устройства (совокупности энергопринимающих устройств), заявка на технологическое присоединение которого подана после 1 июля 2019 года – 100%.
Так как закон еще не принят, то сроки скорее всего будут смещены.
Как планируется вводить изменения?
Предполагалось, что с первого расчетного периода после даты вступления в силу изменений и до 1 июля 2019 г.
по итогам каждого расчетного периода поставщики электроэнергии и сетевые организации в счетах на оплату электроэнергии или тарифов на услугу по передаче электроэнергии должны доводить до сведения информацию об объеме резервируемой мощности потребителя и о порядке его оплаты. Изменения еще не приняты поэтому этот срок скорее всего будет смещен.
Также планируется доносить информацию о порядке уменьшения максимальной мощности, в том числе в порядке перераспределения в пользу потребителей, которые хотят увеличить свою мощность.
Потребителям, у которых резерв мощности попадает под оплату, планируется направить, подписанный со стороны сетевой организации проект соглашения об уменьшении максимальной мощности, предусматривающий обязательства сторон этого соглашения по подписанию документов о технологическом присоединении, фиксирующих объем максимальной мощности после ее уменьшения, а также по внесению изменений в иные документы.
Клиент имеющий намерение снизить объем максимальной мощности и перераспределить объем снижения максимальной мощности в пользу сетевой организации, указывает в таком соглашении объем мощности, на который уменьшается максимальная мощность, подписывает такое соглашение и направляет в адрес сетевой организации. Также необходимо будет направить копию подписанного соглашения в адрес своего поставщика электроэнергии.
В отношении точек поставки электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации менее 1 года назад, оплачиваемый объем резервируемой мощности принимается равным нулю.
Разберем несколько примеров, какой объем резервируемой мощности будет подлежать оплате в соответствии с актуальным на текущий момент проектом постановления:
Пример 1.
- Регион: Свердловская область
- Уровень напряжения: СН2
- Максимальная мощность по акту о технологическом присоединении – 10000 кВт,
- Фактическая сетевая потребляемая мощность – 5000 кВт.
- Оплачивает услугу по передаче электроэнергии по одноставочному тарифу
Предприятие потребляет 50 % от максимальной мощности.
Резервируемая (неиспользуемая мощность) составляет – 5000 кВт.
Плата за резерв мощности: законопроект должен справедливо распределить сетевые мощности, но ошибочно приравнивает «генераторов» к потребителям
В правительстве Российской Федерации проходит очередной этап согласования проект постановления, устанавливающего обязательство потребителей по оплате услуг по передаче электрической энергии с учетом оплаты резервируемой максимальной мощности. Работа над документом длится уже без малого восемь лет, но в его новой редакции содержатся положения, с которыми не согласны генерирующие компании.
Резервируемая максимальная мощность (далее – «резерв») представляет собой разность между максимальной мощностью энергопринимающих устройств потребителя, заявленной им при технологическом присоединении к сети, и мощностью, фактически потребленной им из сети.
Сейчас потребители оплачивают мощность исходя из своего фактического потребления.
В свою очередь, сетевые организации должны поддерживать сети в готовности к передаче всего заявленного потребителем при технологическом присоединении объема мощности независимо от того, потребляет он его фактически или нет.
По оценке Министерства энергетики РФ, в энергосистеме не используется до 65% мощности сетей или более чем 100 ГВт. Эта мощность не оплачивается потребителями, но сетевые компании несут затраты на содержание сетей, которые закладываются в «котловой тариф», оплачиваемый всеми потребителями региона.
На деле это приводит к перекрестному субсидированию. Более того, сетевые организации не могут использовать резервы мощности при технологическом присоединении новых потребителей, что приводит к бессмысленному дополнительному усилению сети и, соответственно, росту стоимости таких присоединений.
Поэтому повышение ответственности потребителей на этапе подачи заявок на технологическое присоединение и введение платы за резерв дает сетевым компаниям инструменты стимулирования потребителей к перераспределению или отказу от длительно неиспользуемых резервов, что поможет более справедливо перераспределить финансовую нагрузку и мощности между потребителями и увеличить доступность новых присоединений.
Очевидным решением описанной выше проблемы является внедрение для потребителей механизма расчета за фактически потребленную электроэнергию и резервируемую для потребителя мощность.
Указанное создаст экономический стимул высвобождения ненужных резервов мощностей потребителей, а также сформирует адресный и справедливый механизм финансирования расходов на поддержание сетевыми организациями сетевой инфраструктуры для обеспечения резерва мощности.
Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения обязательств потребителей по оплате услуг по передаче электрической энергии с учетом оплаты резервируемой максимальной мощности и взаимодействия субъектов розничных рынков электрической энергии» должен был обеспечить внедрение указанного механизма стимулирования. Но, к сожалению, при разработке данного документа были допущены системные ошибки, искажающие изначально правильную концепцию документа.
Так, предлагается внедрить оплату «генераторами» услуг по передаче электроэнергии, что не имеет отношения к обозначенной выше проблеме и противоречит базовой конструкции электроэнергетики: электрические сети предназначены для передачи и распределения электроэнергии от электростанции к потребителю, в связи с чем оплата конечной стоимости продукции (с учетом необходимости ее транспортировки) должна осуществляться потребителями. Электроэнергия, которая необходима объектам генерации на собственные нужды, покрывается их же собственной выработкой. Режимы, в которых на объекте генерации потребление на собственные нужды превышает собственную генерацию являются аварийными либо ремонтными и не могут служить основанием для выстраивания на их основе регулирования в отношении производителей электрической энергии.
Необоснованной выглядит и оплата производителями электроэнергии резерва, поскольку объект генерации, в отличии от потребителя, по определению не может его иметь.
Генератор – это источник определенной установленной мощности, а не потребитель, для электроснабжения которого сеть резервирует свои ресурсы.
Более того, введение этой нормы приводит к тому, что у производителей исчезнет стимул к повышению энергоэффективности производства, поскольку плата за резерв будет увеличиваться при снижении потребления на собственные нужды, что напрямую противоречит изначальной задачи и абсурдно.
Ввод в действие вышеобозначенных принципов станет дополнительной необоснованной финансовой нагрузкой для генераторов в дополнение к существующей проблеме поддержания за свой счет работоспособности электрических подстанций высокого напряжения, являющихся фактически элементами электрической сети. А это, в свою очередь, является односторонним изменением «условий игры» для инвесторов, обеспечивших сооружение и ввод объектов генерации, что противоречит проводимой государством политике привлечения инвесторов и сознания для них прозрачных и неизменных условий ведения бизнеса.
Экономическая благоразумность и повышение ответственности всех участников рынка на этапах планирования и заполнения заявок на технологическое присоединение – важные элементы предложенного законопроекта, который должен позволить оптимизировать состав электросетевого оборудования и распределить нагрузку на инфраструктуру. Считаем правильным при решении стоящих перед отраслью задач использовать понятные и прозрачные принципы и не допускать их искажения, излишнего администрирования и тем более одностороннего ухудшения условий для инвестиций в российскую энергетику.
Интервью Павла Сниккарса "Переток.ру" | Министерство энергетики РФ
Москва, 1 марта. Беседовал Сергей Исполатов.
«Неэффективные потребители хотели бы законсервировать ситуацию с сетевыми резервами»
Проект о введении платы за резерв сетевых мощностей стал в прошлом году одной из самых обсуждаемых инициатив в энергетическом секторе.
Получив множество критических отзывов, Минэнерго доработало документ и планирует внести его в правительство в середине марта.
О ключевых корректировках, учтённых в новой редакции, и логике профильного министерства при отклонении ряда поправок «Переток» поговорил с директором департамента развития электроэнергетики Минэнерго Павлом Сниккарсом.
– Введение платы за сетевые резервы в последние месяцы остаётся одной из самых дискуссионных тем в энергетическом сообществе; основными противниками идеи выступают крупные потребители. Насколько конструктивной, с Вашей точки зрения, является это обсуждение?
– В отраслевом сообществе и в СМИ по поводу постановления об оплате сетевых резервов складывается достаточно странная ситуация.
Мы чётко видим, что коллеги, прежде всего, крупные потребители, как основные противники выхода этого документа, активизировались и уже достаточно долго забрасывают нас негативными оценками предложения.
Причём почему-то пишут только с критикой нашего предложения и при этом абсолютно ничего не предлагают взамен. Одновременно на всех совещаниях, в том числе на уровне президента, потребители говорят, что введение механизма take-or-pay это правильно.
Все крупные потребители как правило имеют площадки за границей и знают как там устроен энергорынок, в том числе тарификация и порядок оказания услуг по передаче.
Действительно, в Европе нет отдельной платы за резерв, но там внедрены правила рынка и тарифы, которые рассчитываются исходя из максимальной мощности потребителя: там больше количество разных вариаций, например, трёхставочный тариф за готовность.
Но все они содержательно сводятся к одному принципу: при определении услуг на передачу плата формируется с учётом максимальной мощности, которую заказывает потребитель и которую обеспечивает сеть, поддерживая сетевую инфраструктуру в готовности для того, чтобы в любой момент передать потребителю электроэнергию в рамках заказанной им максимальной мощности. По сути, в этом и заключается услуга по передаче электрической энергии.
Потребители всем говорят – «Мы заплатили за эту мощность». При этом они имеют ввиду оплату CAPEX или затрат на строительство необходимого участка сети. Но это компенсация капитальных затрат, связанных с подключением к системе.
А компенсация операционных затрат (расходов на содержание этих сетей) включается в общекотловой тариф. Получается, что за содержание объектов электросетевого хозяйства «под резерв» для одних потребителей сегодня платят другие.
Введение платы за резервируемую мощность предполагает перераспределение между потребителями уже имеющихся затрат сетевых организаций на содержание сетевой инфраструктуры пропорционально тем величинам максимальной мощности, которые потребители заявили при техприсоединении и в рамках которых сетевые организации приняли на себя обязательства в любой момент обеспечить таким потребителям передачу электроэнергии. При этом если у потребителя отсутствует неиспользуемая резервируемая мощность, от введения данного механизма такой потребитель станет платить меньше за услуги по передаче электроэнергии.
Президент еще в 2010 и 2011 годах поручал ускорить введение механизма take-or-pay в сетях. Сейчас мы пытаемся взвешенно, осторожно ввести этот механизм регулирования в России. Вернее, просим правительство поддержать нас на этом пути.
– На каком этапе согласования сейчас находится проект? Какие значимые поправки внесены в него в процессе согласования?
– Документ находится в стадии доработки. Мы обсудили проект с коллегами из Минстроя и услышали друг друга. Мы более внимательно изучили ситуацию с коммунальными организациями: тепловиками, водоканалами.
В результате принято решение выделить предприятия, обеспечивающие жизнедеятельность в регионах, в отдельную категорию и установить для них понижающий коэффициент для максимальной мощности при расчёте платы за резерв. Значение понижающего коэффициента сейчас как раз обсуждается с заинтересованными ведомствами (базовый вариант – 0,7).
В эту группу войдут предприятия, отвечающие за тепло- и водоснабжение, водоотведение и канализацию, угольные и горнорудные предприятия.
Например, обычный рядовой потребитель с максимальной мощностью 10 МВт, фактически потребляющий в среднем за 12 месяцев 5 МВт, должен будет оплатить содержание неиспользуемой мощности: на первом этапе – 5% за 5 МВт.
Для предприятий жизнедеятельности, соответственно, максимальная присоединённая мощность будет определяться с учётом понижающего коэффициента.
При реальной мощности, допустим в те же 10 МВт, учитываться будут только 7 МВт и уже от них будет считаться 60% – плата будет взиматься, если реальная загрузка ниже этого уровня.
Отдельно мы более детально проработали с экспертным сообществом порядок оплаты услуг по передаче энергии генераторами оптового рынка.
Любой генератор является потребителем услуг по передаче и должен заключить соответствующий договор с сетевой организацией в отношении своих энергопринимающих устройств.
При этом генераторы оптового рынка будут оплачивать услуги по передаче, в том числе резерв, только в объёме, превышающем нормативное потребление электроэнергии на собственные нужды объектов генерации.
Третье новшество, которое может быть внесено в проект, пока остаётся развилкой, окончательного решения здесь ещё не принято: оставлять ли в документе тезис о переходе с 2024 года на оплату сетевых услуг по максимальной мощности.
Потребители, генераторы, Минстрой просят убрать тезис о 2024 годе. Мы считаем возможным отложить решение до 2022 года, проанализировав результаты стартового этапа.
Но это вопрос компетенций уровня вице-премьера и окончательного решения здесь пока нет.
– Какова доля в суммарном потреблении предприятий, которые попадут под действие понижающего коэффициента 0,7?
– Изменения были предложены недавно, мы сейчас ведём работу по формированию окончательного перечня объектов потребителей, которые попадут под действие понижающего коэффициента. Предварительно могу сказать, что доля будет чуть больше, чем доля электропотребления предприятий ЖКХ.
– Когда постановление о введении платы за сетевые резервы может быть принято?
– В ближайшие дни мы доработаем текст и в рабочем порядке направим коллегам из ФОИВов. К середине марта мы планируем внести проект постановления в правительство, чтобы уже на этом уровне снять последние разногласия и окончательно доработать текст документа.
– Ранее предполагалось, что плата за резерв может быть внедрена уже со второго полугодия 2019 года. Актуален ли этот срок?
– Учитывая, что фактически уже начинается март, мы полагаем, что механизм заработает с 1 января 2020 года.
– Стартовая ставка на фоне переноса сроков останется прежней – 5%?
– 5% или 10% – сейчас обсуждается. Полагаю, на старте останется 5%, просто весь график введения платы сдвинется вправо. Будем предлагать кабмину утвердить такое решение, надеемся в кабмине с нами согласятся.
– То есть ориентировочный срок выхода на 100-процентную оплату по максимальной мощности, планировавшийся на 2024 год, может сдвинуться?
– Вполне.
– Как Вы уже отметили, основными оппонентами идеи введения платы за резерв выступили крупные потребители. Один из проблемных моментов – ситуация с потребителями первой и второй категорий надёжности. Они требовали преференций, указывая на то, что резервные сети необходимы по техтребованиям для безопасной работы. Чем завершилось обсуждение этой темы?
– Мы неоднократно обсуждали вопрос с главой «Сообщества потребителей энергии» Василием Киселёвым и представителями крупных потребителей. Такие промобъекты всегда имеют два независимых присоединения к сети.
Максимальная мощность энергопринимающего оборудования при этом не меняется: она как была, условно, 10 МВт, так 10 МВт и остаётся, неважно сколько проводов идёт на объект. Мы не собираемся суммировать максимальную мощность каждого провода.
То есть, при потреблении 60% максимальной мощности и более по одной линии (условно 6 МВт), по другой плата начисляться не будет, даже если загрузка второй линии нулевая.
Никакого сложения по этим линиям не будет: вы не сможете потребить 20 МВт, если максимальная мощность вашего оборудования 10 МВт – вторая линия включается, когда вырубается первая. Так что тут с точки зрения резерва проблемы нет. Ещё раз повторюсь, плата за резерв не увеличивается для потребителей от категории надёжности их энергопринимающих устройств.
Под норму о льготном коэффициенте 0,7 попадут ЖКХ, пожарные установки, особо опасные производства – угольные шахты и прочие. В энергосхемы этих предприятий заложены пиковые нагрузки, соответственно, сформирована и максимальная мощность. Но ситуации, требующие пиковых нагрузок, могут наступать редко и ненадолго.
Например, насосные станции рассчитаны на максимально возможную приточность, которая случается раз в несколько лет. В результате, часть оборудования оказывается востребована раз в 3–5 лет, да и то только на несколько часов.
Понятно, почему коммунальщикам нужно предоставить льготу по такому оборудованию – оно необходимо, по сути, для предотвращения ЧП, но используется крайне нерегулярно.
Но почему какие-то преференции должны получать, например, металлурги, если их работа не связана с жизнеобеспечением конкретного региона? Если они не используют мощности, не готовы платить за них, и они не нужны потребителю – пусть отказываются.
Я напомню, в конструкции механизма платы за резерв есть две опции: либо вы платите за резерв, если потребляете фактическим меньше 60% мощности, либо отказываетесь от излишков и, вписавшись в 60-процентный порог потребления, ничего не платите.
– Ранее потребители, в частности представители РУСАЛа, жаловались, что из-за противодействия сетевиков не могут отказаться от имеющихся избытков мощности. Представители «Россетей», по их словам, требуют демонтировать принимающее оборудование для официального снижения сетевой мощности.
– Пусть покажут нам хотя бы один официальный ответ «Россетей» по этому поводу, пока мы таких документов не видели. Если вы официально обращаетесь в «Россети» с просьбой отключить, то должен быть официальный ответ. Если нам покажут такой ответ, то мы сможем понять, в чём проблема, и дать свою оценку. Но пока мы не видим проблем с нормативкой.
Если речь идёт о противоаварийной автоматике и т. д., то технически возможно потребуется перенастройка и прочее. Может быть, это требует определённых расходов со стороны потребителя, но это их развилка. Потребители сами должны выбрать, что им выгодно – посчитают затраты в обоих случаях и определятся.
Мы не хотим ограничивать потребителя в выборе способа и метода решения. Они присоединялись на 300 МВт, а потребляют 100 МВт, конечно, здесь будут вопросы. А если у вас заявленное потребление 300 МВт, а фактическое – 270 МВт, то естественно к ним вопросов не возникает.
Почему у металлургов, у РУСАЛа возникают вопросы? Потому что у них большая максимальная мощность, низкое потребление и они хотели бы законсервировать эту ситуацию.
Ещё раз повторюсь, если у потребителя отсутствует неиспользуемая резервируемая мощность, от введения платы за резерв такой потребитель станет платить меньше за услуги по передаче электроэнергии. Внедрение подобного подхода восстанавливает баланс интересов на рынке, формируя экономику предприятия в зависимости от той мощности, которая для него содержится в системе.
Пока потребители рисуют апокалипсис серыми тонами на чёрной бумаге: картины особо не видно. У коллег есть зарубежные площадки, компании работают на разных рынках, много высокооплачиваемых менеджеров: предложите альтернативные варианты! Мы готовы их рассмотреть, но их пока нет.
У нас есть государственная задача способствовать экономическому росту, соответственно нужно увеличивать инвестиции, но они должны быть адекватными, а не «закапываться в землю». Незагруженное электросетевое оборудование, расходы на которое включаются в тариф, ведёт к необоснованному росту расходов всех потребителей.
Исходя из этого мы наращиваем показатель загрузки сетей, перестаём строить невостребованные ЛЭП и подстанции и в результате снижаем тариф. Ввод любого нового оборудования повышает тариф, так как в него включаются расходы на амортизацию.
Тариф не будет расти, если параллельно с новым строительством будет расти объём полезного отпуска. На наш взгляд, здесь прямая заинтересованность потребителей перераспределить избыточную нагрузку и платежи за сети.
Пока же у нас условно два потребителя с одинаковой максимальной мощностью 10 МВт могут потреблять 9 МВт и 2 МВт соответственно, а платить будут одинаково. Механизм подталкивает потребителей отказываться от излишков и платить меньше, что, согласитесь, логично.
– Потребители регулярно заявляют, что изменения, происходящие на энергорынке, в том числе введение платы за резерв, подталкивает их в сторону развития собственной генерации? Как вы оцениваете вероятность широкомасштабного отключения крупных покупателей электричества от ЕЭС?
– Мы провели оценку ценовую и видим, кому из потребителей, в зависимости от категорийности и уровней напряжения, выгодно уходить в промгенерацию, а кому – нет.
Для отдельных предприятий промгенерация оказывается оправдана вне зависимости от введения резерва – решение может приниматься с учётом средней стоимости электроэнергии на рынке.
На наш взгляд, в условиях тех параметров безопасности и надёжности, которые гарантирует ЕЭС, процесс массового ухода потребителей в собственную генерацию выглядит маловероятным.
Отмечу, что как раз в текущей схеме потребители с собственной генерацией, как правило, заказывают при технологическом присоединении максимальную мощность, не имея ещё собственной генерации. А построив её, перестают оплачивать услуги по передаче, оставив за собой большие неиспользуемые резервы.
Услуга сетевыми организациями оказывается, так как сетевая организация обеспечивает готовность сетевого оборудования к передаче таким предприятиям электроэнергии в рамках максимальной мощности в любой момент времени, только платят за это услугу другие потребители.
Те же, кто хочет оставить себе резерв в системе, должны платить за него сами, а не перекладывать эти затраты на плечи других потребителей.
– То есть для собственной генерации никаких преференций не предусматривается?
– Нет.
– Какой финансовый эффект для «Россетей» даст введение платы за резерв? В сетевом холдинге настаивают, что новации являются игрой с «нулевой суммой», когда увеличивающая финнагрузка на потребителей, сидящих на малоиспользуемых сетях, позволит снизить расходы тех, у кого нет простаивающих резервов. На рынке опасаются, что сетевики будут претендовать на «высвобождающиеся» средства, обосновывая это необходимостью компенсации иных выпадающих доходов.
– Логика постановления ровно такая, и мы как Минэнерго будем настаивать на этом: необходимо, чтобы дополнительно собранная выручка от оплаты резерва в следующем периоде в обязательном порядке вычиталась из выручки и приводила к снижению удельного тарифа на передачу. Введение оплаты резервов должно учитываться при регулировании общей котловой выручки и снижать удельный тариф для всех потребителей. Это логично и именно на это нацелен новый механизм.
Ссылка на интервью.