Ответственность

Рекомендации по оформлению законопроектов

Структура законопроекта

1.  Наименование законопроекта отражает его содержание и ос­новной предмет правового регулирования.

Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщен­ным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, чтобы исполнители могли по наименованию законода­тельного акта определить его основное содержание, легко запом­нить, при необходимости быстро отыскать.

Законодательные акты со сложными и неоправданно длинными наименованиями загромождают законодательство, затрудняют сис­тематизацию и понимание законодательных актов. Особенно они неудобны при ссылках на них в других нормативных правовых ак­тах, актах применения права, документах, статьях и т.д.

2.  Преамбула (введение) — самостоятельная часть законопро­екта, которая определяет его цели и задачи, но не является обя­зательной.

  • Преамбула:
  • а) не содержит самостоятельные нормативные предписания;
  • б) не делится на статьи;
  • в) не содержит ссылки на другие законодательные акты, под­лежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с из­данием законодательного акта;
  • г) не содержит легальные дефиниции;
  • д) не формулирует предмет регулирования законопроекта;
  • е) не нумеруется.
  • Преамбула предваряет текст законопроекта.
  • Структурные единицы законопроекта не могут иметь преамбулу.

3.  Деление законопроекта на структурные единицы упрощает пользование им, улучшает его внутреннее построение и системати­зацию, осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в нормативном материале.

  1. Употребляются следующие структурные единицы законодатель­ных актов по нисходящей:
  2. •  раздел;
  3. •  глава;
  4. •  статья.
  5. Вводить структурную единицу «раздел», если в законопроекте нет глав, не следует.
  6. Возможно деление крупных систематизированных законопроек­тов (например, проектов кодексов) на части, разделов на подразде­лы, глав на параграфы.
  7. 4.  Часть законопроекта: обозначается словами:
  8. Часть первая,
  9. Часть вторая,
  10. может иметь наименование:
  11. Часть первая Общие положения
  12. либо обозначаться (в кодексах) следующим образом:
  13. Общая часть,
  14. Особенная часть.
  15. Обозначение и наименование части законопроекта печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.
  16. Наименование части законопроекта печатается полужирным шрифтом.
  17. 5.  Раздел:
  18. •  имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;
  19. •  имеет наименование.
  20. Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.
  21. Наименование раздела печатается полужирным шрифтом. Пример:
  22. Раздел I.
  23. Право собственности и другие вещные права
  24. 6.  Подраздел:
  25. •  имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;
  26. •  имеет наименование.
  27. Обозначение подраздела печатается с прописной буквы и аб­зацного отступа.
  28. Наименование подраздела печатается с прописной буквы полу­жирным шрифтом в одну строку с обозначением номера подразде­ла, после которого ставится точка.
  29. Пример:
  30. Подраздел I. Общие положения об обязательствах
  31. 7.  Глава:
  32. •  нумеруется арабскими цифрами;
  33. •  имеет наименование.
  34. Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
  35. Наименование главы печатается с прописной буквы полужир­ным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка.
  36. Пример:
  37. Глава 5. Права, обязанности и ответственность в области по­жарной безопасности
  38. 8.  Параграф:
  39. •  обозначается знаком §;
  40. •  имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;
  41. •  имеет наименование.
  42. Наименование параграфа печатается с прописной буквы полу­жирным шрифтом в одну строку с обозначением номера параграфа, после которого ставится точка.
  43. Пример:
  44. § 1. Хозяйственные товарищества и общества
  45. 9.  Статья законопроекта:
  46. •  является его основной структурной единицей;
  47. •  имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;
  48. •  имеет наименование, но в исключительных случаях может его не иметь:
  49. Примеры:
  50. Статья 33. Сертификация

1. . (часть 1)

2. . (часть 2)

или

Статья 33

1  .      . (часть 1)

2  .      . (часть 2)

  • Обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
  • Наименование статьи печатается с прописной буквы полужир­ным шрифтом в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка.
  • Если статья не имеет наименования, то точка после номера ста­тьи не ставится и обозначение статьи печатается с прописной бук­вы и абзацного отступа полужирным шрифтом.
  • Статья подразделяется на части.
  • Части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой.
  • Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые араб­скими цифрами с закрывающей круглой скобкой.
  • Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчны­ми буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
  • Примеры:
  • Статья 33. Сертификация

1  .        . (часть 1)

  1. 2 .         : (часть 2)
  2. 1 )  .;(пункт 1 части 2)
  3. 2 )  .:{пункт 2 части 2)
  4. а )____________ ; (подпункт «а» пункта 2 части 2)
  5. б )___________ . (подпункт «б» пункта 2 части       2)

В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы (не более пяти). Ограничение ко­личества возможных абзацев не распространяется на статьи, содер­жащие перечни основных понятий, используемых в законопроекте.

  • Деление частей в статье либо частей в разных статьях одного за­конопроекта и на пункты, и на абзацы, которые в тексте частей бу­дут следовать после двоеточия, не допускается.
  • Деление пунктов в частях статьи либо в разных статьях одного законопроекта и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия, не допускается.
  • Примеры возможных вариантов структуры частей статьи.
  • Статья 1. Порядок рассмотрения требований кредиторов

1.  При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований.(Часть 1)

2.  Требования кредиторов рассматриваются в заседании арбит­ражного суда. По результатам рассмотрения выносится определение о включении или об отказе во включении указанных требований в'реестр требований кредитора.(Часть 2)

  1. 3. К решению об обращении к собранию кредиторов прилагаются:
  2. (абзац первый части 3)
  3. план финансового оздоровления; (абзац второй части 3) график погашения задолженности; (абзац третий части 3) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом документы.
  4. 10. Законопроекты о ратификации международных договоров Российской Федерации, не содержащие никаких других норматив­ных предписаний, оформляются следующим образом:
  5. Примеры:

Рекомендации по оформлению законопроектов Мы поможем в написании ваших работ!

Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов от 18 февраля 2004

Редакция утверждена:

И.Н.Дивейкиным, исполняющим обязанности Руководителя Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Редакция согласована с:

Л.И.Брычевой, помощником Президента Российской Федерации — начальником Государственно-правового Управления Президента Российской Федерации;

П.В.Крашенинниковым, председателем Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по государственному строительству и законодательству;

Е.В.Горбачевой, начальником Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

  • Редакция подготовлена:
  • Государственно-правовым Управлением Президента Российской Федерации;
  • Правовым управлением Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

1. Наименование законопроекта

Наименование законопроекта отражает его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, чтобы исполнители могли по наименованию законодательного акта определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать.

https://www.youtube.com/watch?v=ChPbSmQO14E\u0026pp=ygVP0KDQtdC60L7QvNC10L3QtNCw0YbQuNC4INC_0L4g0L7RhNC-0YDQvNC70LXQvdC40Y4g0LfQsNC60L7QvdC-0L_RgNC-0LXQutGC0L7Qsg%3D%3D

Законодательные акты со сложными и неоправданно длинными наименованиями загромождают законодательство, затрудняют систематизацию и понимание законодательных актов. Особенно они неудобны при ссылках на них в других нормативных правовых актах, актах применения права, документах, статьях и т.д.

В наименованиях законопроектов о внесении изменений в законодательные акты не допускаются уточняющие формулировки, такие как «в части…», «в связи…» и т.п., в том числе заключенные в скобки. При наличии такой формулировки необходимо исключить ее из наименования законопроекта во время подготовки его к принятию во втором чтении.

Предмет правового регулирования, изложение концепции предлагаемого законопроекта, а также его цель и почему ее достижение возможно только образом, предлагаемым в законопроекте, мотивированное обоснование необходимости принятия или одобрения законопроекта с фактическими данными или судебной практикой должны содержаться в пояснительной записке к законопроекту.

2. Преамбула

  1. Преамбула (введение) — самостоятельная часть законопроекта, которая определяет его цели и задачи, но не является обязательной.

  2. Преамбула:
  3. не содержит самостоятельных нормативных предписаний;
  4. не делится на статьи;
  5. не содержит ссылок на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием законодательного акта;
  6. не содержит легальных дефиниций;
  7. не формулирует предмет регулирования законопроекта;
  8. не нумеруется.
  9. Преамбула предваряет текст законопроекта и является введением в текст законопроекта.
  10. Структурные единицы законопроекта не могут иметь преамбулу.

3. Деление законопроекта на структурные единицы

  • Деление законопроекта на структурные единицы упрощает пользование им, улучшает его внутреннее построение и систематизацию, облегчает осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в нормативном материале.
  • Употребляются следующие структурные единицы законодательных актов по нисходящей:
  • часть;
  • раздел;
  • подраздел;
  • глава;
  • параграф;
  • статья.
  • Вводить структурную единицу «раздел» или «подраздел», если в законопроекте нет глав, не следует.
  • Деление законодательного акта на части, разделов на подразделы, глав на параграфы возможно в крупных систематизированных законопроектах (например, проектах кодексов).

4. Часть как структурная единица законопроекта

  1. Часть законопроекта:
  2. обозначается словами:
  3. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ;
  4.      ЧАСТЬ ВТОРАЯ
  5. может иметь наименование:
  6. либо обозначаться (в кодексах) следующим образом:
  7. ОБЩАЯ ЧАСТЬ;
  8.      ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
  9. Обозначение и наименование части законопроекта печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.
  10. Наименование части законопроекта печатается полужирным шрифтом.

5. Раздел как структурная единица законопроекта

  • Раздел:
  • имеет сквозной порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;
  • имеет наименование.
  • Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.
  • Наименование раздела печатается полужирным шрифтом.
  • Пример:
  • В случае если раздел имеет более длинное наименование или наименование, состоящее из нескольких предложений, то обозначение и наименование раздела оформляются следующим образом:
Читайте также:  Порядок проведения патологоанатомических

6. Подраздел как структурная единица законопроекта

  1. Подраздел:
  2. имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;
  3. имеет наименование.
  4. Обозначение подраздела печатается с прописной буквы и абзацного отступа.

  5. Наименование подраздела печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением подраздела, после которого ставится точка.
  6. Пример:
  7. Подраздел I.

    Общие положения об обязательствах

  8. В случае если подраздел имеет более длинное наименование или наименование, состоящее из нескольких предложений, то обозначение и наименование подраздела оформляются следующим образом:

Подраздел I.

Основные требования к организации железнодорожного транспорта и объектам железнодорожного транспорта. Управление перевозочным процессом

7. Глава как структурная единица законопроекта

  • Глава:
  • имеет сквозной порядковый номер и нумеруется арабскими цифрами;
  • имеет наименование.
  • Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
  • Наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением главы, после которого ставится точка.
  • Пример:
  • Глава 5. Права и обязанности в области пожарной безопасности
  • В случае если глава имеет более длинное наименование или наименование, состоящее из нескольких предложений, то обозначение и наименование главы оформляются следующим образом:

Глава 5. Основные требования к организации железнодорожного транспорта и объектам железнодорожного транспорта.

Управление перевозочным процессом

8. Параграф как структурная единица законопроекта

  1. Параграф:
  2. обозначается знаком §;
  3. имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;
  4. имеет наименование.
  5. Наименование параграфа печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением параграфа, после которого ставится точка.
  6. Пример:
  7. § 1.

    Хозяйственные товарищества и общества

  8. В случае если параграф имеет более длинное наименование или наименование, состоящее из нескольких предложений, то обозначение и наименование параграфа оформляются следующим образом:

§ 1. Основные требования к организации железнодорожного транспорта и объектам железнодорожного транспорта.

Управление перевозочным процессом

9. Статья как структурная единица законопроекта, устанавливающего новое правовое регулирование

Статья законопроекта:

Методические рекомендации по юридикотехническому оформлению законопроектов

Методы юридической техники — наиболее общие требования, предъявляемые юридической наукой и практикой к процессу создания законов и иных нормативных правовых актов. К их числу относятся, во-первых, методы-принципы, определяющие содержание правотворческой деятельности как таковой (объективность, гуманизм, научная обоснованность и т.

 д.), во-вторых, общенаучные методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия, моделирование и др.), в-третьих, частнонаучные методы, к которым относятся как методы юридической науки, так и методы тех наук, которые изучают предмет регулирования создаваемого нормативного акта.

Соблюдение правил юридической техники при подготовке законопроектов, проектов иных нормативных актов — залог их качества. Применение технически несовершенных законов крайне затруднено, а порой невозможно. Именно поэтому федеральный законодатель уделяет повышенное внимание технико-юридическому совершенствованию законов.

Так, Государственной Думой Федерального Собрания РФ выработаны Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов, а в некоторых субъектах РФ приняты специальные законы о порядке подготовки нормативных правовых актов (т. н. «законы о законах»), в которых, в том числе, затрагиваются вопросы юридической техники (например, ст.

24 Закона Иркутской области «О законах и иных областных нормативных правовых актах»)

  • 4. Понятие и структура юридической техники
  • Большинство исследователей юридической техники выделяют в ее структуре такие элементы, как методы, правила, приемы и средства.
  • Методы и правила юридической техники представляют собой научно-техническую базу юридической техники, то самое научно-техническое знание, которое появляется в результате преломления знания теоретического через призму практических потребностей.

Юридическая техника — это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности. Объектом юридической техники является текст нормативного документа, в отношении которого применяются интеллектуальные усилия законодателя.

https://www.youtube.com/watch?v=ChPbSmQO14E\u0026pp=YAHIAQE%3D

Методы юридической техники можно рассматривать как активные, деятельные составляющие ее научно-технической базы, то есть собственно познание.

Оправданной следует считать постановку вопроса о методах юридической техники, как области научно-прикладной.

Необходимо иметь в виду условное распределение методов внутри конкретной области знания по принципу перевернутой пирамиды в зависимости от степени их универсальности. В основании этой пирамиды лежат методы-принципы, являющиеся универсалиями не только для данной науки, но и для научного познания в целом — иными словами, категории и законы диалектики.

Следующую ступень нашей пирамиды занимают принципы формальной логики (законы тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания и т.д.) — методы формальной логики тоже являются общенаучными, хотя в контексте каждой из наук их применение имеет свою специфику.

Затем следуют правовые методы — социолого-правовой, сравнительный, историко-правовой и другие, которые для юридической техники не менее важны, чем общенаучные.

Приёмы юридической техники представляют собой операции разработчиков в отношении текста создаваемого правового акта, направленные на использование средств юридической техники в соответствии с её правилами.

Средства юридической техники — это арсенал логико-языковых, формально-атрибутивных (реквизиты) и специально-юридических (конструкции, презумпции, фикции, отсылки, примечания и т. д.) средств, технико-юридический инструментарий, используемый для конструирования нормативного акта.

  1. 5. Виды юридической техники
  2. Законодательная (правотворческая, нормотворческая) техника — это совокупность правил, приёмов, способов создания (подготовки, составления, оформления) нормативных актов.
  3. Техника систематизации законодательства (нормативных актов) предполагает использование таких способов его систематизации как учёт, инкорпорация, консолидация, кодификация законодательства.

Юридическая техника — это совокупность правил, приёмов, способов создания и систематизации юридических документов.Виды юридической техники:а) законодательная техника;б) техника систематизации законодательства;в) техника правоприменительных актов.Правила законодательной техники:а) относящиеся к форме (внешнему оформлению) нормативных актов (наличие обязательных официальных реквизитов: название, дата, орган принятия, подпись соответствующего должностного лица и т.д.);б) относящиеся к содержанию нормативного акта (регулирование однородных общественных отношений, отсутствие пробелов, минимизация исключений и отсылок и т.д.);в) относящиеся к структуре нормативного акта (общие нормы помещаются в начале нормативного акта, однородные нормы излагаются компактно, например в главах, разделах нормативного акта, нумерация статей является сплошной, стабильной и т.д.);г) относящиеся к изложению норм права (ясность, точность, краткость языка нормативных актов, стандартность формулировок и т.д.).

Техника правоприменительных (индивидуальных) актов связана с их надлежащим внешним оформлением (название, органы издания или выдачи, время и место выдачи, подпись, печать и т.д.), наличием необходимого содержания (решение, фиксация юридического факта, соответствие терминологического стиля языку законодательства и т.д.

6. Содержание юридической техники — конкретные требования, предъявляемые к процессу выработки правового акта, основанные на методах юридической техники.

Поскольку в ходе разработки законопроекта (или иного акта) решаются вопросы точности и адекватности его текстуальной формы подлежащим урегулированию общественным отношениям, внутренней и внешней непротиворечивости правового акта, соответствия понятий, использованных в акте, объективным явлениям окружающей действительности, то правила юридической техники подразделяются на 3 большие группы:

  • языковые (правила ясности, точности, нейтральности, экономичности юридических текстов, однозначности используемых в тексте терминов, совершенства синтаксических конструкций, устойчивости способов выражения норм и др.);
  • логические (правила тождества интерпретации тождественных объектов, структурирования текста правового акта, пересекаемости правовых нормативов и т. д.);
  • гносеологические (правила отражения социального явления адекватными лингвистическими средствами, точности определения предмета регулирования правового акта, познание контекста разрабатываемого акта).

7. Требования к оформлению документов, сформулированные с позиций документоведения, закрепляются в инструкциях и правилах по делопроизводству. В правовых дисциплинах указанные требования развиваются в рамках так называемой юридической техники и включаются в нормативные правовые акты и методические пособия, отличающиеся по структуре, содержанию, терминологии от разработок по делопроизводству. Между требованиями юридической техники и правилами делопроизводства нет непроходимой границы, поскольку они обращены к одному объекту – документу. Вместе с тем можно констатировать наличие двух массивов правил оформления документов, которые в части своих положений совпадают, а в части – расходятся. Существенным является то, что в документоведении и правовых дисциплинах сложились различные подходы к структуре документа и его реквизитам.

Документоведение исходит из того, что документ состоит из отдельных элементов – реквизитов, одним из которых является текст документа. Перечень трех десятков реквизитов документа закреплен в настоящее время в ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

Правовые дисциплины подразделяют документ на содержательную часть и реквизиты.

Законодателям поправят навыки – Коммерсантъ

В понедельник, 22 марта на заседании комиссии правительства по законопроектной деятельности была представлена новая редакция методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов.

Методичка рассчитана не только и не столько на депутатов, сколько на экспертов правительства, откуда идет основной массив законопроектов. Представивший документ председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников назвал его «очень важным с точки зрения политики и права».

Юрист Вадим Ткаченко отмечает, что в России законопроекты пишутся по формальному признаку и зачастую получаются нечитабельными.

Новая редакция рекомендаций (есть в распоряжении “Ъ”) подготовлена правовым управлением аппарата Госдумы совместно с государственно-правовым управлением (ГПУ) президента и комитетом Госдумы по госстроительству и законодательству. Документ не обновлялся с 2003 года.

«Методичка готовилась еще в прошлом году, в связи с конституционным процессом работу над ней мы отложили, но не забросили. С точки зрения права и политики, это важная вещь. Речь идет в том числе и о защите прав и законных интересов граждан»,— заявил “Ъ” Павел Крашенинников.

По его словам, хотя рекомендации и носят формально рекомендательный характер, требовать их выполнения будут и ГПУ президента, и аппарат правительства, и Госдума.

В новой редакции вводится рекомендация сквозной нумерации статей законопроекта. То есть независимо от номера главы статьи будут нумероваться по порядку.

Это, по словам Павла Крашенинникова, будет способствовать введению единообразия. В качестве примера документа с несквозной нумерацией депутат привел сегодняшний КоАП, где номера глав отражаются в номерах статей.

По его мнению, получается, что внутри одного кодекса существуют по сути несколько разных законов.

Авторы рекомендаций предлагают авторам законопроектов не писать к законопроектам примечания, а отражать смысл предлагаемых изменений в тексте статьи.

Предлагается не давать законопроектам слишком сложных и запутанных названий: «Наименование должно быть точным, четким и отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, чтобы исполнители могли по наименованию законодательного акта определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать. Законодательные акты со сложными и неоправданно длинными наименованиями загромождают законодательство, затрудняют систематизацию и понимание законодательных актов. Особенно они неудобны при ссылках на них в других нормативных правовых актах, актах применения права, документах, статьях и т. д.». В новой редакции рекомендаций предлагается также не допускать уточняющие обороты, например «в части…», «в связи…» и т. п., в том числе и заключенные в скобки. «Как гаишник будет писать протокол с такими пятистрочными заголовками?» — пояснил господин Крашенинников “Ъ”.

В качестве примеров законопроектов, из названий которых не сразу ясен их смысл, можно привести как минимум три инициативы последней сессии Госдумы.

Так, законопроект, предоставляющий Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву право вновь баллотироваться на президентских выборах, называется «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части приведения законодательства о выборах и референдумах в соответствие с поправками к Конституции Российской Федерации)».

Законопроект, дающий возможность признавать иностранными агентами физлиц, носит название «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности».

А законопроект о борьбе с цензурой со стороны зарубежных интернет-платформ по отношению к материалам российских СМИ назывался «О внесении изменений в Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» (в части обеспечения свободы массовой информации)».

Юрист, основатель консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко отмечает, что в России все законопроекты пишутся по формальному признаку, вследствие чего, как показывает практика, многие из них получаются нечитабельными:

«Людям нужно четкое толкование законодательства и понимание его формулировок, без двусмысленных значений, чтобы потом не возникало проблем с правоприменением».

По мнению юриста, при написании закона важно учитывать моменты, связанные в том числе с русской литературой и правилами русского языка, в частности «позволяющие упрощать те или иные формулировки с сохранением их смысла». В противном случае пользы от таких законов будет мало, резюмирует эксперт.

Ксения Веретенникова, Елена Рожкова

Методические рекомендации. по юридико-техническому оформлению законопроектов (структура законопроекта)1

по юридико-техническому оформлению законопроектов (структура законопроекта)1

Наименование законопроекта отражает его содержание и основной предмет правового регулирования.

Наименование должно быть точным, четким и максимально информа- ционно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, чтобы исполнители могли по наименованию законодательного акта определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимо- сти быстро отыскать.

Законодательные акты со сложными и неоправданно длинными наименованиями загромождают законодатель- ство, затрудняют систематизацию и понимание законода- тельных актов. Особенно они неудобны при ссылках на них в других нормативных правовых актах, актах применения права, документах, статьях и т.д.

  • Преамбула (введение) — самостоятельная часть законопроекта, которая определяет его цели и задачи, но не является обязательной.
  • Преамбула:
  • не содержит самостоятельные нормативные предписания;
  • не делится на статьи;
  • не содержит ссылки на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием законодательного акта;
  • не содержит легальные дефиниции;
  • не формулирует предмет регулирования законопроекта;
  • не нумеруется.

Преамбула предваряет текст законопроекта. Структурные единицы законопроекта не могут иметь преамбулу.

Деление законопроекта на структурные единицы упрощает пользование им, улучшает его внутреннее построение и систематизацию, осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в нормативном материале.

1 При подготовке настоящей методики были использованы Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов (направлены письмом Аппарата Государственной Думы РФ от 18 ноя- бря 2003 г. № вн2-18/490).

  1. Употребляются следующие структурные единицы зако-нодательных актов по нисходящей:
  2. • раздел;
  3. • глава;
  4. • статья.
  5. Вводить структурную единицу «раздел», если в законопроекте нет глав, не следует.
  6. Возможно деление крупных систематизированных законопроектов (например, проектов кодексов) на части, разделов на подразделы, глав на параграфы.
  7. 4. Часть законопроекта:
  8. — обозначается словами:
  9. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ;
  10. ЧАСТЬ ВТОРАЯ;
  11. — может иметь наименование:
  12. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ;
  13. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ;
  14. — либо обозначаться (в кодексах) следующим образом:
  15. ОБЩАЯ ЧАСТЬ;
  16. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ.
  17. Обозначение и наименование части законопроекта печатаются прописными буквами по центру страницы одно
  18. под другим.
  19. Наименование части законопроекта печатается полужирным шрифтом.
  20. 5. Раздел:
  21. • имеет порядковый номер, обозначаемый римскими
  22. цифрами;
  23. • имеет наименование.
  24. Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.
  25. Наименование раздела печатается полужирным шрифтом.
  26. Пример:
  27. РАЗДЕЛ I
  28. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА
  29. НА ЗЕМЛЮ.
  30. 6. Подраздел:
  31. • имеет порядковый номер, обозначаемый римскими
  32. цифрами;
  33. • имеет наименование.
  34. Обозначение подраздела печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
  35. Наименование подраздела печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера подраздела, после которого ставится точка.
  36. Пример:

Подраздел I. Общие положения об обязательствах.

  • Глава:
  • нумеруется арабскими цифрами;
  • имеет наименование.
  • Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
  • Наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка.
  • Пример:

Глава 13. Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель.

  1. Параграф:
  2. обозначается знаком;
  3. имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;
  4. имеет наименование.
  5. Наименование параграфа печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера параграфа, после которого ставится точка.
  6. Пример:
  7. § 1. Хозяйственные товарищества и общества
  8. Статья законопроекта:
  9. является его основной структурной единицей;
  10. имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;
  11. имеет наименование, но в исключительных случаях может его не иметь.
  12. Пример:
  13. Статья 2. Законодательство в области охраны окружающей среды
  14. Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
  15. Настоящий Федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации.
  16. Настоящий Федеральный закон действует на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и федеральными законами и направлен на обеспечение сохранения морской среды (…).
  17. Обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
  18. Наименование статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка.
  19. Если статья не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставится и обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом.
  20. Статья подразделяется на части.
  21. Части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой.

Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой. Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.

  • В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы (не более пяти).
  • Ограничение количества возможных абзацев не распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в законопроекте.
  • Деление частей в статье либо частей в разных статьях одного законопроекта и на пункты, и на абзацы, которые в тексте частей будут следовать после двоеточия, не допу- скается.
  • Деление пунктов в частях статьи либо в разных статьях одного законопроекта и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия, не допу скается.
  • Пример варианта структуры частей статьи:
  • Статья 51. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления
  • Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. (часть 1)
  • Запрещаются: (абзац 1 части 2)
  • сброс отходов производства и потребления, в том числе радио- активных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; (абзац 2 части 2)
  • размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерести- лищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здо- ровья человека; (абзац 3 части 2)
  • захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водо- сборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; (абзац 4 части 2).
  • Законопроекты о внесении изменений в законодательные акты, а также законопроекты, содержащие перечни законодательных актов, признаваемых утратившими силу, имеют особую структуру статьи. Такие законопроекты:
  • не имеют наименований статей;
  • делятся на пункты, нумеруемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой, или на абзацы, не имеющие обозначений.
  • Пункты могут делиться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.

Нумерация статей, глав, разделов и других структурных единиц законопроекта должна быть сквозной. Недопустима, например, отдельная нумерация статей каждой главы или отдельная нумерация глав каждого раздела. Недопустимо изменять нумерацию частей, разделов, глав, статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц законодательного акта.

Недопустимо изменять нумерацию частей статей, пунктов и буквенное обозначение подпунктов частей статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц статьи законодательного акта.

Если дополнения вносятся в конец законодательного акта, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию частей, разделов, глав, статей (например, последней была глава 5 — дополнить главой 6; последней была статья 7 — дополнить статьей 8).

Если дополнения вносятся в конец структурной единицы статьи, то также необходимо продолжать имеющуюся нумерацию (например, в статье последней частью была часть 3 — дополнить частью 4; в части последним пунктом был пункт 3 — дополнить пунктом 4 и т.д.).

Если законодательный акт дополняется новыми структурными единицами, то новые структурные единицы необходимо обозначать дополнительно цифрами, помещаемыми над основ- ными цифровыми или буквенными обозначениями (например, глава 51, статья 72, часть 21, пункт 33, подпункт «б»).

В статьях о вступлении в силу законопроектов должно употребляться понятие «вступление в силу». Статья о порядке вступления в силу вводится в законопроектах в случае, если необходимо установить особый порядок вступления в силу данного законодательного акта, отличный от определенного Федеральным законом от 14 июня 1994 г.

№ 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

Понятие «введение в действие» употребляется только по отношению к кодексам. Самостоятельный федеральный закон о введении в действие принимается только в отноше- нии кодексов.

Целесообразно избегать включения в законопроект примечаний к статьям, главам, разделам, частям или законопроекту в целом. Такого рода положения необходимо фор- мулировать в качестве самостоятельных статей или включать непосредственно в текст той структурной единицы, к которой они относятся.

Законопроекты могут иметь приложения, в которых помещаются различного рода перечни, таблицы, графики, тарифы, карты, образцы бланков, документов, схем и т.д. Если к законопроекту имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без указания знака «№». При ссылках на приложения в тексте законопроекта знак «№» также не указывается.

Пример:

согласно приложению 4 к Федеральному закону юридическая сила приложений и законодательного акта, к которому они относятся, одинакова. Обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы после текста законопроекта без указания на регистрационный номер и дату подписания законодательного акта.

Ссылки в статьях на другие статьи, а также на ранее принятые законодательные акты применяются только в случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать повторений.

Ссылки можно делать только на вступившие в силу (введенные в действие) законодательные акты. Ссылки на утратившие силу законодательные акты и законопроекты недопустимы.

  1. При необходимости сделать ссылку в законопроекте на законодательный акт, его реквизиты указываются в следующей последовательности: вид законодательного акта, дата его подписания, регистрационный номер и наименование законодательного акта.
  2. Пример:
  3. 10. Порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года
  4. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
  5. При неоднократных ссылках на один и тот же законодательный акт при первом его упоминании применяется следующая форма:
  6. в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
  7. При ссылке на законодательный акт, который полностью был изложен в новой редакции, указываются его рек- визиты в следующей последовательности: вид законодательного акта и его наименование, а в скобках указываются вид законодательного акта, дата подписания и регистрационный номер законодательного акта, полностью изложившего данный законодательный акт в новой редакции.
  8. Пример:
  9. в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года
  10. № 27-ФЗ).
  11. Ссылки на Конституцию РФ оформляются следующим образом.
  12. Пример:
  13. в соответствии с частью 1 статьи 5 Конституции Российской Федерации.
  14. При ссылке на кодекс дата подписания и регистрационный номер кодекса не указываются.
  15. Примеры:

8. Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодек- сом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

  • При ссылках на конкретную статью кодекса, состоящего из нескольких частей, номер части кодекса не указывается.
  • Пример: регулируются статьей 321 Налогового кодекса Российской Федерации в порядке, установленном статьей 20 Налогового кодекса Российской Федерации в соответствии со статьей 924 Гражданского кодекса Российской Федерации.
  • При необходимости дать ссылку не на весь законодательный акт, а только на его структурную единицу, сначала указывается эта конкретная единица (начиная с наимень- шей).
  • Пример:
  • регулируются пунктом 4 части 2 статьи 10 Федерального закона от… № … «наименование закона».
  • Обозначения разделов, глав, статей, частей, пунктов печатаются цифрами, обозначения подпунктов печатаются строчными буквами русского алфавита в кавычках.
  • Примеры:
  • подпункт «а» пункта 2 части 1 статьи 5
  • подпункт «в» пункта 1 части 2 статьи 5
  • глава 5
  • разделы III и IV.
  • Обозначения абзацев при ссылках на них указываются словами.
  • Примеры:
  • абзац второй части 1 статьи 1 в соответствии с абзацем первым части 1 статьи 1
  • При этом первым считается тот абзац, с которого начина- ется структурная единица, в составе которой он находится.
  • Ссылки на структурные единицы одного и того же законодательного акта оформляются следующим образом:
  • Примеры:
  • содержащиеся в главе 3 настоящего Федерального закона в связи с положениями настоящей главы
  • в соответствии с частью 1 статьи 5 настоящего Кодекса
  • в соответствии с частью 32 статьи 5 настоящего Федерального закона
  • в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи
  • в соответствии с пунктом 21 части 4 статьи 5 настоящего Феде- рального закона
  • в соответствии с подпунктом «а1» пункта 2 части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона
  • регулируется подпунктом «б» пункта 2 части 3 статьи 5 настоя- щего Федерального закона
  • содержащиеся в параграфе 2 настоящей главы.

Ссылки в законодательных актах могут даваться на законодательные акты высшей или равной юридической силы. Ссылки на конкретные нормативные правовые акты низшей юридической силы или их отдельные структурные единицы не допускаются (например, ссылка в законодатель- ном акте на конкретное постановление Правительства РФ).

  1. В тексте законопроекта недопустимы ссылки на нор- мативные предписания других законодательных актов, кото- рые, в свою очередь, являются отсылочными.
  2. Приложение
  3. Образец законодательной инициативы1