Ответственность

Развитие транспортной системы мурманск

В Мурманской области с 2011 года реализуется проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» (МТУ), включающий строительство и реконструкцию объектов портовой инфраструктуры на западном и восточном берегу Кольского залива, развитие железнодорожной инфраструктуры, реконструкцию автодороги «Кола». МТУ реализуется в рамках Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года и федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)», подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг».

Развитие транспортной системы мурманск

  • ЦЕЛЬ ПРОЕКТА – СОЗДАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ЗАПАДНОМ БЕРЕГУ
  • КОЛЬСКОГО ЗАЛИВА
Развитие транспортной системы мурманск

  1. БОЛЕЕ 45 МЛРД РУБЛЕЙ ОБЪЁМ ИНВЕСТИЦИЙ В СТРОИТЕЛЬСТВО
  2. ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ МТУ
Развитие транспортной системы мурманск ОКОЛО 2000 НОВЫХ РАБОЧИХ МЕСТ НА ПИКЕ СТРОИТЕЛЬСТВА  

Проекты МТУ

Развитие транспортной системы мурманск Строительство железнодорожной линии станция Выходной — мостовой переход черезр. Тулома — станция Мурмаши 2 — станция Лавна Развитие транспортной системы мурманск Создание специализированного комплекса по перегрузке угля Развитие транспортной системы мурманск Создание специализированного комплекса по перевалке минеральных удобренийи апатитового концентрата

В настоящий момент перечень инвестиционных проектов по строительству портовых терминалов, которые изначально были включены в МТУ, дополнился новыми проектами на участках, примыкающих к глубоководной акватории Кольского залива.

В связи с тем, что проекты по созданию портовых мощностей сконцентрированы на западном берегу Кольского залива Правительство Мурманской области обратилось в Правительство России с тем, чтобы увеличить провозную способность МТУ до 100 млн тон в год с целью обеспечения потребностей всех заинтересованных грузоотправителей. Радикальное увеличение мощности МТУ это объективная необходимость.

К вновь включенным проектами «Комплексного развития Мурманского транспортного узла» относятся: нефтяной терминал на западном берегу Кольского залива  и контейнерный терминал в морском порту Мурманск.

Рост объема грузопереработки в морском порту Мурманск в основном связан с увеличением объема перевалки наливных грузов (прежде всего нефти). Перевалка основных объемов (98%) наливных грузов производится на рейдовых перевалочных комплексах.

  С учетом прогноза увеличения перевалки нефтепродуктов в морском порту Мурманск к  2024 году свыше 40 млн тонн Правительство Мурманской области заинтересовано в замене временной рейдовой перевалки на современные береговые комплексы с применением последних технологических достижений в области перевалки массовых грузов.

Строительство контейнерного терминала с плановым грузооборотом 1,0 млн. TEU/год, в т.ч. 75% могут составить контейнеры транзитного направления и 25% – контейнеры экспортно-импортного направления.

Дополнительный спрос на логистику через Мурманскую область создали поставленные Президентом России задачи по ускорению всех проектов, связанных с перевозками по Севморпути.

 В соответствии с Указом Президента России к 2024 году грузопотоки по СМП должны увеличиться до 80 млн тонн.

 В декабре 2019 года Правительством Российской Федерации утвержден план развития инфраструктуры Северного морского пути (СМП) на период до 2035 года, в который включены комплексное развитие Мурманского транспортного узла, мероприятия по подготовке предварительное ТЭО создания созданию порта-хаба в Мурманске, предназначенного для обслуживания международных (в том числе транзитных) перевозок в акватории Северного морского пути, строительство ледокольного флота, обеспечение бесперебойной спутниковой связи для пользователей СМП и другие направления.

Возможные меры поддержки для инвесторов

  • Пролучение статуса стратегического инвестиционного проекта Мурманской области.
  • Получение статуса резидента ТОР «Столица Арктики».

Мурманский транспортный узел поможет интеграции России в новую логистику | Практика на РБК+ Мурманск

Развитие транспортной системы мурманск

Строительство терминала МТУ ( Правительство Мурманской области)

Мурманский транспортный узел входит в число главных направлений плана развития Севморпути до 2035 года. В будущем МТУ должен стать не только современным портом, но и опорным пунктом транспортного коридора в Азию

В конце 2022 года стало известно, что в создании международного транспортного узла в Мурманске начинается новый этап.

Как рассказал губернатор региона Андрей Чибис на XII Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее», на строительство железнодорожной ветки Выходной — Лавна, которая соединяет западный и восточный берега Кольского залива, из федерального бюджета будет направлено 37,7 млрд рублей.

Это является одним из этапов реализации проекта Мурманского транспортного узла и позволит улучшить транспортную инфраструктуру, а также обеспечить доступность нового морского порта «Лавна» для грузов, прибывающих по железной дороге. Сооружение нового порта стартовало в сентябре 2021 года, а на 2022 год пришлись основные строительные работы.

Амбициозный проект

Как рассказали в правительстве Мурманской области, на территории, превышающей сто гектаров, уже сейчас работают более 1300 человек. Строительные работы идут в соответствии с графиком и закончены на 54%. Завершены работы по обеспечению водоснабжения объектов терминала.

Строительная готовность железнодорожной ветки составляет 56,4%, земляного полотна — 96%. Уже построена воздушная линия электропередачи от подстанции «Мурманская» до проектируемой подстанции «Лавна-Тяговая», которая обеспечит электричеством новую железную дорогу.

Общий объем финансирования по итогам текущего года составил около 14 млрд рублей.

«Проектом предусмотрено строительство и реконструкция объектов портовой инфраструктуры на берегу Кольского залива, в том числе строительство на западном берегу терминалов по перевалке угля, развитие железнодорожной инфраструктуры, строительство 10 железнодорожных станций и парков, реконструкция путевого развития 4 станций, реконструкция железнодорожных подходов (от станции Волховстрой). Общий объем инвестиций по проекту составляет 71 млрд рублей», — отмечают в правительстве региона.

Ожидается, что первые грузы порт примет уже к концу следующего года, и после 2024 года его мощность составит более 18 млн тонн в год. К 2030 году Мурманский транспортный узел должен будет выйти на проектную мощность и обеспечивать грузооборот порядка 80 млн тонн.

Развитие транспортной системы мурманск

Строительство транспортной инфраструктуры МТУ ( Правительство Мурманской области)

Кадровый вопрос и инфраструктура

Для того, чтобы раскрыть потенциал порта как транспортного узла и международного хаба, обеспечить сроки строительства, а в дальнейшем и функционирование всей транспортной системы, необходимы и значительные трудовые ресурсы. Прежде всего, речь идет о квалифицированных кадрах.

«На 1 ноября в Мурманской области было открыто 26 тыс. вакансий. В основном это токари, механики, сварщики, а дальнейшем будет расти потребность в квалифицированных кадрах: судоводителях, транспортировщиках СПГ.

От системы образования это требует разработки единых подходов в подготовке специалистов, специальных курсов подготовки и переподготовки не только в университетах Мурманска, но и Северо-Запада», — рассказал Алексей Фадеев, исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области, доктор экономических наук.

По мнению эксперта, помочь в реализации проекта МТУ также способна разработанная система финансовой мотивации специалистов, желающих приехать в Арктику. В настоящее время в России работает программа «Арктический вызов», которая успешно реализуется и в Мурманской области.

Еще один вопрос, который предстоит решить — развитие сопутствующей транспортной инфраструктуры.

По словам Ирады Рустамовой, завкафедрой «Международного транспортного менеджмента и управления цепями поставок» Российского университета транспорта, в настоящее время в Мурманской области около 3,5 тыс. км. дорог общего пользования.

Для обеспечения эффективного функционирования транспортного хаба этого недостаточно, и в период строительства МТУ вопрос должен решаться параллельно реализации проекта возведения портовых сооружений.

Кроме того, существует необходимость наращивания километража железных дорог и увеличения их пропускной способности. По словам Алексея Фадеева, на некоторых участках железной дороги в регионе есть одноколейные линии, их также необходимо оперативно перестраивать, так как этого зависит график поставок в интересах всего проекта.

Развитие транспортной системы мурманск

Мурманский порт ( Правительство Мурманской области)

Севморпуть вместо Суэцкого канала

Эксперты высоко оценивают потенциальные возможности Мурманского транспортного узла, отмечая, что необходимость в нем возникла уже давно. При этом, несмотря на наличие на Северо-Западе порта в Санкт-Петербурге, хаб в Мурманске может стать ему достойной альтернативой.

«С точки зрения геополитики у Мурманска сейчас есть такие же риски, как и у Санкт-Петербурга. Речь идет о запрете страхования судов и «культуре отмены» от крупных судоходных компаний. С точки зрения удаленности от международных рынков положение портов примерно одинаковое.

У Санкт-Петербурга лучше инфраструктура, но у Мурманска лучше глубины.

Если найдется активный экспедитор, собирающий экспорт с Северо-Запада и способный обеспечить импортную загрузку, то маршрут вполне может наладиться», — говорит член правления Гильдии профессиональных участников ВЭД «Гермес» Юрий Ковалев.

О необходимости развития МТУ свидетельствует и сосредоточенность на территории Мурманской области значительной части ресурсов и промышленности. Причем как добывающей, так и перерабатывающей.

«На арктических территориях производится 15% внутреннего валового продукта.

В регионе сосредоточена значительная часть природных ресурсов в виде минералов, представлены различные отрасли экономики: рыболовство, аквакультура, минерально-сырьевой комплекс, нефтегазовый, оборонно-промышленный, развивается арктический туризм — все это, безусловно, требует развитой системы логистики и транспорта», — поясняет Алексей Фадеев.

  • По его мнению, у порта в Мурманске для создания современного транспортного хаба, обеспечивающего доставку грузов в Азию, есть уникальные конкурентные преимущества — это незамерзающий залив и отсутствие ограничений по водоизмещению судов.
  • «Макроэкономические реалии таковы, что сейчас европейские рынки закрыты, но Северный морской путь — самая удобная артерия для доставки грузов из северной части России или Европы в Азию», — отмечает Фадеев.
  • О значительных преимуществах для организации поставок в Азию и весомом значении МТУ в этом процессе, как части Севморпути, говорят и в Российском институте транспорта.

«Северный морской путь — альтернатива Суэцкому каналу. Он более чем на 10 тыс. километров сокращает морские поставки.

А это самая выгодная для бизнеса логистика с точки зрения стоимости, самая дешевая», — говорит Ирада Рустамова.

Кроме того, эксперт отмечает безопасность Севморпути по сравнению с тем же Суэцким каналом или маршрутами через мыс Доброй Надежды, в водах которых, в частности, торговым судам могут угрожать пираты.

Читайте также:  Работа с пневмоинструментом

«Мурманский порт, Мурманский транспортный узел обеспечат интеграцию России в международные транспортные коридоры, создадут цепочки поставок между Европейской частью и Азией, Азией и Европой, и это большая работа на будущее», — отмечает Ирада Рустамова.

Автор Евгения Велева

Морская транспортная инфраструктура Мурманской области — ориентир на Арктику

Во многом роль Мурманской области в общей экономической системе России предопределило ее географическое положение и непосредственная близость к Северному морскому пути и Арктике, которая на данный момент благодаря наличию большого запаса топливных и энергетических ресурсов, прочно держать марку перспективного для развития региона.

Особенно выгодным для области является наличие на ее территории глубоководного, незамерзающего Кольского залива Баренцева моря с непосредственным выходом в Атлантический и Северный Ледовитый океаны.

Отдельные преимущества субъекта — развитая транспортная и коммуникационная инфраструктура и близость к перспективным месторождениям нефти газа на Арктическом шельфе.

https://www.youtube.com/watch?v=ziVChzXOWtc\u0026pp=ygVJ0KDQsNC30LLQuNGC0LjQtSDRgtGA0LDQvdGB0L_QvtGA0YLQvdC-0Lkg0YHQuNGB0YLQtdC80Ysg0LzRg9GA0LzQsNC90YHQug%3D%3D

Так как Мурманская область входит в границы Арктического региона, то и морская инфраструктура развивается в соответствии с планами государства относительно освоения Арктики и популяризации перевозок Северным морским путем.

Портовые комплексы

Особое место в области занимает, конечно же, портовая инфраструктура, развитие которой позволяет обеспечивать экономическое развитие региона. Всего на территории МО функционируют три морских порта — Мурманск, Кандалакша, Витино. Общий грузооборот региона в 2013 году составил более 34 млн тонн. Основным портом региона является незамерзающий морской порт Мурманск, расположенный в акватории Кольского залива, который также является и базовым портом Северного бассейна по обеспечению перевозок грузов в районы Крайнего Севера и дальнего зарубежья. Он был основан в 1915 году. В порту Мурманска базируются суда российских судоходных компаний, аварийно-спасательного флота и уникального атомного ледокольного флота, которыми осуществляются проводки судов по трассам Северного морского пути, отмечают в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области. Для этого предусмотрена вся необходимая инфраструктура. По данным ведомства, через мурманский порт проходят генеральные, навалочные и наливные грузы, а также грузы в контейнерах и рыбная продукция. В прошлом году общий грузооборот морского порта Мурманск составил более 31 млн тонн. Всего на территории порта расположены 17 причалов общей протяженностью около 3 тыс. м, которые могут принимать суда с осадкой до 15,5 м, длиной более 265 м и дедвейтом до 150 тыс. т. 15 лет назад порт Мурманска начал обрабатывать и суда типа «Panamax» грузоподъемностью до 80 тыс. т. Еще один порт Мурманской области на Белом море располагается в северо-западной его части, в Кандалакшском заливе. Кандалкшский порт начал принимать суда в 1915 году. Но в отличие от Мурманского он является замерзающим. Однако это не препятствует круглогодичной навигации. Начиная с конца декабря и вплоть до начала мая, транспортные суда сопровождают ледоколы Мурманского морского пароходства. На официальном сайте порта отмечается, что в Горле Белого моря проводку осуществляют атомные «айсбрейкеры», а на подходах к порту и в Кандалакшском заливе — дизельные. В Кандалакшском порту действуют 5 универсальных грузовых причалов. Под обработку могут приниматься суда длиной до 200 и шириной до 300 м, с максимальной осадкой 9,8 м и водоизмещением до 30 тыс. т. В порту могут обрабатывать практически любые грузы, кроме наливных. Так сказать «острым углом» в портовом хозяйстве Мурманской области явлется морской порт «Витино» — единственный на Белом море, переваливающий сырую нефть. Он был создан в 1997 году в рамках реализации проекта по строительству нового портового терминального комплекса для обслуживания крупнотоннажных танкеров с использованием производственных мощностей Беломорской нефтебазы. В 2014 году предприятие вынуждено был прекратить грузообработку, в связи с осложнившимся финансовым положением. Как указано на официальном сайте, порт специализируется на хранении и перевалке газового конденсата, прямогонного бензина, также имеются мощности по перевалке мазута. На акватории морского порта Витино расположено четыре причала, два — глубоководные, для приема морских танкеров, один используется для стоянки судов портового флота. Глава Мурманской области Мария Ковтун планирует справиться с трудным положением, в котором оказался порт и его служащие. Недавно министру транспорта и дорожного хозяйства региона Дмитрию Соснину она поручила проработать пути стабилизации ситуации в нефтяном порте и на Беломорской нефтебазе. Как сообщил министр, появились заинтересованные лица в работе предприятия, и новый собственник понимает, какие экономические и социальные задачи стоят перед ним. По некоторым данным, перевалка нефти в порту «Витино» может продолжиться уже этим летом. Рыболовные суда, плавбазы и транспортные рефрижераторы в регионе принимает Мурманский морской рыбный порт», общая протяженность причального фронта которого превышает 4 км. В период летней пассажирской навигации у причалов ММРП швартуются крупные иностранные круизные суда. Незамерзающий Кольский залив позволяет обрабатывать суда круглый год без перерывов. Предприятие располагает собственным флотом, в составе которого три действующих буксира и несколько судов различного назначения, в данный момент находящихся в отстое. Для обеспечения стабильной работы и более полного использования производственных мощностей в настоящее время порт переходит на обработку нетрадиционных для его рыбной специфики грузов.

Развитие грузовых и нефтяных терминалов

Как нам сообщили в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства, на базе морского порта Мурманск сегодня продолжается реализация проектов компаний по развитию собственных грузовых терминалов. Исходя из программы развития ОАО «ММТП» до 2020 года, в порту планируется реконструкция грузовых районов, включающая реконструкцию причалов, проведение дноуглубительных работ, строительство швартового пала на одном из причалов с целью возможности одновременного приема двух судов типа «Panamax». Один из самых перспективных проектов на последние годы — «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», который реализуется в рамках подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)», — создание действующего круглогодичного глубоководного морского ХАБа — центра по переработке грузов, интегрированного в международный транспортный коридор «Север – Юг». В соответствии с ФЦП общий объем финансирования по проекту составляет более 152 млрд рублей, из них 62,7 млрд – это федеральное финансирование, 89,3 млрд – средства частных инвесторов, сообщили в Минтрансе Мурманской области. Реализация проекта позволит включить в портовую деятельность свободный западный берег Кольского залива, что значительно увеличит потенциал морского порта Мурманск, в том числе и для перевозок по трассам СМП. «В условиях повышающегося интереса к Арктике, да ещё в условиях того, что наш порт глубоководный, незамерзающий, конечно, он должен иметь очень достойную перспективу развития, для того чтобы наши грузы, перевозки осуществлялись и переваливались именно в Мурманском порту и не уходили за рубеж – ни в Киркенес, ни в Вадсё, ни в Вардё, ни в другие порты. И мы, конечно, надеемся и уверены, что статус ворот в Арктику останется только за Мурманским портом, ни за каким другим, потому что у нас для этого есть все условия. Профессиональные кадры готовим сейчас именно для разработки арктического шельфа: и нефтяников, и буровиков», — цитирует главу области Марию Ковтун пресс-служба Кремля.

Развитие транспортной системы мурманск
«Сергей Осипов» и «Генрих Гасанов». Порт Мурманск / www.korabel.ru

На данный момент в рамках проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» высокую степень готовности имеет проект по строительству угольного терминала ООО «Морской торговый порт «Лавна», объекты котрого будут располагаться на западном берегу Кольского залива. Ввод угольного терминала будет осуществляться в 3 этапа по 6 млн тонн по завершении каждого из них, при этом общий грузооборот терминала будет составлять около 18 млн тонн. Таким образом, в рамках проекта выполнены все подготовительные работы и инвестор готов выйти на строительную площадку. Инвестору для начала осуществления строительных работ необходимо начало строительства железной дороги на западный берег Кольского залива. Еще одним перспективный проект — перегрузочный комплекс для «Норильского никеля». Несмотря на то, что по СМП ходят дизель-электрические контейнеровозы усиленного ледового класса, в Мурманске они вынуждены швартоваться и разгружаться у причала торгового порта. Если компания создаст в регионе собственный терминал, то это позволит экономить средства предприятия при перевозках собственной продукции. норильский никель По данным Минтранса области, реализация проекта позволит эффективно перерабатывать грузы «Норильского никеля», который собственным флотом в составе пяти судов усиленного ледового класса грузоподъемностью 16 тыс. тонн обеспечивает круглогодичное регулярное сообщение между морскими портами Дудинка, Мурманск, Архангельск, Роттердам и Гамбург. Известно, что работы по первому этапу завершены. Предполагается, что большую часть грузопотока, переправляемого по Севморпути, составят наливные грузы. В порту Мурманск есть значительные мощности в виде береговых и рейдовых перегрузочных комплексов для обеспечения перевалки данного вида груза. К тому же на акватории Кольского залива оборудован рейдовый перегрузочный комплекс «Белокаменка». Танкер «Белокаменка» — самый большой под российским флагом. Он может обеспечить перевалку до 16 млн тонн нефти и нефтепродуктов. На нефтебазе мурманского морского рыбного порта осуществляет деятельность Первый Мурманский терминал. Общий действующий резервуарный парк позволяет предприятию переваливать широкую номенклатуру нефтепродуктов. С помощью танкера накопителя работает терминал ООО «Коммандит Сервис». С 2004 года предприятие собственными силами и за счет средств инвестора провело реконструкцию материально-технической базы военной части Северного флота с целью организации перевалки нефтепродуктов на экспорт. Также на акватории Кольского залива размещён рейдовый перевалочный комплекс, оператором которого выступает ОАО «Мурманское морское пароходство». В состав РПК входит 8 якорно-швартовных систем, позволяющих принимать и обеспечивать надежное удержание танкеров-транспортировщиков дедвейтом до 150 тысяч тонн при скорости ветра до 20 метров в секунду. К этим танкерам способны швартоваться для перегрузки нефти танкеры-челноки дедвейтом от 15 до 60 тысяч тонн.

Читайте также:  Сигнал внимание всем

Судоходство в Мурманской области

Всем известно, что именно Мурманская область является домом для атомного ледокольного флота. ФГУП «Атомфлот», входящее в структуру Росатома осуществляет ледокольное обеспечение проводки судов по трассам СМП, участвует в обеспечении экспедиционных, научно- исследовательских работ по изучению арктических морей, аварийно-спасательных операций во льдах. Кроме того, Атомфлот осуществляет туристические круизы на Северный полюс, острова и архипелаги Центральной Арктики. По официальным данным, на данный момент в составе предприятия: четыре атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тыс. л. с. — «Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы», два с однореакторной установкой мощностью 40 тыс. л. с. — «Таймыр» и «Вайгач», атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» с реакторной установкой аналогичной мощности. В процессе технического обслуживания задействованы две плавучие технические базы — «Имандра» и «Лотта», спецтанкер «Серебрянка» для жидких радиоактивных отходов, судно дозиметрического контроля «Роста-1». В отстое находятся три атомохода — «Ленин», «Арктика» и «Сибирь» и две плавучих техбазы — «Лепсе» и «Володарский». В то же время в распоряжении Атомфлота находятся необходимые для комплексного ремонта, технологического обслуживания и стоянки судов мощности, в частности площадь цехов составляет более 12, 5 тыс. кв. м, а длина причальной линии — более тысячи м. По данным Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области, ледоколы ФГУП «Атомфлот» в навигацию 2013 года обеспечили ледокольные проводки 71 судна при транзитных переходах по трассам Северного морского пути. В 2012 году их было на 25 меньше. Объем перевезённых транзитом грузов составил 1 млн 355 тыс. 897 т, что на 7,4% больше чем в 2012 году.

Ледокол «Ямал» / Википедия

Одним из старейших судоходных предприятий, базирующихся в порту Мурманск, является Мурманское морское пароходство. С первых лет создания предприятия основной задачей было обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов, которые располагаются на побережье Арктики. Для перевозки грузов, в числе которых генеральные, навалочные, зерновые наливные и опасные, ММП использует сухогрузы серий: «Грумант», «Дмитрий Пожарский», СА-15 Super, «Михаил Стрекаловский» и «Иван Папанин». В составе танкерного флота Мурманского пароходства 6 судов общим дедвейтом 344, 881 т, таких серий как «Суэцмакс», «Лунни», а также нефтеналивное судно «Хатанга» и перевозчик нефтепродуктов «Котлас». Однако ММП перевозит не только грузы, но и пассажиров. Для этого используется теплоход «Клавдия Еланская». В составе пароходства также находится и многофункциональный ледокол «Владимир Игнатюк» и 4 плавучих крана. По Северному морскому пути осуществляют самостоятельное плавание также суда усиленного ледового класса, без ледокольного сопровождения ГМК «Норильский никель». В 2010 году впервые в истории судоходства контейнеровоз, принадлежащий именно этой компании, совершил рейс по восточной части Северного морского пути без ледокольного сопровождения из Мурманска в Китай. Помимо грузовых перевозок в Мурманской области уделяют внимание и пассажирскому, и круизному направлениям. Ежегодно в порт Мурманск осуществляют заходы суда иностранных круизных компаний. Чтобы создать необходимую инфраструктуру для обслуживания пассажиров, прибывающих в Мурманск морским транспортом, на территории Морского вокзала города реализуется проект «Арктическая Гавань». Как сообщает Минтранс области, для создания в мурманском порту круизного центра планируется произвести дноуглубительные и берегоукрепительные работы, удлинить главный пирс, реконструировать и расширить здание морского вокзала, обустроить участок морского пункта пропуска в пассажирском районе порта. С федеральной финансовой поддержкой уже ведется реконструкция пирса дальних линий морского вокзала и берегоукрепление пассажирского района морского порта Мурманск для обслуживания современных морских паромов и судов. Также планируется реконструкция здания Морского вокзала и создание соответствующей инфраструктуры для обслуживания пассажиров и туристов.

На реализацию мероприятий по реконструкции пирса и здания морского вокзала, проведению берегоукрепительных и проектных с 2012-2015 годы предусмотрено финансирование в объеме 1 млрд 159 млн рублей в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)».

Таким образом, при успешной реализации проекта «Арктическая гавань» и эффективной кооперации всех субъектов морского туристического рынка порт Мурманск может стать одним из уникальных круизных центров. В таком случае Мурманская область приобретет статус мировой столицы арктического туризма. Реализация всех намеченных проектов, как отмечают в Министерстве транспорта, приведет к увеличению объемов перевозки грузов и пассажиров морским транспортом, положительно скажется на транспортно-транзитном потенциале Российской Арктики, а также позволит эффективнее использовать потенциал трасс Северного морского пути, который играет важную роль в обеспечении грузоперевозок не только для Мурманской области, но и для всей Арктической зоны, а также России в целом. Анастасия Судникова Благодарим за помощь в подготовке материала Министерство транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области

4.4. Транспортный комплекс

Мурманская область обладает относительно развитой дорожной сетью: по густоте железнодорожных путей сообщений (6 км на 1 тыс. км2 территории) она даже несколько превышает среднероссийские показатели (5 км).

Однако при этом более чем в 2 раза уступает показателям европейской части России. Что касается автомобильных дорог с твердым покрытием (21 км на 1 тыс.

км2 территории) и дорог общего пользования (17,9 км), то здесь регион более чем в 2 раза отстает от средних показателей (43,2 и 32 км соответственно).

При этом транспортно освоенной можно считать примерно 20% территории, расположенной вдоль Кольского участка Октябрьской железной дороги и ответвлений от него.

Восточные районы полуострова практически полностью не обеспечены дорогами.

Впрочем, такое положение характерно для всех северных субъектов Российской Федерации и вообще северных территорий в мировом аспекте, характеризующихся очаговым типом освоения.

В последние 15 лет, особенно в период 2001-2008 гг., отмечается резкое сокращение перевозок пассажиров всеми видами транспорта.

Так, железнодорожные показатели сократились почти в 2 раза, а автобусные перевозки — более чем в 3 раза.

Основные грузовые перевозки в анализируемом периоде осуществлялись железнодорожным транспортом. После спада практически в 2 раза за период с 1990 по 2001 г.

(с 47,2 до 24,4 млн т) объемы перевозок здесь стабилизировались и даже имеют некоторую тенденцию к росту (в 2007 г. — 27,9 млн т).

Аналогичная динамика отмечается на морском транспорте с более существенным ростом в 2001-2007 гг. (на 80%).

Мировой экономический кризис определил снижение грузоперевозок практически на всех видах транспорта, кроме морского, однако в 2008 г. оно не превысило 10%. Так, железнодорожным транспортом было погружено 25,3 млн т грузов, что на 8,8% ниже, чем в 2007 г. В 2009 г. спад продолжился и достиг 24% по отношению к аналогичному периоду предшествующего года.

Происходит постоянное сокращение грузопотоков в районы Крайнего Севера. Так, в 2007 г. на станцию «Мурманск» прибыло грузов для завоза на 28% меньше, чем в 2005 г. Судами морского транспортного флота в эти регионы отправлено грузов на 30% меньше, чем в предшествующем году.

Тарифы на грузовые перевозки в декабре 2007 г. по сравнению с декабрем 2005 г. снизились на 5,4% в основном за счет снижения тарифов на морском транспорте на 5,7%.

Тарифы на перевозку грузов автомобильным транспортом выросли на 8,6%, что в определенной мере и обусловило снижение объемов перевозок.

Читайте также:  Раздача образцов продукции

Анализ факторов, определяющих развитие транспортного комплекса Мурманской области как в настоящее время, так и в обозримой перспективе, позволяет констатировать, что наиболее весомые из них являются «внешними» по отношению к региону, т.е. область может оказывать на них весьма слабое влияние (если вообще может).

Причем это относится практически ко всем видам грузов. Можно напомнить, что по проекту Мурманской трубопроводной системы 2002 г. уже в 2008 г. объем транспортировки нефти должен был превысить 50 млн т и в дальнейшем увеличиться до 100 млн т.

Однако политический выбор сделан в пользу Балтийской трубопроводной системы и Восточносибирского трубопровода, ориентированного на рынки АТР.

Аналогичная ситуация может сложиться вокруг насыпных и генеральных грузов, для которых строятся крупные терминалы в портах Балтийского моря, в первую очередь в Усть-Луге. Кроме того, на объем экспорта угля серьезное влияние могут оказать пропускная способность железных дорог и тарифная политика, в настоящее время достаточно благоприятные для транспортной системы Кольского полуострова.

Комплексная оценка внешних факторов позволяет считать наиболее важными следующие из них:

— состояние (конъюнктура) основных мировых рынков энергоресурсов (Европейский, Северо-Американский, Азиатско-Тихоокеанский), в совокупности потребляющих более 70% углеводородного сырья;

— политика основных потребителей нефтегазовых ресурсов в сфере энергосбережения, появление новых экономических,

технических и технологических решений, а также альтернативных видов топлива;

— темпы модернизации железных дорог, определяющих поступление основных грузов в порты Мурманской области (насыпных, генеральных, частично наливных) и роста их пропускной способности;

— меры Российской Федерации в области развития портов Балтийского моря, являющихся вследствие отсутствия специализации и кооперации естественными конкурентами портов Баренцева и Белого морей;

— тарифная политика ОАО «Российские железные дороги», в том числе определяемая динамикой номенклатуры грузов на Транссибирской магистрали и Октябрьской железной дороге;

— климатические изменения и политика Российской Федерации в возрождении отечественного судостроения, в первую очередь ледового класса, в совокупности определяющих возможность оживления грузопотоков на трассе Северного морского пути

  • Внутренними факторами, имеющими существенное значение для развития транспортного комплекса, являются:
  • — активная деятельность органов государственной власти Мурманской области и заинтересованных корпораций по лоббированию интересов транспортного комплекса в Правительстве Российской Федерации и зарубежных организациях;
  • — инвестиционный и инновационный климат в Мурманской области, являющийся важным фактором в конкурентном взаимодействии с транспортными системами других регионов Северо-Западного федерального округа.
  • Потенциал развития транспортного комплекса в долгосрочной и среднесрочной перспективе определяется следующими преимуществами:
  • — геополитическое положение, обусловленное открытым выходом в Атлантику и Мировой океан, ограниченным для портов Балтийского и Черного морей системами «закрытых» проливов;
  • — возможность принимать у причалов в Кольском заливе крупнотоннажные суда, включая танкеры дедвейтом свыше 100 тыс. т, а при использовании рейдовых перегрузочных терминалов — супертанкеры практически без ограничения грузоподъемности;
  • — благоприятная ледовая обстановка, позволяющая круглогодично транспортировать грузы в Атлантику без ледокольного сопровождения;
  • — относительно развитая система автомобильных и железных дорог, обеспечивающих устойчивую работу существующих мощностей хозяйственного комплекса и имеющая определенные резервы;
  • — высокий промышленный и кадровый потенциал, что обусловливает высокий инвестиционный рейтинг Мурманской области;
  • — наличие мощной военно-морской группировки, обеспечивающей национальные интересы на Арктическом шельфе и морских коммуникациях.
  • В то же время можно отметить недостатки и ограничения в рассматриваемой сфере:
  • 1) замыкающее («полуанклавное») положение Кольского полуострова, ограничивающее возможности транзита грузов без использования морских портов;
  • 2) отсутствие на государственном уровне четко выраженных и обоснованных приоритетов по освоению нефтегазовых провинций (арктическая, западносибирская, восточносибирская и др.), а также по транспортировке углеводородного сырья на основные мировые рынки;
  • 3) недостаточная привлекательность российских (северных) портов и российского флага для судоходных компаний;
  • 4) неподготовленность отдельных участков Октябрьской железной дороги для резкого нарастания грузопотоков, обусловленных масштабным освоением шельфа и возможной динамикой генеральных грузов в рамках программы развития Мурманского транспортного узла.

Можно предположить, что основными тенденциями в среднесрочной и долгосрочной перспективе будут:

— развитие всех подсистем (сфер) транспортного комплекса в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Мурманской области;

— преодоление негативных тенденций в состоянии магистральных объектов (в первую очередь автомобильных дорог) и подвижного состава (снижение уровня физического и морального износа);

— стратегическое нарастание объема перевозок наливных грузов, в первую очередь нефти и газоконденсата, связанное с началом масштабного освоения месторождений углеводородного сырья Арктического шельфа;

— увеличение перевозок генеральных грузов в 3-4 раза уже к 2010 г. и более чем в 10 раз к 2025 г. в связи с нарастанием контейнерных перевозок в рамках подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг» (ФЦП «Модернизация транспортной системы России») и обеспечением работ на шельфе;

— повышение уровня комфортности и безопасности перевозок пассажиров всеми видами транспорта, модернизация и развитие основных аэропортов Мурманской области, активизация перевозок на местных авиалиниях

В целом можно констатировать, что транспортный комплекс региона будет иметь устойчивую положительную динамику, особенно при успешной реализации проекта формирования Мурманского транспортного узла.

Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области

Еще статьи по теме «Транспортный комплекс»:

  1. Состояние и перспективы развития транспортного комплекса Мурманской области
  2. Мурманский транспортный узел усилит международные позиции России
  3. Мурманский транспортный узел — этапы развития
  4. О развитии транспортно-логистической системы в Арктической зоне Российской Федерации и Мурманской области
  5. Развитие мурманского транспортного узла и железнодорожных подходов к нему
  6. Морской порт и железная дорога завязаны в один узел — транспортный

Готовы предложения по развитию транспортной системы Мурманской области

Специалисты ФАУ «РОСДОРНИИ» представили губернатору Мурманской области Андрею Чибису методические рекомендации по разработке документов транспортного планирования Мурманской области и Мурманской городской агломерации. Рекомендации составлены институтом на основе проведения транспортных и социологических обследований. Презентацию провела и.о. заместителя генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Екатерина Брязгина.

Прошедшим летом РОСДОРНИИ провёл в Мурманской области масштабное исследование дорожного полотна с помощью передвижной лаборатории «Эскандор».

Регион стал первым из субъектов Федерации, где был применён этот уникальный диагностический комплекс. Было обследовано порядка 1000 км дорог, создана их цифровая модель.

Подготовка документов по развитию транспортной системы Мурманской области – продолжение сотрудничества ведущего отраслевого научного института с регионом.

  • Проведённый ФАУ «РОСДОРНИИ» социологический опрос показал оценку уровня удовлетворённости работой общественного транспорта в Мурманской области в 6,7 балла из 10 возможных – похожие результаты наблюдаются во многих других регионах европейской части России.
  • В число основных мероприятий по области вошёл капремонт и реконструкция более 1200 км федеральных и региональных автомобильных дорог, модернизация Мурманского транспортного узла, реконструкция аэропортов «Мурманск» и «Хибины».
  • По Мурманской городской агломерации выделены главные задачи – повышение транспортной доступности порта и территории проекта «Новый Мурманск» и обустройство улично-дорожной сети в планируемом новом микрорайоне на месте Больничного городка.
  • В Мурманске рекомендуется отменить ряд дублирующих маршрутов общественного транспорта малой вместимости, обеспечив потребности в перевозках на них магистральным транспортом большого класса.

Кроме того, эксперты ФАУ «РОСДОРНИИ» на основе изучения общественного мнения предлагают возродить морское сообщение Морской вокзал – Абрам-Мыс. При четырёх рейсах катера в будние дни прогнозируемый пассажиропоток составит до 35 тысяч человек в год.

Последнее предложение вызвало особый интерес губернатора. Андрей Чибис отметил, что считает срок его реализации – 2031 год – слишком отдалённым.

«Это же вопрос не только тех людей, которые оттуда на работу ездят. С Абрам-Мыса открывается прекрасный вид. Там есть парк, который нужно приводить в порядок, будет построена видовая площадка. В этом смысле Абрам-Мыс – ещё и яркий туристический объект. Экономический эффект будет комплексный», – подчеркнул глава региона, поручив пересчитать сроки воплощения проекта в жизнь.

Как сообщает региональное Министерство информационной политики, Андрей Чибис указал на необходимость создания модели изменения движения в центре Мурманска при предполагаемом перекрытии участка улицы Воровского от проспекта Ленина до улицы Коминтерна. От результатов таких расчётов будет в первую очередь зависеть план реконструкции площади Пять Углов.

С учётом этих и других замечаний губернатора проекты документов транспортного планирования будут доработаны ФАУ «РОСДОРНИИ» совместно с региональным Минтрансом.

https://gov-murman.ru/info/news/431661/#&gid=1&pid=5