Равенство перед законом
Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.
Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.
Конституция запрещает произвольное ограничение прав и свобод человека на территории России. Основным условием реализации прав и свобод является исполнение человеком обязанностей, установленных государством: человек обязан выполнять свои обязанности (соблюдать законы Российской Федерации, не нарушать законных прав других лиц).
К основным обязанностям человека Конституция относит:
- соблюдение Конституции и законов РФ;
- осуществление уплаты законно установленных налогов и сборов;
- сохранение окружающей среды;
- защита Отечества, несение военной службы;
- забота о детях;
- забота о нетрудоспособных родителях;
- получение основного общего образования;
- сохранение исторического и культурного наследия.
Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин должен исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия.
Категории прав человека
Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:
- естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
- права, возникшие в процессе развития государства и общества (политические и социальные права).
Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:
- гражданские (личные)
- политические
- экономические
- социальные
- культурные
Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.
Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.
Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.
- Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.
- Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.
- Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.
Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.
Равенство перед законом. Соблюдение законов и прав граждан
13. Равенство перед законом. Соблюдение прав граждан
Люди, находящиеся у власти, придумывают законы и правила, по которым надлежит жить всему обществу.
Они делают это не только потому, что есть необходимость поддержания порядка в обществе и регулирования взаимоотношений между людьми, но и затем, чтобы обеспечить собственное право на избранность и право не подчиняться принятым ими же законам.
Все знают про равенство людей перед законом вне зависимости от занимаемого общественного положения. Но в жизни это правило работает избирательно. Люди, облеченные властью, могут контролировать обычных людей и требовать с них.
А кто контролирует власть? Подумайте, кто мог наказать Гитлера, Сталина, других диктаторов и людей к ним приближенных, когда они сами были выражением власти и закона, совершали преступления, оставаясь безнаказанными.
Это еще раз подчёркивает важность отбора во власть исключительно порядочных, ответственных, умных людей.
Часто элита общества рассуждает иначе, чем простые граждане. Люди, к ней принадлежащие, чувствуют вседозволенность, думают, что у них достаточно денег, чтобы купить всё.
Они обладают властью и богатством и хорошо знают, что тот, кто украдёт какую-то мелочь, понесёт ответственность, а тех, кто совершает преступления с размахом, прикрываясь законами и интересами государства, вряд ли когда-либо накажут.
Равенство всех перед законом — пустые слова, когда у одного человека имеются возможности нанимать лучших адвокатов, использовать личные связи, а у других средств едва хватает на жизнь.
Современное общество ориентировано на формальное соблюдение законов.
Вроде бы все знают, что законы нельзя нарушать, однако же, многие поступают так, как им удобно, и, при возможности, игнорируют установленные государством правила.
У людей, живущих таким образом, законы становятся необязательными для исполнения, и, чем лучше человек знает законодательство, тем легче ему действовать вполне «законно», получая выгоду для себя любыми путями.
В современном мире повсеместно нарушаются права человека, хотя о соблюдении их много говорится. Например, отсутствуют или исполняются частично элементарные гарантии на жилье, работу и хорошие условия труда, на качественную бесплатную медицинскую помощь и прочее.
Кто отвечает за соблюдение прав граждан? Конечно же тот, кто их провозглашает, а, значит, общество и государство. Только, одно дело рассуждать о законности и правах, но совсем другое, добиться осуществления этого на практике.
В большей степени соблюдение прав граждан и законов связано с нравственно-моральными установками в обществе, с культурным уровнем населения, чем с законотворческой деятельностью и деятельностью силовых структур.
Лучший способ борьбы за справедливость в обществе — это повсеместное искоренение лжи, обмана, двуличности, жадности, лести и других отрицательных человеческих качеств. Государство собственным примером должно показывать, как следует себя вести. У него нет права скрывать от граждан состояние дел в обществе.
Оно обязано проявлять заботу о людях, чётко исполнять все свои социальные обязательства.
Признаки развитого цивилизованного государства:
- равенство всех граждан перед законом;
- соблюдение в государстве прав человека на деле, а не на словах.
Равенство перед законом
07.12.2020
Равенство перед законом, равноправие — важнейший принцип демократии и классического либерализма, согласно которому все граждане равны перед законом независимо от их расы, национальности, пола, сексуальной ориентации, места жительства, положения в обществе, религиозных и политических убеждений. Нарушение этого принципа называется дискриминацией.
https://www.youtube.com/watch?v=mo_T3FifLNw\u0026pp=ygUs0KDQsNCy0LXQvdGB0YLQstC-INC_0LXRgNC10LQg0LfQsNC60L7QvdC-0Lw%3D
Равноправие делает акцент на правах человека и их ограничениях. Предметом особого внимания является законодательная защита прав и равный доступ всех граждан к правовой системе.
Равенство перед законом включает одинаковую обязанность граждан соблюдать закон и равное отношение правоохранительных органов к различным нарушителям одних и тех же норм.
Последнее тесно связано с принципом верховенства права, поскольку требует, чтобы законы в равной степени относились к тем, кто их издаёт и кто обладает верховной властью.
Правосудие не должно принимать во внимание происхождение, власть, обеспеченность или общественное положение стоящих перед ним лиц. Юрисдикция судов, которые выносят постановления по делам обычных граждан, должна распространяться на всех граждан.
Возникновение
Концепция равенства граждан перед законом возникла в Древней Греции в период образования городов-государств. Греки отказались от почитания царской власти в качестве ключевой ценности общественной организации, что было характерно для большинства цивилизаций того времени.
В городах-государствах важнейшие решения принимались с участием всех граждан мужского пола, получавших это право в обмен на участие в военных действиях.
При этом принцип равноправия распространялся лишь на граждан города (они же были и членами фаланги во время войн), не касаясь женщин и рабов.
Обобщённость правовых норм
Законы должны формулировать условия своей применимости в общих чертах, не указывая на конкретные лица, организации или малые социальные группы. Они не должны издаваться для решения конкретных задач, если при других обстоятельствах аналогичные действия властей были бы незаконными.
Однако в ряде случаев требование обобщённости сталкивается с трудностями.
Например, в социальных государствах некоторые нормы относятся к лицам чётко обозначенного социально-экономического статуса, и поскольку часть общества не считает эти законы оправданными, с точки зрения критиков, они представляют собой форму правовой дискриминации.
Равный доступ к правовой системе
В силу социального неравенства, некоторые люди имеют лучший доступ к ресурсам для защиты своих интересов и, следовательно, лучшие шансы на выигрыш судебного дела. Корректировка подобных тенденцией часто сопряжена с объективными трудностями, которые осложняются вышеуказанным требованием обобщённости правовых норм и процедур.
В истории
Легизм (нач. VIII в. до н. э.). Гуань Чжун, премьер-министр княжества Ци провозгласил принцип «Правитель и чиновники, высшие и низшие, знатные и подлые — все должны следовать закону. Это и называется великим искусством управления»..
Афинский политик Солон (нач. VI в. до н. э.), один из знаменитых древнегреческих «Семи мудрецов», ставил себе в заслугу умение сохранить равенство.
В мире
Статья 7 Всеобщей декларации прав человека гласит:
Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.
В россии
В Российской Федерации имеет место де-юре равенство перед законом, которое декларируется в 19-й статье Конституции:
Понятие конституционного принципа равенства всех перед законом
Зубакин В.Ю.
Балаковский филиал СГАП,
Балаково, Россия
Понятие конституционного принципа равенства всех перед
законом
Равенство всех людей перед законом представляет собой
один из важнейших принципов существования правового государства, потому что
именно в правовом государстве право является критерием легитимности государства
и его власти. Соблюдение принципа равенства перед законом и судом выступает
основой функционирования современного российского правового государства.
Мерилом равенства прав граждан в правовом государстве выступает равный для всех
закон. Н.В. Витрук по данному поводу
пишет: «Юридическое равенство есть не что иное, как равенство общественного
положения людей по закону». С
ним согласен В.П.
Малахов указывающий,
что «равенство, зафиксированное с помощью норм права,
выступает в качестве признанного и защищаемого государством масштаба
соизмерения действий людей».
Для того, чтобы лучше уяснить содержание принципа равенства
перед законом, необходимо выявить его составные элементы. По мнению Н.С.
Бондаря конституционное требование
равенства всех перед законом в позитивном, предоставительно-обязывающем плане
включает: а) закрепление за всеми гражданами равного объема прав и свобод во
всех сферах жизни; б) закрепление равных для всех граждан возможностей
реализации соответствующих прав и свобод, включая равный, одинаковый
процессуальный порядок их осуществления; в) закрепление равенства в способах
защиты, а также восстановления нарушенных прав и свобод: г) равенство для всех
граждан юридических обязанностей и закрепление в законодательстве равных,
одинаковых для всех оснований юридической ответственности. М.Н.
Козюк полагает, что «внутренне структура правового равенства состоит из трех
частей (элементов): формально-юридического равенства, равноправия и равной
защиты законом».
Мы полагаем, что закрепление равного объема прав и свобод
вполне корреспондирует с установлением равных возможностей граждан, поскольку
общепризнанно, что субъективное право есть мера возможного поведения человека,
а потому выделять отдельным элементом равенство возможностей, как
представляется нецелесообразно. Так, Н.И. Матузов отмечает, что в основе
субъективного права лежит категория юридически обеспеченной возможности.
- Исходя из этого, полагаем, что структура конституционного
принципа равенства всех перед законом состоит из трех элементов: - 1)
равного объема прав и свобод человека, закрепленного в
Конституции и законах; - 2)
равенства узаконенных обязанностей; - 3)
равных для всех оснований юридической ответственности
при одинаковом уровне поведения субъектов.
В
правовом государстве должна быть установлен справедливый порядок, при
котором предусматривается наделение всех равными правами и установление
равных обязанностей, а также ответственности. Конечно, это идеальный вариант, поскольку
само право закрепляет как равенство, так и неравенство, однако требования
формального равенства в любом случае, безусловно, должны соблюдаться.
Прежде
чем говорить о равенстве прав и возможностей, предоставляемых законом,
необходимо четко уяснить содержание этих понятий. Так, как писал Н. Ключин, способности
— это естественные, природные свойства человека, позволяющие ему удовлетворять
ту или иную свою потребность.
Равенства в способностях не существует, и оно не
достижимо даже теоретически. Тогда
как возможности
— это совокупность всех средств, которыми обладает человек, и которые позволяют
ему удовлетворять ту или иную свою потребность. Способности являются частью
возможностей.
Понятие «возможности» более широкое, чем понятие «способности».
Возможности включают в себя способности и социальные надстройки. Социальные
надстройки многочисленны. К ним относятся, например, социальное происхождение,
материальное благосостояние.
Нельзя рассматривать равные возможности как одинаковые, поскольку природа каждого
человека различна, однако можно говорить о государственном гарантировании
равного доступа к возможностям.
В
этом смысле равенство возможностей лучше
всего выразил М.
Фридман, который писал: «Никакие произвольно создаваемые
препятствия не должны мешать людям достичь того положения в обществе, которое
соответствует их способностям и к которому они стремятся, побуждаемые своими
жизненными принципами.
Открытые перед человеком возможности должны определяться
только его способностями — а не происхождением, национальной принадлежностью,
цветом кожи, религией, полом или иными несущественными в данном отношении
факторами».
Другим элементом равенства перед законом
выступает равенство правовых обязанностей, которое обеспечивает возможность претворения в жизнь
принадлежащих гражданину ему прав и свобод.
Юридические обязанности человека и
гражданина являются условием оптимального взаимодействия государства, права,
личности, и представляют собой вид и меру государственно-целесообразного,
разумного, полезного, объективно обусловленного поведения, призванного вносить
порядок и «умиротворение» в жизнь.
Без равенства основных обязанностей невозможны ни
правовое государство, ни реализация основных прав и свобод человека.
В то же
время игнорирование прав и свобод человека и безмерное восхваление основных
обязанностей в конечном итоге ведет к построению тиранического, тоталитарного
общества и государства.
Свобода только тогда становится реальность, когда она
обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство и
равенство прав и обязанностей.
- Содержанием основных обязанностей выступает необходимость вести себя
должным образом, включающая в себя четыре элемента: - — необходимость совершить определенные действия либо воздержаться от них;
- — необходимость для правообязанного лица отреагировать на обращенные к
нему законные требования управомоченного; - — необходимость нести ответственность за неисполнение этих требований;
- — необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, в
отношении которого он имеет право. - Таким образом, обязанности, указанные в законе, адресованы ко всем гражданам без какого-то
изъятия, должны соблюдаться и
выполняться всеми без исключения на равных основаниях.
В случае невыполнения обязанностей государство вправе применить ко всем
меры юридической ответственности, поскольку из принципа равенства всех перед
законом вытекают не только равные права граждан, но и равные обязанности и
равная ответственность нарушителей закона, невзирая на лица. «Равноправие
граждан, — отмечает В.И. Ткаченко, — предполагает в числе прочего и равенство
пределов ответственности».
Реализация принципа равенства перед законом, означающий
равные для всех основания юридической ответственности при одинаковом уровне
поведения субъектов имеет свои особенности в различных отраслях права.
Так, в
конституционном праве принцип правового равенства рассматривается в качестве
основополагающего принципа конституционной ответственности, означающего
недопустимость за совершение одного и того же конституционного правонарушения
одних субъектов привлекать к ответственности, а других – нет.
В науке уголовного права
данный принцип установлен в ст. 4.
УК РФ
«Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной
ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».
Это означает, что равенство граждан перед
законом, обеспечивается прежде всего признанием состава преступления единственным
основанием уголовной ответственности. Это положение, в свою очередь, порождает
ряд требований, которым должны отвечать как законодательная, так и
правоприменительная деятельность.
В цивилистической науке равенство тоже
рассматривается как принцип гражданско-правовой ответственности.
«Гражданско-правовая ответственность, — пишет В.Ф. Яковлев, — строится на
началах юридического равенства субъектов гражданского права, правовой
диспозитивности и инициативы. Участники гражданско-правовых связей несут друг
перед другом взаимную и в принципе равную ответственность».
При применении мер
административной ответственности также применяется принцип равенства перед
законом. Ст. 1.4. КАоП РФ гласит –
«Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом.
Физические
лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности,
языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места
жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств.
Юридические лица подлежат
административной ответственности независимо от места нахождения,
организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств».
Тем не менее в развитых демократических государствах в
целях защиты конституционно-правовых ценностей допускается неравенство перед
законом.
Такое неравенство проявляется в особом порядке привлечения к
ответственности Президента, депутатов представительных органов власти, судей,
прокуроров. «Это неравенство перед законом (иммунитет), — по мнению В.А.
Ч
Четвернина, — представляет собой привилегию, обеспечивающую правовую
безопасность и независимость этих должностных лиц».
Однако уже в XIX
веке видный английский юрист А. Дайси отмечал, что из принципа верховенства
права вытекает следующее: … в отношении государства и лиц, представляющих
государственную власть, действительны те же правовые нормы, что и в отношении
граждан.
Если государство или его служащий нарушает закон, то они несет за это
такую же ответственность, как и любой гражданин.
«Каждый служащий, от
премьер-министра и до постового полицейского или сборщика налогов за поступок,
не имеющий под собой правовой основы, несет такую же ответственность, как и
любой гражданин».
Как справедливо отмечает Г.Н. Комкова: «В последнее десятилетие допустимые отступления от принципа равенства
перед законом и судом приобретают характер нарастающей тенденции.
Увеличивается
количество лиц, обладающих неприкосновенностью, для которых установлены
отличные от всех других граждан условия привлечения их к ответственности:
зарегистрированные кандидаты на выборах президента РФ, депутатов, члены избирательных комиссий
различного уровня, члены Счетной Палаты РФ, сотрудники органов службы федеральной безопасности. Данная тенденция
может приобрести угрожающий характер, когда люди будут стремиться занять
определенную должность не для того, чтобы реализовать свои способности на благо
Отечества, а для того, чтобы избежать правосудия, получить законную отсрочку от
привлечения к ответственности за совершение неблаговидных поступков».
В целях обеспечения реализации
принципа равенства всех перед законом в
законодательстве о юридической ответственности «следовало бы также
установить, что неприменение ответственности в случаях, определенных законом,
является, в свою очередь, правонарушением, влекущим ответственность виновного
должностного лица, а в соответствующих случаях и ответственность юридических
лиц».
Важность изучения принципа равенства перед законом обусловлена его особой
ролью в системе других правовых принципов, поскольку именно данный принцип
является основополагающим в правовом государстве, которое в настоящее время
формируется в России.
Принцип равенства всех перед законом в уголовном праве Российской Федерации — NovaInfo 59
Одним из основных принципов уголовного права России является принцип равенства всех перед законом.
Он закреплен в статье 4 Уголовного кодекса Российской Федерации и гласит, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Это фундаментальный конституционный (ст. 19 Конституции РФ) принцип жизнедеятельности российского общества, устройства и функционирования правового государства, он лежит в основе всех отраслей права и системы права России в целом.
Статья 19 Конституции провозглашает всеобщее равенство перед законом и судом, закрепляет гарантии этого равенства со стороны государства, одним из проявлений которой является уголовно-правовая защита этого равенства.
Запрещается Конституцией также любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, национальной, расовой, языковой или религиозной принадлежности.
Равенство граждан перед законом проявляется в установлении одинаковых оснований и пределов уголовной ответственности, одинаковых оснований к освобождению от уголовной ответственности и наказания, одинаковых оснований и условий погашения правовых последствий судимости.
«Вместе с тем, — как справедливо указывает А.В. Наумов, — этот принцип не означает их равной ответственности и наказания, т.е. равных пределов и содержания уголовной ответственности и наказания.
И это различие может заключаться, например, и в поле или возрасте лица, и в его служебном положении.
Так, например, к женщинам в отличие от мужчин не может быть применена смертная казнь (это наказание не может также применяться к мужчинам в возрасте старше шестидесяти пяти и к лицам, совершившим преступление в возрасте до восемнадцати лет – ст. 59 УК РФ).
Как отмечается в литературе, принцип равенства граждан перед уголовным законом несет по самой своей сути определенные противоречия: «закон, с одной стороны, предъявляет абсолютно одинаковые требования и устанавливает одинаковые меры уголовной ответственности (в рамках санкции статьи УК), а с другой, он же, учитывая личность правонарушителя и иные конкретные смягчающие обстоятельства, допускает возможность назначить наказание ниже низшего предела или вообще освободить от уголовной ответственности и наказания». Как и другие принципы уголовно-правового воздействия, принцип равенства граждан перед уголовным законом содержит как бы «две стороны одной медали», две группы требований, которые тесно взаимосвязаны, взаимно предполагают и дополняют друг друга, а также в определенной мере корректируют друг друга. В этих требованиях, с одной стороны, проявляется качественное своеобразие, самостоятельность данного принципа, с другой стороны, его диалектическая связь с принципами справедливости, гуманизма и целесообразности. Так, в ст. 57 УК РФ предусмотрено, что пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступление в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста. Однако это не означает исключение уголовной ответственности указанной категории лиц, а обеспечивает дифференциацию уголовной ответственности. Данные ограничения не влияют на назначение другим категориям лиц, совершивших преступления, наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности содеянного, обстоятельствам его совершения и личности виновного, не ущемляет их прав и поэтому не являются дискриминационными.
Из этого правила есть некоторые исключения, установленные в самом законе. Часть 4 ст. 11 Уголовного кодекса предусматривает особый международно-правовой порядок решения вопроса об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения ими преступления на территории РФ.
Также в Конституции перечислены категория лиц (Президент РФ, Депутаты Государственной Думы, Члены Совета Федерации, судьи), в отношении которых установлен особый порядок привлечения к ответственности.
Закон не предусматривает освобождение их от уголовной ответственности, а предусматривает особый порядок привлечения к уголовной ответственности с учетом определенной процедуры, установленный УПК РФ.
Н.Ф. Кузнецова считает противоречащим принципу равенства граждан перед законом не имеющее аналогов в мировом законодательстве установление необоснованно широких рамок депутатской неприкосновенности, предусмотренных в Законе о статусе депутата РФ.
Поскольку Конституция РФ и законодательство о выборах предоставляют право быть избранным в депутаты гражданам, в том числе и имеющим судимость за совершение преступления, мандат депутата Государственной Думы становится особенно притягательным для лиц, в отношении которых ведутся уголовные дела, в том числе и за тяжкие преступления (в городах Нижний Новгород, Тула, Ленинск — Кузнецк). В прессе опубликованы целые списки депутатов Государственной Думы, имеющих непогашенную и не снятую судимость. Автор обоснованно указывает, что, «депутатская неприкосновенность имеет своей целью оградить народных избранников от разного рода незаконных давлений, а отнюдь не для того, чтобы они приобретали иммунитет от уголовной ответственности», в связи с этим предлагается изменить Закон о статусе депутата.
Предпосылки для нарушения принципа равенства граждан перед законом создает, по мнению Н.Ф. Кузнецовой, также предусмотренное Законом «О статусе судей в Российской Федерации» пожизненное избрание судей.
Преследующее аналогичную указанной выше цель защиты от давления на судейский корпус, на практике такое положение во многих случаях приводит к фактической безнаказанности судей, виновных в совершении преступлений против правосудия, способствует коррумпированности судей. И.
Марогулова также считает, что при существующем положении, «в частности существовании безграничного правового иммунитета, когда к уголовной ответственности невозможно привлечь виновного, прикрывающего свою противозаконную деятельность мандатом депутата, невозможно воплотить в реальность принцип равенства граждан перед законом. Этот принцип автоматически переходит в разряд декларативных штампов».
Таким образом, принцип равенства граждан перед законом является одним из фундаментальных, важных принципов не только уголовного права, но и всей правовой системы Российской Федерации.
Принцип равенства граждан перед законом является также одним из важных условий становления правового государства и гражданского общества, способствующим реализации прав и свобод человека и гражданина.
«Только через признание, уважение и обеспечение в реализации самых что ни на есть широких прав и свобод человека можно двигаться по пути к прогрессу. Государство как раз и необходимо для гарантированной реализации этих прав и свобод».