Ответственность

Пункт 1 Правил, утвержденных постановлением от 02.04.2020 № 409

прайс на все услуги

  • Налоги и сборы Налоговая отсрочка Форс-мажор

Специальный материал:

Коронавирус: субсидии для малого бизнеса 12130 руб

Базовый документ на эту тему — постановление №409. Оно говорит о различных мерах:

  • Продлении сроков сдачи отчетности и уплаты налогов,
  • Приостановке проверок,
  • Отсрочке (рассрочке) уплаты налогов.

01. Коронавирус: Чем регулируется Продление и Отсрочка налогов

База — это один документ с динамическими ссылками на другие, поэтому разобраться очень непросто. Пункт 1 Правил, утвержденных постановлением от 02.04.2020 № 409Но попробуем. Итак, мы нашли следующие регулирующие документы:

02. Коронавирус: Кто имеет право на Продление и Отсрочку налогов

В постановлении №409 указываются категории организаций. Давайте разберемся, они следующие:

  1. Пострадавшие. Организации и ИП, включенные в Перечень пострадавших отраслей. Их определяют по основному коду ОКВЭД, который зафиксирован в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) по состоянию на 1 марта 2020 года (постановление № 434);
  2. Малый бизнес — организации и индивидуальные предприниматели, включенные по состоянию на 1 марта 2020 г. в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
  3. Социальные. Организации, реализующие социально значимые товары или услуги. Это организации, у которых за последние два налоговых периода сумма реализации товаров и услуг по ставке 10 % (определенные продовольственные, детские и медицинские товары) составляет более 30 % в объеме;
  4. Стратегические — это организации, включенные в Перечень стратегических организаций (распоряжение № 1226-р);
  5. Системообразующие — это организации, включенные в Перечень системообразующих организаций;
  6. Градообразующие — это это организации в соответствии с отдельными решениями Правительства, у которых среднее количество застрахованных лиц согласно данным расчетов по страховым взносам за последние 4 отчетных периода составляет более 5000 человек (Постановление №409).

Продление сроков уплаты налогов в связи с коронавирусом установили определенному кругу предприятий — это Пострадавший Малый бизнес, об этом следующий пункт. Остальные перечисленные организации получили право на отсрочку (рассрочку).

Это право не новое, оно было и раньше (мы писали об этом в статье еще в 2017 году, а сам механизм работает с 2012 года). Поэтому даже, если вашей организации нет в списках, можете использовать порядок получения отсрочки индивидуально.

03. Коронавирус: кому и по каким налогам предусмотрено Продление сроков уплаты налогов

В тексте Постановление указано следующее.

Продление уплаты налогов НЕ предусмотрено:

  • по всем видам НДС (внутренний, таможенный и уплачиваемый при ввозе товаров из ЕАЭС и т.д),
  • по НДФЛ с зарплаты сотрудников,
  • по налогу на профессиональный доход,
  • по налогу на прибыль, удерживаемому с выплаченных иностранным организациям сумм доходов, полученных от источника в РФ.

Продление уплаты налогов (4, 5 и 6 месяцев) предусмотрено организациям, которые являются одновременно Малым бизнесом и Пострадавшими, а именно:

  • налог на прибыль организаций, ЕСХН и УСН за 2019 год, — на 6 месяцев;
  • НДФЛ ИП за 2019 год, — на 3 месяца;
  • Налоги и авансовые платежи по налогам за март и I квартал 2020 г. — на 6 месяцев, за апрель — июнь, за II квартал и первое полугодие 2020 г. — на 4 месяца;
  • Патентная система налогообложения, срок уплаты которого приходится на II квартал 2020 г., — на 4 месяца;
  • Страховые взносы за март — май 2020 г., — на 6 месяцев, за июнь — июль 2020 г., а также исчисленных индивидуальным предпринимателем за 2019 год с суммы дохода, превышающей 300000 рублей, — на 4 месяца;
  • Страховые взносы от несчастных случаев за март — май 2020 г., — на 6 месяцев, за июнь — июль 2020 г., — на 4 месяца.

По всем отсроченным налогам вводится рассрочка на погашение задолженности на 12 месяцев (начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором истекает перенесенный срок уплаты соответствующего налога).

Для лучшего понимания отразим Продление сроков уплаты Пострадавшему Малому бизнесу в таблице. У всех остальных сроки уплаты лишь сдвигаются по мере объявления нерабочих дней.

Вид налога За период Продление План Новый план
Налог на прибыль факт 2019 год 6 мес. 30.03.2020

24 апреля появились поправки к основному "антивирусному" Постановлению Правительства от 02.04.2020 № 409 (постановление № 570)

2) Введена рассрочка уплаты налогов и взносов, сроки которых были перенесены (п.1.1 новый). Погашать «отложенную» задолженность надо будет равными частями 1/12 ежемесячно. 3) Уточнено, что к 15 мая надо представить не только декларации по НДС, но журналы учета

полученных и выставленных счетов-фактур (по п.5.2 ст.174 НК РФ);

4)  Появился перечень «пострадавших» отраслей для целей налогообложения, который оформлен в качестве еще одного приложения к постановлению № 409 (ранее ФНС, можно так сказать, «заимствовала» перечень у банкиров по постановлению № 434 (правда с изменениями в это постановление проблема вроде бы была редакционно решена, а сейчас её вообще нет)); 5) Компании, которые не относятся к «пострадавшим отраслям», но которые, тем не менее, тоже имеют право на специальную отсрочку/рассрочку по постановлению № 409 (стратегические, системообразующие, градообразующие), также могут воспользоваться этим механизмом изменения срока уплаты всех налогов, за исключением НДС, НДПИ, НДД, акцизов. 6) Те, у кого I квартал был «более менее», но во II квартале «всё плохо», также могут обратиться за отсрочкой/рассрочкой не дожидаясь окончания II квартала. Только в заявлении надо будет указать, чтобы его рассмотрение было осуществлено с учетом показателей именно II квартала. Иными словами есть чем заняться на выходные налогоплательщикам и их консультантам.

_______________________  

  • © Группа компаний «Налоги и финансовое право»
    (Екатеринбург-Москва)
  • Правовая защита бизнеса от
  • налоговых и иных правовых рисков
  • с 1993 года
  • Консультации, сопровождение и защита, 
  • аудит, семинары

Екатеринбург: 620075,
Екатеринбург, ул. Луначарского, д.77, офисное здание, 4 этаж.

  1. Телефоны/Факс: +7(343)
    350-12-12, 350-15-90 (офис Екатеринбург)
  2. E-mail: [email protected]
  3. Москва: 129626,
    Москва, пр. Мира, дом 102 (офисный комплекс «Парк Мира»), корпус 1, этаж 3,
    офисы 3010 (офис), 3009 (конференц-зал)

Телефон/факс: +7(495)-788-39-51 (офис
Москва). E-mail: [email protected]

  • Официальный сайт: https://cnfp.ru/
  • Видео консультации  здесь
  • Читать наши консультации здесь

Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 409

  • Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации
  • от 2 апреля 2020 года № 409

1.

Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогу и страховых взносов организациям и индивидуальным предпринимателям (далее – заинтересованные лица), осуществляющим деятельность в сферах, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

  1. К заинтересованным лицам могут быть также отнесены стратегические, системообразующие и градообразующие организации, пострадавшие в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции и не относящиеся к указанным сферам деятельности, в соответствии с отдельными решениями Правительства Российской Федерации.
  2. Осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующей сфере определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в едином государственном реестре юридических лиц либо в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 г.
  3. 2. Настоящие Правила применяются в отношении:
  4. а) налогов (за исключением акцизов, налога на добычу полезных ископаемых), авансовых платежей по таким налогам, страховых взносов, срок уплаты которых наступил в период, указанный в абзаце первом пункта 3 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс ), – для заинтересованных лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящих Правил и осуществляющих отдельные виды экономической деятельности согласно приложению;
  5. б) налогов (за исключением налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на добычу полезных ископаемых, налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья), авансовых платежей по таким налогам, срок уплаты которых наступил в период, указанный в абзаце первом пункта 3 статьи 4 Кодекса, – для заинтересованных лиц, указанных в абзацах первом и втором пункта 1 настоящих Правил.
Читайте также:  Согласие на зачисление

(Пункт в редакции, введенной в действие Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 года № 570. – См. предыдущую редакцию.)

  • 3. Заинтересованное лицо имеет право на отсрочку или рассрочку уплаты налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, указанных в пункте 1 настоящих Правил, при наличии у него одного из следующих показателей:
  • а) снижение доходов более чем на 10 процентов;
  • б) снижение доходов от реализации товаров (работ, услуг) более чем на 10 процентов;
  • в) снижение доходов от реализации товаров (работ, услуг) по операциям, облагаемым налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов, более чем на 10 процентов;
  • г) получение убытка по данным налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций за отчетные периоды 2020 года при условии, что за 2019 год убыток отсутствовал.

4. Размер доходов определяется в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Расчет снижения размера доходов производится на основании показателей за квартал, предшествующий кварталу, в котором подается заявление об отсрочке или рассрочке по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов (далее – заявление). Эти данные сравниваются с показателями за аналогичный период 2019 года.

Для организаций, применяющих общий режим налогообложения, размер доходов определяется на основании данных налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за соответствующий налоговый (отчетный) период.

Размер доходов от реализации товаров (работ, услуг) определяется на основании данных налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за соответствующий налоговый период. По заявлениям, поданным во II квартале 2020 г.

, заинтересованное лицо вправе указать на необходимость их рассмотрения с учетом показателей, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, за указанный квартал 2020 г. в пределах сумм, указанных в представленных заинтересованным лицом декларациях и (или) расчетах.

  1. (Абзац дополнительно включен Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 года № 570.)
  2. В случае если организация была создана либо физическое лицо зарегистрировалось в качестве индивидуального предпринимателя в 2019 году, то расчет показателей производится на основании сравнения между собой данных за два квартала, предшествующие кварталу, в котором подается заявление.
  3. Наличие убытка определяется на основании данных налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором подается заявление.
  4. Показатель снижения доходов от реализации товаров (работ, услуг), облагаемой налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов, рассчитывается, если объем указанной реализации составляет более 50 процентов общего объема реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав.

5.

Отсрочка или рассрочка по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, указанных в пункте 1 настоящих Правил, предоставляется в соответствии с положениями статей 61, 62,64 Кодекса, определяющими порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и страховых взносов лицам, которым причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами.

(Абзац в редакции, введенной в действие Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 года № 570. – См. предыдущую редакцию.)

При предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, указанных в пункте 1 настоящих Правил, не применяются запреты, ограничения и условия, установленные подпунктами 2 и 4 пункта 1 статьи 62, статьей 63, пунктом 2.1 статьи 64 Кодекса.

6.

Органом, уполномоченным на принятие решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, указанных в пункте 1 настоящих Правил, в том числе по региональным и местным налогам, является налоговый орган по месту нахождения (месту жительства) заинтересованного лица, а для организаций, относящихся к категории крупнейших налогоплательщиков, – налоговый орган по месту их учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

7. Заявление рассматривается, если оно подано до 1 декабря 2020 г.

При подаче заявления заинтересованное лицо представляет в налоговый орган обязательство, предусматривающее на период изменения срока уплаты соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки (рассрочки), а также график погашения задолженности.

Документы, предусмотренные подпунктами 3 – 5, 7 пункта 5, пунктом 5.1 статьи 64 Кодекса, не представляются.

Обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, указанных в пункте 1 настоящих Правил, в виде залога, поручительства, банковской гарантии должно быть представлено только в случаях, предусмотренных настоящими Правилами.

С момента подачи заинтересованным лицом заявления до момента принятия решения по нему налоговым органом не применяются меры по взысканию задолженности.

В указанном случае приостанавливается течение сроков, установленных статьями 46 и 70 Кодекса для направления требований об уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, указанных в пункте 1 настоящих Правил, и принятия решений по их взысканию.

В случае если заявление подано до представления в налоговый орган деклараций и (или) расчетов, в которых исчислены суммы налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, указанные в заявлении, либо до представления в налоговый орган деклараций и (или) расчетов, на основании данных которых устанавливается наличие права на отсрочку (рассрочку) в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, срок рассмотрения заявления исчисляется со дня представления всех необходимых деклараций и (или) расчетов.

(Абзац дополнительно включен Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 года № 570.)

Если заявление подано заинтересованным лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, то показатели, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил, указываются им в заявлении без представления подтверждающих документов. Проверка указанных показателей за соответствующий квартал осуществляется налоговым органом после представления налоговой декларации за 2020 год на основании содержащихся в ней данных.

(Абзац дополнительно включен Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 года № 570.)

Читайте также:  Региональный проект дорожная сеть новосибирская область

8. В отношении налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, указанных в пункте 1 настоящих Правил, по которым принято решение о предоставлении отсрочки (рассрочки), пени не начисляются со дня, установленного законодательством о налогах и сборах для их уплаты.

9. При предоставлении отсрочки на срок, не превышающий 6 месяцев, предоставление обеспечения исполнения обязанности не требуется.

Предоставление отсрочки (рассрочки) на срок, превышающий 6 месяцев, осуществляется при условии предоставления заинтересованным лицом в залог недвижимого имущества, кадастровая стоимость которого превышает сумму налогов или страховых взносов, включаемых в график погашения задолженности, либо поручительства или банковской гарантии, соответствующих требованиям, предусмотренным статьями 74, 74.1 и пунктом 2.1 статьи 176.1 Кодекса.

Отсрочка (рассрочка) предоставляется с календарной даты, установленной соответствующими положениями Кодекса, законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных налогах и сборах для исполнения обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов.

(Абзац дополнительно включен Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 года № 570.)

10.

В случае если в результате представления уточненной налоговой декларации (уточненного расчета) заинтересованным лицом либо по результатам мероприятий налогового контроля, в том числе в случае, предусмотренном абзацем седьмым пункта 7 настоящих Правил, будет установлено несоответствие условиям, предусмотренным пунктами 1 и 3 настоящих Правил, решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, указанных в пункте 1 настоящих Правил, отменяется с начислением пеней со дня, установленного законодательством о налогах и сборах для их уплаты.

(Пункт в редакции, введенной в действие Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 года № 570. – См. предыдущую редакцию.)

  • 11. Заинтересованным лицам с момента вынесения соответствующего решения предоставляется следующая отсрочка по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, указанных в пункте 1 настоящих Правил (при условии, если меньший срок не указан в заявлении заинтересованного лица):
  • а) на один год – при наличии одного из следующих критериев:
  • снижение доходов более чем на 50 процентов;
  • наличие убытков при одновременном снижении доходов более чем на 30 процентов;
  • снижение доходов стратегических, системообразующих, градообразующих организаций или организаций, реализующих социально значимые товары (услуги), или организаций, относящихся к категории крупнейших налогоплательщиков, более чем на 30 процентов;
  • б) на 9 месяцев – при наличии одного из следующих критериев:
  • снижение доходов более чем на 30 процентов;
  • наличие убытков при одновременном снижении доходов более чем на 20 процентов;
  • снижение доходов стратегических, системообразующих, градообразующих организаций или организаций, реализующих социально значимые товары (услуги), или организаций, относящихся к крупнейшим налогоплательщикам, более чем на 20 процентов;
  • в) на 6 месяцев – при наличии одного из следующих критериев:
  • снижение доходов более чем на 20 процентов;
  • снижение доходов стратегических, системообразующих, градообразующих организаций или организаций, реализующих социально значимые товары (услуги), или организаций, относящихся к крупнейшим налогоплательщикам, более чем на 10 процентов;
  • г) на 3 месяца – в иных случаях.
  • 12. Заинтересованным лицам с момента принятия соответствующего решения предоставляется следующая рассрочка по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, указанных в пункте 1 настоящих Правил, на условиях их уплаты ежемесячно равными долями, начиная с месяца, следующего за месяцем принятия решения о предоставлении рассрочки (при условии, если меньший срок не указан в заявлении заинтересованного лица):
  • а) на срок 5 лет – в отношении стратегических, системообразующих, градообразующих организаций или организаций, относящихся к крупнейшим налогоплательщикам, при снижении доходов более чем на 50 процентов;
  • б) на срок 3 года – в отношении стратегических, системообразующих, градообразующих организаций или организаций, относящихся к крупнейшим налогоплательщикам, при снижении доходов более чем на 30 процентов;
  • в) на срок 3 года – в отношении иных организаций при наличии одного из следующих критериев:
  • снижение доходов более чем на 50 процентов;
  • наличие убытков при одновременном снижении доходов более чем на 30 процентов.
  • 13. Для целей применения пунктов 11 и 12 настоящих Правил следует понимать:
  • а) под организациями, реализующими социально значимые товары (услуги), – организации, у которых за последние два налоговых периода сумма реализации товаров (услуг) по ставке, указанной в пункте 2 статьи 164 Кодекса, составляет более 30 процентов совокупной суммы реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав;
  • б) под стратегическими организациями – организации, включенные в перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 1226-р;
  • в) под системообразующими организациями – организации, перечень которых утвержден Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики;
  • г) под градообразующими организациями – организации, у которых среднее количество застрахованных лиц согласно данным расчетов по страховым взносам за последние 4 отчетных периода составляет более 5000 человек.

14. Повторное предоставление отсрочки (рассрочки) уплаты налогов, авансовых платежей по налогу и страховых взносов, указанных в пункте 1 настоящих Правил, в отношении которых вынесено решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) в соответствии с настоящими Правилами, не допускается, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В случае если заинтересованное лицо реализовало по своему выбору право на предоставление отсрочки (рассрочки) на срок меньше, чем срок, предусмотренный подпунктами «а» – «в» пункта 11, пунктом 12 настоящих Правил, то заинтересованное лицо вправе до окончания срока действия отсрочки (рассрочки) подать заявление о его продлении в пределах оставшегося срока. При превышении 6 месяцев совокупного срока отсрочки продление допускается при условии предоставления заинтересованным лицом обеспечения исполнения в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил.

В случае если в отношении налогов, авансовых платежей по налогу и страховых взносов, указанных в пункте 1 настоящих Правил, было вынесено решение о предоставлении отсрочки в соответствии с настоящими Правилами, заинтересованное лицо вправе до окончания срока действия отсрочки в отношении таких платежей подать заявление о предоставлении рассрочки. Общий срок, на который изменяется срок уплаты налогов, авансовых платежей по налогу и страховых взносов, указанных в пункте 1 настоящих Правил, не должен превышать сроки, установленные пунктом 12 настоящих Правил.

Налогоотлагаемая база – Коммерсантъ

Постановление правительства, вводящее в действие самую весомую часть первого пакета поддержки бизнеса — отсрочки уплаты части налогов и возможность их уплаты за 2020 год в рассрочку,— опубликовано вчера и вступило в действие.

Как и предполагал “Ъ”, льготы, касающиеся в первую очередь компаний малого и среднего бизнеса, могут применяться практически к любым крупным компаниям России на срок до полугода без залогов и поручительств, если падение их выручки превысит 10% или если они ушли в убытки.

Читайте также:  Приоритеты научно-технологического развития

Размер совокупной налоговой отсрочки по налогам — в среднем на шесть месяцев — видимо, станет одним из основных инструментов Белого дома для управления последствиями кризиса. Расчеты будущих налоговых потоков станут одной из главных забот крупных компаний летом.

Правительство вчера опубликовало постановление от 2 апреля 2020 года №409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» и в приложении к нему — «Правила предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов».

Это часть первого пакета мер, призванных частично компенсировать прямые последствия для корпоративного сектора введения властью нерабочих дней с 30 марта 2020 года.

Напомним, основными мерами, обещанными со второй половины марта, являлись льготные кредиты на выплату зарплат через банки (государство представило для этого 150 млрд руб.

), снижение для части МСП ставок соцплатежей с 30% до 15%, отмена налоговых проверок, а также отсрочки уплаты налогов и возможность их уплаты в рассрочку — постановление №409 касается в основном налогов.

Размер налогового пакета в ходе обсуждения радикально вырос. Дело в том, что дискуссии второй половины марта о налоговых отсрочках касались только части сервисных МСП — это рестораны, сфера услуг, туристический бизнес, гостиницы.

Из отраслей с крупными игроками в список попали пока только авиакомпании (впрочем, премьер-министр Михаил Мишустин неоднократно заявлял о возможности расширения этого списка).

Это очень небольшая часть бизнеса, резко сократившая обороты из-за антиэпидемических мер и в меньшей степени — снижения спроса, причем отделить одно от другого сейчас невозможно.

Список тех, кто может претендовать на налоговые рассрочки, расширен после заседаний правительственных комиссий под руководством первого вице-премьера Андрея Белоусова и утверждения премьер-министром на четыре гораздо большие категории.

Первая — стратегические предприятия в понимании соответствующего федерального закона. Вторая — «системообразующие» компании (более 600 юрлиц и порядка 4 тыс. их зависимых юрлиц). Третья — «градообразующие организации». Под ними постановление правительства №409 подразумевает компании, в которых работали в 2019 году более 5 тыс.

наемных сотрудников, за которых уплачиваются соцсборы. Четвертая категория — «организации, реализующие социально значимые товары/услуги». Это компании, в обороте которых более 30% составляют товары и услуги, облагаемые НДС по ставке 10%, согласно п. 2 ст.

 164 Налогового кодекса: в этой категории — продовольственный и смешанный ритейл, книготорговая сеть, аптеки, торговля детскими товарами и СМИ.

Сами по себе отсрочки распространяются в общем случае на налоги (кроме НДС, агентских платежей, налога на профессиональный доход) за март и первый квартал 2020 года — на шесть месяцев, за апрель—июнь, второй квартал и первое полугодие — на четыре месяца.

Для микропредприятий (юрлиц и ИП) схема схожа, но им дополнительно дается отсрочка по соцплатежам, на прочих не распространяющаяся. Пени и штрафы по этим периодам не начисляются, налоговые проверки в общем случае не проводятся. Акцизов и НДПИ схема не касается.

Правила предоставления отсрочек выглядят следующим образом. «Отраслевым» МСП необходимо подтвердить снижение продаж или доходов более чем на 10% (или снижение продаж социально значимых товаров более чем на 10%) или просто убытки в 2020 году: заявление на отсрочку можно подать до 1 декабря.

Отсрочка на шесть месяцев безусловна и не требует залога или гарантии. При снижении доходов более чем на 50%, убытках и снижении продаж более чем на 30% отсрочку можно получить на год, просто при снижении продаж более чем на 30% — на девять месяцев, при снижении продаж на 20% — на полгода, «в иных случаях» — на квартал.

«Залоговая» схема рассрочек более льготна: при наличии залогов или банковской гарантии все компании, подпадающие под критерии постановления №409, могут получить рассрочку на три года, четыре группы («стратеги», «системообразующие», «градообразующие» и «социально значимые») — до пяти лет при условии сильного падения продаж (более 50% — на пять лет, более 30% — на три года).

Таким образом, потенциально налоговую рассрочку могут получить практически все, кроме средних компаний (занятость от 250 до 5 тыс. человек) вне ритейла и МСП за пределами списка пострадавших отраслей. Практически любая крупная компания РФ с занятостью более 5 тыс. человек в общий список попадает.

Отсрочка и рассрочка не означают списания налоговых долгов и требуют в большинстве случаев уплаты соцплатежей, что, как правило, критично для сферы услуг.

Впрочем, даже с этими поправками потенциальный объем налоговой отсрочки составляет несколько процентов ВВП.

Достоверно оценить готовность компаний воспользоваться этой льготой сейчас решительно невозможно: все это будет определяться летом 2020 года, когда компании будут в состоянии оценить перспективы уплаты налогов.

Пока Белый дом активно не рекламирует эту меру, учитывая, что в будущем, в рамках последующих «пакетов», она явно будет комбинироваться компаниями с прочими мерами поддержки, определить ее уместность или популярность невозможно.

Фактически постановлением №409 план по сборам ФНС в первом полугодии в значимой части объявлен условным и отложенным на будущее по ситуации: оценить, у кого из крупных компаний продажи за первое полугодие могут сократиться более чем на 10%, невозможно, как и параметры их убытков.

Впрочем, отчетливо и еще одно обстоятельство, явно мешающее коммуникации бизнеса и Белого дома в этой ситуации. «Налоговый пакет» поддержки сформулирован в этой части, по данным “Ъ”, в последнюю неделю марта.

После этого большая часть мер и первого, и второго (только утверждаемого сейчас) антикризисных пакетов обсуждалась на комиссиях Белого дома, на совещаниях у Михаила Мишустина, на совещаниях президента Владимира Путина с правительством, часто в промежутках оформляется поручениями президента, премьер-министра и вице-премьеров, затем снова обсуждается на совещаниях с участием премьер-министра и лишь затем фиксируется в нормативных актах правительства — фактически речь идет сейчас о трех последовательных кругах обращения идей в публичной сфере. Учитывая, что в «нерабочие дни» при ажиотажном спросе на информацию любое заявление о поддержке воспринимается как конечное и уже принятое (и квалифицируется как «явно недостаточное»). Отрасли же, министерства и бизнес-объединения непрерывно пытаются вставить на всех этапах собственные составляющие в дорабатываемый проект — в условиях открытости работы Белого дома так же публично. Неудивительно, что судить о том, как правительство намерено поддерживать тот или иной сектор экономики в условиях пандемии, можно лишь после публикации конечного документа. До этого большинство компаний, имеющих дело с фрагментами промежуточных версий и общими заявлениями, уже успевают официально или неофициально выразить протест против «покинутости» их властью.

Дмитрий Бутрин