Проверка за 3 года
Налоговый кодекс предусматривает два вида налоговых проверок:
- выездная проверка (ст. 89 НК РФ);
- камеральная проверка (ст. 88 НК РФ).
Основания для назначения выездной проверки
Выездная налоговая проверка — достаточно затратное мероприятие. Ее могут проводить по нескольким налогам и за несколько лет. Для проведения требуется длительное время.
Сегодня выездные проверки проводят крайне редко. Факты:
- Количество выездных проверок в год сократились более чем в 10 раз, с 70 000 до 7 000 (из доклада руководителя ФНС России Д. В. Егорова).
- Выездному контролю подвергается только две организации из тысячи. По ИП этот показатель еще меньше — выездная проверка проводится только у одного из 7 000 предпринимателей.
- Для проверки выбираются крупные налогоплательщики.
- Сумма доначислений налогов и штрафов на одну выездную проверку — 50 млн руб. по организациям и 12 млн руб. по ИП.
При принятии решения о необходимости выездной проверки ФНС использует Концепцию планирования выездных налоговых проверок (Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). По этому приказу не только налоговая, но и сами налогоплательщики самостоятельно могут оценить риски назначения у них выездной налоговой проверки по 12 установленным ФНС критериям. К ним относятся, в том числе:
- низкая налоговая нагрузка;
- убыточная деятельность на протяжении двух и более лет;
- большой процент вычетов НДС;
- превышение темпов роста расходов над темпами роста доходов;
- выплата зарплаты на одного сотрудника меньше чем в среднем по отрасли;
- осуществление деятельности с налоговым риском.
Если указанные критерии плательщик не соблюдает, это не означает, что налоговые органы назначат выездную налоговую проверку. ИФНС будет выяснять обстоятельства.
Ведь показатели могут не соблюдать по объективным причинам.
Например, убыточная деятельность в течение двух лет может быть связана со спадом экономической активности в период пандемии коронавируса, введением экономических санкций и пр.
Годовое обучение
Профпереподготовка и повышение квалификации. Вебинары. Вопросы экспертам по Карте Школы
Что такое Карта Школы
Чтобы выяснить эти обстоятельства, налоговая может:
- запросить пояснения при проведении камеральной проверки (п. 3 ст. 88 НК РФ);
- пригласить представителя налогоплательщика на комиссию по легализации налоговой базы (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Выездная проверка будет только в случае, если предварительный анализ покажет большую вероятность крупного доначисления налогов по ее результатам.
Выводы:
- Выездная проверка маловероятна, даже если вы подходите по критериям. Для этого нужно дать все пояснения о причинах невыполнения показателей, установленных Приказом № ММ-3-06/333@.
- Если у вас организация с небольшими налоговыми отчислениями, то, скорее всего, выездную поверку не назначат. Она требует значительных трудовых и временных затрат. Неэффективно проводить ее, если не будет крупных доначислений налогов.
- Налоговики придут на выездную налоговую проверку только полностью подготовленные, когда у них будут необходимые сведения от контрагентов или иных источников, свидетельствующие о сокрытии налогов и применении налоговых схем.
К вопросу назначения выездной проверки нужно отнестись серьезно. Взвесьте все риски и при необходимости доплатите налоги, представив уточненную декларацию.
Место проведения выездной проверки
По общему правилу выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика. Из этого правила есть исключение: проверку можно провести в помещении налоговой инспекции, если у налогоплательщика нет возможности предоставить инспекторам помещение (п. 1 ст. 89 НК РФ).
На практике инспекторы мало когда постоянно присутствуют на территории плательщика. Интересующие их документы запрашивают, направляя требования по телефону, интернету или вручают лично.
Основание для выездной проверки
Чтобы провести выездную налоговую проверку начальник инспекции или его заместитель должны оформить решение (п. 1 ст. 89 НК РФ).
В решении указываются (подп. 2, 17 ст. 89 НК РФ):
- налогоплательщик (организация или ИП), который будет проверяться;
- налоги, сборы, страховые взносы, которые будут проверяться;
- за какие годы будет проводиться проверка;
- состав проверяющих.
Провести можно проверку по любым налогам, сборам или страховым взносам. А вот период проведения проверки ограничен тремя годами, предшествующему году назначения проверки. Есть исключения, они перечислены в НК РФ.
Пример. Если проверка назначена в 2022 году, то проверка может пройти в 2019, 2020 и 2021 годы.При проверке инспектор вправе захватить и отчетные периоды года назначения проверки (письма ФНС России от 17.04.2019 № ЕД-4-2/7305, Минфина России от 26.07.2018 № 03-02-07/1/52519). В нашем примере это 2022 год.
Решение о проверке неизменно. Ни проверяющие, ни руководство налогового органа не вправе самостоятельно добавлять налоги для проверки или расширять ее период. Можно только менять состав проверяющих (п. 1.2 Письма ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).
О сроках проведения выездной проверки рассказываем в шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
Мероприятия в составе выездной проверки
Истребование документов у проверяемого
При выездной налоговой проверке налоговая направляет требование о представлении документов. Их за проверку может быть несколько — ограничений нет. Требования вручат лично, направят по интернету или через личный кабинет налогоплательщика.
Документы налоговикам можно представить на бумаге в виде заверенных копий, по интернету или через личный кабинет в виде электронных скан-образов документов. Форматы установлены Приказом ФНС России от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.
Срок представления документов — 10 дней. Если этого срока недостаточно, можно направить ходатайство о его продлении. Сделать это нужно не позднее следующего дня с момента получения требования (п. 3 ст. 93 НК РФ).
Вправе ли инспекция истребовать документы, которые не предусмотрены налоговым или бухгалтерским законодательством (ст. 93, п. 1 ст. 126 НК РФ)?
Формулировка п. 1 ст. 93 и п. 12 ст. 89 НК РФ указывают, что должностное лицо ИФНС, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
Такая формулировка позволяет налоговикам запрашивать любые документы, которые связаны с проведением проверки (письма Минфина России от 12.05.2017 № 03-03-06/1/28744, ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622). Верховный Суд РФ в Постановлении от 06.09.
2021 № 5-АД21-70-К2 признал правомерными действия налогового органа, который истребовал при выездной проверке не документы, а пояснения о расхождении данных бухгалтерского и налогового учета.
Есть противоположные решения, где суды считают, что документы, не являющимися налоговыми и бухгалтерскими, запрашивать нельзя (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.04.2016 № Ф02-1859/2016 по делу № А78-11495/2015, Постановление ФАС Московского округа от 01.03.2013 по делу № А40-12594/12-90-60 и др.).
Рекомендация: не отказывайтесь представлять налоговикам документы, даже те, что не предусмотрены налоговым или бухгалтерским законодательством. Штрафы:
- 200 руб. — за каждый неподанный или несвоевременно поданный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).
- 300–500 руб. — на должностное лицо организации (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
Истребование документов у контрагентов
Запрос документов у контрагента позволяет проверить:
- реально ли существует этот контрагент;
- совершал ли контрагент сделку с проверяемым;
- совпадает ли порядок отражения сделки у контрагента и проверяемого налогоплательщика.
Документы у контрагента могут истребовать не только во время выездной проверки, но и на стадии подготовки к ней. Истребование документов вне рамок выездной или камеральной проверки допускается, если у инспекции возникает обоснованная необходимость получить информацию по конкретной сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
Инспекция, проводящая выездную проверку, направляет поручение инспекции, где состоит на учете контрагент. Местная инспекция на основании этого поручения направляет требование контрагенту (п. 4 ст. 93.1 НК РФ). Он должен в течение пяти рабочих дней представить информацию и документы, сообщить об их отсутствии либо попросить увеличить этот срок.
Допрос свидетеля
Курсы для бухгалтеров
Профпереподготовка, повышение квалификации. Обучение онлайн в Контур.Школе
Расписание курсов
Это мероприятие достаточно часто используется при выездном налоговом контроле. Свидетелями могут вызываться любые физические лица, которым известны какие-либо обстоятельства, значимые для проведения налогового контроля (подп. 12 п. 1 ст.
31 НК РФ). Это могут быть работники организации или представители контрагентов. Нельзя допрашивать тех, кто получил необходимые для проверки сведения в связи с исполнением профессиональных обязанностей, например, адвокатов и аудиторов.
Свидетель может не являться в налоговый орган для дачи показаний из-за болезни, старости, инвалидности. В этом случае свидетеля могут опросить по месту его пребывания (п. 4 ст. 90 НК РФ).
Отказаться от дачи свидетельских показаний (п. 3 ст. 90 НК РФ) можно на основании положений ст. 51 Конституции РФ: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников».
По результатам допроса оформляют протокол (п. 6 ст. 90 НК РФ).
Штрафы:
- 1000 руб. — за неявку свидетеля либо уклонение от явки без уважительных причин;
- 3000 руб. — за отказ от дачи показаний или дачу заведомо ложных показаний предусмотрен (ст. 128 НК РФ).
Назначение экспертизы
Экспертиза назначается нечасто, в случаях, когда для разъяснения вопросов нужны специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле (п. 1 ст. 95 НК РФ).
Например, когда нужно:
- установить подлинность подписей;
- определить рыночную стоимость работ;
- определить соответствие используемого сырья объему выпущенной продукции.
Экспертизу назначает должностное лицо ИФНС, которая проводит выездную проверку (п. 3 ст. 95 НК РФ). С этим постановлением представитель налоговой должен ознакомить проверяемого, разъяснить его права и составить об этом протокол. Это обязательные этапы, иначе заключение эксперта могут признать недопустимым доказательством.
Выемка документов и предметов
Это крайняя мера, ее применяют в двух случаях:
- Если налогоплательщик отказывается представить запрошенные документы или не представляет их в установленный срок (п. 4 ст. 93 НК РФ). В этом случае могут изъять только те документы, которые указаны в требовании (Постановление ФАС Поволжского округа от 02.08.2010 № А72-16467/2009).
- Если есть достаточные основания полагать, что необходимые документы могут уничтожить, сокрыть, изменить или заменить (пп. 3 п. 1 ст. 31, п. 14 ст. 89, п. 8 ст. 94 НК РФ).
Документы могут изъять не только у проверяемой организации, но и у ее контрагента, если есть достаточные сведения о взаимозависимости налогоплательщиков (Определение Верховного Суда РФ от 13.06.2019 № 305-ЭС19-7994 по делу № А40-17635/18-140-1284, Письмо ФНС России от 17.09.2021 № СД-4-2/13234@).
Выемку можно проводить только т в присутствии налогоплательщика или его представителя, а также понятых (абз. 1 п. 3 ст. 94 НК РФ). Они должны подписать протокол о выемке (п. 5 ст. 98 НК РФ).
Осмотр
Налоговая вправе провести осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов (подп. 1 п. 1 ст. 92 НК РФ).
Налоговые органы могут осматривать: производственные, складские, торговые и любые другие помещения, а также территории, которые налогоплательщик использует для получения дохода или которые имеют отношение к объектам налогообложения, независимо от места их нахождения (подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК РФ). При проведении осмотра налоговики могут изучать данные, содержащиеся в автоматизированной системе хранения данных, то есть в компьютере (Определение ВС РФ от 17.07.2017 № 302-КГ17-8315).
Проводить осмотр территорий и помещений контрагентов проверяемого налогоплательщика нельзя. На это указал Верховный Суд РФ в Определении Апелляционной коллегии от 27.08.2019 № АПЛ19-333. Суды придерживаются этой позиции (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.12.2021 № Ф04-7935/2021 по делу № А70-4498/2021).
Обязательные требования при организации осмотра:
- присутствие понятых (п. 3 ст. 92 НК РФ);
- участие налогоплательщика или его представителя (п. 3 ст. 92 НК РФ);
- оформление результатов протоколом (п. 5 ст. 92 НК РФ);
- наличие подписей всех лиц, участвующих в осмотре (п. 4 ст. 99 НК РФ).
Инвентаризация имущества
Инвентаризация достаточно трудоемкое мероприятие, поэтому налоговики проводят ее редко.
Порядок проведения инвентаризации установлен Приказ Минфина РФ № 20Н, МНС РФ № ГБ-3-04/39 от 10.03.99. Основные требования:
- Для проведения инвентаризации руководство инспекции принимает распоряжение (п. 1.2 Положения об инвентаризации).
- Проводить инвентаризацию можно только при участии должностных лиц, материально ответственных лиц и работников бухгалтерии налогоплательщика (п. 2.2 Положения об инвентаризации).
- Результаты проверки фактического наличия имущества фиксируются в описи (п. 2.12 Положения об инвентаризации).
- Обобщенные результаты вносят в специальную ведомость (п. 5.1 Положения об инвентаризации).
Сроки проведения проверки
По общему правилу срок проведения выездной налоговой проверки составляет два месяца, но может быть увеличен до шести месяцев. Подробнее рассказываем в традиционной шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
Оформление результатов выездной налоговой проверки
В последний день выездной налоговой проверки проверяющие обязаны составить справку о проведенной проверке и вручить ее налогоплательщику или его представителю (п. 15 ст. 89 НК РФ). С этого момента отсчитывается двухмесячный срок, в течение которого должен быть составлен акт проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
Акт составляется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@. Требования к составлению акта по выездной и камеральной налоговой проверке в основном одинаковые.
Налоговики должны вручить акт выездной налоговой проверки в течение пяти рабочих дней с даты его составления (п. 6 ст. 6.1, подп. 1 п. 3, 5 ст. 100 НК РФ). Если налогоплательщик уклоняется от получения акта, налоговая в этот же срок должна направить его по почте заказным письмом (п. 5 ст. 100 НК РФ, п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
Если налогоплательщик не согласен с актом, то он может в течение месяца представить в инспекцию письменные возражения (п. 6 ст. 100 НК РФ).
В статье «Камеральная налоговая проверка. Как проверяют ваши декларации» вы узнаете, как назначают и проводят проверку. Как направляют требования о предоставлении пояснений и документов, в какие сроки. Как оформляют результаты проверки.
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
- Сроки проведения выездной налоговой проверки 654.4 КБ
Для скачивания шпаргалки нужно войти или зарегистрироваться
Судебный вердикт: может ли ИФНС без проверки запросить документы за 3 года
Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 28.03.2023 № А56-116223/2021 разъяснил, вправе ли налоговая инспекция вне рамок налоговой проверки истребовать у организации документы по сделкам, совершенным ею за три года.
Предмет спора: налоговая инспекция истребовала у организации документы, касающиеся ряда сделок, совершенных ею за три предшествующих года. При этом никакой налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в отношении организации ИФНС не проводила. Организация отказалась представлять запрошенные документы, сославшись на то, что у налоговиков вне рамок налоговой проверки отсутствуют правомочия по истребованию документов по группе сделок. ИФНС оштрафовала организацию в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление запрошенных документов. В связи с этим организация подала в суд иск, в котором потребовала отменить наложенный на нее штраф.
За что спорили: возможность истребования документов по группе сделок без проведения проверки.
Кто выиграл: организация-налогоплательщик.
Обосновывая в суде заявленные исковые требования, представитель организации отмечал, что документы, касающиеся деятельности плательщика, налоговики могут истребовать исключительно в ходе проведения налоговой проверки. Если инспекция налоговую проверку в отношении организации не проводит, то у нее могут быть истребованы исключительно документы, касающиеся определенной сделки, участником которой является организация.
При этом налоговики не вправе без проведения проверки запрашивать у компании документы сразу по группе совершенных ею сделок. Поскольку ИФНС без проведения проверки запросила документы по всем сделкам, совершенным за три года, у организации не возникло обязанности по представлению данных документов. Поэтому, по мнению организации, ИФНС незаконно оштрафовала ее за непредставление документов.
Суд кассационной инстанции согласился с доводами организации и признал наложенный на нее штраф незаконным.
Суд указал, что если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать такие документы у участников этой сделки (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
Лицо, получившее требование о представлении документов, должно исполнить его в течение пяти дней (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Непредставление запрошенных налоговой инспекцией документов и сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).
Таким образом, налоговое законодательство предусматривает возможность проведения мероприятий налогового контроля вне рамок проверки путем истребования документов (информации) относительно конкретной сделки. Вместе с тем перечень документов (информации), которые налоговый орган может истребовать в ходе проведения налоговой проверки, отличается от того, который может быть истребован вне рамок ее проведения.
Так, при проведении налоговой проверки инспекция вправе истребовать у контрагента-налогоплательщика или иных лиц фактически любые документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика.
В свою очередь без проведения проверки ИФНС могут истребовать только те документы, которые касаются конкретной сделки.
Истребованные документы при этом должны относиться именно к сделке, а не ко всей деятельности налогоплательщика за определенный период времени.
Суд установил, что налоговый орган истребовал у организации сведения в отношении всех сделок, совершенных ею за 3 года, что недопустимо и противоречит нормам НК РФ.
Истребование указанных документов возможно только при проведении в отношении организации налоговой проверки.
С учетом изложенного суд пришел к выводу о неправомерности выставленного организации требования и отменил наложенный на нее штраф за непредставление запрошенных документов.
Могут ли налоговики запрашивать документы за пределами трехлетнего срока?
Сегодня рассмотрим короткий и, как мне кажется, простой вопрос. Требование одному из наших подписчиков пришло в марте 2021 года в рамках проверки контрагента. Вопрос звучал следующим образом: «Насколько правомерно требовать в 2021 году документы за 2017?».
Большинство считает, что налоговый орган вправе запрашивать документы за пределами трехлетнего срока. Но надо признать, что есть и противоположная точка зрения. Давайте разбираться.
Все про налоговые проверки ― в экспертном курсе «Клерка».
Обучение проводит адвокат по вопросам налоговой и корпоративной безопасности бизнеса, бывший сотрудник ОБЭП Иван Кузнецов.
За месяц вы научитесь выстраивать защиту при угрозе уголовного дела, как вести себя при допросе, инвентаризации, осмотре, выемке и определять законность действий налоговиков и полиции при проверках.
Посмотрите бесплатный урок из курса
Если мы посмотрим в шапку требования, то увидим, что документы запрашиваются по ст. 93 «Истребование документов при проведении налоговой проверки» и по п. 2 ст. 93.
1 «В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке».
Вот такая коллизия. А на юридическом языке это называется правовая неопределенность. То есть понять из требования, «кто на ком стоял», совершенно не возможно.
Статьи противоречат одна другой и даже если в той части требования, которая нам недоступна, словами написано, кто является объектом проверки или «вне проверки», то есть возможность попросить налоговый орган внести ясность в рамках какого мероприятия налогового контроля прислан сей документ. Соответственно, ничего не представлять до уточнения.
Другое дело, что в контексте заданного вопроса это ничего не меняет. Давайте представим случай, что вашему контрагенту 31 декабря 2020 года назначена выездная налоговая проверка. Вполне нормально, что в марте текущего года у вас как у контрагента запрашивают документы за их проверяемый период. А обязанность хранить документы у вас теперь 5 лет (п/п 8 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Аналогично может возникнуть ситуация и в рамках п. 2 ст. 93.1 НК РФ. В 2017 (2018, 2019) году вы выставили покупателю счета-фактуры, а он воспользовался вычетом только в 2020 году. Его право. Как и право налоговой инспекции проверить вне рамок проверок данную информацию и запросить данные документы. Если бы они еще все в кучу не валили — цены бы этим «органам» не было.
Кстати, данному вопросу посвящены письма Минфина, одно из них от 30 апреля 2019 г. N 03-02-08/32313 гласит «Периоды, за которые налоговыми органами в соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 93.
1 Кодекса могут быть истребованы документы, ограничиваются сроками хранения документов (копий документов), установленными Кодексом (в том числе подпунктом 8 пункта 1 и подпунктом 6 пункта 3.4 статьи 23, статьями 214.1, 214.5, 226.1, 264, 283, 342.1, 346.
18 Кодекса), другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами».
Кроме того, не забываем, что есть дело № А14-14883/2015, где суд решил, что запрошенные документы за 3 года не являются запросом документов «по конкретным сделкам», однако есть и множество противоположенных решений, так, что по такому основанию отказ от представления документов несет в себе дополнительные риски. Впрочем, любой отказ от представления документов несет в себе дополнительные риски.
В любом случае, запрос документов налоговым органом за пределами трехлетнего срока правомочен.
???? Налоговики автоматически забирают деньги с сальд…
Дата, от которой считать три года, подпадающих под выездную проверку
Под выездную налоговую проверку ИФНС подпадают три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Только дата вынесения решения ИФНС имеет принципиальное значение.
Период допустимый для выездной налоговой проверки установлен пунктом 4 статьи 89 НК РФ. Это три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение ИФНС о проведении проверки.
ИФНС не вправе:
- проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
- проводить в одной компании более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за редкими исключениями.
Проверяемый период отсчитывается от даты принятия ИФНС решения о проведении выездной налоговой проверки.
Дата отправки решения в адрес организации, дата получения решения, дата начала проверки — значения не имеют. На этот момент обратили внимание судьи в постановлении от 06.04.2022 № Ф01-1000/2022 по делу № А28-3479/2021.
Если налоговая по каким-то причинам не смогла начать проверку на основании уже принятого решения или приостановила проверку, это не может повлиять на отсчет проверяемого трехлетнего периода.
Повторная проверка
Для расчета проверяемого периода при проведении повторной выездной налоговой проверки «работает» тоже самое правило: под проверку подпадают не более трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Приостановление проверки
Для проведения дополнительных мероприятий налогового контроля решением руководителя ИФНС налоговая проверка может быть приостановлена. Это также никак не влияет на отсчет трехлетнего периода для проверки.
Уточненка – будьте осторожны
Если компания подала уточненку, проверяется период, за который она подана. Здесь бухгалтерам нужно быть осторожнее.
- Период, за который можно подавать уточненку, законодательством не ограничен.
- С одной стороны, организация обязана подать уточненную декларацию, если самостоятельно выявила недоплату налога, даже если с момента подачи декларации прошло больше трех лет.
- В этом случае, вы можете сами спровоцировать проверку за пределами трехлетнего периода.
- С другой стороны, за пределами трехлетнего периода, ИФНС не вправе проверить начисление налогов.
- Перед подачей уточненки спустя три и более лет, заранее взвешивайте все риски.
За какой период может быть проведена налоговая проверка — НалогОбзор.Инфо
Период, который может быть охвачен налоговой проверкой, зависит от вида проверки. Налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные (п. 1 ст. 87 НК РФ). При этом камеральные и выездные проверки могут проводиться независимо друг от друга, то есть одновременно и по одним и тем же налогам (письмо ФНС России от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529).
Камеральная проверка
В рамках камеральной налоговой проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет, в том числе уточненный (п. 1 ст. 88 НК РФ).
Это означает, что если организация сдала в инспекцию декларацию по НДС за II квартал 2015 года, то в рамках камеральной проверки представленной декларации инспекция может проверить правильность расчета этого налога только за II квартал 2015 года.
При этом для проведения проверки инспекция вправе использовать данные других отчетных периодов.
Ситуация: можно ли отменить решение инспекции по итогам камеральной проверки? По итогам проверки инспекция сделала выводы, не имеющие отношения к тому периоду, за который была подана декларация (расчет).
Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под камеральную проверку.
В рамках камеральной проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет (п. 1 ст. 88 НК РФ). Отступление от этого периода будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам камеральной проверки подлежит отмене в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под проверку.
В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 17 февраля 2009 г. № 1437/09, постановления ФАС Уральского округа от 21 октября 2008 г. № Ф09-7599/08-С2, Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2007 г. № А58-6343/06-Ф02-5686/2007, Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. № А56-16972/2006).
Выездная проверка
В рамках выездной налоговой проверки инспекция может проконтролировать любые периоды.
По общему правилу эти периоды не должны выходить за рамки трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении выездной проверки. Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ.
Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ).
Аналогичный подход к определению периодов выездной проверки действует и в тех случаях, когда инспекция проводит:
Особый период выездной проверки предусмотрен, если инспекция проводит:
- первичную выездную проверку в связи с подачей организацией уточненной декларации. В этом случае инспекция может проверить период, за который подана уточненная декларация, даже в том случае, если указанный период превышает три года (абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ, письмо ФНС России от 29 мая 2012 г. № АС-4-2/8792);
- повторную выездную проверку в связи с подачей организацией уточненной декларации с суммой налога к уменьшению. В этом случае инспекция может проверить не любой период в пределах трехлетнего ограничения, а только тот, за который подано уточнение (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ);
- выездную проверку в организации, применяющей спецрежим при выполнении соглашения о разделе имущества. В этом случае инспекция может проверить любые периоды в течение всего срока действия указанного соглашения, даже если соглашение вступило в силу три года назад или ранее (п. 1 ст. 346.42 НК РФ);
- выездную проверку резидента, исключенного из реестра резидентов особой экономической зоны в Калининградской области. Если эта проверка касается налога на прибыль и (или) налога на имущество и решение о ее проведении принято не позднее трех месяцев с момента уплаты соответствующего налога, то инспекция может проверить любые периоды без каких-либо ограничений по годам (абз. 5 п. 10 ст. 288.1, абз. 5 п. 7 ст. 385.1 НК РФ);
- выездную проверку участника инвестиционного регионального проекта. В таком случае налоговая инспекция может проверить пятилетний период, предшествующий году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Но, чтобы воспользоваться такой возможностью, необходимо, чтобы установленный региональным проектом срок осуществления капвложений составлял пять лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов (п. 2 ст. 89.2 НК РФ).
Периоды, охватываемые выездной проверкой
Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной налоговой проверки проконтролировать текущий год (год, в котором было принято решение о проведении выездной проверки)?
Ответ: да, может.
Трехгодичный период, предусмотренный в законодательстве, ограничивает лишь нижний предел периода, который может быть охвачен выездной проверкой (п. 4 ст. 89 НК РФ). Верхний предел этого периода ограничен датой принятия решения о проведении выездной проверки.
Дело в том, что период проверки должен быть определен заранее и отражен в решении о ее проведении (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ).
Это значит, что год, в котором инспекция принимает решение о проведении выездной проверки, может быть проверен вплоть до даты принятия такого решения (определение Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737).
Проверка текущего года может затрагивать:
- налоги, которые имеют короткий налоговый период (месяц, квартал). Например, НДС, налоговым периодом по которому является квартал (ст. 163 НК РФ);
- налоги, налоговым периодом по которым является календарный год, например налог на прибыль (ст. 285 НК РФ).
Во втором случае в ходе проверки инспекция будет контролировать правильность уплаты не самого налога, а авансовых платежей по нему, так как налоговый период еще не закончился.
Если при проверке будет обнаружено несвоевременное перечисление авансовых платежей, организации могут быть начислены пени. При этом оштрафовать организацию за такое нарушение налоговая инспекция не вправе.
Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 58 Налогового кодекса РФ.
Правомерность такого подхода также подтверждена арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 6 декабря 2012 г. № А72-2607/2012, Московского округа от 15 апреля 2009 г.
№ КА-А40/3000-09-П, Восточно-Сибирского округа от 29 января 2009 г. № А19-3295/08-50-Ф02-7091/08, от 17 октября 2007 г. № А69-3781/05-Ф02-2938/2007, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г.
№ А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 20 сентября 2007 г. № Ф03-А37/07-2/2195).
Следует отметить, что в отношении организаций – налоговых агентов освобождение от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление налогов в бюджет не применяется. Дело в том, что обязанность налоговых агентов по перечислению в бюджет удержанных сумм налогов связана не с окончанием отчетных (налоговых) периодов, а с моментом выплаты доходов налогоплательщикам.
Это следует из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статей 161 и 174, пункта 6 статьи 226, статей 287 и 310 Налогового кодекса РФ. Таким образом, если в ходе проверки будет обнаружено, что организация как налоговый агент нарушала сроки уплаты удержанных налогов, инспекция вправе не только начислить ей пени (п. 7 ст.
75 НК РФ), но и оштрафовать по статье 123 Налогового кодекса РФ.
В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737 и ВАС РФ от 26 апреля 2013 г.
№ ВАС-4862/13, постановления ФАС Северо-Западного округа от 19 апреля 2011 г. № А56-25496/2010, от 18 марта 2011 г. № А56-18448/2010, Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2011 г. № А03-9949/2010, Уральского округа от 27 января 2011 г.
№ Ф09-11127/10-С2).
Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать I, II и III кварталы 2011 года? Решение о проведении проверки принято в IV квартале 2014 года.
Ответ: да, может.
В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не выходят за рамки трех полных календарных лет (с 1 января по 31 декабря), предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом квартал (месяц), в котором было принято решение, никакого значения не имеет.
Если решение о проведении выездной проверки принято в 2014 году (неважно, в каком квартале или месяце данного года), инспекция может проверить любой из периодов, который приходится на 2011, 2012 и 2013 годы. I, II и III кварталы 2011 года входят в указанный промежуток. Поэтому инспекция имеет полное право их проверить.
В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 20 августа 2009 г. № А55-9816/2008, от 3 июля 2009 г. № А57-8348/2008, Восточно-Сибирского округа от 5 мая 2009 г. № А33-10180/07-Ф02-1850/09, Уральского округа от 21 апреля 2009 г.
№ Ф09-1805/09-С3).
Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать период, который уже был проверен в рамках камерального контроля?
Ответ: да, может.
В налоговом законодательстве установлен запрет на повторную проверку одного и того же периода по одному и тому же налогу (п. 5 ст. 89 НК РФ). Но это правило действует только в отношении выездных проверок.
Иными словами, если инспекция в ходе выездной проверки проконтролировала период по конкретному налогу, то провести еще одну выездную проверку по этому же периоду в отношении того же налога она не сможет. Об исключениях из этого правила см.
Когда проводятся повторные налоговые проверки.
Тот факт, что инспекция провела камеральную проверку, значения не имеет и никакого влияния на период выездной проверки не оказывает. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см.
, например, определения ВАС РФ от 27 апреля 2010 г. № ВАС-5083/10, от 19 мая 2009 г. № ВАС-1588/09, постановления ФАС Поволжского округа от 4 марта 2010 г. № А65-26158/2009, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г.
№ А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 19 мая 2008 г. № Ф03-А04/08-2/1276).
Ситуация: может ли инспекция изменить период выездной проверки в ходе ее проведения?
Ответ: да, может.
Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении выездной проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции вносить изменения в это решение (п. 2 ст. 89 НК РФ).
Более того, приказом ФНС России от 7 мая 2007 г. № ММ-3-06/281 утверждена специальная форма решения о внесении изменений в решение о проведении выездной проверки.
Исходя из указанного можно сделать вывод, что инспекция вправе внести изменения в решение по проверке в ходе ее проведения, в частности изменить период проверки. При этом новый период проверки должен быть указан в специальном решении, которое является приложением к основному решению.
Арбитражные суды подтверждают правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Московского округа от 11 сентября 2009 г. № КА-А41/7737-09).
Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция вышла за рамки трехлетнего ограничения по периоду проверки.
Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые сделаны в отношении периодов, не подпадающих под выездную проверку.
В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).
Выход за рамки трехлетнего ограничения будет нарушением со стороны инспекции.
Поэтому решение инспекции по итогам выездной проверки можно оспорить в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под выездную проверку (абз. 1 п. 12 ст. 101 НК РФ).
В арбитражной практике есть примеры решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 30 апреля 2009 г. № А05-11647/2008, Волго-Вятского округа от 27 октября 2008 г. № А39-1580/2008, Северо-Кавказского округа от 13 октября 2008 г. № Ф08-6070/2008).
Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция проверила период, который укладывается в трехлетнее ограничение, но превышает период, указанный в решении о проведении проверки.
Ответ: да, можно, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не указанных в решении о проведении проверки.
Конкретные периоды выездной проверки должны быть определены заранее и указаны в решении о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Инспекторы не могут от них отступать.
В противном случае решение инспекции по итогам выездной проверки можно отменить, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не обозначенных в решении.
В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 15 сентября 2009 г. № Ф09-6838/09-С3).
Проверка правопреемника
Ситуация: может ли налоговая инспекция провести выездную проверку организации-правопреемника за период, предшествующий реорганизации?
Ответ: да, может.
В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).
При этом налоговое законодательство не устанавливает специальные требования к проведению выездной проверки в организации-правопреемнике. Следовательно, налоговая инспекция может провести проверку такой организации за период, предшествующий ее реорганизации. Главное, чтобы указанный период не выходил за рамки трехлетнего ограничения.
Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина России от 29 июля 2011 г. № 03-02-07/1-267, от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-48.
Арбитражная практика подтверждает правомерность данного подхода (см., например, определение ВАС РФ от 19 мая 2008 г. № 5863/08, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 января 2008 г. № А82-4644/2007-14).