Ответственность

Профессиональный художественный коллектив

Подборка наиболее важных документов по запросу Профессиональный художественный коллектив (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 06.12.2022 N 33-25677/2022Категория спора: Пенсионное обеспечение.Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О включении периода работы в трудовой стаж; 3) О возложении обязанности назначить пенсию.Обстоятельства: Истец полагает, что ответчиком неправомерно не был включен в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период, в течение которого истец осуществлял творческую деятельность, как играющий на духовом инструменте (кларнет) в профессиональном художественном коллективе.

Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.

Из представленной в материалы дела копии справки от , подписанной директором «Регионального общественного благотворительного фонда Эрмитажной Академии Музыки», усматривается, что истец работал в качестве артиста оркестра, играющего на духовом инструменте в группе кларнетов на полную ставку, оркестр РОБФ «Эрмитажной Академии Музыки» являлся профессиональным художественным коллективом.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

«Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»(постатейный)(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)

— не менее 20 лет для артистов балета (в том числе балета на льду); артистов — исполнителей танцевальных номеров в профессиональных художественных коллективах; артистов театров мимики и жеста; травести (артисты, исполняющие роли мальчиков, подростков, девочек); артистов цирков и концертных организаций: акробатов-эксцентриков, мотовелофигуристов, балансеров, наездников, дрессировщиков диких зверей, клоунов (коверных), исполняющих номера жанров циркового искусства, дающие право на пенсию за выслугу лет, силовых жонглеров, жонглеров, лилипутов — артистов всех наименований, а также борцов, достигших 50-летнего возраста; артисток-вокалисток (солисток) театров оперы и балета, музыкальных и музыкально-драматических театров, концертных организаций, профессиональных художественных коллективов, телевидения и радиовещания;

Нормативные акты

Профессиональное и самодеятельное художественное творчество

С древних времен человек стремился выразить свое личное мировосприятие посредством танца, рисунка, песни и многого другого.

«Танец — один из самых древних и массовых видов искусства. В нём находят отражение социальные и эстетические идеалы народа, его история, трудовая деятельность на протяжении веков, жизненный уклад, нравы, обычаи, характер. Народ создаёт в танце идеальный образ, к которому он стремиться и который утверждает в эмоциональной художественной форме.

Художественно отражая действительность, танец передаёт миропонимание народа, его современное представление о прекрасном — это одна из главных особенностей народного танца. В нём отражается современное понимание действительности средствами издавна сложившегося танцевального языка, доступного, понятного народу, любимого им.

Содержание и выразительные средства народного танца всё время развиваются в соответствии с изменениями, происходящими в жизни. История искусства танца уходит в седую древность. На заре своего существования человечество открыло способы выражения мыслей, эмоций, поступков, через движения. Танец безмолвен. Здесь не звучит слово.

Но выразительность пластики человеческого тела и музыкальных ритмов и мелодий оказываются могущественней, и поэтому язык танца интернационален и понятен всем.» [15, с.5-6]

Наряду с народным танцем развивались пение, декоративно-прикладное искусство и другие виды творчества. «Энергия созидания, потребность прекрасного … проявлялись в художественных промыслах, в богатстве и содержательности бытовой культуры» [24, с.33]

Существовали кружки любителей танца, музыки, поэзии и многих других видов искусства и народного творчества, но, как показывает история, судьба их была непродолжительной.

Наивысшего расцвета самодеятельное искусство в современном его понимании достигло после Отечественной войны в период патриотического подъёма, когда во многих сферах искусства к руководству пришли бывшие фронтовики, которым было что рассказать и создать в искусстве.

Художественная самодеятельность — непрофессиональное художественное творчество народных масс в области изобразительного и декоративно — прикладного, музыкального, театрального, хореографического и циркового искусств, киноискусства, фотографии и др. Художественная самодеятельность включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно или в одиночку.

Сущностные признаки самодеятельного творчества: добровольность участия в самодеятельном коллективе, инициатива и активность участников самодеятельности, духовная мотивация участников самодеятельных коллективов, функционирование самодеятельности в сфере свободного времени. Специфические признаки самодеятельного творчества: организованность, отсутствие у участников самодеятельности специальной подготовки к деятельности, более низкий, чем у профессиональных коллективов уровень деятельности, безвозмездность и др.

Участие в самодеятельном коллективе развивает чувство ответственности. Человек стремиться качественно выполнять поставленные задачи, не подводить других участников и руководителей коллектива. Добровольное, без всяческого принуждения, посещение занятий и участие в концертах (представлениях, фестивалях, конкурсах, выставках и т.д.) способствует поднятию уровня самодисциплины.

Художественную самодеятельность можно рассматривать как социально-педагогическую ценность, осуществляющую систему функций: информационно-познавательную; коммуникативную; социальную, содержащую в художественном продукте этические ценности, нормы, идеалы, характерные для разных исторических периодов развития культуры, обеспечивающую тем самым преемственность, способность транслировать её от поколения к поколению; эстетическую, поскольку она несёт в себе представления о прекрасном в жизнедеятельности социума, в быту, в языке, пластике, формах; воспитательную, способствующую развитию и изменению духовных ценностей и потребностей личности.

Можно заметить, что художественная самодеятельность повторяет виды и жанры, существующие в профессиональном искусстве. Эта особенность позволяет творчески заимствовать методы работы и учебный процесс, а в определенной степени и репертуар профессиональных исполнителей и коллективов. Стадии приближения любительского искусства к профессиональному могут быть разными.

Перед каждым самодеятельным коллективом, как и перед каждым его членом, открыта перспектива творческого роста.

Она заключается в том, что, достигнув достаточно высокого уровня мастерства, коллектив или человек получают широкое признание, и дальнейшее их творчество в значительной степени профессионализируется.

На базе самодеятельности выросли многие профессиональные драматические и музыкальные театры, ансамбли. За счёт талантливых участников художественной самодеятельности пополняются крупнейшие профессиональные коллективы.

И всё же основное назначение самодеятельности в другом.

Она даёт возможность творческого самовыражения, проявления себя в интересующем виде искусства тем людям, которые, по каким-либо причинам, не смогли или не захотели заниматься им профессионально.

Самодеятельное искусство не требует от его участников определённого уровня способностей или предшествующей подготовки. Оно доступно практически всем желающим.

Выбор творческой деятельности, само участие в том или ином коллективе исключительно добровольны и движимы прежде всего интересами самих участников.

Если профессиональное искусство можно назвать работой, то самодеятельность носит безвозмездный характер. Людей привлекает не материальная выгода от занятий тем или иным видом творчества, а само участие, удовольствие, получаемое от творческого процесса.

Классификация коллективов НХТ

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 12Следующая ⇒

Термин «коллектив» произошел от латинского collectives — собирательный. Коллектив — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития.

  • Под коллективами народного художественного творчества понимаются любые формы объединения любителей искусства для реализации в условиях досуга общей художественной цели.
  • Классификация
  • — По форме:
  • Фольклорные:

а) Аутентичные — представляют собой группу односельчан, которые являются носителями традиционного, аутентичного фольклора. Их репертуар фольклорный, заранее не составляется, берется из того, что осталось в памяти.

Руководство таким коллективом формальное. Участники собираются стихийно. Коллективы разновозрастные, для них не свойственна концертная ситуация.

Способ передачи традиций, умений и навыков художественной деятельности — этнопедагогика.

Этнопедагогика — теория и методика воспитания, обучения и развития личности в процессе творческого освоения традиций того или иного народа (этноса).

б) Вторичные. Объединяют заинтересованных людей разных специальностей. Собирают фольклорный материал, участвуют в экспедициях.

Функция таких коллективов – сохранение и пропаганда фольклора, поэтому участвуют в творческих показах, культурных мероприятиях. Руководитель чаще всего профессионал.

Коллективы могут быть как формально, так и неформально организованными. Коллективы разновозрастные.

Любительские. Характерна добровольная деятельность, демократизм. Цель – реализация творческого потенциала участников коллектива.

Репертуар разнообразный, чаще всего произведения зарубежной и отечественной классики. Существуют за счет взносов участников. При выборе репертуара учитываются пожелания участников.

Руководитель может быть как профессионалом, так и непрофессионалом, может получать з/п.

Любительство активно развивается с 18 века благодаря реформам Петра 1. На этом этапе появились новые формы массового художественного просвещения и воспитания, опирающиеся на профессиональную педагогику искусства.

Самодеятельные. Развитие данного типа коллективов происходило в годы советской власти. Свойственно государственное финансирование; приоритетный принцип партийности, проявляющийся в грубом и некомпетентном вмешательстве партийно-государственного аппарата в процессы художественного творчества. Создавалось новое, управляемое искусство взамен саморазвивающегося и саморегулирующегося.

В эти годы складывается система профессиональной подготовки руководителей коллективов художественной самодеятельности. Появляется профессиональный, получающий з/п руководитель. Для самодеятельности характерна четкая организация процесса обучения и воспитания. При наборе в коллектив учитываются возраст, творческие наклонности участников.

Читайте также:  Приоритеты научно-технологического развития

Становление педагогики художественной самодеятельности, учитывающей специфику деятельности непрофессионалов в сфере искусства.

Педагогика народного художественного творчества — теория и методика педагогического руководства различными формами неспециализированного художественного творчества.

Неспециализированное (непрофессиональное) художественное творчество характеризует современное состояние любительского искусства. Для него свойственны идейно-художественное многообразие, гуманизация.

Коллективы неспециализированного художественного творчества по организации, подбору репертуара, статусу руководителя отражают или синтезируют типы, существовавшие до них.

Характерно сочетание традиционных видов занятий художественным творчеством и инноваций (наполнение новым содержанием, использование технических средств).

По виду организации:неформально организованные и формально организованные. Формально организованные: есть общая цель совместной деятельности, разделение функций.

Деятельность регламентируется нормативными документами, инструкциями, разработанными вышестоящими инстанциями. Их работа организуется и планируется, оценивается вышестоящими организациями.

Профессиональный, получающий з/п руководитель.

Неформальные- это самостоятельные объединения любителей в группы и организации. Образуется в результате инициативы составляющих ее людей. Нечетко выраженная цель. Контроль основан на внутригрупповых традициях, нормах поведения и ценностных ориентациях.

— По формам деятельности: исполнительские (хоры, оркестры, ансамбли, хореографические коллективы, театральные студии), авторские (коллективы и студии изобразительного, декоративно-прикладного искусства, клубы авторской песни, любительские кино- и фотостудии), искусствоведческие (клубы любителей музыки, театра, кино) и смешанные.

По видам искусства: инструментальные, танцевальные, вокальные, декоративно- прикладные, театральные, ИЗО и т.д.

По жанрам, например, танцевальные коллективы: народного, классического, эстрадного, бального танца, смешанные и т.д.

По формам организации: кружки, студии, ансамбли, объединения и клубы любителей искусства и т.д.

  1. По возрастным особенностям участников: детские, юношеские, молодежные, смешанные, коллективы ветеранов.
  2. По времени существования.
  3. Таким образом, за время существования народного художественного творчества сложились различные виды и формы коллективного творчества, которые продолжают развиваться в соответствии с тенденциями времени.

⇐ Предыдущая12345678910111213141516Следующая ⇒

Поиск по сайту:

I.2. Виды творческих коллективов

В реальной жизни существуют разные коллективы: учебные, производственные, студенческие, спортивные и др. Коллективы могут быть одновозрастные и разновозрастные, первичные (класс, студенческая группа) и общие, объединяющие несколько первичных коллективов (например, общешкольный коллектив).

Происходящие организационные процессы в области художественного творчества имеют прямое воздействие на формиро­вание внутреннего мировосприятия человека.

Осознание роли творческого культурного потенциала народной художественной культуры, музыкальной педагогики и перспективности использования такого опыта в современной культурной практике ставит задачу создания условий для существенного преобразования во всех сферах общественной жизни.

Творческий поиск, нестандартный подход к проблеме развития и становления таланта способен зародить интерес к художественной деятельности. Эта предрасположенность к творчеству заложена в самой природе человека.

Поэтому XXI век определяет множество задач в организации целенаправленного и систематического педагогического процесса по формированию и развитию творческих потенций личности, как среди городского, так и сельского населения.

Многообразие форм самодеятельного творчества, видов и жанров поднимает перед теоретиками искусства проблему классификации его ответвлений от сложившихся типов ориентации. К таким типам относится: профессиональное искусство, фольклорное и любительское творчество.

К тому же возможна «… внедренная классификация, объединяющая группы жанров по признаку единства характера творчества.

В одних случаях это авторская самодеятельность, представляющая непосредственную худо­жественно-творческую реакцию человека на действительность; в других — это самодеятельность исполнительская, где участник выражает себя через специально подобранный репертуар профессиональных и самодеятельных авторов. Иногда в самодеятельности автор и исполнитель совмещаются». Е.И. Смирнова выделяет две основные категории самодеятельности:

1) самодеятельность в области потребления художественной культуры;

2) самодеятельность в области производства художественных ценностей.

К традиционным видам и жанрам самодеятельного творчества Е.И. Смирнова относит:

1. Музыкальное искусство (хоры: академический, народной песни; ансамбли: вокальные, песни и танца; вокально-инструментальные и духовые оркестры; музыкантов-исполнителей и певцов).

2. Театральное искусство (музыкально-драматические коллективы; театры: юного зрителя, кукол, поэзии и миниатюр; агитбригады, коллективы худ 3. Хореографическое искусство (народного, классического, эстрадного, спортивного, этнографического и бального танца).

3. Хореографическое искусство (народного, классического, эстрадного, спортивного, этнографического и бального танца).

4. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство (коллективы: самодеятельных живописцев, скульпторов, графиков, мастеров декоративно-прикладного искусства).

5. Цирковое искусство (коллективы циркового и ориги­нального жанра).

6. Киноискусство (фотокружки, детские любительские ки­ностудии).

7. Техническое творчество (моделирование, радиоэлектрони­ка, клубы изобретателей и рационализаторов и др.) [3, с. 102-108].

А.С. Каргин отмечает современные аспекты художественной самодеятельности с устойчивой жанрово-видовой структурой, подразделяющейся на народные и классические жанры. Он предлагает осуществлять классификацию по шести признакам.

Сюда относится: ориентация на освоение различных пластов художественной культуры; рассмотрение типов художественного исполнительства, а также видов и жанров искусства. К этому добавляется ориентация по институциональной принадлежности и по социально-демографическому составу.

Большая роль, по его мнению, должна отводиться выявлению аспектов самодеятельного творчества в регионах, специфике развития существующих форм, видов и жанров, их новообразованию.

Следовательно, современное художе­ственное творчество имеет синтетические, традиционные и организационно-образующиеся жанры. Классификацию самодеятельных коллективов можно представить следующим образом:

Классический тип (традиционный): музыкальное, театральное, хореографическое искусство, изобразительное искусство

Каждый жанр представлен автором различными видами. Например, в фольклорные виды входят: фольклорные театры, группы скоморохов, кукольников и др.

Народно-певческие коллективы имеют солистов, организуются в ансамбли: народной песни, фольклорные. Сюда относятся и народные хоры.

Народно-инструментальные и народно-танцевальные также имеют солистов и ансамбли: народных инструментов, народного танца и др.

Раскрывая традиционный классический тип, можно представить музыкальные коллективы такими жанрами и видами, как академические (хоры и ансамбли), симфонические и духовые оркестры. Театральные — народными театрами и новыми формами — музыкально-театральными, народными коллективами.

Хореографические коллективы — это танцевальное искусство классического, бального, эстрадного жанра. Изобразительное творчество включает студии живописи, авторско-оформительского искусства (разработка эскизов и пр.).

Жанрово-видовое многообразие, различающееся по типам творчества, имеет и Дальнейшие пути развития в самодеятельности.

Так как в человеке с рождения уже заложены задатки творческого восприятия, то в процессе жизнедеятельности, развивая свои способности и используя приобретенный опыт, человек, непроизвольно способ­ствует проявлению новообразований в самодеятельности.

Мнения исследователей самодеятельного художественного творчества имеют некоторые расхождения в определении классификации самодеятельного творчества, видов деятельности и функций. Так, например, Т.И.

Бакланова отмечает наличие нескольких видов самодеятельного творчества (авторский, испол­нительский, импровизаторский и создание новых «технологий») и видов деятельности, имеющих организационно-воспитатель­ную, художественно-личностную основу (реализация внутрен­них потребностей личности).

Нам близка позиция Е.И. Смирновой, которая в зависимости от целей и задач, стоящих в деятельности коллективов художе­ственной самодеятельности, классифицирует их по следующим основным признакам:

  • /. По ориентации на основные пласты художественной культуры:
  • — ориентированная на этно-фольклорные виды народного, национального искусства (с внутренним подразделением на виды или формы этнофольклорной культурной культуры);
  • — ориентированная на виды, школу и стили профессионального (академического) искусства (с внутренним подразделением на виды и жанры);
  • — оригинальная, включающая виды художественной самодеятельности, не имеющие аналога или образца ни в профессиональном, ни в народном искусстве.
  • 2. По типам творчества и ориентации на основные пласты художественной культуры:
  • — исполнительская деятельность;
  • — авторская и авторско-исполнительская;
  • — импровизационная.
  • 3. По степени организации и субъекту организации: — «неорганизованная», «неформальная» или самоорганизующаяся самодеятельность;

— самодеятельн9сть нестабильных организационных форм (организуемая средствами массовой информации, ситуативная и др.).

  1. — организованная в стабильные объединения разных типов на базе различных социо-культурных институтов, социально-контролируемая и педагогически направляемая.
  2. 4. По преобладающему виду деятельности:
  3. — объединения учебного типа;
  4. — объединения познавательного и художественно-исследова­тельского типа;
  5. — художественно-пропагандистские и художественно-орга­низаторские объединения;
  6. — игрового типа;
  7. — творческие;
  8. — объединения комплексного типа с широким спектром ви­дов деятельности.
  9. 5. По месту локализации:
  10. — сельская художественная самодеятельность;
  11. — художественная самодеятельность малых городов (со сла­бым художественно-профессиональным фоном);
  12. — художественная самодеятельность крупного города (с сильным художественно-профессиональным фоном).
  13. 6. По возрастному составу:
  14. — детская (младшего школьного возраста, подростков), юношеская;
  15. — художественная самодеятельность взрослых (молодежи, старших возрастных групп)

Творческий потенциал и потребность самоактуализации заложена в самой природе человека. Однако самодеятельность и есть деятельность, не утрачивающая свободного проявления характера в организованных и неорганизованных формах, т.е. самодеятельном творчестве.

Многими исследователями в области художественного творчества отмечается преимущество неорганизованной самодеятельности: «спонтанной».

В большинстве случаев она быстро по­является и распадается, и не многие из них приобретают организованную форму жизнетворчества (учебная деятельность, предполагающая творчество; профессиональное искусство; художественная самодеятельность масс).

Подобная созидательная деятельность имеет высшую форму проявления человеком своих творческих сил и умений.

Актуальной на сегодняшний день является и задача по оптимизации неорганизованного самодеятельного творчества, помощи в ее организации, как в клубных, так и школьных, внешкольных учреждениях, по месту жительства. Активность личности, коллектива проявляется в процессе реализации своих способностей и навыков в различных сферах творческой деятельности.

Для того чтобы активизировать творческий процесс в различных объединениях, клубах по интересам и привлечь наибольшее количество участников, организатор обязан творчески подходить к каждому индивидуально. Стараясь помочь найти личности «себя» в любой роли позитивной деятельности, руководителю необходимо создать единый творческий ансамбль, в котором легко перейти от подражательности к инициативе.

Читайте также:  Подход на основе внутренних рейтингов

Таким образом, в участниках «творческого ансамбля» самодеятельного художественного творчества непроизвольно будут закладываться основы творческого метода.

Зарождая будущую природу коллективного творчества в каждой личности, важно использовать путь вовлечения в разнообразные виды деятельности.

Этим способен возродиться полноценный духовно нравственный потенциал и отдельной личности, и коллектива, и общества в целом.

Статья: Особенности художественного самодеятельного коллектива

Особенности художественного самодеятельного коллектива

В процессе творчества возникают различные формы организации коллективов. По данным социологических исследований одним из самых популяризированных видов искусства в российском обществе является танец. Хореографическое искусство воплощение синкретизма, так как оно объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений.

Оно всегда доступно, не требует специальных знаний, подвластно практически всем возрастным и социальным категориям граждан и вместе с этим дает каждому человеку развиваться в разнообразных танцевальных жанрах, усовершенствоваться с физической и эстетической стороны развития.

Хореографический коллектив – это коллектив, базирующийся на определенном художественном замысле и культурно-творческой направленности в его деятельности, взаимопонимании, коллективном сотрудничестве и взаимопомощи.

Для танцующих в хореографическом коллективе лежит, важна возможность реализации своего таланта в творческой сфере, получение удовольствия, формирование правильной самооценки, получение знаний, которые заложены в искусстве.

Психология малой группы является немаловажным фактором для организации культурно творческого досуга в таких его формированиях как хоровые студии, спортивным секции, инструментальные ансамбли и танцевальным коллективы.

В работах А.С. Макаренко говорится об отличительной особенности коллектива – объединение людей на задачах деятельности, явно полезной для общества.

Особая ценность культурной среды жизнедеятельности воспитанников – это творческий коллектив, который является средой обитания учащихся и полем педагогической деятельности, он используется учителем в качестве средства формирования личности ученика, а к характеристикам данного социума имеют отношение традиции, режим, дисциплину и отношения, и т.д.

Хореографический ансамбль отличается строением своей внутренней организации и педагогического воздействия на участников коллектива. В

первую очередь он основывается на факторах, которые обязывают искать другие методы взаимоотношений межу участниками ансамбля, а значит и иной педагогической методологии руководства им.

Межличностные отношения построены на нравственно–психологических мотивах, взаимозависимости детей друг от друга, наличии общих творческих интересов.

К основным особенностям танцевального коллектива можно отнести:

  • — наличие общих интересов, целей и задач, при этом цели их совместной деятельности имеют как социальный, так и индивидуальный смысл для каждого ребенка в коллективе (например, участие в выступлении);
  • — наличие общих интересов, целей и задач, при этом цели их совместной деятельности имеют как социальный, так и индивидуальный смысл для каждого ребенка в коллективе (например, участие в выступлении);
  • — своеобразная организация коллективной деятельности;
  • — постепенное усложнение получаемых знаний и многократное повторение пройденного материала;
  • — важность индивидуальной работы каждого ученика в творческом процессе;
  • — специфичная система планирования и организации уроков и системы оценивания результатов;

— повышение профессионального уровня развития как постепенный рост собственной роли в коллективе (выступление для района, города, на российских и международных фестивалях и конкурсах, получение грамот, дипломов и т.д.).

  1. Участники хореографического коллектива объединены общими интересами к тому танцевальному жанру, которой они занимаются в свободное от учебной деятельности время.
  2. Для простоты суждений о хореографических коллективах предлагается особая система классификации:
  3. 1) организационные: кружок, студия, ансамбль, театр, коллектив;
  4. 2) тематические: (репертуарным) классического, бального, народного танца (одного народа, народов мира), эстрадного, спортивного;
  5. 3) классификация коллективов строится на основе ряда признаков: возрастных, жанровых и зависит от специфики учебно-тренировочной деятельности, ее целей и задач.
  6. При всём многообразии в хореографическом исполнительском искусстве сложились довольно чёткие типы коллективов, подразделяющиеся по следующим признакам:

Жанровая классификация творческих коллективов: народные, фольклорные хоры и ансамбли; народные театры и театральные студии; детские хореографические коллективы; академические смешанные и однородные хоры и ансамбли; эстрадные коллективы, студии; ансамбли песни и танца; цирковые коллективы и т. д.

Система танцевальной подготовки, кроме решения непосредственно творческих задач, предусматривает и является комплексной Определенная воспитательная система танцевального ансамбля, включает в себя всестороннюю физическую и психологическую подготовку которая состоит из: обучение определенному виду танцу; приобщение к высокому искусству (танец, поэзия, музыка);освоение элементов актерского мастерства; раскрытие индивидуальных способностей; обучение культуре самовыражения; эстетическое воспитание и формирование эстетического вкуса; философское образование и формирование сознательного отношения к окружающему предметному миру; концертная деятельность.

Из этого следует, что хореографический коллектив – это так называемая сложна система, объединенная общими интересами, планами и направлениями деятельности, представляет собой многоплановую социальная группу участниками которой являются учащиеся различных возрастов, с индивидуальным психическим и физическим развитием. Художественный руководитель в культурно-досуговом и образовательном учреждении осуществляет планирование, выполняет организационную деятельность коллектива, определяет назначение коллективному имуществу и средствам, договаривается с другими организациями, заключает и подписывает юридические акты и договоры, осуществляет планирование творческой работы и учебно-воспитательного процесса, отвечает за результативность работы педагогического состава и работников культурно-досугового учреждения, осуществляет переговоры с родителями и их детьми.

Следовательно, выявлена неотъемлемая роль педагога — хореографа и его методологической деятельности в функционирование хореографического ансамбля.

Если обучение ориентировано на овладение учащимися танцевальными знаниями, умениями, навыками, то воспитание – это формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения и общения внутри танцевального коллектива и вне его – в местах отдыха, в школе, в быту, в работе.

Он дает развитие и навыки, крайне нужные для всякого рода сценических танцев. В системе хореографического образования он остается основой основ, и на преподавание приходится обращать очень пристальное внимание.

Важно то, что успешный хореографический коллектив не может нормально функционировать без определенной хореографической системы, которая включала бы в себя развитие у танцоров физических данных и эмоциональности, организацию классно-урочной системы, поддержание определенного уровня дисциплины и взаимоотношений в коллективе.

  • Вопросы формирования эффективной системы управления, подбора репертуара, овладение средствами художественной выразительности, применение различных форм и методов обучения, сочетание коллективных занятий с индивидуальными и групповыми – составляют основу для понимания сущности учебно-воспитательного процесса в хореографических коллективах.
  • Грамотно продуманные и четко поставленные цели и задачи дают важный ориентир к последующей деятельности коллектива и достигаются посредствам выполняемых педагогом педагогических методов.
  • Таким образом, педагогические методы – это способы процесс взаимодействия между педагогом и учениками, итогом которых становится получение новых знаний умений навыков применимых на танцевальном поприще и воспитание эстетического вкуса и культурного воспитания танцоров.
  • Опыт педагогов-практиков, хореографов, артистов балета, специалистов в области физической культуры свидетельствует, что небезызвестные системы классического и народного танцев полностью отвечают требованиям, предъявленным выше, и являются эффективными методами обучения хореографическому искусству.

Таким образом, в первой главе дано определение понятия «метод». Метод – это совокупность правил, приемов и операций практического или теоретического освоения действительности.

Рассмотрены основные приемы обучения в работе педагога: сообщение, инструктаж, описание, объяснение, постановка вопроса, демонстрация, показ, проверка, оценка; основные приемы учения: слушание, заучивание, пересказ, воспроизведение, наблюдение, сравнение, систематизация, классификация, практическое действие, задавание вопросов, выполнение упражнений, конструирование.

А также охарактеризованы классификации методов обучения: 1) традиционные методы обучения (словесные, наглядные и практические методы); 2) методы обучения на основе принципа возрастающей познавательной самостоятельности учащихся (репродуктивные и продуктивные); 3) методы проблемно-развивающегося обучения; 4) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, лабораторные работы, индуктивные и дедуктивные методы); 5) методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание); 6) методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка). Охарактеризованы особенности художественного самодеятельного коллектива: наличие общих интересов, целей и задач, своеобразная организация коллективной деятельности; постепенное усложнение получаемых знаний и многократное повторение пройденного материала; важность индивидуальной работы каждого ученика в творческом процессе; специфичная система планирования и организации уроков и системы оценивания результатов; повышение профессионального уровня развития как постепенный рост собственной роли в коллективе.

Коллективная художественная деятельность

Новикова, Т. Н. Коллективная художественная деятельность / Т. Н. Новикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 1240-1242. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28419/ (дата обращения: 21.07.2023).



Коллективная художественная деятельность сегодня — это комплексная педагогическая технология, объединяющая в себе формы образования, воспитания и эстетического общения. Её результат — общий успех, оказывающий положительное влияние как на коллектив в целом, так и на каждого ученика в отдельности.

Читайте также:  П. 8 ст. 101

Цель такой деятельности — учиться видеть себя и других в процессе совместного творчества.

Совместная творческая деятельность является возможностью проявления истинной человечности в отношениях между детьми, их сплочению.

В процессе коллективной работы учитель может наблюдать за постепенно меняющимися отношениями между учащимися.

Личные симпатии и антипатии влияют на процесс художественной деятельности в первых коллективных работа, и при дальнейшем ведении коллективной деятельности деловые отношения начинают оказывать влияние на личностные связи. Совместная деятельность положительно влияет на внутренний климат в коллективе.

Коллективная художественная деятельность — форма образования и воспитания. Коллективные способы обучения были известны с начала XX века. Впервые в отечественной и мировой педагогике разработал и апробировал новую форму учебно-воспитательной работы педагог А. Г. Ривин.

Его ученики работали в сменных парах и микро группах и при лидирующей роли учителя освоили систему самообучения и самоуправления, в результате чего они научились логично мыслить, доказывать, рассуждать, дискутировать, анализировать сложные тексты.

Этот эксперимент не был воспринят и по достоинству оценен его современниками, возможно потому, что строился на основе исключительно коллективного способа обучения, хотя и достиг положительных результатов. [5, с.52]

Метод коллективно-творческих работ также пропагандировали педагоги А. В. Бакушинский, П. П. Блонский, К. М. Лепилов, Г. В. Лабунская, С. Т. Шацкий, В. Ф. Шехгель.

В основе этих проектов лежало создание на уроке монументальной композиции, панно или макета. В такой процесс творчества вовлекались не только дети одного класса, но и всей школы. Затем этот метод был незаслуженно забыт.

Но в 1970-е годы он снова получил распространение.

И. Н. Турро отмечал, что и процесс и результат коллективного творчества вызывают у детей положительные эмоции и интерес к изобразительной деятельности.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М. Неменского как результат совместного поиска НИИ художественного образования, союза художников СССР и многолетнего эксперимент впервые включила в перечень основных методов приобщения детей к изобразительному искусству метод коллективных и групповых работ. [5, с.52]

Для того чтобы дети не потеряли интереса к учёбе, учителю необходимо использовать разнообразные формы работы, в том числе и коллективной.

При этом следует уделять внимание сценарию урока, его общей драматургии.

Значение коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства заключается в том, что каждый ученик вносит посильный вклад в общее дело и радуется успешному результату совместного творчества.

Коллективная работа, как правило, делится на несколько этапов.

1) Подготовительный этап. Внего входят экскурсии, беседы, обсуждение прочитанных книг и просмотренных фильмов, рассматривание репродукций картин, иллюстраций и др., что позволяет детям углубить свои познания в теме будущей работы, помогает сформировать им яркие образы, которые вызывают желание попробовать их воплотить в собственном творчестве.

2) Основной этапэтап выполнения работы. Он включает планирование, выполнение и оценку коллективной работы.

Его цель не только дать детям возможность воплотить образы окружающего мира, но и создать в ходе работы условия для взаимодействия детей, содействовать формированию у них умений работать в коллективе, художественно-эстетическому развитию.

Планирование — немаловажная составляющая этого этапа, так как от того, как вы подготовитесь к проведению коллективной работы, зависит слаженность ваших действий, своевременное выполнение заданий. Оценка коллективной работы — осмысление проделанной работы, подведение итогов.

3) Заключительный этапэто период взаимодействия учеников с уже завершенной работой, велико воспитательное значение этого этапа. Учащиеся радуются законченной работе, она вдохновляет их на новые свершения.

И. Н. Турро выделил три основные формы коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства:

  • фронтальнаясоединение индивидуальных рисунков, сделанных с учетом поставленной перед учениками задачи;
  • комплексная (групповая)каждый учащийся делает свою часть задания, заранее предвидя общий результат и согласовывая свою деятельность с работой других учащихся;
  • коллективно-производственнаякаждый ученик делает только одну определенную операцию.

Фронтальная форма коллективной деятельности является наиболее простой и поэтому часто употребляемой на уроках изобразительного искусства. Никаких особых условий для её проведения не требуется, может использоваться на занятиях с младшими школьниками.

Организует коллективную работу учитель, ориентируя и направляя детей по ходу занятия. Основным видом деятельности детей на занятиях является индивидуальная деятельность на местах.

В конце урока все работы собираются на одной плоскости, соединяются, образуя единое целое, что позволяет увидеть результат совместного творчества учащихся.

Учитель при всей простоте данной работы должен выполнить ряд условий, от которых зависит успех и качество результата коллективной работы:

  1. Учитель должен подробно продумать композицию коллективной работы, подобрать цвета, определить размер и положение общей плоскости.
  2. Учителю необходимо выбрать художественный материал для работы и технику её исполнения.
  3. Учитель должен определить размеры деталей, их соразмерность в общей композиции относительно общего размера листа или пространства.
  4. Он может выбрать помощников для составления общей композиции. Каждый раз можно выбирать новых помощников, давая возможность каждому ребенку попробовать себя в этой роли.
  1. Исследования коллективной творческой деятельности говорят о её положительном влиянии на учебный процесс. Коллективные формы деятельности в целом способствуют:
  2.  развитию мотивации учащихся к сотрудничеству, выводя личность учащегося на новый уровень;
  3.  включенности каждого ученика в активную работу, а результат совместной деятельности формирует дальнейший интерес к деятельности в этом направлении;
  4.  непринужденному общению, что дает каждому участнику проявить свои, иногда скрытые, творческие способности, что ведет к личностному росту учеников;
  5.  активизации воспитательного компонента самого процесса обучения, так как происходит невольная оценка действий и высказываний каждого по поводу общего дела;
  6.  переводу взаимоотношений в такое русло, в котором каждый участник коллективной деятельности выступает равноправным и ответственным участником совместной деятельности.

В каждом возрасте коллективная творческая деятельность играет определенную роль. На этапе начальной школы за весь творческий процесс отвечает учитель. На данном этапе коллективно-творческая деятельность способствует:

  •  развитию художественного вкуса и наблюдательности учеников;
  •  воспитанию эмоциональной восприимчивости и целостного взгляда на окружающий мир;
  •  развитию способности к обобщению явлений действительности и произведений искусства.
  • В средней школе происходит постепенный перенос активности от учителя к ученикам, вплоть до самостоятельного определения известных ранее или изобретения новых методов коллективной работы в старшем школьном возрасте. Коллективная деятельность на данном этапе становится разнообразнее по форме и способствует:
  •  взаимообучению,
  •  взаимоконтролю внутри коллектива,
  •  взаимуправлению внутри группы, коллектива.
  • Для старшей школы характерны проектно-групповые формы деятельности, которые способствуют:
  •  активизации эстетических, художественно-творческих свойств и способностей личности применительно к практике;
  •  формированию аналитического отношения к художественному творчеству, его темам и средствам выражения.

Особое внимание во время коллективной творческой деятельности необходимо уделять созданию благоприятного психологического климата и атмосферы сотворчества и взаимодействия. В таком случае художественно творчество оказывает положительное влияние на нравственный облик ребенка, обогащает его.

В создании коллективной композиции могут участвовать дети разного возраста, а саму работу можно использовать в качестве украшения для праздника или декорации для спектакля.

Безусловно, созданное произведение принесет много радости, как детям, так и их родителям, которым будет интересно посмотреть на детское творчество.

В образовательный процесс формы коллективной деятельности должны вводиться постепенно, не заменяя собой индивидуальных форм, а дополняя их, создавая благоприятные условия для обучения всех детей, особенно более слабых. Данные формы способствуют расширению границ воображения и стимулируют творческую деятельность учащихся в дальнейшем обучении.

Коллективная художественно-творческая деятельность позволяет повысить интерес детей к предмету, улучшить отношения в коллективе, достигнуть эффективности обучения.

Полученные результаты могут быть разными у различных учителей, но при этом качество художественной деятельности детей повысится, несомненно, так как коллективно-творческая деятельность эффективна в процессе обучения и позволяет учителю выйти на новый уровень исследования или эксперимента.

Литература:

  1. Колякина В. И. Методика организации коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. — М.: Центр ВЛАДОС, 2004. — 176 с.
  2. Турро И. Н. Коллективные работы по изобразительному искусству в системе обучения и воспитания младших школьников: Автореф. дисс. канд. пед. Наук. — М., 1979. — 78 с.
  3. Полонская М. А. Ст. «Особенности обучения школьников по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» // газета «Искусство», № 3 (386), 2008.
  4. Пьянкова Н. И. Изобразительное искусство в современной школе. -М.: Просвещение, 2006.
  5. Неменский Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б. М. Неменского: 1–4 кл. -2-е изд. — М.: Просвещение, 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): коллективная работа, коллективная деятельность, изобразительное искусство, ребенок, учитель, коллективная творческая деятельность, положительное влияние, совместная деятельность, коллективная художественная деятельность, коллективно-творческая деятельность.