Ответственность

Продление по КоАП

Каков срок проведения административного расследования и может ли он быть продлен?

В соответствии с положениями ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ срок проведения административного расследования составляет один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

  • Законодательно установлено, что указанный срок может быть продлен только в исключительных случаях по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, по решению:
  • руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок не более одного месяца;
  • руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок до шести месяцев;
  • руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — на срок до шести месяцев;
  • руководителя вышестоящего органа по делам о незаконной организации и проведении азартных игр — на срок до шести месяцев.

Кроме того, опубликован и вступил в силу Федеральный закон от 02.12.2019 № 409-ФЗ «О внесении изменения в статью 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», которым расширен круг оснований продления срока административного расследования.

Поправками установлено, что срок административного расследования может быть продлен по решению руководителя вышестоящего органа прокуратуры по делам о незаконном вознаграждении от имени юридического лица — на срок до двенадцати месяцев в случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном статьей 29.1.1 КоАП РФ.

Изменения вступили в силу 13.12.2019.

Подготовлено управлением по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры области

Прямая ссылка на материал
Поделиться

В соответствии с положениями ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ срок проведения административного расследования составляет один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

  1. Законодательно установлено, что указанный срок может быть продлен только в исключительных случаях по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, по решению:
  2. руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок не более одного месяца;
  3. руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок до шести месяцев;
  4. руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — на срок до шести месяцев;
  5. руководителя вышестоящего органа по делам о незаконной организации и проведении азартных игр — на срок до шести месяцев.

Кроме того, опубликован и вступил в силу Федеральный закон от 02.12.2019 № 409-ФЗ «О внесении изменения в статью 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», которым расширен круг оснований продления срока административного расследования.

Поправками установлено, что срок административного расследования может быть продлен по решению руководителя вышестоящего органа прокуратуры по делам о незаконном вознаграждении от имени юридического лица — на срок до двенадцати месяцев в случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном статьей 29.1.1 КоАП РФ.

Изменения вступили в силу 13.12.2019.

Подготовлено управлением по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры области

Адвокат Константин Кудряшов. Личный блог

Примечание: Порядок рассмотрения дел об административном правонарушении изложен в статье 29.7 КоАП РФ.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушенияхРассмотрение дела об административном поручении Статья 29.1 КоАП РФ.

Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы: 1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; 2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; 3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; 4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; 5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; 6) имеются ли ходатайства и отводы.

Статья 29.2 КоАП РФ. Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом

1. Судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении, не могут рассматривать данное дело в случае, если это лицо: 1) является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя; 2) лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела. 2. Наличие информации о внепроцессуальном обращении, поступившем судье по находящемуся в его производстве делу об административном правонарушении, само по себе не может рассматриваться в качестве основания для отвода судьи.

Статья 29.3 КоАП РФ. Самоотвод и отвод судьи, члена коллегиального органа, должностного лица

1. При наличии обстоятельств, предусмотренных частью 1 статьи 29.2 настоящего Кодекса, судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод. Заявление о самоотводе подается председателю соответствующего суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу. 2. При наличии обстоятельств, предусмотренных частью 1 статьи 29.2 настоящего Кодекса, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить отвод судье, члену коллегиального органа, должностному лицу. 3. Заявление об отводе рассматривается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. 4. По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении. В случае отказа в удовлетворении заявления об отводе подача повторного заявления об отводе тем же лицом и по тем же основаниям не допускается.

Статья 29.4 КоАП РФ. Определение, постановление, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении

1. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение: 1) о назначении времени и места рассмотрения дела; 2) о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 — 25.10 настоящего Кодекса, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы; 3) об отложении рассмотрения дела; 4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела; 5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица; 6) о наложении ареста на имущество, об отказе в наложении ареста на имущество или отмене ареста, наложенного на имущество, в соответствии со статьей 27.20 настоящего Кодекса. 2. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. 3. В случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в части 1 статьи 27.15 настоящего Кодекса, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц. 4. В случае, предусмотренном статьей 29.14 настоящего Кодекса, судья разрешает вопрос об участии в судебном заседании лиц, указанных в статьях 25.1 — 25.10 настоящего Кодекса, путем использования систем видео-конференц-связи, о чем выносится соответствующее определение.

Статья 29.5 КоАП РФ. Место рассмотрения дела об административном правонарушении

1. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. 1.1. В случаях, предусмотренных международным договором, дело об административном правонарушении рассматривается по месту выявления административного правонарушения, если местом его совершения является территория другого государства, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.3 настоящей статьи. 1.2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 19.3, 20.2 и 20.2.2 настоящего Кодекса, рассматриваются по месту выявления административного правонарушения. 1.3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.27.3 и 19.28 настоящего Кодекса и совершенных за пределами Российской Федерации, рассматриваются по месту нахождения органов, возбудивших указанные дела. 2. Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование. 3. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 6.10, 20.22 настоящего Кодекса, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. 4. Утратил силу. 5. Дело об административном правонарушении, предусмотренном главой 12 настоящего Кодекса, или административном правонарушении в области благоустройства территории, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, совершенном с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, рассматривается по месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи. 6. Дело об административном правонарушении, совершенном в Антарктике, рассматривается по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Статья 29.6 КоАП РФ. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

1. Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи. 1.1. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. 2. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. В случае поступления ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.21 либо 15.30 настоящего Кодекса, срок рассмотрения дела может быть продлен должностным лицом, рассматривающим дело, не более чем на два месяца. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение. 3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58, 5.69 настоящего Кодекса, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается. 4. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания. 5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности. 6. Утратил силу. 7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.15.2 и 14.15.3 настоящего Кодекса, рассматриваются в десятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Читайте также:  Расследование по горячим следам

Статья 29.7 КоАП РФ. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

1. При рассмотрении дела об административном правонарушении: 1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности; 2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; 3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя; 4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела; 5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности; 6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства; 7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае: а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу; б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу; в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы; 8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса; 9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса. 2. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. 3. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 29.8 КоАП РФ. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении

1. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом. 2. В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются: 1) дата и место рассмотрения дела; 2) наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело; 3) событие рассматриваемого административного правонарушения; 4) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке; 5) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения; 6) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела; 7) документы, исследованные при рассмотрении дела. 3. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа.

Статья 29.9 КоАП РФ. Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении

1. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление: 1) о назначении административного наказания; 2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении. 1.1. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае: 1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса; 2) объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 настоящего Кодекса; 3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления; 4) освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 6.8, 6.9, частями 2, 4 и 6 статьи 14.5, статьями 14.32, 15.11, 15.15.6, 15.21, 15.27.3, 15.30, частями 1 и 2 статьи 16.2, статьями 19.7.13, 19.15.1, 19.15.2, 19.28 и частью 2 статьи 20.20 настоящего Кодекса, в соответствии с примечаниями к указанным статьям. 2. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение: 1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Статья 29.10 КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении

1. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: 1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; 2) дата и место рассмотрения дела; 3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; 4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; 5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; 6) мотивированное решение по делу;

7) срок и порядок обжалования постановления.

Приостановление срока давности привлечения к административной ответственности: правомерно ли?

К размышлениям о возможности приостановления срока давности привлечения к административной ответственности меня подтолкнул случай из практики. Ко мне за юридической помощью обратился А., привлеченный мировым судьей в г.

Москве к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ за оставление места ДТП, участником которого он являлся, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния.

В качестве административного наказания водитель был на год лишен права управления транспортными средствами.

Ознакомившись с постановлением по делу, я увидел в нем стандартный список перечисленных доказательств, подтверждающих, по мнению судьи, вину водителя, а также описание установленных в процессе рассмотрения дела событий. Однако меня крайне заинтересовало то, что постановление было вынесено спустя четыре месяца с даты вменяемого нарушения.

КС прекратил рассмотрение жалобы на нормы КоАП о сроках давности привлечения к ответственностиСудья-докладчик по делу Александр Кокотов не согласился с выводом Суда, что прекращение исполнения постановления по делу об административном правонарушении в отношении заявителя восстанавливает его права

Срок давности – важный аспект. Здесь стоит обратиться к практике Конституционного Суда РФ. Так, в особом мнении судьи КС РФ А.Н. Кокотова к Определению от 4 июля 2019 г.

№ 1837-О справедливо указано, что установление в КоАП сроков давности привлечения к административной ответственности и правил их исчисления, будучи проявлением принципа правовой определенности (ст.

19 Конституции РФ), направлено на создание условий, необходимых, с одной стороны, для обеспечения неотвратимости административной ответственности, а с другой – для предотвращения неоправданно длительного нахождения привлекаемых к ответственности лиц под угрозой административного преследования и применения административного наказания, а также для максимального ограничения усмотрения и недопущения произвола со стороны правоприменителей при осуществлении производства по таким делам.

Нам предстояло обратиться в Бутырский районный суд г. Москвы с жалобой на постановление мирового судьи.

Основным доводом было то, что обжалуемое постановление вынесено за пределами трехмесячного срока давности привлечения к административной ответственности (согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП к ч. 2 ст. 12.

27 Кодекса применяется именно такой срок давности, однако законом предусмотрена возможность его приостановления).

В соответствии с ч. 5 ст. 4.

5 КоАП в случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства срок давности привлечения к ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство.

А. действительно заявлял ходатайство о передаче дела на рассмотрение в суд по месту жительства. Оно было удовлетворено мировым судьей, но впоследствии дело к нему же и вернулось. Приостанавливается ли срок давности в такой ситуации, и если да, то насколько? Здесь мнения судей разделились.

Так, мировой судья в постановлении указал, что срок давности привлечения А. к административной ответственности не нарушен, поскольку течение срока давности приостановлено в связи с удовлетворением ходатайства о направлении по месту жительства.

Судья районного суда согласился с такой позицией, указав, что течение срока давности возобновляется только с момента возвращения дела мировому судье, и оставил обжалуемое постановление без изменения1.

Однако судья Второго кассационного суда общей юрисдикции поддержал доводы защитника и отменил обжалуемые судебные акты, а производство по делу прекратил2.

Предлагаю подробнее разобраться с вопросом приостановления течения срока давности привлечения к административной ответственности.

В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Постановление Пленума ВС № 5) указано следующее.

Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, необходимо учитывать, что КоАП предусматривает единственный случай приостановления течения этого срока – удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу, о рассмотрении дела по месту его жительства, когда время пересылки дела не включается в срок давности привлечения к ответственности. При удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства этого лица судья не должен выносить какой-либо процессуальный документ о приостановлении течения срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку это не предусмотрено КоАП. Следует также учитывать, что Кодекс не устанавливает возможность перерыва данного срока.

Читайте также:  Расчет удельного веса

Административный материал поступил мировому судье спустя полтора месяца с даты вменяемого водителю нарушения. Дело уже находилось в производстве, однако за две недели до истечения срока давности привлечения к административной ответственности водитель на основании ч. 1 ст. 29.5 КоАП заявил ходатайство о рассмотрении дела по месту его жительства.

Определением мирового судьи ходатайство было удовлетворено, и дело было направлено мировому судье в Оренбургскую область. Однако тот перенаправил дело в Бабушкинский районный суд г. Москвы.

Свое решение мировой судья обосновал тем, что, по его мнению, по делу проводилось административное расследование, поэтому дело подлежит рассмотрению по месту нахождения органа ГИБДД, проводившего такое расследование.

Стоит отметить, что в делах об административных правонарушениях, связанных с оставлением водителем места ДТП, участником которого он является, часто фигурируют определения должностных лиц о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Это логично.

Поступает заявление от потерпевшего (водителя; собственника ТС; лица, которому причинен вред здоровью в результате аварии), и возбуждается дело, по которому принимается решение провести административное расследование с целью установления водителя, скрывшегося с места происшествия, а также осуществления иных необходимых действий.

Однако правоприменительная практика последних лет исходит из того, что само по себе наличие такого определения не свидетельствует о факте проведения административного расследования по делу.

Поэтому даже в случае поступления дела в районный (городской) суд по месту нахождения органа проведения административного расследования дело зачастую передается мировому судье по месту совершения вменяемого правонарушения.

Возвращаясь к рассматриваемому делу, полагаю, что указание в определении на факт проведения административного расследования послужило для мирового судьи в Оренбургской области правовым основанием, позволившим вернуть дело обратно.

Ведь фактически до удовлетворения ходатайства водителя о направлении дела на рассмотрение по месту жительства мировым судьей в г. Москве были допрошены свидетели, получены объяснения от водителя, проведены иные действия.

И вот итоговое решение предлагается принять судье по месту жительства.

Определением Бабушкинского районного суда дело было направлено по подведомственности мировому судье с указанием на то, что административное расследование по делу фактически не проводилось и дело не подлежит рассмотрению в районном суде.

Мировой судья г. Москвы принял к производству вернувшееся и хорошо знакомое ему дело, назначил его к рассмотрению и вынес постановление о признании водителя виновным.

Таким образом, сыграв в «процессуальный волейбол», условный «матч» между «командами» судей Москвы и Оренбургской области был окончен, а «проигравшим» оказался А.

Мог ли мировой судья г. Москвы отказать в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства водителя? Мог. Согласно п.

3 Постановления Пленума ВС № 5 судья вправе отказать в удовлетворении ходатайства указанного лица с учетом конкретных обстоятельств дела, если это необходимо для обеспечения баланса прав всех участников производства по делу об административном правонарушении или защиты публичных интересов.

При этом применительно к рассматриваемому случаю мировой судья мог обосновать отказ ссылкой на нарушение права потерпевшего на судебную защиту или недобросовестное использование водителем его прав с указанием на слишком позднее заявление такого ходатайства.

Отмененное Вторым КСОЮ постановление мирового судьи было внесено спустя 4 месяца и 5 дней с даты вменяемого водителю правонарушения. Даже если согласиться с тем, что на период передачи дела по месту жительства нарушителя срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливался, срок приостановления составил не более 10 дней.

Однако, на мой взгляд, с учетом того, что дело не было рассмотрено по месту жительства по независящим от водителя обстоятельствам, а его предусмотренное ч. 1 ст. 29.5 КоАП право о рассмотрении дела по месту жительства фактически не было реализовано, применение положений ч. 5 ст. 4.

5 Кодекса о приостановлении срока давности в таком случае является незаконным.

Указанный вопрос уже становился предметом рассмотрения Верховного Суда. Так, в Постановлении от 9 января 2014 г. № 9-АД13-9 при рассмотрении дела по ч. 2 ст. 12.

27 КоАП в ситуации, когда дело было направлено по месту жительства лица, но возвращено обратно мировому судье по месту нарушения, ВС указал: «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает приостановление срока давности привлечения к административной ответственности лишь в случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, когда время пересылки дела не включается в срок давности привлечения к административной ответственности. При этом, исходя из смысла части 5 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, течение названного срока приостанавливается лишь в случае рассмотрения дела по месту жительства лица (выделено мной. – Л.В.), в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении».

Данное разъяснение вошло в Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2014), где в первом же предложении п. 4 р. II указано:«Часть 5 ст. 4.

5 КоАП РФ не предусматривает возможности приостановления течения срока давности привлечения к административной ответственности на период возвращения дела об административном правонарушении для рассмотрения по месту совершения правонарушения».

Однако судья Бутырского районного суда при рассмотрении жалобы сделал вывод, что в период рассмотрения административного дела привлекаемым лицом было заявлено ходатайство о направлении дела по подсудности, в связи с чем срок привлечения к ответственности прерывается и возобновляется далее с момента поступления дела в суд, который вынес процессуальное решение. Следовательно, обжалуемое постановление мирового судьи вынесено в установленный срок.

Обжалование постановления в апелляционном порядке схоже с игрой в теннис, поскольку приемлем диалог с судьей: адвокат обращается и сразу получает обратную связь.

Обжалование в порядке надзора – это скорее боулинг или даже гольф, поскольку больше напоминает подготовленный в письменной форме монолог, по результатам которого адвокат получает решение-ответ не сразу, а примерно спустя два-три месяца.

При обжаловании в кассационном или надзорном порядке обстоятельства дела могут иметь меньшее значение, поскольку на первый план для адвоката выходят нарушения процессуального и материального права, которые могут служить основанием для отмены обжалуемого постановления.

В рассматриваемом деле я сосредоточился именно на существенном нарушении норм процессуального права, допущенном судом.

Второй КСОЮ согласился с тем, что вывод районного суда является надуманным и не основан на нормах закона.

Вместе с тем кассация не задалась вопросом, было реализовано право водителя на рассмотрение дела по месту жительства или нет, а указала, что срок давности в любом случае истек, ведь административный материал передавался более 20 дней только из районного суда мировому судье с указанием на факт непроведения административного расследования по делу.

Признаюсь, меня больше огорчило нежелание районного суда рассматривать дело, руководствуясь требованиями закона. В делах об административных правонарушениях вслед за уголовными также зачастую наблюдается «обвинительный уклон». Но в данном случае имелся аналогичный прецедент из практики Верховного Суда и даже по той же статье КоАП.

Понимаю, что первое, о чем говорят в таких случаях судьи, – «у нас не прецедентное право».

Но ведь фактически неоднократно происходит обращение к судебному административному праву как к одному из источников правового регулирования! Лаконичные формулировки положений Кодекса зачастую не позволяют однозначно истолковать норму применительно к конкретной ситуации.

Особенно часто это наблюдается, когда ситуация начинает отличаться от стандартного течения дела. Здесь суды порой трактуют законодательство по-своему. Верховный Суд приходит на помощь и фактически дает разъяснения в спорных ситуациях. Считаю, судам необходимо относиться уважительно к таким разъяснениям, по принципу authority bias (влияние авторитетов).

Возвращаясь к вопросам срока давности, дополнительно отмечу, что передача дела из районного суда мировому судье в случае установления факта непроведения административного расследования по делу по ч. 2 ст. 12.

27 КоАП, а также направление дела для устранения недостатков в административном материале в орган или должностному лицу, составившему его, течение срока давности привлечения к административной ответственности не приостанавливают.

1 См. решение Бутырского районного суда г. Москвы от 23 июня 2022 г. по делу № 12-1384/2022.

Кс разъяснил течение сроков по административным нарушениям — новости право.ру

Конституционный суд проверил на соответствие Основному закону ст. 4.6 КоАП, устанавливающую срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, и ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП, регламентирующую возможность уплаты административного штрафа в половинном размере в течение 20 дней с момента вынесения постановления о его наложении. 

Поводом для проверки явился запрос Костромского областного суда, который разбирался в споре местной жительницы с ГИБДД. 6 июля 2018 года женщину оштрафовали на 1000 руб. за превышение скорости, уже через неделю она уплатила половину штрафа. 8 августа 2019 года владелица авто вновь превысила скорость. Ее привлекли к ответственности за повторное нарушение и оштрафовали уже на 2000 руб. 

В этом сюжете

Женщина обратилась в суд для переквалификации деяния.

Она настаивала, что со дня уплаты первого штрафа до дня совершения второго административного правонарушения прошло более года, следовательно, срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, прошел. Островский районный суд Костромской области жалобу удовлетворил, деяние переквалифицировал и снизил штраф с 2000 до 1000 руб.

Однако с этим не согласилась ГИБДД, которая обжаловала решение первой инстанции в Костромском областном суде.

Инспекция исходила из того, что срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, зависит от даты вступления в законную силу постановления о его назначении, а не от времени, когда исполнение этого постановления считается оконченным. Костромской областной суд обратился за разъяснениями в КС.

Наличие двух альтернативных, но не лишенных оснований вариантов толкования положений ст. 4.6 КоАП и ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП не согласуется с принципом правовой определенности и порождает опасность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения, посчитал Конституционный суд. 

При этом ограничение срока административного наказания годом с момента уплаты административного штрафа в большей степени отвечает интересам виновного, поскольку фактически сокращает срок, в течение которого совершение нового однородного правонарушения повлечет применение повышенной ответственности. 

«Такой вариант толкования будет усиливать стимулирующий эффект ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП и выступать еще одним преимуществом – наряду с возможностью уплатить штраф не в полном, а в половинном размере – для лиц, привлеченных к ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения», –  говорится в Постановлении КС от 23 июня 2020 года № 28-П.

Конституционный суд признал, что оспариваемые нормы не соответствуют Основному закону, и предписал законодателю внести в КоАП соответствующие поправки. До этого для лиц, уплативших штраф в половинном размере, срок административной ответственности оканчивается по истечении года со дня уплаты штрафа, а не с даты вступления в силу постановления о его наложении, указал КС.

Как применить обратную силу закона, смягчающего административную ответственность

6 апреля 2022 г. вступил в силу Федеральный закон от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Этим законом внесен ряд изменений в КоАП РФ, направленных на смягчение ответственности субъектов МСП:

  • 1) административный штраф должен быть заменен на предупреждение за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в рамках КНД;
  • 2) размер административного штрафа для ЮЛ – малых предприятий устанавливается по новым правилам;
  • 3) от административной ответственности должно быть освобождено ЮЛ, которое приняло все предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения правил и норм, если к ней привлечено его должностное лицо или другой работник;
  • 4) за совершение нескольких административных правонарушений, выявленных в рамках КНД, которые охватываются одним составом, должно быть назначено одно административное наказание.
Читайте также:  Репродуктивно-респираторного синдрома свиней

По правилу части 2 статьи 1.

7 КоАП РФ, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение правонарушителя, распространяется и на тех лиц, которые совершили административное правонарушение до вступления такого закона в силу, при условии, что вынесенное в их отношении постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Чтобы воспользоваться этим правилом и изменить или отменить административную ответственность, исходя из последних изменений в КоАП РФ, сделайте 3 основных шага:

ШАГ 1. Определите, какой конкретной цели вы хотите достичь:

1) заменить административный штраф на предупреждение (часть 3 статьи 3.4, статья 4.11 КоАП РФ).

Для этого убедитесь в выполнении следующих условий:

  • правонарушение совершено впервые;
  • правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • правонарушение не связано с причинением (угрозой причинения) вреда или имущественным ущербом (если постановление по делу об административном правонарушении уже вынесено, и в нем приводятся фактические доводы, связанные с наличием вреда (реальной угрозой его причинения) или конкретного имущественного ущерба, замена штрафа на предупреждение маловероятна);
  • правонарушение не входит в перечень, указанный в части 2 статьи 4.11 КоАП РФ (правонарушение не предусмотрено статьями 13.15, 13.37, 14.31 — 14.33, 14.56, 19.3, 19.5, 19.51, 19.6, 19.75-2, 19.8 — 19.82, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28);

2) пересчитать размер административного штрафа, назначенного ЮЛ – малому предприятию (микропредприятию), по новым максимальным значениям (статья 4.12 КоАП РФ).

  1. Проверьте, какое из следующих правил назначения административного штрафа применимо к вашему ЮЛ, исходя нормы КоАП РФ, содержащей состав правонарушения:
  2. – если санкцией предусмотрен штраф для ИП, то штраф будет назначаться в пределах границ штрафа для ИП;
  3. – если для ИП санкцией штраф не предусмотрен, то штраф будет назначаться в пределах границ ½ размера штрафа для ЮЛ.
  4. Одновременно проверьте, выполняются ли следующие условия:
  • размер назначенного вам штрафа – не меньше предусмотренного санкцией минимального размера штрафа для должностного лица;
  • нормой КоАП РФ, по которой вы привлечены к ответственности, санкция для ИП не приравнена к санкции для ЮЛ.

3) освободить от административной ответственности ЮЛ, которое привлечено к ней одновременно с должностным лицом (иным работником) (часть 4 статьи 2.1 КоАП РФ).

Предварительно убедитесь в том, что выполняются следующие условия:

  • ЮЛ и должностное лицо (иной работник) ЮЛ привлечены к ответственности в рамках одного дела об административном правонарушении;
  • должностное лицо (иной работник) привлекается к ответственности в связи с невыполнением (нарушением) своих должностных обязанностей, закрепленных во внутренних документах ЮЛ/договоре;
  • ЮЛ в рассматриваемой ситуации приняло все предусмотренные законом меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность;

4) назначить одно наказание за совершение нескольких правонарушений, охватываемых одним составом, выявленных в рамках контрольно-надзорного мероприятия (в том числе уменьшить суммарный размер назначенного штрафа) (часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ).

Проверьте наличие следующих обязательных условий:

  • все административные правонарушения выявлены в рамках одного контрольного (надзорного) мероприятия;
  • ответственность за все правонарушения предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) КоАП РФ.

 ! Возможно совмещение сразу нескольких целей: 1 и 4, 2 и 4.

  • ШАГ 2. Определите, на какой стадии рассмотрения дела об административном правонарушении вы находитесь:
  • – дело в процессе рассмотрения;
  • постановление по делу вынесено, но еще не вступило в законную силу (не истекли 10 суток со дня вручения копии постановления);
  • постановление по делу вынесено и вступило в законную силу.
  • ! В любом случае важно, чтобы постановление по делу, если оно уже вынесено, не было исполнено (штраф не был уплачен в полном объеме, срок административного приостановления деятельности или лишения специального права либо дисквалификации не истек)

ШАГ 3. Действуйте!

Вариант 1. Если дело об административном правонарушении еще не рассмотрено и постановление по делу не вынесено, направьте в суд, в орган, должностному лицу, которые рассматривают дело, ходатайство в произвольной форме, в котором укажите:

  • право на применение закона, смягчающего ответственность, в соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ;
  • конкретное требование о применении нормы КоАП РФ, которой ответственность смягчается, изменяется или исключается, исходя из обстоятельств дела и цели (целей), которые вы хотите достичь, со ссылкой на соответствующие нормы КоАП РФ.

!Если срок рассмотрения дела подходит к концу, и вы полагаете, что требуется дополнительное время для выяснения всех обстоятельств, связанных с вашим требованием, в ходатайстве укажите также о необходимости продления срока рассмотрения дела, ссылаясь на часть 2 статьи 29.6 КоАП РФ (продление срока допускается не более чем на 1 месяц).

! Важно: будьте готовы представить дополнительные доказательства, подтверждающие ваши доводы и выполнение условий для применения закона, смягчающего или изменяющего вашу ответственность.

Вариант 2. Если постановление по делу уже вынесено, но не вступило в законную силу, обжалуйте это постановление.

Образцы жалоб по 4 основным направлениям обжалования (см. ШАГ 2) с подсказками по их составлению приведены ниже.

Жалобу подавайте (статья 30.1 КоАП РФ):

  • в районный суд, если постановление вынесено должностным лицом, коллегиальным органом или органом, созданным в соответствии с региональным законом;
  • в вышестоящий суд, если постановление вынесено судьей (постановление мирового судьи обжалуется в районный суд, а постановление районного судав областной или другой соответствующий ему суд субъекта РФ);
  • в арбитражный суд по правилам АПК РФ (глава 25), если постановление вынесено по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности ЮЛ или ИП.
  1.  Постановление может быть обжаловано также вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган, если оно вынесено должностным лицом.
  2. !Важно:
  3. – жалобу подавайте в суд, должностному лицу, в вышестоящий орган, юрисдикция которого распространяется на территорию, на которой совершено правонарушение;
  4. – если жалоба подана одновременно в суд и в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, то рассматривать ее будет суд;
  5. – при подаче жалобы государственную пошлину не уплачивайте;
  6. – успейте подать жалобу в течение 10 суток со дня вручения копии постановления по делу или получения ее иным способом. По истечении этого срока постановление, если оно не обжаловано, вступает в законную силу;

– постановления, вынесенные за совершение правонарушений, связанных с нарушением или невыполнением норм законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда, обжалуйте в суды общей юрисдикции.Такие правонарушения не относятся судами к связанным с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, поэтому не могут быть обжалованы в арбитражный суд.

Жалоба должна быть рассмотрена в следующие сроки:

  • 10 дней, если она подана вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган;
  • 2 месяца, если она подана в суд.

! Если обжалуется постановление, которым назначено наказание в виде административного приостановления деятельности, жалоба на него должна быть рассмотрена в 5-дневный срок со дня поступления в суд.

По результатам рассмотрения жалобы:

  • может быть принято решение об изменении постановления в части размера административного штрафа или в части замены такого штрафа на предупреждение, исходя из обстоятельств дела и применяемой смягчающей нормы (пункт 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ);
  • может быть принято решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу – в случае, если в жалобе содержится требование об отмене постановления, принятого в отношении юридического лица, которое привлечено к административной ответственности вместе со своим должностным лицом (иным работником) (пункт 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ);
  • может быть принято решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).

Вариант 3. Если постановление по делу вынесено, вступило в законную силу (в том числе после обжалования), подайте жалобу о пересмотре постановления.

Образцы жалоб по 4 основным направлениям обжалования (см. ШАГ 2) с подсказками по их составлению приведены ниже.

Жалобу подавайте (статья 30.13 КоАП РФ):

  • в кассационный суд общей юрисдикции, если постановление до этого в таком суде не было обжаловано;
  • в Верховный Суд Российской Федерации, если постановление ранее обжаловалось в кассационном суде общей юрисдикции либо если исчерпаны все возможности обжалования в арбитражных судах (включая апелляционную и кассационную инстанции).

!В России создано 9 кассационных судов общей юрисдикции, которыми охвачены все регионы. Перечень этих судов с указанием территорий их юрисдикции, адресов и ссылок на их официальные сайты приведен здесь: https://www.vsrf.ru/press_center/news/28148/.

  • Важно:
  • – при подаче жалобы государственную пошлину не уплачивайте;
  • – подавайте жалобу в любой срок после вступления постановления в законную силу (главное, чтобы постановление не было исполнено в полном объеме);
  • – вместе с постановлением обжалуйте решение по жалобе на него, а также решение по последующей жалобе на постановление, если этими решениями постановление оставлено в силе полностью или в части;
  • – обязательно приложите к жалобе, подаваемой через почту или канцелярию суда, копию постановления, копии решений по жалобам, выданные вынесшими их судом, органом или должностным лицом.

Жалоба должна быть рассмотрена в следующие сроки:

  • 2 месяца со дня поступления в суд;
  • + 1 месяц со дня поступления дела об административном правонарушении в суд, если оно истребовано им у другого суда или органа (должностного лица).

По результатам рассмотрения жалобы:

  • может быть принято решение об изменении постановления, решения по результатам рассмотрения жалобы в части размера административного штрафа или в части замены такого штрафа на предупреждение, исходя из обстоятельств дела и применяемой смягчающей нормы (пункт 2 части 1 статьи 30.17 КоАП РФ);
  • может быть принято решение об отмене постановления и решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу – в случае, если в жалобе содержится требование об отмене постановления, принятого в отношении юридического лица, которое привлечено к административной ответственности вместе со своим должностным лицом (иным работником) (пункт 4 части 1 статьи 30.17 КоАП РФ);
  • может быть принято решение об отмене постановления и решения по результатам рассмотрения жалобы и о возвращении дела на новое рассмотрение (пункт 3 части 1 статьи 30.17 КоАП РФ).

Образцы материалов для обжалования актов по делам об административных правонарушениях