Проблемы закона 44
- ФАС разъяснила отдельные положения Закона № 44-ФЗ и подготовила обзоры судебной и административной практики в госзакупках.
- Расскажем о ключевых выводах, которые понадобятся заказчикам и членам комиссий при подготовке документации, заключении контрактов, рассмотрении заявок и размещении протоколов.
- Что учесть при составлении документации
- При закупке товара с установленным ПО применяйте запрет на допуск иностранной продукции
Заказчик объявил закупку товара с установленным ПО. В первых частях заявок участникам нужно было указать наименование софта. Контрольный орган и суды решили, что в этом случае необходимо применять запрет на поставку иностранной продукции. Заказчик не включил в документацию информацию о запрете и не разместил в ЕИС обоснование, почему его невозможно соблюсти. Это признали нарушением норм Закона № 44-ФЗ о нацрежиме.
Положения документации не должны вводить участников в заблуждение
В документации не должно быть противоречий, иначе контрольный орган может решить, что она не позволяет участнику корректно составить заявку. Например, требования к товарам, работам или услугам не могут расходиться с ГОСТами, которым объект закупки должен соответствовать по документации. ФАС и суды сочли это нарушением.
Контролеры признавали незаконными также противоречивое содержание инструкции и требования к работам, оформленные ненадлежащим образом (сплошным текстом, без нумерации). В этих случаях было непонятно, как участники должны заполнять заявку.
Не требуйте от участников регистрации в ЕИС
Контрольный орган накажет заказчика, если он установит в документации требование о регистрации участников в ЕИС. До конца 2019 года она обязательна не для всех.
Отметим, что и в 2020 году изменять документацию в связи с регистрацией в ЕИС не нужно. Ее наличие и актуальность отслеживает оператор электронной площадки.
Что учесть при рассмотрении заявок
Выписка из реестра членов СРО должна быть действительной на дату подачи заявки
Срок действия выписки из реестра членов СРО — один месяц с даты выдачи. ФАС напомнила: выписка должна быть действительна на дату подачи заявки участником закупки. Таким правилом необходимо руководствоваться комиссии при рассмотрении заявки.
При составлении документации внимательно формулируйте это правило. ФАС признает нарушением, если будет указано: «Выписка из реестра членов СРО должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе».
Контролеры могут допустить формулировку «Выписка из реестра членов СРО должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки».
Требование к сроку действия выписки можно изложить также в соответствии с ГрК РФ: «Срок действия выписки из реестра членов СРО составляет один месяц с даты ее выдачи».
Вместе с протоколом рассмотрения и оценки первых частей заявок разместите предложения участников
Если в конкурсной документации есть критерий «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» и участник представил предложения по нему, к протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок нужно приложить эти предложения. Если разместить в ЕИС протокол без приложений, то сотрудника, ответственного за размещение протокола, оштрафуют.
- Что учесть при заключении контракта
- Если гарантийные обязательства на товары (работы, услуги) и их составные части различны, сроки устанавливайте отдельно для каждой единицы
- ФАС пояснила: если закупаются товары, работы или услуги и их составные (комплектующие) части с различными гарантийными сроками, в контракте отдельно по основному товару и отдельно по комплектующим устанавливают сроки обеспечения гарантийных обязательств, а также сроки возврата денег, внесенных в качестве их обеспечения.
- При этом нужно применять правила Закона N 44-ФЗ для обеспечения исполнения контракта, а именно:
- установить, что срок действия банковской гарантии, предоставленной в обеспечение гарантийных обязательств, превышает срок обязательств минимум на месяц;
- указать срок возврата денег, внесенных в обеспечение гарантийных обязательств, — не позднее 30 дней с даты исполнения таких обязательств, а при закупках, проводимых только для СМП и СОНКО, — не позднее 15 дней с даты их исполнения.
- Минфин придерживается аналогичной позиции.
- Согласовывайте возможность заключить контракт с единственным поставщиком, если после электронного запроса предложений не с кем заключать контракт
- ФАС уточнила: с контрольным органом нужно согласовывать заключение контракта с единственным поставщиком по результатам запроса предложений в электронной форме, если:
- никто не подал заявку на участие;
- комиссия отклонила все заявки;
- победитель признан уклонившимся от заключения контракта, а второй участник отказался заключать контракт или уклонился от этого.
Напомним, первое чтение прошел законопроект, который предусматривает другие правила согласования. В частности, направлять документы на согласование понадобится и после запросов предложений в электронной форме, по которым была подана или осталась одна заявка. Сейчас этого делать не нужно.
Недостатки 44-ФЗ: обзор практики применения
Из этой статьи вы узнаете:
- Основные положения закона 44-ФЗ
- 4 недостатка закона 44-ФЗ по мнению ФАС
- Недостатки правового регулирования отношений с участием экспертов в законе 44-ФЗ
- Проблемы правового регулирования, связанные с законом 44-ФЗ
Роль госзакупок в экономике страны сложно переоценить, поэтому важно вовремя выделять и устранять недостатки закона 44-ФЗ – акта, который регулирует данную область. С момента его принятия прошло значительное время, и какие-то негативные стороны были устранены, но на их место пришли другие, создающие сложности как заказчикам, так и другим участникам торгов.
В целом, можно сказать, что применение закона положительно сказывается на объемах закупок: так, например, в 2019 году рост составил 15 %. Однако нет предела совершенству, и в нашей статье мы рассмотрим основные проблемы и недостатки закона 44-ФЗ, о которых говорят специалисты данной сферы и надзорные органы.
Основные положения закона 44-ФЗ
В законе 44-ФЗ зафиксированы нормы, касающиеся:
- планирования, мониторинга, аудита тендерной деятельности;
- выбора исполнителей условий госконтрактов;
- подписания и выполнения работ по соглашениям между поставщиками и заказчиками;
- контроля закупок.
Действие данного закона не распространяется на:
- случаи приобретения услуг у международных финансовых организаций;
- закупки услуг по госзащите судей, должностных лиц, участников судов, других граждан;
- покупку драгоценных металлов и камней с целью пополнения соответствующего Госфонда;
- получение бесплатных услуг адвоката, защиты в суде;
- закупки, осуществляемые избирательными комиссиями, для проведения выборов, референдумов;
- плату за участие в тендере.
В основе закона 44-ФЗ лежат положения Конституции, ГК РФ и Бюджетного кодекса нашей страны.
4 недостатка закона 44-ФЗ по мнению ФАС
1. Возможность отклонения поставщиков по формальным причинам.
В первой части заявки, подаваемой исполнителем для участия в электронном аукционе, необходимо указать:
- Согласие продавца предоставить ТРУ в соответствии с условиями, которые изначально прописаны в тендерной документации и не могут изменяться после завершения процедуры аукциона. Отметим, что поставщик дает данное согласие через ЭТП.
- Наименование страны происхождения товара, его конкретные характеристики, совпадающие со значениями, необходимыми заказчику и зафиксированными в документации по торгам. Также прописывается товарный знак, если таковой имеется.
Данная норма установлена ч. 3 ст. 66 интересующего нас акта.
Что не так с 44-ФЗ. К восьмилетию многострадального закона о госзакупках
За 11 месяцев 2020 года Генпрокуратура выявила на 5,8% больше нарушений в сфере госзакупок, чем в аналогичный период 2019-го (за 2019 год — на 236,6 млрд рублей). Часто встречались случаи, когда медицинские маски покупали у единственного поставщика по 18–20 рублей за штуку, в то время как их средняя цена составляла 8 рублей, отметили в ведомстве.
https://www.youtube.com/watch?v=JC2G1nPktDc\u0026pp=ygUg0J_RgNC-0LHQu9C10LzRiyDQt9Cw0LrQvtC90LAgNDQ%3D
Но это не максимальная цена за маски: так, госучреждение «Саратовский аптечный склад» 29 апреля разместило извещение о закупке на сумму 43,36 млн рублей у единственного поставщика. Речь шла о поставке защитных костюмов, очков, а также фильтрующих и одноразовых медицинских масок. Цена за маску составляла 425 рублей.
После «масочного скандала» от должности освободили министра Олесю Горячеву, супруг которой (и по совместительству руководитель госпредприятия «Саратовский аптечный склад») якобы был замешан в махинациях с масками.
Нередки и хищения госсредств, которые выделили на определённые нужды. Так, почти 700 млн рублей за 2019 год украли на закупках формы для росгвардейцев. Недостачу обнаружила Счётная палата, когда проверяла исполнение бюджета. По итогам проверки возбудили 12 уголовных дел.
Список подозреваемых в мошенничестве на госзакупках пока неизвестен. По предварительным данным, за махинациями с формой может стоять экс-замглавы Росгвардии Сергей Милейко. Его уволили после того, как стало известно о том, что он передал казённое имущество своей супруге.
Закон 44-ФЗ пришёл на смену закупок по 94-ФЗ в 2013 году — на фоне всеобщей цифровизации, вспоминает эксперт «Актион Госзакупки» Ирина Склярова. Бумажные процедуры, главенствующие ранее, отнимали у заказчиков время, а от поставщиков требовали дополнительных затрат. В итоге всё перевели в электронный формат.
Что за 94-ФЗ? Рассказывает эксперт
По нему проводили госзакупки до принятия 44-ФЗ. Игроки рынка вспоминают, что многие вовлечённые в процесс заказчики и поставщики не хотели ничего менять. По их словам, 94-ФЗ был прост и лаконичен, по нему сложилась административная практика, процесс был отработан.
«Для каждого заказчика и поставщика с внедрением нового закона поменялось буквально всё. У заказчика появилась многоступенчатая система планирования, которая затягивала сроки каждой процедуры, вынуждая ждать по 10 дней для процесса обжалования. При этом поставщики очень редко интересовались планами закупок заказчиков», — объясняет она.
Госзакупки — дорогостоящая процедура, которая увеличивает цену товаров, работ и услуг как минимум на 5%, предупреждает к. э. н., доцент экономического факультета РУДН Сергей Зайнуллин.
Почему так — объясняет эксперт
Обеспечение заявки — это гарантия, что поставщик подпишет контракт на условиях заказчика. Для этого нужно предоставить банковскую гарантию (банк ручается за участника торгов) или заморозить «живые деньги» на спецсчёте (от 0,5% до 5% от начальной цены контракта). Их вернут после заключения контракта.
Обеспечение контракта работает по тому же принципу, только денег нужно больше — от 5% до 30% от начальной цены. Эту сумму возвращают после подписания закрывающих контракт документов.
Но есть проблема: если деньги заморозить в виде депозита, то инфляция съест до 5% в год. Можно привлечь кредитные средства и платить по 10–12% годовых. Можно получить упомянутую банковскую гарантию, стоимость которой достигает 8–9% от начальной максимальной цены контракта. Но в итоге все расходы возложат на заказчика.
«В моей практике был вопиющий случай, когда по ошибке торговой площадки обеспечение заявки —12 млн рублей — заморозили не на месяц (как было оговорено в документах), а на полтора года. Уже и государственный контракт был заключен, исполнен и закрыт, но площадка разблокировала обеспечение заявки только после того, как мы прошли через третью инстанцию судов», — рассказывает он.
По мнению Скляровой, главная сложность системы госзакупок — это то, что на работу с ней уходит очень много времени.
И заказчики, и поставщики выполняют массу электронных операций, чтобы провести закупку либо поучаствовать в ней. Работа единой информационной системы не всегда идеальна: чем больше операций и участников на одном интернет-ресурсе, тем больше вероятность медленной работы сайта.
Кроме этого, все, кто задействован в процессе, должны тратить время на изучение подзаконных актов, постановлений и приказов, чтобы разобраться в работе контрактной системы. Более того, постоянно отслеживать законодательные изменения.
https://www.youtube.com/watch?v=JC2G1nPktDc\u0026pp=YAHIAQE%3D
Про проблему временных лагов говорит и к. э. н., доцент экономического факультета РУДН Сергей Зайнуллин. «Большие сроки процедур закупок при наличии обжалования могут затягиваться до 2–3 месяцев. Это серьёзная проблема для заказчиков», — добавляет он.
Заявок на электронные процедуры обычно поступает много. Комиссии заказчика требуется время, чтобы оценить все поступившие заявки. Нужно оформить корректный протокол с верным обоснованием отклонения неподходящих кандидатов и разметить его на электронной площадке.
«Но когда времени мало, заказчик может ошибиться — а это влечёт административную ответственность и штрафы для руководителя или сотрудника контрактной службы», — объясняет Ирина Склярова.
Если нарушить правила размещения сведения в госзакупках, то заказчику грозит штраф до 50 000 рублей. А видов самых разнообразных нарушений, за которые придётся платить рублём, накопилась целая масса.
Оштрафовать могут и исполнителя, предупреждает Зайнуллин. Размер штрафов достигает 10% от контракта, есть риск попасть в Реестр недобросовестных поставщиков (компаниям из списка запрещено участвовать в закупках три года).
Так, в реестр недобросовестных поставщиков попал «Центр судоремонта «Звёздочка»» (Северодвинск, входит в «Объединённую судостроительную корпорацию»). Контракт на 26 млрд рублей включал в себя ремонт дизельной подводной лодки «Владикавказ», ракетного крейсера «Маршал Устинов» и тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».
Однако компания сорвала сроки исполнения госконтракта, после чего и оказалась в черном списке. Кроме того, суд взыскал со «Звёздочки» в пользу Минобороны 205 млн рублей неотработанного аванса.
Часто заказчики используют этот реестр, чтобы продавить свои интересы в отношениях с поставщиком, рассказывает исполнительный директор «Авиаметрики» Игорь Андрианов.
«Угрозы начинаются сразу после того, как был выигран тендер вне зависимости от региона заказчика — они абсолютно не считаются с тем, что выиграть аукцион или конкурс действительно может любая компания в стране», — говорит он.
Ещё один вариант — «динамо» подрядчика, говорит эксперт. Заказчик может сам тормозить процесс: например, не оформлять пропуска для рабочих, а потом расторгнуть контракт.
«У заказчиков даже есть термин: «пустить по кругу». 80% подрядчиков через месяц-два таких мытарств просто отказываются от контракта в одностороннем порядке, разумеется, рискуя попасть в РНП по жалобе того же заказчика. Есть примеры, когда исходные данные для исполнения контракта продаются. Не самим заказчиком, но специальной фирмой», — делится он.
Компании-однодневки, которые не имеют ни квалифицированного персонала, ни ресурсов, ни опыта, часто снижают цену на 25% и более — и побеждают, рассказывает Сергей Зайнуллин.
«Такие однодневки начинают шантажировать заказчиков, чтобы принимали работы с недоделками, с нарушениями, чтобы заказчику не приходилось вновь выходить на месяц-два на новую процедуру, срывая свои планы и обязательств», ,— добавляет он.
В практике эксперта был случай, когда аффиллированная со строительным подрядчиком компания выиграла конкурс на строительный надзор, уронив цену конкурса с 2 миллионов рублей до 100 тысяч рублей в год. Понятно, что никакой квалифицированный надзор за такую цену в принципе не возможен, сетует он.
Так что же можно сделать с существующими проблемами? Ирина Склярова сомневается, что реальной альтернативой может стать отмена действующего закона. «Подобную ситуацию уже проходили в 2013 году с 94-ФЗ. Для повышения прозрачности и эффективности следует доработать все подзаконные нормативно-правовые акты, чтобы исключить коллизии и несоответствия», — советует она.
Сергей Зайнуллин считает, что проблему ФЗ могла бы решить система рейтингования участников по таким критериям, как стаж на рынке, опыт оказания услуг по госзакупкам, наличие квалифицированного штата.
Кроме того, эксперт считает, что наиболее надёжных участников следует освободить от обеспечения или снизить размер обеспечения для «середняков», автоматически зачитывая рейтинг в оценку квалификации участников.
Игорь Андрианов считает, что следует серьёзно урезать полномочия чиновников: сейчас перекос требований в пользу госзаказчика непропорционально высок, в то время как бизнес практически не имеет никаких прав по 44-ФЗ и вынужден соглашаться на то, что предлагают.
«Неплохо было бы подозревать заказчика в коррупции ровно настолько, насколько закон защищает заказчика от «недобросовестности поставщика». Это было бы справедливо, — говорит он. — И обязательно: персональная ответственность чиновника за попытку включения в РНП и выговорами, штрафами и т. д. Включая фиксированный штраф за неисполнение контракта в срок по любой причине».
Опрошенные «Секретом» эксперты сходятся во мнении, что менять закон № 44-ФЗ следует не чаще раза в год (сейчас новые правила и уточнения появляются практически каждую неделю).
Это даст заказчикам и поставщикам возможность привыкнуть к новому порядку работы в электронной форме, говорит Склярова, а в идеале — с принятием оптимизационного пакета вернуться к закону 94-ФЗ с лаконичными и простыми процедурами, только в электронной форме.
Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com
Частые ошибки заказчиков по Законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ: обзоры практики ФАС за январь 2023 года
В госзакупках неверно устанавливали порядок оценки заявок и составляли извещение. В закупках по Закону N 223-ФЗ отдавали преимущество опыту работы с заказчиком и вычитали баллы за факты ненадлежащего исполнения. Подробнее в обзоре.
Участник пожаловался на незаконный порядок оценки заявок при закупке услуг техподдержки. По показателю «Общее количество исполненных договоров» оценивали только опыт сопровождения сайтов и порталов федеральных органов власти.
ФАС посчитала, что потребности в конкретизации не было. Заказчик не пояснил, чем техподдержка систем федеральных органов власти отличается от подобных услуг для других заказчиков.
Требовали лишнее
В порядке оценки установили перечень документов, которыми подтверждали наличие специалистов, их квалификацию. Участников обязали прилагать среди прочего копии трудовых или гражданско-правовых договоров.
Контролеры нашли нарушение. Спорное требование не отвечало положению об оценке. По его условиям наличие специалистов подтверждают трудовыми книжками или сведениями о трудовой деятельности.
Неверно составили извещение
В извещении о строительной закупке указали все возможные виды работ из перечня, которые подрядчик должен выполнить лично.
Контролеры наказали заказчика: некоторых работ не было в проектной документации. Извещение составили неверно.
Закупки по Закону N 223-ФЗ
Выделяли некоторых участников
В документации предусмотрели критерий оценки «Неценовая предпочтительность заявки». Участники с опытом работы у заказчика могли заработать 5 баллов.
Контролеры признали порядок оценки необъективным: участники с опытом поставки другим лицам не получат максимальное число баллов. Это не дает выявить лучшее предложение.
Вычитали баллы за факты ненадлежащего исполнения
По условиям порядка оценки заказчик вычитал баллы за факты нарушения обязательств перед ним или третьими лицами. К таким относили: односторонний отказ или расторжение договора в суде по вине контрагента, наличие претензий и уклонение от заключения договора.
Контролеры выявили нарушение:
- порядок проверки подобных фактов не установили;
- наличие претензий и решений суда, которые не вступили в силу, не говорит об отрицательном опыте участника. Если ненадлежащее исполнение оспаривают в суде, процесс к моменту оценки заявок может еще продолжаться.
Суд позицию поддержал и отметил: спорное условие не отвечало смыслу оценки заявок. Независимо от числа и характера нарушений у участников вычитали одинаковое количество баллов.
Обязывали выполнять дополнительные расчеты цены в заявке
По условиям закупки участники включали в ценовое предложение сводную таблицу стоимости работ по формам. В ней указывали сведения в том числе о запчастях и иных принадлежностях товара.
https://www.youtube.com/watch?v=JC2G1nPktDc\u0026t=200s
Участник составил таблицу не полностью, поэтому его заявку отклонили.
Контролеры и суды нашли нарушение:
- по Закону N 223-ФЗ заявка должна содержать цену. Участник не обязан выполнять дополнительные расчеты и прилагать их к заявке;
- на момент подачи заявки участник может не иметь товара в наличии и не знать о его запчастях и принадлежностях.
Ошибки в условиях порядка оценки заявок по Закону № 44-ФЗ: примеры из практики за 2022 – 2023 годы
Заказчики применяли некорректные показатели оценки и устанавливали их предельные значения без обоснования. Требовали от участников заполнять таблицы с данными о квалификации и прилагать документы об оплате договоров, которыми те подтверждали опыт.
Подробнее в обзоре.
Применяли некорректные показатели оценки
АС Северо-Кавказского округа посчитал, что заказчик незаконно сравнивал заявки участников закупки проектных работ по технологии проектирования. Показатель оценки применяли в рамках критерия «характеристики объекта закупки». Максимум баллов начисляли за наиболее полное и детальное описание технологической карты.
- Суд отметил:
- — спорного показателя нет в числе допустимых по данному критерию;
- — в извещении не уточнили, как начисляют баллы по данному показателю и какие документы для этого применяют. Привлекать экспертов в сфере проектирования не планировали;
- — оценка зависела от заказчика.
К сходным выводам приходили Ставропольское и Иркутское УФАС. Самарское же УФАС в подобной ситуации решило иначе.
Пензенское УФАС поправило заказчика, который не учел особенности оценки заявок при закупках строительных и ремонтных работ. Он сравнивал заявки по числу техники и специалистов, а следовало оценивать только опыт. Похожие недостатки отмечали Санкт-Петербургское и Ямало-Ненецкое УФАС.
Не обосновывали предельные значения показателей
ВС РФ поддержал суды, которые решили, что для оценки опыта нельзя произвольно применять предельные значения показателей. Для показателя «общая цена исполненных договоров» заказчик установил предельное максимальное значение характеристики объекта закупки в размере 50% НМЦК.
Суды отметили:
— предельные значения можно устанавливать для количественных показателей при необходимости. Заказчик ее не обосновал. Сопоставимым был бы опыт исполнения контракта с ценой, равной НМЦК;
— все участники с ценой контракта 50% НМЦК и выше получили бы по этому показателю 100 баллов. При этом их оценка не может быть одинаковой, поскольку опыт различается;
— спорный порядок оценки не выявлял лучшее предложение. Он ставил в равные условия участников с разными объемами выполненных работ. Чтобы победить, наиболее опытному участнику пришлось бы снижать цену.
В практике есть примеры, когда нарушением признавали и завышение предельного максимального значения показателя без обоснования. На это указывали, в частности, Дагестанское и Ленинградское УФАС.
В ряде случаев контролеры не находили нарушений, когда заказчики обосновывали предельное значение показателя, например, данными анализа рынка. Так решили Якутское и Санкт-Петербургское УФАС.
Требовали заполнять таблицы с данными о квалификации
Условия закупки обязывали участников не только подтверждать опыт документами, но и заполнять таблицу по форме. В ней указывали сведения о наибольшем по цене исполненном договоре. Если документы не отвечали порядку оценки, инструкции по заполнению заявки или их представляли не полностью, баллы не начисляли.
- Санкт-Петербургское УФАС сочло такие условия незаконными:
- — содержание таблицы повторяло сведения из документов, которые участник и так прилагал к заявке. При этом заказчик не оценивал их, если таблицу не заполнили;
- — спорный документ не подтверждает квалификацию, а его отсутствие в составе заявки не доказывает, что у участника нет нужного опыта.
- Подход разделяют ФАС, Иркутское УФАС и 13-й ААС.
- Обязывали прилагать документы об оплате к подтверждающему договору
Для оценки опыта из договоров, сведений о которых нет в реестрах по Законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ, требовали представить в том числе документы об оплате, например выписку из банка. Без них такие договоры не учитывали при начислении баллов.
Санкт-Петербургское УФАС посчитало требование заказчика незаконным. Документы об оплате не подтверждают исполнение договора. Их отсутствие в составе заявки не означает, что у участника нет нужного опыта.
Ростовское же УФАС в похожей ситуации решило иначе. Перечень документов, которыми участники подтверждают опыт, открытый. Помимо договоров и актов приемки можно потребовать и другие. Свое решение контролеры обосновали в том числе позицией Минфина.
К сходным выводам приходило и Челябинское УФАС.
Источник: Консультант Плюс
10 распространенных ошибок заказчиков по 44-ФЗ
Законодательство постоянно меняется и нельзя быть уверенным на 100%, что, проводя закупку, сделал все правильно. В статье мы собрали наиболее распространённые ошибки заказчиков, которые встречаются на практике и которые нужно учиться не допускать.
Чаще всего ошибки совершаются при формировании закупочной документации, в частности, при описании объекта закупки. От того, насколько правильно составлена закупочная документация, зависит исход закупки. Остановимся на наиболее распространённых ошибках заказчиках, допускаемых ими на этапе формирования документации.
1. Избыточные требования при описании объекта закупки
Порой заказчики включают в закупочную документацию излишние требования. Например, указывают характеристики, которые могут быть проверены лишь в лабораторных условиях — «температура начала кристаллизации», «индекс вязкости», «плотность», «содержание серы в %».
Для того, чтобы испытать товар, участник закупки должен его сначала произвести или купить. При этом Закон № 44-ФЗ не обязывает претендента на контракт иметь в наличии товар на складе в момент проведения торгов.
Поэтому не следует включать в техзадание требования к химическому составу, компонентам товара, технологии его производства, и показатели, значения которых можно определить по результатам испытаний (как правило, указание на то, что данный показатель определяется испытанием, имеется в ГОСТе).
Соответствующие разъяснения есть в письме ФАС России от 01.07.2016 №ИА/44536/16. Позиция ФАС России поддержана решением Верховного суда РФ от 09.02.2017 № АКПИ16-1287.
Пример: Решение ФАС России от 08.06.2018 по делу № 18/44/105/640 (номер закупки в ЕИС 0315100000318000106)
2. Отсутствие надлежащей инструкции по заполнению заявки
Закон № 44-ФЗ устанавливает требование о наличии в составе закупочной документации инструкции по заполнению заявки. При этом требования непосредственно к содержанию инструкции отсутствуют.
В этой связи некоторые заказчики пренебрегают разработкой данного раздела и ограничиваются формальным наличием инструкции в тексте документации.
На этот счет уже сложилась позиция ФАС России, которая считает ненадлежащую инструкцию нарушением Закона № 44-ФЗ.
Положения инструкции должны быть понятными и непротиворечивыми. Так, инструкция должна содержать, в том числе указание на разделы документации, в которых содержатся показатели, в отношении которых участники подают свои предложения, порядок их заполнения.
Требования к инструкции по заполнению заявки изложены ФАС России в письме от 01.07.2016 № ИА/44536/16.
Пример: Решение ФАС России от 13.09.2016 по делу № К-1462/16 (номер закупки в ЕИС 0158200002016000011)
3. Составление документации, создающей преимущества отдельным поставщикам
Данное нарушение проявляется в двух основных формах:
- установление в техническом задании требований к поставке товара с определенными характеристиками, которым отвечает товар «нужных» поставщиков (это могут быть требования к весу, упаковке, габаритам, комплектности);
- использование в документации критериев оценки, необоснованно создающих преимущества определенным поставщикам (успешный опыт поставок на территории одного населенного пункта, наличие на праве собственности оборудования и материальных ресурсов).
Такие требования свидетельствуют об ограничении конкуренции и необоснованном создании преимуществ отдельным участникам закупки, что может послужить основанием для рассмотрения действий заказчика на соответствие требованиям не только Закона № 44-ФЗ, но и требованиям антимонопольного законодательства (статья 17 Закона № 135-ФЗ).
Пример: Решение Тюменского УФАС России от 18.05.2018 по делу № ФКС18/156 (номер закупки в ЕИС 0167200003418002162).
4. Требование о поставке товара определённого производителя без сопровождения словом «или эквивалент» и отсутствие параметров эквивалентности
- Иногда в документации о закупке заказчики указывают наименование производителя, страны происхождения и торговую марку товара без слов «или эквивалент».
- Это допустимо только в тех случаях, когда заказчик обоснует необходимость обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, которые уже им используются.
- В иных случаях, указание на торговую марку товара без сопровождения слов «или эквивалент» является прямым нарушением Закона № 44-ФЗ.
Также заказчик обязан установить параметры эквивалентности — максимальные и минимальные значения показателей, а также какие показатели менять нельзя.
Не установив параметры эквивалентности, заказчик нарушает Закон № 44-ФЗ.
Важно! Если не написано по каким параметрам определять эквивалентность, то любой товар можно считать эквивалентом.
Пример: Решение ФАС России от 13.12.2017 № КГОЗ-424/17 (номер закупки в ЕИС 0548100000217000022).
5. Некопируемая документация
Проблема заключается в том, что заказчики размещают документацию в формате «*.pdf», рисунках, файлах с расширением «*.exe» и в других форматах, которые не позволяют участнику закупки осуществить поиск и копирование техзадания.
Невозможность копирования текста вынуждает участников закупки самостоятельно перенабирать текст, что приводит к опечаткам в заявке и влечёт риски не заполнить заявку в установленные сроки.
Позиция ФАС России — документация в некопируемом/нередактируемом формате нарушает Закон № 44-ФЗ, ограничивает конкуренцию, указывает на «заточку» закупки под «нужного» поставщика.
По данному поводу есть письма ФАС России от 16.11.2016 № ИА/79173/16 и Минэкономики России от 23.05.2016 № Д28и-1299, от 22.02.2017 № Д28и-1121.
Пример: Решение ФАС России от 02.08.2017 по делу № К-986/17 (номер закупки в ЕИС 0158100017017000043).
6. Размещение проектно-сметной документации не в полном объеме
Неразмещение проектно-сметной документации в полном объеме — нарушение. Нежелание размещать всю проектно-сметную документацию заказчики иногда мотивируют стремлением не запутать участников закупки или отсутствием в этом необходимости, поскольку выполняется лишь часть работ в рамках сметы.
Однако, размещение не всей проектно-сметной документации ограничивает возможность подготовки заявки на участие в электронном аукционе и влечёт за собой ограничение количества участников закупки.
Такой позиции придерживаются специалисты ФАС России (письмо № АЦ/14427/16 от 09.032016), Минэкономразвития России (письмо от 20.04.2017 № Д28и-1623). Аналогичная позиция содержится и в Обзоре Президиума Верховного Суда России от 28.06.2017.
Пример: Решение ФАС России от 10.05.2017 № 432 (номер закупки в ЕИС 0119200000117001503).
Другой ряд распространённых ошибок связан с необоснованным отклонением заявок участников. Здесь можно остановиться на следующих ошибках:
7. Отклонение заявки участника в связи с отсутствием указания товарного знака
Отклонение заявки по причине отсутствия указания на товарный знак является неправомерным. Даже если заказчик считает, что у товара не может не быть товарного знака (например, при закупке компьютерной техники), он не имеет права требовать от участника закупки его указания.
- Обязательной к указанию является только страна происхождения (при применении заказчиком нацрежима).
- Марку или торговое наименование товара участнику закупки необходимо указывать только при их наличии.
- Если участник закупки правильно оформил первую часть заявки, отклонение такой заявки на основании того, что участник не указал товарный знак, нарушает положения Закона № 44-ФЗ.
Пример: Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 22.06.2018 по делу № 44-3106/18 (номер закупки в ЕИС 0372200152418000003)
8. Отклонение заявки участника, когда есть согласие на поставку товара, но не указаны его характеристики
- Заявка отклоняется комиссией заказчика, если содержит согласие, но в ней отсутствуют конкретные показатели товара.
- Однако, если заказчик указал в документации товарный знак, фирменное наименование, страну происхождения товара, то участнику в первой части заявки достаточно предоставить только согласие на поставку товара.
- Указание конкретных показателей товара необходимо в том случае, если участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, или же заказчиком не установлены требования к показателям товара и его товарному знаку.
Письма Минэкономики России от 17.03.2016 № Д28и-666 и от 30.12.
2015 № ОГ-Д28-16596.
Пример: Решение ФАС России от 06.02.2018 № ПГОЗ-001/18 (номер закупки в ЕИС 0373100056017000620)
9. Отклонение за наличие в РНП по 223-ФЗ
Заказчики, не желая работать с неблагонадежными поставщиками, устанавливают в закупочной документации требование об отсутствии сведений об участнике закупке в Реестре недобросовестных поставщиков.
В ЕИС размещено 2 реестра — по Закону № 223-ФЗ и Закону № 44-ФЗ. Несмотря на схожее предназначение и единое место расположения — это два разных реестра. И в силу прямого указания в Законе № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки об отсутствии сведений в Реестре по Закону № 223-ФЗ и отклонять участника закупки по данному основанию.
Пример: Решение Рязанского УФАС России от 18.05.2017 по делу № 220-03-3/2017 (номер закупки в ЕИС 0859300019617000450)
10. Изменение объемов поставки и сроков исполнения контракта
Заказчики иногда используют право увеличить объёмы поставляемого товара. Здесь возникают ошибки, касающиеся того, насколько можно увеличить данные объёмы поставки. Увеличение объёмов поставки возможно на этапе заключения и исполнения контракта.
Увеличение объёмов поставки на этапе заключения контракта допустимо при наличии в закупочной документации соответствующего условия.
Важно! Достижение увеличения цены контракта осуществляется только за счет объема поставки. Цена товара за единицу должна оставаться неизменной, а всё удорожание контракта не должно превысить его НМЦК.
Что касается удорожания контракта в рамках его исполнения, то оно также достигается исключительно за счет увеличения объёмов поставки, но не более чем на 10%. Условие дополнительного соглашения, увеличивающее цену контракта более чем на 10%, является ничтожным.
При этом даже если объем поставки вырос, сроки поставки товара и сроки оплаты товара изменению не подлежат.
Позиция по данному вопросы имеется в письме Минфина от 26.10.2017 № 24-03-08/70438.
Пример: Решение Брянского УФАС России от 06.07.2018 по делу № 124 (номер закупки в ЕИС 0527600006718000017).
Артем Лобов назвал 3 важнейшие проблемы в сфере госзаказа и пути их решения
Артем Лобов назвал 3 важнейшие проблемы в сфере госзаказа и пути их решения
Пресечь «ловушки» заказчиков для формального отклонения участников, сговоры на торгах и «цикличность» проведения закупки позволит принятие «оптимизационного» пакета поправок в Закон о контрактной системе
Начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС России Артем Лобов представил обзор изменений и перспективы развития законодательства о контрактной системе в ходе онлайн-конференции «Система госзакупок на рубеже новаций: итоги-2020, планы-2021».
Среди наиболее важных проблем Закона о контрактной системе (44-ФЗ) он отметил: установление заказчиками «ловушек» для формального отклонения участников, сговор на торгах и «цикличность» проведения закупки.
Предложения ведомства по решению перечисленных проблем вошли в «оптимизационный» пакет поправок.
Так, исключить «ловушки» в документации позволит установление только «согласия» участника на работы при которых поставляются товары, и при поставке товаров с рядом условий.
Избежать сговора на торгах можно сократив время проведения аукциона до 2 часов после окончания срока подачи заявок, чтобы у участников не было возможности договориться о каких-либо поведенческих моделях.
«Мы полагаем, что в будущем время старта аукционов после срока подачи заявок будет еще сокращено и составит буквально 10 минут», — уточнил он.
В отношении цикличности закупки Артем Лобов отметил, что не по всем товарным рынкам есть достаточная конкуренция, поэтому решением здесь могла бы стать возможность заказчика согласовать любую другую организацию без необходимости проводить повторные закупки бесконечно.
Также в числе поправок «оптимизационного» законопроекта — рейтинг деловой репутации. Создание такого рейтинга направлено на мотивацию поставщиков, исполнителей по контрактам.
Рейтинг будет формироваться автоматически в ЕИС на основе данных о качестве, количестве и стоимости исполненных контрактов.
Компании, за плечами которых есть большое число качественно исполненных контрактов, должны иметь экономические преференции.
Законопроектом также предполагается решить проблему с «профессиональными» жалобщиками. У ведомства было несколько моделей решения проблемы. Идея введения платности несла дополнительную нагрузку на предпринимательство.
Вторая модель была взята в работу и сейчас содержится во втором «оптимизационном» пакете – введение универсальной предквалификации.
Подать жалобу на закупку сможет только то лицо, которое имеет опыт исполненного контракта (договора) на сумму не менее 20% от его начальной цены для всех закупок свыше 20 млн руб.
Инфографика «Оптимизационный» пакет поправок в Закон о контрактной системе (44-ФЗ) доступна по ссылке.
- Также он остановился на основных нарушениях законодательства о контрактной системе и рассказал о ключевых разъяснениях ведомства.
- [video_2962]
- Справочно:
- Организаторами мероприятия выступили Правительство Приморского края, информационное агентство ТАСС при поддержке Федерального казначейства, Федеральной антимонопольной службы, Министерства промышленности и торговли РФ и федеральной электронной площадки РТС-тендер.