Приоритеты научно-технологического развития
Российское правительство утвердило Концепцию технологического развития до 2030 года.
Согласно документу, целями страны до конца текущего десятилетия станут достижение технологического суверенитета, переход к инновационно ориентированному экономическому росту и технологическое обеспечение устойчивого развития производственных систем. Опрошенные «Газетой.
Ru» эксперты полагают, что в концепции сбалансированно перечислены угрозы и вызовы, стоящие перед национальной экономикой, и задаются принципы, на базе которых возможно выстроить работу по их преодолению.
Векторы развития
Концепция технологического развития России до 2030 года, утвержденная распоряжением премьер-министра Михаила Мишустина – это объемный документ, охватывающий разные аспекты экономики страны и акцентирующий внимание на первоочередных целях, которых необходимо достичь.
Концепция предполагает, что к концу текущего десятилетия Россия будет обладать собственной научной, кадровой и технологической базой критических и сквозных технологий.
В стране предполагается создать условия для высокоинтенсивной инновационной активности корпораций и предпринимателей, кроме того, к 2030 году национальная экономика должна обеспечивать производство высокотехнологичной продукции, а доля таких отечественных товаров в общем объеме потребления должна составить не менее 75%. Для каждой цели определены механизмы ее достижения и индикаторы, позволяющие судить об успехах в этом направлении.
Документ был разработан под руководством первого вице-премьера Андрея Белоусова по поручению президента России Владимира Путина, которое он дал в сентябре 2022 года. По его словам, сегодня мы находимся на пороге принципиально нового этапа технологического развития России.
«Очевидно, что в связи с санкциями прежняя модель воспроизводства технологических инноваций – с опорой на машиностроительный импорт и импорт технологий – перестала быть актуальной. По сути, впервые за 25 лет, начиная с 2000-х годов, у нас появляется самостоятельный предмет технологической политики», — отметил Белоусов.
Приоритетный документ
Важность принятой концепции для будущего страны не вызывает сомнений и у экспертов, опрошенных «Газетой.Ru». По словам советника генерального директора Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Рябова, концепция будет одним из приоритетных документов стратегического планирования, который определит последующую научно-технологическую повестку органов власти.
«В документе сбалансированно перечислены угрозы и вызовы, стоящие перед национальной экономикой, и задаются принципы, на базе которых возможно выстроить работу по их преодолению.
Концепция создает организационные условия для ускоренного технологического развития на базе двух мета-процессов — научно-исследовательской деятельности и производственно-технологической. По сути, концепция посвящена структурному раскрытию того, что понимается под указанными процессами и что будет составлять их содержание.
Принятие концепции на текущем этапе развития страны является важным шагом для поддержания стабильного развития экономики с учетом необходимости обеспечения технологического суверенитета», — полагает он.
Председатель правления фонда «Сколково» Игорь Дроздов, в свою очередь, подчеркнул, что Концепция технологического развития определяет принципы управления государственными приоритетами по сквозным и критически значимым технологиям.
«Положения концепции станут ориентиром для деятельности фонда «Сколково» в части поддержки технологических компаний.
Рассчитываем, что принятие концепции ускорит разработку дополнительных мер поддержки малых технологических компаний, в том числе направленных на стимулирование спроса на их разработки со стороны крупных заказчиков.
Концепция подтверждает приоритетность развития цифровых форм взаимодействия между институтами инновационного развития. Это позволит упростить доступ малых технологических компаний к разнообразным мерам государственной поддержки», — уверен он.
Кроме того, по словам Дроздова, в концепции поддержаны новые формы кооперации научно-исследовательских коллективов, малых технологических компаний и производственных предприятий. В частности, создание технологических холдингов путем организации таких кооперационных связей уже является одной из приоритетных целей фонда «Сколково», заключил председатель правления организации.
Согласованная позиция государства
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин считает, что принятие Концепции научно-технологического развития России имеет стратегическое значение.
По его словам, впервые в новейшей истории России была отдельно зафиксирована важность развития передовых технологий как особый предмет ведения правительства страны, пусть и связанный с научно-технологическим развитием и промышленной политикой, но в то же время являющийся самостоятельным, имеющий свою специфику.
Кроме того, как отмечает Княгинин, для реализации концепции необходимо будет пересобрать инструменты инновационной политики, исходя из существующих реалий и стремясь к выделению значительной группы технологических компаний, способной обеспечить суверенитет страны в этой сфере.
«Любой значимый государственный документ национального уровня является результатом согласия заинтересованных субъектов.
В данном случае – это согласованная позиция государства, технологического бизнеса, экспертных и академических организаций и институтов развития.
Еще предстоит сформировать план реализации концепции, но ее цели и принципы уже определены, контуры такого плана понятны», — резюмировал он.
Документ оценили и представители бизнеса.
Так, первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин заявил, что утверждение Концепции технологического развития России до 2030 года – это важный этап в формировании государственной технологической политики, которая создает надежный фундамент для ускоренного внедрения научных результатов в деятельность бизнеса и в повседневную жизнь россиян.
«Обеспечить долгосрочную конкурентоспособность экономики можно только за счет развития приоритетных технологий. На это и нацелена утвержденная концепция, и Сбер намерен активно участвовать в ее реализации», — отметил он.
Наука как проект – Коммерсантъ
Как стало известно “Ъ”, в новой госпрограмме научно-технологического развития (НТР) РФ акцент будет сделан на поддержке создания конечных продуктов и технологий.
Для этого предполагается увязать ее с приоритетами стратегии НТР, в том числе «омолодить» состав исследователей, нарастить участие бизнеса в финансировании изысканий и сконцентрировать усилия на перспективных направлениях, включая медицину, АПК и энергетику. Госпрограмма стоимостью более 1 трлн руб.
консолидирует бюджетные расходы на науку, а ее конечными результатами должны стать седьмое место в мире по объему разработок и превращение РФ в нетто-экспортера технологий и технологических услуг.
Госпрограмма «Научно-технологическое развитие РФ» будет сразу формироваться на базе новых, в первую очередь проектных подходов, рассказали “Ъ” в Минобрнауки. О старте работы над документом в конце августа сообщил вице-премьер Дмитрий Чернышенко (см. “Ъ” от 26 августа).
Стоимость новой госпрограммы составит более 1 трлн руб. за счет объединения всех научных расходов бюджета и может быть увеличена за счет новых инициатив социально-экономического развития РФ, которые подготовило правительство.
https://www.youtube.com/watch?v=3VFh-v3VKHc\u0026pp=ygVT0J_RgNC40L7RgNC40YLQtdGC0Ysg0L3QsNGD0YfQvdC-LdGC0LXRhdC90L7Qu9C-0LPQuNGH0LXRgdC60L7Qs9C-INGA0LDQt9Cy0LjRgtC40Y8%3D
Акцент на поддержку создания конечных продуктов и технологий будет обеспечен «через реализацию комплекса мер по четырем институциональным приоритетам — лидерство и исследовательские фронтиры, кадры и человеческий капитал, взаимодействие и кооперация, инфраструктура и среда — и семи предметным приоритетам стратегии НТР: новые технологии, энергетика, медицина, АПК, безопасность, освоение пространства, социогуманитарные вызовы», рассказали “Ъ” в ведомстве.
Цель, которую Минобрнауки закладывает в новую госпрограмму,— достижение к 2030 году седьмого места в мировом рейтинге по объему научных исследований и разработок.
Для этого внутренние затраты на исследования и разработки должны достичь 1,64% ВВП, а отношение объема частного и бюджетного финансирования — вырасти до 75%.
Отметим, что в последние годы, по данным ЮНЕСКО, научные расходы РФ снижались до 0,99% ВВП с 1,07% в 2014 году (в среднем в мире показатель, наоборот, рос — с 1,73% в 2014-м до 1,79% в 2018 году). Эксперты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ оценивали показатель на 2019 год в сопоставимые 1,13 трлн руб.
, или 1,03% ВВП. Основным источником финансирования НИОКР было государство (66,3% против 70,3% в 2010 году), но доля вложений компаний (на фоне сокращения общего объема расходов) выросла с 25,5% до 30,2%.
Впрочем, анонсируя программу, Дмитрий Чернышенко отмечал, что для ее реализации большую угрозу представляет не недофинансирование, а «инертность научного сообщества».
По его словам, необходимо переосмыслить и перезагрузить подход именно в ведении самих научных проектов.
Вероятно, поэтому один из целевых показателей, которые министерство закладывает в документ,— рост доли молодых специалистов (до 39 лет) до 50%.
В практическом плане проектная «перезагрузка» госпрограммы должна привести к тому, что к 2030 году экспорт Россией технологий и услуг технологического характера превысит их импорт на 15%.
Пока, по данным ИСИЭЗ, пропорция обратная — объемы российского экспорта и импорта технологий превысили в 2020 году $4,5 млрд и $4,8 млрд, но участие страны в такой торговле за последние 20 лет выросло в 20 раз — ее суммарный оборот в 2020 году достиг исторического максимума в $9,4 млрд.
В Минобрнауки также отметили, что в сейчас завершается формирование федерального бюджета и паспортов госпрограммы, ее структурных элементов. В конце августа глава ведомства Валерий Фальков сообщал, что госпрограмму планируется обсудить в сентябре с бизнес-сообществом. В октябре ожидается представление новой госпрограммы на президентском Совете по науке.
Венера Петрова
Приоритеты мирового научно-технического развития: взгляд в 2030 год
2 декабря на площадке II Конгресса молодых ученых участники сессии «Приоритеты мирового научно-технического развития: взгляд в 2030 год» обсуждали окна роста — перспективные направления научного сотрудничества для запуска новых проектов.
Участники сессии — молодые ученые из стран, входящих в Международную ассоциацию академии наук (МААН). Созданная в 1993 году, МААН обеспечивает взаимодействие между академиями целого ряда стран.
Сегодня в состав этой представительной Ассоциации входят 20 полноправных и 5 ассоциированных членов, а также действуют 23 научных совета. Россию в МААН представляют Российская академия наук, Московский государственный университет им. М.В.
Ломоносова и Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт».
Чтобы определить взаимные интересы и будущие направления сотрудничества, участники ответили на 2 ключевых вопроса: какие ключевые темы научно-технического развития пользуются преимущественной государственной поддержкой в конкретной стране и какую хотите видеть в горизонте 10 лет идеальную модель взаимодействия молодых ученых. Такое исследование приоритетных направлений молодых ученых МААН дает возможность определить общие приоритеты стран для дальнейшего взаимодействия.
Приоритеты России обозначены в Стратегии научно-технологического развития: цифровые технологии и новые материалы, персонализированная медицина, национальная безопасность, продовольственная безопасность, освоение пространства, взаимодействие человека, природы и технологий, новые технологии в энергетике. Своим видением направлений и предложениями по сотрудничеству, исходя из приоритетов каждой страны, поделились молодые ученые — представители Армении, Азербайджана, Белоруссии, Узбекистана, Кыргызстана.
«Что касается сотрудничества молодых ученых наших стран на ближайшие годы, считаю необходимым реализацию для них совместных программ.
Для этого нужно создать соответствующие фонды, отобрать программы на основе совместной научной независимой экспертизы и установить средние сроки реализации программ — примерно 5 лет», — так прозвучало предложение Геворга Варданяна, эксперта по делам СНГ Национальной академии наук Республики Армения, сопредседателя совета молодых ученых МААН. Также он отметил, что нужны программы кадрового обмена, которые позволят с учетом научной специализации наших стран повысить научную квалификацию кадров за пределами своей страны. И третье предложение — это внедрение института управления при подготовке научных и научно-образовательных кадров и обеспечение механизма мобильности магистрантов и аспирантов.
«Я бы предложил проект с участием исключительно женщин для расширения их доступа к нашим технологическим возможностям в стратегических рамках для динамичного, инклюзивного и социально-справедливого общества», — озвучил в числе других предложений Эльмир Бабаев, председатель совета молодых ученых и специалистов Национальной академии наук Азербайджана.
Стратегии Белоруссии близки со стратегией России и почти полностью все направления перекрываются, более того, по словам Никиты Марченкова, планируется утверждение Стратегии научно-технологического развития Союзного государства. Сегодня нужна синергия мировой науки, чтобы сосредоточиться на выполнении задач в критически важных областях.
Саид Гулямов, председатель Совета молодых ученых Академии наук Республики Узбекистан, предложил разработать и реализовать глобальную научно-образовательную интерактивную цифровую платформу, генерируемую искусственным интеллектом.
Это позволит сформировать открытый уникальный межгосударственный цифровой фундамент научной и образовательной среды дружественных государств.
«Наука — одно из важнейших условий независимости страны, устойчивой экономики и социальной сферы», — cказала Элмира Аламанова, член совета молодых ученых Национальной академии наук Кыргызской Республики, о перспективах научного сотрудничества и в подтверждение готовности участия в новых проектах.
Взгляд российских ученых на коллаборацию с молодыми учеными стран СНГ там, где сейчас существует реальный задел международного сотрудничества, высказали представители МГУ им. М.В. Ломоносова и РАН.
У МГУ им. М.В. Ломоносова широчайший спектр научных направлений, и Университет может предложить практически по любому приоритету направление для международного сотрудничества. Ключевая ставка в науке делается на междисциплинарный подход к исследованиям и создание междисциплинарных научно-образовательных школ.
Абсолютно во всех странах есть понимание, что без науки не будет движения и развития, и она позиционируется на высочайшем уровне. В каждой стране разработаны и приняты системы приоритетов и, безусловно, есть много направлений для будущих проектов.
Важным вызовом сегодня, как было отмечено, является угроза утраты национальной идентичности, поэтому очень важны социогуманитарные аспекты сотрудничества между странами.
«Для нас всех сегодня очевидно, что есть не только потенциал большого задела для научно-технического сотрудничества наших стран, но и заинтересованность молодых ученых», — резюмировал по итогам дискуссии модератор сессии Никита Марченков, председатель Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию. Для успешного сотрудничества необходима как сопрягаемость научных повесток стран, так и механизм организации сотрудничества с реальной финансовой поддержкой. По итогам от участников сессии и молодых ученых МААН будет подготовлено предложение предусмотреть в рамках национальных институтов поддержки исследовательской деятельности международные конкурсы для молодых ученых по приоритетным научным тематикам.
Организаторами Конгресса молодых ученых в 2022 году выступают Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию и Фонд Росконгресс. Оператором Десятилетия науки и технологий выступает АНО «Национальные приоритеты».
Конгресс проходит при поддержке титульного партнера — Федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства», титульного партнера — Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», стратегического партнера — ПАО «Россети», официального партнера — Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», официального партнера — ПАО Сбербанк.
Новый тандем: президент утвердил схему управления научным прогрессом в России
© Индикатор
Теперь за научный прогресс в стране отвечает два коллегиальных органа — Совет по науке и образованию при президенте и Комиссия по научно-технологическому развитию при правительстве. Первый определяет стратегию, вторая — координирует ее реализацию. Чем именно будет заниматься новая комиссия, кто войдет в ее состав и что об этом думают ученые — в материале Indicator.Ru.
15 марта президент РФ Владимир Путин подписал указ «О мерах по повышению эффективности государственной научно-технической политики». В соответствии с ним при правительстве создается комиссия по научно-технологическому развитию. Полный текст указа был опубликован на портале правовой информации.
https://www.youtube.com/watch?v=3VFh-v3VKHc\u0026pp=YAHIAQE%3D
Определять «стратегические цели, задачи и приоритеты научно-технического развития» будет теперь совет при президенте, он же будет следить за работой новой комиссии по разработке и реализации инновационных проектов государственного значения. Комиссия же будет координировать выполнение стратегии, которую наметит совет, и участвовать в формировании бюджета научных программ.
Вторым указом, подписанным в тот же день, Путин утвердил новый состав совета.
В него вошли, в частности, помощник президента Андрей Фурсенко и первый заместитель секретаря Совета безопасности Юрий Аверьянов. На должность своего заместителя в совете президент назначил Дмитрия Медведева.
В президиум вошли также президент РАН Сергеев, представители исследовательских и образовательных организаций, госкорпораций.
«Приятно, что в состав нового совета входят представители большого числа разных направлений – госуправления, общественной деятельности, науки, инноваций, институтов развития. Потому что картина должна быть комплексной.
Благодаря такому новому составу можно наблюдать и при необходимости пересматривать какие-то определенные задачи для достижения целей научно-технологического развития», — считает заместитель декана факультета энергетики и экотехнологий Университета ИТМО Илья Купряшкин.
Прогнозирование основных направлений научного, научно-технологического развития входит и в основные функции РАН. Однако, по мнению заместителя президента РАН Владимира Иванова, противоречий здесь нет — новые функции совета по определению стратегии научно-технологического развития согласуются с существующим порядком.
Комиссия будет формировать и утверждать инновационные проекты государственного значения, федеральные научно-техническое программы по вопросам, требующим отдельного решения президента, комплексные научно-техническое программы. Ежегодно до 1 сентября она должна отчитываться перед советом о реализации основных направлений государственной научно-технической политики, важнейших инновационных проектов государственного значения.
Правительство должно в течение месяца утвердить положение о комиссии и предложить кандидатуры для включения в ее состав. Через два месяца должен определиться объем и порядок финансирования.
Пока в комиссию по должности входят представитель аппарата Совбеза, министры (или их заместители) науки и высшего образования, финансов, промышленности и торговли, здравоохранения, сельского хозяйства, цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.
Персональный состав комиссии утверждается президентом по представлению правительства.
«К сожалению, там отсутствует РАН. Что, вообще говоря, является немножко неожиданным, поскольку по закону о РАН именно Академия участвует в формировании и реализации научно-технологической политики. Тут возникает небольшая коллизия. Надеемся, что поскольку список открытый, это будет учтено в процессе подготовки конечных предложений», — отметил Владимир Иванов.
Первые предложения о создании комиссии, по словам Иванова, РАН впервые выпустила еще в 2014 году. Тогда эти предложения докладывались на одной из подкомиссий совета. Основная идея заключалась в необходимости координировать всю научную деятельность на уровне правительства.
Всерьез о создании комиссии по науке и технологиям при правительстве заговорили в начале февраля на заседании Совета по науке и образованию.
Идею об учреждении некоторого органа, который занимался бы координацией масштабных научных проектов высказал президент РАН Александр Сергеев.
«Это было бы особенно важным для реализации очень крупных научно-технических программ на уровне создания или воссоздания наукоемких секторов нашей экономики, а также программ, требующих быстрого выполнения, реконцентрации ресурсов из большого числа различных источников» — отметил Сергеев в своем выступлении.
В качестве примеров таких программ президент РАН привел создание базы инновационных лекарственных субстанций, освоения качественно новых ресурсов минерально-сырьевой базы и проекты, связанные со сдерживанием изменения климата.
«Ученые должны быть в самое ближайшее время подключены к скорейшему решению очень широкого спектра задач: это и точные методы измерения концентрации парниковых газов, динамики атмосферных процессов, определение поглощения CO2 лесными массивами и почвами, возобновляемые источники, уже говорили здесь, водородная энергетика. И конечно, в экономике точные расчеты углеродного следа. Эти работы, конечно, должны выполняться в кооперации со многими отраслевыми министерствами и со многими компаниями, и это должна быть, безусловно, программа с надведомственной государственной кооперацией», — подчеркнул Сергеев.
Идею Сергеева поддержал губернатор Новосибирской области Андрей Травников.
Дмитрий Медведев добавил, что «все крупные проекты именно таким образом и возникали» (то есть с помощью специально созданных правительственных комиссий). По его мнению, большинство программ и большинство распорядителей бюджетных средств должны быть выведены на более высокий уровень принятия решений.
По итогам февральского заседания совета Путин поручил создать комиссию по научно-технологическому развитию.
Тогда будущую комиссию окрестили «ГКНТ 2.0» — подразумевается, что по своему функционалу комиссия фактически повторяет задачи государственного комитета СССР по науке и технике. Он тоже определял основные направления развития науки и техники, координировал внедрение изобретений и результатов исследований и участвовал в планировании финансирования.
«Приоритеты научно-технологического развития всем известны, но регулярный пересмотр, регулярная рефлексия того, как происходит движение в этом направлении принципиально важны. На финансовую поддержку это в конечном счете, я думаю, повлияет.
Сейчас идет трансформация фондовой системы поддержки науки. Мы видим на наших глазах идет фондовая перестройка.
Я думаю, это как раз все и принимается для того, чтобы усилия можно было консолидировать на тех направлениях, которые являются ключевыми», — добавил Илья Купряшкин.
Вице-президент РАН Алексей Хохлов от комментариев по поводу новой комиссии отказался.
Утвержден план проведения в России Десятилетия науки и технологий
Правительство России утвердило план проведения Десятилетия науки и технологий. В него включены 18 инициатив и проектов, которые будут реализовываться в нашей стране до 2031 года. Соответствующее распоряжение опубликовано 29 июля на сайте правительства.
- План сформирован Минобрнауки России совместно с оператором проведения Десятилетия науки и технологий (АНО «Национальные приоритеты») на основании 2935 предложений, поступивших от федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, государственных корпораций, научных, образовательных и иных организаций.
- Результаты реализации плана и предложения по его корректировке будут ежегодно (с 2022 по 2031 годы) обсуждаться на отчетном заседании Координационного комитета по проведению Десятилетия науки и технологий в рамках Конгресса молодых ученых.
- В число ключевых задач Десятилетия входят: привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок; содействие вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития общества и страны; повышение доступности информации о достижениях и перспективах российской науки для россиян.
Привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок
- Инициатива «Наука рядом», направленная на вовлечение школьников в исследовательскую деятельность через знакомство с российскими учеными и их изобретениями
- Инициатива «Школьники в научно-технической деятельности» — систематизация имеющихся форматов детской проектной деятельности и научно-технического творчества
- Инициатива «Научное волонтерство» — вовлечение людей в масштабные исследовательские проекты, в том числе по сбору и анализу научных данных
- Инициатива «Наука побеждать» — создание новых и совершенствование имеющихся механизмов выявления талантливой молодежи (проведение олимпиад, конкурсов и иных интеллектуальных соревнований школьников и студентов)
- Проект «Научные детские площадки» — ознакомление детей дошкольного и младшего школьного возраста с базовыми научными принципами, а родителей — с современными научными тенденциями и возможностями, которые открывает карьера в сфере исследований и разработок
Содействие вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития общества и страны
- Инициатива «Снова в школу» — развитие профессиональных и надпрофессиональных компетенций студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей
- Инициатива «Проектирование будущего» — широкий круг мероприятий по работе с будущим (от формирования прогнозов до развития художественных образов)
- Инициатива «Работа с опытом» — углубленное изучение и систематизация знаний об истории отечественной науки и ее роли в развитии человечества, а также использование этого опыта для научно-технологического развития страны
- Инициатива «Площадки для взаимодействия науки, бизнеса, государства и общества» — совершенствование механизмов взаимодействия исследователей, разработчиков и компаний реального сектора экономики
- Инициатива «Решения и сервисы для профессионального сообщества» — создание привлекательных условий для построения карьеры в сфере науки и технологий
- Тематические инициативы по приоритетам научно-технологического развития России
- Конгресс молодых ученых и мероприятия — спутники в регионах
Повышение доступности информации о достижениях и перспективах российской науки
- Инициатива «Наука для всей семьи» — масштабные мероприятия для проведения семейного досуга, посвященные науке и технологиям
- Инициатива «Научно-популярный туризм» — повышение доступности информации о достижениях и перспективах российской науки, вовлечение молодежи в сферу исследований и разработок. Инициатива рассчитана на широкую аудиторию внутреннего туризма всех возрастов.
- Инициатива «Наука как искусство» — популяризация современного научного знания и технологических достижений через художественные формы и средства креативных индустрий
- Инициатива «Инфраструктура для популяризации науки, создание контента» — масштабирование производства научно-популярного контента и расширение аудитории
- Юбилейные мероприятия — важнейшие даты и события в научной сфере
- Открытие центров, лабораторий, запуск исследовательской инфраструктуры
В распоряжении правительства отмечается, что АНО «Национальные приоритеты» будет выполнять функции по организационному, информационному и экспертному обеспечению реализации плана проведения Десятилетия науки и технологий.
Ранее о структуре и основных мероприятиях плана проведения Десятилетия науки и технологий на оперативном совещании председателю правительства РФ Михаилу Мишустину рассказал вице-премьер Дмитрий Чернышенко.
Он отметил, что инициативы и проекты Десятилетия направлены на создание уникальных отечественных разработок и вовлечение в мероприятия самой широкой аудитории – от детей школьного возраста и семей с детьми до представителей промышленности и бизнеса.
«Так, например, в рамках инициативы «Научное волонтёрство» планируется к 2025 году привлечь к реализации научных проектов более 100 тысяч волонтеров. В рамках инициативы «Научно-популярный туризм» к этому же сроку будут разработаны 90 научно-популярных маршрутов, которые охватят более 40 регионов нашей страны», — отметил Дмитрий Чернышенко.
Учитывая результаты, достигнутые в ходе проведения в России в 2021 году Года науки и технологий, 25 апреля 2022 года президент Владимир Путин подписал указ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий». Для проведения Десятилетия науки и технологий был создан координационный комитет, его сопредседателями стали вице-премьер Дмитрий Чернышенко и помощник президента Андрей Фурсенко.
Зампрезидента РАН объяснил необходимость принятия новой Концепции технологического развития РФ — МК
Как нам укреплять и развивать страну в столь непростое время, связанное с санкциями, обсудил в начале этой недели первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов с экспертным сообществом. Совещание касалось Концепции технологического развития Российской Федерации до 2030 года.
Напомним, что данную концепцию еще в июле прошлого года, на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам поручил разработать президент России Владимир Путин. По словам Белоусова, документ почти готов и должен быть утвержден к марту.
Основной целью концепции является достижение технологического суверенитета, то есть, независимости страны от иностранных технологий.
У нас должны быть свои разработки, которые будут поднимать экономику, социальную сферу и обеспечивать функционирование производств.
Для этого нужно, во-первых, сконцентрироваться на приоритетах, то есть понять, какие проблемы надо решать в первую очередь.
«МК», к примеру, писал, что после начала спецоперации на Украине наше правительство выделило несколько приоритетных научных направлений, по которым мы должны срочно сокращать отставание от Запада. Среди них микроэлектроника, медтехника, фармакология, сельское хозяйство…
Согласно готовящейся концепции, для того, чтобы эти и другие сферы успешно развивались, надо сконцентрировать на них научную мысль и срочно приступить к подготовке соответствующих кадров в вузах.
Дальше надо будет устранить существующие барьеры на пути перехода создаваемой наукоемкой продукции в промышленность.
Текста концепции пока нет, но, согласно информации, которая стала известна изданию CNews, с угрожающей нам технологической деградацией предложено бороться, в частности, выделением достаточных средств на разработку новых технологий и отечественной наукоемкой продукции, госсубсидий на обратный инжиниринг, то есть копирование зарубежных технологий, и мобильную конверсию разработок из оборонной сферы в гражданскую.
О том, что понимают в Академии наук под «концентрацией научной мысли» на основных целях научно-технологического развития, мы поговорили с заместителем президента РАН Владимиром Ивановым.
Все, что сказал Андрей Белоусов, – правильно и своевременно. Сейчас основным документом, который определяет развитие сферы науки и технологий, является Стратегия научно-технологического развития, которая была принята в 2016-м году.
Естественно, она принималась в других условиях, одним из которых была необходимость интеграции России в мировое научно-технологическое пространство.
Именно поэтому Стратегия ориентирована, в основном, на большие вызовы, и ее задача – обеспечение конкурентоспособности российской науки.
За последний год ситуация кардинально поменялась. Формируется новый мировой уклад, и мы в результате действия недружественных стран, которые ввели санкции против нашей страны, оказались изолированными от зарубежных передовых технологий.
В этом случае сейчас основной задачей является перевод экономики страны в режим полного инновационного цикла. Это, естественно, требует постановки иной задачи для научно-технологической политики.
Теперь основной задачей является обеспечение конкурентоспособности отечественной экономики в целом.
- – На что надо обратить внимание в первую очередь?
- В организационном плане необходимо, прежде всего, восстановить под руководством РАН системность фундаментальных научных исследований, обеспечить передачу новых знаний в систему образования, разработчикам новых технологий и новых образцов продукции.
- Необходимо принципиально менять систему целеполагания, поставив на первое место создание новых образцов продукции, и под эти задачи формировать институциональные структуры, а не наоборот, как это происходит сейчас.
- И, конечно, необходимо уходить от формальных, во многом надуманных, показателей эффективности и результативности научных исследований, к показателям, характеризующим ресурсную обеспеченность сектора исследований и разработок и востребованность полученных результатов.
- Если же говорить о технологических секторах, то здесь я бы выделил четыре основных приоритета: это энергетика, информационные технологии (в том числе на базе микроэлектроники), новые материалы, науки о жизни и обществе (медицина, сельское хозяйство, социальные вопросы).