Ответственность

Правовой режим арктики

Раздел 3. Объект и субъект геополитических споров в Арктическом регионе

Арктическая зона находится под воздействием внутренних и внешних факторов воздействия, определяющих её перспективное развитие. К первым следует отнести политические (система управления), социальные и экономические факторы. Ко вторым – геополитические условия.

По сколько международного договора, определяющего правой статус Арктики, в настоящее время не существует, возникают различные правовые и политические споры. И в будущем таких конфликтных ситуаций будет намного больше, из-за весомого геополитического значения региона.

На современном этапе, правовой статус Арктики регулируется нормами международного права, национальным законодательством арктических государств и двусторонними соглашениями.

Уже сейчас, основные арктические «игроки», такие как Россия, США, Канада и Норвегия, создают свои военно-политические стратегии по поводу дальнейшего освоения и развития своих секторов Арктики.

До последнего времени проблема милитаризации Арктики имела почти исключительно теоретическое значение по причинам природно-климатического характера.

Из-за наличия в этом регионе постоянного ледового покрова в акватории Северного Ледовитого океана и крайне тяжелых природных условий на суше деятельность всех видов ВС в Арктике была либо крайне затруднена, либо вообще невозможна.

Причем по окончании холодной войны даже те воинские контингенты, которые находились в Арктике, были либо сокращены, либо вообще ликвидированы.

Ситуация изменилась в последние годы в связи с начавшимся интенсивным таянием арктических льдов и одновременно открытием крупных месторождений углеводородов на арктическом шельфе.

Возможное исчезновение ледового покрова создает условия для круглогодичного плавания торговых судов и боевых кораблей по Северному Морскому пути и Северо-Западному проходу и сезонного — в высоких широтах, а также для добычи углеводородов на шельфе.

Поэтому возникновение геополитических споров в данном регионе неизбежно и вопрос стоит лишь только во времени начала активных политических, а возможно и военных процессов.

Правовой режим Арктики

В настоящее время на законодательном уровне не определена территория и границы Арктики.

В международно-правовой доктрине под Арктикой традиционно понимается часть земного шара, центром которой является Северный географический полюс, а окраинной границей – Северный полярный круг (66°33’ северной широты). При этом отсутствуют международные соглашения, закрепляющие единое общепризнанное понятие «Арктика».

Правовой статус арктического пространства прямо не регламентирован на международном уровне. Фрагментарно правовой режим Арктики определяется национальным законодательством арктических стран и международно-правовыми соглашениями, преимущественно, в сфере охраны окружающей среды.

Первые попытки установить контроль над Арктикой и ее пространствами были предприняты в XIX веке. Арктические государства – Россия, Норвегия, Дания, Канада и США – начали переговоры по определению международно-правового режима арктических морей, предложив секторальный принцип.

Основанием сектора служило арктическое побережье, а боковыми границами – меридианы, проходящие через крайние точки Северного побережья арктических стран. Вершиной каждого сектора является Северный полюс.

Этот принцип отражал существующие столетиями представления о необходимости контроля над пространством.

Опираясь на устоявшиеся взгляды, арктические страны на первый план выдвигали военно-политические, экономические и транспортные факторы, связанные с доступом к прибрежным районам арктических морей и находящимися на них ресурсами.

Заключенные в XIX веке между арктическими странами международно-правовые договора существовали на протяжении десятилетий. Они фиксировали позиции сторон, для которых северное направление представляло важный, но не определяющий компонент внешней политики.

В 1909 г. Канада стала первой страной, заявившей свои претензии на территории между Северным полюсом и своим северным побережьем. В мае 1925 г. Канада приняла специальный закон, закрепивший ее право на арктический сектор.

На следующий год Советский Союз объявил своей всю территорию от Северного полюса до материковой части СССР.

Дания, Норвегия и США не принимали специальных актов по арктическим районам, прилегающим к их территории, однако законодательство этих стран о континентальном шельфе, экономических и рыболовных зонах распространяется в том числе и на арктические районы.

Правовой режим арктики

Деление Арктики согласно секторальному подходу

Итогом политики арктических стран стал раздел арктических пространств на национальные сектора, при том, что отсутствовали международные договора.

Соответственно можно говорить, что 1920-1930-е годы вошли в историю освоения Арктики приполярными странами (США, Канадой, СССР, Норвегией, Данией, Финляндией) как период ее международного раздела и начала закрепления за Советским Союзом арктических территорий.

Следует отметить, что в XX веке усилия арктических государств были направлены на развитие в первую очередь прибрежных территорий, их сырьевого потенциала. Большое внимание уделялось вопросам международно-правового статуса арктических пространств, которые рассматривались через призму реализации военно-стратегических интересов.

Арктические страны стремились через многосторонний переговорный процесс определить международно-правовой статус арктических пространств.

В 1982 году была принята конвенция ООН по морскому праву. Она подтвердила права государства на 12-мильную зону территориальных вод и установила, что государство имеет единоличное право распоряжаться континентальным шельфом на всем его протяжении.

За пределами территориальных вод (12 морских миль) все страны имеют право свободного торгового и военного судоходства, а также имеют право ловить рыбу и заниматься другой хозяйственной деятельностью.

Исключительная экономическая зона (200 морских миль) не входит в состав государственной территории. Здесь сохраняется свобода судоходства.

Конвенция 1982 года ограничивает территориальные претензии 350 морскими милями в том случае, если континентальный шельф простирается за 200-мильную зону. В этом случае граница континентального шельфа устанавливается на основе решения комиссии ООН по границам континентального шельфа.

  • Таким образом, конвенция 1982 года, установив ширину территориальных вод и исключительную экономическую зону, зафиксировала пределы территориальных притязаний арктических государств.
  • По мнению правоведов-международников, существует два способа разграничения прав арктических государств на дно Северного Ледовитого океана:
  • 1) секторальный способ, согласно которому каждому арктическому государству принадлежит сектор Северного Ледовитого океана в виде треугольника, вершинами которого является Северный географический полюс, западные и восточные границы побережья государства. Данный способ основывается исключительно на обычных нормах международного права (то есть на практике действий и национальных законодательствах государств, не оспариваемых иными государствами);

2) конвенциальный способ, согласно которому к Северному Ледовитому океану необходимо применять общие правила разграничения прав на морские районы, установленные Конвенцией по морскому праву от 10.12.1982, которую подписали 119 стран мира (сейчас ее ратифицировали 148). Россия ратифицировала указанную Конвенцию в 1997 году.

Дискуссии о международно-правовом статусе Северного Ледовитого океана тесно связаны с проблемой последующего доступа к арктическим пространствам и ресурсам, которые там находятся. В этом контексте геополитическое соперничество происходит не столько за пространства, сколько, в первую очередь, за доступ к ресурсам и последующий над ними контроль.

Правовой режим арктики

Территории, на которые претендуют Арктические государства

Арктические страны, отстаивая различные подходы к определению международно-правового статуса арктических пространств, преследуют долгосрочные цели, которые базируются на экономических интересах.

Например, заинтересованность США в интернационализации Арктики за пределами 200-мильной зоны определяется высоким уровнем развития технологий добычи, а также наличием опыта бурения на шельфе.

Соответственно, в случае принятия данного принципа международно-правового статуса Арктики, американские нефтяные компании получат значительные преимущества в разработке углеводородных ресурсов.

От выбора принципа раздела Арктики (интернационализация, секторальный) во многом зависит и будущая военно-политическая ситуация в этом регионе мира. Например, США, исходя из своих военно-стратегических интересов, полагают, что реализация секторального принципа всеми арктическими государствами может существенно ограничить возможности их военно-морских сил в Арктике.

В настоящее время основной дискуссионной платформой для международного взаимодействия в Арктике является созданный в 1996 г.

Арктический совет — межправительственная организация, главными задачами которой являются решение проблем окружающей среды в арктическом регионе и всесторонняя поддержка коренных народов (постоянные члены — Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция)

Правовой режим арктики

Участники Арктического совета

В 2012 г. под эгидой совета стартовал проект «Арктический плавучий университет», в раках которого организуются международные научные экспедиции в Арктику (в 2014 г. состоялись две экспедиции).

В 2011 и 2013 гг. в рамках совета были подписаны соглашения о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике и о борьбе с загрязнением нефтью.

Помимо документов Арктического совета, приарктические страны приняли Нуукскую декларацию об окружающей среде и развитии в Арктике (1993), программу по сотрудничеству в военной области и по вопросам охраны окружающей среды в Арктике (1996; в 2003 г. к документу присоединилась Великобритания), Илулиссатскую декларацию о готовности сотрудничать в Арктике на основе международного права (2008).

Приарктические государства сотрудничают и вне рамок Арктического совета. Так, с 1993 г.

Читайте также:  Согласие суррогатной матери

, делегации из России, Канады, США, Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Швеции, а также представители ЕС принимают участие в конференциях парламентариев Арктического региона; с 2005 г.

проводится ежегодная Конференция по проблемам судоходства в Арктике (Россия, Финляндия, Швеция, Норвегия, ФРГ, Канада, США); в 2008 и 2010 гг. состоялись встречи «Арктической пятерки» (главы МИД РФ, Канады, США, Дании и Норвегии).

В апреле 2012 г. на канадской авиабазе Goose Bay прошла первая встреча министров обороны и начальников генштабов, в которой приняли участие представители Канады, США, России, Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии и Исландии (Россию представлял начальник генштаба генерал армии Николай Макаров).

Подводя итоги, следует отметить, что Арктику вряд ли корректно сравнивать с Балтийским или же Средиземноморским регионом, в отношении которых Конвенция предусматривает необходимость регионального уровня регулирования. Однако справедливо ли отождествление Северного Ледовитого океана, например, с Индийским по таким параметрам, как площадь, глубины, экологическая уязвимость, наконец — история освоения и использования?

Как представляется, к Арктике должен быть применим особый формат управления, основанный на сочетании глобального и регионального подходов.

Учитывая тот факт, что в регионе тесно переплетаются экономические и политические интересы как России, так и других арктических государств – США, Канады, Дании, Норвегии, а также целого ряда стран Европейского союза и Тихоокеанского региона, их разрешение будет во многом определятся дальнейшей динамикой международного сотрудничества.

Арктика в системе современных международных отношений

  • Людмила Юрьевна Ананьева
  • Эксперт по предмету «Международные отношения»
  • преподавательский стаж — 10 лет

Стать автором

С нами работают 108 689 преподавателей из 185 областей знаний. Мы публикуем только качественные материалы

Как работает сервис?

Арктика – это северный полярный физико-географический регион Земли, который, примыкая к Северному полюсу, включает в себя окраины материков Северной Америки и Евразии, практически весь Северный Ледовитый океан с островами (за исключением прибрежных норвежских островов) и прилегающие части Тихого и Атлантического океанов.

Арктика считается одним из наиболее богатых ресурсами регионов нашей планеты. Площадь Арктического региона занимает порядка 27 миллионов квадратных километров. На протяжении многих лет он находится в центре внимания многих государств и остается объектом всевозможных споров (рисунок 1).

Рисунок 1. Притязания стран на Арктический шельф. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Первой и наиболее важной группой акторов системы международных отношений, имеющей притязания на Арктический регион и определяющей положение вещей в регионе, выступают 5 государств, официально имеющих арктический статус:

  • Российская Федерация;
  • Дания;
  • Норвегия;
  • США;
  • Канада.

Обладая побережьем в Северном Ледовитом океане, эти страны обладают преимуществами в освоении Арктики.

https://www.youtube.com/watch?v=QaTG0nLE-pw\u0026pp=ygUq0J_RgNCw0LLQvtCy0L7QuSDRgNC10LbQuNC8INCw0YDQutGC0LjQutC4

Вторая группа стран, напрямую не имеющих выхода к Северному Ледовитому океану, но находящихся в непосредственной близости от Полярного круга, включает в себя Финляндию, Швецию и Исландию.

В третью группу акторов входят международные организации стран Запада, которые, так или иначе, стремятся реализовать свои интересы в Арктике. К таким организациям, в первую очередь, относятся Европейский Союз и НАТО.

Четвертая группа акторов представлена заинтересованными в освоении Арктического региона странами Азии. К их числу относятся Китай, Индия, Япония, Южная Корея и др.

В Арктическом регионе тесно переплетаются политические и экономические притязания выше обозначенных стран и международных организаций. В долгосрочной перспективе их ключевой задачей считается освоение континентального шельфа. От этого в значительной степени зависит все дальнейшее развитие региона.

« Арктика в системе современных международных отношений» ???? Готовые курсовые работы и рефераты Купить от 250 ₽ Решение учебных вопросов в 2 клика Найти эксперта Помощь в написании учебной работы Узнать стоимость

Одними из причин столь высокого интереса стран к Арктике считаются глобальное потепление, сопровождающееся быстрым таянием вековых ледников, и наличие энергетических проблем, вызванных, прежде всего, дефицитом энергоресурсов на фоне динамичного развития восточных экономик и увеличения энергопотребления странами Запада, Латинской Америки и исламского мира. Особые надежды связаны с возможностью освоения в Арктике месторождений углеводородного сырья, ведь здесь расположено огромное количество неразработанных энергоресурсов (нефти и газа)..

Международно-правовой статус Арктики

В настоящее время на международном уровне правовой статус арктического пространства не регламентирован. Можно выделить несколько основных способов его разграничения, получивших наибольшую популярность в современном мире:

  • секторальный способ;
  • деление по срединной линии.

Секторальный способ разграничения пространства Арктики предполагает, что каждая арктическая страна может выделить свой сектор акватории Северного Ледовитого океана, включая острова, а его границы проходят по меридианам от Северного полюса до крайних точек побережья этих стран.

Деление Арктики по срединной линии предполагает деление акватории океана пропорционально протяженности береговой линии на равном расстоянии от побережья пяти арктических государств.

Таким образом, существует два основных подхода к определению правового режима Арктики. С одной стороны, Арктический регион может рассматриваться в качестве открытого моря со всеми вытекающими отсюда международно-правовыми последствиям.

С другой же стороны, Северный Ледовитый океан воспринимается мировым сообществом в качестве особого вида государственной территории 5 прилегающих к нему государств (России, Норвегии, Дании, США и Канады), которые разделили океан на полярные секторы, каждый из которых входит в состав государственной территории.

В настоящее время существует предложение перенести на Арктику правовой режим Антарктики и интернационализировать ее с общей доступностью для всех. Против этого активно выступают все арктические государства.

Есть еще один вариант – выделить циркумполярную зону ООН вокруг Северного полюса или совместить при делении Арктического региона подходы Конвенции ООН 1982 года, межрегиональные и региональные правовые каноны, исторические традиции и обычное право, обеспечив при этом сочетание секторального принципа, принципа равного отстояния и критерия пропорциональности.

Арктический регион в деятельности международных организаций

В системе международных отношений Арктика представляет собой довольно сложный и противоречивый регион.

С одной стороны, международно-правовой статус Арктики до их пор не определен, а в самом регионе стремительно растет конкуренция между основными игроками, стремящимися к усилению собственных позиций в Арктике.

С другой же стороны, ни один крупный проект в Арктической зоне не может быть реализован каким бы то ни было государством в одиночку, а, значит, требуется международное сотрудничество.

Помимо прочего, Арктика представляет для международного сообщества особый интерес с исследовательской точки зрения. Исследованием Арктики занимаются сотни научных организаций, таких, например, как Международный союз циркумполярного здоровья, Международный комитет по арктическим наукам, Исследовательская сеть по Северным регионам и многие другие.

В рамках международного сотрудничества друг с другом активно взаимодействуют межправительственные и неправительственные организации. В качестве примера можно привести Арктический совет, Совет Баренцева / Евроарктического региона или Конфедерацию парламентариев Арктического региона.

В целом справедливо говорить о том, что сотрудничество на международном уровне по вопросам изучения и освоения Арктической зоны довольно активно ведется по различным направлениям. В будущем оно будет лишь развиваться и расти.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу Дата написания статьи: 22.12.2021

  1. Людмила Юрьевна Ананьева
  2. Эксперт по предмету «Международные отношения»
  3. преподавательский стаж — 10 лет

Стать автором
Задать вопрос

С нами работают 108 689 преподавателей из 185 областей знаний. Мы публикуем только качественные материалы

Как работает сервис?
Правовой режим арктики Трудности с написанием работы?

Эксперты на Автор24 помогут сделать любую учебную работу!

Наши статьи цитируют

Научные журналы

Научные журналы Учебные учреждения Электронные образовательные системы СМИ

Электронные образовательные системы

Решение любого учебного вопроса за 300₽

Задать вопрос  эксперту

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу «ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд

Попробовать

Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot

40. Международно-правовой режим Арктики и Антарктики

Антарктика
— это южная полярная область, простирающаяся
от Южного полюса до 60-й параллели южной
широты. Она охватывает, собственно,
материк Антарктида и прилегающие к нему
участки Атлантического, Индийского и
Тихого океанов, включая расположенные
там острова.

Антарктида представляет
собой материк площадью около 14 млн. кв.
м, что составляет одну десятую площади
суши земного шара. Она содержит богатые
минеральные ресурсы, имеет большое
научное и военное значение. Открыта и
впервые исследована она была в 1818 — 1820
гг.

российской экспедицией под руководством
Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. С
начала XX века несколько государств
заявили претензии на части материка
(Великобритания, а затем Австралия,
Новая Зеландия, Франция, Норвегия,
Аргентина и Чили).

Читайте также:  Сохранение культурного наследия

Претензии не были
признаны другими странами.

В
целях определения международно-правового
режима континента в 1959 году был заключен
Договор об Антарктике с участием СССР.
В нем участвуют свыше 30 государств, в
том числе все великие державы.

В дальнейшем
Договор дополнили рядом соглашений
относительно использования ресурсов
Антарктики, которые основаны на Договоре
и образуют с ним единую систему. Договор
об Антарктике, подписан в г.

Вашингтоне
1 декабря 1959 года, вступил в силу 23 июня
1961 года, ратифицирован СССР.

Договор
установил режим нейтрализованной и
демилитаризованной территории. Антарктика
используется только в мирных целях.
Запрещено создавать военные базы,
проводить маневры, испытывать оружие.

Закреплена свобода научных исследований.
Сфера действия Договора включает не
только материк, но и все шельфовые
ледники, а также участки открытого моря.

Надо полагать, что Договор распространяется
и на континентальный шельф.

Для
содействия реализации целей и принципов
Договора учреждено Консультативное
совещание, представляющее свои
рекомендации правительствам. Оно
подготовило ряд конвенций о ресурсах
Антарктики.

Живые
ресурсы охраняются несколькими
конвенциями. Наиболее общей является
Конвенция о сохранении морских живых
ресурсов Антарктики 1980 года.

Согласно
Конвенции все виды живых организмов
могут быть объектом промысла при условии
сохранения численности любой популяции
не ниже уровня, обеспечивающего ее
устойчивое положение, нанесения ущерба
экосистеме в целом.

Для наблюдения
создана Комиссия по сохранению морских
живых ресурсов Антарктики.

Минеральным
ресурсам посвящена Конвенция по
регулированию освоения минеральных
ресурсов Антарктики 1988 года. Освоение
ресурсов не должно наносить ущерба
природной среде. Контроль осуществляется
Комиссией по минеральным ресурсам
Антарктики.

В
1991 году в качестве дополнения к Договору
об Антарктике был подписан Мадридский
протокол об охране окружающей среды
(Россия участвует). Зона действия Договора
была объявлена природным заповедником,
предназначенным для мира и науки. В нем
установлен строгий режим защиты
окружающей среды и охраны целостности
экосистем.

Наиболее
сложно решался вопрос о территориальных
претензиях. Выход был найден путем
компромисса. Договор об Антарктике не
оказывает влияния на заявленные
претензии. С другой стороны, он не наносит
ущерба и позиции государств, не признающих
эти претензии.

Никакая деятельность на
континенте не может служить основанием
для претензий. Иными словами, вопрос
был заморожен.

СССР неоднократно заявлял
о непризнании претензий на участки
Антарктики и оговаривал свои права,
основанные на первооткрытии и научном
освоении материка. США также отказались
признать претензии и не раз подчеркивали
необходимость интернационализации
Антарктики.

Неприсоединившиеся страны
на своих конференциях принимали резолюции
о необходимости интернационализации
Антарктики путем объявления ее общим
наследием человечества.

Поскольку
на Антарктику не распространяется
территориальная юрисдикция государств,
то пребывающие там люди находятся под
персональной юрисдикцией своего
государства.

В
целом основанная на Договоре об Антарктике
система представляет пример того, чего
способны достичь государства при наличии
воли к сотрудничеству. Удалось создать
эффективный механизм, обеспечивающий
сохранность жизненно важного для всего
человечества региона.

Арктика
— расположенная вокруг Северного полюса
область земного шара, включающая Северный
Ледовитый океан с островами и прилегающие
части Атлантического и Тихого океанов.
В него входят также северные части
материков Евразия и Северная Америка
в пределах полярного круга.

Арктическими
странами являются Россия, Канада, США
(благодаря Аляске), Дания (благодаря
Гренландии), Норвегия, а также Исландия,
Финляндия и Швеция.

Эти страны внесли
наибольший вклад в исследование и
освоение Арктики, которая является
уникальной во многих отношениях —
экологическом, экономическом,
военно-политическом.

Арктика
оказывает существенное влияние на
формирование климата и погоды Северного
полушария.

Арктические пространства и
находящиеся там природные ресурсы,
включая крупные месторождения нефти и
газа, приобретают все большее значение
для приарктических государств.

Арктике
принадлежит важная роль и с точки зрения
военно-стратегической безопасности.
Растет ее значение для международных
сообщений. Все это объясняет то повышенное
внимание, которое уделяется режиму
Арктики в последние годы.

В
силу своего географического положения
и исторических причин приарктические
страны традиционно исходят из наличия
у них особых интересов и соответственно
приоритетных прав при определении
правового режима арктических пространств
и их использовании.

Правовой
режим Арктики определяется международным
правом, а также законами арктических
государств. В 1925 году Канада приняла
дополнения к Закону о северо-западных
территориях.

В соответствии с ними
иностранным государствам и их гражданам
запрещено осуществлять какую-либо
деятельность в пределах Канадской
Арктики без разрешения властей Канады.

Были определены и географические границы
Канадской Арктики.

Постановлением
Президиума ЦИК СССР 1928 года «Об объявлении
территорией Союза ССР земель и островов,
расположенных в Северном Ледовитом
океане» было провозглашено право СССР
на все земли и острова, открытые и еще
не открытые, в пределах устанавливаемых
географических границ.

Исключение было
сделано для восточных островов
Шпицбергенского архипелага, принадлежность
которого Норвегии была определена
Парижским договором о Шпицбергене 1920
года. Советская Россия не была приглашена
для участия в разработке этого договора.

СССР присоединился к нему только в 1935
году.

Так
родилась концепция арктических секторов,
согласно которой обладающее арктическим
побережьем государство имеет особые
права в своем секторе.

Сектор представляет
собой треугольник, основанием которого
является побережье соответствующего
государства, а сторонами — линии,
проходящие по меридианам к Северному
полюсу. Другие арктические государства
не пошли по этому пути.

Соответствующие
вопросы регулируются их законами о
континентальном шельфе, экономической
зоне и другие.

Установленные
Канадой и Россией полярные сектора
означают, что находящиеся в них земли
и острова, как открытые, так и неоткрытые,
принадлежат этим государствам. Что же
касается режима морских пространств
Арктики, то он является общим, правда,
с некоторой спецификой.

Во-первых,
природа Арктики особенно чувствительна
к отрицательным воздействиям. Поэтому
приарктические государства издали
законы об охране природной среды региона.
В России действует Указ Президиума
Верховного Совета СССР от 26 ноября 1984
года N 1398-XI «Об усилении охраны природы
в районах Крайнего Севера и морских
районах, прилегающих к северному
побережью СССР».

На
Арктику распространяется общее положение
Конвенции по морскому праву 1982 года,
закрепившее право прибрежного государства
принимать и обеспечивать соблюдение
недискриминационных законов и правил
по предотвращению, сокращению и сохранению
под контролем загрязнения морской среды
с судов в покрытых льдами районах (статья
234). Это право действует в пределах
исключительной экономической зоны.

Вторая
особенность режима арктического моря
касается прибрежного судоходства.
Норвегия и Канада установили своими
законами особый режим для такого
судоходства. В России об этом говорится
в Законе о морских водах (статья 14).

Северный морской путь рассматривается
как исторически сложившаяся национальная
единая коммуникация Российской Федерации.
Протяженность этой коммуникации примерно
35000 морских миль. Она проходит также
через участки открытого моря.

Пользование
осуществляется в соответствии с законами
и договорами России, а также Правилами
плавания по трассам Северного морского
пути, утверждаемыми Правительством РФ.

В
соответствии с Правилами плавания по
трассам Северного морского пути 1991 года
этот путь открыт для международного
судоходства. Осуществляется оно с
согласия и под контролем российских
властей. Центральное положение среди
них занимает Администрация Северного
морского пути.

Начато
формирование международных органов,
занимающихся, прежде всего, охраной
окружающей среды в Арктике. Создан Совет
Баренцева Евроарктического региона
(1993 год) и Арктический совет (1994 год).

  1. Государственные границы: определение, классификация, порядок уста­новления, изменения, охраны по законодательству РФ.

Государственная
граница — юридически обоснованная
условная линия, определяющая пределы
государственной территории.

Поскольку
граница определяет пределы не только
поверхности, но также недр воздушного
пространства, то фактически она напоминает
нечто подобное воронке, обращенной
узким концом к центру Земли. Внутри этой
воронки находится опрокинутый конус
государственной территории.

Значение
границ, прежде всего, тем и обусловлено,
что они определяют пределы территории.
Юридическое оформление границы является
одновременно и закреплением права на
расположенную за ней территорию. Границы
определяют пределы территориальной
юрисдикции.

Взаимное
уважение границ — необходимое условие
мира. Международное право обязывает
воздерживаться от любых посягательств
на границы других государств, от любых
требований или действий, направленных
на захват части или всей территории
любого государства. Границы могут
изменяться в соответствии с международным
правом, мирным путем и по соглашению.
Этому посвящен принцип нерушимости
границ.

Линия
прохождения границы и ее режим закрепляются
договорами пограничных государств.

Читайте также:  П. 7 ч. 1 ст. 77 выплаты

Известны также случаи, когда традиционная
граница признается без договорного
оформления, опирается на сложившиеся
нормы обычного права.

В спорах по поводу
традиционных границ международные
судебные органы, как правило, выносят
решения, подтверждающие такие границы.
Протест государства может предотвратить
признание фактической границы
традиционной.

Закон
РФ «О Государственной границе Российской
Федерации» исходит из необходимости
договорного закрепления границ.

При
этом Российская Федерация руководствуется
принципами обеспечения безопасности
собственной и международной, взаимовыгодного
сотрудничества с иностранными
государствами, взаимного уважения
суверенитета, территориальной целостности
государств и нерушимости государственных
границ, мирного разрешения пограничных
вопросов (статья 2).

Закон подчеркивает,
что законодательство о границе
основывается на международных договорах.
Более правильно было бы указать в
качестве основания на международное
право в целом. Целый ряд статей Закона
воспроизводит нормы общего международного
права.

Детально
позиция России в отношении границ
раскрывается в Основах пограничной
политики РФ, утвержденных Президентом
РФ 5 октября 1996 года и представляющих
собой систему официально принятых
взглядов. Основы соответствуют
международному праву, в частности
подтверждают принцип нерушимости
границ.

Оформление границы «осуществляется
на основе универсальных принципов
международного права». В соответствии
с международным правом решается вопрос
о границе с новыми независимыми
государствами, образовавшимися на
территории СССР.

Она «совпадает с
прежними границами административно-территориального
деления СССР».

Принято различать
сухопутные, водные и воздушные границы,
а также границы недр.

Сухопутные границы
предпочитают проводить по характерным
точкам, линиям рельефа или ясно видимым
ориентирам.

Известны также
так называемые географические границы,
совпадающие с меридианами и параллелями
географической сетки. Такими являются
границы арктического сектора России.

Правовой статус Арктики и Антарктики

Абрамов, П. С. Правовой статус Арктики и Антарктики / П. С. Абрамов, М. А. Данцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 489-490. — URL: https://moluch.ru/archive/416/92203/ (дата обращения: 20.07.2023).



Данная статья посвящена анализу юридического статуса Арктики и Антарктики. Рассмотрена история определения правового статуса данных регионов посредством взаимоотношения государств.

Ключевые слова: Арктика, Антарктика, правовой статус, геополитика, территория.

Чтобы рассмотреть правой статус Арктики и Антарктики, нужно дать понятия этих объектов.

Арктика — единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры [1].

Антарктика — южно-полярный континент Земли, контингентированный с севера антарктической конвергенцией. К ней относятся Антарктида и соседствующие острова, окрестности Тихого, Атлантического и Индийского океанов [2]. Первооткрывателями Антарктиды являются М. П. Лазарев и Ф. Ф.

Белинсгаузен, которые обнаружили южную полярную область в ходе морского плавания в XIX веке.

Почему же два эти объекта являются под пристальным вниманием? Это связано с ограниченностью ресурсов в будущем, именно тут разворачивается «война» различных социальных, национальных и экономических интересов.

Говоря о статусе южно-полярного региона в наше время, то основой его статуса является принятый Договор об Антарктики, который был заключен в 1959 году.

Сторонами выступили: США, СССР, Норвегия, Франция, Новая Зеландия, Великобритания, Бельгия, Аргентина, Южноафриканский союз, Чили, Австралия, Япония. Созыв, на котором был заключен договор (вступил в июле 1961 г.

) обладал определенной необходимостью — противостоянием между странами за данную территорию. Конференция в Вашингтоне позволила преодолеть территориальные проблемы, которые охватывали участников созыва.

К чему пришли участники конференции? Были урегулированы следующие вопросы:

  1. ни одно государство не обладает суверенитетом в районах Антарктики, это одно из первых отличий правового режима Арктики и Антарктики;
  2. об отказе своих претензий каждой страны на территориальное пространство Антарктики;
  3. составные части соглашения не должны причинять вред взглядам государств-сторон по поводу сохранения независимости Антарктики.

Можно сделать вывод, что соглашение по сути является инструментом, который придает Антарктике статус территории, которая является открытой для всех участников, даже которых нет в соглашении.

Придание такого статуса Антарктике позволяет приравнять к такому юридическому статусу как: открытое море, воздушное или космическое пространство.

Это является основным правовым отличием Арктики и Антарктики.

Можно сказать, что основным результатом конференции в Вашингтоне стало формирования основных принципов, действующих в этом районе:

  1. свобода научных исследований и сотрудничества международного уровня;
  2. качественная региональная безопасность. В этом аспекте существенное сходство правового режима Арктики и Антарктики;
  3. мирное использование антарктической зоны. Запрещается размещение войск и применения оружия на территории.

При определении правового статуса морских пространств Арктики, используются принципы международного права, относящиеся к Морскому океану.

Основными источниками регулирования данного вопроса является Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. и Женевская конвенция по морскому праву 1958 г.

Таким образом, суверенитет иных государств распространяется на участки, которые омывают и примыкают к сухопутным образованиям этих государств.

Из сведений, полученных геологической службой США, 22 % мирового запаса углеводорода находится под водами Северно-Ледовитого океана [3]. В сравнении с Антарктикой, юридический статус Арктики не регламентирован международным договором. В силу того, что отсутствует регулирование правого режима Арктики, то многие государства решительно просят пересмотра, сложившегося в Арктике statysquo [4].

В 2020 году правовой статус основывается на нормах международного и национального права. В список государств, признанных арктическими, относятся: Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция.

К правовым актам, регулирующие вопросы Арктики, относятся: Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Чикагская конвенция о гражданской авиации 1944 г.

, Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах 1963 г.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что отличие Арктики от Антарктики заключается также в отсутствие международно-правового акта, определяющего статус Арктики в целом.

Наиболее обширными арктическими территориями обладает Канада и Россия. Канада стала первой, кто закрепила такую инициативу на законодательном уровне в 1925 году, после был принят ряд законодательных актов, которые базировались на секторальной системе.

Секторальная система Канады означает то, что суверенитет этого государство распространяется в определенном секторе, а именно вершина Северного полюса, а сторонами — меридианы 60° и 141° з.д.

Россия сделала по аналогии в 1926 году, Президиум ПИК СССР закрепил, что все «как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова» расположенные в Северном Ледовитом океане до Северного полюса в пределах между меридианами 32° 04' 35″ в.д. и 168° 49' 30″ з.

д. будут принадлежать СССР. США были негативно настроены к позиции Канады и России и выступили против секторальной системы.

Решение двух подходов было найдено в ст. 234 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В 1996г.

была подписана Декларация о создании Арктического совета, в новую региональную международную организацию входят: Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция [6].

Основные цели деятельности совета: сотрудничество по общеарктическим вопросам, разработка, координация и контроль за выполнениями условий развития Арктики.

Новым участником в структуре Арктического совета являются неправительственные организации коренных народов Севера. Что касается государств, которые не входят в совет, то они могу принимать участие в качестве наблюдателей.

Также появляется новый участник в структуре Арктического совета, а именно неправительственная организация коренных народов Севера. Что касается государств, которые не входят в совет, то они могу принимать участие в качестве наблюдателей.

Заключение

Исходя из всего вышесказанного, нужно сделать выводы. России нужно заняться вопросом укрепления суверенитета над конкретным сектором Арктики, чтобы в дальнейшем использовать территорию в определенных целях. Но здесь могут возникнуть проблемы, связанные с экономической и инфраструктурной экспансией Китая, Индии и других неарктических стран.

По поводу этого высказался Лавров 9 апреля 2019 года на V Международном арктическом форуме «Арктика — территория диалога»: «Мы убеждены, что в Арктике нет конфликтного потенциала и все возникающие здесь вопросы могут и должны решаться политическим путем за столом переговоров», — отметил министр [5].

Литература:

  1. Арктика // Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Советская Энциклопедия, 1970. — Т. 2. Ангола — Барзас. — С. 203–205.
  2. Атлас Антарктики. Т. II. Л.: Гидрометеорологическое издательство. 1969. 598 с.
  3. Международно-правовой статус Арктики. Досье // Информационное агентство ТАСС [Электронный ресурс] URL: http://tass.ru/info/895685 (Дата обращения: 07.09.2020)