Право на управление мотоциклом
Что такое водительская категория А, чем она отличается от остальных, что в неё входит? Какими видами транспорта можно управлять её обладателю? Какие отметки делались в старых и делаются в новых правах? Сколько продолжается и стоит обучение? Кто допускается к управлению?
Ответы на все вопросы в предлагаемой статье.
Что такое категория А
Водительские удостоверения – документы, удостоверяющие право физического лица управлять автотранспортными средствами – подразделяются на несколько групп или категорий. В зависимости от величины, мощности, грузоподъёмности и пассажировместимости возрастают требования к водителю, его подготовке и квалификации, а в некоторых случаях – возрасту и стажу.
Среди всех типов транспорта выделяются мотоциклы. Они отличаются наличием двух колёс
(или трёх, при наличии бокового прицепа-коляски)
и специфических особенностей посадки и рулевого управления.
Сидят на мотоциклах верхом, а руль имеет вид не круглой автомобильной «баранки», а горизонтальной перекладины. Он жёстко связан с управляемым (передним) колесом, углы поворота у них абсолютно идентичны.
Никаких 2-3-4 автомобильных оборотов от упора до упора нет и в помине. На какой угол повернут руль, на такой же и колесо.
Впрочем, выполнение манёвра, особенно на высокой скорости, обеспечивается не только вращением рулевой колонки, но и наклоном корпуса.
Эти характерные черты послужили основанием для выделения мотоциклов в отдельную транспортную группу, требующую особых навыков управления. Для их подтверждения и получения разрешения на управление нужны права категории А.
Бланки водительских прав со временем меняли внешний вид и наполнение. До 2014 года в них присутствовала просто категория А, открывавшая доступ ко всему, что имело мотор, возможность двигаться и хоть как-то подходило под определение мотоцикла – от тинеджерского «тырчика» (велосипеда с моторчиком) до мощного гоночного байка (сокращение от английского bicycle – двухколёсный).
Для обеспечения безопасности на дорогах в 2014 году была введена дифференциация. В рамках категории прав А появилась подкатегория А1. Кроме неё была введена совершенно новая – М.
Тем, у кого на момент введения изменений был документ старого образца, срочно бежать в ГИБДД и обменивать его на новый не надо. Имеющийся остаётся действительным до окончания срока, обозначенного на тыльной стороне в столбце 11.
При оформлении в установленное время нового в него будет внесено разрешение в соответствии с данными медицинского заключения. Если нежелательно себя ограничивать, следует проследить (попросить, настоять), чтобы в нём было разрешение просто на получение категории А без дополнительных уточнений.
Чтобы получить развёрнутый и всесторонний ответ на вопрос, надо для начала детально познакомиться с содержанием одного из основных первоисточников – российским законом № 196, регламентирующем безопасность езды по дорогам, конкретнее к его 25 статье.В ней интересующие категории подразделяются следующим образом:
- А – мотоциклы (вообще, т. е. без конкретизации по типоразмерам)
- А1 – тоже мотоциклы, но с ограничением технических параметров:
- Объём мотора – до 125 кубиков
- Мощность – до 11 киловатт (14,6 л. с.)
- М — Лёгкие квадрициклы (мощность – до 4 кВт, объём – до 50 куб. см, масса – до 350 кг, скорость – до 45 км/ч) и мопеды. Максимальные характеристики приведены в соответствии с информацией, взятой из стандарта 51815
- В1 – квадрициклы и трициклы
Далее, в пункте 7 25-й статьи говорится, что открытие категории А разрешает ездить за рулём автомототранспорта, относящегося к категориям А1 и В1. При этом делается оговорка, что трициклы и квадрициклы (В1) в отличие от ВС должны иметь мотоциклетную посадку или (!) руль, т. е. хотя бы что-то одно.
Примечание! К управлению лёгкими квадрициклами и мопедами (М) допускаются все имеющие российские права с любой открытой категорией. Специальной отметки АМ не требуется.
Чтобы получить категорию А будущие водители должны соответствовать установленным возрастным и медицинским критериям.
Часть условий, которым необходимо соответствовать, чтобы иметь возможность получить категорию А, изложены в 26 статье 196 закона. При этом учитываются технические различия мототранспорта входящих подкатегорий.
Для сдачи на категорию А будущему водителю должно быть не меньше 18 лет. Чтобы оседлать менее мощный мотоцикл, относящийся к А1, достаточно преодолеть 16-летний рубеж.
Медицинские критерии для мотоциклистов установлены правительственным постановлением 1604. Ограничения по состоянию здоровья выделены в разделе I специального «Перечня». Они перечислены в 11 пунктах. Среди них наиболее часто встречаются и потому наиболее интересны следующие:
- Показатель зрения по таблице: не меньше 0,6 у лучшего глаза и 0,2 у худшего.
- Если один глаз совсем не видит, у другого зрение должно быть не хуже 0,8
- Нет 2 фаланг пальцев на правой руке или 3 на левой или 2 на большом пальце любой руки
- Нога укорочена на 6 см, при этом её длина не меньше 75 см
- Прочие отклонения, перечисленные в разделе, встречаются реже, поэтому в этой статье они не перечисляются.
- Приведённые критерии относятся к управлению транспортными средствами именно с мотоциклетными посадкой или рулём.
- Для того чтобы сдать на категорию А необходимо представить в ГИБДД, а до этого в автошколу, предусмотренный законодательством комплект документов. В него входят:
- Заявление
- Паспорт или его равноценная замена
- Медицинское заключение с отметкой об отсутствии запрета водить мототранспорт категории А
- Свидетельство о прохождении предусмотренного обучения
- Квитанции об оплате госпошлины
- 2 фотографии 3*4, если фотографирование не производится при выдаче прав.
При поступлении на подготовительные курсы можно не предоставлять весь требуемый набор, но лучше запастись всем необходимым – особенно медсправкой, официально именуемой медицинским заключением – заранее.
Это позволит не тратить понапрасну время и деньги, если найдутся серьёзные обстоятельства, препятствующие достижению желаемого результата.
Лучше вместо подразделения ГИБДД обратиться к профильному врачу, привести себя в порядок, чтобы потом снова вернуться к отложенному вопросу.
Внимание! Категорически не рекомендуется решать вопрос с медицинским заключением договорным путём. Дорога не прощает незамеченных деталей или неспособности своевременно нажать нужный рычаг. Купленная справка может привести к потере здоровья, свободы и даже жизни. Не надо рисковать!
На основании 1-го пункта 26 статьи российского закона 196 для того, что бы быть допущенным к сдаче экзаменов на категорию А (как и на любую другую) необходимо предварительно пройти курс обучения в лицензированной автошколе.
Внимание! Сдача на права экстерном не разрешена.
Программа – объём и содержание – учебного процесса должна соответствовать «Примерному учебному плану», утверждённому Приказом Минобрнауки № 1408 в качестве основы подготовки водителей для сдачи на категорию А.
В рекомендуемую программу входит изучение:
- Законодательных основ в области дорожного движения
- Начал водительской психофизиологии – времени реакции, изменения дорожной ситуации и т. д.
- Основных приёмов вождения транспорта применительно к двухколёсным экипажам
- Основы медицинской помощи участникам дорожного движения
- Устройство мототранспорта, основы технического обслуживания, устранения простейших неисправностей
- Практические занятия
Ограниченность приёмов ремонта связана со сложностью современного транспорта и невозможностью проведения значительной части операций вне специализированных станций техобслуживания с квалифицированным персоналом, оснащённых необходимым оборудованием.
Продолжительность учебного процесса, обозначенная в «Примерном плане», показывает лишь непосредственное нахождение в лекционной аудитории и на автодроме. Сколько учиться на категорию А в реальности зависит от структуры и организации автошколы, количества одновременно принятых групп курсантов, наличия преподавательского состава, технической оснащённости и других факторов.
Некоторые школы предлагают особо привлекательные на первый взгляд условия. У них на видном месте лозунг «Быстро и дёшево!» Суммы ниже средних почти вдвое, а срок достигает 2 недель.
Важно! Полноценное обучение не может быть быстрым.
Кроме занятий с преподавателем нужно ещё и самостоятельное изучение и закрепление материала.
Это требует изрядного времени – не просто зазубрить ответы на экзаменационные билеты, но выучиться понимать ситуацию на дороге, быстро и адекватно на неё реагировать.
Не обладающие достаточными знаниями и навыками, когда требуется просто их официальное подтверждение, не должны клевать на такие «выгодные предложения». Эта экономия не оправдана и впоследствии обойдётся гораздо дороже.
Средняя стоимость прав категории А составляет 10000 рублей. Возможны небольшие колебания в большую и меньшую стороны. Отучиться индивидуально обойдётся существенно дороже.
Внимание! 1. В некоторых автошколах в цену не входит специальное оборудование – шлем, наколенники и налокотники, так называемая «черепаха» — панцирь, защищающий корпус. Эти моменты требуется уточнять по месту учёбы. 2. В стоимость, как правило, не входит пошлина за получение прав категории А. Это надо иметь в виду, планируя свой бюджет.
Обычный срок обучения составляет от 2 до 4 месяцев. Конкретные цифры зависят от интенсивности процесса. Ежедневные занятия проходят быстрее. Учёба в режиме выходного дня, когда курсанты посещают уроки только в субботу и/или воскресенье, длится существенно дольше.
После окончания обучения курсанты, успешно овладевшие программой и справившиеся с внутренними испытаниями, допускаются к сдаче экзаменов в РЭО ГИБДД.
Экзаменационный процесс разделён на две части – теоретическую и практическую, причём ко второму этапу бывают допущены только успешно преодолевшие первый.
Теоретическая проверка знаний заключается в ответах на вопросы экзаменационных билетов. Каждому экзаменующемуся предлагается задание из 20 вопросов с несколькими вариантами ответов, из которых 1 верный. Тематика охватывает весь спектр учебной программы – от разбора дорожных ситуаций до приёмов оказания первой помощи.
На обдумывание даётся 20 минут. Разрешается допустить 2 ошибки. При таком результате теоретическая часть экзамена считается успешно сданной, и курсант переходит к практике.
Мотоцикл по сравнению с автомобилем имеет особенность – у него нет возможности установить дублирующие органы управления. В истории зафиксированы попытки создать подобную конструкцию. Были даже изготовлены отдельные образцы, но они так и остались мотоциклетной экзотикой.
В связи с этим вся экзаменационная процедура проводится на автодроме без выезда на городские дороги.
В программу входит:
- Упражнения на маневрирование:
- Езда восьмёркой
- Змейкой
- В ограниченном коридоре
- Въезд на парковку и выезд с неё
- Остановка с посадкой и высадкой пассажиров.
При успешном выполнении всех элементов экзамен считается сданным.
Получать права приглашают в этот же день или спустя некоторое время.
- Категория А позволяет управлять мотоциклами, мопедами, квадрициклами с мотоцикленой посадкой (верхом) или рулём.
- В старом удостоверении была общая отметка – А. В новом кроме неё введены подкатегории А1, В1, М.
- Для права управления категорией А водитель должен быть не моложе 18 лет, А1 – 16 лет.
- Для управления мототранспортом категории А водитель должен иметь зрение не хуже 0,6 одного глаза и 0,2 другого. Если видит только 1 глаз, острота зрения должна быть не хуже 0,8.
- Не допускается отсутствие больше 2 фаланг на пальцах правой руки и 3 на левой; укорочения ноги больше 6 см и длина меньше 75 см.
- Стоимость обучения в среднем составляет 10000 рублей, продолжительность 2-4 месяца.
- Экзамены состоят из 2 частей – теоретической и практической. Практическая часть сдаётся на автодроме без выезда в город.
Как научиться ездить на мотоцикле, как получить права на мотоцикл 2023
Права категории «А» дают водителю право управлять мотоциклом. Они одни из самых простых в получении. Мотоциклы с маленьким объемом двигателя, а также мопеды доступны для езды уже с 16 лет, но только при открытых категориях М или А1.
Мощные мотоциклы и мотоциклы с коляской можно водить с 18 лет. Обучение даётся проще тем, кто знает правила дорожного движения или уже имеет открытую категорию В.
Обучение категории А включает в себя то же, что и категории В – автомобиль, отличие только в контрольных упражнениях при практической учебе вождения и стоимости подготовки.
Учеба езде на мотоцикле существенно дешевле и стоит в районе 10-15 тысяч рублей.
Конечно, не считая того, что потом вам придется разориться на оплату медкомиссии (примерно 2000 рублей) и госпошлину за получение прав (пока еще 2000 рублей).
Обучение езде на мотоцикле проходит в несколько этапов. Первый этап общий для всех категорий водительского удостоверения: изучение правил дорожного движения.
Учить ПДД для последующей сдачи экзамена в ГИБДД можно как в автошколе, так и самостоятельно – в книжных магазинах ежегодно обновляются пособия, содержащие правила. Это важно – не стоит пытаться изучать правила по устаревшим учебникам.
Второй этап – обучение вождению на мотоцикле. Для многих начинающих водителей сам по себе мотоцикл выглядит пугающе, ведь известно, что нередко падения или столкновения на большой скорости становятся причинами инвалидности или смерти.
Поэтому к сдаче экзамена лучше подходить с наработками практического опыта. Понятно, что кататься по городу на имеющемся в распоряжении двухколесном «коне» не лучший вариант, где научиться ездить на мотоцикле – это чревато или аварией или административным взысканием от сотрудников ГИБДД.
Вождению на мотоцикле обучают только на автодроме. Разумеется, как в машине, рядом с вами не будет никто сидеть. Инструктор объяснит манёвры, а вы будете отрабатывать их самостоятельно на учебном ТС под его контролем.
Также читайте: Как выбрать автошколу
Полный курс обучения делится на теорию и практику. Согласно законодательству, на полную подготовку к экзамену уходит 2,5 месяца.
- На теоретические занятия придется потратить не менее 108 часов. Правила дорожного движения едины для всех. Поэтому вам, как и будущим автолюбителям, буду объяснять категории дорожных знаков и то, как правильно читать каждый из них. Также расскажут о работе светофоров и правилах первой медицинской помощи на дорогах. Кстати, раздел «Медицина» зачастую объясняет реальный врач, работающий в скорой помощи катастроф. На такие занятия выделяют обычно часа 4, не больше. Помимо этого, вместе с преподавателем вы прорешаете билеты, которые встретятся на экзамене. По ходу учебы вам будут подробно объяснять, какой билет и как решается. То есть, от вас, по-хорошему, требуется только присутствие и нормальная память.
- Практические занятия вы проведете на автодроме. На вождение отводится, в среднем, 18 часов. Всё зависит от автошколы, где будете проходить обучение. Инструктор научит вас выполнять следующие упражнения: «Габаритный коридор», «Габаритный полукруг», «Разгон – торможение». Другими словами, надо будет тронуться с места на первой передаче скорости в стартовых воротах. Далее проехать по прямой, доехать до контрольной стойки, подать сигнал левого поворота, вытянув левую руку вверх, и, миновав стойку, опустить руку. Аналогично необходимо будет сделать полукруг, переключить скорости с низкой на более высокую и остановиться на финишной линии, подав сигнал.
Также задействуют упражнения «Змейка» (проехать змейкой, объезжая разметочные конусы), «Колейная доска» (проехать прямо по колейной доске), «Движение с малой скоростью» (тут всё понятно) и «Габаритная восьмёрка» (проехать сначала по прямой в габаритном коридоре, затем по траектории восьмерки и вернуться на финиш). Эти же задания предстоит выполнить и на экзамене.
Будьте внимательны. Поскольку инструктор сидит не рядом, а наблюдает за вашим движением, стоя на дороге, он очень хорошо видит любые малейшие погрешности.
Также читайте: Сроки и стоимость обучения в автошколе
Опытные байкеры рекомендуют для обучения курсы в автошколе, обучающей на права категории А. Вождению мотоцикла учат в подавляющем большинстве автошкол, а экзаменационные упражнения не всегда сразу даются даже тем, кто уже имел дело с таким транспортом.
Всего практический экзамен в ГИБДД включает в себя пять упражнений:
- маневрирование в ограниченном пространстве;
- торможение и остановка при движении на различных скоростях, включая экстренную остановку;
- парковка транспортного средства и выезд с парковочного места;
- остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров;
- проезд регулируемого перекрестка.
Для успешного преодоления финального экзамена в автошколе каждый курсант проходит как теоретические, так и практические занятия. В ходе обучения будущий мотоциклист наезжает 10 часов – пять практических занятий по два часа, а также изучает теорию на протяжении 16 часов. Это не очень много, однако учеба на мотоцикл проходит интенсивно, что позволяет сдать непростой экзамен.
Также читайте: Можно ли получить права без посещения автошколы
Сдача практического экзамена
Если для получения удостоверения категории B необходимо сдать автодром и город, то для категории А нужен только автодром. Экзамен на управление мотоциклом мало изменился за последние годы, и, как правило, транспортное средство для преодоления испытаний предоставляет ГИБДД.
Зачастую это «пожилой» мотоцикл отечественного или же японского производства. Если экзамен проходит в маленьком населённом пункте, инспекция может предоставить возможность сдать экзамен на своём мотоцикле, но в больших городах такой возможности, как правило, не предусмотрено.
Обычно разметка для прохождения экзамена заранее нанесена на площадку, условия прохождения строгие: минимальная скорость и полное соблюдение всех указаний инспектора.
Небольшой лайфхак: если есть возможность выбрать экзаменационный мотоцикл, лучше брать тот, который слабее. Экзамен на мотоцикле сложнее экзамена на авто в том смысле, что здесь намётанный глаз инспектора видит даже мельчайшие ошибки, и за это снижаются баллы.
После идеального выполнения всех упражнений курсант может сразу же в здании ГИБДД получить права категории А.
Если после получения заветной корочки вы решите приобрести подержанный мотоцикл, обязательно проверьте его историю с помощью сервиса Автокод. Сделать это можно по VIN-номеру всего за 2 минуты.
Перед заключением договора купли-продажи советуем также проверить владельца авто через специальный сервис. Проверка покажет, есть ли у продавца проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства. Если обнаружатся серьезные проблемы, от сделки лучше отказаться. Посмотреть пример отчета
Также читайте: Можно ли получить права в другом городе
Права на мотоцикл — 2023: как сдать экзамены и получить категорию А
МОСКВА, 18 апр — РИА Новости. Как известно, управление любым транспортным средством возможно только при наличии соответствующего документа. Это касается и мотоциклов, на данный вид транспорта права выдают с 18 лет, а обучение можно проходить уже с 16-летнего возраста. Как сдать экзамен на права на мотоцикл и открыть категорию А — в материале РИА Новости.
https://www.youtube.com/watch?v=LxKbemCA9Sw\u0026pp=ygU50J_RgNCw0LLQviDQvdCwINGD0L_RgNCw0LLQu9C10L3QuNC1INC80L7RgtC-0YbQuNC60LvQvtC8
Права категории А дают возможность управлять мотоциклами, мопедами, трициклами, квадрициклами. Для этого следует пройти обучение в автошколе. Даже если водитель уже открыл категории В и С, то для получения категории А все равно придется посещать курсы.
С правами категории А можно ездить на транспортном средстве с тремя или четырьмя колесами, массой максимум 400 кг, максимальной мощностью до 125 л.с. и не более 11 кВт. К этим ТС относят: мотоциклы, квадрициклы, трициклы и мопеды.
Мотоциклы имеют мощность двигателя до 11 000 Вт и объем силовой установки до 125 лошадиных сил. В ГИБДД выдают подкатегорию А1 (входит в категорию А) тем, кто планирует ездить на мотоцикле, скутере, мотороллере. Ее особенность в том, что она открывается с 16 лет.
Квадрициклы представляют собой небольшие автомобили весом до 400 кг, с объемом двигателя до 50 куб. см или электромотором мощностью до 4000 Вт. Данный вид транспорта предназначен для езды по дорогам общего пользования.
Чтобы управлять квадрициклами, необходимо открыть подкатегорию М, которая входит в категорию А, или В1.
Трицикл ― это трехколесное транспортное средство. Для того чтобы им можно было управлять, необходимо открыть подкатегорию В1, которая входит в категорию А. Мощность двигателя такого ТС не превышает 20 л.с. или 15 кВт, общий вес составляет 400 кг.
Управлять мопедом можно с 16 лет, но это разрешено только для владельцев прав подкатегории М, входящей в общую категорию А. Силовой агрегат мопеда имеет объем 50 куб. см и максимальную скорость разгона 50 км/ч.
Пройти обучение разрешается уже с 16 лет, а получить права и управлять мотоциклом — с 18 лет.
Медицинские показания и противопоказания установлены Постановлением правительства РФ №1604. В документе перечислены пункты, касающихся состояния здоровья будущего водителя.
К основным требованиям относят:
- Зрение глаза, который видит лучше, не менее 0,6, который видит хуже, — не менее 0,2;
- Зрение одного глаза должно быть выше 0,8, если второй имеет нулевую степень зрения;
- Отсутствие болезней нервной системы, умственной отсталости;
- Отсутствие болезней ушей, при которых снижается слух и т.д.
Как получить водительские права: от выбора автошколы до сдачи экзамена
С 2013 года возможность получить экстерном категорию А, если у водителя открыта категория В, упразднена. В 2022 году требуется проходить обучение в автошколе, сдавать теоретическую и практическую часть экзамена.
Обучение состоит из нескольких этапов, один из которых — общий для всех категорий: изучение Правил дорожного движения. Учить ПДД можно в автошколе или самостоятельно. Ежегодно в книжные магазины поступают обновленные сборники ПДД, устаревшие правила читать не стоит.
Затем обучающийся сдает экзамен, состоящий из двух частей: теория и практика.
В ходе практической части будущий водитель учится управлять мотоциклом, оттачивает свои навыки. Важно соблюдать ПДД и придерживаться основных требований к управлению мотоциклом, чтобы не создавать аварий на дорогах.
Проводить тренировки перед сдачей практической части можно на автодроме, трассе мотокросса. Инструктор дает краткий экскурс, объясняет маневры, а водитель самостоятельно отрабатывает навыки на площадке.
Гражданам рассказали, как сразу сдать экзамен на права
Общий срок составляет 2,5-3 месяца при посещении автошколы четыре раза в неделю по 4 часа. Теория занимает 108 часов, общая длительность курса — 190 часов. Преподаватели кроме объяснений Правил дорожного движения научат оказывать первую медицинскую помощь на дороге и др. На эти уроки выделяется 16 учебных часов.
Уроки вождения занимают в основном 18 часов. Тренировочная часть проходит на автодроме. Инструктор учит выполнять практические упражнения:
- выполнять разгон и торможение;
- перестраиваться на другую полосу;
- совершать поворот с выездом на главную дорогу. То есть нужно будет тронуться с первой скорости и перед поворотом включить световой сигнал и поднять соответствующую руку;
- проехать змейкой с объездом разметочных конусов;
- проехать восьмеркой.
В Москве стоимость обучения по категории А составляет минимум 15 000 рублей. В регионах — ниже на две-три тысячи рублей. За последние пять лет она выросла на 30%. В автошколах уверяют, что повышение цен связано с высокими требованиями к квалификации инструкторов, учебно-медицинским пособиям, автопарку, увеличением продолжительности обучения.Пройти медобследование можно в любой клинике ― частной или муниципальной. Однако если обращаться в платную, то следует уточнить, есть ли у них лицензия на оформление справок для получения водительских прав. Медучреждения, расположенные на территории ГИБДД, автоматически имеют право на оформление подобных справок. Если у обучающегося уже есть права, например, категории В, то ему все равно нужно заново пройти обследование.
Для получения категории А необходимо посетить:
- офтальмолога;
- терапевта;
- нарколога;
- психиатра.
В результате выдают три справки: общая от офтальмолога и терапевта, по одной от нарколога и психиатра. Стоят они около 2000-3000 руб. в государственных поликлиниках и 4000-5000 руб. в частных. Такой документ действителен в течение двух лет.
Автошколы предлагают сдавать экзамены ГИБДД на собственных площадках. За время практики обучающийся уже привык к транспорту и возможным особенностям управления.
Благодаря этому сдать экзамен становится проще.
По словам экспертов, если есть выбор: сдавать экзамен на более мощном или более слабом мотоцикле, то лучше выбрать второй вариант, чтобы малейшие неточности в выполнении упражнений не были так заметны.
Автоюрист оценил новый порядок выдачи медсправок для водителей
Условия допуска к экзаменам
Прежде чем подавать заявку в ГИБДД на сдачу экзамена, нужно сдать его в автошколе и получить свидетельство о прохождении обучения.
Также следует предоставить медсправку и пройти верификацию свидетельства, в том случае, если испытуемый обучался в другом городе.
На этом этапе экзаменатор должен понять, обладает ли испытуемый в полной мере знанием Правил дорожного движения, чтобы получить допуск к практической части экзамена.
https://www.youtube.com/watch?v=LxKbemCA9Sw\u0026pp=YAHIAQE%3D
Испытуемый получает определенный набор билетов, в каждом из которых по 20 вопросов с четырьмя вариантами ответов к каждому. Будущие водители рассаживаются за компьютеры и проходят тестирование. Если ученик сделал больше двух ошибок – экзамен придется пересдавать.
Практическая часть экзамена проводится на закрытой площадке или автодроме. Испытуемый должен доказать, что научился управлять транспортным средством. Перед экзаменом можно пару минут прокатиться и опробовать трассу.
- Парковка транспортного средства и выезд с парковочного места.
- Габаритный коридор (испытуемый движется по прямой линии, останавливается перед отметкой «стоп», затем продолжает движение).
- «Змейка» (объезд разметочных конусов).
- Скоростное маневрирование (последовательный объезд разметочных конусов, разворот, проезд габаритных ворот, следование до отметки «стоп» и дальнейшее передвижение).
- Габаритная восьмерка (движение по заданной траектории, напоминающей восьмерку).
«Маршрут для экзамена подписывает начальник ГИБДД и его передают в автошколы. Перед тем, как сдавать экзамен, инструкторы с учениками отрабатывают этот маршрут.
В автошколах часто проводят тренинги с участием психологов.
Уже во время обучения молодые люди в возрасте от 18 до 21 года гоняют ― им не страшно, они горячие и энергичные», ― отмечает директор автошколы им. Давыдова Александр Николаев.
После успешной сдачи экзамена необходимо подать заявление на получение прав в МРЭО ГИБДД. Можно лично прийти в отделение либо оформить его через портал “Госуслуги”.
Размер госпошлины может различаться:
- 2000 рублей при личном обращении;
- 1400 рублей при подаче заявления в электронном виде и оплате через портал «Госуслуги»;
- 1600 рублей при личном обращении за правами международного образца;
- 1120 рублей при подаче заявления в электронном виде и оплате через Единый портал для получения удостоверения международного образца.
Для получения водительского удостоверения необходимо подготовить документы:
- паспорт;
- медицинская справка формы № 003-В/у;
- заявление на получение прав;
- свидетельство об обучении в автошколе;
- документ, предоставляющий право на льготу для оплаты госпошлины (если есть);
- квитанция об оплате госпошлины;
- действующее водительское удостоверение (если такое есть);
- если обращается несовершеннолетний ― письменное согласие законных представителей (родители, опекуны).
Для оформления водительского удостоверения следует придерживаться определенной последовательности действий:
- подать пакет документов в ГИБДД;
- сдать теоретическую часть экзамена;
- сдать практическую часть экзамена;
- получить водительское удостоверение.
После сдачи практической части экзамена водительское удостоверение выдают в течение месяца.
Как заменить водительские права в 2023 году: советы юриста
Получить документ можно и через портал” Госуслуги”, для этого необходимо::
- выбрать категорию водительских прав — А;
- внести свои данные в электронную анкету;
- заполнить информацию об автошколе, где было пройдено обучение;
- выбрать тот филиал ГАИ, который находится ближе всего по адресу;
- предоставить пакет документов и квитанцию об уплате госпошлины.
При утрате водительского удостоверения документ следует восстановить. Если он был украден, то об этом необходимо сообщить в ГИБДД, затем написать заявление в полицию. После этого заявитель получит соответствующие справки, которые нужно будет предъявить в ГИБДД вместе со стандартным пакетом документов.
Срок восстановления прав составляет от 5 до 15 рабочих дней с момента обращения. В случае проведения углубленных проверок ОВД ГИБДД, ФСБ, ФССП и другими государственными службами временные рамки могут быть расширены еще на 15 дней — до 30 суток.
Подать заявление на восстановление прав можно несколькими способами:
- через МФЦ;
- на портале “Госуслуги”;
- личное обращение в ГИБДД.
В России водительские права продлят на три года
Процедура восстановления прав через МФЦ такая же, как и при личном обращении в ГИБДД. Необходимо подать заявление, тут же сфотографироваться, консультанты сделают ксерокопии паспорта и выдадут права.
Самый оптимальный способ ― через сайт “Госуслуги”:
- на оплату госпошлины предоставляется скидка в размере 30%;
- можно записаться на определенный день и время;
- на процедуру уходит не более 30 минут: регистрация, заполнения бланка заявления, онлайн оплата госпошлины и отправка заявления в ГИБДД.
В ч.1 ст.12.7 КоАП РФ указано, что управлять транспортным средством можно только при наличии водительского удостоверения с открытой соответствующей категорией. За нарушение закона предусмотрено административное наказание в виде штрафа в размере от 5 до 15 тысяч рублей.
Если водитель забыл права дома, то такая ситуация регламентируется ч.2 ст.12.3 КоАП РФ, за это предусмотрен штраф в размере 500 рублей.
Штрафы ГИБДД: как проверить онлайн и чем опасны неофициальные базы
Управляя мотоциклом, следует каждый раз надевать всю экипировку, чтобы максимально обезопасить себя во время движения:
- шлем смягчит удар и защитит глаза от насекомых;
- перчатки спасут кожу рук в случае падения;
- эксперты рекомендуют отдавать предпочтение яркой экипировке, особенно это касается шлема;
- стоя в пробке, не нужно открывать визор, чтобы в глаза не попала жидкость стеклоочистителя от находящегося рядом авто.
- мотоботы защищают ноги от повреждений во время поездки на мотоцикле.
Во время управления мотоциклом стоит держать пальцы рук на рычагах тормоза и сцепления, что может сэкономить 15-20 метров тормозного пути.
Обязательно должен быть включен дальний свет, который помогает другим водителям быстрее заметить движущийся по дороге мотоцикл. В плотном потоке следует не отвлекаться на посторонние предметы: рекламные баннеры и т.д.
Боковые зеркала имеют слепые зоны, поэтому нужно немного поворачивать голову, чтобы захватывать полный круг обзора.
Категории водительских удостоверений
Транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности для окружающих, поэтому право на управление ими предоставляется лицам, отвечающим определенным требованиям (таблица 1 «Категории водительских прав»).
Помимо достижения установленного возраста потребуется пройти обучение, получить медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению ТС, сдать экзамены в Госавтоинспекции. При этом для управления, к примеру, велосипедом сдавать экзамены не нужно, но не стоит забывать об установленных возрастных ограничениях для движения на нем по дорогам – 14 лет (п. 24.
1 Правил дорожного движения). Напомним, с 1 марта 2023 года данный раздел ПДД дополнился также требованиями к движению на электросамокатах, электроскейтбордах, гироскутерах, сегвеях, моноколесах и других аналогичных устройствах.
Для управления средствами индивидуальной мобильности не нужно получать водительское удостоверение, но придется соблюдать установленные ограничения: в том числе по приоритету движения пешеходов, массе устройства и предельной скорости. Возрастное ограничение для езды по проезжей части дороги осталось таким же – старше 14 лет.
Таблица 1. «Категории водительских прав»
Категория | Подкатегория | Право на управление | Для лиц | К экзаменам на получение прав соответствующей категории после подготовки допускаются лица,имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение и достигшие |
«М» | — | Мопедами и легкими квадрициклами | Не моложе 16 лет | 16 лет |
«А» | — | Мотоциклами | Не моложе 18 лет | 18 лет |
— | «А1» | Мотоциклами с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт | Не моложе 16 лет | 16 лет |
«В» | — | Автомобилями (за исключением транспортных средств категории «А»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобилями категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов | Не моложе 18 лет | 17 лет |
— | «В1» | Трициклами и квадрициклами | Не моложе 18 лет | 18 лет |
«ВЕ» | — | Автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов | Не моложе 19 лет | 19 лет + имеющие право управления транспортными средствами категории «В» не менее 12 месяцев |
«С» | — | Автомобилями, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобилями категории «С», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов | Не моложе 18 лет | 17 лет |
— | «С1» | Автомобилями, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобилями подкатегории «С1», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов | Не моложе 18 лет | 18 лет |
— | «С1Е» | Автомобилями подкатегории «С1», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов | Не моложе 19 лет | 19 лет + имеющие право управления транспортными средствами категории «С» или «С1» не менее 12 месяцев |
«СЕ» | — | Автомобилями категории «С», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов | Не моложе 19 лет | 19 лет + имеющие право управления транспортными средствами категории «С» не менее 12 месяцев |
«D» | — | Автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобилями категории «D», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов | Не моложе 21 года | 21 года (19 лет – в отношении лиц, проходящих военную службу, после соответствующего профессионального обучения) |
«DЕ» | — | Автомобилями категории «D», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененными автобусами | Не моложе 22 лет | 22 лет + имеющие право управления транспортными средствами категории «D» не менее 12 месяцев (за исключением транспортных средств Вооруженных Сил РФ) |
— | «D1» | Автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобилями подкатегории «D1», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов | Не моложе 21 года | 21 года (19 лет – в отношении лиц, проходящих военную службу, после соответствующего профессионального обучения) |
— | «D1Е» | Автомобилями подкатегории «D1», сцепленными с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов | Не моложе 22 года | 22 лет + имеющие право управления транспортными средствами категории «D» или «D1» не менее 12 месяцев (за исключением транспортных средств Вооруженных Сил РФ) |
«Tm» | — | Трамваями | Не моложе 21 года | 21 года |
«Tb» | — | Троллейбусами | Не моложе 21 года | 21 года |
Российское национальное водительское удостоверение на управление ТС категории «А» подтверждает также право на управление ТС подкатегории «А1» и подкатегории «В1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, категории «В» – подкатегории «В1» (кроме ТС с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), категории «С» – подкатегории «С1», категории «D» – подкатегории «D1», категории «СЕ» – подкатегории «С1E», категории «DE» – подкатегории «D1E». Российское национальное водительское удостоверение или временное разрешение на право управления ТС любой из этих категорий или подкатегорий подтверждает право на управление ТС категории «М» (п. 7 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», далее – Закон № 196-ФЗ).
Лица, проходящие военную службу, после соответствующего профессионального обучения допускаются к сдаче экзаменов на право управления ТС категории «D» и подкатегории «D1» по достижении девятнадцатилетнего возраста.
До достижения указанными лицами двадцатиоднолетнего возраста выданные им по результатам сдачи экзаменов российские национальные водительские удостоверения подтверждают право на управление ТС категории «D» и подкатегории «D1», принадлежащими только Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба (п. 4 ст. 26 Закона № 196-ФЗ).
Водительское удостоверение любой категории выдается на срок 10 лет, за исключением лиц, временно пребывающих на территории России и не имеющим иностранных национальных водительских удостоверений. В этом случае выдача российского водительского удостоверения производится на общих основаниях на срок действия регистрации их документов на право временного пребывания в Российской Федерации.
Напомним, согласно п. 12 ст.
25 Закона № 196-ФЗ лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории РФ, допускаются к управлению ТС на основании российских национальных водительских удостоверений, а при их отсутствии – на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений.
При этом, как указал Конституционный Суд РФ, в связи с тем что на данный момент ни Венская конвенция о дорожном движении 1968 г.
, ни российское законодательство не устанавливают срок, в течение которого лицу, переехавшему на постоянное место жительство в Российскую Федерацию, нужно произвести обмен его иностранного национального водительского удостоверения на российское, то такое лицо не подлежит привлечению к административной ответственности за неосуществление подобного обмена. Соответствующий законопроект, направленный на урегулирования данного вопроса, находится на рассмотрении Госдумы1.
Квадрициклы, трициклы и мопеды
Не следует путать понятия «квадроцикл» и «квадрицикл». Квадроцикл – транспортное средство, не предназначенное для движения по дорогам общего пользования, классифицируемое в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ЕАЭС.
Для езды на квадроцикле гражданину понадобится удостоверение тракториста-машиниста или временное удостоверение на право управления самоходными машинами категории «АI».
Квадрициклы же, напротив, предназначены для движения по дорогам общего пользования, для управления ими потребуется соответствующее водительское удостоверение.
К легким квадрициклам относятся четырехколесные транспортные средства, ненагруженная масса которых не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, характеризующиеся:
- в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием – рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб.см;
- в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа – максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт;
- в случае электродвигателя – номинальный максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
К прочим квадрициклам относятся четырехколесные транспортные средства, ненагруженная масса которых не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.
Для управления легкими квадрициклами и мопедами требуется водительское удостоверение с категорией «М», в то время как для трициклов и прочих квадрициклов – с категорией «В1».
Трицикл – это трехколесное транспортное средство с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
Мопед – это двухколесное или трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, характеризующееся: в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием – рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см, или в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа – максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или в случае электродвигателя – номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
_____________________________
1 С текстом законопроекта № 140646-8 «О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.