Ответственность

Право на охрану здоровья

Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) каждый имеет право на охрану здоровья и право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Замещение бесплатной медицинской помощи платными медицинскими услугами недопустимо. Предложение оплатить гарантированную государством в качестве бесплатной медицинскую помощь, предоставляемую на условиях, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, является нарушением ваших прав.

Обращаясь в медицинскую организацию, каждый становится пациентом. В этой связи действующее законодательство предоставляет вам права и налагает ряд обязанностей. Права пациента универсальны, они действуют в любой ситуации оказания медицинской помощи.

Право на охрану здоровья

ПРАВО НА ВЫБОР ВРАЧА И ВЫБОР МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Для оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи вы вправе выбирать поликлинику или больницу, а также врача с учётом его согласия.

При выборе врача и медицинской организации вы имеете право в доступной для вас форме получить информацию о медицинской организации и о её деятельности, также о врачах, об уровне их образования и квалификации.

Пациент вправе требовать замены лечащего врача. В случае требования пациента о замене лечащего врача руководитель отделения или медицинской организации должен содействовать выбору пациентом другого врача.

ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О СВОИХ ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ, СОСТОЯНИИ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ, ВЫБОР ЛИЦ, КОТОРЫМ В ИНТЕРЕСАХ ПАЦИЕНТА МОЖЕТ БЫТЬ ПЕРЕДАНА ИНФОРМАЦИЯ О СОСТОЯНИИ ЕГО ЗДОРОВЬЯ

Федеральный закон и принятые в его исполнение подзаконные акты предлагают пациенту занимать более активную позицию при решении вопросов охраны собственного здоровья, детально регламентируя требования к информированию пациентов о правах и обязанностях, о состоянии здоровья, о факторах влияющих на здоровье, предоставлению иной информации, необходимой пациенту, чтобы стать полноправным участником процесса оказания медицинской помощи. Один из инструментов реализации этого права – информированное добровольное согласие, которое является необходимым предварительным условием любого медицинского вмешательства.

Право на охрану здоровья Информированное добровольное согласие – это осознанное личное согласие пациента или его представителя на медицинское вмешательство, данное на основе полной и всесторонней информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах. Эта информация должна быть сообщена вам лечащим врачом или иным медицинским работником в доступной для понимания форме, то есть процесс информирования должен производиться таким образом, чтобы у несведущего человека появилась определённая компетентность относительно состояния его здоровья, и тех манипуляций, которые планируют по отношению к нему выполнить медицинские работники, показаниях и противопоказаниях к лечению. Это особенно важно, если предстоит оперативное вмешательство. При выборе поликлиники для оказания первичной медико-санитарной помощи на срок такого выбора вы также даёте согласие на определенные виды медицинского вмешательства, перечень которых установлен Минздравсоцразвития России. Полученное согласие подписывается пациентом или его представителем и включается в медицинскую документацию. Право на охрану здоровья

  • Информация о состоянии здоровья не может быть вам предоставлена против вашей воли.
  • В процессе оказания медицинской помощи и в последующем вы вправе непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние вашего здоровья, получать документы, их копии и выписки из медицинских документов, в том числе для консультации у других специалистов.
  • ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ КОНСУЛЬТАЦИЙ ВРАЧЕЙ-СПЕЦИАЛИСТОВ

Российские пациенты пользуются этим правом редко. Не только врач, но и пациент вправе решать, что ему требуется консилиум или консультация специалиста. Но это право имеет и определённые ограничения.

Например, если нет возможности созвать консилиум или отсутствует соответствующий врач-специалист, вам будет отказано в этом праве. Одним из вариантов реализации этого права является использование «второго мнения».

В этом случае пациенту или его представителю необходимо запросить соответствующие медицинское документы (или их копии) и обратиться за консультацией к другому врачу.

Застрахованные по обязательному медицинскому страхованию лица вправе обратиться в свою страховую медицинскую организацию, которая организует очную экспертизу качества лечения, экспертную оценку полученных пациентом рекомендаций.

ПРАВО НА ОТКАЗ ОТ МЕДИЦИНСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

Вы вправе отказаться от медицинского вмешательства, причём такой отказ может быть как полным, так и частичным: вы правомочны отказаться от лечения или не согласиться с каким-то конкретным предложением врача, но продолжить у него лечиться, отказаться от предложенных манипуляций или методов лечения. При отказе от медицинского вмешательства вам в доступной форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа. Отказ от медицинского вмешательства должен быть зафиксирован в медицинской документации.

В ряде жестко определенных Федеральным законом случаев медицинское вмешательство может производиться без согласия пациента, например, когда это необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека, если состояние пациента не позволяет ему выразить свою волю, или по решению суда в случаях и в порядке, которые установлены законом.

ПРАВО НА ОБЛЕГЧЕНИЕ БОЛИ, СВЯЗАННОЙ С ЗАБОЛЕВАНИЕМ И (ИЛИ) МЕДИЦИНСКИМ ВМЕШАТЕЛЬСТВОМ, ДОСТУПНЫМИ МЕТОДАМИ И ЛЕКАРСТВЕННЫМИ ПРЕПАРАТАМИ

Право на охрану здоровья

ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ЛЕЧЕБНОГО ПИТАНИЯ В СЛУЧАЕ НАХОЖДЕНИЯ ПАЦИЕНТА НА ЛЕЧЕНИИ В СТАЦИОНАРНЫХ УСЛОВИЯХ

Право на охрану здоровья

ПРАВО НА ПРОФИЛАКТИКУ, ДИАГНОСТИКУ, ЛЕЧЕНИЕ, МЕДИЦИНСКУЮ РЕАБИЛИТАЦИЮ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В УСЛОВИЯХ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ

Право на охрану здоровья

ПРАВО НА ЗАЩИТУ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ВРАЧЕБНУЮ ТАЙНУ

Сведения о факте обращения за оказанием медицинской помощи, состоянии здоровья больного и диагнозе, иные сведения, полученные при медицинском обследовании пациента и его лечении, составляют врачебную тайну.

Медицинские организации обязаны создать систему организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение конфиденциальности сведений, составляющих врачебную тайну.

Медицинские работники не вправе без вашего согласия разглашать сведения о пациенте, которые стали им известными в связи с выполнением профессиональных обязанностей, кроме установленных законом случаев.

ПРАВО НА ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЁННОГО ЗДОРОВЬЮ ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОМ ПОМОЩИ

Если вследствие недобросоветного выполнения медицинскими и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей был причинён вред здоровью пациента или наступила смерть, виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в полном объёме и в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, в том числе компенсировать моральный вред. Согласно Федеральному закону и иным нормативным правовым актам отрасль здравоохранения в целом, лицензирование медицинской деятельности и система правоотношений по охране здоровья граждан построены таким образом, что в случае врачебной ошибки персонала ответственность несёт медицинская организация, оказавшая некачественную медицинскую услугу. Это в определенной степени повышает шансы потерпевшего на реальное возмещение вреда.

Право на охрану здоровьяПРАВО НА ДОПУСК АДВОКАТА ИЛИ ЗАКОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ

Читайте также:  Рассмотрение вторых частей

Пациент, ослабленный человек в тяжёлой жизненной ситуации, должен иметь дополнительные гарантии того, что его законные интересы будут защищены.

Одной из таких гарантий является предоставленное Федеральным законом право на допуск к пациенту адвоката или иного законного представителя, которые имеют право свободного доступа к пациенту в период стационарного лечения.

Одному из родителей или иному члену семьи предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребёнком в медицинской организации при оказании ему стационарной помощи в течение всего периода лечения, а при совместном нахождении с ребёнком в возрасте до четырех лет (при наличии медицинских показаний – с ребёнком старше данного возраста) представляются спальное место и питание. Указанное право может быть ограничено лечащим врачом, например, при карантине в отделении или пребывании пациента в отделении реанимации. В таком случае представителю пациента для получения интересующей его информации необходимо обратиться к лечащему врачу, который обязан в определённые часы принимать посетителей, и во взаимодействии с ним решать вопросы обеспечения прав доверителя или ребёнка. Если действия в интересах пациента обоснованы и правомерны, все должностные лица медицинской организации обязаны отреагировать на ваше обращение и принять меры по защите прав и интересов представляемого вами пациента.

ПРАВО НА ДОПУСК СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯ И НА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОТПРАВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБРЯДОВ

Право на охрану здоровья

Федеральным законом установлено требование соблюдения медицинскими работниками этических и моральных норм. Уважительное отношение к пациенту – часть профессиональных обязанностей врача. Бестактное и пренебрежительное отношение к больному может послужить поводом к истребованию компенсации морального вреда.

В случае нарушения прав сам пациент или его представитель вправе обратиться жалобой к непосредственному руководителю виновного медицинского работника или иному должностному лицу медицинской организации, в которой ему оказывается медицинская помощь, в органы управления здравоохранением.

На территории Ставропольского края в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию, работают страховые представители, которые окажут вам необходимую консультационную помощь и содействие в реализации ваших прав при предоставлении медицинской помощи. Застрахованные по ОМС лица могут обращаться в свою страховую компанию – защищать ваши законные интересы это её обязанность.

Право на охрану здоровья ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Прежде всего, вы обязаны заботиться о своём здоровье, вести здоровый образ жизни, больше двигаться и не переедать, исключить вредные привычки, заниматься профилактикой заболеваний. К сожалению, профилактическое медицинское обследование не активно практикуется.

Более того, несвоевременное обращение за медицинской помощью, самостоятельное лечение, в том числе у «народных целителей», является причиной развития запущенных форм заболевания.

В случае пренебрежительного отношения пациента к собственному здоровью даже самые совершенные медицинские технологии и усилия врачей не будут иметь результата.

  1. Реализация пациентом своих прав не должна препятствовать медицинскому персоналу в выполнении профессиональных обязанностей, создавать неудобства для других пациентов и, тем более, нарушать их права. В этой связи можно выделить следующие обязанности пациента:
  2. представить врачу полную и достоверную информацию о своём здоровье (от этого во многом зависит качество вашего лечения);
  3. соблюдать правила внутреннего распорядка медицинской организации, общепризнанные правила и нормы поведения в общественных местах;
  4. выполнять все назначения и рекомендации лечащего врача.
  5. При несоблюдении пациентом предписаний врача или правил внутреннего распорядка медицинской организации согласно Федеральному закону лечащий врач по согласованию с вышестоящим руководителем медицинской организации может отказаться от наблюдения за пациентом и его лечения, если отказ непосредственного не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих.

версия для печати

Механизм обеспечения и реализации конституционного права на охрану здоровья

В статье 41 Конституции РФ указывается, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Это право структурно охватывает: право на охрану здоровья и право на медицинскую помощь.

Таким образом, право на охрану здоровья и медицинскую помощь— разновидность основных (конституционных) социальных прав человека. Его содержание составляет гарантированная законом возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь — общепризнанная норма международного права, закрепленная во Всеобщей декларации прав человека (ст. 25), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 12).

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.

2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

  • Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощью.
  • Содержание конституционного права граждан на охрану здоровья
  • Право на охрану здоровья включает в себя:
  1. Право на медицинскую помощь;
  2. Право граждан на экологическое, санитарно- эпидемиологическое благополучие и радиационную безопасность;
  3. Право граждан на лекарственное обеспечение;
  4. Право граждан на информацию о состоянии своего здоровья;
  5. Право матери и детей на охрану здоровья.

Рассмотрим каждое из указанных составляющих.

Право на медицинскую помощь.

Каждый имеет право на медицинскую помощь. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Здоровье и права человека

  • В соответствии с Уставом ВОЗ (1946 г.), «обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека».
  • Понимание здоровья в качестве одного из прав человека налагает на государства юридическое обязательство обеспечить доступ к своевременной, приемлемой и доступной по стоимости медицинской помощи надлежащего качества, а также соответствующие детерминанты здоровья, такие как безопасная питьевая вода, санитария, пищевые продукты, жилье, связанная со здоровьем информация и санитарное просвещение и гендерное равенство.
  • Обязанность государств поддерживать право на здоровье ― в том числе путем выделения «максимальных имеющихся ресурсов» для прогрессирующего достижения этой цели ― рассматривается в рамках различных международных механизмов в области прав человека, таких как Универсальный периодический обзор или Комитет по экономическим, социальным и культурным правам. Во многих случаях право на здоровье закреплено в национальном законодательстве или конституции.
  • Подход к охране здоровья на основе соблюдения прав человека требует, чтобы политика и программы здравоохранения уделяли приоритетное внимание потребностям тех, кто находится в конце пути к обеспечению большей справедливости, ― этот принцип отражен в недавно принятой Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. и в концепции всеобщего охвата медицинскими услугами (1).
  • Правом на здоровье необходимо пользоваться при отсутствии дискриминации на основе расы, возраста, этнической принадлежности или какого-либо другого состояния. Соблюдая принципы недискриминации и равенства, государства должны принимать меры для исправления любых дискриминационных законов, практики и политики.
  • Другой особенностью подходов на основе соблюдения прав человека является конструктивное участие. Это означает, что национальные заинтересованные стороны, включая негосударственные структуры, такие как неправительственные организации, принимают конструктивное участие в формировании программ на всех этапах ― оценки, анализа, планирования, осуществления, мониторинга и аналитического отчета.
Читайте также:  П. 22 ч. 1 ст. 93

«Право на наивысший достижимый уровень здоровья» налагает на государства четкий ряд юридических обязательств по обеспечению надлежащих условий для укрепления здоровья всех людей без дискриминации.  Право на здоровье является одним из согласованных на международном уровне стандартов в области прав человека и неотделимо от этих других прав. Это означает, что реализация права на здоровье играет решающую роль для реализации других прав человека (на питание, жилье, работу, образование, информацию и участие), а также зависит от реализации этих прав.

Право на здоровье, наряду с другими правами, подразумевает как свободы, так и права: 

  • Свободы включают право контролировать свое здоровье и тело (например, сексуальные и репродуктивные права) и право не подвергаться вмешательствам (например, пыткам и медицинскому лечению и экспериментальным исследованиям без согласия). 
  • Права включают право на пользование системой для охраны здоровья, которая предоставляет всем равные возможности для поддержания наивысшего достижимого уровня здоровья.

Ориентация на обездоленные группы населения

Из-за социальной незащищенности и маргинализации определенные слои общества лишены возможности поддерживать хорошее здоровье.

Три самые смертоносные инфекционные болезни в мире – малярия, ВИЧ/СПИД и туберкулез ― непропорционально поражают самые бедные группы населения и во многих случаях осложняются и усугубляются другими формами неравенства и несправедливости, связанными с полом, возрастом, сексуальной ориентацией или гендерной идентичностью и миграционным статусом. В то же время, бремя неинфекционных заболеваний (от которого, как часто считается, страдают страны с высоким уровнем дохода) все с большей диспропорциональностью распространяется в странах и среди населения с более низким уровнем дохода и в значительной мере обусловлено образом жизни и поведенческими факторами, а также экологическими детерминантами, такими как безопасное жилье, вода и санитария, которые неразрывно связаны с правами человека.  

Ориентация на обездоленные группы населения позволяет  также выявлять тех, кому угрожают наиболее высокие уровни плохого здоровья и кто сталкивается с препятствиями в доступе к качественной и приемлемой по стоимости медицинской помощи, включая коренное население.

И хотя системы сбора данных зачастую плохо приспособлены для сбора данных об этих группах населения, отчеты свидетельствуют о более высоких  уровнях смертности и заболеваемости в результате таких неинфекционных заболеваний, как рак, сердечно-сосудистые заболевания и хронические респираторные болезни, среди таких групп.

 Кроме того, против этих групп населения могут быть направлены законы и политика, что еще больше усугубляет их маргинализацию и затрудняет их доступ к услугам по профилактике, лечению, реабилитации и уходу.

Нарушения прав человека в области здравоохранения

Нарушения прав человека или отсутствие внимания к ним могут иметь серьезные последствия для здоровья. Явная или скрытая дискриминация в медицинском обслуживании ―  как среди работников здравоохранения, так и между работниками здравоохранения и пользователями услуг ― является мощным барьером для доступа к медицинским услугам и сказывается на их качестве. 

Психические расстройства часто приводят к посягательствам на человеческое достоинство и самостоятельность, включая принудительное лечение или помещение в специальные учреждения, и к игнорированию правоспособности субъекта принимать решения.

Парадоксально, но в рамках общественного здравоохранения до сих пор не уделяется должного внимания психическому здоровью, несмотря на высокие уровни насилия, нищеты и социальной изоляции, способствующие ухудшению показателей психического и физического здоровья людей с психическими расстройствами.  

Нарушения прав человека не только усугубляют плохое здоровье, но для многих, включая людей с инвалидностью, представителей коренного населения, женщин с ВИЧ-инфекцией, работников секс-индустрии, лиц, употребляющих наркотики, транссексуалов и интерсексуалов, медицинские учреждения являются такими местами, где им угрожает повышенный риск нарушения прав человека, включая принудительное лечение или процедуры.   

Подходы на основе соблюдения прав человека

Подход к охране здоровья на основе соблюдения прав человека подразумевает ряд четких принципов для разработки и оценки политики здравоохранения и медицинского обслуживания и ориентирован на устранение дискриминационной практики и несправедливых властных отношений, лежащих в основе несправедливых показателей здоровья. 

В рамках подхода на основе соблюдения прав человека политику, стратегии и программы здравоохранения необходимо разрабатывать с конкретной целью  ― улучшить реализацию всеми людьми своего права на здоровье, ― и ориентироваться, при этом, на самых обездоленных людей. Основные принципы и стандарты подхода, основанного на соблюдении прав человека, изложены ниже.

Основные принципы соблюдения прав человека

Подотчетность

Государства и другие уполномоченные субъекты несут ответственность за соблюдение прав человека. Вместе с тем, все шире признается значимость других негосударственных структур, такие как коммерческие организации, в области соблюдения и защиты прав человека (2).

Равенство и недискриминация

Принцип недискриминации направлен на то, чтобы «…гарантировать, что права будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, такого как инвалидность, возраст, семейное положение, сексуальная ориентация и гендерная идентичность, состояние здоровья, место проживания, экономическая и социальная ситуация».

Запрещена любая дискриминация, например в доступе к медицинской помощи, а также в средствах и правах для получения такого доступа, в связи с расой, цветом кожи, полом, языком, религией, политическими или иными убеждениями, национальным или социальным происхождением, имущественным положением, рождением, физической или психической инвалидностью, состоянием здоровья (включая ВИЧ/СПИД), сексуальной ориентацией и гражданским, политическим, социальным или иным статусом, целью или результатом которой является негативное воздействие на возможности равной реализации или осуществления права на здоровье.   

В соответствии с принципом недискриминации и равенства ВОЗ необходимо учитывать аспекты дискриминации в ее руководствах, политике и практике, касающихся распределения и предоставления ресурсов и медицинских услуг.

Недискриминация и равенство являются ключевыми мерами, необходимыми для устранения социальных детерминант, оказывающих воздействие на реализацию права на здоровье.

Для выявления наиболее уязвимых групп и разнообразных потребностей необходимы функционирующие национальные системы медико-санитарной информации и наличие дезагрегированных данных. 

Читайте также:  Рос в наименовании

Участие

Для участия необходимо обеспечить, чтобы все заинтересованные стороны, включая негосударственные структуры, были причастны к процессам разработки на всех этапах программного цикла (таких как оценка, анализ, планирование, осуществление, мониторинг и аналитический отчет) и контролировали эти процессы.

Участие подразумевает нечто большее, чем консультирование или техническое дополнение к разработке проекта; оно должно включать четкие стратегии, направленные на расширение прав и возможностей граждан, особенно наиболее маргинализованных из них, с тем чтобы ожидаемые ими результаты были признаны государством.

 

Участие важно для подотчетности, поскольку оно обеспечивает «…сдержки и противовесы, не позволяющие отдельным руководителям использовать власть в произвольной форме».

Всеобщие, неразделимые и взаимозависимые

Права человека являются всеобщими и неотъемлемыми. Они применяются на равных основаниях, ко всем людям, везде, без исключения.

  Стандарты в области прав человека  ―  права на питание, здоровье, образование и право не подвергаться пыткам и негуманному или унижающему человеческое достоинство обращению ― также взаимосвязаны.

Улучшение в области соблюдения какого-либо одного права способствует улучшениям в области соблюдения других прав. Аналогично, ухудшение в области соблюдения какого-либо одного права негативно сказывается на соблюдении других прав. 

Основные компоненты права на здоровье

Прогрессирующая реализация на основе использования максимальных имеющихся ресурсов

Для прогрессирующей реализации необходимо, чтобы правительства принимали незамедлительные меры с помощью имеющихся у них средств, независимо от их уровня, в целях осуществления этих прав. Независимо от потенциала ресурсов необходимы срочные действия, направленные на ликвидацию дискриминации и улучшение правовой и юридической системы.

Недопустимость регресса

Государства могут позволять ухудшение существующих систем защиты экономических, социальных и культурных прав только в том случае, если регрессивные меры имеют веские обоснования.

Так, например, введение платы за среднее школьное образование, которое ранее было бесплатным, стало бы преднамеренной регрессивной мерой.

Для ее обоснования государству необходимо было бы продемонстрировать, что такая мера была принята только после тщательного взвешивания всех вариантов, оценки воздействия и использования в полной мере максимальных имеющихся у него ресурсов.

Основные компоненты права на здоровье

Право на здоровье (Статья 12) было определено в Общем замечании 14 Комитета по экономическим, социальным и культурным правам ― комитета независимых экспертов, обеспечивающего наблюдение за соблюдением Пакта. Это право включает следующие основные компоненты:

Наличие

Это означает достаточное количество функционирующих здравоохранительных и медицинских учреждений, товаров и услуг, а также программ для всех.

Наличие можно измерить путем анализа данных, дезагрегированных по многочисленным факторам стратификации, включая возраст, пол, местонахождение и социально-экономический статус, и с помощью качественных обследований, позволяющих понять пробелы в охвате и оценить охват трудовыми ресурсами здравоохранения. 

Доступность

Медицинские учреждения, товары и услуги должны быть доступны для каждого. Доступность имеет четыре взаимно пересекающихся параметра:

  • недискриминация;
  • физическая доступность;
  • экономическая доступность (доступность по стоимости);

Для оценки доступности может потребоваться анализ существующих барьеров – физических, финансовых и иных ― и их воздействия на наиболее уязвимых людей.

Необходимо установить и применять четкие нормы и стандарты как в законодательстве, так и в политике для устранения этих барьеров, а также создать прочные системы мониторинга информации, имеющей отношение к здоровью, и обеспечивать, чтобы эта информация доходила до всех групп населения. 

Приемлемость

Под приемлемостью понимается соблюдение медицинской этики и учет культурных особенностей и гендерных аспектов.

Для этого необходимо, чтобы медицинские учреждения, товары, услуги и программы были ориентированы на людей и учитывали особые потребности различных групп населения, в соответствии с международными стандартами медицинской этики в отношении конфиденциальности и информированного согласия. 

Качество

Учреждения, товары и услуги должны быть одобрены с научной и медицинской точки зрения. Качество является одним из ключевых компонентов всеобщего охвата медицинскими услугами и включает опыт, а также восприятие медицинской помощи.

Качественные медицинские услуги должны быть:

  • Безопасными ― предотвращение травм людей, для которых предназначаются медицинские услуги;
  • Эффективными ―оказание основанных на фактических данных медицинских услуг нуждающимся в них людям;
  • Ориентированными на людей ― оказание медицинской помощи в соответствии с индивидуальными предпочтениями, потребностями и ценностями;
  • Своевременными ― уменьшение времени ожидания и иногда опасных отсрочек;
  • Справедливыми ― оказание медицинской помощи, качество которой не меняется в зависимости от пола, этнической принадлежности, географического местоположения и социально-экономического статуса;
  • Интегрированными ― оказание медицинской помощи, которая обеспечивает полный спектр медицинских услуг на протяжении всего жизненного цикла;
  • Действенными ― максимальное использование преимуществ имеющихся ресурсов и предотвращение их потерь.

Деятельность ВОЗ

ВОЗ отводит центральное место правам человека в программах и политике здравоохранения на национальном и региональном уровнях путем принятия мер в отношении основных детерминант здоровья в рамках всестороннего подхода к укреплению здоровья и соблюдению прав человека.  

Кроме того, ВОЗ активно усиливает свое техническое, интеллектуальное и политическое лидерство в области соблюдения права на здоровье, в том числе:

  • укрепляет потенциал ВОЗ и государств-членов для интеграции подхода к охране здоровья на основе соблюдения прав человека;
  • укрепляет право на здоровье в международном законодательстве и международных процессах развития; и
  • проводит информационно-разъяснительную работу в отношении прав человека, связанных со здоровьем, включая право на здоровье.

Для удовлетворения потребностей и соблюдения прав людей на разных этапах жизненного цикла необходимо применять всесторонний подход в более широком контексте укрепления прав человека, гендерного равенства и справедливости.

В этой связи ВОЗ проводит четкую комплексную программу на основе существующих подходов к гендеру, справедливости и правам человека для определения более точных и надежных решений проблемы несправедливости в отношении здоровья.

Комплексный характер этой программы позволяет использовать фундаментальные преимущества этих подходов и их взаимодополняемость для разработки целостного и эффективного подхода к укреплению здоровья и благополучия для всех. 

General comment No. 20: Non-discrimination in economic, social and cultural rights 

Committee on Economic, Social and Cultural Rights. 2009.
3 Guiding principles for business and human rights, Implementing the United Nations “Protect, Respect and Remedy” Framework
Office of the high Commissioner for Human Rights, Geneva, 2011.

4 CESCR General Comment No. 14: The Right to the Highest Attainable Standard of Health (Art. 12) 

CESCR (Committee on Economic, Social, and Cultural Rights). 2000. ). 11 August. Doc. E/C.12/2000/4.