Ответственность

Право на обнародование произведения

Обнародование произведения относится к личным неимущественным правам авторов. Оно, хоть и возникает с момента создания произведения, для своей реализации требует совершения некоторых действий.

Следовательно, содержит в себе ряд нюансов и специальных правил, которые необходимо соблюдать, чтобы оставаться в рамках российских, а часто и международных законов, или законов иностранных государств. В противном случае основная цель создания произведения — стать «услышанным», не будет достигнута.

Именно о том, как сделать свою творческую деятельность доступной для широких масс и не ошибиться, пойдет речь в этой статье. 

Виды неимущественных прав автора

Личные неимущественные права («моральные права», согласно Бернской конвенции, неисключительные права) могут принадлежать только авторам — физическим лицам. Действуют они бессрочно и никак не зависят от наличия у автора исключительных (имущественных) прав. Неисключительные права включают в себя:

  • право признаваться автором произведения (право авторства);
  • право автора использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, псевдонимом (вымышленным именем), либо без обозначения имени, то есть анонимно (право автора на имя);
  • право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование произведения);
  • право на отзыв произведения (право отозвать еще фактически не обнародованное произведение);
  • право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, в частности, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

В этой статье будет подробно рассмотрен такой вид личных неимущественных прав как право на обнародование произведения.

Право автора на обнародование произведения

Право на обнародование произведения представляет собой неисключительное право автора на осуществление действий, которые сделают произведение доступным для всеобщего сведения, то есть для неопределенного круга лиц. 

Обнародование произведения может быть осуществлено третьим лицом, если им будет получено согласие на совершение действий с аналогичными названным последствиями. 

Автор, который передал право использования произведения в той или иной форме (по договору отчуждения исключительных прав, по лицензионному договору), считается автоматически давшим согласие на обнародование произведения. Например, таким согласием может стать лицензионный договор на литературное произведение с издательством, и специальный пункт о передаче права обнародования в него можно не включать.  

Обратите внимание, что такое желание должно быть выражено именно автором, а не правообладателем, например наследником. То есть речь идет о физическом лице, которое владеет личными неимущественными правами, наличие имущественных в данном случае принципиального значения не имеет.

Обнародование произведения после смерти автора

Произведение может быть обнародовано как при жизни автора, так и после его смерти обладателями исключительных прав на это произведение. Но последнее можно сделать только в том случае, если это не противоречит воле автора, выраженной письменно (завещание, письма, дневники и т.д.).

Существует мнение, что выразить свою волю на нежелание обнародовать свое произведение можно в устной речи, например, в интервью теле- или радиоканалу. Но, так как закон этого не предусматривает, после смерти автора может возникнуть спор о том, можно ли считать устное заявление выражением воли на нежелание обнародовать произведение. 

Обнародование и опубликование произведения в международном праве

При рассмотрении вопроса обнародования и опубликования произведений согласно канонам международного права сначала необходимо рассмотреть следующий вопрос.

По общему правилу неимущественные права охраняются бессрочно, а сроки установлены только для охраны имущественных прав. Тем не менее, право на обнародование в данном случае стоит особняком, независимо от того, о праве какой страны или о каком международном соглашении идет речь.

Дело в том, что после того, как истечет срок охраны исключительных прав, произведение перейдет в общественное достояние.

Тогда обнародовать это произведение — если представление на суд общественности происходит впервые — или опубликовать его — если речь идет о каких-либо материальных носителях — сможет любой, если автор однозначно и письменно не выразил своего нежелания таких действий. 

Приведем примеры сроков охраны авторских прав до перехода произведений в общественное достояние согласно Бернской конвенции и в соответствии с законодательствами некоторых стран. 

Итак, по Бернской конвенции таким сроком является 50 лет со смерти автора. Все страны, входящие в нее на правах членства, могут устанавливать иные сроки, но не ниже названного. Например, в России, Австрии, Бельгии, Хорватии, Дании, всех странах — членах Европейского Союза, это 70 лет. В Китае и Белоруссии — 50 лет. А в Мексике целых 100 лет. 

Формы обнародования произведений

Согласно действующему законодательству РФ, обнародование произведения может быть осуществлено следующими путями:

  1. Опубликование (выпуск в свет), то есть выпуск в обращение экземпляров (копий) произведения на материальных носителях в любой их форме (книга, журнал, компакт-диск и т.д.) в том количестве, которое будет достаточно для удовлетворения разумного спроса потребителей, исходя из характера конкретного произведения;
  2. Публичный показ (публичное представление) — это демонстрация произведения неопределенному кругу лиц. Обычно, это понятие относят к предметам искусства, например, к картинам;
  3. Публичное исполнение можно относить как к литературным (публичные чтения), музыкальным (концерты и т.д.), так и к иным видам произведений (балет, танцы на льду и т.д.);
  4. Сообщение в эфир или по кабелю следует рассматривать как, например, показ телефильмов, радиопередачи, трансляция записей видео и т.д.

Иные способы могут включать в себя целый перечень форм обнародования произведений, который в любом случае не является конечным — в частности, в связи с развитием науки и техники.

Кроме того, и формы выражения творчества не стоят на месте и все время развиваются.

Например, граффити: по сути оно, конечно, существовало столько, сколько существует письменность, но к виду искусства отнесено не так давно. 

Таким образом, предусмотренный действующим российским законодательством список форм обнародования произведений открыт. И каким бы способом произведение не было доведено до широкой (или не широкой) общественности, если он не нарушает уголовное и административное законодательство, это будет являться законным способом обнародования.

Впрочем, необходимо отметить, что некоторые формы, являющиеся или граничащие с нарушением моральных и нравственных устоев общества, или попросту с хулиганством, все равно будут способами обнародования произведения с точки зрения авторского права. Ведь незаконным в данном случае является только поведение самого автора или правообладателя, что нормами четвертой главы ГК РФ не регулируется. 

Особенности обнародования произведений (фото и видео, литературные и музыкальные произведения)

При обнародовании произведений не стоит забывать о необходимости соблюдения некоторых условий.

  1. Если речь идет об изображениях человека, это можно сделать только с его согласия, независимо от того в какой форме произошло обнародование: печать фотографии в прессе, показ видео или фото в эфире, демонстрация в сети Интернет и т.д. Согласие должно быть получено в письменной или иной, позволяющей идентифицировать конкретное лицо, форме. Например, написать запрос на публикацию в соцсети, получив согласие, сделать скриншот этой страницы и хранить его, допустимо. Существует ряд случаев, когда получать такое согласие необходимости нет. В частности, если съемка осуществлялась в общественном месте, например, на улице или в парке.  Также не требуется согласия, если демонстрация произведения (изображения, фото, видео) осуществляется для достижения общественного блага. Например, при поиске пропавших.
  2. Если речь идет о литературных, музыкальных, танцевальных и иных подобных произведениях, следует учитывать соавторство, смежные права, допустимость цитирования и т.д. Следовательно, действия автора или правообладателя при обнародовании произведения не должны нарушать права третьих лиц. 
Читайте также:  Правила кабельного вещания

Таким образом, для любого автора при создании произведения любого вида важно не нарушить права другого автора, физического или юридического лица, в частности, на право на частную жизнь, право на использование персональных данных и иные нормы действующего законодательства РФ, иных государств и международных соглашений. 

Право на отзыв

Каждый автор — кроме авторов программ ЭВМ, служебных произведений и произведений, вошедших в сложный объект — имеет право на отзыв своего произведения до его фактического обнародования. Но данные действия понесут для него материальные последствия.

Если произведение было отчуждено или иному лицу предоставлено право использования произведения, то придется возместить убытки. Обратите внимание, что закон не говорит о фактических убытках, являющихся затратами на подготовку к обнародованию.

Таким образом, вероятно, автору придется компенсировать и иные потери. 

Заключение

Как это видно из статьи, такое личное неимущественное право как обнародование произведения не относится к сложным, но содержит ряд важных нюансов, которые необходимо учитывать как авторам, так и правообладателям и иным лицам.

Авторские права художника

Авторские права художников подлежат охране, как и права авторов других произведений. Однако в отношении авторских прав художников есть некоторые нюансы, которые, порой, вызывают вопросы и требуют разъяснений.

  • В этой статье мы поговорим об авторских правах художников в форме «вопрос-ответ».
  • Итак, начнем:
  • 1 Какие авторские права есть у художника?
  • Как и автору любого другого произведения, художнику принадлежит весь комплекс авторских прав и еще кое-какие специальные права, относящиеся только к авторам произведений изобразительного искусства. А именно:
  • Исключительное имущественное право. Оно возникает изначально у автора, но потом может принадлежать и другим лицам, если произойдет отчуждение исключительного права, например, по соответствующему договору.
  • Право авторства. Это личное неимущественное право признаваться автором произведения. Оно возникает у автора и может принадлежать только автору. Это право неотчуждаемо и отказ от него ничтожен.
  • Право на имя. Это тоже личное неимущественное право. Заключается в праве использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или вообще без указания имени. Это право тоже неотчуждаемо и отказ от него ничтожен.
  • Право на неприкосновенность произведения. Это тоже личное неимущественное право автора, предусматривающее, что не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, ми или какими бы то ни было пояснениями.
  • Право на обнародование произведения. Оно заключается в праве осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа и т.п.
  • Право на отзыв. Означает, что автор имеет право до фактического обнародования произведения отказаться от ранее принятого решения о его обнародовании.
  • Право доступа. Предусматривает возможность автора картины воспроизводить ее, даже если оригинал продан.
  • Право следования. Предусматривает право автора на получение роялти от перепродажи экземпляра картины.

Два последних права (доступа и следования) – это специальные права, которыми могут пользоваться авторы не всех произведений. О них подробнее мы поговорим ниже.

2 Когда возникают авторские права художника и как их зарегистрировать?

Авторские права возникают в момент создания произведения. Согласно ст.1259 ГК РФ, для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

То есть произведение охраняется сразу, как только вышло из-под кисти (как например, без всяких формальностей охраняется жизнь ребенка только что родившегося, но не имеющего еще никаких документов).

Таким образом, никакой регистрации авторских прав художника не требуется и вообще законом не предусмотрено.

3 Как долго действуют авторские права художника?

Авторские права на картину охраняются в течение всей жизни автора, а также в течение 70 лет после его смерти. Отсчет 70 лет начинается с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Например, если художник умер 2 января 1999 года, то авторское право на его картины будет действовать до 1 января 2070 года.

4 Кто обладает правами на картину, которая была создана художником на заказ?

Это зависит от того, что написано в договоре, заключенном между художником и заказчиком. При изготовлении картины на заказ стороны должны заключить договор авторского заказа.

Статья 1291 ГК РФ предусматривает, что при продаже автором оригинала картины, в том числе при отчуждении оригинала по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное.

То есть если в договоре с заказчиком у Вас ничего не написано про права на картину, то исключительное право останется за художником. Если же Вы с заказчиком договорились об отчуждении ему исключительного права, то это нужно зафиксировать в договоре авторского заказа.

5 Что происходит с авторскими правами на картину, если художник ее продает?

Это, опять же, зависит от договора, по которому происходит купля-продажа картины (договор купли-продажи). Стороны могут зафиксировать в договоре, что исключительное право на картину одновременно с продажей ее оригинала переходит к приобретателю оригинала. А могут оставить исключительное право у художника.

https://www.youtube.com/watch?v=8Y3Wy9HNYQQ\u0026pp=ygVD0J_RgNCw0LLQviDQvdCwINC-0LHQvdCw0YDQvtC00L7QstCw0L3QuNC1INC_0YDQvtC40LfQstC10LTQtdC90LjRjw%3D%3D

Если переход исключительного права к приобретателю в договоре не оговорен, то исключительное право остается у художника. Пункт 2 ст.

1291 ГК РФ предусматривает, что если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами. То есть, даже оставаясь правообладателем картины, художник не вправе помешать обладателю оригинала выставлять картину.

Читайте также:  Система автоматического контроля

6 Что такое право доступа?

Право доступа – это право автора произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики и т.п.) требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения.

То есть художник, который остался обладателем исключительного права на свою картину, но продал ее оригинал, вправе потребовать у собственника оригинала доступа к картине для того, чтобы просто полюбоваться ею или воспроизвести.

При этом, однако, художнику придется самому отправляться к обладателю оригинала или в то место, где находится картина, т.к. ст.1292 ГК РФ запрещает требовать доставки произведения от собственника оригинала к автору.

7 Что такое право следования?

Это право автора картины, продавшего ее оригинал, на получение процентных отчислений (роялти) при каждой перепродаже этого оригинала, если в такой сделке в качестве посредника, покупателя или продавца участвует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в частности, аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон или магазин).

Это право установлено в ст.1293 ГК РФ. Роялти выплачиваются автору указанными лицами в виде процентных отчислений от цены перепродажи. При этом автору или организации по управлению правами на коллективной основе, представляющей его интересы, должны предоставляться сведения, необходимые для обеспечения выплаты вознаграждения.

Размер вознаграждения установлен Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 19.04.2008 №285). Он составляет:

  • При цене перепродажи до 100 000 руб. – вознаграждение составит 5% от цены перепродажи.
  • При цене перепродажи от 100 000 руб. до 1 700 000 руб. – вознаграждение составит 5 000 руб. + 4% от суммы, превышающей 100 000 руб.
  • При цене перепродажи от 1 700 000 руб. до 7 000 000 руб. – вознаграждение составит 69 000 руб. + 3% от суммы, превышающей 1 700 000 руб.
  • При цене перепродажи от 7 000 000 руб. до 12 000 000 руб. – вознаграждение составит 228 000 руб. + 1% от суммы, превышающей 7 000 000 руб.
  • При цене перепродажи от 12 000 000 руб. до 17 500 000 руб. – вознаграждение составит 278 000 руб. + 0,5% от суммы, превышающей 12 000 000 руб.
  • При цене перепродажи свыше 17 500 000 руб. – вознаграждение составит 305 500 руб. + 0,25% от суммы, превышающей 17 500 000 руб.

Кстати, стоит заметить, что данная норма и, соответственно, размеры вознаграждений относятся не только к художникам, но и к авторам авторских рукописей литературных и музыкальных произведений.

8 Существуют ли организации по коллективному управлению правами художников и какова их роль?

Да, такие организации существуют. Основная цель таких организаций – это отслеживание фактов использования произведений, сбор с пользователей вознаграждений, причитающихся авторам, и перенаправление этих вознаграждений авторам за вычетом своего процента «за услуги».

Организации по управлению правами на коллективной основе бывают аккредитованные государством и не аккредитованные. Для художников существует 1 организация, имеющая государственную аккредитацию, а также множество других, не имеющих такой аккредитации.

Организация, имеющая государственную аккредитацию, занимается, прежде всего (и на основании предоставленной аккредитации), управлением правом следования. Помимо управления правом следования эта организация может заниматься также управлением иными авторскими правами авторов произведений изобразительного искусства.

Организации, не имеющие государственной аккредитации, могут на основании заключенных с авторами договоров управлять различными авторскими правами художников.

Стоит отметить, что согласно ст.1242 ГК РФ, основанием для полномочий организации по коллективному управлению является договор. То есть автор, если он хочет поручить управление своими авторскими правами такой организации, обязан заключить с ней договор. Однако это правило не распространяется на организации, имеющие государственную аккредитацию.

Организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию, вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.

То есть даже если у Вас нет договора с аккредитованной организацией, она все равно сможет представлять Ваши интересы, собирать причитающееся Вам вознаграждение, оставлять себе процент, а остальное перечислять Вам.

Если Вы не хотите, чтобы аккредитованная организация это делала или хотите, чтобы это делала другая организация, то Вам нужно написать соответствующее заявление об изъятии Ваших произведений из реестра организации.

По состоянию на 14 декабря 2020 года единственной аккредитованной государством организацией, осуществляющей управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей литературных и музыкальных произведений является «Ассоциация правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства «УПРАВИС». Полный список всех аккредитованных организаций по управлению правами на коллективной основе (по разным направлениям творчества и видам прав) можно найти на портале открытых данных Министерства культуры РФ (вкладка «Таблица»)

9 Полежит ли охране индивидуальный авторский стиль или техника художника?

Нет – стиль и техника защите не подлежат. Дело в том, что согласно п.5. ст.1259 ГК РФ, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

Стиль рисования – это способ решения задачи, метод или способ рисования. Поэтому у автора отсутствует возможность запрещать кому-либо осуществлять творческую деятельность в той же стилистике и теми же методами, даже если эта стилистика или методы были Вами изобретены.

10 Можно ли выкладывать свои картины в интернет и не бояться кражи и плагиата?

Никакой автор или правообладатель не может быть на 100% избавлен от риска нарушения авторских прав.

Риск есть всегда, просто нужно, во-первых, принять превентивные меры, которые сделают нарушение максимально некомфортным, а во-вторых, подготовиться к тому, что когда-нибудь может настать момент, когда потребуется отстаивать свои права и нужно до этого момента запастись доказательствами заранее.

Вопреки широко распространенному ошибочному мнению, все объекты авторских прав, выложенные в интернете в открытом доступе, тоже находятся под охраной. Их нельзя просто так брать и использовать, ссылаясь на то, что они в открытом доступе. То есть Ваши работы, выложенные, например, на Вашем сайте и проиндексированные поисковиками, подлежат охране.

Чтобы снизить риск неправомерного использования, изображения можно снабдить водяными знаками, проставить на них знак охраны авторского права ©, имя автора, год первого опубликования.

Также я всегда рекомендую сразу после создания произведения еще до того, как оно будет где-то выложено или кому-то показано, осуществить его депонирование.

Читайте также:  Правовой режим арктики

Это существенно облегчит процесс доказывания в случае судебного спора.

© Андрей Макаров 2020г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается в сети Интернет с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.

Справка по авторскому праву

Авторское право

Авторское право (англ. copyright) – это право автора произведения на его использование («копирование») и получение дохода от его использования.

Авторское право действует на произведения литературы, науки и искусства: художественные и научные тексты (в том числе переводы), двумерные изображения (картины, фотографии, кинофильмы), объёмные объекты (скульптуры, архитектурные сооружения), музыкальные произведения (нотная запись) и т.п.

Авторское право является интеллектуальным правом и включают в себя имущественное право – т.н. исключительное право – и «моральные» права автора.

Авторское право регулируется международными соглашениями и национальным законодательством (см.  Бернская конвенция, Всемирная конвенция об авторском праве, ТРИПС, Гражданский кодекс РФ, часть 4). Данные соглашения предоставляют охрану в соответствии с национальным законодательством для произведений, созданных на территории других стран.

Автор

Автором произведения является лицо, творческим трудом которого оно создано, в том числе в соавторстве.

Лица, оказывающие автору только техническое, организационное или консультационное содействие в подготовке произведения (редакторы, корректоры, рецензенты и др.), не признаются авторами и не получают какие-либо права на произведение.

  • Моральные права автора
  • Личные неимущественные («моральные») права автора – право называться автором, право на имя, право на обнародование и право на неприкосновенность произведения – действуют бессрочно, в том числе после перехода произведения в общественное достояние, и являются неотъемлемыми.
  • Исключительное (имущественное) право
  • При создании произведения у его автора возникает исключительное право – имущественное право на использование результатов своей интеллектуальной деятельности, которое автор может передать третьим лицам по договору отчуждения исключительного права на произведение, в том числе на весь срок действия исключительного права (срок охраны).

Исключительное право на служебное произведение (т.е. созданное работником в рамках своих служебных обязанностей) принадлежит работодателю.

  1. При отчуждении оригинала произведения авторское право автоматически не передается.
  2. Лицензия
  3. Обладатель исключительного права на произведение может предоставить любой другой стороне лицензию – право на использование произведения для оговорённых целей и на указанный срок.
  4. При предоставлении простой (неисключительной) лицензии правообладатель (лицензиар) сохраняет право выдачи аналогичных лицензий другим лицам.
  5. При предоставлении исключительной (эксклюзивной) лицензии получатель лицензии (лицензиат) является единственным обладателем переданного ему права на использование, обычно на ограниченный срок.
  6. Срок охраны
  7. Авторские (имущественные) права защищаются в течение срока жизни автора произведения и 70 лет после его смерти.
  8. Знак охраны ©
  9. Охрана имущественного авторского права является автоматической и не зависит от каких-либо формальностей – тем не менее, рекомендуется использовать знак охраны авторского права © с указанием года публикации произведения и имени правообладателя (обладателя исключительного права).
  10. Общественное достояние

После истечения срока охраны имущественных прав произведение переходит в общественное достояние (англ. public domain), и его можно использовать и воспроизводить свободно, без ограничений.

Использование несвободных произведений

Любое использование защищённых авторским правом произведений в любых целях допускается только с разрешения автора, наследника или другого правообладателя. Такое разрешение должно быть оформлено в виде письменного лицензионного договора.

Допускается использование ранее опубликованных произведений, защищённых авторским правом, в учебных и научных целях. Однако такое использование ограничено цитированием в целях полемики и критики в незначительном объёме, не наносящем ущерб коммерческим интересам правообладателя. В случае возникновения претензий критерии добросовестного использования определяются судом.

Произведения в открытом доступе

Произведения, опубликованные любым образом и находящиеся в сети Интернет в открытом (свободном) и неограниченном доступе для всех пользователей, а также произведения, автор которых неизвестен или неизвестно его местонахождение (т.н. orphan works), охраняются авторским правом. Их использование в составе других произведений возможно только с явного разрешения правообладателя.

  • Авторское право переводчика
  • У переводчика иностранного текста возникает авторское право на созданный им текст перевода, который считается новым литературным произведением.
  • Авторское право на текст перевода действует в течение обычного срока охраны, даже если оригинальное произведение на иностранном языке перешло в общественное достояние.

Текст перевода может быть использован только с разрешения обладателя прав на оригинальное литературное произведение, если оно не перешло в общественное достояние. Необходимо также соблюдать моральные права автора оригинального произведения.

Авторское право на изображения

Изображение является произведением искусства и охраняется авторским правом.

В момент создания изображения любым способом (механическим, фотографическим или электронным) у автора изображения возникает авторское право. Таким образом, фотограф или художник (либо работодатель при создании произведения в рамках служебных обязанностей) обладают исключительным правом на созданные ими изображения.

Изображение охраняемого произведения искусства может быть использовано только с разрешения обладателя прав на оригинальное произведение, запечатлённое на этом изображении (скульптуры, здания и сооружения, картины и иллюстрации и т.п.)

За создателем изображений объёмных (трёхмерных) произведений, уже перешедших в общественное достояние, признаётся отдельное авторское право на такое производное произведение.

Однако для репродукций двумерных произведений искусства, находящихся в общественном достоянии – обложек, иллюстраций, картин, гравюр, фотографий, открыток и т.п.

, – авторское право не признаётся, так как производное произведение является точной копией оригинала.

Разрешается свободное использование изображений произведений архитектуры, расположенных в местах, открытых для общественного доступа, либо видных из этих мест (свобода панорамы), при условии соблюдении прав фотографа или художника.

Открытые (свободные) лицензии

Автор произведения, защищённого авторским правом, может разрешить его свободное использование неограниченному и заранее неизвестному кругу лиц на условиях открытой (свободной) неисключительной лицензии. Автор должен явно разрешить изменение и коммерческое использование произведения, при этом требуется соблюдать его моральные права – указать имя автора и не нарушать целостность произведения.

Изображения произведений, находящиеся в открытом (свободном) доступе в Интернете, но не содержащие указания на открытую (свободную) лицензию, нельзя использовать без разрешения автора произведения, оформленного в виде письменного лицензионного договора. Указание имени автора, а также ссылки на архивный источник или на размещённую в свободном доступе копию произведения, не заменяет получение разрешения на использование произведения.

  1. Произведения со свободной лицензией Creative Commons (CC-BY и CC-BY-SA) публикуют Wikimedia Commons (ВикиСклад), Openclipart, Wikimapia, OpenStreetMap, WikiSource, Intratext и др.
  2. Фотобанки Pixabay, Unsplash и др. используют свою собственную свободную лицензию
  3. Произведения, размещённые на Flickr, можно свободно использовать только в том случае, если в описании изображения указана лицензия Creative Commons.