Ответственность

Правило третий лишний

  • Расскажем про спорные ситуации в закупках с ограничениями, запретами и условиями допуска.
  • Правило третий лишний
  • Правила национального режима разделены на 3 вида:
  • Запреты (ПП №616, ПП №1236)
  • Ограничения (ПП №102, ПП №832, ПП №878, ПП №617, ПП №1289)
  • Условия допуска (Приказ №126н)

Для каждого вида действует свой механизм работы с заявками. В статье подробно расскажем про каждый с учетом последней практики ФАС.

Закупки с запретом

В закупках с запретом для заказчика только один вариант развития событий: если товар не является отечественным, заявку нужно отклонить. Сложности возникают в момент проверки страны происхождения товара. Нужно проверить наличие продукции в реестрах. При этом важно помнить, что для разных товаров разные реестры и правила подтверждения происхождения.

Товар из России

Для допуска заявки нужно проверить, что участник продекларировал номера реестровых записей из Реестра российской промышленной продукции и из Единого реестра российской радиоэлектронной продукции. Если установлены требования ПП № 719 к совокупному количеству баллов за выполнение технологических операций на территории России, то проверьте и эти данные.

Товар из ЕАЭС

Уточните, указаны ли номера реестровых записей из Евразийского реестра промышленных товаров. Если установлены требования к совокупному количеству баллов за выполнение технологических операций на территории государства из ЕАЭС, то проверьте и эти сведения.

Товар из ЛНР и ДНР

Нужно удостовериться, что номера реестровых записей из Реестра промышленной продукции из ЛНР и ДНР продекларированы.

Закупка ПО по ПП №1236

Необходимо проверить наличие ПО в Реестре российского программного обеспечения или Реестре евразийского программного обеспечения.

Закупки с ограничениями

Существует 5 постановлений с ограничениями закупок иностранных товаров. Каждое из них для отдельного вида товаров:

  • ПП №102 — медицинские изделия
  • ПП №832 — продукты питания
  • ПП №878 — радиоэлектронные товары
  • ПП №617 — промышленные товары
  • ПП №1289 — лекарственные препараты

Заказчик должен удостовериться, что номер реестровой записи включен в заявку, а производители товара совпадают.

Медицинские изделия

ПП №102 содержит 2 перечня медизделий. Механизм ограничения «Третий лишний» на каждый из них применяется по-разному.

Принцип работы механизма «Третий лишний».

Нужно отклонить все заявки с иностранным товаром, если:

  • Подано не менее трех заявок для участия в закупке
  • Две заявки из России, ЕАЭС, ЛНР или ДНР
  • Заявки с российским товаром имеют подтверждающие документы
  • Товары из заявок от разных производителей, которые не входят в одну группу лиц

Перечень № 1. Правило «Третий лишний» действует стандартно.

Перечень № 2. Правило «Третий лишний» с дополнительными требованиями. Отклоняют все иностранные заявки, если одновременно:

  • Подано не менее двух заявок из стран ЕАЭС, ЛНР или ДНР
  • Эти заявки от двух разных производителей
  • В заявках есть предложения о поставке товаров, у которых доля стоимости иностранного сырья в цене продукции соответствует определенному показателю
  • Есть подтверждение о соответствии ГОСТ ISO 13485-2017

Продукты питания

Правило «Третий лишний» применяется в упрощенном варианте. Должно быть подано не менее трех заявок, две из которых от разных производителей из России, ЕАЭС, или ЛНР и ДНР. Для подтверждения страны происхождения и производителя достаточно их задекларировать.

Радиоэлектронные товары

В данном случае применимо правило «Второй лишний». Иностранные заявки отклоняются, если в закупке подано не менее двух заявок, одна из которых из России или ЕАЭС.

Правила подтверждения страны происхождения:

  • Для товаров из России нужно продекларировать номера реестровых записей из реестра РЭП. При необходимости следует указать информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций на территории России
  • Для товара из ЕАЭС продекларировать номера реестровых записей из Евразийского реестра промышленных товаров. При необходимости нужно указать информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций на территории государства из ЕАЭС
  • Если сведений о товаре нет в перечисленных реестрах, участник должен предоставить сертификат СТ-1

Промышленные товары

Действует правило «Третий лишний». В данном случае в закупке должно быть подано не менее трех заявок, две из которых российские или ЕАЭС и от разных производителей. Иностранная заявка отклоняется. Правила подтверждения происхождения такие же, как для радиоэлектронных товаров.

Лекарственные препараты

Применяется правило «Третий лишний». При этом заказчик должен проверить допущенные заявки на соответствие условиям допуска по приказу №126н.

Закупки с условием допуска

Условия допуска иностранных товаров установлены в Приказе № 126Н, согласно которому заказчик обязан предоставить преимущества по цене участнику с российским товаром в ущерб участнику, предложившему иностранный товар. Чтобы подтвердить страну происхождения товара, участнику достаточно продекларировать ее в заявке.

Размер таких преимуществ для товаров из Перечня №1 составляет 15%, для товаров из Перечня №2 — 20%.

Действия заказчика при оценке заявок зависят от способа проведения закупки.

Аукцион

Если среди участников с иностранной продукцией есть хотя бы один с отечественным товаром, то при оценке заявки к предложенной цене применяется понижающий коэффициент 15% или 20%.

Конкурс или запрос котировок

Если есть хотя бы один участник с отечественным товаром, а у других участников иностранный продукт, то при оценке заявки к предложенной цене применяется понижающий коэффициент 15% или 20%. Если участник с иностранным товаром с учетом понижающего коэффициента стал победителем, то контракт заключается по цене, предложенной им в заявке.

про закупки с неопределенным объемом.

Теперь вы знаете больше.
Команда Seldon.Stat

Источник: Stat

Правительство РФ скорректировало правило «третий лишний» при госзакупках импортной промпродукции

Правительство России скорректировало правило «третий лишний» при проведении госзакупок импортной промпродукции. Соответствующее правительственное постановление опубликовано на портале правовой информации.

Этим документом вносятся изменения в постановление №617, которым ранее был утвержден перечень промышленных товаров, на которые распространяется правило «третий лишний», предусматривающее запрет на закупку иностранной продукции при наличии двух предложений аналогичной продукции российского производства или производства компаний из стран ЕАЭС.

Новым постановлением уточняется, что правило «третий лишний» действует только при двух условиях.

Так, на соответствующую закупку должно быть подано не менее двух заявок с предложением поставки товаров, произведенных только в странах-членах ЕАЭС. При этом оговаривается, что эти товары не должны быть от одного производителя.

То есть в двух «ЕАЭС-заявках» заявках должны быть предложения о поставке соответствующего товара, выпущенного двумя разными производителями.

Также актуализированы положения о подтверждении страны происхождения товара. Теперь подтверждением производства той или иной продукции на территории РФ или стран ЕАЭС будет признаваться наличие соответствующей записи в реестрах российской или евразийской промышленной продукции.

Кроме того, подтверждением страны происхождения может являться сертификат СТ-1 (в РФ выдаются уполномоченными региональными торгово-промышленным палатами).

Помимо этого, в документе приведен перечень случаев, при которых правило «третий лишний» не действует. В их числе техническая несовместимость «новых» товаров со «старыми», которые уже используются заказчиком, закупка запчастей и расходников к используемой технике и т.п.

Также документ уточняет сам перечень «запрещенных» товаров. Теперь под правило «третий лишний» подпадает 173 вида промышленной продукции.

Сейчас законодательство о закупках (закон «О контрактной системе» – 44-ФЗ, различные подзаконные акты, директивы правительства РФ для госкомпаний и т.п.

) предусматривает два основных механизма предоставления преференций российским производителям – «третий лишний» и ценовая преференция (15%, в некоторых случаях – 30%). Перечни продукции, на которые распространяется правило «третий лишний», утверждается правительством РФ.

Так, ранее это правило было распространено на закупку импортной радиоэлектронной продукции, на закупку медизделий и т.п.

Правительство РФ ввело правило «второй лишний» для госзакупок 30 видов медизделий

Правило «второй лишний» введено в отношении компьютерных томографов, рентгеновских аппаратов, эндоскопических комплексов, ОФЭКТ и гамма-камер.

Под него также попадут гамма-терапевтические аппараты, электрокардиографы, пульсоксиметры и спирометры, оториноскопы, электроэнцефалографы, тонометры внутриглазного давления, аппараты УЗИ, микроволновой и ультразвуковой терапии.

Кроме того, ограничения распространятся на магнитно-резонансные томографы, неонатальные облучатели, литотриптеры, дефибрилляторы, медицинские холодильники и морозильники, облучатели-рециркуляторы воздуха, стерилизаторы, электрохирургические аппараты, дыхательное оборудование, инкубаторы для новорожденных и консоли подвода медицинских газов.

Медизделия выведены из-под действия постановления Правительства №102 от 5 февраля 2015 года и включены в профильное постановление №878 от 10 июля 2019 года «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции».

Согласно поправкам, при госзакупках включенных в перечень изделий, в случае если на конкурс будет выходить хотя бы один поставщик со страной происхождения МИ из ЕАЭС, все остальные заявки с предложениями импортного медоборудования будут отклоняться.

Читайте также:  Пропорционально удовлетворенным требованиям

Подтверждением производства на территории РФ будет служить выписка из реестра ГИСП Минпромторга РФ о подтверждении страны происхождения с наличием баллов локализации в соответствии с постановлением Правительства №719 от 17 июля 2015 года, а в случае размещения производства в странах ЕАЭС – выписка из аналогичного евразийского реестра. В случае нахождения в реестре, но отсутствия баллов заявка будет приравниваться к иностранной.

«Этот акт – логическое продолжение принципиальной политики импортозамещения, которую ведет Минпромторг России. Акт шел тяжело, на пути встретил огромное сопротивление, но в итоге нам удалось это сделать.

В дальнейшем мы будем продолжать создавать благоприятные условия и возможности для развития и укрепления позиций российских производителей электроники», – сообщил замминистра промышленности и торговли РФ Василий Шпак.

О проработке дополнительных механизмов поддержки импортозамещения для медтехники стало известно в марте 2021 года. В частности, Минпромторг рассматривал расширение инструментов для выполнения госзаказчиками установленных квот по закупкам отечественной продукции, включая введение правила «второй лишний» при поставках по госзаказу.

Фас в сми: фас предлагает отменить правило "третий лишний" для лекарств из жнвлп с риском дефицита

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России выступает за отмену правила «третий лишний» для онкопрепаратов из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), которым может грозить дефицит. Об этом говорится в сообщении антимонопольного ведомства.

«ФАС России разделяет позицию онкологических пациентских организаций о необходимости принятия оперативных мер по ликвидации дефицита жизненно важных препаратов.

Для решения проблемы антимонопольное ведомство со своей стороны предлагает дальнейшую централизацию закупок, уточнение правил формирования начальной максимальной цены контракта (НМЦК), а также отмену правила «третий лишний» для жизненно важных препаратов с риском дефицита», — отмечается в сообщении.

Правило «третий лишний» предполагает отклонение всех заявок из иностранных государств в случае, если подано не менее двух предложений на поставку товаров из стран Евразийского экономического союза.

Как пояснили в антимонопольном ведомстве, летом 2020 года ФАС России со своей стороны оперативно согласовала вывод из-под правила «третий лишний» ряда онкологических препаратов, которые оказались в дефиците.

В ведомстве напомнили, что ФАС всегда была последовательным сторонником централизации закупок, тем более, что эта возможность предусмотрена законом о контрактной системе.

Также в качестве дополнительной гарантии, которая бы позволила обеспечить стабильный доступ пациентов к закупаемым лекарственным препаратам, антимонопольное ведомство видит стимулирование заключения долгосрочных контрактов.

Кроме того, по мнению ФАС России, для того, чтобы формирование начальной максимальной цены контракта (НМЦК) было эффективно и не приводило к риску срыва аукционов, используемые при ее расчете цены должны быть проверенными, устойчивыми и, самое главное, должны применяться в отношении препаратов, которые реально обращаются на фармрынке.

Ранее Минпромторг России сообщил о том, что министерство готово осуществить централизованные закупки препаратов за рубежом для нужд конкретных медицинских учреждений и национальных медицинских исследовательских центров.

По его данным, на сегодняшний день не имеют зарегистрированных российских препаратов следующие 5 международных непатентованных наименования (МНН): прокарбазин, третиноин, кармустин, мелфалан (для лекарственной формы лиофилизат для приготовления раствора для внутрисосудистого введения), цитарабин (для дозировок 500 мг и 1000 мг).**

Применение 102 постановления по 44 фз в 2023 году – Ериковское сельское поселение

Закупки медизделий всегда вызывают много вопросов и жалоб в ФАС. Ограничение в закупках этих товаров регулируется ПП РФ №102. В статье расскажем особенности постановления, и как оно применяется на практике.

Ограничения и условия допуска

Заказчик отклоняет все заявки с иностранным товаром, если подано не менее двух заявок, которые соответствуют требованиям закупки. Медизделия, независимо от перечня, должны быть из ЕАЭС и иметь разных производителей.

https://www.youtube.com/watch?v=sM_fw1m4JOE\u0026pp=ygUo0J_RgNCw0LLQuNC70L4g0YLRgNC10YLQuNC5INC70LjRiNC90LjQuQ%3D%3D

Если товары из перечня №2, то дополнительно учитывается:

  • что процентная доля итоговой стоимости использованных иностранных материалов соответствует показателю локализации,
  • есть документ, который подтверждает, что собственное производство соответствует требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 «Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования».

Если никого не отклонили, то применяется Приказ №126н.

Когда применяется

  • В любых конкурентных процедурах.
  • Предметом одного контракта или лота могут быть только те товары, которые входят в перечень №1 или в перечень №2.
  • Если закупаются изделия из перечня №2, необходимо рассчитать НМЦК по методике Приказа Минздрава России № 759н и Минпромторга России № 3450 от 04.10.2017.

Когда не применяется

Если изделие по перечню №1 закупается на территории иностранного государства, чтобы обеспечить свою деятельность.

Как подтвердить

Страна происхождения подтверждается сертификатом СТ-1. Процентная доля — актом экспертизы.

Можно ли заменить товары при поставке

Если при выборе победителя применили правило «Третий лишний«, то во время исполнения контракта нельзя заменить:

  • производителя,
  • медизделия не из ЕАЭС,
  • процентную долю.

Распространяется ли на закупки по 223-ФЗ

ПП РФ №102 применяется только в закупках по 44-ФЗ. В 223-ФЗ нацрежим регулируется ПП РФ №925 и ПП РФ №878.

Можно ли разместить товары с разными ОКПД2 в одном лоте

Если заказчик планирует применить в закупке ППРФ №102, то не сможет объединять в одном лоте медизделия, которые включены и не включены в перечень №1 либо в перечень №2.

Обязан ли заказчик ограничить закупку и использовать наименование продукции, а не только код

Заказчики иногда указывают не точное наименование, как в классификаторе ОКПД2. Например, заказчик использует при описании объекта закупки КТРУ 32.50.11.

000-00000068 — Наконечник бормашины стоматологической, пневматический и такое же наименование. Этот КТРУ относится к ОКПД2 32.50.11.000 Иглы корневые, на который распространяется ПП РФ №102.

В таком случае заказчик обязан прописать ограничение и на наконечник бормашины.

Отклонят или нет, если во всех заявках один производитель

Нет, так как нет условий для применения ПП РФ №102. Если никого не отклонили, то применяется Приказ №126н. Участник декларирует страну происхождения. Если вы не приложили декларацию, то заявка считается иностранной. В случае победы из вашей цены вычтут 15% или 20%.

Нужно ли получать СТ-1 для подтверждения товара из Беларуси

Товар из Беларуси считается отечественным. Его происхождение подтверждается СТ-1, если в закупке применяется ПП РФ №102.

Сертификат СТ-1 может быть:

  • разовый, если выдается участнику закупки,

Правительство установило правило «второй лишний» при госзакупках электронного медоборудования

Правительство распространило правило «второй лишний» при госзакупках на некоторые виды медицинского оборудования.

Его вывели из-под действия Постановления Правительства №102 от 05 февраля 2015 года и включили в перечень радиоэлектронной продукции Постановления Правительства №878 от 10 июля 2019 года.

Оба документа регламентировали правило «третий лишний», по которому заказчик должен отклонять заявки с предложением импортной продукции при наличии не менее двух заявок с предложениями аналогичной российской или евразийской продукции.

Новое Постановление Правительства №1432 от 28 августа 2021 года, инициированное Минпромторгом, устанавливает более жесткие правила импортозамещения – вводит правило «второй лишний». Заказчик должен отклонять заявки с предложением импортной радиоэлектроники при наличии даже одной заявки с предложением аналогичной российской или евразийской продукции.

В обновленном перечне более 170 позиций. Из медицинского оборудования в него попали:

  1. радиологические информационные системы;
  2. устройства электрофореза белков сыворотки крови;
  3. анализаторы, гемоглобинометры, глюкометры индивидуальные;
  4. суховоздушные термостаты;
  5. компьютерные томографы;
  6. маммографы;
  7. рентгеновские аппараты;
  8. С-дуга
  9. эндоскопические комплексы;
  10. системы однофотонной эмиссионной компьютерной томографии (ОФЭКТ, гамма-камеры);
  11. гамма-терапевтические аппараты;
  12. электрокардиографы;
  13. оториноскопы;
  14. тонометры измерения внутриглазного давления;
  15. приборы для исследования звуковых колебаний человека;
  16. анализаторы глюкозы;
  17. кардиомониторы;
  18. аппараты УЗИ;
  19. неонатальные фитотерапевтические облучатели;
  20. дефибрилляторы;
  21. неонатальные обогреватели;
  22. аппараты поддержки дыхания для новорожденных;
  23. инкубаторы для новорожденных;
  24. кольпоскопы;
  25. операционные светильники;
  26. медицинские и лабораторные холодильники и морозильники;
  27. обеззараживали воздуха;
  28. электрохирургические аппараты;
  29. стерилизаторы;
  30. аппараты для ингаляционного наркоза;
  31. аппараты ИВЛ.

При закупках импортной продукции, включенной в новый перечень, заказчики должны будут получить разрешение в Минпромторге, обосновав его необходимость. Информация о продукции должна содержаться в едином реестре российской электронной продукции или в реестре евразийской промышленной продукции.

Документ вступает в силу со дня его опубликования.

«Этот акт – логическое продолжение принципиальной политики импортозамещения, которую ведет Минпромторг России. Акт шел тяжело, на пути встретил огромное сопротивление, но в итоге нам удалось это сделать.

В дальнейшем мы будем продолжать создавать благоприятные условия и возможности для развития и укрепления позиций российских производителей электроники», — прокомментировал новые правила замминистра промышленности и торговли Василий Шпак.

Читайте также:  Отказ от подписания уведомления

В июне «ФВ» писал, что Минпромторг разработал стратегию развития обрабатывающей промышленности «Новый облик промышленности». В стратегию в числе семи инициатив войдет программа по развитию фарм- и медпромышленности «Промышленность для здравоохранения». Для достижения цели правительству и отрасли был поставлен ряд задач.

В их числе, формирование правового поля для защиты внутреннего рынка, доступа на рынок новых продуктов; стимулирование гарантированного спроса со стороны государства; сокращение числа «вечнозеленых» патентов.

Для решения этой задачи Минпромторг планировал во второй половине 2021 года утвердить правило «второго лишнего», которое коснется не только медицинской техники, но и ограничения госзакупок стратегически значимых лекарств, произведенных не из отечественной субстанции.

Правило "третий лишний" как вынужденная мера в госзакупках — Цифровые Закупки

  • Минпромторг предлагает оптимизировать порядок применения ограничений или запретов при закупке госзаказчиками товаров производства иностранных государств (за исключением стран-членов ЕАЭС), следует из проектов правительственных постановлений, опубликованных на портале проектов нормативных правовых актов.
  • Один из этих документов предусматривает использование правила “третий лишний” (запрет на закупку иностранной продукции при наличии двух предложений аналогичной продукции от российских производителей – ИФ) при госзакупках отдельных видов продукции не для нужд обороны и безопасности государства.
  • Другой – введение запрета на закупку отдельных видов иностранной продукции для целей защиты обороны и безопасности, а также реализации нацпроектов.

При этом в обоих случаях предусматривается введение запрета на смешение лотов при осуществлении закупки продукции, включенной в перечень, и продукции, в отношении которой не предусмотрено ограничительных мер. Также документы предполагают распространение ограничений на закупку работ или услуг, в рамках которых, в том числе, предусмотрено приобретение товара, включенного в перечень отдельных видов продукции.

Ограничение в виде “третий лишний” должно будет распространяться на машиностроительною продукцию, товары мебельной и деревообрабатывающей промышленности, легкой промышленности, на спортивное огнестрельное оружие и боеприпасы, на оборудование для пищевой промышленности, на музыкальные инструменты, строительные материалы и т.д. Всего в проект включено 534 наименования продукции по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности.

Этим же документом предлагается признать утратившими силу действующие правительственные постановления, устанавливающие запрет на закупку конкретных типов иностранной продукции.

Запрет на закупку иностранной продукции для нужд обороны и безопасности государства предлагается распространить на 267 наименований продукции. При этом соответствующий проект правительственного постановления предусматривает ряд исключений.

  1. Так, запрет на закупку иностранной продукции не применяется, в частности, при наличии разрешения Минпромторга на такую закупку, при закупке запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, а также при закупках ФСБ, ФСО, СВР, МВД РФ, Росгвардии, управделами президента и главного управления специальных программ Президента РФ.
  2. Также под запрет не подпадают закупки в рамках программ приграничного сотрудничества.
  3. В случае принятия этих документов они вступят в силу с 1 января 2020 года.

В пояснительной записке к проекту “запретного” постановления Минпромторг отмечает, что ведет работу по формированию перечня конкурентоспособной российской продукции, использование которой необходимо для реализации нацпроектов и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Спрос на продукцию в рамках нацпроектов министерство оценивает в 1,5 -2 трлн рублей.

Ранее сообщалось, что тема импортозамещения при реализации нацпроектов прорабатывается с апреля текущего года.
Тогда Минфину, Минпромторгу, Минэкономразвития и ФАС было поручено подготовить предложения по предоставлению преференций конкурентоспособной российской технике в рамках госзакупок и закупок госкомпаний по нацпроектам.

В результате уже в июне-июле ведомства занялись подготовкой проектов правительственных директив госкомпаниям о предоставлении преференций российской продукции при закупках. Документы предусматривают установление приоритета закупкам российской продукции, указанной в перечне конкурентоспособной российской продукции, использование которой необходимо для реализации нацпроектов.

Формирование самого перечня конкурентоспособной российской продукции было поручено Минпромторгу РФ.

При этом министерство должно указать номенклатуру продукции, ее необходимое количество, производителей, а также назвать замещаемые этой продукцией зарубежные аналоги.

Помимо этого, в перечне должна быть указана разница в цене приобретения и обслуживания российской продукции по сравнению с зарубежными аналогами, уровень локализации производства, наличие прав интеллектуальной собственности на техническую документацию.

Помимо этого, Минпромторгу, Минэкономразвития, Минфину, Минкомсвязи и ФАС было поручено проработать вопрос замены прямого запрета на госзакупку иностранной продукции на другие способы поддержки отечественного производителя.

В настоящее время действуют три основных механизма импортозамещения: запрет на закупку зарубежной продукции, правило “третий лишний” (запрет на участие иностранного поставщика при наличии двух российских), предоставление 15%-ной ценовой преференции в отдельных сферах.
При этом порядок их применения установлен 12 нормативными правовыми актами, положения которых распространяются на перечень товаров, утвержденный Минфином (более 90 номенклатурных позиций).

Источник

Национальные проекты могут обойтись без импорта

Национальный режим. Часть 1. №44-ФЗ

Национальный режим в государственных закупках применяется для поддержки отечественных производителей товаров и общего стимулирования национальной экономики.

Смысл прост: законодательно устанавливаются такие «правила игры», что участвовать в закупках с российскими товарами или работами/услугами, оказываемыми гражданами России, становится легче и выгоднее.

Это делает нашу продукцию более конкурентоспособной, и позволяет отечественным компаниям продолжать производство даже в условиях более высоких издержек в сравнении с зарубежными аналогами.

  • В №44-ФЗ общими словами о национальном режиме говорится в статье 14, а по факту такое регулирование конкретных групп товаров (работ, услуг) происходит посредством отдельных подзаконных актов.
  • Национальный режим в №44-ФЗ применяется в трёх основных формах:
  • 1) Запрет;
  • 2) Ограничения допуска;
  • 3) Условия допуска.
  • Запрет

Название говорит само за себя. С иностранной продукцией (кроме стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС*), Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР)) совсем никак нельзя участвовать в закупках, в которых установлен запрет.

*Примечание: В ЕАЭС входят Россия, Киргизия, Казахстан, Белоруссия, Армения.

Принцип работы. Все заявки с иностранными товарами будут отклонены при рассмотрении.

https://www.youtube.com/watch?v=sM_fw1m4JOE\u0026pp=YAHIAQE%3D

В настоящее время запреты регламентируются 2-мя подзаконными актами для разных видов продукции:

Ограничение допуска

По результатам закупок с ограничением допуска можно поставить иностранный товар, но только в том случае, если другие участники закупки также предлагали иностранный товар.

Принцип работы. Народное название – правило «Третий лишний». Если на участие в закупке подано 2 или более заявки, в которых предложен товар ЕАЭС от разных производителей, то все заявки с иностранным товаром будут отклонены при рассмотрении*.

*Примечание. Для Постановления №878 с 31 августа 2021 года действует правило “Второй лишний”. Аналогично: если на участие в закупке подана хотя бы одна заявка, в которой предложен товар ЕАЭС, то все заявки с иностранным товаром будут отклонены при рассмотрении.

https://www.youtube.com/watch?v=sM_fw1m4JOE\u0026pp=YAHIAQE%3D

В настоящее время ограничения допуска регламентируются 5-ю подзаконными актами для разных видов продукции:

Подзаконный акт Регулируемая продукция Как подтвердить соответствие?
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 Промышленные товары. Перечень, определённый Постановлением: канцтовары, химическая продукция, изделия из резины, пластмасс и полимерных материалов, металлические изделия, оружие, механизмы, музыкальные инструменты, спортивное снаряжение. В заявке декларировать наличие товара в реестре российской промышленной продукции или в реестре евразийской промышленной продукции с указанием реестрового номера или приложить сертификат СТ-1 или приложить сертификат о происхождении из ДНР/ЛНР. На этапе исполнения контракта предоставить документы, на основании которых товары включены в реестр или сертификат СТ-1.
Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 Радиоэлектронная продукция. Перечень, определённый Постановлением: оборудование компьютерное, электронное, оптическое, электродвигатели, генераторы, аккумуляторы, кабели провода. Декларировать в заявке наличие продукции в Едином реестре Российской радиоэлектронной продукции или в Евразийском реестре промышленных товаров с указанием реестрового номера или приложить сертификат СТ-1.

Вто больше не догма – коммерсантъ

Минфин представил базовый законопроект для обхода правил ВТО при введении преференций российским поставщикам в закупках госкомпаний. По требованиям сторонников протекционизма ведомство готово унифицировать правила закупок государства и госкомпаний у местных поставщиков.

В случае принятия законопроекта уже с октября 2023 года государство сможет вводить запреты и ограничения на закупки импорта госкомпаниями со ссылкой на национальные интересы и безопасность — раньше такие отсылки считались «непроходными» при оспаривании в судах ВТО.

Шансы иностранных поставщиков оспорить решение также ограничены из-за фактической заморозки апелляционных судов ВТО.

Минфин опубликовал на regulation.gov.ru пакет поправок к законам о контрактной системе (44-ФЗ) и о закупках госкомпаний (223-ФЗ), корректирующим условия применения национального режима — равного доступа к торгам российских и иностранных поставщиков.

Ключевая новация документа — возможность вводить запреты и ограничения на закупку импорта госкомпаниями, до сих пор подобные преференции для российских поставщиков не применялись из-за обязательств РФ перед ВТО.

Читайте также:  Перенос электрического столба

При этом в госзаказе практика запретов и ограничений уже распространена и урегулирована, но сторонники политики протекционизма отмечали недостаточность этого рынка (его емкость в разы меньше объемов закупок госкомпаний) для поддержки отечественных поставщиков и настаивали де-факто на создании механизмов обхода международных обязательств, однако их инициативы не находили общей поддержки правительства.

После начала военной операции РФ на Украине, ответных санкций Запада и оформления международной политики в концепции дружественных и недружественных стран требования защиты рынка усилились.

Появление законопроекта стало исполнением требований президента и поручений первого вице-премьера Андрея Белоусова и вице-премьера и главы аппарата правительства Дмитрия Григоренко в ответ на запросы парламентариев (см. “Ъ” от 20 февраля).

Минфин предлагает установить единые правила применения нацрежима в закупочных законах — сейчас они регулируются законом о контрактной системе (44-ФЗ, для госзаказа) и законом о внешнеторговой деятельности (164-ФЗ, для всех компаний, включая государственные), и по общему правилу условия для поставщиков иностранных и российских товаров, работ и услуг должны быть равными.

Однако правительство может устанавливать запреты и ограничения на закупку иностранных товаров, работ и услуг и преференции при закупках российских.

Поправки при этом обязывают правительство учитывать международные обязательства РФ (это и договор ЕАЭС для закупок по 44-ФЗ, и соглашение ВТО для закупок по 223-ФЗ), сами же договоры могут содержать изъятия — так, обязательства не распространяются на закупки, составляющие гостайну.

В пояснительной записке авторы приводят подробный пример, как будет работать новая конструкция ограничений в закупках госкомпаний: во-первых, изъятия из нацрежима допускаются соглашением ВТО в отношении закупок для военных целей, что позволит правительству расширить ограничения и запреты для госкомпаний, когда они являются исполнителями гособоронзаказа. Во-вторых, изъятия могут вводиться, если заказчики относятся к некоммерческим организациям, созданным государством для выполнения социальных или управленческих функций, для оказания госуслуг, либо к публично-правовым компаниям (Фонд развития территорий, Единый заказчик в сфере строительства, Роскадастр и др.), либо к бюджетным и автономным учреждениям. Формулировки и рамочный характер поправок позволяют государству гибко управлять нацрежимом и распространять его де-факто на любые закупки, признавая госкомпании выполняющими социальные или управленческие функции — границы очертит уже правоприменительная практика.

Поправки Минфина предполагают и оптимизацию норм, регламентирующих порядок и условия применения нацрежима.

В Минфине констатируют, что действующая конструкция носит громоздкий характер — это минимум девять подзаконных актов с разными правилами применения режима, семь перечней товаров, на которые он распространяется, разный механизм подтверждения страны происхождения товара.

Для унификации правил Минфин намерен прямо установить в 44-ФЗ и 223-ФЗ запреты на закупку иностранных товаров по перечню правительства и обязанность заказчиков отклонять заявки с предложением о поставке иностранного товара.

Режим ограничений будет действовать только в формате «второй лишний» — это отказ от иностранного товара при наличии хотя бы одной альтернативы из РФ (сейчас также действует правило «третий лишний» — отказ от импорта возможен при наличии двух российских предложений).

Преференциальный режим также сохранится только один — ценовая преференция в размере 15% по сравнению с заявками иностранцев при поставках российских товаров. Предполагается, что аналогичные положения будут разработаны и для закупок работ и услуг, выполняемых российскими организациями.

Напомним, что пока в законодательстве нет понятия «российская услуга», что в том числе позволяет госкомпаниям обходить требования правительства по минимальной доле закупок у российских контрагентов.

Поправки также регламентируют порядок подтверждения российского происхождения товаров. Предполагается, что с учетом отраслевого разнообразия состав информации и документов для подтверждения будет определен актом правительства.

При этом для промышленной продукции, а также программного обеспечения предполагается преимущественно реестровый способ подтверждения происхождения (например, уже действуют реестры российской радиоэлектронной продукции, промышленной продукции, а также евразийский реестр промышленных товаров).

Для пищевой продукции возможный вариант подтверждения — данные из реестра выданных сертификатов соответствия ?и зарегистрированных деклараций соответствия, поскольку они содержат информацию о стране изготовителя продукции.

Диана Галиева

Хотя ужесточение нацрежима объясняется обеспечением национальных интересов и безопасности, протекционистские инициативы публично оправдываются собственно экономическими интересами РФ — как механизм поддержки спроса на продукцию российских поставщиков.

Из-за необходимости запуска импортозамещающих производств роль его только возрастает: возможности дефицитного бюджета в части дополнительного стимулирования национальных производителей через госзаказ довольно ограниченны, а рынок закупок госкомпаний в разы шире (около 30 трлн руб.

с учетом «скрытых» закупок у дочерних компаний против 10 трлн руб.).

Отсылка к защите «национальной безопасности» все активнее применяется в торговой политике стран: ранее одним из крупнейших ограничений такого рода являлось эмбарго США на импорт кубинских товаров, действующее более полувека, в 2014 году последовали секторальные санкции в отношении РФ, а в марте 2018 года Дональд Трамп, занимавший пост президента США, несмотря на многочисленные предупреждения о негативных последствиях, все-таки объявил о введении страной защитных пошлин на импорт стали и алюминия (25% и 10% соответственно). Позднее ограничения коснулись ввоза в США продукции КНР (в рамках так называемых торговых войн), а в 2022 году страны «Большой семерки» отказались применять режим наибольшего благоприятствования в отношении уже российских компаний. Отсылка на требования безопасности считалась «непроходной» в судах ВТО, однако в последние годы арбитры стали выносить решения о защите пострадавшей стороны — имплементировать их, впрочем, не получится как минимум до разблокировки процесса назначений судей в апелляционный орган организации. Предлагаемые российским Минфином поправки могут вступить в силу с октября 2023 года. “Ъ” будет следить за развитием событий.

Диана Галиева, Татьяна Едовина

Скорректировали правило «третий лишний» при проведении закупок импортной промпродукции

Постановлением Правительства РФ от 04.12.2021 г.

№2021 (далее — ПП РФ № 2021) вносятся изменения в Постановление Правительства РФ №617, которым ранее был утвержден перечень промышленных товаров, на которые распространяется правило «третий лишний», предусматривающее запрет на закупку иностранной продукции при наличии двух предложений аналогичной продукции российского производства или производства компаний из стран ЕАЭС.

Правило «третий лишний» действует только при 2-х условиях, одновременно:

1) На соответствующую закупку должно быть подано не менее 2-х заявок с предложением поставки товаров, произведенных только в странах-членах ЕАЭС.

2) Эти товары не должны быть от одного производителя. То есть в 2-х «ЕАЭС-заявках» заявках должны быть предложения о поставке соответствующего товара, выпущенного двумя разными производителями.

Участники должны подтвердить страну происхождения одним из следующих способов:

  • номером записи одного из реестров российской или евразийской промышленной продукции;
  • наличием сертификата СТ-1 для стран ЕАЭС (в РФ выдаются уполномоченными региональными торгово-промышленным палатами).

Если участник использует первый способ, то заявка, помимо реестрового номера, должна содержать:

  • для российских товаров – информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций на территории России, если это предусмотрено Постановлением Правительства РФ № 719;
  • для евразийских товаров – информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций на территории ЕАЭС, если это предусмотрено решением Совета ЕЭК от 23.11.2020 № 105.

Если реестры не содержат сведения о товаре, участник указывает регистрационный номер сертификата СТ-1.

Обновлен перечень случаев, при которых правило «третий лишний» не действует. В их числе техническая несовместимость «новых» товаров со «старыми», которые уже используются Заказчиком, закупка запчастей и расходников к используемой технике и т.п.

Также уточняется перечень «запрещенных» товаров. Теперь под правило «третий лишний» подпадает 173 вида промышленной продукции, в том числе музыкальные инструменты и звуковое оборудование. Напомним, что нельзя объединять в одну закупку товары, включенные и не включенные в перечень.

Поправки нужно применять с 30 декабря 2021 года, за исключением пункта 1 изменений, утвержденных ПП РФ № 2021, которые вступают в силу с 01.01.2022 г.