Правила кабельного вещания
А. Маркина
Понятийный аппарат в сфере кабельного телевидения
Необходимость принятия специальных нормативных актов, а именно ФЗ «О кабельном телевидении», Правил предоставления услуг кабельного телевидения, вызвана специфическим характером правоотношений, складывающихся в сфере предоставления услуг кабельного телевидения. Заметим, что законодатель не исключает возможности регулирования правоотношений, неурегулированных законом о связи и имеющих специфику, на уровне отдельного федерального закона.
На сегодня, в действующем законодательстве РФ отсутствуют значения таких терминов, как «кабельное телевидение», «услуги кабельного телевидения», «телевещание», «ретрансляция», «трансляция». Отсутствие специального понятийного аппарата в сфере кабельного телевидения нередко приводит к возникновению ряда правовых проблем.
С целью создания эффективной и качественной правовой базы для деятельности кабельных операторов необходимо также четко определить правовые статусы «кабельного оператора» и «вещателя» путем их наделения соответствующими правами и обязанностями.
Законодательное закрепление статусов этих непосредственных участников данного вида деятельности должно повлечь за собой изменение формы лицензии, как для кабельных операторов, так и для вещателей.
Важным шагом в развитии телекоммуникаций для РФ стало бы присоединение к Европейской конвенции о трансграничном телевидении, в которой нашли отражение основные понятия (трансляция, ретрансляция) и принципы осуществления телевещания1.
Договорное регулирование правоотношений между кабельным оператором и вещателем
Для предоставления услуг кабельного телевидения абонентам кабельные операторы вступают в правоотношения с вещателями, осуществляющими производство и выпуск телевизионных программ, а также обеспечивающими их трансляцию. В то же время действующим законодательством РФ данные правоотношения между этими субъектами деятельности не урегулированы должным образом.
Немаловажный вопрос для кабельных операторов: как должны оформляться взаимоотношения между кабельным оператором и вещателем? Исходя из практики, с некоторыми вещателями кабельные операторы не имеют договора на ретрансляцию телепрограмм вещателя по сети кабельного телевидения, и ретрансляция осуществляется на основании письменного разрешения вещателя. Возможен ли такой упрощенный порядок оформления правоотношений между кабельным оператором и вещателем, попробуем выяснить.
Предметом договора, заключаемого между кабельным оператором и вещателем, в первую очередь, выступает созданные вещателем аудиовизуальные произведения, которые в соответствии с Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. №5351-12 являются объектами авторского права.
Следовательно, по договору осуществляется передача вещателем кабельному оператору определенных имущественных прав на использование произведений.
Передача имущественных прав согласно статье 30 Закона осуществляется только на основании авторского договора, в котором должны быть предусмотрены все существенные условия, названные в законе.
Другой стороной договорных отношений вещателя и кабельного оператора является оказание услуг кабельным оператором по приему телевизионного сигнала вещателя и сообщению телевизионных программ с использованием собственных или арендованных технических средств по сети кабельного телевидения с целью непосредственного доведения до абонентов (услуги по ретрансляции телепрограмм). Вещатель, в свою очередь, обязуется осуществить передачу (доставку) телевизионного сигнала канала для его приема кабельным оператором, иначе говоря, обеспечить трансляцию телепрограмм.
Таким образом, исходя из действующего законодательства РФ, можно сделать вывод, что отношения между вещателем и кабельным оператором должны быть оформлены в виде договора.
В законопроекте о кабельном телевидении НИИР предусмотрено исключение из общего правила об обязательном оформлении взаимоотношений сторон письменным соглашением.
Так, оператор кабельного телевидения имеет право на трансляцию4 в сети кабельного телевидения без уведомления и заключения договоров с вещательными организациями сигналов открытых средств массовой информации, доставка которых абонентам входит в объем универсальной услуги.
Думается, что такой упрощенный порядок вполне применим в отношении ретрансляции телепрограмм общероссийских и государственных региональных телерадиовещательных организаций, которые должны войти в состав универсальной услуги, но при условии, если такое право кабельных операторов будет предусмотрено в законе о кабельном телевидении.
Финансовая основа взаимоотношений кабельного оператора и вещателя
Особое значение для кабельных операторов имеет финансовая основа взаимоотношений кабельного оператора и вещателя. Всегда ли они должны носить возмездный характер или же правоотношения могут иметь безвозмездный характер? Что может быть основанием для установления безвозмездных правоотношений между сторонами? Случаи, установленные законом или соглашение сторон?
Как показывает практика, финансовые отношения кабельного оператора с вещателем могут строиться по-разному: с взиманием и без взимания платы с кабельного оператора за передачу определенных имущественных прав на телепрограммы и обеспечение трансляции, с оплатой или без оплаты услуг кабельного оператора по доставке телепрограмм до абонента.
Законопроект о кабельном телевидении предусматривает возможность построения правоотношений между сторонами, в том числе и с зарубежными вещателями, на безвозмездной основе.
Однако в силу действующего законодательства РФ: Закона об авторском праве и главы 39 ГК РФ (в качестве обязательного условия договоров предусмотрено условие о выплате авторского вознаграждения и условие об оплате услуг), правоотношения между сторонами должны носить возмездный характер. В связи с этим, установление сторонами в договоре условия о безвозмездности правоотношений по общему правилу противоречит закону. В то же время не исключается возможность равнозначной оценки прав и оказываемых сторонами услуг, с последующим проведением зачета встречных требований.
Думается, что безвозмездный характер отношений сторон может иметь место в случае ретрансляции общероссийских и государственных региональных телепрограмм.
В этом случае все расходы, связанные с созданием продукции общероссийскими и региональными государственными телерадиокомпаниями, а также услуги операторов связи по распространению их продукции в соответствии с действующим законодательством РФ должны возмещаться за счет средств федерального бюджета.
Кроме того, в законе должны быть предусмотрены определенные гарантии защиты прав и законных интересов мелких кабельных операторов, поскольку последние, ввиду высокой оплаты прав на использование телепрограмм вещателя, вынуждены отказаться от ретрансляции некоторых телеканалов. В противном случае это может привести к монополизации кабельного бизнеса.
Универсальные услуги кабельного телевидения
ФЗ «О связи» дает следующее определение универсальных услуг. Универсальные услуги – это услуги связи, оказание которых любому пользователю услугами связи на всей территории РФ в заданный срок, с установленным качеством и по доступной цене является обязательным для операторов универсального обслуживания.
В мире существует немного стран с развитой телекоммуникационной отраслью, в которых объем данной услуги был бы так мал, как это прописано в законе.
В большинстве развитых стран (и особенно стран с социально направленной рыночной экономикой, например Германии, Швеции, Польше, Чехии и других) в объем универсального обслуживания, кроме услуг почтовой связи, фиксированной телефонной связи и интернета, входят также услуги радиовещания и подачи основных федеральных и региональных телевизионных каналов. В этих странах оказание универсальной услуги по цене, регулируемой государством, является одним из основных условий получения лицензии кабельного оператора.
В то же время в статье 8 закона, предусматривающей перечень универсальных услуг связи, названы только услуги телефонной связи с использованием таксофонов; услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети интернет с использованием пунктов коллективного доступа. Как видно, ретрансляция общероссийских и государственных региональных телепрограмм по сети кабельного телевидения не входит в перечень универсальных услуг связи.
В случае, если законодатель пополнит перечень универсальных услуг связи и в ФЗ «О связи» появится услуги по ретрансляции общероссийских и государственных региональных телепрограмм, то возмещение убытков, связанных оказанием универсальных услуг, будет осуществляться за счет средств резерва универсального обслуживания, но формируемого за счет отчислений всех операторов сети связи общего пользования.
В законопроекте о кабельном телевидении предусмотрено, что в РФ гарантируется оказание универсальных услуг кабельного телевидения. К универсальным услугам кабельного телевидения относятся трансляция абонентам сигналов телевизионных программ, которые распространяются в эфире общероссийскими государственными и региональными телекомпаниями в зоне действия сети кабельного телевидения.
Перечень универсальных услуг кабельного телевидения, порядок и сроки их предоставления определяются кабельным оператором с учетом технических возможностей сети кабельного телевидения при согласовании с органами местного самоуправления.
Думается, что с органами местного самоуправления должен согласовываться только перечень региональных телепрограмм, входящих в состав универсальных услуг кабельного телевидения, а перечень общероссийских телепрограмм, обязательных к распространению, должен определяться органами государственной власти.
Реклама кабельного оператора
В законе о кабельном телевидении должен быть определен правовой статус кабельного оператора, осуществляющего ретрансляцию телепрограмм вещателя без рекламных блоков вещателя, но с включением рекламных блоков собственного производства или производства местных рекламодателей.
Данная проблема сразу порождает массу вопросов. Какой статус будет иметь такой кабельный оператор, и как будет расцениваться деятельность по размещению рекламы, поскольку его деятельность по размещению рекламы не подпадает под понятие ретрансляции телепрограмм как прием и передача полных и неизменных телепрограмм, либо их существенных частей.
- Не будет ли эта деятельность рассматриваться государственными органами как вмешательство в содержание телепрограмм и создание новых программ, а следовательно, данная деятельность может рассматриваться как телевизионное вещание.
- В настоящее время вопросы размещения рекламы кабельным оператором в ретранслируемых телепрограммах определяются условиями договора.
- В тоже время ретрансляция полных телепрограмм вещателя с его рекламой в сетях кабельного телевидения, думается, должна оплачиваться вещателем.
Контроль за содержанием телепрограмм и рекламой вещателя
В действующем законодательстве РФ данный вопрос не нашел своего отражения. Законопроект о кабельном телевидении данную ситуацию разрешает следующим образом. Так, согласно п.
3 статьи 20 законопроекта оператор кабельного телевидения не вправе контролировать содержательную сторону распространяемых телевизионных программ и влиять на их содержание.
В случае, если содержание программ приводит к нарушению законных интересов государства, его органов, физических или юридических лиц, всю ответственность несет вещательная организация, осуществляющая подготовку, выпуск и вещание программ с использованием сетей кабельного телевидения.
Совершенно очевидно, что вещатель обладает всеми законными правами на создаваемые им телевизионные программы. Не оспаривается и то, что кабельный оператор ни каким образом не вправе влиять на содержание программ, поскольку он не участвует в производстве и выпуске телевизионных программ.
При создании телепрограмм должны учитываться нормы действующего законодательства РФ о средствах массовой информации.
В статье 4 Закона РФ «О средствах массовой информации» предусматривает недопустимость использования средств массовой информации для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специальную охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Статья 59 Закона РФ «О средствах массовой информации» устанавливает ответственность за злоупотребление свободой массовой информации.
В то же время указанные положения законодательства РФ должны соблюдаться российскими вещателями. Иностранные вещатели при создании и трансляции телевизионных программ будут руководствоваться, прежде всего, национальным законодательством и нормами международного права.
Европейская конвенция по трансграничному телевидению в статье 7, устанавливающей обязанности телевещателя, предусматривает, что все элементы программ, их представление и содержание, должны обеспечивать уважение к достоинству человеческой личности и основным правам других людей.
В частности, они не должны: быть непристойными и, в особенности, содержать порнографию; чрезмерно выделять насилие или разжигать расовую ненависть.
Все программы, которые могут нанести вред физическому, умственному или нравственному развитию детей и подростков, не должны транслироваться в тот период времени, когда они могут их смотреть.
Конвенция также закрепляет, что каждый вещатель должен обеспечить возможность любому физическому или юридическому лицу, независимо от его гражданства или места проживания, осуществить право на ответ или на поиск других соответствующих правовых или административных средств защиты программ, транслируемых или ретранслируемых вещателем.
Следует ли предусмотреть в законе право кабельного оператора прерывать ретрансляцию телепрограмм в случаях нарушения вещателем действующего законодательства РФ о средствах массовой информации? Если да, то какой государственный орган будет наделен полномочиями по выдаче предписаний кабельным операторам о прекращении ретрансляции? На сегодня эти вопросы остаются нерешенными.
Еще один немаловажный вопрос: кто будет нести ответственность за нарушение действующего законодательства РФ о рекламе? В большинстве случаев кабельные операторы ретранслируют телепрограммы в неизменном виде с рекламой вещателя.
В соответствии с законом о рекламе кабельный оператор выступает в роли рекламораспространителя, и он автоматически подпадает под действие закона.
Должен ли кабельный оператор осуществлять контроль за выходом рекламы отдельных товаров, например, пива, табачных изделий в установленное законом время и, в случае выявления нарушения, прекратить ретрансляцию телепрограммы?
- *** Итак, для поступательного развития относительно нового вида деятельности в области связи, а именно, деятельности в области кабельного телевидения, необходимо создать качественную нормативную базу, которая устанавливала бы правовую основу деятельности в данной сфере, определила статус всех участников деятельности, законодательно закрепила права, обязанности и ответственность лиц, участвующих в этой деятельности.
- Принятие закона о кабельном телевидении позволит решить массу существующих правовых проблем в сфере кабельного телевидения, в том числе и определит взаимоотношения кабельного оператора и абонента, кабельного оператора и вещателя в сфере оказания услуг кабельного телевидения.
- В то же время с принятием закона о кабельном телевидении в некоторые нормативные акты нужно будет внести соответствующие изменения и дополнения, касающиеся особенностей деятельности в области кабельного телевидения.
- А. Маркина, юрисконсульт ОАО «АВТОВАЗ», аспирант кафедры гражданского и трудового права Самарской Государственной Экономической Академии
О правовом статусе распространения телеканала в интернете
Выручка онлайн-видеосервисов последние 4 года устойчиво растет. Наряду с разнообразным видеоконтентом такие популярные платформы как ivi, Megogo, Amediateka и другие предлагают своим пользователям подписку на телевизионные каналы.
Реализована подписка на телеканалы и через OTT-приложения «МТС ТВ», «Билайн ТВ» и продукты других операторов связи.
С учетом удобства, разнообразия сервисов, несомненно, что рост аудитории OTT-приложений будет расти и все больше конкурировать с кабельным, спутниковым и цифровым эфирным вещанием.
И здесь перед владельцами телеканалов встает вопрос: нужно ли получать отдельную лицензию на вещание через интернет. Прямо на этот вопрос никто ответить не может. Адвокат Александр Титов разбирается в действующем законодательстве и пытается понять, как же быть телеканалам в сложившейся ситуации.
Впервые с вопросом правового статуса распространения телеканала в интернете автор столкнулся в начале 2018 году.
Тогда в ходе проверок 3 компаний территориальными управлениями Роскомнадзора, проверяющие не признали фактическое распространение телеканалов в сети Интернет (один телеканал вещался на платформе Билайн ТВ, другой на платформе МТС ТВ, третий на сайте в сети Интернет) вещанием по универсальной лицензии.
https://www.youtube.com/watch?v=QTLqjvcDBj4\u0026pp=ygUy0J_RgNCw0LLQuNC70LAg0LrQsNCx0LXQu9GM0L3QvtCz0L4g0LLQtdGJ0LDQvdC40Y8%3D
От каких документов можно отталкиваться?
В 2010 году вышло Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 №16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» согласно п.
6 которого «получение лицензии на вещание необходимо в случае использования технических средств эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания для распространения продукции средств массовой информации (ст. 31 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»).
Поскольку такие технические средства не используются при распространении массовой информации через интернет-сайты, то получение лицензии на вещание лицом, осуществляющим распространение массовой информации через интернет, не требуется».
После данного разъяснения Пленума был принят федеральный закон от 14.06.2011 №142-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации» который ввел понятие универсальной лицензии.
В новой редакции ст.
31 закона «О СМИ» вещатель, являющийся редакцией телеканала или радиоканала, в соответствии с лицензией на вещание вправе осуществлять распространение телеканала или радиоканала на всей территории РФ в любых средах вещания, в том числе в эфире, через спутник или кабель (универсальная лицензия).
В соответствии со ст. 31.2 закона «О СМИ» в заявлении о выдачи лицензии должны указываться сведения о среде вещания телеканала или радиоканала (наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание, иная среда вещания) в случаях, предусмотренных частью 4-й статьи 31 настоящего Закона.
Таким образом, в действующей редакции закона «О СМИ» предусматривается, что среда вещания может отличаться от среды наземного эфирного, спутникового или кабельного вещания. В этой связи в Роскомнадзор был направлен запрос относительно обоснования позиции территориальных органов и разъяснения понятия среды вещания. В ответ на запрос регулятор сообщил следующее:
«Для распространения аудиовизуальных произведений по технологии OTT, получение лицензии на вещание, предусмотренной ст. 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», не требуется.
- Распространение информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет») по технологии OTT не является также лицензируемым видом деятельности в сфере связи.
- Нормативными правовыми актами Российской Федерации не определено понятие OTT (Over the Top) и не закреплена схема технической реализации данного сервиса.
- Услугу связи в данном случае оказывают операторы связи, обеспечивающие абонентам (пользователям) доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет…
Распространение информации в сети «Интернет» регулируется Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон).
Таким образом, в случае если владелец сайта и (или) страницы сайта подпадает под критерии ст. 10.5 Закона, он будет признан владельцем аудиовизуального сервиса и его аудиовизуальный сервис будет включен в реестр аудиовизуальных сервисов. Владелец такого аудиовизуального сервиса будет обязан выполнять требования законодательства Российской Федерации».
Схожая позиция отражена на сайте Роскомнадзора в разделе https://rkn.gov.ru/mass-communications/smi-registation/, посвященном регистрации средства массовой информации:
«Для распространения массовой информации через сайты в сети Интернет (в том числе аудиовизуального контента) получение лицензии на право осуществлять телевизионное вещание и радиовещание не требуется.
Получение лицензии на вещание необходимо в случае использования технических средств эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания для распространения продукции средств массовой информации. Такие технические средства не используются при распространения массовой информации через сайты в сети Интернет.
https://www.youtube.com/watch?v=QTLqjvcDBj4\u0026pp=YAHIAQE%3D
Универсальная лицензия не дает право на вещание в сети Интернет».
В приведенных разъяснениях акцент сделан на том, что универсальная лицензия не относит распространение телеканала в сети Интернет к одной из сред вещания на которую выдается универсальная лицензия.
При этом ответ на вопросы о том, что такое среда вещания, что относится к иной, помимо наземного эфирного вещания, спутникового вещания, кабельного вещания среде вещания, получить ответ от регулятора не удалось.
Что такое телеканал с точки зрения закона?
Специфика правового регулирования телевизионного вещания заключается в том, что для получения разрешения на выход телеканала в свет необходимо пройти два этапа – осуществить его регистрацию в качестве средства массовой информации и получить вещательную лицензию.
Принимая как есть изложенную позицию регулятора, можно прийти к выводу о том, что необходимости во втором этапе – этапе получения вещательной лицензии, нет если речь идет о распространении телеканала в интернете.
Но нужно ли регистрировать телеканал в качестве средства массовой информации, если его распространение планируется через Сеть?
По определению ст. 2 закона «О СМИ» под телеканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность телепрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных сообщений и материалов. В той же ст.
2 закона «О СМИ» массовая информация определена как предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Под средством массовой информации понимается среди прочего телеканал, как форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).
Полагаю, что в определении телеканала сущностным признаком является его постоянное наименование, которое позволяет выделить телеканал в гражданском обороте, придать ему различительную способность.
Наименование телеканала может быть защищено как фирменное наименование предприятия. Периодичность выхода совокупности телепрограмм (аудиовизуальных сообщений) в соответствии с сеткой вещания – это функциональная характеристика телеканала.
Аудитория телеканала, как правило, массовая, зачастую только его платность является условием доступа к его просмотру.
Совокупность таких признаков как распространение аудиовизуальных сообщений среди неопределенного круга потребителей под постоянным наименованием в соответствии с сеткой вещания позволяет охарактеризовать такую форму распространения информации как телеканал и отнести его к средству массовой информации.
Из разъяснений в п. 6 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 15 июня 2010 г.
№16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» следует, что «поскольку при распространении массовой информации через сайты в сети Интернет отсутствует продукция средства массовой информации, то по действующему законодательству сайты в сети Интернет не подлежат обязательной регистрации как средства массовой информации».
Важно, что приведенное разъяснение Верховного суда относится именно к сайтам. Согласно п. 13 ст. 2 Федерального закона от 27.07.
2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под сайтом в сети «Интернет» понимается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
Чем отличается сайт от канала?
Определение сайта и определение телеканала имеют качественные отличия. Сайт может содержать как аудиовизуальные произведения, доступные неограниченную кругу лиц так и другу информацию – тексты, изображения, аудио файлы. Но в отличие от телеканала сайт характеризуется наличием доменного имени и (или) сетевого адреса, а также совокупностью программ ЭВМ и другой информации.
Сайт, по сути, является средой, в которой может распространяться массовая информация среди неопределенного круга лиц. Сайт в силу действующего законодательства не требует обязательной регистрации в качестве СМИ, хотя и может быть зарегистрирован в качестве сетевого издания.
Вместе с тем если на сайте, через ОTT-приложения, в иной форме распространяется информация, отвечающая признакам телеканала, такой телеканал, полагаю, должен быть зарегистрирован в качестве СМИ.
При наличии признаков телеканала при распространении информации необходимость его регистрации должна определяться исходя из общих положений закона «О СМИ» – статей 2, 8 и 12.
Как принять правильное решение?
Из положений пп. 5 п. 1 ст. 10.5 закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» следует, что владелец аудиовизуального сервиса обязан соблюдать требования законодательства РФ.
В частности – не допускать распространения аудиовизуальным сервисом телеканалов или телепрограмм, не зарегистрированных в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации». В силу ст. 13.
35 КоАП РФ распространение владельцем аудиовизуального сервиса телеканала, не зарегистрированного в качестве СМИ, либо распространение телеканала, зарегистрированного в качестве СМИ после принятия решения о прекращении или приостановлении вещания телеканала, влечет административную ответственность.
https://www.youtube.com/watch?v=0fLyd84peMo\u0026pp=ygUy0J_RgNCw0LLQuNC70LAg0LrQsNCx0LXQu9GM0L3QvtCz0L4g0LLQtdGJ0LDQvdC40Y8%3D
Приведенные положения закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» также указывают на необходимость анализа распространяемой информации. В случае если по совокупности характерных признаков информационная продукция может быть отнесена к продукции телеканала, владелец аудиовизуального сервиса обязан удостовериться в факте регистрации телеканала в качестве СМИ.
Закон «О СМИ» определяет вещателя телеканала как российское юридическое лицо, осуществляющее формирование телеканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание.
Однако, как указывалось выше, универсальная лицензия не относится к распространению телеканала в интернете, на такую форму распространения телеканала лицензия не требуется.
Следовательно, при распространении телеканала в интернете не возникает лица со статусом вещателя.
В статье 2 закона «О СМИ» указано, что под распространением продукции СМИ понимается распространение продукции СМИ иным способом. Под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции СМИ по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.
В случае с распространением телеканала через интернет функции редакции и распространителя телеканала в силу ст. 18 закона «О СМИ» может принять на себя учредитель телеканала.
Распространение телеканала в сети Интернет в этом случае может быть отнесено к иным формам распространения продукции СМИ.
Приведенная правовая квалификация распространения телеканала в интернете исключает риск признания регистрации телеканала в качества СМИ недействительной по причине невыхода в свет телеканала более одного года (ст. 15 закона «О СМИ»).
Также необходимо отметить, что определение вещателя, приведенное в законе «О СМИ» и определение организацией эфирного или кабельного вещания, имеют отличия.
Согласно статье 1329 ГК РФ организацией эфирного или кабельного вещания признается юридическое лицо, самостоятельно определяющее содержание радио- и телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений) и осуществляющее их сообщение в эфир или по кабелю своими силами или с помощью третьих лиц.
По закону «О СМИ» производство и выпуск продукции СМИ осуществляет редакция средства массовой информации (ст. 2). В силу ст. 26 закона «О СМИ» распространение продукции средства массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет (в эфир).
Анализ положений ст. 31 закона «О СМИ» позволяет сделать вывод, что закон рассматривает вещателя в качестве распространителя продукции СМИ. Так в соответствии с абзацем 4 ст.
31 закона вещатель, не являющийся редакцией телеканала, в соответствии с лицензией на вещание вправе осуществлять распространение телеканала на территории РФ в определенных среде или средах вещания в пределах прав, полученных таким вещателем в установленном порядке от редакции телеканала или радиоканала.
Характерным примером предоставления лицензионных прав редакцией вещателю является спутниковое вещания, при котором спутниковый вещатель только распространяет телеканал, но не определяет его содержание.
В абзаце 3 ст.
31 закона «О СМИ» говорится, что вещатель, являющийся редакцией телеканала, в соответствии с лицензией на вещание вправе осуществлять распространение телеканала на всей территории РФ в любых средах вещания, в том числе осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание (универсальная лицензия). И эта норма закона указывает на функцию распространения телеканала вещателем в соответствии с лицензией на вещание. В данном случае вещатель определяет содержание телеканала, лишь поскольку является редакцией телеканала.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 1304 ГК РФ сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией, относятся к объектам смежных прав.
Действительно, данная норма указывает на организации эфирного и кабельного вещания, которые в соответствии с законом «О СМИ» должны обладать вещательной лицензией.
Вместе с тем, полагаю, что само по себе формальное отсутствие у организации, осуществляющей функции редакции и распространителя телеканала в Интернете лицензии на вещание, не может служить основаниям для умаления ее прав и объема защиты, предусмотренных гражданским законодательством.
По аналогии к ней могут применяться положения параграфа 4 гл. 71 ГК РФ как к организации эфирного или кабельного вещания, так как такая организация может создавать передачи и иные сообщения, определяет содержание телеканала, осуществляет распространение телеканала. Это согласуется с положением п. 2 ст.
1304 ГК РФ согласно которой для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.
В качестве постскриптума
Приведенный анализ – это попытка применить действующее законодательство к новой, прямо не урегулированной законодательством форме распространения телеканалов в сети Интернет.
Необходимость в регистрации данных телеканалов в качестве СМИ может быть подтверждена или опровергнута на уровне разъяснений регулятора.
Вопрос с правовой защитой интеллектуальных прав таких организаций, как производителей и распространителей контента, полагаю, требует законодательного урегулирования.
https://www.youtube.com/watch?v=0fLyd84peMo\u0026pp=YAHIAQE%3D
Рассматриваемый в настоящее время Государственной думой РФ законопроект № 759960-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей распространения общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, а также телеканалов, получивших право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе сети «Интернет» решает весьма специфические задачи и анализировать данный законопроект как концепт регулирования вещания в сети Интернет, полагаю, нецелесообразно.
С 1 января в силу вступают новые требования для телеканалов. cdnvideo поможет их выполнить!
© Ruvod.com
Согласно новым требованиям, телеканалы, которые претендуют на роль обязательного общедоступного телеканала субъекта Российской Федерации, должны предоставлять в контролирующие органы запись эфира за 7 суток (168 часов), т.к. для получения статуса обязательного общедоступного телеканала его продукция должна содержать не менее 75% национальной продукции СМИ.
Кроме того 31 Закон обязывает телевещателей обеспечить доступность контента для людей с нарушениями слуха в размере не менее 5% объёма вещания в неделю. Это дополнительно определяется в постановлении Правительства РФ от 29.03.
2019 № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда».
Здесь указано конкретное количество часов произведённых и транслированных субтитров для субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных каналов, которое к 2025 году должно насчитывать не менее 13 365 часов субтитров в год.
У компании CDNvideo есть готовые решения, которые позволят выполнить необходимые настройки и привести контент телеканала к новым требованиям. Это автоматическая генерация субтитров и сервис «Полицейской записи».
Сервис даёт возможность выгружать запись эфира с выбором потока (канала) с заданным интервалом начала и конца записи.
Оно подойдёт для кратковременной записи (несколько часов) и для постоянной записи с неограниченной глубиной.
Напомним, что для соблюдения требований закона в контролирующие органы необходимо отправлять 168 часов архива эфира. Для большего удобства вся запись доступна с наложением TimeStamp.
Подключение к сети доставки контента CDNvideo не только сделает доступными этими актуальные для телеканалов решения, но также улучшит качество вещания для конечного потребителя и сэкономит ресурсы компании на инфраструктуру.
Сервис даёт возможность добавлять в видеопоток субтитры и отображать их в плеере. Это позволит многим партнёрам компании — российским телеканалам — выполнить новые требования статьи 31 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», которые вступят в силу с 1 января 2020 года.
Сервис вставки субтитров будет максимально эффективным при подключении HTML5-плеера CDNvideo. Хотя при встраивания субтитров в поток можно использовать и любой другой плеер, поддерживающий данную функциональность.
Основной же задачей CDNvideo в данном случае является обеспечение быстрого встраивания субтитров — чтобы на выходе получился поток с субтитрами в стандартном формате (HLS или MPEG-DASH + VTT-субтитры).
Пример Live-видео с субтитрами можно посмотреть на демонстрационном стенде.
По данным статистических исследований, более 10% людей в мире имеют проблемы со слухом. Эта проблема касается не только пожилых, но и весомой части молодого трудоспособного населения, имеющего хорошее образование и высокие профессиональные навыки.
В России сейчас, согласно данным Минздравсоцразвития, насчитывается около 200 тыс. инвалидов по слуху и слабослышащих граждан. Одна из основных проблем для этой части населения — отсутствие возможности понимать информационный и развлекательный контент: как на телевидении, так и в интернете.
По мировым стандартам, большая часть эфирного времени должна быть покрыта субтитрами.
https://www.youtube.com/watch?v=n4dttNYp8-0\u0026pp=ygUy0J_RgNCw0LLQuNC70LAg0LrQsNCx0LXQu9GM0L3QvtCz0L4g0LLQtdGJ0LDQvdC40Y8%3D
Субтитры используются и для других целей. Иногда они содержат дополнительную информацию, например, комментарии к видео или определения специальных терминов.
Также субтитры удобны для просмотра фильмов в оригинале, а в некоторых случаях и вовсе являются полноценной художественной частью видеоконтента.
Кроме того растёт процент людей, которые смотрят видеоконтент в общественных местах без наушников и с выключенным звуком и понимают контекст сюжета из субтитров.
§ 4. Право организаций эфирного и кабельного вещания
Согласно ст.
1329 ГК
РФ организацией эфирного или кабельного
вещания признается юридическое лицо,
осуществляющее сообщение в эфир или по
кабелю радио- или телепередач (совокупности
звуков и (или) изображений или их
отображений), посредством которых радио-
или телевизионные программы доводятся
до неопределенного круга лиц. Это могут
быть государственные или частные
организации, которые не только используют
произведения и исполнения, но и являются
субъектами смежных прав на созданные
ими передачи.
Организации вещания
— это радио-, телестудии и тому подобные
организации, которые занимаются
распространением звука, изображений,
их отображений посредством беспроволочной
связи (организации эфирного вещания)
или посредством кабеля, провода,
оптического волокна, аналогичных средств
(организации кабельного вешания).
Вещание
– процесс распространения информации
средствами радио- или телевизионной
техники, передача радио- и телевизионных
программ на расстояние (трансляция)
посредством средств связи (теле –
радиоэфир, кабельные сети). Объектом
данных смежных прав, как это следует из
смысла ст. 1329 ГК РФ выступает «сообщение».
Нормы ст. 1330 ГК РФ
закрепляют исключительное право таких
организация на сообщение радио- или
телепередач.
В частности п. 1
ст. 1330 ГК РФ оговаривает право организации
эфирного или кабельного вещания на
распоряжение принадлежащим ей
исключительным правом на сообщение
радио- или телепередачи в соответствии
со ст.
1229 ГК любым не противоречащим
закону способом (исключительное право
на сообщение радио- или телепередачи),
а п.
2 данной статьи перечисляет возможные
виды использования сообщения радио-
или телепередачи (вещания), к которым
относятся:
-
1) запись сообщения
радио- или телепередачи, то есть фиксация
звуков и (или) изображения или их
отображений с помощью технических
средств в какой-либо материальной форме,
позволяющей осуществлять ее неоднократное
восприятие, воспроизведение или
сообщение; -
2) воспроизведение
записи сообщения радио- или телепередачи,
то есть изготовление одного и более
экземпляра записи сообщения радио- или
телепередачи либо ее части. При этом
запись сообщения радио- или телепередачи
на электронном носителе, в том числе
запись в память ЭВМ, также считается
воспроизведением, кроме случая, когда
такая запись является временной и
составляет неотъемлемую и существенную
часть технологического процесса,
имеющего единственной целью правомерное
использование записи или правомерное
доведение сообщения радио- или телепередачи
до всеобщего сведения; -
3) распространение
сообщения радио- или телепередачи путем
продажи либо иного отчуждения оригинала
или экземпляров записи сообщения радио
или телепередачи; -
4) ретрансляция,
то есть сообщение в эфир (в том числе
через спутник) либо по кабелю радио- или
телепередачи одной организацией эфирного
или кабельного вещания одновременно с
получением ею такого сообщения этой
передачи от другой такой организации; -
5) доведение
сообщения радио- или телепередачи до
всеобщего сведения таким образом, что
любое лицо может получить доступ к
сообщению радио или телепередачи из
любого места и в любое время по собственному
выбору (доведение до всеобщего сведения); -
6) публичное
исполнение, то есть любое сообщение
радио- или телепередачи с помощью
технических средств в местах с платным
входом независимо от того, воспринимается
оно в месте сообщения или в другом месте
одновременно с сообщением.
Организации
эфирного и кабельного вещания осуществляют
свои права с соблюдением прав авторов
произведений, прав исполнителей, а в
соответствующих случаях — обладателей
прав на фонограмму и прав других
организаций эфирного и кабельного
вещания на сообщения радио- и телепередач.
Права таких организаций признаются и
действуют независимо от наличия и
действия авторских прав, прав исполнителей,
а также прав на фонограмму. Например, в
радио- и телепередачах могут использоваться
произведения, которые уже не охраняются
авторским правом, поскольку перешли в
сферу общественного достояния.
Однако
это само по себе не препятствует
возникновению смежного права организаций
эфирного и кабельного вещания.
Срок действия
исключительного права на сообщение
радио или телепередачи составляет пятидесят лет, считая с 1 января года,
следующего за годом, в котором имело
место сообщение радио- или телепередачи
в эфир или по кабелю, а по истечении
этого срока сообщение переходит в
общественное достояние.
Согласно п. 2 ст.
1282 ГК сообщение радио- или телепередачи,
перешедшее в общественное достояние,
может свободно использоваться любым
лицом без чьего-либо согласия или
разрешения и без выплаты вознаграждения.
При этом охраняются авторство, имя
автора и неприкосновенность произведения.
Согласно п. 3 ст.
1282 ГК перешедшее в общественное достояние
необнародованное сообщение радио- или
телепередачи может быть обнародовано
любым лицом, если только ее обнародование
не противоречит воле автора, определенно
выраженной им в письменной форме (в
завещании, письмах, дневниках и тому
подобном). При этом у гражданина, который
правомерно обнародовал сообщение радио-
или телепередачи, возникают права,
смежные с авторскими.
К правопреемникам
организации эфирного или кабельного
вещания (например, при реорганизации)
исключительное право на сообщение
радио- или телепередачи переходит в
пределах оставшейся части срока.