Ответственность

Понятие морское судно

?

7dogs (7dogs) wrote in samvguvt, 2018-11-04 20:24:00 7dogs 7dogs samvguvt 2018-11-04 20:24:00 Category: Источник: Чем отличается корабль от судна: описание и отличия. vchemraznica.ru ©Из всех видов транспорта, морской и речной транспорт являются самыми большими. Обыкновенный автомобиль на фоне такой громадины теряется из виду. А задумывались ли вы когда-нибудь, в чем заключается различие между судном и кораблем и почему нельзя назвать деревянный плот кораблем? Такой простой вопрос, а заставит задуматься почти любого человека.Говорить «какой замечательный кораблик» про пассажирский лайнер – не является существенной ошибкой, однако в профессиональной деятельности так говорить нельзя. Так же, как и говорить, что военный линкор – это судно. Кораблём называлось любое крупное судно, имеющее несколько мачт с прямым парусным вооружением. Позже границы слегка размылись, и сейчас термины «корабль» и «судно» можно назвать синонимами. Кораблём может быть и гражданское судно. Бывает так, что в торговых флотах термин «корабль» применяется к большим суднам.Что такое «корабль»?

Согласно многим русским словарям, у этого понятия имеется несколько значений, корабль – это:

Общий смысл – крупное морское судно. Судно с несколькими мачтами, имеющее прямые паруса. Боевая единица вооруженных сил страны, которая входит в состав военно-морских сил. Способна решать военные и специальные задачи.Понятие морское судноКрейсер

Смысл этого понятия, как вы заметили, очень широк. Путаница с понятиями «корабль» и «судно» вызвано тем, что «корабль» — (с греч.) Korabos – переводится как судно.

А корабль в свою очередь входит в понятие «судно». В основном к кораблям относятся: крейсеры, фрегаты, линкоры, эсминцы, корветы, катеры и другие военные корабли.

Основное свойство кораблей – наличие государственного флага и вооружения.

Принято считать, что корабли используются чаще всего в боевых и военных целях.

Например, линейные корабли, линкоры, использовались во второй мировой войне для уничтожения мощных кораблей противника, которые находились в составе какого-либо соединения, а так же для арт-поддержки дружественных сухопутных сил.Понятие морское судноЛинкор

Что такое «судно»?

Су́дно — плавучее сооружение, которое предназначено для военных, научных, транспорных, промысловых, спортивных целей.

В смысл определения входят и самоходные, и не самоходные судна. Понятие включает в себя катеры, яхты, пассажирские судна, баржи и даже морские велосипеды – катамараны, плоты, надувные лодки, буровые установки, гидросамолеты тоже являтся морскими судами.Понятие морское судноЛедокольно-транспортное судноГлавные критерии судна – водонепроницаемость корпуса и возможность спокойно передвигаться по воде или под водой с определенной целью.

Слово «судно» происходит из английского языка и переводится как vessel – сосуд.

Несмотря на то, что кораблями в основном называют морские единицы, использующиеся для военных целей, «судна» делятся на военные и гражданские.

Судно – обобщенное понятие, существует огромное множество разновидностей морских судов.

Они делятся по способу передвижения, по положению относительно водной поверхности, по району плавания, по целям использования и др. Судном может называться абсолютно любое искусственно созданное плавучее сооружение.Понятие морское судноНефтяной танкер

  • Чем схожи «судно» и «корабль»?
  • Судно включает в себя понятие «корабль».
  • Раньше кораблем называли любое судно с закрытой палубой.
  • Так чем же отличаются эти два понятия?
  • Кораблём же называется любой морской парусный или военный транспорт.

Судном называется искусственно созданное водоизмещающее сооружение. Сюда же подходит и понятие корабль, однако словом «корабль» не всегда можно обозначить любое водоизмещающее судно. Конечно, как говорилось выше, кораблем чаще называют судно, имеющее вооружение или военную символику. В первую очередь нужно отметить, что судно – это более обобщенное понятие, включающее в себя любое плавучее сооружение, чаще всего пассажирский или грузовой транспорт. Военный транспорт отличается наличием вооружения, военной символикой или боевыми целями использования и является единицей военно-морских сил государства.

Судно может быть военным, а может быть гражданским. Однако в обратную сторону это высказывание не действует.

Корабль никогда не может быть гражданским.

Этой информации уже достаточно для того, чтобы вы смогли легко отличить судно от корабля.

В бытовой жизни эти два понятия отдаленно являются синонимами, но в профессиональной деятельности назвать пассажирскую яхту кораблем, будет являться большой ошибкой.

Морские суда

Понятие морское судно

История развития судостроения и кораблестроения

Исторические предпосылки к строительству морских судов Развитие военно-морского флота – вполне закономерное историческое событие. Рано или поздно перед нашими предками встала проблема защиты целостности прибрежных территорий, которые граничили, мягко говоря, не всегда с мирными народами.

Годом возникновения первой флотилии – Азовский флот – считают 1696 год, а Петра — основателем такой науки, как морское дело. При нем был построены первые на Руси судна и корабли. Современные морские суда представляют собой плавсредства: пассажирские и транспортные, грузовые и военные. А вот понтоны, плавучие причалы – к морским судам не относятся.

Морские суда приходят в действия от движителя, в качестве которого принято использовать гребное колесо, буксирный конец, весло, винт (воздушный или погруженный в воду), парус. Сюда так же относят реактивную струю.

Самодвижущие судна имеют движитель, который приводится в действие преобразованием потенциальной энергии при помощи угля, продуктов переработки нефти, калорийной пищи, ядерного топлива, сжатого воздуха.

Так же двигатели самодвижущих судов приводятся в действия при помощи химической энергии аккумуляторов, которая перерабатывается в механическую при помощи источников мускульной силы, двигателя внутреннего сгорания, электромотора, реактивного двигателя, турбины и паровой машины. Не стоит путать понятия «морские суда» и «корабли».

Конечно, эти термины близки по значению, но равнозначными их назвать будет не правильно. Морские суда – более широкое понятие, так как, к примеру, гребную лодку или байдарку – нельзя назвать кораблем, но морским судном – вполне. А кораблем называют, в основном, все суда, над которыми развивается военно-морской флаг страны. Помимо прочего, корабли военной флотилии имеют государство флага, классификационное общество, порт приписки.

  • Морские суда современности имеют множество различий, классификация и разделение морских и речных судов по типам — это не простая задача, которая поставлена перед международными морскими организациями и классификационными обществами различных государств.
  • Типы морских судов(Согласно требованиям Российского морского Регистра Судоходмтва | Russian Maritime Register of Shipping )Морские суда — это морские транспортные средства разделенные к постройке и оборудованию на следующие категории:

Грузовое судно

 Грузовое судно – любое судно, не являющееся пассажирским (сухогрузное, наливное, транспортный рефрижератор, ледокол, буксир, толкач, спасательное, технического флота, кабельное, специального назначения и другое непассажирское судно).

Контейнеровоз

 Контейнеровоз — судно, предназначенное для перевозки грузов в контейнерах международного образца и имеющее ячеистые направляющие конструкции в трюмах.

Накатное судно

 Накатное судно –  судно, специально предназначенное для перевозки различной колесной техники (автомобилей, железнодорожного подвижного состава, гусеничной техники, трейлеров с грузом и без груза), грузовые операции на котором производятся преимущественно горизонтальным способом — накатом.

Пассажирское судно

 Пассажирское судно – судно, предназначенное для перевозки или перевозящее более 12 пассажиров.

Пассажирское накатное судно | RO-RO carrier

Пассажирское накатное судно (пассажирское судно ро-ро) – пассажирское судно, имеющее закрытые или открытые грузовые помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки.

 К пассажирским накатным судам относятся также суда, осуществляющие на паромных переправах регулярные перевозки пассажиров и перевозки на открытой палубе колесной техники с топливом в баках и/или железнодорожного подвижного состава с горизонтальным способом погрузки и выгрузки.

Наливное судно

 Наливное судно – судно, предназначенное для перевозки жидких грузов наливом, в том числе: Нефтеналивное судно – судно, предназначенное для перевозки наливом сырой нефти и нефтепродуктов с температурой вспышки 60?С и ниже для морских  судов, 55?С   и ниже для судов внутреннего плавания и с давлением паров по Рейду ниже атмосферного: Нефтеналивное судно (>60?С) – морское судно, предназначенное для перевозки наливом нефтепродуктов с температурой вспышки более 60?С; Нефтеналивное судно (>55?С) – судно внутреннего плавания, предназначенное для перевозки нефтепродуктов с температурой вспышки более  55?С; Газовоз – судно, предназначенное для перевозки наливом сжиженных газов;  Химовоз —  судно, предназначенное для перевозки наливом опасных химических грузов.

Комбинированное судно

Комбинированное судно – судно, в конструкцию которого входят одна палуба, бортовые подпалубные танки и бортовые скуловые танки в грузовых помещениях и которое  предназначено преимущественно для  перевозки навалочных грузов.

Читайте также:  Содержание канализационных колодцев

Буксир

 Буксир – судно, предназначенное для буксировки и кантовки других судов и плавучих сооружений.

Судно специального назначения

 Судно специального назначения– самоходное судно с механическим двигателем, которое в силу своего назначения имеет на борту специальный персонал более 12 человек, включая пассажиров (под указанными судами понимаются научно-исследовательские, экспедиционные, гидрографические, учебные суда; китобаза и прочие суда, используемые для переработки живых ресурсов моря и не занятые их ловом, и др.).

Судно обеспечения

 Судно обеспечения – судно, предназначенное в основном для перевозки снабжения и грузов к морским плавучим и стационарным установкам различного назначения и имеющее, как правило, надстройку в носовой и открытую грузовую палубу в кормовой части для обработки груза в море. При выполнении соответствующих требований Правил Регистра судно может быть  использовано для буксировочных работ.

Судно с динамическим принципом поддержания

 Судно с динамическим принципом поддержания (СДПП) – судно, вес или значительная часть веса которого в эксплуатационном режиме уравновешиваются силами, не являющимися гидростатическими и способное развить максимальную скорость в метрах в секунду, равную или превышающую 3,7 ?  ?0,1667, где ?  —    водоизмещение, соответствующее расчетной ватерлинии, м3. (Высокоскоростное судно).

Судно смешанного (река-море) плавания

 Судно смешанного (река-море) плавания – самоходное грузовое судно, предназначенное для перевозок грузов по морским и внутренним водным путям.

Атомное судно

 Атомное судно– судно, главная  пропульсивная  установка которого использует ядерную энергию.

Прогулочное судно

 Прогулочное судно – судно, используемое исключительно в целях отдыха (без коммерческих целей) и имеющее на борту не более 12 человек.

Судовая баржа

 Судовая баржа – несамоходное грузовое судно, эксплуатируемое без экипажа и приспособленное для транспортировки на специально оборудованных судах  (баржевозах) и буксировки (толкания) в пределах установленного ограниченного района плавания.

Морские суда по типу эксплуатации

Понятие морское судно

(с) Снопков В.И.

Морские судна: что это такое, основные типы и назначение

Морские судна — это транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов и пассажиров через морские пространства. Они играют важную роль в международной торговле и транспортировке товаров по всему миру.

Основные типы морских судов включают контейнеровозы, танкеры, буксиры, ледоколы, пассажирские суда, рыболовные суда, а также военные корабли. Каждый тип судна имеет свои специализированные функции и оборудование, а также назначение в зависимости от типа груза или пассажиров, которые они перевозят.

Суда сооружаются с использованием различных материалов, таких как сталь, алюминий и композитные материалы, которые обеспечивают стабильность и безопасность при движении по морским пространствам. Морские суда также оснащаются различным оборудованием, которое обеспечивает безопасный и эффективный процесс перевозки грузов и пассажиров.

Типы морских судов

Существует множество типов морских судов, каждый из которых имеет свои особенности и назначение. Рассмотрим наиболее распространенные типы:

  • Танкеры — суда, предназначенные для перевозки жидких грузов, в основном нефтепродуктов.
  • Контейнеровозы — суда, основное назначение которых — перевозка различных грузов в контейнерах.
  • Сухогрузы — суда, предназначенные для перевозки сухих грузов, таких как зерно, уголь, руда и пр.
  • Рыболовные суда — используются для ловли рыбы и других морских животных.
  • Пассажирские суда — суда, предназначенные для перевозки пассажиров.
  • Учебные суда — используются для обучения морepгов.
  • Ферри — суда, используемые для перевозки автомобилей и пассажиров через водные просторы между городами или странами.

Кроме приведенных выше существуют и другие типы морских судов, как например катера, яхты, плавучие доки, баржи и т.д.

Грузовые суда и их назначение

Грузовые суда — это суда, предназначенные для перевозки грузов между портами разных стран. Они играют важную роль в международной торговле, так как практически все грузы, требующие перевозки на большие расстояния, перевозятся именно на них.

https://www.youtube.com/watch?v=bYwtrYO-mLQ\u0026pp=ygUo0J_QvtC90Y_RgtC40LUg0LzQvtGA0YHQutC-0LUg0YHRg9C00L3Qvg%3D%3D

Существует множество различных типов грузовых судов, каждый из которых приспособлен для перевозки определенного типа груза. Например, контейнеровозы предназначены для перевозки стандартных металлических контейнеров, рефрижераторные суда используются для перевозки продуктов, которые нужно хранить в строго определенных условиях температуры.

Грузовые суда могут быть как судами, специально построенными для перевозки грузов, так и судами, которые могут выполнять и другие функции, например, пассажирские, которые также могут перевозить грузы.

Одним из основных преимуществ грузовых судов является их мощность и способность перевозить большие объемы грузов за один раз. Это делает их идеальными для международного транспорта грузов большого объема и веса. Кроме того, грузовые суда обеспечивают экономию на топливе и снижение затрат в сравнении с другими видами транспорта.

Пассажирские суда и круизные лайнеры

Пассажирские суда и круизные лайнеры — это специальные типы морских судов, которые предназначены для комфортного перевоза людей на большие расстояния. Они оборудованы всем необходимым для обеспечения безопасности и комфорта пассажиров, а также для предоставления развлекательной программы на борту.

В отличие от грузовых судов, пассажирские суда и круизные лайнеры имеют специальные каюты с удобствами, рестораны, бары, бассейны, спортивные площадки, кинотеатры, театры и множество других развлечений.

Одним из типов пассажирских судов являются круизные лайнеры, которые предназначены для организации морских круизов. Круизные лайнеры обеспечивают полный комплекс услуг от перевозки до предоставления развлечений на борту и экскурсионной программы на берегу.

  • Пассажирские суда могут перевозить множество пассажиров — от нескольких сотен до нескольких тысяч.
  • Круизные лайнеры могут отправляться в путешествие на несколько дней, недель и даже месяцев.
  • Пассажирские суда и круизные лайнеры используются для туризма, деловых поездок, перевозки беженцев и эвакуации людей в случае катастроф.

Такие суда пользуются массовой популярностью, и многие из них являются настоящими туристическими объектами и символами городов-портов.

Военные суда и их функции

Военные суда — это суда, которые используются в военных операциях. Они могут иметь различные функции в зависимости от типа судна.

Крупнейшими военными судами являются авианосцы. Они представляют собой большие плавучие базы для самолетов. Авианосцы могут использоваться в качестве поддержки при проведении военных операций, а также для атаки на другие суда и береговые объекты.

Другими типами военных судов являются ракетные крейсера и эсминцы. Они оборудованы ракетными установками и могут выполнять задачи по защите от воздушных и морских атак, а также вести атаку на другие суда.

Подводные лодки являются еще одним типом военных судов. Они могут быть вооружены ракетными установками, торпедами и другими средствами атаки. Задачи подводных лодок могут включать поиск и уничтожение других судов, а также наблюдение и разведку.

Военные суда также используются для транспортировки войск и оборудования в районы военных действий. Это могут быть как крупные корабли, так и более мелкие транспортные суда.

  • Авианосцы
  • Ракетные крейсера
  • Эсминцы
  • Подводные лодки
  • Транспортные суда

Суда для исследовательских и научных работ

Суда для исследовательских и научных работ часто используются для исследования морской жизни, геологических образований, а также сбора данных о погоде и климатических изменениях.

К этим судам относятся научно-исследовательские суда, которые оборудованы специальными приборами, лабораториями и специализированной техникой для сбора и анализа различных видов данных. Такие суда часто участвуют в научных экспедициях и проектах.

Среди научно-исследовательских судов можно выделить исследовательские катера, подводные аппараты, снабженные мини-лабораториями, а также специализированные суда, такие как океанографические суда, которые проводят глубинные исследования, и экспедиционные суда, построенные для проведения расширенных морских исследований.

https://www.youtube.com/watch?v=bYwtrYO-mLQ\u0026pp=YAHIAQE%3D

Суда для научных и исследовательских работ являются необходимой составляющей морской научной инфраструктуры и играют важную роль в изучении океанов и морей, а также в обеспечении экологической безопасности и предотвращении глобальных катастроф.

Вопрос-ответ

Что такое морские суда?

Морское судно — это транспортное средство, предназначенное для перемещения людей, грузов и техники через морское пространство. Они могут иметь разный размер, форму и назначение в соответствии с потребностями.

Какие бывают типы морских судов?

Существует множество типов морских судов, но наиболее распространенные — это танкеры, грузовые суда, контейнеровозы, пассажирские суда, рыболовные суда, теплоходы и яхты.

Каково назначение морских судов?

Назначение морских судов зависит от типа. Танкеры используются для перевозки жидких грузов, таких как нефть, грузовые суда используются для перевозки сухих грузов, контейнеровозы для перевозки контейнеров, пассажирские суда для перевозки пассажиров. Рыболовные суда используются для лова рыбы, а яхты — для отдыха и спорта.

Читайте также:  П 20 ст 265

Какие особенности у танкеров?

Танкеры имеют специально разработанные баки для хранения и перевозки нефти и других жидких грузов. Эти баки защищены от коррозии и могут выдерживать высокое давление и температуру. Танкеры также оснащены системами безопасности для предотвращения утечки нефти в море.

Какие существуют методы управления морским судном?

Управление морским судном может осуществляться несколькими способами: рулем, двигателем, якорем и парусами. В настоящее время, большинство морских судов оснащены двигателями внутреннего сгорания, что позволяет им перемещаться в любое время и при любых погодных условиях.

Понятие морского судна

  • Понятие и предмет морского права
  • Морское право возникло и развивалось в результате длительной практики государств по использованию морских пространств и их живых и неживых ресурсов.
  • Предметом морского права являются общественные отношения, складывающиеся между различными субъектами права в связи с торговым мореплаванием, под которым понимается деятельность, связанная с использованием судов для: перевозок грузов, пассажиров и их багажа; гидротехнических, подводно-технических и других работ; санитарного, карантинного и другого контроля; защиты и сохранения морской среды;

Правовое регулирование этих видов деятельности также является составной частью морского права. Учитывая, что такое регулирование затрагивает отношения, осложненные иностранным элементом, то такие отношения подпадают под действие международного публичного и международного частного морского права. 

Таким образом, морское право, как комплексная отрасль права, представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения между субъектами права в области торгового мореплавания с учетом специфики этих отношений

Специфика отношений, регулируемых морским правом, и выделение его в отдельную комплексную отрасль права

Морское право не является самостоятельной отраслью права, как государственное, административное, гражданское, трудовое, уголовное, а носит комплексный характер, то есть регулирование отношений, возникающих в области торгового мореплавания, требует применения норм и методов других отраслей права. И именно спецификой регулируемых морским правом отношений объясняется наличие в нем норм, которые по своей природе являются гражданскими, административными, трудовыми и т.д.

  1. Специфичной является функция капитана судна в части проведения дознания в случае совершения преступления на судне, находящемся в плавании.
  2. Морское право регулирует весьма разнородные по своей природе и содержанию отношения.
  3. Необходимость применения норм морского права в сочетании с нормами основных, самостоятельных отраслей права предусмотрена во многих статьях КТМ РФ
  4. Таким образом, морское право представляет собой стройную систему правовых институтов, органически связанных как друг с другом, так и с другими отраслями права.
  5. Понятие и виды источников морского права.

Источником права называют конкретные юридические формы правовых норм. Основными видами источников права являются нормативные акты, судебные прецеденты и правовые обычаи.

Нормативный акт издается тем или иным органом государства и содержит установленные этим органом нормы права. Главным источником всего российского права является Конституция РФ.

Судебный прецедент (от англ. precedent) служит источником права в ряде стран (Англия, США), и сущность его признания источником права состоит в том, что решение, вынесенное судом по конкретному делу, признается обязательным для разрешения аналогичных дел судами равной или низшей инстанции этого же государства, то есть в этом случае за судом признается право на создание нормативного акта.

Обычай – это правило поведения, которое сложилось постепенно и в результате многократного применения приобрело характер традиции, привычки, то есть стало общепринятым.

Международный договор как источник морского права 

Источниками международного морского права являются международные соглашения — договоры, которые чаще всего называются конвенциями, хотя имеются и другие наименования: меморандум, пакт, трактат, правила и т.д. Применительно к публичному морскому праву они охватывают вопросы, касающиеся определения прав и обязанностей государств в Мировом Океане.

  • Источниками морского частного права, регулирующего имущественные отношения в области торгового мореплавания, осложненные международным или иностранным элементом также являются международные конвенции, такие как Брюссельская конвенция 1924 года, Гаагско-Висбийские правила 1968 года и Гамбургские правила 1978 года о коносаментах и др.
  • Всего имеется свыше 60 международных конвенций и соглашений.
  • Международные договоры, как источники морского права, связывают государства-участников как субъектов международного права, и при ратификации международного договора происходит переход его норм в нормы национального права и даже на их основе создаются нормы внутреннего права государства.
  • Порядок действия международного договора определяется самим договором.
  • Конституция РФ, КТМ РФ и другие законы РФ и указы Президента РФ
  • Конституция РФ была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года.

Основным законодательным актом в области торгового мореплавания является КТМ РФ, который был принят 30 апреля 1999 года и вступил в силу с 1 мая 1999 года. С его принятием утратил силу КТМ СССР 1968 года.

Кодекс состоит из 27 глав и 430 статей. Его структура следующая:

К другим нормативным актам следует отнести законы в области торгового мореплавания (о государственной границе РФ, континентальном шельфе, исключительной экономической зоне, территориальном море и прилежащей зоне и т.д., а также указы Президента РФ, в частности, указ Президента РФ от 1 декабря 1992 года «О мерах по возрождению торгового флота России», который был отменен в начале 2002 года

Понятие морского судна

Под судном в Кодексе торгового мореплавания РФ понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания (ст.7 КТМ РФ).

Таким образом, ни национальное законодательство, ни международные договоры универсального определения понятия «судно» не содержат.

В морском праве судно рассматривается как техническое средство и как учреждение, выполняющее определенные задачи в соответствии со своим назначением и имеющее внутреннюю организацию.

 Судно не является юридическим лицом. Морское судно может быть объектом определенных имущественных прав.

судно можно определить, как плавучее транспортное средство, несущее флаг государства регистрации, имеющее название или/и номер, укомплектованное экипажем и обеспеченное судовыми документами в соответствии с нормами международного права.

На судно в открытом море распространяются законы того государства, под флагом которого оно плавает. При заходе морского торгового судна в иностранные порты, внутренние воды или территориальное море оно подпадает под действие суверенной власти прибрежного государства.

Гост р 55506-2013 транспорт водный внутренний. термины и определения (переиздание)

 ГОСТ Р 55506-2013

ОКС 03.220.40

  • Дата введения 2014-07-01
  • 1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Техречсервис» (ООО «Техречсервис») и Обществом с ограниченной ответственностью «Аскорус Консалтинг» (ООО «Аскорус Консалтинг»)
  • 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 032 «Внутренний водный транспорт»
  • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 августа 2013 г. N 525-ст
  • 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2020 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации«.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты».

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты».

Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

  1. Настоящий стандарт разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года N 623 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта».
  2. Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области внутреннего водного транспорта.
  3. Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
  4. Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации.
  5. В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.

Помета, указывающая на область применения многозначного термина, приведена в круглых скобках светлым шрифтом после термина. Помета не является частью термина.

  • Приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия.
  • Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
  • Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, представленные аббревиатурой, — светлым.
  • Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области внутреннего водного транспорта.
  • Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы по данной научно-технической отрасли, входящих в сферу действия работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.
  • Настоящий стандарт должен применяться совместно с ГОСТ Р 55507, ГОСТ 1062, ГОСТ 13641, ГОСТ 18322, ГОСТ 23903, ГОСТ 24166, ГОСТ 26069.
  • В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
  • ГОСТ 1062 Размерения надводных кораблей и судов главные. Термины, определения и буквенные обозначения
  • ГОСТ 13641 Элементы металлического корпуса надводных кораблей и судов конструктивные. Термины и определения
  • ГОСТ 18322 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения
  • ГОСТ 23903 Пути водные внутренние и их навигационное оборудование. Термины и определения
Читайте также:  Отступление от очередности

ГОСТ 24166 Система технического обслуживания и ремонта судов. Ремонт судов. Термины и определения

ГОСТ 26069 Механизмы палубные и судовые устройства. Термины и определения

ГОСТ Р 55507 Эксплуатация речных портов. Термины и определения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

  1. Общие понятия
  2. 1 внутренний водный транспорт: Один из видов транспорта, представляющий собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях.
  3. 2 эксплуатация (объекта внутреннего водного транспорта): Стадия жизненного цикла материального объекта внутреннего водного транспорта, включающая в себя приемку в эксплуатацию, использование его по назначению, определенному изготовителем или проектантом, техническое обслуживание и ремонт объекта без вывода из эксплуатации и вывод его из эксплуатации.
  4. Примечание — К материальным объектам внутреннего водного транспорта относят внутренние водные пути, судоходные гидротехнические сооружения, речные порты, суда.
  5. 3 эксплуатант (объекта внутреннего водного транспорта): Юридическое или физическое лицо, осуществляющее эксплуатацию объекта внутреннего водного транспорта.
  6. 4 судовладелец: Юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно в целях судоходства от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании [1].
  7. 5 перевозчик (внутренний водный транспорт): Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, взявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить груз, пассажира и его багаж из пункта отправления в пункт назначения [1].
  8. 6 навигационный период; (навигация): Период времени в году, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство.
  9. 7 перевозка (внутренний водный транспорт): Перемещение грузов и пассажиров с помощью судов внутреннего плавания.
  10. 8 пассажир (внутренний водный транспорт): Лицо, перевозка которого на судне осуществляется по договору перевозки пассажира [1].
  11. 9 пассажир с ограниченной способностью передвижения (внутренний водный транспорт): Пассажир, испытывающий особенные трудности при пользовании объектами внутреннего водного транспорта, в частности инвалид и лицо пожилого возраста.
  12. Внутренние водные пути
  13. 10 водораздельное водохранилище: Водохранилище, созданное в водораздельной части судоходного канала для питания водой шлюзов и самого канала водораздельного бьефа.
  14. 11 внутренний водный путь: Часть поверхностных водных объектов, ограниченная знаками навигационной обстановки, на которой осуществляется судоходство [1].
  15. 12 бассейн внутренних водных путей: Часть внутренних водных путей, обособленная и имеющая общие судоходные пути, климатические, навигационно-гидрографические условия обеспечения плавания судов и гидрометеорологические условия [1].
  16. 13 разряд водного бассейна: Категория внутренних водных путей, устанавливаемая в зависимости от действующего ветро-волнового режима [2].
  17. 14 судовой ход: Водное пространство на внутреннем водном пути, используемое для движения судов.
  18. 15 ось судового хода: Условная линия, проходящая в средней части судового хода.
  19. 16 габариты судового хода: Глубина, ширина, надводная высота и радиус закругления судового хода.
  20. 17 средства навигационного оборудования: Специальные сооружения, конструкции или устройства, предназначенные для ограждения судовых ходов (навигационных опасностей) и ориентирования судоводителей [2].
  21. 18 бакен: Навигационный знак цилиндрической, конической или другой формы, устанавливаемый на якоре для обозначения границ судового хода на внутренних водных путях.
  22. 19 буй: Плавучий навигационный знак цилиндрической, конической или другой формы, устанавливаемый на якоре для обозначения границ судового хода в озерах и водохранилищах.
  23. 20 веха: Предостерегающий знак судоходной обстановки в виде шеста, удерживаемый на месте якорем и предназначенный для обозначения точного положения бакена или буя при их возможном перемещении течением или ветром.
  24. Примечание — Вехи используются также при изыскательских работах для обозначения направления передвижения земснаряда при дноуглубительных и дноочистительных работах.
  25. 21 дноуглубление: Работы по обеспечению необходимых для судоходства глубин внутренних водных путей.
  26. 22 рейд: Часть внутренних водных путей, предназначенная для стоянки судов, формирования и расформирования судовых составов, выполнения операций комплексного обслуживания флота, а также для производства перегрузочных работ на плаву.
  27. 23 затон: Естественная или искусственная акватория, приспособленная для зимнего отстоя и ремонта судов.
  28. 24 внесудовые водоохранные средства: Береговые или плавучие пункты приема загрязнений, образующихся на судах в процессе эксплуатации.
  29. Судоходные гидротехнические сооружения
  30. 25 судоходное гидротехническое сооружение: Инженерное гидротехническое сооружение, предназначенное для использования водных ресурсов для целей судоходства.
  31. Примечание — К судоходным гидротехническим сооружениям относят шлюзы, направляющие палы, водосливные плотины, дамбы.
  32. 26 водосливная плотина: Плотина без затворов, у которой вода проходит в нижний бьеф через гребень плотины, когда уровень водохранилища превышает уровень гребня.
  33. 27 судоходный шлюз: Напорное гидротехническое сооружение на судоходных водных путях для обеспечения перехода судов из верхнего бьефа гидроузла в нижний и обратно.
  34. 28 камера шлюза: Камера, соединяющая верхнюю и нижнюю головные части шлюза и имеющая объем, достаточный для приема одного или несколько судов.

Примечание — Ширина и длина камеры определяют полезную поверхность камеры. По числу камер различают шлюзы однокамерные и многокамерные.

  • 29 ворота шлюза: Устройство для закрытия камер шлюза со стороны верхнего и нижнего бьефов.
  • Примечание — В зависимости от конструкции ворота подразделяются на двустворчатые и одностворчатые, подъемные и отпускные, сегментные и секторные.
  • Речные порты
  • 30 (речной) порт: Совокупность технологического комплекса и объектов его инфраструктуры, расположенных на земельном участке или земельных участках и акватории внутренних водных путей и предназначенных для обслуживания пассажиров и судов, осуществления операций с грузами, взаимодействия с другими видами транспорта.
  • 31 порт общего пользования: Порт, в котором хотя бы один эксплуатант перегрузочных комплексов или пассажирских терминалов осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица.
  • Суда
  • 32 судно: Самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства.
  • 33 судно внутреннего плавания: Судно, предназначенное для эксплуатации преимущественно на внутренних водных путях.
  • 34 судно плавания «река-море»: Судно, предназначенное для эксплуатации на внутренних водных путях и пригодное для ограниченной эксплуатации в море [3]*.
  • ________________

* Поз. [3] см. раздел Библиография, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.