Поиск и спасание
ВНИМАНИЕ: Вы смотрите текстовую часть содержания конспекта, материал доступен по кнопке Скачать.
Аварийно-спасательные работы при авиакатастрофах.
Аварийно-спасательные работы при авиакатастрофах направлены на своевременное оказание экстренной помощи пострадавшим и предотвращение возможных последствий бедствия, вторичных поражающих факторов, которые могут нанести ущерб природной среде или крупный материальный урон.
В аварийных ситуациях число спасенных людей часто зависит от оперативности действий спасательной службы. В случае необходимости мы в кратчайшие сроки обеспечим боевую готовность спасателей-профессионалов и современного спасательного оборудования.
Аварийно-спасательные работы на земле и воде
Бывает так, что авиакатастрофы происходят в отдаленных от аэропорта местах; в таких случаях необходима срочная организация и проведение поиска воздушного судна. В случаях аварийной посадки самолета на водную поверхность, к спасению людей привлекаются профессиональные спасатели-водолазы и соответствующая техника.
После обнаружения потерпевшего крушение самолета от спасателей требуется не только обеспечить спасение людей, но и оказать им первую помощь, а также предотвратить панику. Если район бедствия находится в труднодоступном месте, служба спасения разворачивает временный лагерь, содержащий все необходимое для жизнеобеспечения пострадавших.
Особенности ликвидации последствий аварий (катастроф)
на воздушном транспорте
Порядок действий при аварийно-спасательных работах
- Поисковые мероприятия
- Поиск потерпевшего бедствие воздушного судна с привлечением спасательных транспортных средств (воздушных, наземных, водных), оборудованных необходимым снаряжением и аппаратурой.
- Подготовка плана спасательных работ
- По результатам поиска происходит уточнение координат места катастрофы, оценка текущей обстановки, прогнозирование последствий чрезвычайной ситуации.
- Ликвидация аварийной ситуации
- Оперативное принятие всех необходимых мер для устранения аварии и предотвращения ее вероятных последствий.
Общие принципы работы
- Заблаговременная подготовка сил и средств к оперативным действиям для ликвидации аварий;
- Экстренное реагирование на возникновение или угрозу чрезвычайной ситуации;
- Непрерывное и последовательное осуществление выработанного плана спасательных работ до полного их завершения;
- Применение современных технологий, обеспечивающих наиболее эффективный результат спасательных действий;
- Соблюдение всех необходимых мер безопасности.
Особенности ликвидации последствий аварий (катастроф) на воздушном транспорте
Если авария на авиатранспорте произошла в районе аэропорта, то непосредственная организация поиска и спасания экипажа и пассажиров воздушного судна возлагается на начальника аэропорта с привлечением сил и средств от авиационных частей (предприятий и организаций), базирующихся на данном аэродроме, независимо от их ведомственной принадлежности.
Аварийно-спасательные работы в таких случаях осуществляют аварийно-спасательные команды, в которые входят расчеты от различных служб (диспетчерской, стартовой, пожарно-спасательной, медицинской, инженерной, спецтранспорта, перевозок, милиции и др.).
Первоочередные мероприятия по спасению людей при такой аварии, как правило, связаны с эвакуацией пассажиров с воздушного судна. Согласно требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО), все пассажиры должны покинуть воздушное судно через выходы, расположенные на одной стороне, за 90 секунд.
В этом случае для эвакуации людей должны использоваться все основные, служебные и запасные двери.
Эвакуацию людей можно проводить через разломы в фюзеляже, специальные люки, сделанные спасателями, грузовые люки, форточки в кабине экипажа.
Необходимо помнить, что конструкция замков аварийных выходов обеспечивает возможность их открытия как изнутри салона, так и снаружи, то есть эту работу может выполнить спасатель.
При организации аварийно-спасательных работ в случае пожара на борту воздушного судна необходимо помнить, что: через 2–3 мин.
после возникновения пламенного горения двуокись углерода в салоне достигает смертельной концентрации; температура внутри пассажирских салонов резко нарастает по их высоте (на уровне пола – 50 °С, а на высоте 1,5 м от пола – 250 °С); работы по тушению пожара следует проводить в изолирующих средствах защиты.
Эвакуацию пассажиров следует проводить одновременно с тушением пожара с наветренной стороны. Вскрытие фюзеляжа необходимо начинать с дверей, так как у них выше пропускная способность, чем у различных проделанных отверстий.
В случае авиакатастрофы вне зоны аэропорта руководство организацией работ по поиску и спасению экипажей и пассажиров воздушных судов, потерпевших бедствие, организуется руководителями управлений Федеральной авиационной службы или командирами соответствующих авиационных объединений видов Вооруженных Сил, в зонах ответственности (зонах поисково-спасательных работ) которых произошло авиационное происшествие.
При этом поисково-спасательные работы организуются в следующих случаях:
- при получении сигнала бедствия с борта воздушного судна, а также при приеме сигналов аварийных радиостанций (радиобуев);
- при получении доклада от экипажа воздушного судна, наблюдавшего бедствие, а также сообщений других очевидцев бедствия;
- если в течение 10 мин. после расчетного времени прилета воздушное судно не прибыло в пункт назначения и радиосвязь с ним отсутствует более 5 мин.;
- если экипаж воздушного судна получил разрешение на посадку и не произвел её в установленное время, а радиосвязь с ним прекратилась;
- при потере радиосвязи с экипажем воздушного судна и одновременном пропадании отметки радиолокационной проводки или потере радиосвязи более чем на 5 мин., если радиолокационная проводка не велась;
- во всех других случаях, когда экипажу воздушного судна требуется помощь.
Поисково-спасательные работы начинаются с момента подачи команды на вылет поисково-спасательного самолета (вертолета) и на выход наземных поисково-спасательных команд. В первую очередь, с их помощью обнаруживается место падения самолета (вертолета).
После приземления или высадки поисково-спасательной команды немедленно начинается эвакуация пассажиров из терпящего бедствие воздушного судна в безопасное место. От спасателей требуется не только спасение людей, но и создание им необходимых условий выживания, защищающих от непогоды, оказание им первой медицинской помощи.
После вывода из зоны бедствия пострадавших, спасатели приступают к сбору останков погибших для их дальнейшего опознания. Если в результате авиакатастрофы все люди, находящиеся на борту воздушного судна, погибли, то спасатели обязаны осуществить поиск и сбор останков погибших, “черных ящиков” и обеспечить сохранность ценностей.
До прибытия на место катастрофы руководителя комиссии по расследованию причин чрезвычайной ситуации запрещается производить какие-либо работы на месте авиационного происшествия, за исключением внешнего осмотра, фиксации следов движения воздушного судна по грунту, эвакуации раненых и погибших. Перемещение воздушного судна до прибытия указанной комиссии допускается только в случаях, если аварийное воздушное судно упало на железную дорогу, шоссейную, водную магистраль или на аэродром и препятствует безопасному движению транспортных средств или посадке воздушных судов.
Руководство по поиску и cпасанчасть i. поисково-спасательная организация
- Doc 7333-AN/a59
- РУКОВОДСТВО ПО ПОИСКУ ИСПАСАНИЮ ИЗДАНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ —1994 УТВЕРЖДЕНО ГЕНЕРАЛЬНЫМ СЕКРЕТАРЕМ И ОПУБЛИКОВАНО С ЕГО САНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
- Руководство
- По поиску и спасанию
- (Doc 7333-AN/859) ИЗДАНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ — 1994
- ПРЕДИСЛОВИЕ
Основной целью Руководства по поиску и спасанию ИКАО является содействие государствам в выполнении ими своих обязательств в соответствии со Статьей 25 Конвенции о международной гражданской авиации и положениями Приложения 12 к ней. В руководстве содержатся руководящие принципы для обеспечения единого подхода в авиации к поиску и спасанию, призванные побудить государства к созданию поисково-спасательных организаций (SAR) и позволить соседним государствам сотрудничать между собой и оказывать взаимную помощь.
Первое издание было издано в 1952 году по рекомендации Третьей сессии Отдела SAR, состоявшейся в 1951 году. Второе издание было подготовлено в соответствии с рекомендациями Совещания отделов RAC/SAR, состоявшегося в 1958 году, и было опубликовано в двух частях. Часть I была издана в 1966 году, а часть II — в 1968 году.
Третье издание, которое было опубликовано в двух частях в 1970 году, содержало новую -лаву 5 — Практика и процедуры поисково-спасательной связи.
Настоящее четвертое издание содержит обновленные материалы, относящиеся, в частности, к правилам поиска и спасания.
С учетом взаимодополняющего характера авиационных и морских поисково-спасательных организаций руководство согласовано, по мере возможности, с Руководством 3AR Международной морской организации (ИМО) в целях обеспечения единства используемого подхода и облегчения пользования обоими руководствами. В сотрудничестве с ИМО рассматривается вопрос о дальнейшем развитии руководства.
- Материалы излагаются в следующей последовательности:
- В части I — Поисково-спасательная организация — рассматриваются вопросы, относящиеся к государствам в плане организации существующих служб и оборудования, и создание дополнительных служб и оборудования, необходимых для обеспечения реального и экономического поисково-спасательного охвата данного района;
- В части II — Правила поиска и спасания — содержится материал, предназначенный в помощь всем членам персонала, которые будут участвовать в поисково-спасательных операциях и тренировочных учениях.
- Содержание
. Стр.
ЧАСТЬ I. ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ | ||
Глава 1. Основная структура поисково-спасательной организации | I-1-1 | |
1.1. | Необходимость создания поисково-спасательной организации | I-1-1 |
1.2. | Ответственность за создание поисково-спасательной организации | I-1-1 |
1.3. | Общее описание поисково-спасательной организации | I-1-1 |
1.4. | Сотрудничество между поставщиками необходимых для поиска и спасания ресурсов | I-1-2 |
1.5. | Сотрудничество между государствами | I-1-2 |
Глава 2. Планирование поисково-спасательной службы | I-2-1 | |
2.1. | Общие положения | I-2-1 |
2.2. | Определение зоны ответственности службы SAR | I-2-1 |
2.3. | Существующие организации и учреждения, которые могут оказывать помощь при поиске и спасании | I-2-1 |
2.4. | Соглашение между полномочными органами | I-2-5 |
2.5. | Преобразование зоны ответственности в один или несколько районов поиска и спасания (SAR) | I-2-7 |
2.6. | Создание и использование координационных центров поиска и спасания (RСС) | I-2-9 |
2.7. | Создание и использование вспомогательных центров поиска и спасания (RSC) | I-2-20 |
2.8. | Создание и использование специализированных поисково-спасательных команд | I-2-21 |
2.9. | Назначение постов аварийного оповещения | I-2-23 |
2.10. | Разработка учебных программ | I-2-24 |
Глава 3. Выбор компонентов поисково-спасательных команд | I-3-1 | |
3.1. | Общие положения | I-3-1 |
3.2. | Воздушные поисково-спасательные подразделения | I-3-1 |
3.3. | Морские поисково-спасательные подразделения | I-3-6 |
3.4. | Береговые поисково-спасательные подразделения | I-3-9 |
3.5. | Сухопутные поисково-спасательные подразделения | I-3-10 |
Глава 4. Предметы снабжения для проведения поиска и спасания и спасательное оборудование | I-4-1 | |
4.1. | Общие положения | I-4-1 |
4.2. | Основная упаковка спасательных припасов и спасательного оборудования | I-4-1 |
4.3. | Сбрасываемые контейнеры и упаковки | I-4-3 |
4.4. | Хранение и проверка предметов снабжения и спасательного оборудования | I-4-4 |
4.5. | Предметы снабжения и спасательное оборудование для воздушных поисково-спасательных подразделений | I-4-4 |
4.6. | Предметы снабжения и спасательное оборудование для морских поисково-спасательных подразделений | I-4-4 |
4.7. | Предметы снабжения и спасательное оборудование для сухопутных поисково-спасательных подразделений | I-4-4 |
Глава 5. Практика и процедуры связи | I-5-1 | |
5.1. | Общие положения | I-5-1 |
5.2. | Авиационная подвижная служба | I-5-1 |
5.3. | Морская подвижная служба | I-5-2 |
5.4. | Связь между морскими и воздушными судами | I-5-4 |
5.5. | Аварийно-спасательное радиооборудование | I-5-5 |
5.6. | Связь при поисково-спасательных операциях | I-5-6 |
Добавление А к части I. Образец законодательного акта, учреждающего поисково-спасательную организацию | I-A-1 | |
Добавление B к части I. Образец рабочего соглашения о межгосударственном использовании поисково-спасательных средств с объединением ресурсов двух и более государств | I-B-1 | |
Добавление C к части I. Образец рабочего соглашения о межгосударственном использовании конкретных поисково-спасательных средств, посредством которых одно государство помогает другому | I-C-1 | |
Добавление D к части I. Образец соглашения об упрощении входа поисково-спасательных воздушных судов одного государства в пределы другого государства | I-D-1 | |
ЧАСТЬ II. ПРАВИЛА ПОИСКА И СПАСАНИЯ | ||
Глава 1. Инцидент, обусловливающий поиск и спасание | II-1-1 | |
1.1. | Общие положения | II-1-1 |
1.2. | Уведомление | II-1-1 |
1.3. | Последовательность событий | II-1-4 |
1.4. | Назначение координационного центра поиска и спасания, ответственного за начало поисково-спасательных операций | II-1-9 |
1.5. | Связь со средствами массовой информации | II-1-9 |
Форма первоначального уведомления | II-1-12 | |
Глава 2. Связь | ||
2.1. | Общие положения | II-2-1 |
2.2. | Электросвязь | II-2-1 |
2.3. | Связь при помощи визуальных сигналов | II-2-1 |
Глава 3. Определение районов поиска | II-3-1 | |
3.1. | Общие положения | II-3-1 |
3.2. | Возможный район | II-3-1 |
3.3. | Вероятный район | II-3-2 |
3.4. | Исходное определение вероятного района | II-3-3 |
3.5. | Корректировка вероятного района | II-3-7 |
3.6. | Распределение районов поиска по отдельным воздушным судам | II-3-15 |
3.7. | Обозначение и описание районов поиска | II-3-17 |
Глава 4. Методы поиска | II-4-1 | |
4.1. | Общие положения | II-4-1 |
4.2. | Охват района поиска | II-4-1 |
4.3. | Схемы воздушного поиска | II-4-9 |
4.4. | Схемы скоординированного воздушно-морского поиска | II-4-26 |
4.5. | Схемы морского поиска | II-4-29 |
4.6. | Схемы сухопутного поиска | II-4-31 |
Глава 5. Проведение поиска | II-5-1 | |
5.1. | Общие положения | II-5-1 |
5.2. | Инструктаж поискового персонала | II-5-1 |
5.3. | Поиск воздушными судами | II-5-5 |
5.4. | Поиск морскими подразделениями | II-5-7 |
5.5. | Поиск сухопутными командами | II-5-7 |
5.6. | Опрос поискового персонала | II-5-8 |
5.7. | Продолжение поиска | II-5-9 |
5.8. | Прекращение поиска | II-5-9 |
Поисковая инструктивная форма | II-5-12 | |
Поисковая опросная форма | II-5-15 | |
Глава 6. Спасание оставшихся в живых | II-6-1 | |
6.1. | Общие положения | II-6-1 |
6.2. | Визуальное обнаружение и последующие действия | II-6-1 |
6.3. | Сбрасывание предметов снабжения | II-6-3 |
6.4. | Спасание с применением воздушных судов | II-6-4 |
6.5. | Спасание с помощью морских подразделений | II-6-6 |
6.6. | Спасание с помощью сухопутных подразделений | II-6-7 |
6.7. | Неотложная помощь оставшимся в живых | II-6-10 |
6.8. | Опрос оставшихся в живых | II-6-12 |
6.9. | Окончание спасательных операций | II-6-12 |
6.10 | Отчет о поисково-спасательных операциях | II-6-12 |
Глава 7. Оказание помощи при аварийной ситуации помимо поиска и спасания | II-7-1 | |
7.1. | Общие положения | II-7-1 |
7.2. | Перехват и сопровождение | II-7-1 |
7.3. | Оказание помощи при вынужденной посадке на воду | II-7-2 |
7.4. | Доставка аварийно-спасательного оборудования | II-7-4 |
Глава 8. Подготовка поисково-спасательного персонала | II-8-1 | |
8.1. | Общие положения | II-8-1 |
8.2. | Тренировочные учения | II-8-1 |
8.3. | Обучение и тренировка персонала координационного центра поиска и спасания | II-8-2 |
8.4. | Подготовка личного состава воздушных поисково-спасательных подразделений | II-8-4 |
8.5. | Подготовка личного состава морских поисково-спасательных подразделений | II-8-6 |
8.6. | Подготовка личного состава сухопутных поисково-спасательных подразделений | II-8-6 |
8.7. | Подготовка парашютистов-спасателей и парашютистов-медиков | II-8-7 |
8.8. | Подготовка складского персонала | II-8-8 |
Добавление А к части II. Факторы, влияющие на эффективность работы наблюдателя | II-A-1 | |
Добавление В к части II. Перечень действий, осуществляемых координационным центром поиска и спасания при объявлении аварийной ситуации (представленный одним государством) | II-В-1 | |
Добавление С к части II. Стандартный формат донесения о поисково-спасательной операции | II-С-1 | |
Добавление D к части II. Морской код стандартной фразеологии, применяемой между координационными центрами поиска и спасания и вспомогательными центрами поиска и спасания | II-D-1 |
рУКОВОДСТВО ПО ПОИСКУ И CПАСАНчАСТЬ I. ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 — 2023 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
Search and Rescue – Wikipedia
Подразделения двух поисково-спасательных служб
Чрезвычайная ситуация с воздухом на море
Для поиска и спасания в чрезвычайных ситуациях в воздухе и на море все государства, входящие в ИКАО или ИМО , должны иметь соответствующие организации и структуры. В связи с международным характером задач, а также сфер применения, термин Search and Rescue ( SAR , англ. «Поиск и спасение») стал использоваться для авиационных и морских спасательных служб на немецком языке. Хотя это международная задача, во многих странах, особенно в Европе, конкретную помощь оказывают не государственные органы, а неправительственные организации . И деятельность Немецкого общества спасения потерпевших кораблекрушение, и деятельность Королевского национального института спасательных шлюпок в Англии финансируются за счет пожертвований .
Для координации и контроля спасательных мероприятий все государства обязаны создать ответственные координационные центры спасения (RCC = Rescue Coordination Center ) для конкретной географической области (зона поиска и спасания ) .
Существуют центры управления воздушным спасением (ARCC = Aeronautical Rescue Coordination Center) и морским спасательным центром (MRCC = Maritime Rescue Coordination Center), которые также могут действовать как единое целое в качестве Joint Rescue Coordination Center (JRCC).
В Германии MRCC Бремена является координационным и оперативным центром, отвечающим за все чрезвычайные ситуации на море.
Основы
Все государства, подписавшие Чикагскую конвенцию 1944 года, обязаны предоставлять аварийную воздушную службу. Соответствующая практика в отношении чрезвычайных ситуаций на море была урегулирована на международном уровне только в 1979 году в Конвенции о поисково-спасательных службах на море .
Основой для внедрения является руководство IAMSAR (Руководство по международному авиационному и морскому поиску и спасанию ), опубликованное совместно Международной организацией гражданской авиации ИКАО и Международной морской организацией ИМО .
В большинстве случаев службы SAR интегрированы в вооруженные силы , существующие спасательные службы , полицию или другие органы безопасности.
«Каждое прибрежное государство должно способствовать созданию, функционированию и поддержанию адекватной и эффективной поисково-спасательной службы в отношении безопасности на воде и над водой и, если того требуют обстоятельства, посредством взаимных региональных договоренностей, сотрудничать с соседними государствами для этого. цель. »
«Каждое прибрежное государство должно способствовать созданию, функционированию и содержанию соответствующей и эффективной спасательной службы в воде и над водой и, если того требуют обстоятельства, сотрудничать с соседними государствами в этих целях в соответствии с взаимными соглашениями».
— Конвенция ООН по морскому праву, цитируется в Руководстве IAMSAR, глава 1.3.1.
Руководство IAMSAR помогает настроить такие сервисы:
«ИКАО и ИМО совместно разработали это Руководство […]. Его цель […] состоит в том, чтобы помочь государственным органам с экономической точки зрения создать эффективные службы SAR, […] и гарантировать, что людям, терпящим бедствие, будет оказана помощь безотносительно к их местонахождение, национальность или обстоятельства «.
«ИКАО и ИМО совместно разработали это руководство. Он разработан, чтобы помочь государственным учреждениям создать экономичные и эффективные службы SAR и обеспечить помощь нуждающимся, независимо от их местонахождения, национальности или обстоятельств ».
— Руководство IAMSAR, том 1, глава 1.1.3
Помимо спасения экипажей потерпевших кораблекрушение или потерпевших крушение самолетов, есть и другие интересы государства в поддержании или поддержке функционирующей спасательной цепочки.
Таково чувство безопасности , особенно в воде, что является важной предпосылкой для развития туризма . Поврежденные суда также могут представлять значительную угрозу для окружающей среды, что отрицательно скажется на туризме.
Поставщики услуг безопасности часто также являются лидерами в области предотвращения .
SAR (самолет)
Чрезвычайные ситуации в воздухе
См. Также : воздушная авария
В случае возникновения чрезвычайной ситуации спасателей вызывает прежде всего соответствующий центр управления воздушным движением . Активированный ELT ( аварийный радиомаяк КОСПАС-САРСАТ ) также может вызвать тревогу.
Однако использование подходящего аварийно-спасательного оборудования, которое координируется ответственным спасательно-координационным центром , как правило, возможно только в случае аварийных ситуаций в полете и несчастных случаев, когда самолет достиг земли.
Служба SAR для самолетов в Германии
См. Также : Служба SAR для самолетов в Германии
В Германии армия и флот берут на себя поисково-спасательную службу для самолетов.
Спасение на море (морская поисково-спасательная служба)
Спасательный крейсер Герман Марведе
Вертолет ВВС США с дозаправкой в воздухе с большой дальностью полета для использования на море в Северной Атлантике
→ Основная статья : Спасение на море
Помощь людям, терпящим бедствие на море, называется спасением на море . Мероприятия включают спасение людей, потерпевших кораблекрушение, тушение пожаров на море и поиск пропавших без вести.
Морские спасательные силы обычно используют корабли или катера в качестве оперативных ресурсов, но также могут использоваться вертолеты и самолеты, но последние почти всегда, если место операции находится очень далеко от берега.
Ваша основная задача — эвакуировать людей из опасных для жизни ситуаций — спасение или возвращение имущества имеет второстепенное значение.
Спасение океана
Операции по поиску и спасению
Руководство по международному авиационному и морскому поиску и спасанию IAMSAR
В 1998 году Международная морская организация (ИМО) совместно c Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) подготовила трехтомное Руководство по международному авиационному и морскому поиску и спасанию (International Aeronautical and Maritime Search and Rescue Manual — IAMSAR).
Основная цель Руководства заключается в оказании содействия государствам в удовлетворении ими своих собственных потребностей в области поиска и спасания (SAR) и выполнении принятых ими на себя обязательств по Конвенции о международной гражданской авиации, Международной конвенции по поиску и спасанию на море и Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (SOLAS). В указанных томах содержатся рекомендации, позволяющие выработать единый подход к организации и обеспечению авиационных и морских служб SAR. Государствам предлагается развивать и совершенствовать свои службы SAR, сотрудничать с соседними государствами и рассматривать свои службы SAR как часть глобальной системы.
- Каждый том Руководства IAMSAR подготовлен с учетом конкретных функций системы SAR и может использоваться как самостоятельный документ или, в сочетании с другими двумя томами, для получения полного представления о системе SAR (здесь приводится общее описание руководства ввиду его большого объема).
- Том I «Руководство по организации и управлению»:
- обзор концепции SAR, включая потребности, возникающие в связи с обеспечением служб SAR, и причины, определяющие необходимость и полезность таких служб. Система SAR рассматривается с глобальной, региональной и национальной точек зрения;
- некоторые из ключевых компонентов системы SAR. К ним относятся связь, координационные и вспомогательные центры поиска и спасания, оперативные средства и средства поддержки, а также координатор на месте проведения операции;
- использование процесса обучения, процедур квалификации и сертификации с целью подготовки компетентного в профессиональном отношении персонала SAR. Подробно разбирается ряд аспектов обучения и учений, проводимых в рамках обучения;
- потребности организации SAR в связи для приема аварийных оповещений и для обеспечения действенной координации между различными компонентами системы SAR;
- общие вопросы управления системой SAR;
- необходимые факторы и рекомендуемые методы создания организационных условий, способствующих совершенствованию служб.
- Том II «Координация операций» предназначается в помощь сотрудникам, планирующим и координирующим операции и учения SAR, и содержит:
- ключевые компоненты системы SAR, такие, как координационные центры поиска и спасания (RCC), оперативные средства и средства поддержки, а также координатор на месте проведения операции (OSC);
- вопросы обеспечения связи в системе SAR. К ним относятся аварийная связь, аварийные маяки, обеспечение связи при проведении операций SAR и ряд различных систем связи и безопасности, относящихся к системе SAR или используемых в ней;
- пять типичных этапов мер реагирования в связи с происшествиями SAR — подробно описаны три стадии аварийности (стадии неопределенности, тревоги и бедствия) и два первых этапа (поступление первых сведений и начальные действия) и приведены дополнительные ценные рекомендации в отношении первоначальных этапов происшествия SAR;
полный, но практичный порядок применения теории поиска для решения проблемы планирования поиска в рамках операций SAR.
Даются рекомендации по согласованию противоречивых целей — охвата больших районов с применением ограниченных средств или использования этих средств для обеспечения высокой вероятности обнаружения в небольших районах.
Изложенные процедуры позволяют планирующему поиск сотруднику определить оптимальный район поиска, с тем, чтобы максимально увеличить шансы на успех;
- методы поиска и поисковые операции, включая выбор поисковых средств, оценку условий поиска, выбор схемы поиска при визуальном, электронном, ночном и сухопутном поиске, распределение подрайонов поиска, стандартные методы обозначения и описания подрайонов поиска, планирование координации на месте проведения операции и, наконец, сведение всех этих данных в рамках реально осуществимого плана поисковых действий;
- аспекты планирования спасания и спасательных операций, такие, как материально-техническое обеспечение, методы спасания, помощь оставшимся в живых и их опрос, действия в отношении погибших и некоторые особые требования в отношении мест аварий воздушных судов;
- рекомендации в отношении оказания помощи при чрезвычайных ситуациях, отличающихся от традиционных операций SAR, в которых может быть задействована система SAR;
надлежащий порядок завершения операций SAR. К числу рассмотренных тем относятся закрытие дел SAR, приостановление поисковых операций, возобновление приостановленного дела SAR, составление заключительных донесений, проведение анализа с целью повышения эффективности работы и разбор отдельных дел, а также архивирование дел SAR.
Во второй том включено большое число добавлений, в которых содержится: полезная информация, формы документов, контрольные перечни, поэтапное изложение порядка действий, стандартные формы, таблицы и графики, которые могут использоваться персоналом RCC в повседневной работе.
Том III «Подвижные средства» должен находиться на борту поисково-спасательных средств, воздушных и морских судов и использоваться в качестве пособия по вопросам, связанным с осуществлением функций поиска, спасания или координатора на месте проведения операции, а также при решении связанных с SAR задач в случае собственных аварийных ситуаций.
Цель данного документа — обеспечить руководством тех, кто в аварийных ситуациях в море может запросить помощь или может ее оказать. В частности, он предназначен для помощи капитану любого судна, которое может быть вызвано для принятия участия в операциях по поиску и спасанию.
- Руководство IAMSAR включает в себя следующую информацию:
- координация поисково-спасательных работ;
- действия судов, терпящих бедствие;
- действия судов и вертолетов, оказывающих помощь;
- планирование и проведение поиска;
- связь;
- аварийные ситуации воздушных судов в море;
- стандартная форма сообщения для случая поиска и спасания;
- маневры в случае «человек за бортом».
- Район бедствия подразделяется на две категории:
- прибрежный, в котором помощь судну, терпящему бедствие, может быть оказана с судов, самолетов, вертолетов и спасательных судов;
океанский, в котором помощь может быть оказана с самолетов и судов. Причем в наиболее отдаленных районах помощь может быть оказана только с судов, находящихся поблизости.
В океанском районе СКЦ назначает координатора поисково-спасательной операции. Координатор днем поднимает двухфлажный сигнал по МСС «FR», ночью включает отличительные огни, набор которых определяет самостоятельно и сообщает его судам, занятым в поисково-спасательной операции.
- Суда, следующие в район бедствия, должны сообщить судам, задействованным в поисково-спасательной операции, свое местоположение, курс, скорость и ожидаемое время прибытия.
- Район поиска определяется следующим образом:
- определяется наиболее вероятное местоположение судна в бедствии к моменту подхода в данный район с учетом его дрейфа; место называется «DATUM»;
площадь района поиска равна площади квадрата, описанного вокруг окружности радиусом, равным 10 милям. Центр окружности находится в «DATUM».
Существующие способы ведения поиска судна, терпящего бедствие, подробно описаны в IAMSAR.
Стандартная форма сообщения для случая поиска и спасания может быть двух типов:
1.Короткая форма (для срочной передачи основной информации при запросе помощи или первичном извещении о несчастном случае). Данная форма включает в себя:
- TRANSMISSION PRIORITY FROM TO SAR SITREP (NUMBER) Distress/Urgency;
- A identify of casualty Originating RCC;
- B position Serial number;
- C situation Name, call sign, flag;
- D number of persons at risk Latitude/longitude;
E assistance required Type of message e.g., distress/urgency, date/time, nature of distress/urgency;
- F coordinating RCC.
- 2.Полная форма (для передачи более полной или обновленной информации во время поисково-спасательной операции
- Используются следующие дополнительные пункты:
- G description of casualty
- H weather-scene
- J initial actions taken
- K search area
- L coordinating instructions
- M future plans
- N additional information/conclusion
- Include time SAR operation terminated
- В России функции координации деятельности федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасению людей на море и в водных бассейнах возложены на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Постановление Правительства РФ № 834 от 26 августа 1995 года). Согласно Плану взаимодействия федеральных органов исполнительной власти Российской федерации:
- Минтранс России организует работы по поиску и спасанию людей на море; в период арктических навигаций на трассе Северного морского пути оперативное руководство и координация поисково-спасательных работ возлагаются на штабы морских операций в портах Диксон и Певек в соответствующих зонах ответственности;
- Министерство обороны РФ участвует в работах по поиску и спасанию людей на море во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, решает в пределах своей компетентности вопросы допуска иностранных спасательных единиц;
- Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ обеспечивает поисковые и спасательные работы в условиях экологического загрязнения окружающей среды;
- Комитет РФ по рыболовству участвует в работах по поиску и спасанию людей во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти;
- Федеральная пограничная служба России решает в пределах своей компетентности вопросы пропуска морских спасательных единиц через Государственную границу РФ.
- К обеспечению действий ведомственных аварийно-спасательных служб при поиске и спасении людей на море и в водных бассейнах привлекаются:
- Министерство внутренних дел РФ для обеспечения общественного порядка и охраны материальных ценностей при чрезвычайных ситуациях, а также для тушения пожаров на судах, в портах, доках и затонах;
- Минздрав РФ для организации медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения пострадавших людей;
- Минсвязи РФ для обеспечения оповещения и связи между участниками поиска и спасения людей на море и в водных бассейнах;
- Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды для обеспечения участников поиска и спасения людей гидрометеорологической информацией.
- Организация мероприятий, связанных с выполнением обязательств, вытекающих из международных договоров Российской федерации о сотрудничестве служб при поиске и спасении людей на море, возлагается на Минтранс и Министерство обороны РФ.